Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Песпективы ТЭО России и Китая
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ВВЕДЕНИЕ
В
XXI век Китай и Россия вступили как две великие державы,
как два стратегических партнера, стоящих
перед лицом сходных задач. Масштабный рост
геополитического влияния КНР делает
китайский фактор одним из важных ключевых
компонентов долгосрочного политического
глобального и регионального прогнозирования.
На
сегодня, по словам многих экспертов, российско-китайское взаимодействие
прослеживается в таких ключевых областях,
как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание
примата международного права в мировых
делах, поддержание стратегической стабильности
и, в первую очередь, сохранение Договора
по ПРО, создание справедливого и равноправного
мирового экономического порядка.
Целью
данной контрольной работы является анализ
торгово-экономическ х отношений между Китаем
и Россией. Для ее достижения необходимо:
вспомнить недавнее совместное прошлое,
развитие сотрудничества России и Китая.
Последние
года, несомненно, стали особым периодом
в отношениях России и Китая. За спиной
успешная реализация беспрецедентных
в истории двусторонних проектов
- Года России в Китае и Года Китая
в России, которые обозначили новые
горизонты в развитии и укреплении
стратегического партнерства и
взаимодействия наших стран. Кроме
того, 2009 год стал Годом русского языка
в Китае, а 2010 год - Годом китайского языка
в России.
Важным
подтверждением сохранения общих позиций
стал недавно подписанный в Москве новый российско-китайский договор
о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
Россия
и Китай могут и должны сотрудничать в различных сферах
- в политике, экономике, вопросах безопасности,
согласовывая свои позиции по дипломатическим
каналам. На сегодняшний день российско-китайские
отношения все еще находятся на этапе обмена
товаров массового спроса на сырье.
И
все же союз России и Китая больше следует рассматривать как налаживание
цивилизованных и взаимовыгодных отношений.
Поскольку высокий уровень и многоплановый
характер российско-китайского сотрудничества
- это важный фактор укрепления мира и
стабильности не только в Азии, но и в мире
в целом.
ГЛАВА
1. Развитие внешнеторгового
потенциала РФ и КНР на
современном этапе
С
конца 70-х годов китайское руководство
радикально изменило социально-экономичес ий
курс и приступило к глубоким и
всесторонним реформам централизованно-плано ой
экономики, а также начало проводить
"открытую политику". Преобразования
в народном хозяйстве нацелены на
формирование китайского варианта социальной
рыночной экономики. "Открытая политика"
предполагает интеграцию Китая в
мировой рынок, причем не только за
счет развития внешней торговли, но
и путем широкого привлечения
в страну зарубежных инвестиций.
В
отличие от нас у Китая есть
четкая внешнеэкономическая стратегия.
В ее разработке приняли участие
многие академические и ведомственные
исследовательские центры, целая
армия специалистов.
На
XV съезде КПК (1997 года) был сделан вывод
о необходимости перехода к экспортной
ориентации экономики страны. При
этом исходили из того, что за 1979-1997
годы рост экспорта позволил обеспечить
21% прироста ВВП. В условиях глубокой
дефляции, определяющей внутреннюю экономическую
ситуацию последних лет, значение экспортной
ориентации для народного хозяйства
КНР еще более возросло. Выработан
целый комплекс стратегических установок:
"идти во вне", использовать "два
вида сырья, два рынка" (сырье страны
и других государств, внутренний и
мировой рынки), "два импорта, один
экспорт" (импорт сырья и капиталов,
экспорт капитала). Решено "превратить
слабость в силу", то есть полностью
использовать в интересах внешнеэкономической
экспансии гигантские ресурсы дешевой
рабочей силы страны.
В
XXI веке, как объявлено в Пекине,
Китай приступает к реализации стратегии
"транснационал ного хозяйствования"
Внешнеэкономическая экспансия
намечается по нескольким направлениям:
внешняя торговля, зарубежные капиталовложения,
создание транснациональных компаний.
Реализация
этой стратегии предусматривает
четыре этапа. Первый - "выращивание групп предприятий".
Запланировано отобрать 100 лучших групп
предприятий, которые получат поддержку
государства, права на зарубежные инвестиции
и экспортное предпринимательство. Второй
этап - развитие экспорториентированны
групп предприятий. Одновременно он станет
начальным этапом "интернационали ации",
включающей: активное развертывание прямых
экспортно-импортных операций и создание
за рубежом инфраструктуры сбыта; постепенное
расширение прямой инвестиционной деятельности
за рубежом (с использованием разных форм
объединений, приобретений, контроля);
сбыт продукции зарубежной переработки
и сборки в третьих странах. Третий
этап - транснациональное предпринимательство
экспорториентирован ых групп предприятий.
На этом этапе их зарубежная деятельность
станет основной. Они будут создавать
в других странах свои "дочки" и филиалы,
тесно связанные с материнскими компаниями. Четвертый
этап - формирование ТНК. Это этап, когда
международная дея-тельность групп предприятий
достигнет определенной степени зрелости,
а материнская компания холдинга развернет
свою деятельность во всех уголках планеты,
ее деятельность в НИОКР, производстве,
сбыте, снабжении сырьем охватит "все
наиболее выгодные районы мира", и внутри
групп предприятий сложится всестороннее
международное разделение труда.
2000-2010
годы названы "ключевым периодом"
реализации задач первых двух
этапов. В эти годы Китай намерен
"всеми силами" выращивать группу
экспорториентирован ых групп предприятий,
использующих потенциал транснационального
бизнеса и "постепенно теснящих"
500 сильнейших ТНК мира. Реализация
задач третьего и четвертого
этапов начнется после 2010 года.
Валютные
запасы страны превысили $100 млрд. Правда,
внешний долг составил $115 млрд., но 90%
его суммы приходится на долго- и
среднесрочную задолженность, и
особых проблем с его обслуживанием
не возникает. Платежеспособность КНР
не вызывает сомнений у зарубежных кредиторов,
и они охотно продолжают ссужать деньги
Китаю.
В
2000-2010 годах среднегодовой темп роста
внешнеторгового оборота Китая
прогнозируется в пределах 8,5-9%, объем
экспорта и импорта будет в
основном сбалансированным. К середине
XXI века внешнеторговый оборот должен
достигнуть 20 трлн долларов, то есть возрасти
почти в 50 раз.
На
конец 1996 г. в КНР зарегистрировано
около 280 тысяч предприятий с иностранными
инвестициями, из которых более 130 тысяч
вступили в строй. Общий объем
вложенных из-за рубежа капиталов
составил свыше $160 млрд. Предприятия
с иностранными инвестициями обеспечивают
почти 20 млн. рабочих мест (около 10% всех
занятых в городах) и дают 15% валового
промышленного производства и примерно
40% экспорта страны.
Успех
рыночных реформ в Китае и их неудача
в России очевидны, хотя возможности у Китая
были гораздо скромнее. В чем причина?
Ответ на вопрос дает сравнительный анализ
перехода этих стран к рыночной экономике,
который можно представить в виде семи
основных пунктов.
1.
В конце 80-х годов разумно
было ожидать, что Россия
успешно осуществит
переход к рыночной
экономике, а Китай не
добьется успеха, имея в виду, что рыночные
реформы начались в Китае в 1978 г., а в России
(являвшейся тогда частью СССР) - в 1985 г.
У
России были следующие предпосылки
благоприятного проведения преобразований:
• успешное
использование метода централизованного
планирования для формирования второй
по масштабам экономики в мире
(более крупной, чем в Японии и
Германии), наивысшие в мире объемы
добычи нефти, газа, угля, производства
пшеницы, обуви и ряда других товаров;
• огромный
внутренний рынок;
• целостная
инфраструктура, включая транспорт,
коммуникации, университеты, научно-исследовательс ие
институты и т.д.;
• урбанизированное,
грамотное и обученное население;
• подготовленная
рабочая сила и менеджеры с
опытом управления производством (за исключением
финансовой сферы);
• колоссальный
человеческий капитал, в том числе
крупнейший в мире отряд ученых и
инженеров;
• мощные
“тылы” в Восточной Европе с
ее ресурсами и рынками;
• огромные
природные ресурсы.
В отличие
от этого возможности Китая были
гораздо меньше:
• узкий
в отношении платежеспособности
внутренний рынок;
• низкий
уровень индустриализации и развития
инфраструктуры;
• сельское,
в основном неграмотное население
(80% сельского населения против 80%
городского в России);
• в
основном необученная рабочая сила,
ограниченный человеческий капитал, незначительное
число ученых, инженеров и техников;
• малоуспешное
функционирование плановой экономики;
• ограниченные
природные ресурсы;
• потенциальные
преимущества, обусловленные гораздо
более коротким, чем в России,
периодом развития по социалистическому
пути и благодаря этому наличием
эвентуальных предпринимателей, которые
могли проявить соответствующую
инициативу;
• потенциальные
преимущества, обеспечиваемые гораздо
более узким государственным
сектором экономики, высокой долей
накоплений, поддержкой зарубежных китайцев,
огромным потенциалом низкооплачиваемой
рабочей силы и, самое главное, использованием
иного подхода к экономическим
реформам.
2.
Вопреки ожиданиям рыночные
реформы в Китае оказались
успешными, а в России
не удались.
Начиная
с 1985 г. темпы экономического роста в Китае
составляют в среднем 10,3% в год - ошеломляющий,
высочайший показатель для любой крупной
страны мира. При этом возрастают реальная
заработная плата и уровень жизни, формируется
средний класс. Текущие темпы роста стабильно
удерживаются на уровне примерно 10%. Китай
быстро превращается в ведущую индустриальную
страну с относительно низкими темпами
инфляции. В России ежегодный спад составляет
10-20% - один из самых значительных показателей
уменьшения национального продукта для
любой крупной страны. В результате Россия
переместилась со 2-го места в мире по масштабам
экономики на 11 - 12-е, сравнявшись с Бразилией
или Мексикой. Между тем длительная инфляция
“съела” сбережения населения и разрушила
средний класс - основу любого общества,
вызвала политическую нестабильность,
создала потенциал социально-политическ й
нестабильности и, вероятно, даже возможность
возврата к какому-либо типу авторитарного
режима.
3.
Россия создала модель
того, как не следует
выполнять переход к
рыночной экономике,
а Китай - модель того,
как надо осуществлять
этот переход.
Китай
начал с рыночных, а не с политических
реформ, он отложил их на более позднее
время или блокировал, сохранил авторитарную
политическую систему, чтобы избежать
политического риска.
Советский
Союз (в 1985-1991 гг.) и Россия (начиная с 1992 г.)
пытались параллельно проводить политические
и экономические реформы, т.е. одновременно
вводить гласность и осуществлять перестройку.
Китай
начал с реформы в сельском
хозяйстве, раздробил крупные коллективные
хозяйства на более мелкие, но более
эффективные единицы и ввел систему
ответственности домохозяйств. Достигнутый
благодаря этому рост производительности
имел колоссальные последствия, если учесть,
что огромная часть населения
страны (80%) проживает в сельской
местности. Крестьяне разбогатели,
стали преобразовывать сельскохозяйственную
систему, обеспечивавшую доселе только
прожиточный минимум, торговать
с городом и создали огромный,
ранее отсутствовавший внутренний
рынок потребительских товаров.
Это также привело к массовому
перемещению населения из села в
город - крупнейшему переселению в истории
человечества - и формированию огромного
потенциала рабочей силы в городах.
Россия
игнорировала сельское хозяйство и
такие вопросы, как собственность
на землю, сельское образование, роль местных
органов власти. Между тем ее прежний
широкий внутренний рынок оказался
разрушенным вследствие длительной
инфляции, а также невыплат заработной
платы и пенсий.
Китай
организовал прибрежные свободные
экономические зоны на юге страны,
в провинции Гуандун, создав тем
самым условия для достижения
своих целей в Гонконге, создал
“второй Гонконг” в Шенчжене, а
на востоке страны, в провинции
Фуцзянь, обеспечил доступ к Тайваню.
Эти зоны привлекли к себе промышленное
производство, ориентированное на экспорт,
что дало возможность зарабатывать
необходимую иностранную валюту.
В страну отовсюду потекли капиталы,
подтвердив тем самым, что в современном
мире существует один глобальный интегрированный
рынок капитала. Китаю удалось
пробиться на потребительские рынки
Запада, воспользовавшись режимом наибольшего
благоприятствования сформировать огромный
экспортный сектор экономики, ориентированный
на низкозатратную, но трудоемкую продукцию.
Россия
не располагает экономикой, ориентированной
на внешний рынок, если не считать
экспорт природного газа, нефти и
ряда других минеральных ресурсов,
а также вооружений. Страна также
экспортирует капитал, оседающий в
частных оффшорных банках на Кипре,
в Объединенных Арабских Эмиратах и
других странах. Россия пыталась создать
свободные экономические зоны, но
безуспешно.
Китай
ослабил централизованный контроль
и сосредоточил внимание на "новой
экономике", а не на разбазаривании
скудных ресурсов в ходе приватизации
"старой", стимулировал развитие
новых предприятий национального,
провинциального, поселкового и
деревенского уровней. Местная инициатива
оказалась успешной.
Китай
продемонстрировал гораздо большую
прагматичность и гибкость, чем другие
трансформирующиеся страны. Он не делал
ставку на изменение формы собственности
или частные предприятия. Вместо
этого требовалось, чтобы новые
производства были современными и ориентировались
на экспорт, использовали новые технологии,
квалифицированных управленцев
и рабочих и т.д.
Россия,
напротив, сконцентрировалась на "старой
экономике" и следовала инициативам,
исходящим из центра. Через приватизацию
и государственные субсидии поддерживались
старые неэффективные государственные
предприятия.
4.
Причины неудач России
связаны с тем, что при
переходе к рыночной
экономике она взяла
за основу так называемый
подход СЛП (стабилизация,
либерализация, приватизация),
а успехи Китая - с отказом
от такого подхода.
Первая
составляющая в рамках подхода СЛП -
стабилизация макроэкономики, включая
ограничение дефицита государственного
бюджета. Однако следствием "шоковой
терапии" стали и "великая депрессия",
и "великая инфляция".
Второй
компонент - либерализация
цен, определяемых впредь рынком, а не
бюрократией. Однако в настоящее время
они, по существу, устанавливаются мафией,
монополистами, коррумпированными чиновниками.
Третий
компонент - приватизация, перевод
предприятий из государственной в частную
собственность, обычно в форме корпораций.
В отсутствии соответствующих регулирующих
и юридических институтов приватизация
привела к криминализации экономики - все
большую власть над ресурсами и их распределением
захватывают криминальные элементы. Номенклатурная
приватизация, проведенная управленцами,
породила российских "предпринимател й",
состоящих в основном из монополистов,
расхитителей имущества (продающих фонды,
в том числе предприятия и оборудование,
и помещающих доходы на свои частные счета
в оффшорных банках), представителей мафии,
вымогателей и чиновников-коррупцион ров.
Эти предприниматели ориентируются в
большей степени на извлечение ренты,
чем на участие в производственной деятельности.
5.
При переходе к рыночной
экономике Китай также
сталкивается с рядом
проблем:
• коррупцией
и взяточничеством;
• цикличностью
сельскохозяйственног производства,
когда из-за низких урожаев усиливается
инфляция;
• неэффективностью
государственных предприятий - убыточных
и не имеющих возможности погашать банковские
кредиты;
• трудностями
с поддержанием роста производства
и доходов, возможностью возврата 20%-ной
инфляции;
• хронической
неполной занятостью и угрозой политике
создания постоянных рабочих мест вследствие
притока рабочей силы из сельских
районов, вступления на рынок труда
новых работников, миграции рабочей
силы;
• проблемами,
связанными с жильем и социальными
выплатами в сельской местности
и городах для вновь прибывших
граждан;
• наличием
потенциала социальной, экономической
и политической нестабильности, что
усугубляется дифференциацией между
уровнем развития провинций;
6.
И все же, несмотря на
свое современное состояние,
Россия может извлечь
уроки из примера Китая,
если воспользуется
подходом ИКУ (институционализация
конкуренция, управление),
примененным им, а еще
ранее Японией, Тайванем
и Южной Кореей.
Первый
компонент в рамках подхода ИКУ -
создание институтов
рыночной экономики, включая такие,
которые вводятся государством или местными
органами власти. Новые институты привнесены
в Китай либо собственными усилиями, либо
с помощью мирового хозяйства, чего не
произошло в России.
Вторая
составляющая - конкуренция
с приданием особого значения новым конкурирующим
фирмам, отвоевывающим у неконкурентоспособны
предприятий лучшие ресурсы, необходимые
для производства и экспортной деятельности,
а также созданию новых предприятий, обостряющих
конкуренцию, таких, как поселковые и сельские
предприятия низового уровня. Это важнее,
чем приватизация, так как приватизированные
предприятия-монопол сты по-прежнему
остаются монополистами, как это происходит
в России. В Китае достигнуты ошеломляющие
результаты - и это не только очень высокие
темпы роста, но и колоссальный приток
капиталов в страну со всего мира. Многие
новые предприятия в Китае стали движущей
силой развития производства и расширения
занятости. Экспортная деятельность в
стране находится под контролем государства,
и ее интенсивность часто определяется
решениями провинциальных властей.
7.
Некоторые уроки, вытекающие
из сопоставления Китая
и России, в отношении
того, как следует осуществлять
переход от социалистической
к рыночной экономике:
меры в рамках перехода,
объединенные подходом
ИКУ(институционализ ция,
конкуренция, управление).
Первый
шаг - создание рыночных институтов, на
которых держится такая экономика (права
собственности, юридическая система, банки,
торговый кодекс, система бухгалтерского
учета, страхование, финансовая система,
реклама и т.д.).
Второй
шаг - сначала создание новых конкурирующих
предприятий, а затем трансформация старых
предприятий в жизнеспособные прибыльные
фирмы с компетентными менеджерами, эффективно
работающими рабочими, современными фондами
и технологией, надежными источниками
производственных факторов и рынками
сбыта и т.д. Эти компании могут быть государственными
или частными.
Третий
шаг - приватизация государственных предприятий,
т.е. перевод их в частный сектор. Если
отложить приватизацию до этого момента,
то предприятия (включая вновь созданные
государственные) станут жизнеспособными,
так как будут использовать институты
рыночной экономики, в том числе банки,
финансовую систему, страхование и другие,
которые могут облегчить подобный переход.
ГЛАВА 2.
Анализ внешнеторговых
отношений РФ и
КНР
Одновременно
Россия и континентальный Китай
стремятся расширить экономическое
сотрудничество. Следует отметить, что
развитие экономических связей между
Россией и Китаем отстает от темпов углубления
их политического сотрудничества. Если
во внешнеполитической сфере налицо постоянное
движение по восходящей линии, то торгово-экономически
связи в этот же период характеризовались
непоследовательност ю и даже хаотичностью.
Эти
колебания дали основания некоторым
экспертам говорить о том, что
торгово-экономически связи России
и Китая являются второстепенными
по отношению к связям политическим.
С этой точки зрения, усилия правительств
двух стран рассматриваются как
административная кампания, продиктованная
политической мотивацией (создание экономической
базы для стабильного развития двусторонних
политических отношений), но не действительной
заинтересованностью компаний двух
стран в рынках друг друга. В этом
отличие, например, от отношений КНР
с США или Японией, где именно
экономический интерес позволяет
смягчать политические противоречия.
Однако
в действительности происходят серьезные
сдвиги в сфере экономических
отношений. Двустороннее торгово-экономическо
сотрудничество в значительной мере определялось
деятельностью мелких компаний, челноков,
приграничным обменом.
Особенностью
их деятельности была краткосрочность
интересов, стремление воспользоваться
кризисным состоянием российской экономики.
Сегодня на первый план экономических
отношений вышли крупные компании
с высоким удельным весом государственной
собственности или поддерживаемые
государством. В результате в России
появились значительные лоббистские
группы, подталкивающие правительство
к принятию мер для создания более
благоприятных условий торгово-экономического
сотрудничества. Российские поставщики
энергетического оборудования, энергоресурсов
и вооружений сделали самые серьезные
ставки на Китай. В настоящее время
освоение китайского рынка для этих
групп российского бизнеса является
не просто средством зарабатывания
денег, но и формой выживания.
Именно
эти сферы являются сферами с
высоким уровнем государственного
регулирования. Вышеназванным группам
просто необходима поддержка российского
правительства. Поэтому повышение
активности государственных органов
в сфере российско-китайских экономических
отношений все же не является бюрократической
компанией, инициированной верхами
в целях укрепления политического
сотрудничества, а отражает реальное
повышение интереса крупного российского
бизнеса в расширении экономических
связей с Китаем.
Для
Китая Россия является восьмым торговым
партнером в мире. Российский экспорт
в КНР включает в себя самолеты,
автомобили, сельхозтехнику, горно- и
нефтеперерабатывающ е оборудование,
текстильное оборудование, химическую
продукцию, стройматериалы, стальной прокат,
древесину, цемент, стекло и др. Основными
статьями российского экспорта в
Китай остаются удобрения и черные
металлы - на них приходится более 50%
общего объема российских поставок Китай
поставляет в Россию главным образом потребительские
товары, продукты питания и рабочую силу.
Возможно ли объявленное трехкратное
увеличение товарооборота за четыре последующие
года? По-видимому, Россия в состоянии
значительно увеличить свой экспорт в
Китай.
Россия
и Китай договорились о сотрудничестве
в строительстве нефте- и газопроводов
из Сибири до Тихоокеанского побережья
Китая через Монголию. Запасы нефти
в Восточно-Сибирских месторождениях
оцениваются более чем в 1,5 млрд.
т.
Известно,
что активно развивается военно-техническое
сотрудничество между двумя странами.
В этой связи обоснована озабоченность
ряда экспертов, что в российско-китайском
товарообороте поставки военной
техники занимают все большее
место и экономические связи
могут быть сведены только к торговле
оружием. При этом очевидно, что российские
поставщики вооружений расширяют объемы
и спектр поставок в Китай не из-за
каких-то политических целей, вроде
поддержания российско-китайского
военного-политическо о альянса. Созданный
в советские времена гигантский
военно-промышленный комплекс лишился
прежних заказов, поскольку сегодня
Россия не имеет ни возможности, ни
необходимости для поддержания
таких огромных объемов военного
производства. В целом, наращивание
российского экспорта может пойти
по названным направлениям, что по
существу возвращает советские времена
в этой сфере. Внешняя торговля на
китайском направлении становится
снова государственно контролируемой
в то время, как условия экономической
деятельности в обеих странах
не позволяют пока рассчитывать на
то, что мелкие и средние предприниматели
повысят свою активность. Характерно,
что китайская сторона предлагает
вернуться к старой практике оформления
поставок межправительственными соглашениями.
При
этом не следует рассчитывать на формирование
диверсифицированной структуры
товарооборота. Российская номенклатура
поставок будет расширена незначительно,
а Китай будет продолжать оставаться
в основном экспортером товаров
широкого потребления и продуктов
питания. И здесь кроется еще
одна проблема: российский рынок в
достаточной степени насыщен
потребительскими товарами, и наращивание
китайских поставок вряд ли возможно.
Одним из путей решения проблемы
может быть организация совместных
производств в КНР и допущение
расчетов в национальных валютах.
В целом,
очевидно, что трехкратное увеличение
товарооборота пока не сможет принести
новое качество экономических отношений
России и Китая. Здесь требуются не очередные
"комиссии по 20 миллиардам", а огромные
усилия по формированию нормальных условий
деятельности предпринимателей в обеих
странах, где хотя и идут рыночные реформы,
но еще далеко до климата безопасного
предпринимательства
Исходя
из вышеизложенного, можно утверждать,
что у России отсутствует четкая
концепция политического курса
в отношении воссоединения Китая.
Однако политические и экономические
ставки России, поставленной перед
выбором "или те, или другие",
сделаны на материке. Все же Россия
могла бы, соблюдая принятые обязательства
перед КНР.
Проект
нефтепровода "Россия-Китай&qu t; является
крупнейшим на настоящий момент китайско-российским
проектом, его реализация имеет огромное
значение для содействия развитию отношений
стратегического партнерства и
сотрудничества между РФ и КНР. Китай
"обладает колоссальным потребительским
рынком нефти".
После
2010 г эта цифра может достичь 30 млн. тонн.
Таким образом, Россия будет обеспечена
стабильным рынком сбыта, а Китай стабильным
источником нефти.
Важным
итогом развития китайско-российских
связей за последние годы является
утверждение конструктивных отношений
стратегического сотрудничества. Это
- новая современная модель межгосударственных
отношений, благодаря которым закреплены
уже достигнутые результаты и
вместе с тем будут предприниматься
новые шаги для развития сотрудничества
в различных сферах. Основа их весьма
прочна. Конкретно это проявляется
в следующем:
а)
Неизменна общая тенденция к
постоянному углублению отношений
между двумя странами.
б)
Решение проблем, оставленных историей,
устранило препятствия на пути развития
китайско-российских связей.
Имеется в виду, прежде всего,
решение «в основном» территориального
спора, что геополитически гарантирует
долголетнюю дружбу между двумя
государствами. «Дальновидная позиция
и взаимопонимание, достигнутое
Китаем и Россией по вопросам,
оставленным историей, обеспечивают
чрезвычайно успешное развитие
отношений между двумя странами
и способность сохранения им
долгосрочной стабильности».
в)
Гарантия долгосрочной жизнеспособности
двусторонних отношений, основанных на
равенстве.
Одна
из самых главных особенностей китайско-российских
отношений заключается в том,
что с самого начала в основание
их создания и развития были положены
5 принципов мирного сосуществования.
Когда закладывались отношения
конструктивного партнерства, с
российской стороны было дано недвусмысленное
разъяснение, что оба государства
являются полностью независимыми и
что больше не будет разделения на
«старшего и младшего братьев». В
своих отношениях стороны уважают
единство и территориальную целостность
друг друга, а также проявляют
внимание к безопасности партнера.
В международной сфере они
стремятся к здоровому развитию
международных отношений, выступают с
многочисленными инициативами в целях
создания нового международного порядка.
Что
касается сферы экономики, то здесь
они активизируют сотрудничество и
вместе с тем занимают позитивные
позиции в отношении экономической
глобализации. Благодаря утверждению
и развитию равноправия между КНР и Россией,
их отношения явно вступают в новый исторический
этап, на котором они могут усиливать двустороннее
сотрудничество и одновременно взаимодействовать
в важных международных вопросах.
Потенциал
отношений стратегического партнерства
между Китаем и Россией не исчерпан,
эти страны как постоянные члены
Совета безопасности ООН и великие
державы, обладающие глобальным влиянием,
должны играть еще большую роль в
международных делах. Ощущается
необходимость их сотрудничества во
многих вопросах в ходе развития ситуации
после окончания холодной войны:
а)
Предстоят многие годы сотрудничества
в продвижении глобальной многополярности
и создании нового международного порядка.
В
совместном заявлении стороны выступили
с инициативой развития нового порядка.
Однако реализовать эту инициативу
в короткие сроки невозможно, учитывая
прежде всего то обстоятельство, что
США с удвоенной энергией стремятся
создать однополюсный мир, оказывают
колоссальное давление на Россию в
Европе и Азии и одновременно сдерживают
Китай. А Западная Европа и Япония
оказывают поддержку США в
создании международного порядка под
эгидой Запада. Борьба между многополярностью
и однополярностью, т.е. между представлениями
Китая и России, с одной стороны,
и Западом, с другой, относительно
будущей мировой ситуации будет
принципиальной проблемой, подразумевающей
длительную борьбу между Востоком и Западом.
Вместе с тем будет углубляться процесс
глобальной многополярности и продолжаться
борьба за создание справедливого и рационального
нового международного политического
и экономического порядка». Нынешние же
условия таковы, что США и другие западные
державы обладают силовым превосходством,
б)
Китай и Россия имеют важные общие
интересы в АТР.
Этот
регион после распада СССР приобрел
для России большую, чем прежде, значимость.
Особенно после расширения НАТО на
Восток, когда эта организация
оказалась у российского порога.
Дальний Восток стал для РФ «зоной
безопасности», а Азия - ее «стратегическим
тылом». Экономические интересы России
также сместились на Восток, и ускорение
развития восточных районов встало
на повестку дня. Стратегическое положение
в АТР для России явно становится
все более важным.
Китай
- это крупная азиатская держава.
Политическое и экономическое положение,
ситуация в области безопасности
в Азии имеют для КНР жизненно
важное значение. Обеспечение политической
стабильности и экономического развития
этого и т.д.................