Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Расчёт налогового бремени предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Год: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1. Налоги в экономической системе общества 5
1.1. Теория налога и налогообложения 5
1.2. Сущность налогов и их классификация 12
1.3. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы 20
Глава 2. Проблемы распределения налогового бремени в обществе 29
2.1. Сущность налогового бремени 29
2.2. Проблема распределения налогового бремени 35
Глава 3. Расчёт налогового бремени предприятия 38
3.1. Показатели налогового бремени предприятия 38
3.2. Расчёт показателя номинального налогового бремени 40
3.3. Бремя налогового учёта и подготовки обязательной отчётности 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 51














Введение

Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.
В настоящее время, тема распределения налогового бремени в обществе особенно актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.
Исходя из актуальности данной проблемы, целью написания курсовой работы, является рассмотрение проблем снижения налогового бремени и наиболее эффективных методов его оптимизации.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть теорию налога и налогообложения
- раскрыть сущность налогов
- охарактеризовать федеральные, региональные, местные налоги и сборы
- выявить сущность и проблему распределения налогового бремени
- рассчитать налоговое бремя предприятия
В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Не существует какой – либо «дискриминации» налогоплательщиков, к примеру, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению налогового бремени, продолжают испытывать повышенное налоговое давление.
Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, дальнейшим укреплением налоговой и финансовой дисциплины.
Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.
















Глава 1. Налоги в экономической системе общества
1.1. Теория налога и налогообложения
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Причём процентная ставка сбора была определённой.
По мере развития государства возникла «светская десятка», которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.
В конце 17 – начале 18 века в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и вводящий достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25 %.Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения.
Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. 3ато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10 – 15% всех своих доходов. Тогда же началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства.
Английский экономист У.Петти (1623 – 1687), известный как автор теории трудовой стоимости, обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения.
Он доказывал:
"Доводы в пользу акциза сводится к следующему.
Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.
Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере
голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния.
В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза.
В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь
превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент. В силу всех этих причин при акцизе требуются не отдельные соглашения с семьями и не сдача всего налога на откуп, а собирание его особыми чиновниками, которые, будучи полностью заняты, не потребуют и четвертой части расходов, каких требует взимание наших теперешних многочисленных и многообразных налогов»
Практика налогообложения развивалась в соответствии с теорией.
Так, назначенный в 1769 г. министром финансов Франции аббат Тэрре отдавал предпочтение косвенным налогам, поскольку считал, что
«Налоги на расходы наименее обременительны... они взимаются постепенно и, так сказать, незаметно». Аббат Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой
необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино – немного больше, грубые
ткани - очень мало, а предметы роскоши – очень высоко и т. д.
Уже в конце 18 в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику.
На протяжении 19 в. главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.
Определенный этап в налаживании финансовой системы нашей страны наступил после провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Была разработана система налогов, займов, кредитных организаций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
В 1923 – 1925 гг. существовали следующие виды налогов:
1. Прямые налоги. К ним относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходноимущественны , рентные налоги, гербовый
сбор и тому подобные пошлины, наследственные пошлины.
2. Косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение.
В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия
прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов
через бюджет страны.
В 70 – 80-е гг. 20 в. в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция А. Лэффера. А. Лэффер исходил из того, что налоговые поступления являются продуктом двух
основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета (так называемая кривая Лэффера). В связи с этим задачу оживления деловой активности предстоит решать путем облегчения налогового гнета. Снижение ставки налогообложения приводит к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Повышение роста производства без инфляции достигается главным образом умелым манипулированием налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивностью налогообложения.
Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. 20 в. ведущие страны мира, такие как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие, провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях были снижены ставки налога на прибыль корпораций.
Одновременно в этих странах снижен верхний уровень налогообложения личных доходов физических лиц, расширены интервалы необлагаемого дохода.
Надо отметить, что снижение прямых налогов потребовало некоторого увеличения косвенных налогов – таких как налог на добавленную стоимость, налог с продаж. Введен налог на добавленную стоимость в Швейцарии. Наблюдается увеличение земельного налога в ряде стран.
Реформам сопутствует усиление системы контроля за соблюдением налогового законодательства и ужесточение экономических и административных санкций по отношению к нарушающим его юридическим и физическим лицам.
Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений налоги общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономиче ких формаций, изменения функции и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.
В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается «обязательный, индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Приведенное определение позволяет сформулировать основные признаки налога, оно указывает на обязательность и индивидуальную безвозмездность платежа, учитывает его форму (денежную) и указывает на цели его взимания.
Под налогом понимается платёж, т. е. обязательство, исполняемое в денежной форме путем уплаты наличных или путем перечисления безналичных денежных средств.
Указание на то, что налог представляет собой платёж, взимаемы с организаций и физических лиц, означает, что обязанности по уплате налога определенного вида могут быть возложены:
1) на организации;
2) на физические лица;
3) одновременно на организации и физические лица.
Определение не предусматривает возложение обязанности по уплате какого-либо налога на объединение организаций(ассоциац ю предприятий и организаций), объединение физических лиц (ассоциацию, профессиональный союз, общину, семью), на часть организации (подразделение, филиал).
В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчёркивается, что налог – платёж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

К налоговым отношениям не применяются нормы гражданского законодательства, так как налоговые отношения не основываются на равенстве сторон.
Данный платёж является индивидуально безвозмездным, т. е. налоговое обязательства (обязательства по внесению платежа) возникает у конкретного лица (физического или юридического), которое обязано лично исполнить соответствующее налоговое обязательство и несёт полную ответственность за его неисполнение или не надлежащее исполнение, и государство или органы местного самоуправления не обязаны предоставлять налогоплательщику ни каких компенсаций или услуг взамен этого платежа. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что лицо, уплатив налог, не может претендовать на индивидуально определённое встречное предоставление каких либо прав, благ или услуг. Как член общества, налогоплательщик может получать права, услуги, имущество или иные блага за счёт средств, собранных при налогообложении, но такое предоставление не обусловлено уплатой налога конкретным налогоплательщикам.
Налог представляет собой платёж, взимаемый в форме отчуждения денежных средств. Другими словами, законодатель не предусмотрел взимание налогов в какой либо иной форме, кроме денежной.
Отчуждаемые денежные средства должны принадлежать налогоплательщику либо на праве собственности, либо на праве оперативного управления, либо на праве хозяйственного ведения. Право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют собой институты гражданского права (ст. 209,216,294,296 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения они имеют тоже значение, что и в гражданском законодательстве.
Налоги представляют собой платёж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Ограничение целей взимания налогов, установленное законодателем, означает, что к налогам не должны относиться обязательные платежи, взимаемые с иными целями (например, с целями содержания каких-либо отдельных государственных органов).
Даваемое в НК РФ легальное определение налога вызывает многочисленные возражения у специалистов. Можно отметить, например, что оно не позволяет выявить различия между налогом и конфискацией. К конфискации в полной мере применимо определение, данное в п.1 ст.8 НК РФ. Трудно также выявить различия между налогом и штрафом за неисполнение налоговых обязательств.
В отдельных определениях налога указывается, что налоги – это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке», сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не было установлено законодательной властью, соответствующий платёж не теряет своего налогового характера.
В других определениях можно встретить указание на то, что налоги – это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До 20 века налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги плательщиками, которых выступали отдельные административно – территориальные единицы.
Часто отмечается, что налоги – денежные платежи и (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определённых случаях допускают уплату налогов путём предоставления государству товаров или услуг.
Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которым взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведённой продукции между государством и инвестором.

1.2 Сущность налогов и их классификация
Налогообложение является одной из важнейших функций государства и одновременно выступает средством финансового обеспечения его деятельности. Правомерны слова К. Маркса о том, что «налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьёй, порядком и религией».
Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платёжеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестаёт быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счётов на счета каких – либо организаций.
В Российской Федерации в 1990-е гг. велись острые дискуссии, следует ли относить к налогам платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Если считать, что к налогам относятся только платежи, суммы по которым зачисляются в государственные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, то платежи в государственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа платежей налогового характера. Государство вправе самостоятельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы тех или иных платежей. Аналогичны выплаты в США зачисляются в федеральный бюджет, а во Франции – во внебюджетные фонды. Природа этих платежей не изменяется в зависимости от адресности их зачисления. Аналогичная ситуация возникает с платежами в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дородные).
Возможна такая ситуации: законодательством установлена обязательность внесения, каких – либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора определения адресности этих платежей. Такая ситуация возникает, например, при обязательном страховании определённых видов имущества, а также гражданской ответственности. Платежи по страхованию в этих случаях не относятся к налоговым, так как плательщик может заключить договор страхования на различных условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же случаях, когда на плательщика возлагается обязанность перечислять средства в определённый законом фонд, соответствующие платежи приобретают характер налоговых.
Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения, являются также алименты (средства, которые в установленных законом случаях одни физические лица обязаны выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налоговых не включаются.
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения навой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределённая с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Налоговые доходы государства формируются за счёт новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Классификация налогов.
В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают, похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучением налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.
Под классификациями налогов понимается их группировка, обусловленная определёнными целями и задачами. Поскольку цели и задачи законодателей, налоговых органов, статистических организаций, налогоплательщиков, исследователей – всех, кто имеет дело с подобными классификациями, различаются между собой, существует множество различных видов и типов классификаций налогов. Чтобы избежать ошибок при сопоставлении налоговых систем разных стран, а также уровня налогообложения, тяжести налогового бремени по отдельным группам налогов, необходим правильный подбор статистического материала, учёт особенностей подходов и методов, применяющихся в разных странах или разными учреждениями при проведении группировок налогов.
Искажения, возникающие в результате использования при международных сравнениях несопоставимых данных, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но и могут быть причиной крупных практических просчётов. Особенно это важно помнить при образовании зарубежных филиалов и дочерних компаний. Относительно низкий уровень поступлений в центральный (федеральный) бюджет, даже в сочетании с относительно низкими ставками корпорационного налога, ни в коем случае нельзя воспринимать как основание для вывода о том, что в стране существует благоприятный (или льготный) ражим налогообложения прибылей юридических лиц. В стране могут существовать самостоятельные местные или региональные (штатные, земельные, кантональные, провинциальные) налоги на доходы юридических лиц либо местные надбавки к центральным налогам, могут действовать дополнительное налогообложение доходов от денежных капиталов, самостоятельное налогообложение отдельных видов прироста капитала, однако статистика в соответствии с особыми целями и задачами не включает указанные виды обложения в раздел «Налоги на доходы корпораций».
Анализирую данные сравнительной статистики в области налогообложения, надо всегда помнить о том, что конкретные виды налогообложения существенно различаются и это может приводить к значительным расхождениям при международных сопоставлениях даже в тех случаях, когда применяется единая методика группировки налогов, сборов и платежей обязательного характера.
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально ещё в 17 веке был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и, соответственно, двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наёмного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, – это те налоги, которые связаны с доходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.
Классификация налогов не прямые и косвенные, исходя из подоходно – расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
Все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектами налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:
    прямые налоги;
    косвенные налоги;
    пошлины и сборы.
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами – совокупность доходов или имущество налогоплательщика.
Группу прямых реальных налогов образуют поземельные, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги. В группу прямых личных налогов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпораций), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество и налог на средство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Иногда возникают сложности по поводу отнесения налога с наследства к той или иной подгруппе. Налогам на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует относить к подгруппе личных налогов. Налогом может облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам.
В налоговых законодательствах разных стран можно встретить различные трактовки и определения косвенных налогов. Международные организации, проводящие сопоставления налоговых систем и тенденций в динамике налоговых доходов, тоже применяют различные методики группировок. Важно помнить об этих отличиях при сопоставлении данных из разных источников.
Основные виды косвенного налогообложения – это акцизы, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, а также отдельные виды пошлин и сборов.
Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги.
НДС нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя этим видам налогообложения индивидуальные акцизы.
К группе косвенных налогов помимо индивидуальных акцизов и общих налогов на товары и услуги (налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж) следует относить также налоги, взимаемые со стоимости товаров при пересечении границы (таможенная пошлина). Иногда товары, ввозимые на территорию государства, облагаются индивидуальными акцизами, в других случаях ставки таможенного тарифа устанавливаются на уровне, примерно соответствующем уровню ставок индивидуальных акцизов на товары, производимые внутри страны. Общее у этих двух видов налогообложения состоит в том, что налоговую базу образует стоимость, исчисленная на основании специальных методик. Различие заключаются в том, что налоговая база по акцизам рассчитывается на основе таможенной стоимости товара. К акцизу также относятся различного рода «внутренние» налоги на отдельные виды товаров. Например, во Франции используется внутренний налог на нефтепродукты.
Из действующих российских налогов к косвенным налогам следует также относить налог на рекламу. По своей экономической природе он представляет собой налог, взимаемый со стоимости рекламных услуг, т.е. это практически индивидуальный акциз, но не на товары, а на услуги. К косвенным видам налогообложения относились взимавшиеся в 1990-е гг. в Российской Федерации налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров (налог мог взиматься по ставке, не превышающей 10 % от суммы сделки), целый ряд местных сборов: лицензионный сбор на право торговли вино – водочным изделиями; лицензионный сбор на право проведения местных аукционов и лотерей; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор на право проведения кино – и телесъёмок; сбор за открытие игорного бизнеса.
При использовании традиционной классификации налогов иногда в особую группу выделяют пошлины и сборы, т.е. эти виды обязательных платежей налогового характера не относят ни к прямым, ни к косвенным налогам. Однако подавляющее большинство видов пошлин и сборов следует относить к косвенным видам налогообложения. Например, в НК РФ предусмотрены федеральные, региональные и местные лицензионные сборы. Лицензионны сбор представляет собой сбор за право осуществления какого – либо вида деятельности или производства и (или) реализации каких – либо товаров или услуг. Суммы, уплаченные по лицензионным сборам, юридические лица (предприятия и организации) обычно включают в издержки производства (обращения), т.е. происходит предложение налога.
К недостаткам традиционной классификации следует отнести путаницу, которая порождается включением или не включением в число налогов взносов на социальное страхование и других взносов и сборов обязательного характера. Доля взносов социального характера в общем размере платежей обязательного характера в большинстве стран составляет от 25 до 40%. Иными словами, в современных условиях суммы поступлений от таких платежей не редко превышают совокупное поступление от всех видов налогов на доходы и имущество.
В одних странах упомянутые обязательные отчисления производятся в не зависимые от государственного бюджета фонды, в других – они поступают непосредственно в федеральный бюджет, в третьих странах встречаются элементы двух выше указанных систем (смешанный вариант). Как сторонники включения, так и сторонники не включения обязательных взносов на социальное страхование и иные социальные цели в число налогов приводят весьма убедительные аргументы. Сторонники включения таких взносов в число налогов справедливо отмечают их обязательный характер, жёсткую законодательную регламентацию, говорят о том, что плательщику принципе все равно, пойдут его деньги в бюджет или какой – нибудь независимый фонд. Сторонники не включения, несомненно правы, когда напоминают о возвратном (в перспективе) характере таких отчислений, особенно для лиц, занятых наёмным трудом, т.е. о том, что если все обязательные платежи называть налогами, то возникнет смещение понятий, определяющих разные предметы и процессы. Наконец, они указывают на то, что в ряде стран в системах взносов на социальное страхование есть элементы выбора и добровольности, что не совместимо с платежами налогового характера. С 2000 г. Данная теоретическая проблема в России утратила практический смысл в связи с тем, что взносы в государственные фонды социального назначения были заменены единым социальным налогом.
Сложности обеспечения чёткой классификации увеличиваются и в связи с тем, что в ряде стран параллельно со взносами на социальное страхование (обязательными и добровольными) существуют налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы). Последние могут иметь характер целевых налогов, что сближает их со взносами социального назначения.
Пошлины и сборы составляют самую сложную проблему при использовании традиционной классификации. Они включаются то в группу косвенных, то в группу прямых налогов, либо в самостоятельную группу. К прямым налогам иногда относятся и пошлины на обращение имущества, которые только наименованием «пошлина» отличаются от налогов на переход имущества (на перевод прав на имущества).
1.3. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы.
В зависимости от органа, определяющего порядок взимания, налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы (приложение 1).
Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и, соответственно, контроля со стороны налоговых органов.
Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, Множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового Изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.
Сущность данного налога состоит в том, что продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена поставщикам. Механизм действия НДС заключается в переложении налога на конечного потребителя, который уплачивает этот налог форме части продажной иены товара или услуги и не имеет возможности его компенсировать. Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель.
Особенностью НДС является такая его организация, при которой в общем случае продавец обязан уплатить в бюджет налог только с налоговой базы, равной той стоимости, которую он добавил к реализуемым товарам, выполненным работам и оказанным услугам - добавленной стоимости.
Таким образом, в данном случае под добавленной стоимостью понимаются в основном расходы на оплату труда, соответствующие им начисления единого социального налога и прибыль предприятия.
Акцизы. Акцизы являются одними из основных источников налоговых поступлений. Их доли в структуре налоговых поступлений в бюджетную систему возросла с 3,3% - в 1999 . г. 5,1% - в 2007г Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется гл. 22 «Акцизы» НК РФ, а в отношении акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, применяется ТК РФ.
Налогоплательщиками акциза признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.
Налог на доходы физических лиц. Подоходный налог с граждан - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики.
Он является одним из важнейших федеральных налогов. С точки зрения доходов бюджета подоходный налог с физических лиц занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и на прибыль предприятий и организаций. Его удельный вес в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет превышает 13%. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной Части бюджета. Его роль в России растет по мере стабилизации экономики и повышения жизненного уровни населения.
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от Источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. К лицам, которые рассматриваются как имеющие постоянное местожительство в РФ, относятся лиг а, находящиеся в РФ в общей сложности не менее 18з дней в календарном году.
Объектом налогообложения для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации является доход, полученный ими от источников, как в РФ, так и за рубежом, и для физических лиц - нерезидентов - от источников только в РФ.
Единый социальный налог. Единый социальный налог (ЕСН) - это обязательный платеж, посредством которого формируются финансовые ресурсы, направляемые впоследствии на реализацию права граждан на государственное пенсионное обеспечение, социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Статьей 235 НК РФ определены две категории плательщик ЕСН:
    лица, производящие выплаты физическим лицам исчисляющие с этих выплат ЕСН;
2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, уплачивающие ЕСН со своих доходов от предпринимательской деятельности.
К первой категории относятся:
- организации;
- индивидуальные предприниматели - если они нанимают физических лиц и производят им выплаты;
- физические лица, Не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Ко второй категории относятся:
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты.
Не являются плательщиками организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога). Если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, то он должен вести раздельный учет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с такой деятельностью. Соответственно, только по деятельности, облагаемой ЕНВД или ЕСХН, такая организация или предприниматель не рассчитывают ЕСН. Переход на специальные налоговые режимы не отменяет обязанности исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. От того, к какой категории относится налогоплательщик, зависит объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты налога.
Налог на прибыль. Налог на прибыль предприятий и организаций имеет достаточно долгую историю развития. В разные времена и в разных странах этот налог приобретал те или иные черты, обусловленные специфическими экономическими условиями его применения. Современная модель налога на прибыль сформировалась под воздействием различных факторов, в том числе и исторических, путем эволюции прямого налогообложения России.
Налогоплательщиками налога на прибыль признаются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Не являются плательщиками налога на прибыль следующие организации:
– применяющие упрощенную систему налогообложения;
– переведённые на единый налог на вмененный доход;
– переведенные на единый сельскохозяйственный налог;
– занимающиеся предпринимательской деятельностью в области игорного бизнеса и уплачивающие налог на игорный бизнес.
Налоги и платежи за пользование природными ресурсами. Региональное природопользование и охрана окружающей среды относятся к числу важнейших задач государства. Хозяйственное использование тех или иных природных ресурсов, имеющих как сырьевой, так и не сырьевой характер, вызываетобъективную еобходимостьосуществленияприро опользователями расчетов с государством, являющимся в большинстве случаен собственником ресурсов и несущим бремя расходов по восстановлению природного потенциала страны. В настоящее время существуют следующие виды налогов и сборов за пользование природными ресурсами:
- налог на добычу полезных ископаемых;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- водный налог;
- земельный налог;
- система платежей за пользование недрами;
- соглашения о разделе продукции;
- платежи за загрязнение окружающей среды.


Региональный налог.
Налог на игорный бизнес. Глава 29 НК РФ введена в действие Федеральным законом от 27.12.2002 № 182-ФЗ. Он обязателен к уплате на территории тех субъектов России, где принят соответствующий региональный закон. Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса. Игорный бизнес не является реализацией услуг. Это особый вид предпринимательской деятельности, связанной с извлечением дохода в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр либо пари.
Налог на игорный бизнес построен на принципиально иной, нежели другие налоги, основе. Суть нового подхода состоит в том, что этот налог базируется на принципе временного дохода, когда государство, смиряясь с невозможностью полного учёта всех доходов, отказывается от него и устанавливает налог исходя из расчётов возможного дохода различных видов игровых учреждений, принуждая налогоплательщика платить налог исходя из этого условно определённого дохода. Естественно, что доход в этом случае не может быть налоговой базой, и объектом обложения этим налогом выступают принципиально иные показатели, не связанные напрямую с финансов – хозяйственной деятельностью.
Налог на имущество организаций — один из региональных налогов, устанавливается гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ.В целях стимулирования развития производства и подготовки к введению налога на недвижимость предусмотрено существенное суждение объектов налогообложения за счёт исключения из налогообложения таких объектов, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие.
Налогоплательщиками по налогу являются практически все российские организации, включая финансируемые из бюджетов всех уровней. К числу плательщиков налога относятся также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства. Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства, но имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ тоже являются плательщиками налога.
Таким образом, платить налог на имущество обязаны компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие недвижимое имущество на российской территории.
Объектом налогообложения для российских организаций определено учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств движимое и недвижимое имущество, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность.
Транспортный налог. Региональный транспортный налог введен в действие с 1 января 2003 г. взамен действовавших до того времени налога с владельцев транспортных средств, регулируемого Федеральным законом «О дорожных фондах в Российской Федерации», и налога на водно- воздушные транспортные средства, регулируемого Законом «О налогах на имущество физических лиц».
Плательщиками налога являются физические лица и организации, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения. При этом имеется определенная особенность установления налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц и переданным ими на основе доверенности, на право владения и распоряжения другими лицами до момента официального опубликования закона о транспортном налоге. В этом случае налогоплательщиком выступает лицо, указанное в данной доверенности. При этом физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, обязаны уведомить налоговый орган по месту жительства о передаче их на основе доверенности другим лицам.
Местные налоги.
Земельный налог. Земельный налог относится к группе местных налогов. Он устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований на основании положений гл. 31 Налогового кодекса РФ и обязателен к уплате на территории муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют такие существенные элементы налогообложения, как налоговые ставки, в тех пределах, которые установлены НК РФ, порядок уплаты налога и сроки уплаты, а так же такой факультативный элемент налогообложения, как налоговые льготы. Все остальные элементы определяются непосредственно НК РФ.
В городах федерального значения – Москве и Санкт – Петербурге – земельный налог вводится законами этих субъектов Российской Федерации и действует на всей их территории. Плательщиками земельного налога в соответствии со ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на следующих основаниях:
–на праве собственности (собственники земли);
–на праве постоянного (бессрочного) пользования (землепользователи)
–на праве пожизненного наследуемого владения (землевладельцы).
Таким образом, ими являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы указанные права, имеется запись в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним или имеются правоудостоверяющие документы.
Налог на имущество физических лиц. С развитием рыночных отношений неуклонно расширяется круг плательщиков налогов на имущество. Имущественное налогообложение физических лиц в Российской Федерации главным образом представлено налогами на имущество физических лиц. Налогообложение имущества физических лиц осуществляется в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 № 2003 – 1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями) и инструкцией МНС РФ от 02.11.1999 № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущества физических лиц».
Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее – физические лица), имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое Законом РФ « О налогах на имущество физических лиц» объектом налогообложения. Главным для возникновения обязанности уплатить налог является факт собственности на имущество. Налоги уплачиваются независимо от того, эксплуатируется имущество или нет. Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.















Глава 2. Проблемы распределения налогового бремени в обществе
2.1 Сущность налогового бремени

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.
Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:
    данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.
    исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.
    показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.
    показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.
Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.
Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчисления налоговой нагрузки на работника.
Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному валовому внутреннему продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.
Налоговое бремя на население мировая практика оценивает также на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень налогообложения отдельного работника, а с другой – как уровень налогообложения населения в целом. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.
Показатель уровня налогового бремени на население можно рассчитать по следующей формуле:
Бр = ,
где Бр – уровень налогового бремени;
Н все уплаченные населением налоги, включая косвенные;
Чн – численность населения страны;
Д – сумма полученных населением доходов.
При оценки налогового бремени населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размеров оплаты труда.
Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.
Так же как и на макроуровне, методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой полученного им дохода.
Согласно одной из методик налоговое бремя хозяйствующих субъектов оценивается как процентное отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Для анализа динамики налогового бремени должен быть выбран такой показатель, который отражал бы действительный, и при том единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
Поэтому следующие показатели налогового бремени основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.
Суть одной из существующих методик исходит из положения, что каждая группа налогов в зависимости от источника, за счёт которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.
Общий знаменатель, к которому в соответствии с данной методикой приводится уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль предприятия.
В данном случае используются следующие формулы определения уровня хозяйствующего субъекта:
Бр = , или
Бр = ,
где Бр – уровень налогового бремени;
Нп - налоги, уплачиваемые из прибыли;
Нс – налоги, относимые на издержки производства и обращения;
Нф – налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;
Нр – налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;
Пр – расчётная прибыль, включающая косвенные налоги и сумму затрат на производство и реализацию;
Пч – чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.
Эти показатели отражают то, какая часть расчётной прибыли изымается у налогоплательщика в форме налогов и каково соотношение суммарной величины уплаченных налогов и прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.
Следующий метод количественной оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта определяется как соотношение созданной им и отдаваемой государству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и достаточно универсальным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку налогового бремени для различных типов производств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных экономических структур.
Используется следующая формула:
Бр = ,
где Н – сумма уплаченных фактически налогов, за исключением налога на доходы физических лиц;
Дс – добавленная стоимость.
При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнёта среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика. Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает, и оно должно учитывать этот средний показатель.
Мировой опыт показывает, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика, эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определённая часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы.
В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно. Налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования – основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, были осуществлены в 2001-2004 годах. Важнейшим результатом налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2002 года были снижены, а с 2003 года окончательно отменены «оборотные налоги»: на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Одновременно с этим, в целях снижения налогового бремени, отменено 15 местных налогов и сборов. Уменьшению налогового бремени на экономику способствовало также снижение ставок налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, а начиная с 2004 года с 20% до 18% снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж, с 2006 года произошло существенное снижение ЕСН.
ФНС России предполагает ежегодное снижение налогового бремени на 2007-2008 годы в размере около 1% к объему ВВП. В частности, с 2009 года снижение налогового бремени предусматривается за счет:
- установления общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, а также осуществления следующих мер, относящихся к налогу на прибыль организаций;
- введения «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных в действие основных фондов;
- увеличения с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы (15 млрд. рублей в год);
- совершенствования действующего порядка отнесения затрат на осуществление опытно-конструкторс их и научно-исследовательс их работ (отнесение в полной сумме затрат на осуществление НИОКР, не давших положительного результата, уменьшение срока для отнесения на расходы затрат на НИОКР);
- а также за счет индексации специфических ставок акцизов на 9%, по табачным изделиям – на 15%;
С 2009 года снижение налогового бремени будет осуществляться за счет совершенствования механизма применения нулевой ставки для экспортеров; принятия при расчете налоговой базы переходящих убытков в полном объеме; введения дифференцированных ставок НДПИ при добыче нефти в зависимости от объективных условий – для организаций, имеющих худшие условия для добычи нефти.
Практика использования описанных методов расчёта налогового бремени показывает, что в чистом виде ни одна из них не даёт объективной картины напряженности налоговых обязательств. Только комбинация разных показателей приближает к адекватной оценке налогового бремени.
Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты теневого бизнеса, дальнейшем укреплением налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.
2.2. Проблема распределения налогового бремени
Российская налоговая система в целом характеризуется относительно невысоким уровнем перераспределения ВВП с помощью налогов. Уровень налоговых изъятий, не превышающий в разные годы 35%, существенно не отличается от налогового бремени в высокоразвитых странах Запада, а по сравнению с некоторыми из них (где уровень изъятий достигает 40- 45%) даже существенно ниже.
Характерной особенностью российской экономики в последние годы является также тенденция роста доли ВВП, перераспределяемой через налоговую систему страны. Налоговая нагрузка на экономику возросла _ .7,0,9% в 2003 г. до 34,7°/о в 2006 г. При этом именно в эти годы в России проводились масштабные мероприятия по снижению налоговых ставок, отмене недостаточно эффективных и нерациональных налогов. В частности были отменены налог с продаж, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, отчисления на воспроизводство минеральна-сырьевой базы, налог на владельцев автотранспортных средств. Серьезное влияние на снижение налоговой нагрузки сыграла отмена так называемых оборотных налогов: на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Одновременно с этим отменено 15 местных налогов и сборов. Уменьшению налогового бремени на экономику способствовало также снижение ставок налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, единого социального налога.
При анализе уровня налоговой нагрузки в российской экономике, а тем более при сравнении ее с другими странами надо исходить из того, что многие положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития экономики России на современном этапе. Анализ этого положения показывает, что приведенные данные нуждаются в серьезной корректировке, в результате которой становится очевидным, что первоначальный вывод является весьма поспешным и в значительной степени неверным.
Дело в том, что определение показателя величины налоговой нагрузки в российской экономике через удельный вес налоговых поступлений в ВВП нив коей мере не отражает действительное положение с налоговой нагрузкой по конкретному налогоплательщику, добросовестно соблюдающему налоговое законодательство. В среднем по стране налоговая нагрузка примерно равна допустимой норме и ниже показателей многих других стран. И только непосредственный анализ указанного показателя в России свидетельствует, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.
Показатель доли ВВП, перераспределяемой через налоговою систему, в России и в странах Запада несопоставим для анализа степени налогового бремени на бизнес. Дело в том, что при определении данного показателя вся сумма собранных в стране за год налогов соотносится с размером ВВП. Между тем эти налоги поступают как от компаний, так и от частных лиц. Для оценки налогового бремени непосредственно юридических лиц необходимо сумму поступивших налогов «очистить» от налогов, уплаченных физическими лицами. И здесь опять же данные по этому показателю существенно разнятся. Поступления от налогообложения физических лиц в странах с развитой экономикой в несколько раз превышают соответствующие показатели по России. И следовательно, при расчете среднего показателя налогового бремени на предпринимательскую деятельность в западных странах показатель доли ВВП, распределяемой через налоговую систему этих стран, должен быть уменьшен в значительно большей степени, чем по России.
В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территори
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.