Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Учения Платона и Аристотеля о государстве
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство
образования и
науки РФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ
МАГАДАНСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Факультет
экономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: Философия
Тема:
Учения Платона и Аристотеля
о государстве
Выполнил(а):
студент(ка) 4 курса
группы 8-53318/4-2
Крючкова А.С.
Проверил
преподаватель:
Барбарюк Ю.В.
МАГАДАН 2009
ПЛАН
Введение……………….3
«Идеальное
государство» Платона………3
Жизнь Платона………4
Историческая
ситуация. Сословия в «идеальном» государстве……….5
Идеология
платоновского государства……….6
Единое, неизменное,
справедливое………...7
Проект «наилучшего
государства» Аристотеля
Жизнь Аристотеля…………...9
Греческий
полис………10
Понятие «гражданин»………...10
Отношение
между государством и обществом………..11
Политическое
устройство. Законы………..13
Отношение
внутри семьи……….13
Заключение………………..14
Список
литературы…………….16
ВВЕДЕНИЕ
Творчество
Платона по сегодняшний день остается
в центре внимания исследователей различных
направлений. Для историков и для антиковедов,
в частности, его труды интересны, прежде
всего, как отражение того времени, эпохи,
когда они были написаны.
В
нашем случае — это период классической
Греции V – IV вв. до н. э., завершившийся
кризисом полисной организации. Одной
из причин этого кризиса, по–мнению исследователей,
явились события Пелопонесской войны
(431 – 404 гг.) (Иной точки зрения придерживается
Фролов Э.Д., который считает, что “пелопонесская
война не была причиной кризиса, она лишь
ускорила его наступление” [25; c. 56]. Эта
война не только разделила на всю Элладу
на два враждебных лагеря — под главенством
Афин и под главенством Спарты — но и положила
начало новому этапу межполисных отношений,
которые теперь стали отличаться насыщенностью
военных столкновений, негативно сказывающихся
на внутренней жизни самих полисов. В конечном
счете, полис, как самоопределяющаяся
политическая единица, как форма организации
жизни граждан, пришел к тому, что перестал
себя оправдывать. На деле это вылилось
в неспособность к решению остро назревших
экономических, политических и социальных
проблем. Наряду с этим перестала себя
оправдывать, что в принципе вполне естественно,
прежняя традиционная система ценностей,
которая была гарантом единства и согласия
граждан. Все возникшие проблемы и противоречия
внутри полиса требовали незамедлительного
их разрешения. Таким образом, поиск выхода
полиса из кризиса все больше занимал
умы “полисной интеллигенции” — Ксенофонта,
Исократа, Антисфена, Аристотеля и Платона,
в частности. В русле общих идей — монархической
и панэллинской теория Платона о социальном
и политическом переустройстве общества
имеют свою специфику.
Аристотель
(384-322 гг. до н.э.) также принадлежит
к числу философов, чьи работы занимают
важное место в истории европейской философской
мысли. Ученик платоновской Академии,
он откажется от многих взглядов учителя,
следуя принципу, им же сформулированному:
"Платон мне друг, но истина -
дороже". Он известен как создатель
новой школы - лицея, как учитель Александра
Македонского, знаменитого завоевателя
древности.
Аристотелю
принадлежат 158 так называемых "Политий",
в которых он описывал политическое
устройство древнегреческих полисов.
На основе "Политии" им была составлена
"Политика" , систематически излагающая
материал о государстве и формах государственного
устройства.
«Идеальное
государство» Платона
Для
Платона выход из кризиса виделся
в построении полиса на идеальных началах,
включающих изменения в экономической,
политической, социальной сферах. Основными
источниками по этому вопросу служат два
наиболее обширных и фундаментальных
сочинения Платона — «Государство» и
«Законы».
«Государство»
писалось мыслителем в течение довольно
длительного промежутка времени, основная
же часть была написана в 70 – 60е гг.
IV в. до н. э. Это произведение относится
к зрелому периоду творчества
Платона. Оно написано в форме диалога
— разговора нескольких лиц (это реальные
люди, жившие в Греции того времени) —
и состоит из десяти книг. Целью написания
этого диалога являлось изображение идеального,
с точки зрения Платона, полиса. Для мыслителя
необходимость преобразования действительности
виделась через внесение изменений в социальную
и политическую структуру общества. Таким
образом, идеальный полис представлялся
им как коллектив граждан, разделенный
на три сословия.
Практические
аспекты рассматриваются Платоном
в другой его работе, в «Законах».
Она была написана в основном в 354 г. до
н. э. (то есть за 7 лет до смерти) и относится
к произведениям позднего периода его
творчества. По свидетельству Диагена
Лаэртского «Законы» были оставлены Платоном
еще на восковых дощечках, то есть в рабочем
виде и увидели свет после смерти философа,
переписанные Филиппом Опунским, учеником
Платона. Большинство исследователей
считают подлинным это произведение, как
впрочем и «Государство».
«Законы»
написаны в диалогической форме
и состоят из двенадцати книг. Цель
написания диалога — представить второй
по совершенству тип идеального полиса,
который более приближен к реальности.
В этом варианте нет уже того резкого разграничения
граждан на три сословия. Платон уделяет
большое внимание детальному анализу
законов, которые необходимы для достижения
идеалов.
Жизнь
Платона
Платон
родился в Афинах в 428 - 427 гг. до н.э.
Его настоящее имя – Аристокл, Платон
– псевдоним, которому он обязан своим
мощным телом; по другим сведениям, он
получил его, благодаря размашистому стилю
и широкому лбу («платос» по-гречески означает
полноту, широту, просторность). Отец его
имел среди предков царя Кодра, мать гордилась
своим родством с Солоном. И нам понятно,
что для Платона с младых лет открывалась
поистине идеальная перспектива политической
жизни: рождение, образование, личные склонности,
все продвигало его в одном направлении.
Все эти биографические данные существенны,
ибо вошли в ткань его мышления.
Аристотель
сообщает, что Платон поначалу был
учеником Кратила (последователя Гераклита),
и лишь позже – Сократа (встреча с учителем
произошла в возрасте около 20 лет). Ясно,
что Платон последовал за Сократом первоначально
по тем же соображениям, что и другие юноши,
т.е. не за тем, чтобы сделать философию
целью своей жизни, а чтобы лучше приуготовить
себя к политической жизни. Однако события
придали жизни Платона совсем иной смысл.
Первое
непосредственное включение Платона
в политическую жизнь относится
к 404 - 403 гг. до н.э., когда аристократия
пришла к власти, и двое его родственников
– Хармид и Критий – оказались на первых
ролях в олигархическом правительстве.
Однако это был, без сомнения, опыт горький;
разочарование вызвали методы интриг
и насилия, пущенные в ход теми, к кому
Платон всегда питал доверие,
Кульминационным
событием, приведшим к полному разочарованию
в практической политике Афин стало осуждение
Сократа к смерти в 399 году, ответственность
за которое легла на демократов, вновь
пришедших к власти. Итак, Платон решает
держаться подальше от политики воинствующих
невежд.
После
399 г. Платон удаляется в Мегару вместе
с другими учениками Сократа, где они были
приняты Евклидом, но не задерживается
там слишком долго.
В
388 г., в свои 40 лет, он посетил Италию. Ранее
он побывал также в Египте и в Кирене, но
об этих путешествиях он умалчивает в
своей автобиографии (Письмо VII). И этого
Письма мы узнаем, что в Италии он знакомится
с пифагорейцами, в частности, с Архитом.
Затем он отправляется на Сицилию, в Сиракузы
по приглашению тирана Дионисия I. Понятно
его желание внушить тирану идеал правителя-философа,
который он основательно разработал в
диалоге «Горгий» еще до путешествия.
Однако очень скоро возникли неприязненные
отношения с тираном и его, зато, напротив,
завязалась дружба и понимание с Дионом,
родственником тирана, в ком Платон по-прежнему
не отчаивался найти достойного ученика
и в будущем философа на троне. Между тем
гнев Дионисия достиг такого накала, что
он как раба продал Платона спартанскому
послу в Эгине. Возможно, все было проще:
высаженный в Эгине, находившейся в войне
с Афинами, Платон почувствовал себя рабом
по тому, как с ним обращались. Но, по счастью,
скоро он был освобожден Анникеридом из
Кирены, который нашел его в Эгине.
По
возвращении в Афины Платон основывает
Академию (в гимна-сии, расположенной
в парке, посаженном в честь героя Академа),
о чем впервые заявлено в диалоге «Менон».
Академия утвердилась очень быстро и стала
собирать множество молодых и не очень
молодых талантливых людей.
В
367 г. до н.э. Платон снова отправляется
на Сицилию, где вслед за умершим Дионисием
I воцаряется его сын Дионисий II, который,
по мнению Диона, куда более отца благорасположен
к проектам Платона. Впрочем, скоро выясняется,
что одним лыком шиты и сын, и отец. Дион
по обвинению в заговоре сослан, Платона
ждала участь узника. И лишь по причине
своей занятости военными приготовлениями
Дионисий, в конце концов, позволил Платону
вернуться на родину.
В
361 г. предпринят третий вояж на Сицилию.
В Афинах Платон нашел бежавшего туда
Диона, которого ему удается убедить принять
настойчивые приглашения Дионисия. Тиран
снова возжелал иметь при дворе философа,
дабы укрепить себя в познаниях и мудрости.
Платон едет с Дионом, надеясь утвердиться
в Сиракузах. И вновь его ждет расплата
за наивную веру в изменение природы тирана,
на этот раз едва ли не ценой жизни. И лишь
благодаря Архиту и тарантинам Платону
удалось спастись. В 357 г. Дион пришел все
же к власти, однако править Сиракузами
долго ему не довелось, в 353 г. он был убит.
В
360 г. Платон вернулся в Афины и не расставался
с Академией до своей смерти, наступившей
в 347 г. до н.э.
1.2
Историческая ситуация.
Сословия в «идеальном
государстве».
Исторические
условия формирования взглядов Платона
ознаменовался тем, что кризис полисной
системы в Греции стал уже несомненным
фактом. Во многом это было последствием
Пелопонесской войны (431–404гг), которая
привела к падению общественной морали
и размыванию традиционных ценностей
греческого общества. Кризис полиса был,
прежде всего, кризисом гражданского общества,
то есть произошло разрушение существовавших
ранее в обществе социальных связей, резко
повысилась социальная мобильность, что
привело к дифференциации общества.
Пытаясь
разрешить вставшие перед полисом
проблемы, Платон предлагает свою концепцию
переустройства государства, уделяя при
этом особое внимание разрешению наиболее
острых социальных проблем, что в свою
очередь нашло отражение в его идеях об
изменении прежней социальной структуры
полиса. Греческий полис представлял собой
замкнутую гражданскую общину, наследственная
принадлежность к которой давала ряд преимуществ.
Другими словами, отношения между государством
и отдельным его членом определялись целой
системой взаимных прав и обязанностей.
Важнейшим
из них следует считать права
на земельную собственность, на участие
в защите родных рубежей и на участие
в политической жизни. Только обладание
перечисленными правами давало возможность
считаться гражданином полиса, который,
соответственно, выступал в трех ипостасях:
собственника своего земельного участка,
воина-защитника своей собственности
и полиса в целом, и “политика” — активного
участника общественной жизни, носителя
политических прав. Несмотря на имевшую
место имущественную дифференциацию,
все граждане потенциально обладали равными
правами.
Рассмотрим
более детально каждое из этих прав.
Право собственности. Все члены гражданского
коллектива владели различными участками
земли. В связи с географическими особенностями
Балканского полуострова (74% его территории
составляет горная местность) ощущался
серьезный дефицит земляных участков,
что обуславливало бережное отношение
собственников к своим наделам. В силу
этого, отношение к земле и к сельскохозяйственному
труду было, можно сказать, культовым.
Земля давала благосостояние и определяла
жизнь гражданина как “достойную”. Труд
же на земле считался делом чести античного
грека, но никак не средством обогащения.
Таким образом, становится ясно, что занятие
земледелием было почетной обязанностью
эллина.
Но
в период после Пелопонесской
войны перемены в земельных отношениях
нарушают исконную связь гражданина с
землей. Появляются граждане, которые
не имеют земельной собственности вообще
(из-за ее купли-продажи, и, следовательно,
ее концентрации, разорявшей одних и обогащавшей
других). А метеки и вольноотпущенники
за счет аренды земли получают возможность
вовлечься в область землевладения. «Дельцы».
Возможно, эти изменения натолкнули Платона
на мысль о выделения из населения отдельного
сословия граждан, в которое они вошли
бы наряду с земледельцами и ремесленниками
(для античного гражданина характерно
негативное отношение к ремеслу и вообще
ко всякому оплачиваемому труду), то есть
лица, занятые физическим трудом.
Другое
предположение заключается в
том, что на такую идею автора диалогов
натолкнул, возможно, образ жизни граждан
Спарты. Мыслитель нарекает людей, занятых
общественным трудом, “дельцами” или
“стадом” и отводит им “деловую” функцию
в своем совершенном государстве [20; IV,
434c, d, 441a]. Они «подобно
скоту — пишет Платон — ...всегда
смотрят вниз, склонив
голову к земле и стопам,
могут лишь пастись,
обжираться и совокупляться» [20; IX, 586b].
Это сословие философ называет еще — “толпа”
(греч “охлос“). Платон считает, что это
“стадо”, “толпа”, или “дельцы” должны
подчиняться и повиноваться.
Во
втором проекте, «Законах», мыслитель
подошел к земельной реформе
более реалистично. “Пусть будущих граждан
будет 5040. Это число подходящее: так земледельцы
смогут отразить врага от своих наделов.
Настолько же частей будут разделены земля
и жилища; человек и участок, полученный
им по жребию, составят основу надела”
[20; V, 737e]. Философ выдвигает ряд условий
существования такого порядка вещей.
Во
– первых, “Более, чем дети о своей
матери, должны граждане заботиться о
родимой земле: ведь она богиня-владычица
смертных созданий” [20; V, 740 a, b]. Во – вторых,
“каждый получивший по жребию надел должен
считать свой надел общей собственностью
государства” [V, 740a]. Устанавливаются
законы, запрещающие куплю-продажу земли. Воины
(«помощники»). Следующим правом и
обязанностью было несение военной службы
охрана и защита своего полиса во время
военных действий. Армия представляла
собой гражданское ополчение. Но Пелопонесская
война стала периодом, когда полисы в первый
раз обращаются к наемничеству, что впоследствии
полностью меняло характер и роль армии.
Во-первых, наемничество явилось одним
из проявлений кризиса полиса, когда обозначился
разрыв между армией и коллективом граждан,
в силу того, что многие граждане отказывались
исполнять свою обязанность. Помимо этого,
наемничество усиливало финансовые трудности
полиса, и в целом понижало патриотический
дух в армии. Во-вторых, наемничество “говорит”
уже языком профессионалов. И нам видится
возможным объяснить решение Платона
о выделении из населения сословия воинов
или “помощников” тем, что он ставит вопрос
о профессионализме армии в своем идеальном
государстве. Другими словами, мыслитель
учитывает в своих произведениях негативные
и позитивные стороны привлечения наемников
для решения военных проблем полиса. Единственная
функция этого сословия, по мнению Платона,
должна быть определена как “защитная”.
Мыслитель доказывает необходимость нововведения
“сложностью военного искусства” и его
“несовместимостью с другими занятиями”
[20; II, 374c–e]. В «Законах» же все гражданские
участвуют в охране своего полиса и вследствие
этого их должно быть “столько, чтобы
суметь отразить нападение” [V, 737e], для
этого они находятся в состоянии постоянной
подготовке к войне. Политическая
жизнь. Философы.
Третьей обязанностью граждан полиса
было участие в политической жизни полиса,
в его управлении. Но кризис проявил себя
в равнодушии граждан к проблемам общегосударственного
значения. Была введена даже плата за посещение
народного собрания, чтобы как-то привлечь
массы, заинтересовать их делами полиса.
Но с другой стороны, дальнейшая жизнь
Афин (IV в до н. э.) показала проблемность
активного участия всего коллектива граждан
в политической жизни. Народное собрание,
как выразитель общих интересов, оказалось
неспособно к решению насущных проблем.
Для
Платона же “те, кто густой толпой
заседает в народных собраниях” [VI,
492b] не могут обладать знанием, необходимым
для управления государством, ибо “...толпе
не присуще быть философом” [VI, 494a]. По
мнению мыслителя, философы являются наилучшими
людьми среди населения, которым присуща
деятельность управления государством
в силу своих способностей. Поэтому Платон
создает третье сословие, которое занимает
привилегированное положение в его совершенном
полисе и называет их “стражами”.
Мыслитель со всей строгостью утверждает,
что “ни государство,
ни его строй, так же
как и отдельный человек
не станут никогда совершенными” [VI,
499b], “пока в государствах
не будут царствовать
философы, либо ... цари
благородно и основательно
философствовать” [V, 473d].
В
«Законах» в отличие от «Государства»
Платон вместо трехсословного деления
решает “в зависимости от величины имущества
... установить четыре класса” [V, 744c]. В
этом втором совершенном государстве
“должности и почести распределяются
как можно равномерно, сообразно этому
имущественному неравенству” [V, 744c]. Управление
этим полисом здесь находится в руках
37 правителей. Мыслитель называет их так,
как и в первом проекте, “стражами”. По
сравнению с другими должностями, правителем
может стать далеко не каждый. Платон очень
серьезно подходит к выборам правителей
и пишет: “...если в хорошо устроенное государство
поставить непригодную власть над хорошо
установленными законами, то законы эти
не принесут никакой пользы” [VI, 751b].
1.3
Идеология платоновского
государства
Внеся
необходимые изменения в социальную
структуру своих идеальных полисов,
Платон ставит перед собой задачу обеспечения
сплоченности и стабильности новых полисных
коллективов. Этому Платон придавал немалое
значение, потому что в полисе в период
кризиса господствовали разобщенность,
идеи индивидуализма и космополитизма.
Чтобы понять, имелось ли различие в системе
ценностей полиса, предложенного Платоном,
и греческого полиса докризисного периода,
рассмотрим, какие идеи являлись объединяющими
для граждан полиса V – начала IV вв до н.
э. К примеру, привязанность к земле была
равносильна преданности полису, давала
ощущение своей неразрывной связи с ним
и готовностью идти на жертвы во имя общегосударственных
интересов. А совместное участие в военных
действиях несло в себе идею защиты родного
коллектива, своей семьи, своей собственности
и, как мы уже отмечали, было пропитано
духом патриотизма (поскольку военная
служба была делом чести античного гражданина,
неграждане не участвовали в военных действиях
вообще или имели лишь вспомогательный
характер). Как, впрочем, и участие в общем
деле, в политике, в управлении определяло
общие, единые для всех цели. Это объяснялось
тем, что гражданам полиса был присущ дух
коллективизма, который давал каждому
члену полиса ощущение слитности с гражданской
общиной, что определялось преобладанием
государственных интересов над частными.
Платон
же писал: “...мы основываем
это государство, вовсе
не имея в виду сделать
как-то особенно счастливым
один из слоев его населения
но, наоборот хотим сделать
таким все государство
в целом” [20; IV, 420b–c]. Еще одно дополнение:
“когда один из граждан
такого государства
испытывает какое-либо
благо или зло, такое
государство ... скажет ...
что это его собственное
переживание” [IV, 462e], которое доказывает,
что в совершенном государстве существует
общность интересов. Также гражданам полиса
был присущ высокий дух гражданственности,
определявший безукоризненное исполнение
своих обязанностей, что давало ощущение
своего привилегированного положения
для граждан по отношению к другим категориям
населения. А у Платона это вылилось в
идею о безукоризненном выполнении гражданином
своей единственной обязанности, соответственно
своему сословию. Правило звучит так: “каждый
делает свое, не разбрасываясь
и не вмешиваясь в посторонние
дела” [IV, 433d]. Философ подводит под него
вполне естественную основу. Он пишет:
“... всякому ... мы поручили
только одно дело, к
которому он годится
по своим природным
задаткам, этим он и
будет заниматься всю
жизнь и достигнет успеха” [II, 373b, e].
Это положение находит свой отклик во
втором проекте, в «Законах». Платон и
здесь утверждает, что “... предаваться
двум занятиям или двум
искусствам не способен,
пожалуй, по своей природе,
ни один человек” [VIII, 846b]. Помимо этого
ценилась верность патриархальным установлениям
проистекавшая из почитания традиций
и их хранителей — богов. Платон же считал,
что именно боги дают образец идеальной
жизни. В «Государстве», в первом проекте,
он считает, что “в
воспитательных целях
из мифов должно быть
изъято все недостойное
богов” [II, 378b–383c]. В «Законах» подробно
описывается идеал жизни при Кроносе [IV,
713]. В «Законах» боги также являются
источником законодательства, ибо “законы,
руководясь советом
богов, сделают наше
государство вполне
счастливым и блаженными” [IV, 718b].
Также,
греческим обществом порицалось
культивирование аполитических настроений
(то есть отрицающих полис) — индивидуалистских
и космополитических. Но, тем не менее,
эти негативные тенденции приобрели широкий
размах в период кризиса полиса - в IV в
до н. э.
В полисной
идеологии они трансформировались
в идею “о праве сильного
от природы на власть”. Примером может
послужить изменение образа лидера. Если
ранее это был выходец из аристократической
среды, который соединял в себе стратега
и оратора, то теперь это либо выскочка
из социальных низов — демагог (спекулирующий
на народных настроениях) — либо военачальник
с чрезвычайными полномочиями, как военными,
так и политическими, то есть, можно отметить,
что появляются отдельные личности, которые
могут взять на себя ответственность за
судьбу полиса.
1.4
Единое, неизменное,
справедливое.
Платон
определяет совершенное государство,
как достаточное и единое. Естественно,
что для него будет представлять “...
большее зло... то, что
ведет к потере его единства
и распадению на множество
частей”, а “... благо ...
то, что связует государство
и способствует его
единству” [20; V, 462b]. Например, для сохранения
единства, Платон считает необходимым
ввести определенные условия жизни для
стражей — общность жен и детей, лишение
владения частной собственностью, в том
числе золотом и серебром [V, 464b–d]. Соответственно,
подвергается критике все, что может воспрепятствованию
единению. Это богатство и бедность —
“два враждебных между
собой государства” [20; IV, 423a], которые
“взаимно порождают
друг друга” [20; V, 744d, e].
Во
втором проекте, в «Законах», определяются
пределы бедности и богатства (излишки
просто изымаются в казну государства)
[V, 744e–745a]. Можно отметить, что концепция
Платона представляет собой достаточно
жесткую схему — изменения, перемены в
построенном совершенном государстве
не предусматриваются. Например, он утверждает,
что “…переход из
одного сословия в другое
— величайший вред для
государства и с полным
правом может считаться
высшим преступлением” [21; IV, 434c].
В
«Законах» Платон декларирует — “никаких
новшеств”, и в качестве примера приводит
Египет с его многовековыми традициями
[II, 659d, e]. “Перемены
во всем – пишет автор – это
самое ненадежное дело” [VII, 797d,e].
Философ
придерживается идеи единства, так
как, по его мнению, лишь она дает
возможность называть государство “целым”
или “справедливым”. Для Платона
это является важным, потому что цель его
“построений” — справедливое государство,
которое и будет совершенным. В «Государстве»
мыслитель отмечает, что справедливое
государство причастно к добродетели
[IV, 432b]. В «Законах» же центр тяжести
смещается на вопросы законодательства:
“ради добродетели
установил устроитель
свои законы” [I, 631a]. Эту важную добродетель
“можно назвать совершенной
справедливостью” [I, 630с]. Другими словами,
можно сказать, что Платон считает государство
совершенным, лишь в том случае, если оно
основывается ради добродетели, во имя
справедливости. Это становится понятным
еще и потому, что для Платона только справедливое
государство может сделать людей счастливыми
— ведь цель жизни в полисе определялось
гражданами как возможность быть счастливыми,
об этом говорит и автор диалогов: “наш
набросок законов имеет
целью сделать людей
возможно более счастливыми
и дружелюбными” [21; V, 743d]. Мыслитель
говорит, что без обладания добродетелями
мудрости, мужества, рассудительности,
государство не может называться справедливым.
А эти добродетели в государстве будут
лишь в том случае, если будут в государстве
их носители. Другими словами, государство
можно назвать мудрым только благодаря
наличию сословия мудрецов или философов,
мужественным в силу наличия воинов (“помощников”),
а рассудительным же государство будет
тогда, когда будет “гармония
социальных интересов” — стражи управляют,
помощники помогают, а дельцы подчиняются.
Для
мыслителя необходимо было сделать из
толпы, существующей в реальности в IV в.
до н.э. фундамент для своего идеального
государства, то самое третье сословие.
Это сословие будет слушаться, и управляться
лучшими людьми — философами, Платон сочиняет
миф, в котором можно увидеть преобразованную
идею Гесиода о происхождении людей. После
рассказа о порождении всего населения
землей–матерью мыслитель поясняет: “хотя
все члены государства
братья, но бог, вылепивший
вас, в тех из вас, кто
способен править примешал
при рождении золота,
и потому они наиболее
ценны, в помощников
их — серебра, железа
же и меди — в земледельцев
и разных ремесленников” [IV, 414d–415b].
Платон
определяет жизнь гражданина совершенного
государства такими словами: “каждый
человек должен мыслить обо всех без
исключения людей так: не может стать достойным
похвалы господином тот, кто не был раньше
подвластным; поэтому более чем умением
хорошо властвовать, должно хвалиться
умением хорошо подчиняться: прежде всего
— умением подчиняться законам, что будет
означать подчинение богам; затем — умением
юношей подчиняться старшим, честно прожившим
всю свою жизнь” [21; VI, 762c].
В
качестве вывода, можно отметить, что,
предусматривая серьезные изменения
в социальной структуре полиса, Платон,
тем не менее, остается сторонником прежней
системы полисных ценностей, что, несомненно,
было обусловлено историческими реалиями
его времени. Несмотря на переживаемый
греческими полисами кризис, старые нормы
общественной жизни и морали продолжали
действовать и оказали влияние на взгляды
Платона.
Объектами
воспитания у Платона становятся
граждане любого возраста, причем как
мужчины, так и женщины. Мыслитель
говорит об этом следующим образом:
“законодателю следует
позаботиться о … воспитании
как мужчин, так и женщин,
от ранних лет до зрелых
— вплоть до старости” [21; I, 631d, e]. «Однако,
— по меткому замечанию В.А. Гуторова —
выдвигая столь революционную
для своего времени
идею полного равенства
полов Платон, конечно,
не выступал в роли “поборника
женских прав”».
Роль
государства сводится, в целом, к разработке
основ единой идеологии. В «Государстве»
это положение звучит следующим образом
— “... только у граждан
этого государства мощно
звучало бы в один голос:
“Мои дела хороши!”
или “Мои дела плохи!” [V, 463e]. В «Законах»
Платон обращается к законодателю и направляет
его к тому, чтобы заставить «всех
живущих совместно людей
постоянно, всю свою
жизнь выражать как
можно более одинаковые
взгляды ... как в песнях,
так и в сказаниях и
рассуждениях»
II.
ПРОЕКТ «НАИЛУЧШЕГО
ГОСУДАРСТВА» АРИСТОТЕЛЯ
2.1
Жизнь Аристотеля Аристотель
– величайший древнегреческий философ.
Философия Аристотеля является не только
определенным обобщением, но и логической
переработкой и завершением всей предшествующей
греческой философии.
Аристотель
жил в 384-322 гг. до н.э. Родина Аристотеля-
Полис Страгира. Отец Аристотеля Никомах
– придворный врач македонского царя
Аминты III , а сам Аристотель – сверстник
сына Аминты , будущего македонского царя
Филиппа III .
В
367 до н. э. семнадцатилетний Аристотель
прибыл в Афины и стал слушателем "академии"
Платона , где пробыл 20 лет , в плоть до
смерти основателя "Академии" в 347
г. до н.э. Платон был намного старше Аристотеля
. Он сумел разглядеть гениального юношу
и высоко его оценить . Со своей стороны
, Аристотель высоко ценил Платона. В написанном
Аристотелем на смерть Платона стихотворении
говорилось, что дурной человек не должен
сметь даже хвалить Платона. Однако Аристотель
уже в школе Платона увидел уязвимые места
платоновских идей.
Позднее
Аристотель скажет: "Платон
мне друг, но истина
дороже". Платонизм будет подвергнут
проницательной критике. Но первое время,
как это видно из ранних сочинений Аристотеля,
он полностью разделяет взгляды Платона.
В
355 году до н.э. положение Аристотеля
в Афинах упрочилось в связи с приходом
к власти в этом городе промакедонской
партии. Однако смерть Платона и нежелание
Аристотеля оставаться в "Академии",
возглавленной преемником Платона, его
племянником Спевсиппом, побудили Аристотеля
оставить Афины.
Аристотель
первые шесть лет живет в малоазийской
Греции, сперва в прибрежном городе Ассосе,
затем в городе Мителена на острове Лесбосе.
В Ассосе Аристотель нашел себе жену Пифиаду
– приемную дочь и племянницу тирана и
основателя Ассоса философа Гермия. Связанный
с Македонией Гермий был вскоре казнен
персами после жесточайших пыток. Перед
смертью он просил передать своим друзьям-философам,
что он не совершил ничего недостойного
философии, которую он высоко ценил.
Признанный
героем и мучеником Эллады, Гермий
был удостоен памятника в ее религиозном
центре – Дельфах. Надпись к памятнику
сделал Аристотель. Он же воспел своего
тестя в стихах, где сравнивает его с Гераклом
и Ахиллом.
В
конце 40-х годов до н.э. Аристотель
был приглашен Филиппом II на роль
воспитателя сына Филиппа – тринадцатилетнего
Александра – переехал в Македонию. Воспитание
Александра продолжалось около четырех
лет. Впоследствии великий полководец
скажет: "Я чту Аристотеля наравне со
своим отцом, так как если отцу я обязан
жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей
цену". Аристотель не пытался сделать
из Александра философа , как это сделал
бы , по – видимому , Платон , одержимый
мыслью что люди не будут счастливы, пока
ими не начнут управлять философы. Трудно
сказать , насколько философу удалось
облагородить характер македонца- человека
, стоявшего, по представлению классического
грека на границе между эллином и варваром
. Отношения учит и т.д.................