На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Функций права, определение системы функций права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Система социального  регулирования и ее функции ………………….. 5
  1.1. Понятие и структура системы социального нормативного регулирования ……………………………………………………………  
6
  1.2. Общенаучное  содержание категории «функции социального регулирования» …………………………………………………………..  
10
Глава 2. Понятие и содержание категории «функции права»………………….. 12
  2.1. Дискуссионные  вопросы определения понятия  функций права… 12
  2.2. Сущностные  признаки функций права……………………………. 16
Глава 3. Систематизация  и характеристика внешних (общесоциальных) функций объективного права…………………………………………...  
18
Глава 4. Систематизация  и характеристика внутренних функций  объективного права ……………………………………...........................  
22
  4.1. Структура и содержание основных специально-юридических функций права …………………………………………………………...  
22
  4.2. Структура и содержание дополнительных специально-юридических функций права …………………………………………...  
25
Заключение  …………………………………………………………………………... 27
Список  использованной литературы ………………………………………………. 28
Список  использованных нормативно-правовых актов  …………………………… 28
 

Введение 

      Являясь совокупностью людей, связанных системой общественных отношений, общество требует  соответствующего четкого управления и регулирования. Исторически в обществе сложилось множество различных способов упорядочения поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности. Ключевую роль в обеспечении порядка и стабильности жизни общества играет право. Правовые нормы закрепляют сложившиеся модели общественных отношений, защищают господствующие в обществе социальные ценности, предлагают юридические средства разрешения конфликтов, споров, противоречий.
      Необходимость осуществления воздействия на общественные отношения обуславливает существование права как социального явления. Направления этого воздействия проявляются в функциях права, которые отражают наиболее существенные черты права и направленность его на решение задач современного общества. Функции, которые выполняет право, являются показателем развитости системы правового государства, уровня жизни граждан, качества взаимодействия государственных институтов с гражданским обществом. Проблема функций права, имея комплексный характер, дает возможность проследить многообразие направлений воздействия права на общественную жизнь современной России. Поэтому актуальность изучения системы функций права является несомненной.
      В современной юридической науке  понятие «функции права» является достаточно разработанным: исследовано определение понятия функций права, виды функций права и критерии их классификации, функции отдельных отраслей системы права. Изучением отдельных аспектов этого вопроса занимались такие авторы, как Т.Н. Радько, Ю.Г. Ткаченко, В.Д. Филимонов, Б.И. Пугинский, В,П, Реутов и другие.
      Целью курсовой работы является изучение понятия функций права, определение системы функций права.
      Цель  определила постановку следующих  задач:
    Рассмотреть понятие и структуру системы социального регулирования;
    Раскрыть содержание функций социального регулирования;
    Изучить понятие функции права и их сущностные признаки;
    Дать характеристику системы общесоциальных функций права;
    Выявить особенности основных и дополнительных специально-юридических функций права.
 

    Глава 1. Система социального регулирования и ее функции 

      Человеческое  общество представляет собой сложный  организм, который является единым целым и вместе с тем состоит  из огромной массы изолированных, самостоятельных  индивидов, групп, организаций. Управление, осуществляемое в рамках общества и направленное на упорядочение  образующих его элементов, может быть индивидуальным, нормативным и стихийным. При стихийном регулировании для согласования интересов различных субъектов вырабатывается единожды применяемый способ разрешения проблемной ситуации (модель поведения, приемлемая для имеющегося положения), но данное решение не становится общим правилом.
      Нормативное регулирование представляет собой  важнейший, достаточно сложный, но наиболее приемлемый для общества способ согласования противоречивых интересов людей. Суть этого вида регулирования состоит в создании в обществе правил поведения, которые, являясь общеизвестными и обязательными, предписывают, как поступать в тех или иных случаях1. В процессе своей жизнедеятельности люди человек взаимодействует с  объектами природы (материальными объектами), а также с другими людьми. В связи с этим все нормы, действующие в обществе, принято подразделять на  две группы: технические и социальные 2.
      Технические (несоциальные) нормы регулируют отношения человека с природой, техникой и представляют собой специфический язык общения человека с материальными объектами, определяют приемы и способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологические процессы. Несоблюдение технических норм порождает ответные негативные последствия на конкретные действия человека со стороны сил природы и материальных объектов. Социальные же нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями. Кроме того, технические и социальные нормы различаются по их содержанию, способам фиксации, конструкции, степени общности, формальной определенности. Некоторые технические нормы получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. В этих и других случаях связь между правовыми нормами и техническими нормами настолько сильна, что можно говорить о технико-юридических нормах, т.е. таких стандартах в деятельности человека по отношению к природе и технике, которые предполагают наступление правовых санкций в случае их несоблюдения. 

       Понятие и структура системы
       социального нормативного регулирования 

      Социальные  нормы регулируют поведение человека в обществе  и представляют собой  определенные образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию3. В отличие от технических норм они регулируют отношения между людьми в различных сферах жизни общества и выступают важнейшим средством воздействия социальной общности на отдельных членов этой общности.
      Процесс становления социальных норм тесно  связан с процессом формирования человеческого общества. Поэтому  социальные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп, хотя существует большое количество общечеловеческих норм. Социальным нормам присущи следующие общие признаки4:
    Социальность. Социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества;
    Нормативность. Социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер, сформулированы в виде общей модели поведения, отличающейся неперсонифицированностью, т.е. адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, религиозная принадлежность и т.д.). Социальные нормы рассчитаны на многократное повторение, и вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация;
    Сочетание объективности и субъективности. Социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер;
    Культурная обусловленность. Социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений. Представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.
      Среди способов воздействия социального регулирования на участников общественных отношений выделяют: побуждения, понуждения, принуждения5.  Метод побуждения, обращенный к чувствам, эмоциям, привычкам человека, убеждает в полезности, выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Метод понуждения основан главным образом на материальном стимулировании желаемого поведения (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих имущественных благ, привилегий). Метод принуждения основывается на достижении социально необходимого или желаемого поведения путем применения насилия, т.е. лицам, отклоняющимся от установленных правил поведения, причиняются физические или психические страдания.
      Особенности социального регулирования отражаются в характеристиках его инфраструктуры - сложившемся объективно обусловленном построении этой структуры, выраженном в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования6. Инфраструктура социального регулирования представляет собой формы нормативно-организационного воздействия, от которых зависит развитие и функционирование регулирования в обществе. Инфраструктура социального регулирования может быть разделена на идеальную, которая, будучи объективно обусловленной существующим социальным строем, является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами; и фактическую, которая проявляется в реальном положении организационно-нормативных форм социального регулирования, действующих в данном обществе и в данное время.
      Разнообразие  и неоднородность общественных отношений  обуславливает многочисленность проявлений социального нормативного регулирования. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям.
      В зависимости от способа образования  выделяют спонтанные и директивные  нормы социального регулирования. По характеру воздействия на социальную среду – прогрессивные и регрессивные, функционирующие и нефунционирующие; по структуре – простые и сложные. Наиболее распространенной является систематизация социальных норм по основаниям сферы действия (социального содержания) и регулятивным особенностям7.
      В зависимости от сфер действия социальных норм, они подразделяются на экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования. 
 
 

      По  регулятивным особенностям выделяют:
    правовые нормы (правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения, поскольку нарушение этих норм может принести обществу значительный вред);
    моральные нормы (правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло; контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, оценку и самооценку поступков);
    религиозные нормы (правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественного начала);
    нормы обычаев и традиций (правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни человека или нескольких поколений);
    корпоративные (нормы организаций и объединений),
    эстетические нормы (правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному);
    правила этикета, корректности, приличия, обрядов и ритуалов.
Объединяет  эти нормы их социальный, а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и  не действуют изолированно друг от друга.
      В структуре любой социальной нормы  выделяют три элемента (логическую норму)8: гипотезу, диспозицию, санкцию. В гипотезе указываются те факты, условия, обстоятельства, при наличии которых действует данная норма, а также те субъекты, к которым данная норма адресована. Диспозиция устанавливает (предписывает или разрешает) меру, модель поведения, определяет связь субъекта и объекта. Диспозиция выражает тем самым общественное требование (или дозволение), предъявляемое к человеку в его отношениях с иными субъектами. Санкция -  это логически завершающий структурный элемент,  содержащий указание на те последствия, которые наступают в случае нарушения требования, изложенного в диспозиции. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (наказание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение. Указанные моменты составляют основы социального контроля любого общества.
     Кроме того, существует еще один пласт логической структуры социального регулирования9. В основе всех социальных регуляторов лежат элементы, различные комбинации которых и дают собственно тот регулятивный эффект, ради которого они и используются в человеческом обществе. У права это элементы: обязательно, разрешено, запрещено, безразлично. Этот пласт логической структуры можно обнаружить в любой правовой норме: она либо какое-то поведение объявляет обязательным, либо что-то запрещает, либо что-то разрешает, либо что-то для нее безразлично. Мораль имеет следующие элементы: добро, зло, справедливость, стыд, совесть. В воздействии этих элементов и их комбинаций на человека заключено регулятивное значение.
      Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Регулятивные особенности социальных норм выражаются в особенностях их формирования, форм фиксации (существования), регулятивного воздействия, способов и методов обеспечения.  

      Общенаучное содержание
категории «функции социального регулирования» 

      В науке понятие «функция» имеет  множество разных значений. В математике под функцией понимается зависимая переменная величина, в биологии - специфическая деятельность органа и организма. В других науках функция понимается как направление действия какой-либо системы (кибернетика). В юридической науке термин «функция» употребляется, как правило, для характеристики социальной роли государства и права.
      В юридической литературе социальные нормы рассматриваются, в основном, как регуляторы общественных отношений.  Регулятивная функция проявляется  в установленных в обществе правилах поведения и социального взаимодействия. Осуществление данной функции обеспечивает стабильность жизни общества, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого целого. Социальное регулирование выполняет распределение социальных ролей в обществе, определяет социальную подчиненность, иерархию, организацию и функционирование власти и т.п. Принципы справедливости и гуманизма, демократизм, уважение прав человека, законности оказывают глубокое воздействие на выбор определенного варианта поведения людей, социальных групп, общества в целом и регулируют данный вид отношений. Функция регулирования поведения людей осуществляется через использование побуждения, понуждения, принуждения10.
      Назначение  социальных норм состоит не только в регулировании отношений между  людьми. Они выполняют важную оценочную  функцию, аккумулируя критерии отношения  к событиям и поступкам людей, оценку тех или иных явлений, являются  основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).
      Так как эти критерии во многом являются достижением культуры, требующим распространения, сохранения и передачи иным поколениям, можно говорить и об информационной (трансляционной) функции социальных норм. В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.)11
      Социальные  нормы вырабатываются во всех сферах общественной жизни и выполняют функцию социализации - приобщения людей к определенному социальному и культурному опыту, формирования ценностно-нормативной ориентации личности. Поэтому социальные нормы используются обществом и отдельными группами людей для формирования необходимых типов поведения и свойств личности.
      С помощью социальных норм происходит процесс формирования таких типов связей и отношений в обществе или группе людей, которые позволяют достигать ценностно-ориентационного единства и наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфронтации и столкновений. Следование социальным нормам обеспечивает развитие и поддержание социальной и внутригрупповой сплоченности. Исходя из этого, можно говорить об интегрирующей функции социального регулирования.
      Таким образом, сущность социальных норм заключается  в функциях, выполняемых ими. В  общем плане роль социального  регулирования не ограничивается регулятивной функцией. Принципы и конкретные отдельные  нормы социального регулирования осуществляют также оценочную, трансляционную, социализирующую и интегрирующую функции. 

 

    Глава 2. Понятие и содержание категории «функции права».
      Дискуссионные вопросы определения понятия функций права
 
      Право как  социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые оно выполняет в процессе воздействия на общество. Функции права -  это основные направления правового воздействия на общественные отношения, в рамках которых выражается социально-юридическая природа права12. Функции права непосредственно связаны с его действием, с реализацией свойств официально-властного регулятора общественных отношений. С их помощью можно познать предназначение права в обществе, его действие и динамику.
      В функциях всегда отражается сущность, природа права, необходимость самого существования права как социального регулятора, проявляется его социальная ценность, заключающаяся в установлении с помощью права определенного порядка, устойчивости, согласованности, организованности, меры свободы и т.п13. В юридической литературе нет единого определения понятия функций права. Р.А. Ромашов, В.П. Сальников выделяют четыре основных подхода к определению данного понятия14:
    Функции права – результат воздействия правового средства на соответствующие участки правовой действительности (С.Т. Максименко, Б.И. Пугинскиий). Использование, как одного из главных признаков понятия функции права, термина «результат  правового воздействия» отождествляет понятия «функция» и «функционирование»;
    Функции права – конкретная роль (действие) по организации общественных отношений (Е.Л. Слюсаренко, Ю.Г. Ткаченко), однако понятие «роль права» содержит не только то, какие функции выполняет право, но и результат осуществления этих функций, который остается за понятием функций права и содержится в нем лишь в виде возможностей;
    Отрицается использование термина «основные направления» для формирования понятия функций права, поскольку не существует критерия разграничения «основного» и «неосновного». Функции права воздействуют на общественные отношения в специфических, различных по сфере направлениях (В,П, Реутов, А.Я. Рыженков). Однако при данном подходе происходит отождествление функций права с правовым воздействием;
    Функции права – назначение права для определенных видов общественных отношений (И.Е. Фарбер), тем самым отождествляются понятия «функции права» и «назначение права».
      Однако  социальное назначение права и направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции права. Рассмотрение функции права только через его социальное назначение  создает слишком общий характер понятия. Понимание функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия15.
      Отметим, что правовое воздействие характеризуется  не только нормативным, но и психологическим, идеологическим влиянием права на чувства, сознание и действия людей. Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия  и рассматривается как упорядочение общественных отношений, осуществляемое при помощи системы правовых средств. Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие функции права охватывает оба названные виды воздействия.
      Функция права в ее классическом понимании представляет собой единство роли (назначения) права в обществе и основных направлений его воздействия на общественные отношения16. Подобный подход к понятию функции права, предложенный Т.Н. Радько, синтезирует взгляды ученых, которые данную категорию сводят к одному из указанных компонентов.
      При этом существует ряд иных спорных  вопросов, касающихся понятия функции  права. Так, В.М. Горшенев предлагает рассматривать функции права в широком смысле, когда функции права раскрывают обобщенную характеристику правового воздействия на общественные отношения, при котором регулирование - один из способов выражения служебной роли права; и в узком смысле, когда функции права раскрывают возможности собственно правового регулятивного воздействия. Некоторые ученые (С.А. Иванов) представляют функции права как направления правового воздействия не на общественные отношения, а на волю, поведение людей. С таким пониманием функции права (как направления правового воздействия) не согласен А.Я. Рыженков. «По его мнению, функция - это не назначение, определяемое как область, сфера применения чего-нибудь, а его осуществление. Поэтому правильнее говорить не о направлении правового воздействия, а о правовом воздействии в определенном направлении»17.
      Под функцией В.В. Глущенко права понимает «то, что и с какими параметрами делает или предписывает делать право (норма права) для достижения оговоренных целей в конкретных условиях (гипотезах)»18. Однако в данном определении прослеживается понимание функции права как направления воздействия.
      Подобная  научная полемика не нарушает общей  точки зрения на функции права. Выраженные разногласия в определении понятия  функции права, его базовых компонентов, по-видимому, являются наиболее принципиальными  с точки зрения выработки обобщенного представления о функциях права. Таким образом, функции права можно определить как основные направления правового воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права. 
 

      Сущностные  признаки функций права
 
      В функциях права проявляются его специфические свойства. В них аккумулируются такие признаки права, которые вытекают из его качественной самостоятельности, а не вообще любые признаки, свойственные не только праву, но и другим явлениям общественной жизни нормативного характера19. К признакам, характеризующим функции права относятся:
    Функции права определяются его сущностью и уровнем развития данного общества (назначением права в обществе). Функции проявляют сущность права в общественных отношениях и в то же время не сводятся к ним и не являются простой их проекцией. Нельзя механически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от сущности, так и функция права имеет определенную степень независимости от его сущности.
    Функции права — это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функции характеризуют направление безусловного, необходимого воздействия права, т.е. такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).
    Функции представляют собой наиболее существенные направления воздействия права на общественные отношения, способствуют реализации приоритетных задач, стоящих перед правом в определенных исторических условиях, на данном этапе его развития.
    Одним из важнейших признаков функций права является ее динамизм, движение, действие. Функции прав представляют собой, как правило, направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений, изменяющегося вслед за меняющейся социальной обстановкой. Но динамизм функций не означает отсутствия в них стабильности, постоянства, устойчивости и целенаправленности.
    Функции права отличаются постоянством и устойчивостью, что характеризует непрерывность, длительность их действия. О постоянном характере функций права можно говорить в том смысле, что они постоянно присущи праву. Но это не означает, что неизменными остаются механизм и формы их осуществления, которые изменяются, и развиваются в соответствии с потребностями практики.
      Функции права тесно связаны с его  целями и задачами. Цель в праве  – идеальное выражение объективной закономерности, идеальную силу, которая побуждает к должному поведению людей и является ближайшей причиной определенного направления этого поведения20. Характеризуя цель права на том или ином этапе развития общества, в решении тех или иных задач, неизбежно выяснение осуществляемых правом функций.
      Задачи  права, как правило, указывают на те ближайшие вопросы, решение которых необходимо для достижения цели, это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить. По отношению к функции права задача – внешний, определяющий фактор, в соответствии с которым осуществляется ее реализация. Ни одна из задач, стоящих перед правом не может быть решена без реализации функции права. Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.