На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эволюция международных корпораций

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Эволюция международных  корпораций 
 
     Со времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе цервой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300. 
 
      С момента появления международные корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести: 
 
1) обеспечение своего производства иностранным сырьем; 
 
2) закрепление на зарубежных рынках через сеть своих филиалов; 
 
3) размещение производства в тех странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования; 
 
4) ориентация на дифференцированную производственно-торгово-финансовую деятельность. 
 
     С начала 50-х годов международные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике. 
Субъектами мировой экономики
 являются национальные хозяйства (экономики отдельных стран), региональные экономические объединения (объединения стран, возникающие на базе межгосударственных соглашений, согласованно регулируемые национальными или межгосударственными органами в целях создания преференций  друг другу и в процессах внутрирегионального перемещения факторов и результатов производства), международные корпорации , международные экономические организации, отдельные фирмы.
Основными субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства  — исторически сложившиеся в определенных территориальных (национальных) границах системы общественного воспроизводства. В настоящее время в мире существует 210 государственных территориальных образований, т.е. стран и территорий.
Национальные  хозяйства можно классифицировать по различным признакам: уровню экономического развития (наиболее распространенный показатель — объем ВВП  на душу населения); типу экономического роста (экстенсивный , интенсивный ); уровню и характеру внешнеэкономических связей ; величине экономического потенциала  (уровень развития, масштабы производительных сил, численность населения, размер территории, наделенность природными ресурсами ).
По уровню экономического развития и социально-экономической природе хозяйствования страны подразделяются на:
    развитые страны с рыночной экономикой, или передовые страны (США , Канада , Западная Европа , Япония , Австралия , Новая Зеландия ); среди них особое значение имеют страны «Большой семерки»  (США , Канада , ФРГ , Великобритания , Франция , Италия , Япония );
    развивающиеся страны с рыночной экономикой (большинство стран Африки , Латинской Америки , Азии , Океании ); в этой группе стран наиболее динамично развиваются новые индустриальные страны (НИС)  — группа развивающихся государств, которые отказались от аграрно-сырьевой специализации, добившись значительных успехов в индустриализации, создании отдельных видов современных наукоемких отраслей, и существенно расширили экспорт продукции обрабатывающей промышленности и по ряду показателей социально-экономического развития приближаются к развитым странам;
    страны с переходной  (от командно-административной к рыночной) экономикой (Центральная  и Восточная Европа , СНГ ).
Среди других показателей, характеризующих уровень экономики той или иной страны, можно выделить:
    уровень и качество жизни населения, которые обычно отражают такие взаимосвязанные показатели, как потребительская корзина и прожиточный минимум, потребление на душу населения основных продуктов питания в калориях;
    состояние трудовых ресурсов  (средняя продолжительность жизни, уровень образования и т.д.);
    структура ВВП  страны (для развитых стран характерна высокая доля сферы услуг, низкая доля сельскохозяйственного производства, в промышленности — преобладание обрабатывающих отраслей над добывающими);
    развитие социальной сферы (число врачей на 100000 населения, число больничных коек на 1000 населения, обеспеченность жильем);
    показатели экономической эффективности (производительность труда, капиталоемкость и материалоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции, фондоотдача единицы основных фондов);
    активность в мировой торговле , основными показателями которой служат экспортная квота ; структура экспорта  и импорта  (особенно соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой продукции, что наиболее ясно показывает зависимость экономики страны от внешнего рынка); доля страны в мировом производстве ВВП, ВНП  и в мировой торговле.
5.1.
Сущность, этапы эволюции и формы современных международных корпораций
Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики  и МЭО , с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.
Опыт мирового развития показывает, что процесс  интернационализации  производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации. Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.
Появление международных  корпораций напрямую связано с последними, т.к. в мировой практике международная корпорация (МК)  рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции  в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент  владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору .
Различают две  формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК)  — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру. Многонациональные корпорации (МНК)  — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.
Транснациональные и многонациональные компании можно  рассматривать как формы существования международных корпораций (МК), а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, т.к. их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.
Поэтому международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ .
В то же время, Комиссия ООН  по ТНК рассматривает МК как компанию:
    имеющую хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;
    оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществляющую общую стратегию через один руководящий центр;
    отдельные единицы которой связаны посредством собственности или другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.
В мировой практике под международной корпорацией (МК)  понимают крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства. Как правило, к ним относятся лишь МК, у которых:
    годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долларов;
    от 1/5 до l/3 общего оборота приходится на заграничные операции;
    доля зарубежных активов  не менее 25%;
    филиалы имеются не менее чем в 6 странах.
ТНК  возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно:
    интернационализации  производства и капитала на основе развития производительных сил;
    экспансии  капитала за границей, создания собственных отделений;
    стремления к получению сверхприбылей;
    жесткой конкуренции , ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе;
    снижения значения геоэкономических границ.
При этом следует  учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской  деятельности.
В соответствии с теорией транснациональных издержек  наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау ) материнской и зарубежной фирм.
Начиная с 80-х гг. популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями. Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:
    развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;
    налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;
    обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;
    гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.
В соответствии с теорией финансового менеджмента  наличие зарубежного производства способствует:
    экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;
    экономии за счет эффекта масштаба;
    увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;
    диверсификации  производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.
Практически во всех вышеозначенных теоретических  обоснованиях зарубежной предпринимательской  деятельности МК  особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.
Трансфертные цены  — это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса  и предложения ), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.
Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть:
    поддержание монополистической позиции на рынке;
    завоевание новых рынков сбыта;
    минимизация налогов и таможенных пошлин ;
    уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;
    использование различий в темпах инфляции ;
    воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;
    сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.
Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития.
Характеристика  этапов эволюции международных  корпораций
I этап (конец XIX — начало XX в.).
    Транснациональная деятельность промышленных монополий метрополии .
    Вовлечение в орбиту экономических интересов сырьевой базы колоний .
II этап (между двумя мировыми войнами).
Развитие МК в форме военно-промышленных ТНК , производящих вооружение, боеприпасы, амуницию).
III этап (50-е гг.).
    Развиваются МК  интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные, характерно для стран Западной Европы ), так и по сфере деятельности.
    Создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров.
    Стратегическими целями ТНК становится производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах .
    Перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны.
IV этап (60-е — 70-е гг. XX в.).
    ТНК ориентируются на внешнеэкономическую сферу деятельности, которая стала основным источником их прибыли.
    Возникает стремление преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах и стать органичной частью их национальных экономик;
    Отказ от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны , ТНК становятся проводниками достижений НТП  в них, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.
    Отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал тесно переплетается с финансовым и торговым, наукой.
V этап (с 80-х гг.).
Появляется новая  форма МК — глобальные, имеющие  ряд особенностей:
    они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацелены на завоевание не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых позиций в производстве и реализации продукции;
    используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности);
    создают системы глобального международного производства, размещенного в большинстве стран.
Особенности деятельности международных  корпораций на современном  этапе
    МК  являются активными участниками МРТ  и способствуют его развитию, используя глобальные производительные силы и ресурсы.
    В условиях жесткой конкуренции  главная цель их деятельности — получение не максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости.
    Создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии; стремление специализировать каждое предприятие сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно.
    Осуществляется горизонтальная и вертикальная интеграция  производственной, НИОКР , сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по частям света подразделений компании.
    Интенсивно растут прямые иностранные инвестиции  МК в сферу услуг.
    Стратегия МК в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства;
    Интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли подразделений МК (составляет 1/3 международной торговли);
    Вывоз капитала  нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах.
    Разработка, передача и использование технологий  преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями.
    Диверсификация  деятельности МК по формам; «лифрэксдинг»  (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями , франчайзинга , экспорта товаров и прямых иностранных инвестиций .
    «Сплетение» МК, принадлежащих к разным национальным и международным центрам, усиление их взаимодействия (стратегические системы, семьи, альянсы, слияния и поглощения).
    Стремление приспособиться к трехполюсной модели мира — открытие хотя бы по одному крупному предприятию — координатору деятельности зарубежных фирм в каждом центре.

Эволюция  международных корпораций

  Со  времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе первой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300.
  С момента появления международные  корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести:
    1) обеспечение  своего производства иностранным  сырьем;
  2) закрепление на зарубежных рынках  через сеть своих филиалов;
  3) размещение производства в тех  странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования;
  4) ориентация на дифференцированную  производственно-торгово-финансовую деятельность.
  С начала 50-х годов международные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике.
  Трансформация национальной компании в международную проходит через ряд этапов.
  На  первом этапе зарубежная хозяйственная деятельность практически мало влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать зарубежную экономическую деятельность, как правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.
  На  втором этапе зарубежная хозяйственная деятельность приобретает относительную самостоятельность. Деятельность компании за рубежом вступает в сложную систему взаимозависимостей со всеми другими сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение в организационной структуре компании. Компания приобретает черты международной.
  На  третьем этапе  растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок теряет приоритет и становится в один ряд со многими внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно международной со всеми вышеперечисленными признаками.
  Названные три этапа являются типичными  для процессов интернационализации  бизнеса во всех странах, начиная с США.
  Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным ядром и большим количеством дочерних и иных организаций, явилась наиболее подходящей формой для современного международного разделения труда, бурного развития научно-технического прогресса.
  Обобществляя  труд и капитал в мировом масштабе, ведущие международные корпорации создают международное производство, оптимизируя издержки производства, повышая конкурентоспособность. В результате они выходят на свой новый уровень глобальных корпораций.
  Глобальные  корпорации представляют крупные и крупнейшие финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения. Глобальные корпорации концентрируют всю мощь современного мирового финансового капитала. Значительная доля международного производства, в том числе основная часть наукоемкого, контролируется глобальными корпорациями. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная и банковские отрасли.
  Характерной особенностью этого этапа является не только интернационализация хозяйствования, но и интернационализация собственности. Одновременно появляется и третий аспект интернационализации — интернационализация управления. А именно участие в управлении ответственных администраторов — подданных различных стран. Это в наибольшей степени свойственно многонациональным корпорациям.
  Стратегия международной корпорации является глобальной, если компания комплексно учитывает следующие требования поведения на мировых рынках:
  — рассматривать с обще планетарных  позиций рынок и конкуренцию;
  — хорошее знание своих конкурентов  и методов ведения глобальной конкурентной борьбы;
  — осуществлять свою деятельность в общемировом или крупном региональном масштабе;
  — направлять значительную часть своих  прибылей на НИОКР и оперировать  в  высокотехнологичных отраслях;
  — координировать свою деятельность с  помощью гибких информационных, производственных, финансовых технологий;
  — интегрировать свои предприятия и производственные филиалы в единую международную сеть управления и интегрироваться в сети соглашений с другими транснациональными корпорациями.
  Исключительно важную роль в механизме функционирования современных ТНК играют банковские и финансовые институты. Процессы интернационализации и глобализации мировой экономики, острая конкурентная борьба в финансовой сфере, способствовали формированию и развертыванию деятельности транснациональных банков (ТНБ).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.