На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теория Питерима Сорокина о социальной мобильности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
    
    
       

КАФЕДРА  КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ  (УП) 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: 
 

«Мировая  экономика» 

на тему: «Теория Питерима Сорокина о социальной
мобильности» 
 
 
 

Исполнитель  

Курс, Специальность  

Руководитель_________________________________ 
 
 
 

Москва 
20011 
 
 
 
 
 
 
 

Актуальность  темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном  демократическом обществе. Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям 

Питирим Александрович  Сорокин родился 9 февраля по новому стилю 1889 года в селе Турья Вологодской губернии. Его отец был ремесленником, который занимался украшением церквей, мать - крестьянка зырианка (Коми). Детство его прошло в скитаниях, поскольку мать рано умерла и он вместе с отцом и братом ходили от деревни к деревне, выполняя заказы по украшению церквей.
Через 110 лет  делегация Международного института  Питирима Сорокина-Николая Кондратьева  посетила село Турья, где был открыт памятный знак в честь Питирима Сорокина, в присутствии сына Питирима Сорокина Сергея Сорокина и заместителя главы республики Коми.
Делегация также  посетила начальную школу, в которой  учился Питирим, где была организована выставка в честь знатного земляка.
Условия детства  и формирования молодого паренька были красочно описаны в автобиографии  Питирима Сорокина "Долгий путь" и в статье петербургского ученого И.А.Голосовского, который исследовал жизненный путь и творчество Питирима Сорокина .
После расставания  с отцом и окончания школы  с помощью учителей и местного священника Питирим был направлен  в село Хреново Костромской губернии для продолжения обучения в училище, которое готовило учителей для церковно-приходских школ. Здесь он познакомился и подружился с Николаем Кондратьевым, который был родом из деревни Голцевская недалеко от Хреново. Сейчас в Хреновской школе сделана выставка в честь двух учеников из российской глубинки, которые сделались всемирно известными учеными.
Любознательные  ребята жадно впитывали знания и  включились в революционную борьбу, вступив в партию эсеров. За это  вскоре они были заключены в тюрьму, где прошли свои тюремные университеты, и исключены из школы.
После долгих скитаний Питирим Сорокин экстерном сдал экзамены в гимназии, сумел раздобыть  справку о благонадежности, без  которой не принимали в университет, и отправился в Петербург, где снова встретился с Николаем Кондратьевым. Они вместе поступили в психо-невролгический институт, где в то время преподавал социологию знаменитый российский ученый Максим Максимович Ковалевский, и стали его надежными учениками.
Однако возможности платить за обучение в частном университете у них не было, и они оба поступили при поддержке местных ученых на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Здесь в это время были сконцентрированы сильнейшие не только в России, но и в мире кадры. Преподавателями были Максим Максимович Ковалевский, Михаил Иванович Туган-Барановский, Александр Евгеньевич Лаппо-Данилевский и другие крупные ученые. Питирим и его друг Николай активно овладевали знаниями, посещали студенческие кружки, публиковали свои первые работы.
Питирим Сорокин  и Николай Кондратьев с блеском  завершили обучение на факультете, опубликовав свои дипломные работы в виде монографии, получивших признание  среди ученых. Это книга Питирима Сорокина "Преступление и кара, подвиг и награда".
Друзья активно  включились в подготовку к занятию  в перспективе в должности  профессора но на разных кафедрах. Питирим  Сорокин избрал направлением своей  научной специализации социологию, Николай Кондратьев - экономику.
Но разразилась  февральская революция 1917 года, и оба ученых активно включились в революционную борьбу, заняв видные места позицию в партии эсеров. Питирим Сорокин публиковал статьи и активно выступал на различных собраниях, приобретая все больший авторитет. Когда сформировалось правительство Керенского, Сорокин и Кондратьев стали его помощниками, а в результате выборов в Учредительное собрания оба, пройдя нелегкий путь избирательной борьбы, были избраны членами Учредительного собрания.
После Октябрьской  революции 1917 г. и разгона Учредительного собрания Питирим Сорокин отправился в глубинку, где организовывал борьбу против новой власти, скитался в родном краю, по деревням и лесам, уходя от преследований за активное участие в борьбе против советской власти. Однако долгий период скитаний, привел его к выводу, что политическая борьба против новой власти теряет смысл. Он написал и передал для печати через своих друзей статью, в которой он определил свою позицию ухода от политической борьбы и возвращении к занятиям в науке и добровольно сдался в местный ЧК. Он был приговорен к расстрелу и ожидал в тюрьме казни.
Его статья была опубликована в одной из газет  и попала в руки В.И. Ленина. Ленин  усмотрел в ней важную тенденцию  ухода интеллигенции от борьбы против советской власти и опубликовал  в "Правде" статью "Ценные признания Питирима Сорокина". Это спасло Питириму Сорокину жизнь. Его выпустили из тюрьмы и доставили в Москву, где он встретился с Николаем Кондратьевым, а затем вернулся в Санкт-Петербург. Начался период активной его деятельности как ученого и преподавателя университета.
Питирим Сорокин  организовал в Петроградском  университете первую в стране кафедру  социологии, опубликовал двухтомный труд "Система социологии", подготовил учебник по праву и опубликовал  учебник по теории права.
Питирим Сорокин не скрывал своего неприятия ряда сторон деятельности новой власти и вскоре попал в список ее противников, подлежащих высылке, под номером один в Санкт-Петербурге.
Он знал об этом и, будучи в Москве, через своих  друзей организовал получение паспорта и выехал в Берлин одновременно с высылкой других ученых на так называемом "философском пароходе".
После недолгого  пребывания в Берлине вместе с  женой он отправился в Прагу, где  в то время концентрировалась  значительная часть российских эмигрантов-интеллигентов. Он вел преподавательскую деятельность, переписывался с друзьями из России и подготовил рукопись книги "Социология революции" на русском языке, которая только в последние годы была подготовлена к печати Международным институтом Питирима Сорокина-Николая Кондратьева и издана издательством РОСМЭН в 2005 году.
Вскоре он переехал в Соединенный Штаты Америки, где преподавал социологию в университете в штата Миниссота. Вскоре он был  приглашен в Гарвардский университет  для формирования факультета социологии. Он провел огромную работу по определению направлений деятельности факультета, формированию учебных планов и программ, по привлечению лучших преподавателей и возглавлял факультет в течение трех десятилетий.
Американский  период жизни и творчества Питирима Сорокина – наиболее активный, здесь развернулся в полной мере его талант. Вместе с своими учениками и друзьями он создал и опубликовал десятки монографий по актуальным проблемам развития социологии в самых разных ее направлениях. По сути дела он сформировал ряд новых направлений макросоциологии.
Главным трудом его жизни стала подготовка и  издание в 1937-1941 годы четырехтомного капитального труда "Социальная и  культурная динамика". Он провел исследование тенденций динамики общества за два  с лишним тысячелетия, в основном на примере средиземноморских и европейских цивилизаций и вывел ряд законов исторической динамики, а также сделал важные выводы о перспективах развития общества. Этот капитальный труд с трудом поддавался усвоению широкими кругами ученых и преподавателе и студентов, и он в 1957 году опубликовал в сжатом виде однотомник под тем же названием, который переведен и издан в России.
Питирим Сорокин  получал все большее признание  как лидер формирования и развития макросоциологии.
В годы войны  Питирим Сорокин и его супруга активно поддерживал Советский Союз в его борьбе против нацистской Германии, выступал с многочисленными речами и докладами о России и опубликовал книги, в который показывал взаимную конвергенцию, сближение социально-политического устройства и социокультурного строя Соединенных Штатов и России.
Питирим Сорокин  опубликовал монографии по социологическим  теориям, в которых дал оценку развития теории цивилизаций, сформулировал  свой собственный подход к этой проблеме и в 1961 году вместе с Арнольдом Тойнби основал на конференции в Зальцбурге Международное общество по сравнительному изучению цивилизаций, которое функционирует и поныне.
Будучи по возрасту освобожденным от должности декана факультета социологии Гарвардского университета, Питирим Сорокин продолжал заниматься преподавательской деятельности и увлекся социологией этики, сформировал при поддержке фармацевтической фирмы "Лили" центр творческого альтруизма.
Одной из завершающих  научных работ последнего периода  была небольшая книга "Главные тенденции нашего времени", в которой Питирим Сорокин определил тенденции трансформации чувственного социокультурного строя, преобладавшего на Западе, в интегральный социокультурный строй, сдвига центра творческой активности цивилизаций социологии Запада на Восток и формирования гуманистической этики, основанной на альтруистической любви. Это явилось дополнением к ранее опубликованным в 1950 году книге "Американская сексуальная революция", получившей широкое признание среди американской и европейской молодежи, книгу "Власть и нравственность", которая имеет особое значение для оценки преступности и коррумпированности представителей государственной власти на протяжении долгих периодов истории, исследованных Питиримом Сорокиным.
Питирим Сорокин мечтал посетить Советский Союз. Однако партийное руководство во главе с Сусловым, несмотря на настояние руководителей социологических организаций, сочло неприемлемым визит Питирима Сорокина в СССР. Питирим Сорокин скончался в 1968 года в своем доме в Винчестере, пригороде Бостона недалеко от Гарвардского университета, которому посвятил большую часть своей творческой жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

К началу второго  десятилетия ХХ века на горизонте  российской науки появляется яркая  фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений, «обладающего даром соединять различные подходы в теории, осуществляя синтез всего лучшего, что было к этому времени достигнуто социологами различных направлений».
С первых же шагов  в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Со временем эти поиски привели к синтезу всех областей знания, в наиболее полном виде представленному в фундаментальном труде ученого «Человек. Цивилизация. Общество» (1947 г.).
Наибольшее влияние  на формирование мировоззрения Питирима Сорокина оказали взгляды таких  социологов, как М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Э. Дюркгейм. У них Сорокин  заимствовал идею эволюции.
«К концу второго десятилетия ХХ века П.А. Сорокин убеждается в том, что идея эволюции вошла в фазу кризиса, преодоление которого возможно лишь на путях строго научного подхода к социальным явлениям.»
Обоснованию научной  программы он посвящает свое фундаментальное  исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества, учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и социальной стратификации и многие другие.
Содержание творческой жизни П.А. Сорокина, главный смысл которой состоял в служении науке, отличается богатством видов деятельности, каждый из которых имел свой особый самостоятельный статус.
К Питириму Сорокину в полной мере можно отнести слова  его учителя М.М. Ковалевского: «Он относится к числу тех умственных и нравственных вождей человечества, которые по праву могут считаться его великими типами, так как в свое время являются самыми крупными выразителями прогрессивных течений общественности, ибо кто жил для лучших людей своего времени, жил для всех времен».
Предметом моего  реферата является социальная мобильность, то есть перемещение индивида внутри социального пространства. Другим определением социальной мобильности является любой  переход индивида, социальной группы или ценности с одной социальной позиции на другую.    
Прежде всего  я хочу показать, что я понимаю  под социальным пространством.
Во-первых, социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, начальник и его подчиненный), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два руководителя фирмы), могут быть очень близки социально. Человек может преодолеть тысячи километров геометрического пространства, не изменив своего положения в социальном пространстве, и наоборот, оставшись в том же геометрическом пространстве, он может изменить свое социальное положение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
Все это свидетельствует, что социальное и геометрическое пространство очень отличаются друг от друга. То же можно сказать и о производных от этих двух понятий – «геометрическая и социальная дистанция», «подъем в геометрическом и в социальном пространстве», «перемещение из одного положения в другое в геометрическом и в социальном пространстве» и т.д.
Для того, чтобы  дать определение социальному пространству, нужно вспомнить, что геометрическое пространство обычно представляется нам  в виде некой «вселенной», в которой  располагаются физические тела. «Местоположение  в этой вселенной определяется путем определения положения того или иного объекта относительно других». Подобным образом социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из населения земли. Там, где нет человеческих особей или живет всего лишь один человек, там нет социального пространства, поскольку одна особь не может иметь в мире никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом пространстве, но не в социальном. Соответственно, «определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за «точки отсчета». Сам выбор «точек отсчета зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп.
Определение более или менее удовлетворительного геометрического положение требует учета целой системы пространственных координат геометрической вселенной. То же относится и к определению «социального положения» индивида.
Простого указания степени родства одного человека по отношению к другому явно недостаточно. Указание его отношений к десятку или сотне людей дает уже больше, но все еще не может определить положения человека во всей социальной вселенной. Это было бы сходным с определением местоположения объекта в геометрическом пространстве путем детального указания положения различных объектов вокруг него, но без указания широты и долготы этих объектов. На нашей планете живет шесть миллиардов людей. Указание на отношение человека к нескольким десяткам людей может не дать ничего. Поэтому социальная практика уже выработала другой, более надежный и простой метод, сходный с системой координат, используемый для определения геометрического положения объекта в геометрическом пространстве. Этот метод включает в себя следующие части: 

1)    «указание  отношений человека к определенным  группам; 

2)    отношение  этих групп друг к другу  внутри популяции; 

3)    отношение  данной популяции к другим  популяциям, входящим в человечество». 

Чтобы определить социальное положение человека, нужно знать его происхождение, семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям. Также необходимо знать положение человека в пределах группы населения. Когда это положение определено, тогда можно считать и социальное положение индивида определенным.
Таким образом: 

1)   социальное  пространство – это народонаселение  Земли; 

2)   социальное  положение – «это совокупность  связей социального пространства  со всеми группами населения,  внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами»; 

3)   положение  человека в социальной вселенной  определяется путем установления  этих связей; 

4)   совокупность  таких групп, а также совокупность  положений внутри каждой из  них составляют систему социальных  координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида. 

Из всего этого  следует, что люди, принадлежащие  к одинаковым социальным группам  и выполняющие одинаковую функцию  в группе, находятся в одинаковом социальном положении. Те, у кого есть какие-либо отличия, находятся в разном социальном положении. 

Говоря о социальном пространстве, я бы хотела упомянуть  о его параметрах.
В отличие от трехмерного геометрического пространства, социальное пространство многомерно, т.к. существует более трех вариантов группировки людей по социальным признакам, которые не совпадают друг с другом (группирование населения по принадлежности к государству, национальности, религии, полу, возрасту, профессии, экономическому статусу и т.д.)
Для упрощения  можно сократить число параметров до двух основных классов, при условии разделения каждого класса на несколько подклассов. «Эти два основных класса можно определить как вертикальный и горизонтальный параметр социального пространства».
Нетрудно найти  несколько индивидов, принадлежащих к одним и тем же социальным группам (например, все они могут быть православными, демократами, занятыми в торговле и т.д.), и тем не менее по «вертикали» их социальное положение может быть совершенно различным. Внутри группы православных один из них может быть митрополитом, тогда как другие всего лишь рядовыми прихожанами. Внутри группы демократов один может занимать крупный пост в партии, другие же рядовые избиратели. Один может быть президентом торговой фирмы, другие – рядовыми тружениками. И если по горизонтали их социальное положение кажется идентичным, то по вертикали наблюдается существенная разница. Мы часто употребляем такие выражения, как «подниматься по социальной лестнице», «опуститься по социальной лестнице», «быть наверху социальной пирамиды», «опуститься на дно общества», «социальные ранги и иерархии» и т.д.« Взаимосвязи как индивидов, так и групп, могут находиться либо на одном горизонтальном уровне, либо стоять на разных ступенях иерархической лестницы». Продвижение по социальной лестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз – социальным спуском. Перемещение из группы в группу может быть не связано с подъемом или спуском по социальной лестнице, но может быть и обусловлено вертикальными перемещениями.
Разграничение вертикальных и горизонтальных параметров отражает явления в социальном пространстве: иерархии, ранги, доминирование, авторитет  и послушание, повышение и понижение  по службе. Все эти явления и  соответствующие им взаимосвязи  представлены в виде вертикальной социальной мобильности.
Нужно еще раз  напомнить, что под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в  другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт и «создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта». Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства.
С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность  вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается социальная дистанция, количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящим периоде за определенный промежуток времени.
Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается  число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (например, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества.
Теперь я бы хотела рассказать об общих принципах  вертикальной мобильности.
«Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях – экономической, политической и профессиональной». Ближе всех приближается к абсолютно неподвижному обществу так называемое кастовое общество в Индии. Здесь вертикальная мобильность очень слаба, но не отсутствует совсем. История показывает, что при сравнительно развитой кастовой системе случалось, что члены самой высокой касты брахманов, короли свергались или осуждались за преступление. И напротив, даже лесные отшельники завоевывали королевства. Изгнанники после должного покаяния восстанавливались в правах, а рожденные в низших слоях общества могли войти в касту брахманов – вершину социального конуса Индии.
«Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления».
Если бы мобильность  была абсолютно свободной, то в обществе не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором нет пола и потолка, отделяющего один этаж от другого. Внутри общества существует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других на нижних слоях и наоборот.
«Интенсивность  и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, т.е. в пространстве». Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить индийское кастовое общество и американское. «Среди президентов США 14 (т.е. 48,3%) вышли из бедных или средних семей». В Индии правители определены фактом рождения; есть только несколько «выскочек», которые достигли высокого положения, поднимаясь с самых низших слоев. Это суть показатель колебания политической мобильности от страны к стране.
«Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории». В ходе истории  любой страны или социальной группы, существуют периоды, когда вертикальная мобильность увеличивается как количественно, так и качественно, однако существуют периоды, когда она уменьшается.
За один или  два года русской революции были уничтожены почти все представители  самых богатых слоев; почти вся  политическая аристократия была низвергнута  на низшую ступень; большая часть предпринимателей и почти весь ранг специалистов-профессионалов были низложены.
С другой стороны, в течение 5-6 лет большинство людей, которые до революции были «ничем», стали «всем» и поднялись на вершину  политической, экономической и профессиональной аристократии. Никогда в нормальные периоды русское общество не знало столь сильной вертикальной мобильности.
«В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления  ни в сторону усиления, ни в сторону  ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для любой страны, для истории больших социальных организмов и для всей истории человечества». Например, в средневековых гильдиях даже самый высокий слой был доступен для проникновения любым ученикам и подмастерьям, но с начала ХVI в. просматривается тенденция к изоляции и кастовости. Буржуазия и так называемый средний класс были открытыми в начале своей истории, но позднее проявили ту же тенденцию.
Очевидно, что  тенденция к социальной исключительности и прочности на поздних этапах развития многих социальных организмов, была типичной.
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в любом  обществе и между слоями должны существовать некие лифты и лестницы, то я  считаю важным показать эти каналы социальной циркуляции.
Функции социальной циркуляции выполняют различные  институты, каналы социальной мобильности. Их много, но я бы хотела рассмотреть  важнейшие из них: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.
Армия играет важную роль особенно в военное время,  то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. Мужество и стратегический талант солдат независимо от их социального положения высоко ценятся в такие периоды. Война подвергает испытанию и талант простого солдата, и способности привилегированных классов. Опасность, грозящая государству, принуждает последнего ставить солдата в положение, отвечающее его истинным способностям. Вместо наград их ждет повышение по службе. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. В ходе войны эти люди повышаются в звании прежде всего при наличии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по службе.
Армия всегда играла специфическую роль «социальной лестницы», благодаря которой простолюдины становились генералами, принцами, монархами, диктаторами. В то же время многие урожденные аристократы, принцы и короли утрачивали свои титулы, звания, состояния, социальные положения и даже лишались жизни.
В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.
Вторым каналом  вертикальной циркуляции является церковь. Но она выполняет эту функцию  только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. «В периоды упадка или в начале существования той или иной конфессии ее роль как канала социальной мобильности малозначима и несущественна. В периоды наиболее интенсивного роста эта роль также уменьшается из-за тенденции к социальной эзотеричности высших церковных страт и из-за мощного притока знати в эти слои вследствие легкости данного пути и для продвижения по социальной лестнице». История христианской церкви подтверждает это. Церковь переместила большое количество людей с низов до вершин общества: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом; папа Григорий VII – сын плотника; могущественный архиепископ Парижа Морис Саллийский – сын крестьянина. Все они всего лишь некоторые примеры тех, кто возвысился благодаря церковной лестнице.
Церковь одновременно была и средством нисходящего  движения. Достаточно вспомнить тысячи еретиков, язычников, врагов церкви, преступников, разоренных и уничтоженных. Известно, что среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов, занимающих высокое социальное положение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.