На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по теории финансового менеджмента

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Теория  финансового менеджмента 

 

Тема 1. Концепции управления финансами 

    Современные теории фирмы
    Идеальные и эффективные рынки капитала
    Агентские отношения и теория асимметричной информации
    Теории структуры капитала и дивидендной политики
    Концепция управления на основе стоимости
    Теория человеческого капитала
 
      Максимизировать рыночную стоимость  компании. 

      В теории финансового менеджмента  критерии финансовых решений опираются  на оценку будущей выгоды владельцев компаний. Стратегической целью управления является увеличение богатства собственников за счет роста капитализированной стоимости компании (роста цены акций).
      Исходя  из стратегической цели рассмотрим теории, на которых базируется финансовый менеджмент, как наука управления финансами.
      Как научное направление финансовый менеджмент сформировался в экономически развитых странах в начале XX в. 

      государственная собственность –  централизованная экономика
      отсутствие  рынка ценных бумаг
      отсутствие  специалистов 

      Принято считать, что первыми работами были работы Г. Марковица и его ученика У. Шарпа, заложившие основы современной теории портфеля. Основной вклад по теории структуры капитала был сделан работами Ф. Модильяни и М. Миллера. Теория портфеля и теория структуры капитала являются сердцевиной науки и техники управления финансами крупной компании, поскольку отвечают на два важных вопроса: откуда взять и куда вложить финансовые ресурсы?
      С развитием теории финансового менеджмента  менялись подходы, или критерии, оценки эффективности управления. 

20-е гг. 70-е гг. 80-е гг. 90-е гг.
 
    модель Дюпона
 
    ROI (доходность собственного капитала)
 
 
    прибыль на акцию
 
    цена собственного капитала
 
    ROE (рентабельность собственного капитала)
 
    RONA (прибыль)
 
    CF (денежные потоки)
 
    EVA (экономическая добавленная стоимость)
 
    BSC (система сбалансированных показателей)
 
    CVA (добавленная стоимость потока денежных средств)
 
     1. Модели, или теории, это упрощенное описание реальности или научное объяснение закономерностей развития природы и общества.
     Известно, что основной организационной формой производства является предприятие (фирма, корпорация). В современной науке в трактовке (или в описании) природы фирмы сложилось несколько теорий (или подходов).
      Традиционный подход. Фирма представляется как совокупность самостоятельных элементов, функционирование которых подчиняется общим закономерностям:
      главной характеристикой деятельности фирмы является цель;
      главной целью выступает максимизация прибыли;
      достижение этой цели возможно при реализации принципа равенства предельных издержек предельному доходу (маржиналистский подход).
         Данный  подход определяет предприятие как  абстрактный условный объект. Реальные условия управления породили новые  теории.
      Управленческая теория фирмы. Представители: У. Баумоль, О. Уильямс.
         Возникла  в связи с разделением функций собственности и управления в современной корпорации.
         Современный управляющий (менеджер) не обременен объектом присвоения и риском потери. Главный мотив его деятельности: карьерный рост, статус, престиж и максимизация собственного дохода.
         Вместе  с тем, профессиональный менеджер имеет  большие возможностей (потому что он профессионал) и условий, чтобы обеспечить реализацию интересов собственника более эффективно, чем сам владелец компании. 

         Профессиональный  менеджер Собственник 

      Поведенческая теория. Работы Г. Саймона, Р. Сайерта и Дж. Марча.
         Согласно  ей, в основе характеристики фирмы лежит анализ не цели, а поведения и особенностей принятия решений управленческим составом корпорации.
         Поскольку фирма сложная система в ней все имеют различные интересы и цели. Менеджмент различные интересы должен в чем-то концентрировать, выразить, чтобы достичь выполнения стратегической цели. 

Количество  хозяйственных взаимосвязей на предприятии = Количество  подразделений ? (Количество подразделений – 1) 2
 
      Например,  

      2. В условиях рыночной экономики компании связаны с рынком капитала (как инвесторы, как кредиторы). Поведение на рынке, активность операций, объем сделок зависят от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренней стоимости. Цена зависит от множества факторов, в том числе, от информации.
      Насколько быстро информация отражается на ценах, характеризуется уровнем эффективности рынка. Эффективность понимается не в экономическом, а в информационном плане доступностью информации участникам рынка.
      Эффективному  рынку присущи такие черты:
      множественность покупателей и продавцов:
      информация доступна всем одновременно и без затрат;
      отсутствуют налоги на корпорации и финансовые издержки; ()
      все стремятся получить максимальную выгоду; (+)
      сверхдоходы для всех участников рынка невозможны.
      Выделяют  три формы эффективности рынка  капитала в зависимости от информированности:
      слабая форма – текущие цены на акции отражают динамику цен предшествующих периодов, следовательно, нельзя извлечь для себя дополнительные выгоды, анализируя тренды;
      умеренная форма – текущие цены отражают всю равнодоступную всем участникам информацию и она немедленно отражается на курсе ценных бумаг;
      сильная форма – текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то никто не сможет получить сверхдоход от игры на акциях, даже инсайдеры.
 
      3. Агентские отношения – это отношения:
    между акционерами и менеджерами;
    кредиторами и акционерами.
      Из  управленческой теории фирмы, главная  цель менеджеров – карьера, собственное  благополучие, достигаемое посредством  увеличения темпов роста предприятия.
      Интересы  собственников и менеджеров могут  быть противоположными. Менеджеров можно  побудить действовать на благо акционеров с помощью стимулов, ограничений, наказаний.
      В связи с чем возникают агентские  издержки:
      на осуществление контроля (например, аудиторская проверка);
      на создание организационной структуры, ограничивающей возможности действий менеджеров;
      стимулирование.
      Данные  затраты снижают рыночную стоимость  компании, поэтому увеличение агентских  издержек возможно до тех пор, пока оно перекрывается ростом прибыли. 

          Принципы  управления:
    Организация.
    Планирование.
    Координация.
    Регулирование.
    Активизация (мотивация).
    Учет.
    Контроль.
 
    Кредиторы Акционеры 

     Асимметричная информация может оказывать значительное влияние на финансовые рынки. Для того чтобы обеспечить высокую котировку акций, менеджеры могут информировать финансовый рынок о скрытом от него потенциале предприятия. Такие действия называются сигналами, а сам процесс – сигнализацией. Классическим эффективным примером сигнализации является объявление о значительном увеличении выплачиваемых дивидендов. 

     4. Деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования. Они различаются по многим позициям, но наиболее важной характеристикой является стоимость капитала, в том числе, собственного и заемного.
     Структура капитала – это соотношение собственных и заемных средств.
     Научный спор идет о том, можно ли сформировать оптимальную структуру и как это скажется на рыночной стоимости компании.
     По  данной проблеме сложилось два основных направления.
    Традиционное направление, согласно которому:
      стоимость капитала фирмы зависит от его структуры;
      существует оптимальная структура капитала, минимизирующая значение средневзвешенной стоимости капитала и максимизирующая рыночную стоимость компании.
    Теория структуры капитала Модильяни – Миллера. Они в одной из первых работ пришли к выводу, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами (денежными потоками) и не зависит от структуры капитала. Теория основывалась на концепции идеальных рынков.
          В 1963 году опубликовали вторую работу, введя в первоначальную модель налоги на корпорации. С учетом данного фактора было доказано, что цена акции фирмы непосредственно связана с использованием заемного капитала, и чем выше его доля, тем выше цена акции. 
     

          Далее в теорию структуры капитала включается фактор финансовых затрат и появляется компромиссная теория: фирма должна привлекать заемный капитал до тех пор, пока финансовые издержки не будут уравновешиваться «налоговым щитом». 

      Дивидендная политика 

      5. Все большую актуальность в оценке бизнеса приобретает концепция управления стоимостью компании, основанная на системе сбалансированных показателей и экономической добавленной стоимости.
      Основная  мысль: управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании, ее акций. Критериями успешности компании являются не бухгалтерские показатели, а финансовые и нефинансовые индикаторы.
      Данная  система дает ответы на четыре основных вопроса:
    Как фирму оценивают клиенты?
    Какие процессы могут обеспечить фирме исключительное конкурентное преимущество?
    Каким образом можно достичь дальнейшего улучшения состояния фирмы? (Инновации, обучение.)
    Как оценивают предприятие акционеры? ? EVA
 
     6. Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, производственный опыт, здоровье и поиск информации.
     В финансовом менеджменте рассматривается  интеллектуальный капитал, как главный  фактор роста рыночной стоимости  компании и ее конкурентоспособности. Он включает не только человеческие ресурсы, но и другие нематериальные активы (например, репутацию фирмы, торговую марку, патенты, ноу-хау и корпоративную культуру). 
 

 

Тема 2. Теория структуры капитала 

    Понятие структуры  капитала. Цена источников капитала и  средневзвешенная цена
    Эффект финансового рычага (леверидж). Критерии оптимизации структуры капитала
    Дивидендная политика предприятия
 
     1. Структура капитала – это соотношение задолженности и акционерного капитала компании (собственного капитала). Она является величиной переменной, поэтому принимаемые решения по ее формированию могут значительно повлиять на рыночную стоимость компании и цену акций.
     Для эффективного управления капиталом, минимизации  издержек по его привлечению финансовому  менеджеру необходимо знать цену каждого источника привлекаемых ресурсов. Привлечение фирмой финансовых ресурсов всегда связано с затратами (акционерам выплачивают дивиденды, банкам – проценты, инвесторам – инвестиционный доход и т.д.). Общая сумма средств, которую нужно уплатить за   использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала.
     Заемный капитал
     а) Кредит банка. В мировой практике и российском законодательстве по уплате процентов за кредит имеет место «налоговый щит». Поэтому цена единиц такого источника средств меньше для фирмы, чем уплачиваемый банку процент. 

 

где       I – процентная ставка,
      Н – ставка налога на прибыль.
      Пример. Фирма берет кредит под 20% годовых. Ставка налога на прибыль – 24%. Стоимость  единицы полученного кредита  для фирмы:

    Уменьшается налогооблагаемая база. 

    б) Облигационный займ. 

 

где  Сн – стоимость номинальная (величина займа),
         i – ставка процентов по облигациям,
      Ср – стоимость реализационная (цена облигации),
        К – количество лет.
      Пример. Предприятие выпустило облигации. Номинал облигации – 1000 р. Срок погашения – 10 лет. Ставка процента – 15%. Расходы на размещение – 5% от нарицательной стоимости.

      Чем больше срок, тем  дешевле облигационный  займ.
      Сравнивается  с процентом по кредиту. 

      Собственный (акционерный) капитал
      а) Акции обыкновенные. При определении цены вновь эмитируемых акций величина дивидендов неизвестна, зависит от работы предприятия. Расчет приблизительный. 


                                               на размещение  

      Пример. Номинал обыкновенной акции – 1000 р. Дивиденд – 140 р. на акцию. Расходы на размещение – 20%.

      б) Привилегированные акции. 

                                          D
Как.пр. = ---------------------------------------------------------
                                   Цена акции – Расходы на размещение 

     Пример. Акция продается по 1000 р. Дивиденд – 50 р. на акцию. Затраты на размещение – 20 р. с каждой акции.

      Цена  данного источника  самая минимальная.
      в) Нераспределенная прибыль.
     Условно приравнивается к стоимости источника «обыкновенные акции» (так как не выплатили дивиденды).
     Цена  каждого элемента капитала определяется для того, чтобы рассчитать средневзвешенную по предприятию. 

 

    где Кi – цена каждого элемента капитала,
      di – доля этого источника в пассиве (или в структуре капитала). 
 
 
 

Источники Кi di
    Кредит банка
    Облигации
    Акции обыкновенные
    Акции привилегированные
15,2 15,9
17,5
5,1
0,3 0,4
0,2
0,1
    100%
 

      Этот показатель является одним из главных критериев в работе предприятия. Отражает уровень затрат на сложившуюся структуру капитала. 

      Самый дешевый источник – меньше всего  доля.
      Структура капитала 
      Такая структура капитала только в США, Японии, где дешевые кредиты.
      Финансовая  зависимость, может  привести к банкротству. 

Практическое  применение WACC:
    для определения оптимальной структуры капитала;
    стоимость капитала является мерой прибыльности операционной деятельности (это непосредственно то, чем занимается предприятие) – это нижняя граница при планировании прибыли;
      Например, прибыль 14% < 14,93% предприятие работает в убыток.
    используется при оценке принятия инвестиционных проектов;
    используется при определении рыночной стоимости компании.
Показатель  WACC формируется под влиянием различных факторов:
    ставка процента на финансовом рынке;
    доступность источников финансовых ресурсов;
    уровень риска в деятельности предприятия;
    имидж руководства.
 
     2. Следующими задачами финансового менеджера по управлению структурой капитала являются:
      максимизация рентабельности акционерного капитала;
      оптимизация структуры капитала.
     Первая  задача решается многими методами, один из них – финансовый леверидж (рычаг). Он характеризует использование предприятием заемных средств, которые влияют на изменение рентабельности акционерного капитала.
     Условный  пример. Возьмем два предприятия с одинаковым уровнем экономической рентабельности 30%. Единственное различие – структура пассива.
     I пр. Акт – 2 млн
           Пасс – 2 млн собственный  капитал
     II пр. Акт – 2 млн
           Пасс – 1 млн собственный  капитал
                  1 млн заемный капитал
     Определяем  нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) – это экономический эффект, снимаемый предприятием с затрат (отдача). Он составляет у I и II предприятия 600 тыс. (30% от 2 млн).
     Абстрагируемся  от налогов. I предприятие получает 600 тыс. руб., используя только собственные средства. Рентабельность собственных средств для предприятия
уровню экономической  рентабельности

     II предприятие из 600 тыс. платит проценты за кредит. Ставка – 22% годовых. Тогда издержки составят 220 тыс. (22% от 1 млн). Значит, рентабельность собственных средств для II предприятия будет равна

     При одинаковой экономической рентабельности в 30% – различная рентабельность собственных средств, получаемая в результате различной структуры финансовых источников.
     Эта разница и есть эффект финансового рычага. Он равен 8%.
     Введем  в расчеты налог на прибыль. Ставка – 24%. 

  I пр II пр
НРЭИ 600 600
? % 220
  600 380
Налог на прибыль 144 91,2
Остаток 456 288,8
РСС 22,8 28,8
 
     С учетом налогообложения эффект финансового  рычага равен 6%.
Выводы.
      Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно 2/3 экономической рентабельности.

      Предприятие, привлекающее кредит, увеличивает либо уменьшает  рентабельность собственных средств  в зависимости от соотношения  собственных и заемных средств  в пассиве, от величины процентной ставки и величины налоговых изъятий. Поэтому может возникнуть «плюс» или «минус».

    где        ЭФР – эффект финансового рычага,
                ЭР – экономическая рентабельность,
          СРСП  – средняя расчетная ставка процента (долго-, краткосрочные кредиты, разные ставки),
                ЗС – заемные средства,
                СС – собственные средства;
                – дифференциал,
                 – плечо рычага.

          Может быть ЭР – СРСП = 30 – 32 < 0.
      а.  Финансовому менеджеру важно не допустить положения, чтобы дифференциал был отрицательным. В этом случае эффект финансового рычага будет работать во вред.
         б.  Плечо рычага должно быть оптимальным.

         в.  Эффект финансового рычага оптимально должен быть равен половине – двум третям (1/2 – 2/3) уровня экономической рентабельности.
Вторая  задача. Теоретически известно три критерия оптимизации структуры.
        По критерию средневзвешенной: оптимальная структура представляет собой такое соотношение заемных и собственных средств, при котором показатель средневзвешенной имеет минимальное значение, следовательно, рыночная стоимость компании будет максимальной.
        По максимальному уровню финансовой рентабельности: компания должна брать займы до тех пор, пока налоговые льготы от суммы долга не станут равными издержкам, связанным с увеличением заимствований, т.е. оптимальная структура капитала должна уравновешивать выгоду от левериджа и финансовые издержки по займу. (М&М)
        По минимальному уровню финансового риска, который повышается с ростом доли заемного капитала.
 
      3. Перед руководством компаний часто стоят такие вопросы:
          платить или не платить дивиденды,
          в какой форме выплачивать дивиденды и т.д.
     Дивиденд  – это доход на акцию. 

     Дивиденд + доход от рыночной стоимости.
     Если  нет дивидендов, может  ли расти рыночный курс акций?
     Владеть акцией – право  на имущество. 

     Дивидендная политика – это решение вопроса  о том, в каком режиме следует платить дивиденды.
     По  проблеме влияния дивидендной политики на рыночную стоимость компании наиболее известны три теории (подхода).
      Традиционная теория. Согласно ей, дивидендная политика – это политика разделения прибыли на распределяемую посредством дивидендов и капитализируемую.

      Она оказывает  влияние на многие финансовые показатели фирмы, такие как дивиденд на акцию, норму накопления и на рыночную стоимость  фирмы. (Каким образом?)
      Теория Модильяни – Миллера. Цена акций компании не зависит от дивидендной политики. Инвесторам безразлично: получать доход в виде прироста стоимости акций или в виде дивидендов. Согласно их теории, стоимость компании определяется способностью приносить прибыль и степенью риска.
      Теория «синицы в руках». Представители Гордон, Линтнер. По этой теории рубль ожидаемых дивидендов стоит больше, чем рубль ожидаемого прироста капитала, поскольку ожидаемая доходность является более рисковой по сравнению с дивидендами.
      Указанные теории противоречивы, не подтверждены и не опровергнуты практикой. Известно, что некоторое увеличение дивидендов приводит к некоторому увеличению цены акции.
      Основные  типы дивидендной  политики акционерного общества.
I. Консервативный подход формирования дивидендной политики.
    Остаточная политика дивидендных выплат. (+, –)
    Политика стабильного размера дивидендных выплат.
II. Умеренный или компромиссный подход.
      Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды.
III. Агрессивный подход.
    Политика стабильного уровня дивидендов. (+, –)
    Политика постоянного возрастания размера дивидендов.
 
 
 

Тема 3. Теория интеллектуального капитала 

    Интеллектуальная  собственность как основа интеллектуального  капитала: ее сущность, нормативно-правовая база
    Понятие и формы интеллектуального капитала (КОПРы)
    Интеллектуальные ресурсы в статическом и динамическом аспектах
    Методы оценки интеллектуального капитала
    Оценка стоимости, добавленной интеллектуальным капиталом     (КОПРы)
 
     1. Как правовая категория интеллектуальная собственность не имеет однозначного толкования. Отличительной чертой объектов интеллектуальной собственности является их нематериальный характер. Понятие «интеллектуальная собственность» (объектами которой являются творения человеческого разума, интеллекта) четко сформировалось только в конце XVIII  в. во Франции (по другим источникам – в Англии).
     Первоначально интеллектуальная собственность была тесно связана с   привилегиями. Вслед за привилегиями начали выдавать патенты. Первый патентный закон принят в 1474 г. Сенатом Венеции.
     В 1709 г. в Англии принят «Статут королевы Анны», где впервые сформулированы принципы защиты авторского права.
     В 20-е гг. XVIII в. в Англии принят закон «Статут о монополиях» – далее называемый «Великой хартией прав изобретателей» (давал преимущества для авторов на 14 лет).
      Охрана  авторского права на международном уровне осуществляется с середины XIX в. на основе двусторонних договоров (например, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений). Охрана произведений обеспечивается, как правило, в течение жизни автора и 50 лет после его смерти.
      В систему ООН входит Всемирная  Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС). Согласно классификации ВОИС, объектами интеллектуальной собственности являются:
    литературные, художественные произведения и труды;
    исполнительская деятельность, фонограммы, радиопередачи;
    изобретения во всех областях человеческой деятельности (например, на карандаш было подано 2 тыс. заявок, патентов выдано, конечно, меньше);
    научные открытия;
    промышленные образцы;
    товарные знаки;
    пресечение недобросовестной конкуренции.
     В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией (ст. 44). Действует пакет законов: Гражданский кодекс, Патентный закон, закон «Об авторском праве и смежных правах» и т.д.
     На  международном уровне действуют  договоры и соглашения в соответствии с    Бернской, Женевской, Всемирной и другими конвенциями об охране интеллектуальной собственности.
     Проблемы  правовой охраны в России:
      Отсутствует обобщающий нормативно-правовой акт по интеллектуальной собственности и определяющий само понятие интеллектуальной собственности.
      Не работает законодательство о защите против недобросовестной конкуренции.
      Отсутствует концепция государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности.
      И другие проблемы.
      Основными задачами в стратегии управления интеллектуальной собственностью являются:
      систематизация и анализ использования объектов интеллектуальной собственности;
      выявление избыточных и необходимых объектов интеллектуальной собственности;
      определение доминирующего объекта интеллектуальной собственности;
      правовая охрана;
      коммерциализация;
      пресечение нарушений исключительных прав.
 
     2. Понятие интеллектуального капитала связано с новой информационной экономикой, является ее главной отличительной чертой от экономики промышленной индустрии.
     В общем виде определение интеллектуального капитала подразумевает знания, интеллект всех работников компании, которые обеспечивают ее конкурентоспособность.
     Получение технологических и организационных  преимуществ над конкурентами –  это основная функция интеллектуального  капитала.
     Интеллектуальный капитал тождественен понятию «нематериальные активы».
      Первым признаком интеллектуальной компании является ее рыночная капитализация, превышающая бухгалтерскую стоимость.
      Следующим признаком является объем инвестиций, направленных на исследования и разработки. Если они превысили объем инвестиций в  основные фонды, то это тоже служит характеристикой интеллектуальной компании.
      Средний уровень образования.
      Какой институт закончили работники.
      Количество патентов, защищающих интеллектуальную продукцию.
     В экономической литературе нет единой классификации форм интеллектуального  капитала компании.
     Наиболее  часто встречаются следующие  формы:
      Рыночные активы, или маркетинговые активы, – это тот потенциал, который связан с рыночными операциями (марочное название товара, повторяемость сделок, портфель заказов, контракты, соглашения).
           Их  значимость в том, что они обеспечивают конкурентное преимущество во внешней среде.
           Данный  вид интеллектуального капитала классифицируется как потребительский.
           Рыночные  активы легче поддаются учету и оценке.
           Например, торговая марка. Ее оценка осуществляется подсчетом надбавки, которую покупатели согласны платить на фирменный продукт.
      Интеллектуальная собственность как активы включает ноу-хау, торговые секреты, патенты, авторские права и др. (на 20 лет) Торговые секреты защищаются договором о неразглашении.
      Человеческие активы, или человеческий капитал, – совокупность коллективных знаний сотрудников, их творческие способности, умение решать проблемы, лидерских качеств, управленческих и предпринимательских навыков, здоровья.
           Задача хорошего руководителя состоит в «запуске» необходимых механизмов, дающих каждому работнику (или сотруднику) возможность реализоваться.
           Человеческий  капитал прирастает двумя способами:
      компания использует максимальный объем знаний своих сотрудников;
      максимальное число сотрудников владеет знаниями и способностями принести пользу компании.
           Одним из показателей реализации человеческого  капитала в компании, способности к новшествам, является удельный вес новой продукции в общем объеме продаж.
      Инфраструктурные активы – технологии, методы и процессы, которые делают работу предприятия вообще возможной. Например, корпоративная культура, методы управления персоналом, базы данных.
     Есть  и другая классификация форм интеллектуального капитала, например, предложенная Л. Эдвинссоном:
    клиентский капитал ? клиентский или маркетинговый капитал;
    структурный капитал – в него входит интеллектуальная собственность и документированная информация;
    гуманитарные активы – сюда он относит человеческий капитал.
 
     3. Функционирование интеллектуального капитала представляет собой динамический процесс, включающий стадии формирования, использования, восстановления и развития данного ресурса.
     Применительно к интеллектуальному капиталу отсутствует понятие физического износа, рассматривается лишь моральный износ, утрата  потенциала знаний.
     Формализация  процесса, связанного с производством  и потреблением знаний, осуществляется на основе нелинейных динамических моделей.
     Следует различать динамику интеллектуальных ресурсов и динамику интеллектуального капитала.
     В первом случае рассматриваются процессы увеличения или уменьшения интеллектуальных ресурсов, которыми обладает организация.
     Во  втором случае рассматривается движение стоимости интеллектуальных ресурсов, перенос стоимости на производимые товары и услуги (т.е. какова отдача).
     Развитие  интеллектуальных ресурсов и увеличение интеллектуального капитала зависят от инвестиций, в том числе, прямых – научно-исследовательская деятельность, и косвенных – в информационные технологии. 

     4. Считается, что наилучшей оценкой любого актива является его рыночная цена на эффективном рынке.
     1. Разница между рыночной ценой (цена акций ? их количество) и бухгалтерской стоимостью фирмы наиболее точно отражает совокупный интеллектуальный капитал (Пол Страссман).
     Балансовая  оценка нематериальных активов теоретически доступна, но есть сложности с идентификацией предметов интеллектуальной собственности  и их оценкой. Поэтому в балансе  в строке «Нематериальные активы» в основном стоит прочерк. (ПБУ 14/2000)
     2. Компромиссным вариантом стоимостной  оценки интеллектуальных активов,  или интеллектуального капитала, может быть использован затратный  метод. 

Вид интеллектуального  актива Статьи затрат Величина затрат
 
1. Имидж  фирмы 
 
 
 
 
2. Организационная  культура 

3. Ноу-хау

n. Информационная база
 
1. Пропагандистские  мероприятия 2. Мониторинг обратной  реакции
3. Зарплата специалистов
4. Послепродажное  обслуживание
5. Связи с поставщиками
6. Представительские  расходы
 





    ?
      Получение указанной информации из первичных  бухгалтерских документов возможно, но очень трудоемко.
      3. Следующий показатель оценки  интеллектуального капитала –  это сопоставление рыночной стоимости  акционерного капитала и текущей  стоимости основных фондов с учетом износа. Разница между ними условно оценивает нематериальные активы.
      4. Д.Тобин предложил показатель интеллектуальной компании, который называется q-коэффициент Тобина. Коэффициент  q есть отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены. Высокое значение q-коэффициента отражает значительную величину интеллектуального капитала.
     5. Для оценки интеллектуальных  активов можно использовать метод  стоимости торговой марки. Подсчитав  стоимость наценки, получаем стоимость торговой марки.
     В России: I метод – главный + затратный метод. 

     5. Технология оценки стоимости, добавленной интеллектуальным капиталом, разработана австрийским ученым Анте Пулик. Включает несколько этапов:
     1. Вычисление добавленной стоимости.  Добавленная стоимость тождественна понятию «вновь созданная стоимость». 


                              (Маркс) 

      2. Добавленная стоимость создается  капиталом фирмы, которая состоит из трех частей: материальные средства (или средства производства), финансы, трудовые ресурсы (или интеллектуальный капитал). Вычисляется коэффициент стоимости, добавленной финансовым капиталом, и коэффициент добавленной стоимости, созданной человеческим капиталом.
      3. Оценка доли структурного капитала. Добавленная стоимость содержит в  себе часть, которую можно отнести на эффект структурного капитала. Затраты на персонал (v) являются частью добавленной стоимости. Если вычесть их из добавленной стоимости, то в остатке будет оценка доли структурного капитала в абсолютном выражении (в рублях).
      4. Определение относительной доли (%%) вклада структурного капитала в добавленную стоимость фирмы. 
 

      5. Комплексная оценка использования  интеллектуального потенциала фирмы.  Он характеризуется долей добавленной  стоимости в общей стоимости продукции фирмы. Отношение добавленной стоимости к общей стоимости продукта называется коэффициентом стоимости, добавленной интеллектуальным капиталом. Показывает, насколько эффективно используется потенциал компании. 

     Формулы не писали!!!
 

Тема 4. Теоретически основы финансового управления на основе стоимости 

1. Рыночная  и балансовая оценка стоимости  бизнеса
2. Принципы  и стандарты оценки. Виды стоимости
3. Методы  оценки стоимости
4. Факторы  роста стоимости. Понятие стоимостной  цепочки
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.