На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы философии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МЕТОДЫ  ФИЛОСОФИИ 
Метод философии  – средства, с помощью которых  осуществляются философские исследования.
1. Диалектика
2. Метафизика
3. Догматизм
4. Эклектика
5. Софистика
6. Герменевтика
Диалектика –  метод философского исследования, при  котором вещи, явления, рассматриваются  критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика –  метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются  обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и  носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической  философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого  творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются  поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто  эклектика использовалась для обоснования  каких-либо взглядов, идей, привлекательных  для массового сознания.
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью неполучение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.
Герменевтика –  метод правильного прочтения  и истолкования смысла текстов.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Функции философии  – основные направления применения философии, через которые реализуются  ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая
2. Методологическая
3. Мыслительно-теоретическая
4. Гносеологическая
5. Критическая
6. Аксеологическая
7. Социальная
8. Воспитательно- гуманитарная
9. Прогностическая
10. Общекультурная
11. Практическая
Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая  – заключается в том, что философия  вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая  – заключается в том, что философия  учит концептуально мыслить и  теоретизировать.
Гносеологическая  – познавательная.
Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания.
Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.
Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
Общекультурная –  эту функцию философия выполняла  с момента своего зарождения, философия  согласовывает и синтезирует  достижения всех видов человеческого  опыта. В настоящее время философия  является важнейшим духовным элементом  культуры человечества.
Практическая –  теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая  правильность теоретических суждений.
----------------------------------- -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ
Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в  формировании мировоззрения.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяется три основных формы мировоззрения:
1. Мифологическое
2. Религиозное
3. Философское
Мифологическое  мировоззрение – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.
Религиозное мировоззрение – форма мировоззрения, основанная на вере  в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное образно-эмоциональное восприятие действительности.
Философское мировоззрение – отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.
В философском мировоззрении  выделяется 4 компонента:
1. Познавательный
2. Ценностно-нормативный
3. Эмоционально-волевой
4. Практический
Философское мировоззрение имеет  определенную структуру:
1 уровень: Элементарный – совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания
2 уровень: Концептуальный – включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.
3 уровень: Методологический – включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.
Философское мировоззрение  прошло 3 стадии эволюции:
1. Космоцентризм
2. Теоцентризм
3. Антропоцентризм
Философское мышление – это мышление теоретическое и оно близко к научному мышлению. Ученые считают, что между философией и богословием существует небольшая разница – философское сознание противопоставлено обыденному сознанию. 

Обыденное сознание Философское сознание
1. Определяется  жизненными потрясениями, частичными  мелкими проблемами(требует ситуация), отсутствует внутренний стержень, план, логика. 1. Мышление принципиально  отгорожено от прозы жизни,  от лишних забот жизни. Для  теоретического занятия человек  должен создать себе досуг.  Не может существовать без  фундаментальной науки. Философия  должна отрицать политическую  ангажированность (зависимость).
2. Предмет  обыденного сознания всегда соразмерен  человеку. Круг вещей человеком  постигается через чувства, интуицию. В обыденном сознании нет четкого  определения вещам и явлениям, оно скользит по поверхности. 2. Ученый думает  об обыденных вещах, но они  приобретают необыденное значение.
3. Оперирует  образами знакомых предметов,  слова не имеют четко очерченного  смысла, речь полна сокращений, наполнена  субъективностью, эмоциональностью, часто не аргументируется. 3.В теоретическом  мышлении возникают мысленные  конструкции. Возникает ряд последующих  шагов, заданных определенной  целью. Вырабатывается особый  язык, термины имеют однозначный  смысл. Исключена эмоциональность  и субъективность.
4. Опирается  на устную речь, никто не запоминает, не записывает свои мысли, часто  используются устные традиции. 4.Любое положение  доказывается, опираясь на запись  и логику.
   
 
 
. ДВИЖЕНИЕ СОФИСТОВ  И ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
Накопление философией объёма знаний, изменили общественную жизнь; произошел переход к другой философской проблематике: переход  от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех её многообразиях. Возникает субъективистско - антропологическая тенденция в философии. Родоначальником её являются софисты и Сократ. Сократ(470 - 399 г. до н.э.) Сократ стремится понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Например: рассуждения о прекрасном.  Основополагающая способность человека: разум, мышление. Именно разум способен дать знание. Истинное познание призвано дать человеку верные направления для его жизни. Поэтому ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.
Сократ верил, что, если человек знает, что  хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание – это источник нравственного  совершенства.
Сократ выделил  три основных человеческих добродетели:
1) умеренность (знание  как обуздать страсть);
2) храбрость (знание  как преодолевать опасности);
3) справедливость (знание  как соблюдать законы божественные  и человеческие).
Можно ли научиться  добродетели? Сократ считал - нельзя. Он различает знание и мнение. Знание нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика. Суть метода: исходное начало - ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. "Я знаю, что я ничего не знаю" - заявлял он. И тем самым приглашал к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая бы основывалась на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной. А достигал он этой цели путем точной постановки вопроса. Был автором другого способа: индукция и дедукция (от частного с общему и наоборот).  Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. "Познай самого себя". Он первый дал установку на самопознание.
Вывод: Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед.
 
 
4. "ИДЕЯ" ПЛАТОНА
Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали  Платон (427 - 347 г. до. н.э.)  и Аристотель (384 - 322 г. до. н.э). Они подводят итог к классическому периоду древнегреческой философии. Идеализм Платона впервые выступает в форме мировоззрения. В философской системе Платона можно выделить четыре составные части: онтология, космология, гносеология, и этика. Онтология: Платон, так же как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно (как у Демокрита), множество бытия, Платон называет идеями (Эйдес) или сущностями. Материальный мир, который нас окружает. И мы познаём своими чувствами, является, лишь "тенью" и произведён от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Идеи являются низменными, неподвижными и вечными. Идея существует без человека - космология. Он сторонник телеологического понимания мира: все процессы в мире целесообразны, продуманы творцом. Бог, "приступая к составлению тела Вселенной, сотворил его из огня и земли". Между огнём и землёй он поместил воду и воздух. Так возник Космос. В центр Космоса Бог вложил Душу. Затем смесь идей и материи Бог разливает по пространству, в результате чего Космос становится живым существом, одарённым умом. Затем Бог творит всё живое на Земле. Из смеси, которая разлита в пространстве, Бог готовит для каждого его душу. Кроме мировой души Платон признавал существование звёзд, человеческих душ, душ животных и растений. Каждой душе соответствует неподвижная душа.
Теория познания: Теория познания Платона опирается на его учения о душе. Душа и тело по Платону, противоположны. Человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает и его душа освобождается от телесного покрова и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Платон выстраивает целую иерархию Божественного миропорядка. Область идей - система, подобная пирамиде: на вершине пирамиды превыше знания и истины пребывает идея Благо. Идея Блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания. Она сообщает предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать от неё сущность. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. В наследии Платона интересны следующие моменты:
Идея вещи есть смысл  вещи
Идея вещи есть цельность  всех составляющих её частей
Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и 
единичностей, которая является законом для возникновения и 
получения этих единичных появлений вещи. Например, любой 
механизм может быть работающим, если все его части объединены 
одной идеей. Идея - есть закон.

Идея не вещественна
Этика: Нравственность в философии Платона зависит от качества души человека, его поведения. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием обладает душа.
Душа состоит из трех частей:
1 разумной, 2 пылкой (волевой), З вожделеющей (чувственной).
Чтобы человеческий род мог выжить, и люди не поубивали  друг друга, они должны жить добродетельно  и воспитывать в этом духе своих  детей. В понятие добродетели  входят мудрость, рассудительность, мужество, справедливость, благочестие. Знание и  выполнение законов своего государства  также является добродетелью.
 
. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Философия завершает  объективиско – онтологическую традицию. Философия Аристотеля является не только определенным  обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Аристотель является создателем самой обширной научной системы существующей в античности. Аристотель - мыслитель - энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знаний. Ему принадлежит заслуга, впервые провести разграничения наук, выделив для каждой из них специальные области исследований и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.
Теоретические науки: 
- метафизика, изучает  первопричины всех вещей, первоначало  всего сущего;
- физика,  изучает  состояние тел и определенные  материи;
- математика,  изучает  абстрактные свойства реальных  вещей.
Практические  науки:
- этика-наука о  норме поведения людей;
- экономика;
- политика; 
Творческие  науки, связанные  с деятельностью  творцов:
- поэтика, теория  стихосложения;
- риторика- теория ораторского искусства;
- искусство ремесел. 
Аристотель дает иное толкование понятию бытиё, чем Платон. Он не отожествляет бытиё с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира.  
Основой всякого  бытия Аристотель считает так  называемую первую материю. Эта первичная  материя не определена ни одной из категории, которыми мы определим реальные состояниям сущего. Она образует  потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, её нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой материи является, по Аристотелю, четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Они представляют промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Эти четыре элемента – основа реальных вещей. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух – теплого и влажного, вода – холодного и влажного, земля – холодного и сухого.
Позднее Аристотель вводит пятый элемент – эфир. В это время Аристотель допускает  возможность замены одного элемента другим, это становится возможным, потому что все элементы являются конкретной модификацией одной и той же материи.
Мир есть совокупность субстанций, каждая из них некоторое  единичное бытие. Но что такое  единичное бытие? Каждая единичная  вещь есть сочетание единства материи  и формы. Материя это возможность  бытия и вместе с тем некоторый  субстрат. Форма образует из потенциального бытия  действительное материальное бытие. Форма это актуальное начало, начало жизни и деятельности. Форма  не материальна. Материя по Аристотелю, так же как и у Платона, это  первичный материал. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма. Согласно Аристотелю в пределах чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от «материи» к форме. И наоборот.
При изучении конкретных вещей как реального бытия  Аристотель говорит о первых и  вторых сущностях. Сущность это единое, обладающее самостоятельностью бытия. Первые сущности состоят из материи  и формы. Они выступают чувственно познавательным бытием. Вторые сущности производные от первых. Они не постигают  конкретное индивидуальное бытие, а  является видовым определением (стул, стол – первичные; мебель – вторичные).
Категории и сущности являются основным средством познания мира.
В соответствии с этим Аристотель выделяет четыре вида причин бытия:
- материальные, то  из чего состоят вещи, их субстрат;
- формальные, в которых форма проявляет себя, образует сущность субстанцию бытия.
- действующие или  производящие – рассматривающие  источник движения, энергетическая  база формирования вещей. 
- целевая или конечная причины, отвечающая на вопрос «почему?» и «для чего?».
Движение по Аристотелю, тесно связано с конкретными  формами бытия. Движения помимо вещей  не существует. Оно вечно. Источник движения, с одной стороны, движение присуще самим вещам. И с другой стороны при помощи неподвижного первого двигателя – чистой лишенной формы материи – Бог, источник жизни и движения всего космоса. Он различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена и изменение места.
 
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ
В период позднего Средневековья  возникает период, который получает название Возрождения. Главное внимание эпохи – человек (антропоцентризм). В эту эпоху возрождаются признаки гуманизма.
Средневековая философия  глубоко и последовательно продумала  принцип абсолютной личности, когда  везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение  наиболее органично соответствует  всему социальному и хозяйственно-политическому  укладу средних веков, основывающемуся  на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго  ждать. Разумеется, новые воззрения  развивались не на пустом месте, они  сохранили самую тесную преемственность  и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что  возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление  дало название целой эпохе, эпохе  Возрождения или, что тоже, эпохе  Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.). В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилино Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно…
Николай Кузанский (1401-1464) – представитель раннего Возрождения. Будучи папским кардиналом, он развил интересную теорию предельного перехода, которую проиллюстрировал математическими примерами. Часть окружности (дуга) при увеличении ее радиуса максимально приближается к ее касательной (прямой) и, наконец, совпадает с ней; две стороны треугольника при уменьшении угла между ними объединяются в одну прямую и т.д. Во вселенском масштабе абсолютным пределом всего является Бог, в нем максимум и минимум сливаются воедино. Фактически Кузанский приходит к пантеизму – учению, отождествляющему Бога с мировым целым. Позитивное значение в философии Кузанского состоит в его попытке судить о мире на основе принципа посюсторонности, причем опираясь на вроде бы очевидные истины математики.
Марсилино Фичино (1433-1499) возглавлял во Флоренции академию Платона, которого почитали наравне с Христом. В академии высоко ценились дискуссия и литературный вкус. Центральными философскими темами являлись: достоинство человека, его стремление к нравственному совершенству, платоническая любовь, литературное мастерство.
Леонардо  да Винчи (1452-1519) –  чрезвычайно разносторонний мыслитель, превосходивший своих современников во многих отношениях, но особенно в понимании философии естествознания. Леонардо указывал на необходимость выявления динамических причин явлений в опыте, их математическое описание в соответствии с определенной теорией. Практика ”должна быть воздвигнута на хорошей теории”, при этом ученый руководствуется нормами этики.
Мишель  Монтень (1533-1592) –  автор знаменитых ”Опытов” – этик, стремился обнаружить наипростейшие истоки человечности. Не доверяя различного рода теориям, в том числе эпикуреизму и стоицизму, он занимает по отношению к ним скептическую позицию. Титула человечности у него достойны такие добродетели, как нравственная простота и чистота, порядочность, благородство, отвага, милосердие. В качестве возрожденца он придает этике, прежде всего земное, посюстороннее измерение.
Каковы же основные принципиальные установки философии  Возрождения?
В эпоху Возрождения  формально остается в силе центральное  положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек. А это означает, что происходит существенная трансформация главенствующих в культуре ориентаций. О направленности этой трансформации дает наглядное  представление приводимая ниже таблица.
Сравнение основных принципов  философии средневековья  и Возрождения
 
Средневековье Возрождение
Теоцентризм Антропоцентризм
Потусторонность Посюсторонность, реабилитация земной жизни
Любовь  к Богу Любовь к человеку, т.е. гуманизм
Морализирование и монашество Эстетическая деятельность и артистицизм
 
 
 
 
ФИЛОСОФИЯ КАНТА
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил  Кант (1724-1804). В философии Канта различают два периода. Первый – “докритический”. В это время он стоял на позициях естественнонаучного материализма и выдвинул гипотезу происхождения и развития солнечной системы из первоначальной туманности на основе внутренних механических законов движения материи. Позже эта гипотеза была обработана математиком Лапласом и получила наименование гипотезы Канта-Лапласа.
Во второй, “критический”  период, т.е. начиная c 80-х годов XVIII в., Кант создает три “Критики”: ”критику чистого разума”, «критику практического разума”, «критику способности суждения”. Свою философию Кант называет “трансцендентальной”, т.е. выходящей за сферу эмпирического, за сферу опыта. Он допускает существование объективной реакции, находящейся по ту сторону явлений (феноменом). Эта реальность трансцендентна, она – “вещь в себе”, неуловима (ноумен).
Теория познания Канта основана на признании  активности человеческого сознания. В недрах нашего сознания, до опыта и независимо от него, существуют базисные категории, формы понимания (например, времени  и пространства). Их он назвал априорными. Истина не в действительности, а  в самом сознании. Именно оно само из себя создает свои формы, способ познания и свой предмет познания, т.е. творит мир явлений, природу, выступает  творцом всего сущего. Сущность заключена  в “вещи  в себе”, она недоступна и объективна, а явления создаются  априорным сознанием, они доступны, субъективны.
Бессилие человеческого  разума Кант доказывает учением об антиномиях, т.е. противоположных утверждениях, одинаково истинных и ложных. К  таковым он относил выражения: ”мир конечен и бесконечен”, “в мире царит свобода и необходимость”.
В работе “критика практического  разума” Кант показывает, как мы должны действовать в жизни. Здесь  же он приводит аргументы в пользу веры в Бога, но при этом не пытается доказать, что Бог существует реально.
Кант-автор категорического  императива в этике: “поступай по такому правилу, которое бы ты хотел  иметь  в качестве всеобщего закона,  и так, чтобы ты всегда относился  к человечеству и всякому человеку как к цели  и никогда не относился к нему только как к  средству”. Категорический императив, по его  мнению, должен применятся и в отношениях между народами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.