На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Елецкий государственный  университет им. И.А.Бунина
Факультет педагогики и психологии (дошкольной)
  Кафедра дошкольной и коррекционной  педагогики 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА
  РАЗВИТИЕ  ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНОЙ ИГРЕ 
 
 
 

Выполнила
студентка 3 - го курса,
  группы ЛГ - 31
Сячинова  Е. Ю. 
 

  Научный руководитель:
  К.п.н., доцент
  Гамова  С.Н. 
 
 

Елец - 2011
  Содержание
  Введение 

  Глава 1. Теоретические  основы проблемы развития ловкости у детей  старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
  1.1 Сущностная характеристика ловкости, как психофизического качеств
  1.2. Подвижная игра  как средство развития  психофизических  качеств
  Вывод по 1 главе 

  Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
  1. Изучение уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
  2. Методика развития ловкости у детей старшего возраста в подвижных играх
  3. Сравнительный анализ результатов исследования
  Вывод по 2 главе 

  Заключение 

  Список  использованной литературы 

  Приложения 
 
 
 
 

     Введение
     Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
     Анализ  показателей здоровья, физического  и двигательного развития детей  старшего дошкольного возраста в  последние годы свидетельствует  о тревожных тенденциях. По данным Е.Н.Вавиловой, НА.Ноткиной, М.А.Правдова, Ю.К.Чернышенко, В.И.Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. [9; С.6] Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф.Змановский, М.А.Рунова, СБ.Шарманова, А.И.Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
     В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление  источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных  педагогов Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.
     Подвижные игры, построенные на движениях, требующих  большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ  в организме. Они оказывают укрепляющее  действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
     Во  время подвижных игр у детей  совершенствуются движения, развиваются  такие качества, как инициатива и  самостоятельность, уверенность и  настойчивость. Они приучаются согласовывать  свои действия и даже соблюдать определенные правила.
     В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием  дошкольников и их развитием, еще  не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников.
     Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей 6-7 лет.
     Достижение  цели осуществляется решением соответствующих  задач:
     1)провести  теоретический анализ педагогической  литературы по проблеме исследования;
     2)выявить уровень развития ловкости у детей 6-7 лет;
     3)подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.
     Гипотеза: развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать физкультурный кружок «Школа мяча» включающий общеразвивающие упражнения с мячом, а так же упражнения, направленные на формирование умения действовать с мячом и др.
     Методы  исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
     Теоретической и методологической основой явились  исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской  игры.
     Глава 1.Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных  игр.
     1.1. Сущностная характеристика ловкости, как психофизического качеств
     Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
     Показателем ловкости является координационная  сложность движений. Здесь учитывается  время, необходимое для овладения  сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими  упражнениями и играми.
     Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно – мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма [16; С.22].
     Таким образом, дети должны выполнять как  можно больше упражнений для воспитания координации движений. При этом важно  совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также чувства времени и пространства.
     При развитии ловкости необходимо учитывать  возрастные особенности учащихся. В  дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.
     О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.
     Ловкость  совершенствуют в упражнениях с  быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры.
     У детей 7- 8 лет совершенствуются навыки точных движений. Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами – удары о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями, различные сложные манипуляции с другими мелкими предметами – палочками, колечками, кубиками и т. д. Эти упражнения, кстати, способствуют овладению техникой письма, рисования. В дальнейшем внимание должно быть уделено поддержанию и совершенствованию координации движений, точности. Для этого рекомендуется использовать движения и игры, направленные на совершенствование деятельности двигательного анализатора (упражнения для развития точности пространственной и временной ориентировки, согласование движений отдельных частей тела при выполнении сложных упражнений и их комплексов и т. д.).
     Уместно подчеркнуть, что неравномерность  развития отдельных систем организма может привести к скованности движений. При систематических занятиях физическими упражнениями и играми эти явления в значительной степени ослабляются. В данном периоде развития у детей усиливаются процессы торможения в коре большого мозга, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности коры. Дети 12 – 15 летнего возраста могут достичь высокого уровня совершенствования в сложных движениях.
     Одним из проявлений ловкости является умение сохранить равновесие тела в статическом  положении и в движении. Устойчивость тела у детей при статических позах с возрастом улучшается. Так, если у 7 – летнего ребенка средняя амплитуда колебаний тела в переднее – задней плоскости равна 4,3мм, то в 10 лет – уже 3,2 мм, а к 12 годам она уменьшается до 2,7мм, достигая почти той же величины, что и у взрослых. То же самое происходит и с динамическим равновесием. Если в 6 – 7-летнем возрасте дети при прохождении 15-метровой прямой с закрытыми глазами отклоняются в сторону в среднем на 90,9см, то в 10 лет – на 50,2см, а в 12 лет – почти на ту же величину, что и взрослые – 32,4см [6; С.26].
     Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь  совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что  в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.
     К развитию ловкости приводит систематическое  разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной  системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
     Ловкость  развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения  техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) [8; С.29].
     При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.
     В основе методики развития ловкости лежат  следующие положения [1; С.331]:
     - применение необычных исходных  положений в знакомых упражнениях:  бег из исходного положения  – сидя, лёжа, стоя на коленях  и т. д.;
     - изменение скорости и темпа  движения, использование разных  ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
     - смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку,  прыжки на одной или двух  ногах, с поворотом;
     - использование в упражнениях  предметов, что содействует умению  распределять движения в пространстве  и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;
     - выполнение согласованных движений  несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать  и опускать обруч, верёвку,  держась за них по 3-4 человека;
     - более сложные сочетания основных  движений: бег змейкой, обегая  кубики, доставая в прыжке подвешенный  предмет; ходьба по гимнастической  скамейке с пролезанием в обруч  и т. д.;
     - использование упражнений, в которых  необходимо сохранять равновесие  либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.
     Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста Вопрос о том, что представляет собой ловкость, является дискуссионным. Так Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. (Ноткина Н.А. 1993) И.В. Волков характеризует ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения. (Волков И.В. 1981) В.Л. Лях даёт такое определение: Ловкости – качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи. (Лях В.Л. 1991) Все перечисленные понятия характеризуют комплексный характер ловкости, которая точнее определяется как координационные способности многообразные и сложные. Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует координационных способностей. Наиболее полный их перечень представляет В.Л. Лях, выделяя следующие составляющие: 
     1. способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений; 
     2. способность к согласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела; 
     3 способность к реакции; 
     4. способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения; 
     5. способность к ориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении. 
     (Лях В.Л. 1991) Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты
     - быстрота реакции на сигнал; 
     - координация движений; 
     - быстрота усвоения нового; 
     - осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта. 
     (Степаненкова Э.Я. 2001) 
     В.М. Зациорский выделяет несколько измерителей ловкости
     1. координационная сложность задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений; 
     2. точность выполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временным и силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи; 
     3. время выполнения движения. 
     (Зациорский В.М. 1970) 
     Так как ловкость является сложным комплексным качеством, то в каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной из перечисленных измерителей. 
     Проявление ловкости – это формы управления движениями, но в высшей форме. Это связано с тем, что координационные способности в большей мере обусловлены центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний. 
     Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования. 
     В методической литературе указывается на то, что воспитание ловкости складывается: во–первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени. 
     Пути развития ловкости: 
     1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют. 
     2. Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения. 
     При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности. 
     В основе методики развития ловкости лежат следующие положения: 
     - применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д.; 
     - изменение скорости и темпа движения, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов; 
     - смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом; 
     - использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений; 
     - выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3 – 4 человека; 
     - более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д.; 
     - использовать упражнения, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге. 
     1. Для развития способности к реакции используют упражнения с быстро меняющимися заданиями, броски и ловля мяча в парах (с отскоком и без, с выполнением хлопка перед ловлей). 
     2. Для развития дифференцировки пространственных, временных и силовых параметров движения применяют прыжки на заданную длину по зрительным ориентирам, бег и прыжки по разметкам, сделанным на разном расстоянии. 
     3. Метание в цель, прокатывание мяча по коридору, челночный бег и т. д. необходимый для развития способности к ориентированию в пространстве. 
     Вавилова считала, что ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обегании кегель, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. 
     (Е.Н. Вавилова) 
     Тарасова Т.А. в свою очередь считала, что ловкость развивается при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению восприятию собственных движений и окружающей обстановки. 
     (Тарасова Т.А. 2005) 
     Хухлаева Д.В. писала о том, что к развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движении и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. 
     Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Подвижная игра как средство развития психофизических качеств
     Значение  подвижных игр для разностороннего  воспитания ребенка велико: они являются одновременно и средством, и методом  воспитания ребенка.
     Подвижная игра как средство и как метод  характеризуется разнообразием  воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
     В подвижных играх развиваются  и совершенствуются разнообразные  движения в соответствии со всеми  их характеристиками, направляются особенности  поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
     Двигательные  действия в подвижных играх очень  разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях. Подвижные игры, различной направленности представлены в приложении 2.
     Как метод физического воспитания подвижная игра характеризуется многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и ее правилами. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна.
     Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали  К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.
     Характерная особенность подвижной игры - комплексность  воздействия на организм и на все  стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
     Развитие  самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим характером. Начальный  этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры.
     Во  время игр у дошкольников формируются  и совершенствуются разнообразные  навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
     Велико  значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
     Активная  двигательная деятельность игрового характера  и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические  процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.
     Игре  принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются  мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.
     Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный  запас, обогащают речь детей.
     В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы  достигнуть цели. Быстрая и порой  неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все  это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
     Большое значение имеют подвижные игры и  для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как  закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
     В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.
     Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных  условиях. Игры в водоёмах, в лесу, на воде и т.д. – ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепление здоровья. Полноценно использовать естественные факторы природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.
     Подвижные игры создают атмосферу радости  и потому делают наиболее эффективным  комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.
     Характеристика  подвижных игр [12; С.21].
     Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению.
     Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
     Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.
     Для удобства практического использования  игры классифицируются (Приложение 1). Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.
     Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:
    по возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада);
    по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);
    по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);
    по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);
    по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);
    по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);
    по сюжету (сюжетные и бессюжетные);
    по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);
    по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);
    по сезону (летние и зимние);
    по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);
    по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр).
     В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные [7; С.10].
     Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
     Воспитательные  задачи подвижных  игр. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
     Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные  на необходимости мгновенных ответов  на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
     Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый  переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
     Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
     Игры  с многократными повторениями напряженных  движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
     Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных  с частым изменением направления  движений.
     Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает  их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
     Соревновательный  характер коллективных подвижных игр  также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей
     Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.
     Игре  свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его, так подвижные игры способствуют самопознанию.
     Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные  движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и  ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
     Образовательные задачи подвижных  игр:
    игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме;
    правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
     Большое образовательное значение имеют  подвижные игры, проводимые на местности  в летних и зимних условиях: в  лагерях, на базах отдыха, в походах  и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.
     Оздоровительные, воспитательные и  образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания.
     Основная  задача подвижных игр – укреплять  здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.
     Методика  проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение [26; С.112].
     Методика  проведения игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры.
     Следующий этап - организация играющих, включающая их расположение и местоположение руководителя игры, объяснение игры, выделение водящих, распределение на команды и выбор капитанов, выбор помощников. Руководство процессом игры включает в себя наблюдение за ходом игры и поведением играющих, судейство, дозировку нагрузки, окончание игры.
     Подведение  итогов как методический этап: объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.
     Методика  проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение  ролей, руководство ходом игры, подведение итога.
     При проведении подвижной игры следует  помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
     В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед  детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3–4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.
     Сбор  детей на игру. Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.
     Выбор игры. Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.
     Каждая  игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить.
     Регламентирует  выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны  на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.
     На  второй прогулке можно проводить  разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость  детей к концу дня, не следует  разучивать новые игры.
     Создание  интереса к игре. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!» Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...», или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.
     В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.
     Объяснение  правил. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
     Предварительное объяснение правил игры происходит с  учетом возрастных психологических  возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.
     Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Дети 6 лет очень активны, и все в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.
     Существует  несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
     Руководство игройВоспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей, поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.
     Подведение  итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.
     Варьирование  и усложнение подвижных  игр. Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
     – увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
     – усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а  выпрыгивают);
     – изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);
     – сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);
     – провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
     – усложнить правила (в старшей  группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.)
     Изменения должны быть всегда обоснованы. К составлению  вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших  группах.
     Методика  проведения подвижных  игр. Ребенок старшей дошкольной группы уже должен уметь владеть основными движениями, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. Мускулатура относительно слаба, прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.
     Дети  проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех  случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.
     Функция внимания у дошкольников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы.
     Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда им нужен отдых после физической нагрузки.
     Сигналы в играх для детей дошкольного  возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива. Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, поэтому для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.
     Распределять  подвижные игры рекомендуется следующим  образом:
     в подготовительной (заключительной) части  можно включить игры с ритмичной  ходьбой и дополнительными гимнастическими  движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»);
     в основной части, после выполнения основного  движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.
     В старшем дошкольном возрасте нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями.
     При разделении игроков на соревнующиеся  группы руководитель должен учитывать  соответствие характера игровых  действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй – убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка - в сочетаниях. 
 
 
 
 
 

     Вывод по 1 главе
     При подготовке к работе над курсовой работой был изучен ряд основных методических материалов (методик) по развитию физических качеств детей старшей группы. Несмотря на то, что физическое воспитание занимает одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в современных программах данный раздел содержит лишь перечень двигательных навыков, которые следует прививать детям. Поэтому необходимо составлять конспекты занятий, которые были бы ориентированы не только на двигательное развитие детей, но и на их общее и речевое развитие, формирование психики, интеллекта, таких анализаторных систем, как зрительные, слуховые.
     При развитии ловкости необходимо учитывать  возрастные особенности учащихся. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений.
     При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности. 
     Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха. 
 
 

     Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
     1. Изучение уровня  развития ловкости  у детей старшего  дошкольного возраста
     Цель  констатирующего эксперимента –  определить уровень развития ручной ловкости у детей контрольной и экспериментальной групп.
     При проведении констатирующего этапа  эксперимента мы поставили перед  собой цель – дать оценку физического  развития и определить уровень развития ловкости .
     В диагностическом исследовании ловкости приняло участие 32 ребенка: 18 мальчиков и 14 девочек.
     Исходя  из анализа теоретических источников по данной теме, нами были сделаны выводы о том, что развитие любого психофизиологического  качества, в том числе ловкости, обусловлено особенностями физического  развития ребенка. Поэтому нами были составлена дана оценка физического развития каждого ребенка на данном возрастном этапе.
     Для оценки физического развития дошкольников были взяты нормативы Г.А. Шорина. [17, стр. 152]
     При определении физического  развития детей нами были получены следующие результаты:
     В контрольной группе
     Высокий уровень физического развития имеют 2 человека (13 %)
     Уровень выше среднего имеют 8 человек (50 %)
     Средний уровень физического развития отмечается у 6 человек (37 %)
     В экспериментальной группе
     Высокий уровень физического развития имеют 2 человека (12 %)
     Уровень выше среднего – 7 человек (44 %)
     Средний уровень отмечает у 7 человек (44 %)
     Таким образом, из данных обследования видно, что обе группы имеют примерно одинаковый уровень физического  развития.
     Исследование  ручной ловкости проводилось  по методике М.А. Руновой  и включало тесты  на определение уровня развития ловкости и координации движений:
     1) Челночный бег 3*10 метров
     2) Отбивание мяча от пола.
     3) Подбрасывание и ловля мяча.
     Тест  «Челночный бег 3*10 метров».
     Цель: определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге на 10 метров.
     Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу  «Марш!» (в этот момент педагог включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук). Ребенок должен обежать каждый кубик, не задев его.
     Фиксируется общее время бега.
     Тест  «Определение ручной ловкости при подбрасывании  мяча».
     Цель: оценить ловкость при подбрасывании и ловле мяча.
     Ребенок принимает исходное положение: ноги на ширине плеч и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно выше большее количество раз. Из двух попыток фиксируется лучший результат.
     Тест  «Отбивание мяча от пола»
     Цель: оценить ловкость, скорость реакции, устойчивость позы при отбивании мяча от пола.
     Ребенок стоит в исходном положении ноги на ширине плеч и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз. При выполнении задания не разрешается  сходить с места. Из двух попыток  засчитывается лучший результат.
     По итогам проведения тестирования мы получили следующие результаты:
     Экспериментальная группа
     Челночный бег 3*10 метров
     Высокий уровень – 0 %
     Средний уровень – 63 %
     Низкий  уровень – 37 %
     Подбрасывание мяча
     Высокий уровень – 12 %
     Средний уровень – 44 %
     Низкий уровень – 44 %
     Отбивание мяча
     Высокий уровень – 0 %
     Средний уровень – 63 %
     Низкий  уровень – 37 %
     В среднем по всем параметрам были получены следующие  результаты:
     Высокий уровень – 0 %
     Средний уровень – 56 %
     Низкий  уровень – 44 %
     Контрольная группа
     Челночный бег 3*10 метров
     Высокий уровень – 12 %
     Средний уровень – 44 %
     Низкий  уровень – 44 %
     Подбрасывание мяча
     Высокий уровень – 0 %
     Средний уровень – 56 %
     Низкий  уровень – 44 %
     Отбивание мяча
     Высокий уровень – 6 %
     Средний уровень – 56 %
     Низкий  уровень – 38 %
     В среднем по всем параметрам были получены следующие результаты:
     Высокий уровень – 6 %
     Средний уровень – 50 %
     Низкий  уровень – 44 %
     В целом по группам необходимо отметить, что более 40 % детей, принимавших  участие в диагностике, имеют  средний и низкий уровни развития телесной и ручной ловкости.
     Основной  причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие планомерной, целенаправленной работы по развитию ловкости, индивидуальные особенности  детей, отсутствие у некоторых детей  интереса к физкультурным занятиям.
     Таким образом, мы считаем, что существует необходимость создания определенной системы работы по развитию ручной и телесной ловкости старших дошкольников, подбор наиболее эффективных средств  и методов, методическое просвещение  педагогов и родителей по данной проблеме.
     Поэтому, мы считаем необходимым с детьми экспериментальной группы организовать кружок «Школа мяча» и основным направлением его работы выбрать развитие ручной и телесной ловкости.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Методика развития  ловкости у детей  старшего возраста в подвижных играх
     Цель  формирующего этапа эксперимента –  повышение уровня развития ручной ловкости у детей экспериментальной группы посредством подвижных игр и  игровых упражнений с мячом.
     Для достижения цели данного  этапа эксперимента мы поставили перед собой ряд задач:
     1. С детьми экспериментальной группы  организовать кружок по обучению  детей умению действовать с  мячом «Школа мяча».
     2. Составить календарный план работы  кружка, определив задачи работы, характер упражнений и содержание  подвижных игр с мячом большой и малой подвижности на каждое занятие.
     3. Составить перспективный план  распределения подвижных игр  с мячом в течение года во  всех формах физкультурно-оздоровительной  работы.
     4. Оформить обучение для педагогов и родителей на тему: «Особенности развития ловкости в старшем дошкольном возрасте».
     5. Подобрать подвижные игры и  игровые упражнения на развитие  телесной и ручной ловкости.
     После проведения исследования уровня развития ручной ловкости у старших дошкольников нами был создан кружок «Школа мяча».
     План  работы кружка был составлен на основе методических рекомендаций. Она проводилась  один раз в неделю в вечернее время.
     Перспективный план включал определение основных задач на каждый месяц, а также  распределение подвижных игр  с мячом в течение всего года.
     Календарный план включал определение задач  на каждое занятие и в соответствии с задачами подбор подвижных игр  и упражнений с мячом, их включение  в структуру занятия в зависимости  от содержания и степени подвижности.
     Работа  кружка была построена таким образом, что каждое занятие строилось по традиционной структуре: вводная, основная и заключительная часть.
     Во  вводной части детям давались разнообразные упражнения для рук  и ног с целью разогрева  и подготовки для дальнейшей работы определенных групп мышц (в частности, мышц рук и плечевого пояса).
     Основная  часть включала общеразвивающие  упражнения с мячом, а также упражнения, направленные на формирование умения действовать с мячом: отбивание, ведение мяча, передача друг другу  мяча в парах разными способами, броски мяча в корзину и тому подобное.
     В заключительной части занятия с  детьми проводились игры с мячом  разной подвижности: большой и малой. Каждая игра разучивалась с детьми, закреплялась и совершенствовалась. Подвижные игры включали такие упражнения с мячом, которые разучивались детьми на занятии.
     Подвижные игры подбирались таким образом, чтобы сюжет и структура игр  способствовали активной двигательной деятельности детей. Физическая нагрузка в игре регулировалась расстоянием  для пробежек, числом повторений, продолжительностью остановок в игре. Нами была составлена картотека подвижных игр, основной целью которых является ручной ловкости старших дошкольников посредством игр с мячом.
     По  нашим рекомендациям подвижные  игры с мячом включались в экспериментальной группе в разные формы работы с детьми: в перерывах между занятиями («Съедобное-несъедобное», «Кого назвали, тот ловит мяч»), на прогулке, в самостоятельной деятельности и так далее.
     С педагогами нами велась индивидуальная работа, проводились консультации, на которых освещались следующие вопросы:
     - методика развития ручной ловкости  в старшем дошкольном возрасте;
     - особенности содержания и методики  проведения подвижных игр в  старшем дошкольном возрасте;
     - подвижные игры и упражнения  с мячом как средство развития ручной ловкости.
     Также с педагогами был проведен семинар-практикум  на тему: «Подвижные игры с мячом  на развитие ручной ловкости для детей  старшего дошкольного возраста». Педагоги были ознакомлены с картотекой подвижных  игр, некоторые игры были проиграны совместно с воспитателями. Предложенные игры педагоги включали в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.
     Нами  был составлен  и проведен семинар  для родителей, в  который были включены следующие вопросы:
     1. Ловкость и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста.
     2. Подвижные игры с мячом как  средство развития ручной ловкости  старших дошкольников.
     Таким образом, в течение полугода нами велась работа по развитию ручной и  телесной ловкости старших дошкольников.
     С детьми проводились занятия в  кружке, содержание которых строилось  в соответствии с программными требованиями и перспективным планом, материал давался с постепенным усложнением. Работа в кружке позволила реализовать  принцип индивидуального подхода  к детям при формировании такого психофизического качества, как ловкость.
     С педагогами и родителями велась методическая и просветительская работа в форме  семинаров, консультаций, на которых  освещались теоретические вопросы  по данной проблеме, обсуждались возникающие на практике трудности.
     Конспект  занятий Конспект занятия для детей  старшего дошкольного  возраста "Ребятам  о зверятах"
     Цель: повышение уровня здоровья детей дошкольного возраста.
     Задачи: укреплять мышцы спины, живота; развивать систему органов дыхания; закреплять навыки правильной осанки; осуществлять профилактику плоскостопия воспитывать ловкость, координацию движений.
     Предварительная работа: познакомить с животными, которые живут в теплых и холодных странах, уточнить их физические качества; дать представление о водопадах - рассматривание картинок, иллюстраций, видеофильмов; экскурсия на станцию юных натуралистов; совместно с родителями изготовить макеты водопадов.
     Пособия и оборудование: муляжи фотоаппаратов, фотографий животных; пособия с изображениями животных; характерные изображения следов животных, гимнастические скакалки, канаты, подушечки.
Содержание  учебного материала Дозировка Организационно - методические указания
1. Вводная часть. Построение. Проверка осанки. Сообщение цели занятия. Построение в шеренгу.
1. Ходьба на  носках, руки согнуты в локтях, поворачиваясь назад - "лисички"
2. Широким шагом,  руки на поясе - "по-волчьи".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.