На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВООБРАЖЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  
8
1.1 Функции  воображения 8
1.2 Особенности  и виды воображения 16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  
24
2.1 Методики  диагностики воображения у детей  младшего школьного возраста  
24
2.2 Анализ  результатов диагностики воображения  младших школьников  
27
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
       Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью.
       Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с  деятельностью организма, будучи в  то же самое время самым «психическим»  из всех психических процессов и  состояний. Последнее означает, что  ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание  его понять и объяснить привлекло  внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Возникновение и развитие воображения социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт ребенка. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Формирование критического мышления также вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии. Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения, и ситуаций, когда средства решения не определены. А для ребенка школьного возраста следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей. Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности. Игровая деятельность младших школьников является мощным стимулом воображения.
       На  любом этапе обучения необходима поддержка педагога, доброжелательное, уважительное отношение, внимание, проявляемое  к результатам деятельности. Все  это послужит стимулом к активизации  творческого воображения. Необходимость изучения возрастных особенностей развития воображения связана с тем, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни, так как вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературный произведений или изобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства. Именно поэтому, в связи совсем вышесказанным, в данной работе мы обращаемся к вопросу изучения возрастных аспектов развития воображения.
       Актуальность  темы: проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последующие годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.
       Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И, Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
       Предмет исследования: уровень развития воображения.
       Объект  исследования: младшие школьники.
       Цель  курсовой работы: изучить проблемы развития воображения в младшем  школьном возрасте.
       Задачи:
       1. Теоретико-аналитический обзор литературы  на данную тему;
       2. Разработка диагностической процедуры  для последующего проведения  исследования;
       3. Проведение диагностического уровня  развития воображения младших  школьников;
       4. Разработка рекомендаций педагогам  для последующего развития воображения  младших школьников.
       Гипотеза: исходя из положения Л. С. Выготского о сензитивности развития воображения данного возраста, наша гипотеза строится на основании того, что данный возраст имеет свои предпосылки к наличию высокого уровня воображения.
       Методология и методы проведённого исследования: Тест Торренса, задачи Гилфорда, методика Молоткова. Таким образом, выбор темы нашего исследования продиктовано, во-первых, её актуальностью, во-вторых, недостаточной разработанностью, в-третьих, необходимостью теоретического обоснования и экспериментальной проверки.
     Данная  курсовая работа может использоваться педагогами, как методический материал для изучения особенностей воображения  детей. Если педагог будет знать особенности воображения и творческого мышления, будет знать в какой период происходит интенсивное развитие, то сможет влиять на правильное развитие этих процессов. 

 

 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВООБРАЖЕНИИ

      Функции воображения
 
     Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.
     Воображение и фантазия присущи каждому человеку, а особенно эти качества присущи  детям. Действительно, возможность  создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через  развитие высших психических функций, к числу которых относится  и воображение. Именно развитию воображения  необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка [2,56].
     В педагогике воображение используется в различных трактовках, среди  них:
     1) психическая деятельность, состоящая  в создании представлений сюжетов  и мысленных ситуаций, никогда  в целом не воспринимающихся  человеком в действительности;
     2) психический процесс, заключающийся  в создании образов существующих  и не существующих предметов,  которые в данный момент не воспринимаются;
     3) способность воображать, фантазировать,  мысленно представлять что-либо;
     4) домысел, плод фантазии;
     5) действие воображающего; способность  изображать в уме чувственные  и отвлеченный предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин.
     Анализ  исследований В. Даля, С.И. Ожегова показал, что они  определяют воображение  по-разному и выделяют различные  родовые понятия, это:
    психическая деятельность;
    психический процесс;
    способность;
    действие.
     Несмотря  на различные родовые понятия, авторы выделяют схожие признаки воображения, это:
      создание представлений сюжетов и мысленных ситуаций;
      создание образов существующих и не существующих предметов;
      не воспринимаются человеком в действительности
     Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей  жизни. Если бы люди не обладали этими  функциями, человечество лишилось бы почти  всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с  необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку  новый, необычный взгляд на мир. Она  способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт[1,24].
     Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
     Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких  представлений, образов.
     Первые  образы воображения у ребенка  связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще  неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще  отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно  наблюдать, как в воображении  играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная  ко всему происходящему кукла  в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга. В  период формирования речи ребенок еще  более активно использует в своих  играх воображение, ибо его жизненные  наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.
     От 3 до 5 лет "подрастают" произвольные формы воображения. Образы воображения  могут появляться либо как реакция  на внешний стимул (например, по просьбе  окружающих), либо инициироваться самим  ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее  продуманным сценарием[6,63].
     Школьный  период характеризуется бурным развитием  воображения, обусловленным интенсивным  процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.
     Индивидуальные  особенности воображения ярко проявляются  в процессе творчества. В этой сфере  человеческой деятельности воображение  о значимости ставится наравне с  мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать  человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.
     Доказано, что воображение теснейшим образом  связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную  деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают  качественный уровень обучения[6,90].
     Вообще, каких-либо проблем, связанных с  развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много  и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и  богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных  понятий, которые вообразить и представить  ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.
     Старший дошкольный и младший школьный возраст  квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого  воображения, фантазии. Игры, разговоры  детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в  силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как  вполне реальные. Переживание их настолько  сильно, что ребенок чувствует  необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются  и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические  консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными  проявлениями фантазии у детей, которые  они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.
     В младшем школьном возрасте, кроме  того, происходит активное развитие воссоздающего  воображения.
     У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и  творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в  соответствии с замыслом).
     Основная  тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход  ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом ("чтоб крылья были и пропеллер"). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом ("чтоб совсем как настоящий был и летал бы")[10,32].
     Вопрос  о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.
     Наблюдения  показывают, что хорошо известные  события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.
     Младший школьник также производит строгий  отбор материала, пригодного для  игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим  предметам, по принципу возможности  производить с ним настоящие  действия.
     Обязательным  и главным действующим лицом  игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить  любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще  лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно  уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.
     Вносимые  в ходе игры детьми младшего школьного  возраста поправки к ситуации, образам  придают игре и самим образам  воображаемые черты, все более и  более приближающие их к реальной действительности.
     А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей  степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). "Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности"[3,124].
     В сознании младшего школьника мирно  уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.
     Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.
     Воображение младшего школьника характеризуется  также другой чертой: наличием элементов  репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.
     Однако  с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении  младшего школьника становится все  меньше и меньше и все в большей  степени появляется творческая переработка  представлений.
     Согласно  исследованиям Л.С. Выготского, ребенок  дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека[3,68]. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.
     В.С. Мухина отмечает, что в младшем  школьном возрасте ребенок в своем  воображении уже может создавать  разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов  другими, воображение переходит  и в другие виды деятельности[14,115].
     В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах  от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень  развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
     В младшем школьном возрасте впервые  происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит  ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально  оцениваемого результата. Это разграничение  игры и труда, в том числе и  учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.
     Значение  воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой  способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается  в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое  снижение активности этой функции.
     Вместе  с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого  мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.
     Младшие школьники большую часть своей  активной деятельности осуществляют с  помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.
     Однако, фантазия, как и любая форма  психического отражения, должна иметь  позитивное направление развития. Она  должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию  и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность, замену реальной жизни  грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.
     Таким образом, нельзя не согласиться с  выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических  процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного  возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.
      Особенности и виды воображения
 
     В психологии выделяются следующие виды воображения:
    Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха».
     Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце 19 – 20 в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить  то же самое. Сеченов говорил, что  сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений»[12,204].
     Несмотря  на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы  сновидений.
     Например, поводом для сновидений могут  послужить раздражения, которые  получает организм спящего человека.
     Иногда  причиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится на ту же тему, в продолжении этих событий.
     Сон – продукт здоровой психики. Сны  видят все люди. Исследования последних  лет приводят ученых к мысли о  том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это  может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.
     Галлюцинация  – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У  душевнобольного они конкурируют  с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший  родственник, он разговаривает с  ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.
     Галлюцинациями  появляются при различных психических  заболеваниях, под влиянием сильных  переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
     При слуховых галлюцинациях больной  слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чём-то просят. При  этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает  неожиданные поступки. Это психологическое  расстройство часто возникает на почве алкоголизма.
     Зрительные  галлюцинации обычно возникают при  таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.
     Эти явления Выготский Л.С. объясняет тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.
     Грёзы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные  с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чём-то приятном, радостном, заманчивом, причём в грёзах отчётливо  видна связь фантазии с потребностями  и желаниями.
     Пассивное воображение редко становится импульсом  творческого процесса, т.к. «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще являются продуктом подсознательной  работы творца скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.
    Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид изображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (лётчика, шофера, доктора, Бабы – Яги и т.д.). Необходимость построить своё поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
     Авторы  учебника «Психология» по оригинальности произвольное (активное) воображение  разделяют на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое[16,38].
     Воссоздающее, или репродуктивное воображение  – это построение образа предмета, явления в соответствии с его  словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего  воображения возникают новые  образы, но новые субъективно, для  данного человека, а объективно они  уже существуют. Они уже воплощены  в определённых предметах культуры. При чтении художественной и учебной  литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно  оказывается необходимым воссоздать при помощи фантазии то, о чём  говорится в этих источниках. Любой  зритель, читатель или слушатель  должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть  и почувствовать то, что хотел  передать и выразить художник, писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт.
     Суть  воссоздающего воображения в  том, что мы воспроизводим то, что  сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками  и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертёж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая  «зашифрована» условными обозначениями[19,201].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.