Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Античная мифология
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
ВАРИАНТ
1
Выполнил
студент группы Ю-61
Ахметчин
Р.С.
Преподаватель:
Понтюхина
Татьяна леонидовна
Курган,
2010
Содержание:
1.
Общее описание античности как
типа культуры
Античная
культура — уникальное явление, давшее
общекультурные ценности буквально
во всех областях духовной и материальной
деятельности. Понятие античности в культуре
возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские
гуманисты называли самую раннюю культуру
из известных им. Это название сохранилось
за ней и поныне как привычный синоним
классической древности, точно отделяющий
греко-римскую культуру от культурных
миров древнего Востока. Античная культура
космологична и основана на принципе объективизма,
в целом для нее характерен рациональный
подход к пониманию мира и в то же время
эмоционально-эстети еское его восприятие,
стройная логика и индивидуальное своеобразие
в решении социально-практическ х и теоретических
проблем.
Всего три поколения деятелей
культуры Древней Греции создали
искусство высокой классики, заложили
основы европейской цивилизации
и образы для подражания на многие
тысячелетия. Древние греки были деятельным,
энергичным народом, не боявшимся познавать
реальный мир, хотя он и был населен враждебными
человеку существами, вселявшими в него
страх. Но безграничная жажда познания
этого мира пересиливала страх перед неизвестной
опасностью.
Культура
Древнего Рима, которая во многом продолжила
античные традиции Греции, отличается
религиозной сдержанностью, внутренней
суровостью и внешней целесообразностью.
Практицизм римлян нашел достойное
выражение в градостроительстве,
политике, юриспруденции, военном искусстве.
Культура Древнего Рима во многом определила
культуру последующих эпох в Западной
Европе. Императорский Рим создал целую
художественную систему, олицетворяющую
могущество и власть: базилики, храмы и
дворцы, украшенные фресками и мозаиками,
колоссальные статуи, «домашние» портреты,
конные памятники, триумфальные арки и
колонны с рельефами в память о реальных
исторических событиях стали мощным основанием
культуры последующих эпох. В кризисе,
охватившем римский мир в III веке н. э.,
можно обнаружить начало переворота, благодаря
которому зародился средневековый Запад.
Варварские нашествия V века можно рассматривать
как события, ускорившие преобразование,
придавшее ему разбег и глубоко изменившее
облик этого мира.
Итак,
античная культура Средиземноморья считается
величайшим творением человечества. Ограниченная
пространством (в основном, побережье
и острова Эгейского и Ионического морей)
и временем (от II тысячелетия до н. э. до
первых веков христианства), античная
культура раздвинула рамки исторического
существования, заявив о себе общечеловеческой
значимостью архитектуры и скульптуры,
эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного
и философского знания. Чтобы понять значение
и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье
в древний период истории, следует представить
развитие античного мира как последовательную
смену трех периодов:
-
Первый связан с культурным развитием
Греции (его начало относят условно к 1500-1200
г. до н.э.).
-
Второй период связан с захватническими
войнами македонских царей - Филиппа и
Александра, созданием обширной империи
Александра Македонского (400-е гг. до н.э.).
-
Третий период относится ко времени расцвета
Римской республики и империи и создании
огромной сверхдержавы, поглотившей и
Грецию, и Македонию.
2.
Специфика античной мифологии.
Под
античной мифологией понимается мифология
греков и римлян, поэтому в науке
часто используется термин «греко-римская
мифология», но греческая мифологическая
система возникла значительно раньше
и послужила основой для римской. Мифология
античного мира – своего рода сложный
и многоплановый симбиоз мифологий Древней
Греции и Древнего Рима, первой из которых
принадлежит честь создания большинства
мифов и легенд, второму – слава сохранившего
это богатство для нас, потомков.
Мифы
возникают в дописьменный период
и передаются из поколения в поколение
певцами-аэдами и рапсодами. Первыми
записанными произведениями, основанными
на мифологических сюжетах, были поэмы
Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI–VII в.
до н.э.). Созданы они значительно раньше.
По мнению историка Геродота, Гомер жил
за три века до этого, то есть около IX–VIII
веков до н.э. В гомеровском эпосе отражены
уже сложившиеся к этому времени мифологические
представления античных греков об устройстве
мироздания. Все сущее образовалось из
Хаоса, не являющегося реальным пространством.
Первыми появились Гея – земля, Тартар
– бездна и Эрос – любовь. От Геи родился
Уран (небо), от Урана и Геи – Кронос, циклопы
и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется
на Олимпе и становится правителем мира
и хранителем вселенского порядка.
Миф,
таким образом, основан на чувственно-конкретном
восприятии мира, одушевлении природы
и бессознательных обобщениях, пропущенных
через призму привычных представлений
о семейно-родственных связях. Миф призван
ввести человека в пространство истории
и культуры, приобщить к городу и мировой
жизни. Единство мифа, мышления и образной
фантазии не исключает их самостоятельности.
Миф - результат духовной работы многих
поколений, концентрат ассоциаций и противоречивых
чувств, он питает мысль, фантазию. Мифология
ощущается как первичная и древнейшая
реальность, насыщенная магической силой.
Мы
понимаем, что мифология была для античных
народов не наукой и не историей, она регулировала
и определяла их повседневную жизнь, связывала
их с миром ушедших предков. Божества находились
не только на Олимпе, их обнаруживали в
живой природе. Мировосприятие античного
человека отличалось пантеизмом. В подлинном
мифе всегда отражена действительность,
в нем образно, в виде фантастических рассказов
выражено стремление познать явления
природы, обществ, отношения и человеческую
натуру. Так, эллины обожествляли Пана,
козлоногого, похотливого бога природы.
Ему поклонялись в священных рощах и садах,
в честь него устраивали фонтаны. Посвященные
ему фаллические статуи, символы, амулеты
получили всеобщее распространение, что
имело целью повысить плодородие земли.
Этого бога окружал целый сомн образов
живой природы: кентавры, нимфы, дриады,
силены, сатиры. Земледельческое население
особо чтило и богиню плодородия Деметру
– «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей
от крестьянина на поле, совершался ритуал
соития прямо на свежевспаханной земле,
имевший магический смысл: воздействие
на силы плодородия земли. В сельской местности
почитали Артемиду – богиню диких зверей.
Городское население более чтило Гефеста
– бога ремесла, покровителя кузнецов,
а также Афину, которая была не только
богиней мудрости, но и покровительницей
изобретателей, ремесленников, в особенности
гончаров; считалось, что именно она создала
первый гончарный круг. Горожане особо
выделяли также Гермеса – бога путешествий,
торговли, охранявшего от воров; считалось,
что он сделал первые весы, гири и установил
измерительные стандарты. Деятели культуры
поклонялись Аполлону – богу искусств
и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону
– богу моря. Все эллины объединялись
в поклонении Зевсу – верховному богу
и Мойре – богине судьбы. Богам строились
храмы, возводились величественные статуи,
приносились жертвы.
3.Взаимоотношения
людей и богов в античной
мифологии
В
основе античной мифологии лежал антропоморфизм,
принцип уподобления человеку. Античные
боги были созданы человеком по его образу
и подобию. Боги были похожи на людей практически
во всем: у них были семьи, они, как и люди,
были добрыми и злыми, завистливыми и жадными,
влюблялись и ревновали. Мир богов отражал
все взаимоотношения, которые были в мире
людей. Боги, по представлению античного
человека, жили рядом с людьми, они часто
находились среди людей, они были не над
человеком, а с человеком. Боги общались
с простыми смертными, могли вступать
с ними в любовные отношения. Некоторые
древнегреческие аристократы числили
в своих предках богов и гордились своим
божественным происхождением.
Боги
имели человеческий облик, были красивы,
сильны, а главное – бессмертны.
Им присущи разнообразные человеческие
качества: великодушие и щедрость,
ревность и коварство, проявляющиеся
с особой силой, интенсивностью. Человеческая
жизнь неизбежно кончалась смертью, боги
же были бессмертны и не знали границ в
выполнении своих желаний, но все равно
выше богов была судьба - Мойры - предопределение,
изменить которое не мог никто из них.
Таким образом, греки, даже в участи бессмертных
богов усматривали их сходство с судьбами
смертных людей. Так, Зевс в “Илиаде”
Гомера сам не вправе разрешить исход
поединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает
судьбу, бросив жребий обоих героев на
чаши золотых весов. Чаша со жребием смерти
Гектора опускается вниз, и вся божественная
власть Зевса бессильна помочь его любимцу.
Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла,
вопреки желанию Зевса, в согласии с решением
судьбы. Мы можем увидеть это и у римского
поэта Вергилия. Описывая в “Энеиде”
решающий поединок троянского героя Энея
с италийским вождем Турном, поэт заставляет
верховного бога римлян Юпитера, “уровняв
стрелку весов”, бросить оба жребия сражающихся
на чаши. Чаша со жребием Турна идет книзу,
и Эней страшным ударом меча поражает
своего противника.
Древние
греки и древние римляне боялись
богов, боялись всего, что касалось
загробного мира. Этим страхом объясняется
повсеместное поклонение богам, приношение
многочисленных жертв, стремление заслужить
покровительство и расположение
богов. Древние эллины создали богов,
пытаясь объяснить мир природы,
рождение и смерть человека. Наблюдая
течение реки, тихое озеро, водопад, могучие
морские волны, греки обобщали эти образы
в Посейдоне - владыке вод, приписывая
ему такие качества, как богатство, самообладание,
мудрость и способность гневаться. Посейдон
- супруг Деметры - Матери-Земли, с которой
он сотрудничает, спорит и которую оплодотворяет:
без воды не появится из земли ни одно
растение. Небо, с его бесконечными просторами,
где вечно сияют звезды; величественно,
не подчиняясь времени, возвышаются над
земной суетой горные вершины; древний
грек называет Зевсом. Зевс видит все.
Он грозный отец-патриарх, громовержец
и светодатель, источник власти. От него
исходят блага и несчастья.
Ярким
примером взаимоотношений богов
с людьми является Прометей. Прометею
и его брату Эпиметею было предписано
вывести людей к свету и снабдить их всем
необходимым для жизни. Но неразумный
Эпиметей одарил в первую очередь животных,
дав каждому какое-то мощное приспособительное
средство: клыки, когти, быстроту бега,
тонкий нюх, а для людей у него ничего не
осталось. Тогда Прометей выкрал огонь
из кузницы Гефеста и наделил им человечество.
В древности человеческий род постоянно
подвергался опасности и легко мог погибнуть.
Во-первых, человек, не имевший техники,
культуры, был слаб, беззащитен и неразумен
перед лицом природы. Во-вторых, Зевс был
недоволен людьми и задумал их уничтожение,
дабы создать новый человеческий род,
более совершенный. Этому помешал Прометей,
вставший на защиту человека. (Маркс назвал
Прометея самым благородным святым в религиозном
календаре). Греки хорошо понимали, что
именно знания, умения, техника помогли
человеку выжить.
4. Почему
античность называют «колыбелью
европейской культуры»?
В
разные эпохи античность оказывала
воздействие на другие культуры, поэтому
неслучайно к античности стал возникать
не только эстетический, но и научный
интерес. Это имело место и
в Средневековье, и в эпоху
Возрождения. В эпоху Просвещения,
когда человечество повернулось
лицом к науке, стали появляться
научные работы частных лиц, где
обобщался опыт греческих и римских
открытий. В конце XVIII -- начале XIX веков
античным наследием стали заниматься
уже государства (особенно европейские):
разрабатывались и финансировались
целые проекты по античным исследованиям.
Проводились раскопки, организовывались
музеи, создавались первые научные
труды об античной культуре, особенно
искусстве. Непрестанный интерес к
вопросам античности, пронесенный через
XIX век, сохранился и в веке XX: и
сейчас продолжается всестороннее изучение
античности. И все-таки до сих пор
многие антиноведы полагают, что история
античной культуры, в частности искусства,
еще не написана.
В
системе исследований античной культуры
появляется и такой аспект изучения,
как исследование античных традиций
и их влияния на европейскую и мировую
культуру в целом. Основные черты античного
эпоса перенимались средневековыми сказителями,
и поэтому можно выделить множество общих
черт между античным и средневековым европейским
эпосом:
в центре
повествования – человек, его судьба и
участие в судьбе государства (города
и т.д.);
форма повествования
– путешествие с приключениями и совершением
подвигов;
образ героя
– образ воина: победителя, героического
человека;
обязательное
наличие героев особого плана – сверхсилы
(в Греции и Риме этой силой являются боги);
язык и стиль
очень тяжеловесны, громоздки; медленное
развитие сюжеты, множество авторских
отступлений;
автор в ходе
повествования занимает разные позиции:
то наблюдатель, то участник событий, то
историкописец (но в средневековом эпосе
авторское начало ослаблено в связи с
существованием большинства произведений
в устной форме).
Богатство
мифологических сюжетов неисчерпаемо.
Их глубокий символизм позволяет
авторам послеантичных эпох, обращаясь
к одному и тому же мифу, раскрывать
его новый смысл. В качестве примера
можно привести судьбу одного из самых
популярных мифов – мифа об Антигоне.
Наиболее яркое воплощение он нашел
в трагедии древнегреческого драматурга
Софокла; новую трактовку этот миф
нашел в произведениях Расина
и Альфьери. Особенно часто сюжет
использовался в оперном искусстве
XVIII века. В ХХ веке писатели особо
подчеркивали гуманистическую направленность
и пацифистские идеи мифа. Антивоенными
получились пьеса Б. Брехта «Антигона»
(1948 г) и новелла Р. Хоххута «Берлинская
Антигона» (1966 г).
Хронологические
рамки античной литературы охватывают
период от IX-VIII веков до нашей эры
до V века нашей эры. Первые античные
произведения (греческие) появились
в условиях разложения родового строя
и формирования рабовладельческого;
последние произведения (и греческие,
и римские) появились в период
разложения рабовладельческого строя.
Для понимания античной литературы
и ее отличия от европейской не
следует забывать, что рабовладение
наложило отпечаток на развитие античной
литературы, - в этом ее первая особенность.
Второй особенностью является органическая
связь с мифологией: античные авторы
черпали из нее свои сюжеты и образы.
Античная литература значима своим влиянием
на европейскую и мировую литературу в
целом, в ее русле родились и сформировались
следующие науки:
Литературоведение,
или теория литературы.
Историческая
наука, зародившая в Греции в V веке до
нашей эры как литературный жанр, достигшая
расцвета в Риме в I веке до нашей эры и
до сих пор сохранившаяся как научная
и художественная дисциплина.
Филология
начала развиваться как наука в александрийскую
эпоху, и основные принципы филологических
исследований, заложенные еще в древние
времена, остаются важными аспектами при
изучении литературных произведений до
сих пор.
Грамматика,
возникшая в III веке до нашей эры как наука
о частях речи и структуре высказывания.
Первыми начали размышлять над языком
поэты, которые работали над звуками и
сочетаниями слов. За софистами последовали
филологи, которых в древности называли
грамматиками. Около 240 года до нашей эры
Хрисипп создал грамматическую терминологию,
которая в латинском переводе применяется
до сегодняшнего дня, а в 120 году до нашей
эры Дионисий Фракийский написал первую
греческую грамматику, которая через посредство
римлян легла в основу грамматик всех
европейских народов.
Риторика,
или теория красноречия, начала развиваться
вместе с возникновением и развитием ораторского
искусства, которое высоко ценилось уже
в гомеровские времена. В V-IV веках до нашей
эры это искусство ложится в основу образования,
а ораторская речь становится литературным
жанром. Основные положения риторики,
терминология ораторства, заложенные
в Греции и высокоразвитые в Риме, являются
неоспоримыми и в современной риторической
науке.
Философия,
или наука мудрости, дисциплина мышления
возникает на основе развития литературы
и распространения естественнонаучных
знаний. Античная философия в целом отличалась
созерцательностью, а ее представители
– принадлежностью к слою имущих людей.
Существовало два главных течения – материализм
и идеализм, но было очень много школ, имеющих
большие теоретические расхождения, такие,
например, как противоречия во взглядах
на бытие и становление (Парменид и Гераклит),
на наслаждения и аскетизм (киренаики
и киники), на вопрос о соотношении формы
и материи (Платон и Аристотель), на необходимость
и свободу (стоицизм и Эпику) и другие.
Античная философия продвинула вперед
изучение всех областей философского
знания. Непреходящей заслугой античной
философии является в первую очередь всеобъемлющее
и систематическое обоснование философии
как научной теории, развитие системы
понятий, а также разработка (или хотя
бы постановка) всех основных философских
проблем.
Идеи
античной философии нашли отклик и в средневековье,
особенно в учениях Фомы Аквинского и
после – в неотомизме. Античные авторы
влияют на теории прогресса эпохи Просвещения,
особо ощутимо это влияние на философов и т.д.................