Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Античная мифология

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.05.2012. Год: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):











КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
ВАРИАНТ 1

Выполнил студент группы Ю-61
Ахметчин Р.С.

Преподаватель:
Понтюхина Татьяна леонидовна









Курган, 2010

Содержание:




1. Общее описание античности как типа культуры

Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстети еское его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практическ х и теоретических проблем.
Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью.
Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох. В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.
Итак, античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов:
- Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.).
- Второй период связан с захватническими войнами македонских царей - Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-е гг. до н.э.).
- Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.

2. Специфика античной мифологии.

Под античной мифологией понимается мифология греков и римлян, поэтому в науке часто используется термин «греко-римская мифология», но греческая мифологическая система возникла значительно раньше и послужила основой для римской. Мифология античного мира – своего рода сложный и многоплановый симбиоз мифологий Древней Греции и Древнего Рима, первой из которых принадлежит честь создания большинства мифов и легенд, второму – слава сохранившего это богатство для нас, потомков.
Мифы возникают в дописьменный период и передаются из поколения в поколение певцами-аэдами и рапсодами. Первыми записанными произведениями, основанными на мифологических сюжетах, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI–VII в. до н.э.). Созданы они значительно раньше. По мнению историка Геродота, Гомер жил за три века до этого, то есть около IX–VIII веков до н.э. В гомеровском эпосе отражены уже сложившиеся к этому времени мифологические представления античных греков об устройстве мироздания. Все сущее образовалось из Хаоса, не являющегося реальным пространством. Первыми появились Гея – земля, Тартар – бездна и Эрос – любовь. От Геи родился Уран (небо), от Урана и Геи – Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и хранителем вселенского порядка.
Миф, таким образом, основан на чувственно-конкретном восприятии мира, одушевлении природы и бессознательных обобщениях, пропущенных через призму привычных представлений о семейно-родственных связях. Миф призван ввести человека в пространство истории и культуры, приобщить к городу и мировой жизни. Единство мифа, мышления и образной фантазии не исключает их самостоятельности. Миф - результат духовной работы многих поколений, концентрат ассоциаций и противоречивых чувств, он питает мысль, фантазию. Мифология ощущается как первичная и древнейшая реальность, насыщенная магической силой.
Мы понимаем, что мифология была для античных народов не наукой и не историей, она регулировала и определяла их повседневную жизнь, связывала их с миром ушедших предков. Божества находились не только на Олимпе, их обнаруживали в живой природе. Мировосприятие античного человека отличалось пантеизмом. В подлинном мифе всегда отражена действительность, в нем образно, в виде фантастических рассказов выражено стремление познать явления природы, обществ, отношения и человеческую натуру. Так, эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы. Ему поклонялись в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны. Посвященные ему фаллические статуи, символы, амулеты получили всеобщее распространение, что имело целью повысить плодородие земли. Этого бога окружал целый сомн образов живой природы: кентавры, нимфы, дриады, силены, сатиры. Земледельческое население особо чтило и богиню плодородия Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл: воздействие на силы плодородия земли. В сельской местности почитали Артемиду – богиню диких зверей. Городское население более чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири и установил измерительные стандарты. Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи, приносились жертвы.


3.Взаимоотношения людей и богов в античной мифологии

В основе античной мифологии лежал антропоморфизм, принцип уподобления человеку. Античные боги были созданы человеком по его образу и подобию. Боги были похожи на людей практически во всем: у них были семьи, они, как и люди, были добрыми и злыми, завистливыми и жадными, влюблялись и ревновали. Мир богов отражал все взаимоотношения, которые были в мире людей. Боги, по представлению античного человека, жили рядом с людьми, они часто находились среди людей, они были не над человеком, а с человеком. Боги общались с простыми смертными, могли вступать с ними в любовные отношения. Некоторые древнегреческие аристократы числили в своих предках богов и гордились своим божественным происхождением.
Боги имели человеческий облик, были красивы, сильны, а главное – бессмертны. Им присущи разнообразные человеческие качества: великодушие и щедрость, ревность и коварство, проявляющиеся с особой силой, интенсивностью. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше богов была судьба - Мойры - предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей. Так, Зевс в “Илиаде” Гомера сам не вправе разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает судьбу, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Чаша со жребием смерти Гектора опускается вниз, и вся божественная власть Зевса бессильна помочь его любимцу. Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла, вопреки желанию Зевса, в согласии с решением судьбы. Мы можем увидеть это и у римского поэта Вергилия. Описывая в “Энеиде” решающий поединок троянского героя Энея с италийским вождем Турном, поэт заставляет верховного бога римлян Юпитера, “уровняв стрелку весов”, бросить оба жребия сражающихся на чаши. Чаша со жребием Турна идет книзу, и Эней страшным ударом меча поражает своего противника.
Древние греки и древние римляне боялись богов, боялись всего, что касалось загробного мира. Этим страхом объясняется повсеместное поклонение богам, приношение многочисленных жертв, стремление заслужить покровительство и расположение богов. Древние эллины создали богов, пытаясь объяснить мир природы, рождение и смерть человека. Наблюдая течение реки, тихое озеро, водопад, могучие морские волны, греки обобщали эти образы в Посейдоне - владыке вод, приписывая ему такие качества, как богатство, самообладание, мудрость и способность гневаться. Посейдон - супруг Деметры - Матери-Земли, с которой он сотрудничает, спорит и которую оплодотворяет: без воды не появится из земли ни одно растение. Небо, с его бесконечными просторами, где вечно сияют звезды; величественно, не подчиняясь времени, возвышаются над земной суетой горные вершины; древний грек называет Зевсом. Зевс видит все. Он грозный отец-патриарх, громовержец и светодатель, источник власти. От него исходят блага и несчастья.
Ярким примером взаимоотношений богов с людьми является Прометей. Прометею и его брату Эпиметею было предписано вывести людей к свету и снабдить их всем необходимым для жизни. Но неразумный Эпиметей одарил в первую очередь животных, дав каждому какое-то мощное приспособительное средство: клыки, когти, быстроту бега, тонкий нюх, а для людей у него ничего не осталось. Тогда Прометей выкрал огонь из кузницы Гефеста и наделил им человечество. В древности человеческий род постоянно подвергался опасности и легко мог погибнуть. Во-первых, человек, не имевший техники, культуры, был слаб, беззащитен и неразумен перед лицом природы. Во-вторых, Зевс был недоволен людьми и задумал их уничтожение, дабы создать новый человеческий род, более совершенный. Этому помешал Прометей, вставший на защиту человека. (Маркс назвал Прометея самым благородным святым в религиозном календаре). Греки хорошо понимали, что именно знания, умения, техника помогли человеку выжить.



4. Почему античность называют «колыбелью европейской культуры»?

В разные эпохи античность оказывала воздействие на другие культуры, поэтому неслучайно к античности стал возникать не только эстетический, но и научный интерес. Это имело место и в Средневековье, и в эпоху Возрождения. В эпоху Просвещения, когда человечество повернулось лицом к науке, стали появляться научные работы частных лиц, где обобщался опыт греческих и римских открытий. В конце XVIII -- начале XIX веков античным наследием стали заниматься уже государства (особенно европейские): разрабатывались и финансировались целые проекты по античным исследованиям. Проводились раскопки, организовывались музеи, создавались первые научные труды об античной культуре, особенно искусстве. Непрестанный интерес к вопросам античности, пронесенный через XIX век, сохранился и в веке XX: и сейчас продолжается всестороннее изучение античности. И все-таки до сих пор многие антиноведы полагают, что история античной культуры, в частности искусства, еще не написана.
В системе исследований античной культуры появляется и такой аспект изучения, как исследование античных традиций и их влияния на европейскую и мировую культуру в целом. Основные черты античного эпоса перенимались средневековыми сказителями, и поэтому можно выделить множество общих черт между античным и средневековым европейским эпосом:
      в центре повествования – человек, его судьба и участие в судьбе государства (города и т.д.);
      форма повествования – путешествие с приключениями и совершением подвигов;
      образ героя – образ воина: победителя, героического человека;
      обязательное наличие героев особого плана – сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являются боги);
      язык и стиль очень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторских отступлений;
      автор в ходе повествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, то историкописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи с существованием большинства произведений в устной форме).
Богатство мифологических сюжетов неисчерпаемо. Их глубокий символизм позволяет авторам послеантичных эпох, обращаясь к одному и тому же мифу, раскрывать его новый смысл. В качестве примера можно привести судьбу одного из самых популярных мифов – мифа об Антигоне. Наиболее яркое воплощение он нашел в трагедии древнегреческого драматурга Софокла; новую трактовку этот миф нашел в произведениях Расина и Альфьери. Особенно часто сюжет использовался в оперном искусстве XVIII века. В ХХ веке писатели особо подчеркивали гуманистическую направленность и пацифистские идеи мифа. Антивоенными получились пьеса Б. Брехта «Антигона» (1948 г) и новелла Р. Хоххута «Берлинская Антигона» (1966 г).
Хронологические рамки античной литературы охватывают период от IX-VIII веков до нашей эры до V века нашей эры. Первые античные произведения (греческие) появились в условиях разложения родового строя и формирования рабовладельческого; последние произведения (и греческие, и римские) появились в период разложения рабовладельческого строя. Для понимания античной литературы и ее отличия от европейской не следует забывать, что рабовладение наложило отпечаток на развитие античной литературы, - в этом ее первая особенность. Второй особенностью является органическая связь с мифологией: античные авторы черпали из нее свои сюжеты и образы. Античная литература значима своим влиянием на европейскую и мировую литературу в целом, в ее русле родились и сформировались следующие науки:

      Литературоведение, или теория литературы.
      Историческая наука, зародившая в Греции в V веке до нашей эры как литературный жанр, достигшая расцвета в Риме в I веке до нашей эры и до сих пор сохранившаяся как научная и художественная дисциплина.
      Филология начала развиваться как наука в александрийскую эпоху, и основные принципы филологических исследований, заложенные еще в древние времена, остаются важными аспектами при изучении литературных произведений до сих пор.
      Грамматика, возникшая в III веке до нашей эры как наука о частях речи и структуре высказывания. Первыми начали размышлять над языком поэты, которые работали над звуками и сочетаниями слов. За софистами последовали филологи, которых в древности называли грамматиками. Около 240 года до нашей эры Хрисипп создал грамматическую терминологию, которая в латинском переводе применяется до сегодняшнего дня, а в 120 году до нашей эры Дионисий Фракийский написал первую греческую грамматику, которая через посредство римлян легла в основу грамматик всех европейских народов.
      Риторика, или теория красноречия, начала развиваться вместе с возникновением и развитием ораторского искусства, которое высоко ценилось уже в гомеровские времена. В V-IV веках до нашей эры это искусство ложится в основу образования, а ораторская речь становится литературным жанром. Основные положения риторики, терминология ораторства, заложенные в Греции и высокоразвитые в Риме, являются неоспоримыми и в современной риторической науке.
      Философия, или наука мудрости, дисциплина мышления возникает на основе развития литературы и распространения естественнонаучных знаний. Античная философия в целом отличалась созерцательностью, а ее представители – принадлежностью к слою имущих людей. Существовало два главных течения – материализм и идеализм, но было очень много школ, имеющих большие теоретические расхождения, такие, например, как противоречия во взглядах на бытие и становление (Парменид и Гераклит), на наслаждения и аскетизм (киренаики и киники), на вопрос о соотношении формы и материи (Платон и Аристотель), на необходимость и свободу (стоицизм и Эпику) и другие. Античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания. Непреходящей заслугой античной философии является в первую очередь всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка (или хотя бы постановка) всех основных философских проблем.
Идеи античной философии нашли отклик и в средневековье, особенно в учениях Фомы Аквинского и после – в неотомизме. Античные авторы влияют на теории прогресса эпохи Просвещения, особо ощутимо это влияние на философов
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.