Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Западная и восточная цивилизации
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение………………...3
1.Модель
грядущего конфликта………..4
2.Природа
цивилизаций…………...6
3.Виды
цивилизаций.………………8
4.Россия
между двумя цивилизациями ………..10
5.Западная
и восточная цивилизации………………11
6.«Столкновение
цивилизаций» или диалог………………14
Заключение………………...18
Список
использованных источников………19
Введение
Характерной
чертой настоящего времени, в котором
еще не успели разобраться, определить
его основные черты и тенденции,
является пущенное в широкий оборот
латинское словечко "post": постмодернизм,
постсоветский, постиндустриальный и
т.п. И это "после", создавая видимость
некой определенности, только "драпирует"
события и затрудняет их осмысление.
Возьмем, в частности, модное определение
нашего времени, как "постмодерна&qu t;.
Когда это "после" началось? И
вообще что это такое? Ответов
нет, а "обертка" красивая.
1.МОДЕЛЬ
ГРЯДУЩЕГО КОНФЛИКТА
Мировая
политика вступает в новую фазу,
и интеллектуалы незамедлительно
обрушили на нас поток версий относительно
ее будущего обличия: конец истории,
возврат к традиционному соперничеству
между нациями-государствам , упадок
наций-государств под напором разнонаправленных
тенденций — к трайбализму
и глобализму — и др. Каждая из
этих версий ухватывает отдельные аспекты
нарождающейся реальности. Но при
этом утрачивается самый существенный,
осевой аспект проблемы.
В нарождающемся
мире основным источником конфликтов
будет уже не идеология и не экономика.
Важнейшие границы, разделяющие человечество,
и преобладающие источники конфликтов
будут определяться культурой. Нация-государство
останется главным действующим лицом
в международных делах, но наиболее значимые
конфликты глобальной политики будут
разворачиваться между нациями и группами,
принадлежащими к разным цивилизациям.
Столкновение цивилизаций станет доминирующим
фактором мировой политики. Линии разлома
между цивилизациями — это и есть линии
будущих фронтов.
Грядущий
конфликт между цивилизациями —
завершающая фаза эволюции глобальных
конфликтов в современном мире. На
протяжении полутора веков после
Вестфальского мира, оформившего
современную международную систему,
в западном ареале конфликты разворачивались
главным образом между государями
— королями, императорами, абсолютными
и конституционными монархами, стремившимися
расширить свой бюрократический
аппарат, увеличить армии, укрепить
экономическую мощь, а главное
— присоединить новые земли к
своим владениям. Этот процесс породил
нации-государства, и, начиная с Великой
Французской революции, основные линии
конфликтов стали пролегать не столько
между правителями, сколько между нациями.
В 1793 г., говоря словами Р.Р.Палмера, "войны
между королями прекратились, и начались
войны между народами".
Данная
модель сохранялась в течение
всего XIX в. Конец ей положила первая
мировая война. А затем, в результате
русской революции и ответной
реакции на нее, конфликт наций уступил
место конфликту идеологий. Сторонами
такого конфликта были вначале коммунизм,
нацизм и либеральная демократия,
а затем — коммунизм и либеральная
демократия. Во время холодной войны
этот конфликт воплотился в борьбу
двух сверхдержав, ни одна из которых
не была нацией-государством в классическом
европейском смысле. Их самоидентификация
формулировалась в идеологических
категориях.
Конфликты
между правителями, нациями-государствам
и идеологиями были главным образом
конфликтами западной цивилизации.
У.Линд назвал их "гражданскими войнами
Запада". Это столь же справедливо
в отношении холодной войны, как
и в отношении мировых войн,
а также войн XVII, XVIII, XIX столетий.
С окончанием холодной войны подходит
к концу и западная фаза развития
международной политики. В центр
выдвигается взаимодействие между
Западом и незападными цивилизациями.
На этом новом этапе народы и правительства
незападных цивилизаций уже не выступают
как объекты истории — мишень
западной колониальной политики, а
наряду с Западом начинают сами двигать
и творить историю.
2.ПРИРОДА
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Во время
холодной войны мир был поделен
на "первый", "второй" и "третий".
Но затем такое деление утратило
смысл. Сейчас гораздо уместнее группировать
страны, основываясь не на их политических
или экономических системах, не по
уровню экономического развития, а
исходя из культурных и цивилизационных
критериев.
Что имеется
в виду, когда речь идет о цивилизации?
Цивилизация представляет собой
некую культурную сущность. Деревни,
регионы, этнические группы, народы, религиозные
общины — все они обладают своей
особой культурой, отражающей различные
уровни культурной неоднородности. Деревня
в Южной Италии по своей культуре
может отличаться от такой же деревни
в Северной Италии, но при этом они остаются
именно итальянскими селами, их не спутаешь
с немецкими. В свою очередь европейские
страны имеют общие культурные черты,
которые отличают их от китайского или
арабского мира.
Тут мы
доходим до сути дела. Ибо западный
мир, арабский регион и Китай не являются
частями более широкой культурной
общности. Они представляют собой
цивилизации. Мы можем определить цивилизацию
как культурную общность наивысшего
ранга, как самый широкий уровень
культурной идентичности людей. Следующую
ступень составляет уже то, что
отличает род человеческий от других
видов живых существ. Цивилизации
определяются наличием общих черт объективного
порядка, таких как язык, история,
религия, обычаи, институты, — а также
субъективной самоидентификацией людей.
Есть различные уровни самоидентификации:
так житель Рима может характеризовать
себя как римлянина, итальянца, католика,
христианина, европейца, человека западного
мира. Цивилизация — это самый
широкий уровень общности, с которой
он себя соотносит. Культурная самоидентификация
людей может меняться, и в результате меняются
состав и границы той или иной цивилизации.
Цивилизация
может охватывать большую массу
людей — например, Китай, о котором
Л.Пай как-то сказал: "Это цивилизация,
которая выдает себя за страну".
Но она
может быть и весьма малочисленной
— как цивилизация англоязычных
жителей островов Карибского бассейна.
Цивилизация может включать в
себя несколько наций-государств, как
в случае с западной, латиноамериканской
или арабской цивилизациями, либо одно—единственное
— как в случае с Японией. Очевидно,
что цивилизации могут смешиваться,
накладываться одна на другую, включать
субцивилизации. Западная цивилизация
существует в двух основных вариантах:
европейском и североамериканском,
а исламская подразделяется на арабскую,
турецкую и малайскую. Несмотря на все
это, цивилизации представляют собой
определенные целостности. Границы
между ними редко бывают четкими,
но они реальны. Цивилизации динамичны:
у них бывает подъем и упадок,
они распадаются и сливаются.
И цивилизации исчезают, их затягивают
пески времени.
На Западе
принято считать, что нации-государства
— главные действующие лица на
международной арене. Но они выступают
в этой роли лишь несколько столетий.
Большая часть человеческой истории
— это история цивилизаций. По
подсчетам А.Тойнби, история человечества
знала 21 цивилизацию. Только шесть из
них существуют в современном
мире1.
1. Тойнби
А. «Постижение истории»/А.Тойнби-
М.: 1991.
3.
Виды цивилизаций.
Существуют цивилизации, которые
характеризуются, прежде всего,
уровнем развития техники. Западные
исследователи (Д.Белл, З.Безжизненский)
характеризуют их как «доиндустриальные»,
«индустриальные» и «постиндустриальные».
Последние сегодня называются
«информационными», «технотронными»
и т.п. Действительно, каждая
из названных цивилизаций имеет
свой уровень развития техники
и свои специфические способы
её освоения: соединение человека
с орудиями производства, его
трудовые навыки и производственный
опыт, формы управления производством
и др. Для каждой из названных
технических цивилизаций характерен
свой уровень развития техники
и человека как технологического
субъекта. Уровень техники зависит
от степени распространение того
или иного типа орудий производства,
прежде всего машин.
Для «доиндустриальной
цивилизации» присуща качественно
новая техника: водяные и ветряные мельницы,
вокруг которых образуются лесопильное,
сукновальное, бумажное производство.
Происходит всеобщее распространение
разделения труда, требующее многообразия
орудий производства. Начинается быстрый
прогресс «технического» сектора – умножение
числа адвокатов, нотариусов, врачей, преподавателей
университетов. Развивается горнодобывающая
промышленность, которая сопровождалась
созданием гигантских дел того времени
устройства, предназначенных для откачки
подземных вод и подъёма руды. В этот период
царит атмосфера научных и технических
открытий.
«Индустриальная
цивилизация» связана с промышленной
революцией ХVI-ХVII вв. и экономическим
ростом. Промышленная революция определяет
тип технической цивилизации как «индустриальной
цивилизации». Качественное изменение
техники связано не только с самой техникой,
но и с развитием экономики: новшества
зависели от потребностей и интересов
рынка. Многие исследования свидетельствуют
о том, что начало «индустриальной цивилизации»
было положено развитием угольной промышленности,
коротая в свою очередь, стимулировала
развитие других отраслей производства.
Таким образом, индустриальная цивилизация
– это такая ступень развития общества,
технологический базис которого составляет
техника, заменяющая полностью усилия
человека. Этот вид цивилизации характеризуется
изменением всего образа жизни общества:
с/х, транспорта, профессиональных навыков,
образования, воспитания и культуры человека.
Эти два подхода дополняют
друг друга. Человечество идёт,
с точки зрения технического
и технологического развития, в
одном направлении – к «постиндустриальной
цивилизации». Для неё характерна
не механическая система машин, а автоматизация
производства, основанная на микроэлектронике
и информатике, новейшей интеллектуальной
технологии; эта новая техническая и технологическая
база меняет весь образ жизни человека
и общества. Постиндустриальная цивилизация
формируется современной НТР, которая
захватила страны и восточные, и западные.
Под воздействием НТР оказываются основные
периоды жизни человека: подготовка и
обучение, время труда, время творчества
и время досуга. Информатика революционизирует
эти периоды человеческой жизнедеятельности:
увеличивается время профессиональной
подготовки и обучения, выдвигаются требования
мобильности по отношению к изменяющимся
условиям и характеру труда. Сокращается
время труда, что содействует улучшению
условий труда и благополучию работника.
Наблюдается тенденция включения ранее
безработных в производство путём перераспределения
рабочего времени, сокращение рабочего
дня и рабочей недели. Высвобождается
время на творчество и досуг. Говоря о
постиндустриальной цивилизации как о
будущем человечества, мы не должны забывать
о том, что эта цивилизация, являясь с точки
зрения технологического базиса общей
для всех стран, будет иметь свою специфику
применительно к отдельным народам, их
культурам. 4.
Западная и Восточная
цивилизация.
Обратимся к истории человечества.
С древних времён различались
Восточная и Западная цивилизация.
Исследования историков свидетельствуют,
что с самого начала специфика
цивилизаций была связана с
особенностями трудовой деятельности
людей, на которую влияли географическая
среда, плотность населения и
другие факторы. Системы рисового
орошения, требующие управления
снабжения водой из одного
центра, во многом стимулировали
развитие азиатского способа
производства, для которого было
характерно единоначалие и «общественный»
характер работ, иерархия социальных
привилегий, а в духовной сфере
– ориентация на подчинение
личного самосознания мировому
абсолюту – Богу (Небу, Солнцу) и
его наместнику на земле –
императору и феодалу, господину.
Как видим, на специфику общественной
жизни оказывали воздействие
технологические и социально
– экономические способы освоения
материальных ценностей: организация
орошения рисовых полей, сбор
риса, управленческие иерархические
структуры и т.п.
На развитие и особенности
цивилизации влияло содержание
религиозных и философских форм
общественного сознания, а также
использование их в качестве
важнейших средств овладения
всеми другими ценностями общества.
В Китае – буддизм и конфуцианство,
в Индии – буддизм, брахманизм,
философия йоги оказала воздействие
на регламентацию всей человеческой
жизнедеятельности. Западная цивилизация
развивалась под меньшим воздействием
монолитных культовых структур
и единоначалия. Она более активно
менялась под влиянием науки,
искусства, политики. Для Восточной
цивилизации характерно усвоение
материальных и духовных ценностей,
а также их производство в
условиях авторитарного патернализма,
всеобщего послушания, особого личностного
восприятия государства, старшего в общине
и в семье.
Формирование человека как послушного
и добродетельного наложило отпечаток
на всю жизнедеятельность человека
восточных стран, на саму культуру
и способы её освоения. Это
специфическое человеческое начало
стало здесь весьма существенным.
Для Западной цивилизации характерно
ускоренное развитие техники
и технологии, быстрое изменение
предметного мира и социальных
связей людей, ибо и в её
культуре доминирует научная
рациональность, которая выступает
как особая самодовлеющая ценность. 1
Восточный и западный типы
цивилизаций взаимодействуют между
собой. Результатом этого взаимодействия
является возникновением различных
«гибридных» обществ, усваивающих
на основе своей культуры новую
культуру. Сегодня перед российским
обществом остро встали вопросы:
можем ли
мы воспринимать образцы современного
западного опыта как некоторый идеал или
же эти образцы должны быть подвергнуты
критике;
каков путь
вхождения России в мировую цивилизацию
– западный
или
восточный;
что такое
Россия вообще;
каковы пути
развития мировой цивилизации в наше время.
Сегодня
Запад – это синоним понятия
«развитые страны». По этому признаку
некоторые политологи стали относить
Японию к Западу, что совсем неправомерно.
Несмотря на общий с западными
странами технологический базис, Япония
остаётся страной Восточной цивилизации,
даже по способу освоения общечеловеческих
ценностей.
1.
Ерасов Б. С. Цивилизации: Универсалии
и самобытность/Б.С. Ерасов — М.:2002.
5.
Россия между двух цивилизаций.
Бесспорно,
культура России давно вошла в
Культуру Запада. Это в первую очередь
относится к христианству, просветительству,
социальному утопизму, авангардизму,
элементам рационализма и проч. Но
всё же мы вошли в западную культуру,
прежде всего своим рациональным
слоем общественного сознания: Достоевским,
Пушкиным, Толстым… А в России есть всё:
элементы европеизма и азиатчины. Это
обусловлено непримиримостью сегодняшних
«патриотов» и «либералов», «почвенников»
и «демократов».
Как известно,
в Российской империи существовала
целая система нормативных и
законодательных актов оградительного
характера, связанных с религией.
К 1917 году в стране жили как христиане
(и православные, и католики, и
протестанты), так и мусульмане, буддисты,
иудеи. В столице империи –
Санкт-Петербурге – существовали храмы
всех основных религий страны, где
любой представитель соответствующей
конфессии мог совершить отправление
обрядов. При этом держава оставалась
православной: все православные праздники
являлись государственными и отмечались
с соответствующим размахом, был
официально запрещен переход из христианской
религии в нехристианскую и из
православия – в католичество
и протестантизм.
Царское
правительство также было вполне
лояльно к смешанным бракам при
соблюдении вышеназванных норм (то
есть неправославный супруг должен был
окреститься). Вопроса же этничности,
а уж тем паче какого-либо преследования
человека по национальным мотивам, ущемления
его прав не существовало. Крещеный
еврей (выкрест) или крещеный татарин
(крещенин) уже не считались евреем
и татарином в полном смысле этого
слова – они были православными
подданными русского царя. С них
снимался ряд ограничений (например,
ограничение в выборе места жительства).
Эти люди оказывались включены в жизнь
государства и обладали всеми соответствующими
правами и обязанностями. Например, выкрестом
был личный врач Павла I Блок – предок
великого поэта, – а уж татарская кровь
текла чуть ли не в каждом втором русском,
независимо от его сословия.
При этом,
если человек не желал отказываться
от своей национальной религии и
образа жизни, никто не заставлял
его это делать: жизнь в местах
компактного расселения национальных
меньшинств (Хивинское ханство и
Бухарский эмират, Польша и Финляндия,
огромные районы «черты оседлости») протекала
по их законам.
При реформировании России надо
обязательно учитывать её славяно-тюркские
исторические корни, которые помогут
лучше понять соотношение государственности
и рынка, «естественной общности»
и гражданского общества, коллективистского
и индивидуального сознания. Есть
чисто восточные (в религиозном
и традиционном смысле) части
страны, есть более западные, есть
чисто западные. Эти два начала
на территории бывшего СССР
сегодня вылились в территориально-национ льные
конфликты. Общество у нас смешанное,
и говорить, что мы должны смотреть
только на Запад или только
на Восток, неверно. России предстоит
усвоить новые общечеловеческие
ценности через культуры своих
народов. Мы можем с полным
правом говорить не просто
о Восточной и Западной цивилизациях,
а о духовных цивилизациях
Запада и Востока. И хотя
Цивилизация – это целостное
социокультурное образование, её
«ядром» является духовность
в смысле бытия самой культуры
и её влияния на всю общественную
жизнь.
6.
«Столкновение цивилизаций»
или диалог?
Оживление национализма и религиозного
фундаментализма в современном
мире вызывают самые разные
интерпретации политических аналитиков.
Они видят в этом активизацию
цивилизационного самосознания, констатируют
схему классовых и идеологических
конфликтов. Другие, напротив, полагают,
что мы наблюдаем сегодня деструктивные
тенденции, провал в этноцентрическую
архаику, указывают на опасное
ослабление цивилизационных –
межэтнических и межконфессиональных
– синтезов.
После окончания «холодной войны»
перед политологами встала сложная
задача – разработать новую
парадигму, которая смогла бы
выявить главный источник конфликтов
в современном мире, объяснить
динамику политических процессов.
С.Хантингтон предложил модель
«столкновения цивилизаций», которая
явно бросает вызов духу цивилизационной
терпимости. Его модель основана
на том, что международная система,
прежде состоящая из 3 блоков, сегодня
перестраивается и превращается
в новую систему, состоящую
из 8 главных цивилизаций (западной,
японской, конфуцианской, Хинди,
исламской, православно-славянской,
латиноамериканской и славянской).
Хантингтон убеждён в том, что
состязающиеся силовые блоки
в будущем станет отличать
принадлежность к этим цивилизациям,
а не к нациям и идеологиям
как было прежде. «…В конечном
счёте, для людей важна не
политическая идеология или экономические
интересы. Вера, семья, кровь и
убеждения – это то, с чем
люди себя идентифицируют и
за что они будут биться
и умирать. И поэтому столкновение
цивилизаций заменит холодную
войну как главный фактор глобальной
политики»1.
1. Хантингтон
С. Столкновение цивилизаций // Полис.
1995.
Различные цивилизации с его
точки зрения, вырабатывают различные
культурные ценности, которые гораздо
труднее примирить, чем конфликт
классов или идеологий. Он считает
культурную приверженность людей
первобытной, подсознательной, исконной.
Поэтому занавес культуры разделяет
народы значительно сильнее, чем
«железный занавес» идеологий
в период холодной войны. Он
хочет, чтоб мы поверили, будто
цивилизационный выбор строго
ограничен традиционными ценностями
данной культуры. Связывая воедино
цепочку «вера – семья –
убеждение – кровь», он подчёркивает,
что культурные ценности неразрывно
связаны в этнической и конфессиональной
идентичностью. И поскольку религиозные
и этнические противоречия сложно
свести к компромиссу – конфликт
неминуем и столкновения неизбежны.
Фундаментальное прочтение цивилизационной
идентичности становится веским
аргументом в пользу неразрешимости
цивилизационных противоречий в
современном мире. Например: западные
идеи индивидуализма и демократии
сталкиваются с религиозными
верованиями не западных народов.
Но даже если это так, то
возникает вопрос: почему несовместимые
культурные ценности должны вызывать
политические и военные столкновения?
Современные цивилизации – это
гомогенные образования, разделяющие
единые исконные культурные ценности.
И поэтому общества, которые объединились
в силу исторических или идеологических
причин, но разделённые цивилизационно,
либо распадаются, как это произошло
с Советским Союзом, либо испытывают
огромное напряжение. Но современная
культурная антропология опровергает
такой примитивный взгляд на
проблему. Вопреки взглядам монолитности,
каждая цивилизация состоит из
гетерогенных начал - именно это
образует источник её динамики.
Внутреннее разнообразие является законом
повышенной жизнестойкости и адаптационности
– способности приспосабливаться к изменениям
среды.
Многие
цивилизации являются поликонфессиональными
Каждая цивилизация характеризуется
устойчивым плюрализмом этнокультурных
миров, что также является источником
её динамики. Мировое сообщество состоит
сегодня из 180 государств и только
15 из них можно назвать нациями
в том смысле, в котором большинство
людей считают себя принадлежащим
этой нации, - т.е. имеющих общих
предков и культурную идентичность.
Многие страны сегодня находятся
одновременно внутри одной цивилизации,
и сами состоят из множества цивилизаций.
Сочетание гетерогенных этнических
начал таит в себе немалые
опасности. Разнородные цивилизационные
основания даже в ходе длительного
времени не сливаются в
нечто единое, а образуют гибкие
сочленения, поддержка которых требует
творческих усилий, направленных
на обновление прежних способов
синтеза. «Напряжение, столкновение
и новая гармония разнородных
начал и является пружинами
драмы, называемой человеческой
историей».
Новое поколение сталкивается
с необходимостью морального
обновления цивилизационных синтезов,
что требует высвобождения, активизации
творческих возможностей. Но при
этом всегда существует соблазн
упрощения. Слабые характеры и
примитивные умы, не способны
осмыслить напряжённую энергетику
интеллектуальных синтезов, тяготеют
к процедурам линейного упрощения
и выравнивания. Хантингтон говорит,
что традиционные ценности каждой
культуры неизменны и незыблемы,
а люди привержены им первобытно
и подсознательно. Но современные
антропологи рассматривают культурные
традиции как перманентно развивающиеся
явления, которые постоянно включены
в процесс социального и культурного
цивилизационного
строительства. Антрополог Кевин Аурих
справедливо подчёркивает, что культурные
ценности и традиции «были однажды
изобретены и вновь изобретаются,
были однажды воспроизведены и вновь
воспроизводятся в соответствии со сложившимися
уровнями исторической практики».
Культурный материал цивилизаций
богат, многообразен и противоречив
так, что может быть использован
в различных исторических условиях
для создания широкого разнообразия
альтернативных ценностей. Процесс
образования культурных ценностей
обусловлен не столько традициями,
сколько потребностями времени
и условиями, в которых развивается
культура. Нигель Харрис подчёркивал:
«культура – это не какая-то
внешняя смирительная рубашка,
это многослойная одежда, и отдельные
её слои человек может сбросить
и сбрасывает, если они начинают
мешать движению».
Любое политическое определение
культурных ценностей отражает
выбор, сделанный современными
политическими лидерами в ответ
на возникшие проблемы. Материал
культурных традиций всегда использовался
и будет использоваться политиками
для обоснования своих целей.
Поэтому процесс формирования
культурных ценностей продолжается
и сегодня, как и тысячелетия
назад. Вопрос о том, грозит
ли нам «столкновение цивилизаций»,
- это во многом вопрос осознанного
выбора политическими лидерами
и элитами своего ответа на
вызов других культур.
Современная
политическая конфликтология считает,
что конфликт на почве чисто
культурных ценностей разрешаются
значительно легче, чем экономические
и идеологические. Хантингтон ошибочно
настаивает на их «неразрешимости».
Культурные переживания обостряются,
когда в рамках существующей
политической системы невозможно
всем удовлетворить основные
человеческие потребности и начинается
борьба за индивидуальное и
коллективное выживание.
Весьма спорным оказывается тезис
Хантингтона о том, что усиление
межнациональных конфликтов однозначно
ведёт к росту цивилизационнго
самосознания, а это, в свою
очередь, обостряет разногласия
и враждебность.
Заключение
Мы рассмотрели
проблему столкновения цивилизаций. На
мой взгляд, взаимодействие между
цивилизациями – это сложный,
неоднозначный, нелинейный процесс, в
результате которого при определённых
обстоятельствах действительно
может усиливаться рост цивилизационного
самосознания и обостряются межнациональные
противоречия. Но достаточно часто
происходит и другое: возрастает взаимодействие
и сотрудничество и даже происходит
процесс сближения цивилизаций.
Например: в ХIХ-ХХв. – Мексика идентифицировала
себя через противостояние США, а сегодня
эта страна активно сотрудничает с Америкой.
Рост религиозного самосознания нельзя
однозначно воспринимать как источник
повышенной конфликтности в современном
мире. Проблемы фундаментализма сильно
преувеличиваются западной общественностью.
В целом, концепция Хантингтона, очевидно,
направлена на то, чтобы доказать мировой
общественности: центральной осью геополитики
в будущем станет конфликт между Западом
и другими цивилизациями. Культурные ценности
вполне могут стать основой для политической
мобилизации масс. Чаще всего это происходит
в ответ на действия экзогенных факторов,
когда существует выбор других культур.
Проблема заключается в том, чтобы не спровоцировать
такую ситуацию. Сегодня, как и столетия
назад, мир на планете во многом зависит
от доброй воли и усилий разных народов
и их политических лидеров. Концепция
«столкновений цивилизаций» уводит политиков
от перспективы разрешения международных
конфликтов в сторону однозначной конкуренции
и противопоставления.
Список
использованных
источников
1.
Азроянц Э. А. Глобализация: катастрофа
или путь к развитию?
Современные
тенденции мирового развития и политические
амбиции/Э.А. Азроянц — М.: 2002.
2.Лубский
А.В. Альтернативные модели исторического
исследования/А.В. Лубский – М.: 2005.
3.
Ерасов Б. С. Цивилизации: Универсалии
и самобытность/Б.С. Ерасов — М.:2002.
4. Хантингтон
С. Столкновение цивилизаций // Полис.
-1995.
5. Тойнби
А. «Постижение истории»/А.Тойнби- М.: 1991.