Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Формы общественного сознания и их взаимосвязь
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение...............3
1.Общественное
сознание и реальная жизнь
общества.
Общественное
и индивидуальное сознание………......4
1.1 Общественное
сознание……….....4
1.2 Индивидуальное
сознание……….8
1.3 Сопоставление
общественному сознанию индивидуальное…...…...10
2. Обыденное
и теоретическое сознание
Общественная
психология и идеология………..………....15
2.1 Обыденное
и теоретическое сознание………………15
2.2 Общественная
психология и идеология……………….17
3. Формы
общественного сознания и их взаимосвязь………...22
Заключение……………….30
Список
литературы………………...32
Введение
Человек
владеет прекрасным даром - разумом
с его пытливым полетом как
в отдаленное прошлое, так и в
грядущее, миром мечты и фантазии,
творческим решением практических и
теоретических проблем, наконец, воплощением
самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой
древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания. Наука,
философия, литература, искусство, техника
- словом, все достижения человечества
объединили свои усилия, чтобы раскрыть
сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В
течение многих веков не смолкают
горячие споры вокруг сущности сознания
и возможностей его познания. Богословы
рассматривают сознание как крохотную
искру величественного пламени
божественного разума. Идеалисты
отстаивают мысль о первичности сознания
по отношению к материи. Вырывая сознание
из объективных связей реального мира
и рассматривая его как самостоятельную
и созидающую сущность бытия, объективные
идеалисты трактуют сознание как нечто
изначальное. Единственно достоверной
реальностью признают сознание сторонники
объективного идеализма.
Если
идеализм вырывает пропасть между разумом
и миром, то материализм ищет общность,
единство между явлениями сознания
и объективным миром, выводя духовное
из материального. Материалистическая
философия и психология исходят в решении
этой проблемы из двух кардинальных принципов:
из признания сознания функцией мозга
и отражением внешнего мира.
Человеческое
сознание включает в себя совокупность
знаний об окружающем нас мире. С помощью
ощущений и восприятий при непосредственном
отражении воздействующих на мозг раздражителей
в сознании складывается чувственная
картина мира, каким он представляется
человеку в данный момент [1, с.23]. 1.
Общественное сознание
и реальная жизнь общества Общественное
и индивидуальное сознание
1.1
Общественное сознание
Одной
из заслуг К.Маркса является выделение
им из "бытия вообще" общественного
бытия, а из "сознания вообще" - общественного
сознания - одного из основных понятий
философии. Объективный мир, воздействуя
на человека, отражается у него в виде
представлений, мыслей, идей, теорий и
других духовных феноменов, которые и
образуют общественное сознание.
Общественное
сознание — это воззрения людей
в их совокупности на явления природы
и социальную реальность, выраженные
в созданных обществом естественном или
искусственном языке, творениях духовной
культуры, социальных нормах и взглядах
социальных групп, народа и человечества
в целом. Общественное сознание составляет
духовную культуру общества и человечества.
Это не только идеи об общественной жизни,
но и идеи общества о мире в целом, в том
числе и о себе самом. Общественное сознание
обладает сложной структурой и различными
уровнями, начиная от житейского, обыденного,
от социальной психологии и кончая самыми
сложными, строго научными формами. Структурными
элементами общественного сознания являются
различные его формы: политическое, правовое,
нравственное, религиозное, эстетическое,
научное и философское, которые различаются
между собой по предмету и форме отражения,
по социальной функции, по характеру закономерности
развития, а также по степени своей зависимости
от общественного бытия [4,с.58].
Общественное
сознание возникло одновременно и в
единстве с возникновением общественного
бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума,
а общество не могло бы без него не только
возникнуть и развиваться, но и просуществовать
ни одного дня и часа. В силу того, что общество
есть объективно-субъектив ая реальность,
общественное бытие и общественное сознание
как бы “нагружены” друг другом: без энергии
сознания общественное бытие статично
и даже мертво.
Структура
общественного сознания очень сложна:
прежде всего, в нём выделяют уровни
- обыденно-практический и научно-теоретический
Подобный аспект рассмотрения общественного
сознания можно назвать гносеологическим,
поскольку он показывает глубину проникновения
субъекта познания в объективную реальность.
Как известно, обыденно-практическое сознание
менее структурировано, более поверхностно,
чем научно-теоретическое Общественное
сознание на обыденно-практическом уровне
проявляет себя как социальная психология,
на научно-теоретическом уровне - как идеология.
Следует подчеркнуть, что идеология - это
не всё научно-теоретическое сознание,
а только та его часть, которая носит классовый
характер. Но об этом речь пойдет ниже.
Следующий
аспект рассмотрения общественного
сознания - по его носителю или субъекту.
Таким образом, выделяют виды общественного
сознания - индивидуальное, групповое
и массовое сознание. Носителем индивидуального
сознания является отдельный человек,
носителем группового сознания - социальная
группа, носителем массового сознания
- неорганизованная группа людей, объединенная
какой-либо идеей, целью. Например, к феномену
массового сознания могут быть отнесены
поклонники какого-то эстрадного певца,
постоянные слушатели радиостанции "Маяк".
Иногда говорят, что носителем массового
сознания является толпа, но многие социологи
считают, что правильнее выделять и сознание
толпы, и сознание массы. Попутно отметим,
что толпа - это люди, непосредственно
соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся
для достижения какой-либо цели, но от
массы толпу отличает непосредственный
контакт, наличие лидера и совместная
деятельность, например, на митинге, демонстрации
и т.п.
Общественное
сознание представляет собой совокупность
разнообразных духовных явлений, отражающих
все сферы жизни общества и богатство
индивидуальной жизни человека, поэтому
выделяются его различные формы - нравственное,
эстетическое, религиозное, правовое,
политическое, философское, научное, экологическое,
экономическое и т.д.
Конечно,
подобное структурирование условно, так
как виды, формы, уровни общественного
сознания находятся в постоянном
взаимодействии и взаимовлиянии [3,
с.80].
Существование
различных форм общественного сознания
определяется богатством и многообразием
самого объективного мира – природы и
общества. Различные формы сознания отражают
отношения между классами, нациями, социальными
общностями и группами, государствами
и служат основой политических программ.
Имея своеобразный предмет отражения,
каждая форма сознания имеет свою особую
форму отражения: научное понятие, моральную
норму, религиозную догму, художественный
образ.
Подчеркивая
единство общественного бытия и
общественного сознания, нельзя забывать
об их различии, специфической разъединенности,
относительной самостоятельности. Исторически
взаимосвязь общественного бытия и общественного
сознания в их относительной самостоятельности
реализовалась таким образом: на ранних
этапах развития общества общественное
сознание формировалось под непосредственным
воздействием бытия, в дальнейшем это
воздействие приобретало все более опосредованный
характер — через государство, политические,
правовые, нравственные, религиозные отношения
и др., а обратное воздействие общественного
сознания на бытие приобретает, напротив,
все более непосредственный характер.
Сама возможность такого непосредственного
воздействия общественного сознания на
общественное бытие заключается в способности
сознания правильно отражать бытие.
Итак,
сознание как отражение и как
активно-творческая деятельность представляет
собой единство двух нераздельных сторон
одного и того же процесса; в своем
влиянии на бытие оно может
как оценивать его, вскрывать
его потаенный смысл, прогнозировать,
так и преобразовывать его через практическую
деятельность людей. Поэтому общественное
сознание эпохи может не только отражать
бытие, но активно способствовать его
перестройке. В этом и заключается та исторически
сложившаяся функция общественного сознания,
которая делает его объективно необходимым
и реально существующим элементом любого
общественного устройства. Продукты мира
духа кодируются в системе знаков, символов,
в языке, в котором реализовался труд,
и, разумеется, непременно в мозгу людей.
Вне думающего и чувствующего мозга —
все это бездуховно.
Общественное
и индивидуальное сознание находятся
в тесном единстве. Общественное сознание
носит межиндивидуальный характер
и не зависит от отдельной личности.
Для конкретных людей оно носит
объективный характер.
Каждый
индивид на протяжении всей своей
жизни через отношения с другими
людьми, путем обучения и воспитания
испытывает влияние общественного
сознания, хотя и относится к этому
влиянию не пассивно, а избирательно,
активно.
Общественные
нормы сознания духовно влияют на индивида,
формируют его мировоззрение, нравственные
установки, эстетические представления.
Общественное сознание можно определить
как общественный разум, который развивается
и функционирует по своим законам.
Взгляды
индивида, наиболее полно отвечающие
интересам эпохи и времени, после завершения
индивидуального существования становятся
достоянием общества. Например, творчество
выдающихся писателей, мыслителей, ученых
и др. Индивидуальное сознание в этом случае,
проявляющееся в творчестве конкретного
человека, приобретает статус общественного
сознания, пополняет и развивает его, придавая
ему черты определенной эпохи [4, с.62].
1.2
Индивидуальное сознание
Индивидуальное
сознание - это сознание отдельного
индивида, отражающее его индивидуальное
бытие и через посредство его в той или
иной степени общественное бытие. Общественное
сознание является совокупностью индивидуальных
сознаний. Наряду с особенностями сознаний
отдельных индивидов оно несет в себе
общее содержание, присущее всей массе
индивидуальных сознаний. Как совокупное
сознание индивидов, выработанное ими
в процессе их совместной деятельности,
общения, общественное сознание может
быть определяющим только по отношению
к сознанию данного индивида. Это не исключает
возможности выхода индивидуального сознания
за пределы наличного общественного сознания.
Индивидуальное
сознание - это духовный мир личности,
отражающий общественное бытие через
призму конкретных условий жизни
и деятельности данного человека.
Это совокупность идей, взглядов, чувств,
свойственных конкретному человеку, в
которых проявляется его индивидуальность,
неповторимость, отличающая его от других
людей.
Диалектика взаимосвязи индивидуального
и общественного сознания - это диалектика
взаимосвязи единичного и общего. Общественное
сознание складывается на основе сознания
отдельных людей, но не является их простой
суммой. Это качественно новое общественное
явление, органический и переработанный
синтез тех идей, взглядов, чувств, которые
присущи индивидуальному сознанию.
Индивидуальное
сознание человека многообразнее и ярче
общественного сознания. Однако оно не
достигает той глубины, которая присуща
общественному сознанию, охватывающему
все стороны духовной жизни общества.
Вместе
с тем индивидуальное сознание отдельных
людей в силу их особых достоинств
в отдельных областях знания может подниматься
до уровня общественного. Это возможно,
когда индивидуальное сознание приобретает
общечеловеческое, научное значение, выражает
идеи, совпадающие с общественными потребностями.
Д.Уатт и Н.Ползунов почти одновременно
создали паровые машины. Но в Англии идеи
Уатта были востребованы обществом и получили
развитие, а в отсталой России не было
общественной потребности в паровых двигателях
и использование их затормозилось. С другой
стороны, говоря о взаимосвязи индивидуального
и общественного сознания, следует подчеркнуть,
что индивидуальное сознание несет на
себе печать общественного, так как оно
всегда есть и будет продуктом общества.
Любой индивид есть носитель общественных
взглядов, привычек, традиций, берущих
свое начало из глубины веков. В свою очередь,
все люди в определенной степени несут
в своем сознании современные идеи, взгляды
и т.п.
Каждое
индивидуальное сознание формируется
под влиянием индивидуального бытия,
образа жизни и общественного
сознания. При этом важнейшую роль играет
индивидуальный образ жизни человека,
посредством которого преломляется содержание
общественной жизни. Другим фактором формирования
индивидуального сознания является процесс
усвоения индивидом общественного сознания.
Этот процесс назван в психологии и социологии
интериоризацией. В механизме формирования
индивидуального сознания необходимо,
таким образом, различать две неравнозначные
стороны: самостоятельное осознание субъектом
бытия и усвоение им существующей системы
взглядов. Главное в этом процессе - не
интериоризация взглядов общества; а осознание
индивидом своей и общества материальной
жизни. Признание интериоризации основным
механизмом формирования индивидуального
сознания ведет к преувеличению детерминации
внутреннего внешним, к недооценке внутренней
обусловленности этой детерминации, к
игнорированию способности индивида творить
самого себя, свое бытие. Индивидуальное
сознание - сознание человеческого
индивида (первичное). Оно определяется
в философии как субъективное сознание,
так как оно ограничено во времени и пространстве
[5, с.82].
Индивидуальное
сознание определяется индивидуальным
бытием, возникает под воздействием
сознания всего человечества.
2 основных уровня индивидуального
сознания:
1.
Начальный (первичный) - «пассивный»,
«зеркальный». Формируется под воздействием
на человека внешней среды, внешнего сознания.
Главные формы: понятия и знания, в целом.
Главные факторы формирования индивидуального
сознания: воспитательная деятельность
окружающей среды, образовательная деятельность
общества, познавательная деятельность
самого человека.
2.
Вторичный - «активный», «творческий».
Человек преобразует и организовывает
мир. С этим уровнем связано
понятие интеллекта. Конечным продуктом
этого уровня и сознания в целом являются
идеальные объекты, возникающие в человеческих
головах. Основные формы: цели, идеалы,
вера. Главные факторы: воля, мышление
- ядро и системообразующий элемент.
Между
первым и вторым уровнями существует
промежуточный «полуактивный» уровень.
Главные формы: феномен сознания - память,
которая носит избирательный характер,
она всегда востребована; мнения; сомнения.
1.3
Сопоставление общественному
сознанию индивидуальное
Общественное
бытие отражается в сознании индивида
по преимуществу не непосредственно, а
пропущенным через “второй экран” —
через “ограничители” социокультурные
(связанные с уровнем культуры общества
в целом, в т. ч. с господствующей картиной
мира) и идеологические (связанные с особенностями
восприятия общественного бытия, присущими
отдельным большим социальным группам).
И
все же сознание индивида далеко не
тождественно ни сознанию общества в
целом, ни сознанию доминантных для
данного индивида больших групп.
Индивидуальное
сознание есть отражение общественного
бытия отдельным человеком через
призму конкретных условий его жизни и
его психологических особенностей. Это
значит, что в сознании индивида сосуществуют
(в одних случаях гармонично сочетаясь
Друг с Другом, а в других — находясь в
антагонистических противоречиях) различные
духовные пласты и элементы. Таким образом,
индивидуальное сознание — своеобразный
сплав общего, особенного и единичного
в сознании личности. Об общем и особенном
в этом сплаве уже было сказано чуть выше,
а единичное — это все то, что связано
с индивидуальностью данной личности.
Каково
же соотношение между индивидуальным
и общественным сознанием? Некоторые
полагают, что реальной сферой общественного
сознания, его единственным носителем
является конкретный индивид. Другие,
напротив, считают, что общественное
сознание есть нечто надличностное, и
потому в его трактовке нет необходимости
обращаться к отдельному индивиду.
Но
жизнь надличностного духа вышла
из ума и души индивидов; всякий индивид
участвует в нем лишь частично
и опосредованно. Большие и менее
заметные усилия человеческой мысли способствуют
образованию великой реки общественного
сознания, хотя в названии этой реки нет
уже и помину о маленьких ручейках. Что
было бы с Волгой, если бы маленькие речки
и ручьи лишили ее своих вод? Точно так
же и с соотношением индивидуального и
общественного сознания. Разумеется, не
каждое индивидуальное сознание в своей
объективированной форме входит в общий
массив общественного сознания. Это зависит
от глубины и социальной значимости духовной
деятельности данной личности, от потребности
духа времени в ее творчестве. Одно дело
— сознание, мысли великой исторической
личности (гениальных государственных
деятелей, мыслителей, писателей и т.д.),
участвующей в созидании духовной жизни
эпохи, а другое — мысли жалкого эпигона,
нудно повторяющего тривиальное, идущее
на потребу дня, что-то конъюнктурное,
извивающееся в своей адаптивной игре
или просто серо-незначимое. Это никого
или мало кого трогает, а поэтому и не остается
в запасниках социальной памяти. А к трудам
гения нередко обращаются всю жизнь, постоянно
питаясь живительными соками его творчества.
Труды значимых умов входят в сферу сверхличного
сознания и живут долго, в веках [1, с.90].
Сознание
— как общественное, так и индивидуальное
— невозможно вывести из одного
лишь процесса отражения объектов природного
мира: отношение субъект — объект не может
породить сознания. Для этого субъект
должен быть включен в более сложную систему
социальной практики, в контекст общественной
жизни. Механизмом, реализующим превращение
индивидуального сознания в общественное,
а общественного в индивидуальное, является
процесс общения. Коммуникация играет
гигантскую роль во взаимодействии личного
и сверхличного, общественного сознания.
Общественное сознание не существует
наподобие платоновского запредельного
царства чистой мысли и красоты. Оно не
витает где-то совсем независимо от сознания
отдельных людей. Эта независимость относительная:
только в отношении к отдельным людям
книжные богатства библиотек мира имеют
смысл духовного богатства. Вне живого
оценивающего восприятия объективированная
идея мертва [3, с.62].
Каждый
из нас, приходя в этот мир, наследует
духовную культуру, которую мы должны
освоить, чтобы обрести собственно
человеческую сущность и быть способными
мыслить по-человечески. Реальное бытие
индивидуального сознания постоянно соотносится
с миром духовной культуры. Личное сознание
— духовный мир отдельного человека, а
общественное — духовная жизнь общества,
идеальная сторона исторического развития
народа, человечества. Общество не обладает
сознанием в том же смысле, в каком им обладает
отдельный человек: оно не имеет своего
надличностного мозга. Вместе с тем между
индивидуальным и общественным сознанием
нет твердых границ. Напротив, между ними
происходит постоянное взаимодействие.
Исторически выработанные обществом нормы
сознания духовно питают личность, становятся
предметом ее убеждений, источником нравственных
предписаний, эстетических чувств и представлений.
Каждый человек — дитя своей эпохи, своего
народа. Однако общественное сознание
существует' как факт сознания только
через свою приобщенность к реально функционирующему
сознанию индивида.
Если
индивидуальное сознание все время
как бы омывается водами общественного
сознания, то реки этих вод сливаются
в единый поток из ручейков индивидуального
сознания. Мысль, существующая лишь в контекста
сознания индивида и не укрепленная в
контексте науки, искусства, политики,
нравственности, — еще только мысль. Но
уже в контексте индивидуального сознания
эта мысль осуществляется с установкой
на общественное сознание и сама порождена
впитанными человеком ранее социальными
духовными ценностями.
Коррелятом
социального является не индивидуальное,
а природное. Индивид сам по себе — социальная
категория. Содержание его психики по
своей природе столь же социально, как
и сознание общества. Вместе с тем отношение
личного сознания к миру опосредствовано
его отношением к формам общественного
сознания. Это посредование индивидуального
сознания общественным начинается уже
с момента усвоения ребенком языка, норм
поведения, чувств и мышления. Сознание
каждого человека вбирает всебя опыт,
знания, убеждения, верования, заблуждения,
оценки той социальной среды, которой
он принадлежит.
Когда
рассматривают общественное сознание,
то отвлекаются от всего индивидуального,
личного и исследуют взгляды, идеи,
характерные для данного общества в целом
или для определенной социальной группы.
Подобно тому как общество не есть простая
сумма составляющих его людей, так и общественное
сознание не есть сумма “сознании” отдельных
личностей. Оно есть, особая система, которая
живет своей относительно самостоятельной
жизнью.
Личные
идеи и убеждения приобретают
характер общественной ценности, значение
социальной силы, когда они выходят
за пределы личного существования
и становятся не только общим достоянием,
но и общим правилом или убеждением, входят
в общее сознание, в нравы, в право, в нормы
поведения. Эти идеи завоевывают арену
организованной социальной реальности,
где индивидуальная биография уже не играет
главной роли. Мы вступаем в диалог с общественным
сознанием, и это противостоящее нам сознание
есть реальность, такая же, как, например,
государство или закон (разумеется, обладающая
своей спецификой). Мы можем взбунтоваться
против этой духовной силы, но так же, как
и в случае с государством, наш бунт может
оказаться не только бессмысленным, но
и трагичным, если мы не будем учитывать
те формы и способы духовной жизни, которые
нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать
исторически сложившуюся систему духовной
жизни, нужно ею сначала овладеть [4, с.70].
2.
Обыденное и теоретическое
сознание. Общественная
психология и идеология
2.1
Обыденное и теоретическое
сознание
Обыденное
сознание - это низший уровень общественного
сознания, его неотъемлемая часть, подсистема
общественного сознания. Оно отражает
простые, зримые отношения между людьми,
между людьми и вещами, человеком и природой.
Повседневная практика людей позволяет
устанавливать на эмпирическом уровне
отдельные причинно-следственные связи
между явлениями, позволяет строить простые
умозаключения, вводить новые понятия,
открывать простые истины.
Индивиды
«повторяют» на уровне обыденного сознания
содержание своего общественного бытия,
не используя при этом средств и методов
специальной познавательной деятельности.
Поэтому говорить о полной свободе сознания
от общества, об абсолютной уникальности
и неповторимости каждого индивида, по-видимому,
нельзя. Жить в обществе и быть свободным
от него невозможно.
Обыденное
сознание пронизывает сферу классовых,
национальных, религиозных, профессиональных
и т. д. отношений. Люди, принадлежащие
к той или иной социальной группе, вынуждены
как бы автоматически принимать и «правила
ее игры». Стихийно сформированное содержание
обыденного сознания выполняет роль своеобразной
«смазки», которая облегчает движение
механизма общественного бытия. Содержание
этого сознания соответствует содержанию
бытия, поэтому люди воспринимают последнее
как норму.
Однако на уровне обыденного сознания
невозможно глубоко проникнуть в сущность
вещей, явлений, подняться до глубоких
теоретических обобщений. В первый период
жизни людей обыденное сознание являлось
единственным и главным. по мере развития
общества возникает необходимость в более
глубоких обобщениях, а обыденное сознание
становится недостаточным для удовлетворения
возросших потребностей. Тогда возникает
теоретическое сознание. Возникая на основе
обыденного сознания, оно направляет внимание
людей на отражение сущности явлений природы
и общества, побуждая к более глубокому
их анализу. Через обыденное сознание
теоретическое сознание связано с общественным
бытием.
Теоретическое
сознание – более высокий уровень
общественного сознания, чем обыденное
сознание и представляет собой отражение
существенных связей и закономерностей
общественного бытия и находит
свое выражение в науке и других
своих формах, поскольку последние также
воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю
сторону действительности, требующую
опосредованного теоретического познания.
Теоретическое
сознание делает жизнь людей более
осознанной, способствует более глубокому
развитию общественного сознания, поскольку
раскрывает закономерную связь и сущность
материальных и духовных процессов [1,
с.15].
В
реальной жизни теоретическое и
обыденное сознание плотно связаны
между собой, взаимно воздействуют друг
на друга, но для философского анализа
их следует выделить и обособить. «Научное
понятие в житейской ситуации окажется
так же несостоятельно, как житейское
понятие в научной ситуации». Теоретическое
сознание видоизменяет, модифицирует,
окультуривает обыденное сознание, но
и без последнего обойтись невозможно.
Но в то же время его выводы не всегда будут
справедливыми, потому что его возможности
ограничены эмпирическими обобщениями.
Обыденное
сознание складывается из обыденного
знания и общественной психологии.
Теоретическое сознание несет в себе научные
знания о природе и обществе. Обыденное
знание - это знание элементарных условий
бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться
в его непосредственном окружении. Это
знание об использовании простых орудий
труда, простых природных явлениях, нормах
отношений друг с другом
Обыденное
сознание есть низший по сравнению
с теоретическим уровень сознания,
но это вовсе не уменьшает его значения
и важности для повседневной жизни. Однако
если рассматривать с позиции обыденного
сознания вопросы, которые могут быть
правильно решены только с научно-теоретических
позиций, то в общественном сознании возникают
иллюзии и заблуждения.
Разделение
на обыденный и теоретический
уровни основано на противопоставлении
жизненно-практическо о, несистематизированног
(хотя и не полностью стихийного) и в то
же время целостного жизнепонимания, а
с другой стороны — того состава идей,
которые подверглись творческой разработке
и рациональной систематизации. Есть мнение,
что обыденное сознание — это нечто «неполноценное»,
«варварски» стихийное, не имеющее никаких
других объективных причин для своего
существования и развития, кроме низкой
культуры масс. Однако на деле подавляющее
большинство населения любого государства
больше интересует то, что может быть полезным
и надежным именно в обыденной жизни.
Цельность
сознания — это один из главных
показателей его жизнестойкости. Можно
не владеть ни одной теоретической системой,
не быть знакомым с философскими построениями
и не испытывать тем не менее серьезных
психологических неудобств, если обыденное
сознание внутренне бесконфликтно и гармонично.
Обыденное сознание ближе к повседневной
реальности, чем его теоретические формы,
поэтому в нем полнее отражена специфика
ситуации. Опыт обыденного сознания —
это то богатство, из которого черпают
свое содержание частные науки, философия
и искусство [5, с.93].
2.2.
Общественная психология
и идеология
Большое
значение в обыденном сознании имеет
общественная психология. Она представляет
собой сложный синтез социальных
чувств, настроений, представлении, побуждений,
привычек, а также различных иллюзий и
предрассудков, которые формируются под
влиянием повседневных условий жизни,
быта людей. Все элементы психологии и
ее проявления (вкусы, эмоции, волевые
акты и т. д.) несут на себе прежде всего
печать определенного класса. Социальные,
классовые черты в общественной психологии
являются определяющими, главными. Вместе
с тем существуют и национально-психолог ческие
компоненты, характеризующие особенности
темперамента, традиций, культуры, исторического
прошлого. В общественной психологии имеются
также и элементы, выражающие профессиональные
черты и особенности людей. Но основная
окраска и содержание всех психологических
образований определяются экономическим
строем, классовыми интересами, социальными
потребностями [6, с.85].
Общественная
психология — это эмоционально-переживательное
отношение людей к своему положению в
обществе, выраженное в форме соответствующих
чувств и эмоций. Как и обыденное сознание,
общественная психология формируется
стихийно в процессе повседневной практической
жизни. Реальное положение людей в обществе
в значительной мере определяет их душевное
состояние. Нужда, лишения и тяготы борьбы
за выживание порождают стихийную страстную
ненависть, озлобливают людей по отношению
друг к другу, нивелируют нравственные
ценности. Обществом можно манипулировать
путем психологического воздействия на
массы. В этом и состоит одна из функций
массовых митингов и выступлений, суггестивно
действующих на людей ораторов. На современном
этапе огромная роль психологической
обработки общественного сознания принадлежит
телевидению и другим средствам массовой
информации.
Общественная
психология играет значительную роль
в сфере национальных отношений.
Национально-этничес ие особенности (традиции
быта и культуры, язык, цвет кожи, красота
своих женщин и т. д.), историческое прошлое
своего народа представители той или иной
нации воспринимают слишком эмоционально
— это одна из причин национальной вражды.
«Свое - здесь воспринимается как хорошее,
а «чужое», соответственно, как плохое.
«Чужие» не принимают подобную установку,
и становятся жертвами агрессивного национализма.
Без
учета общечеловеческих ценностей
эмоциональное восприятие своей
национальной принадлежности ведет
к этноцентризму, оппозиции «мы
— они», в рамках которой всем «инородцам»
при и т.д.................