Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


биография Творчество Николая Михайловича Рубцова

Информация:

Тип работы: биография. Добавлен: 07.05.2012. Год: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Творчество Николая Михайловича Рубцова
Творчество Николая Михайловича Рубцова (1936—1971) неотделимо от главных путей развития русской лирической поэзии второй половины XX века, оно органично вписывается в национальную поэтическую традицию. В нем с особой — возвышенной и трагической — силой отразились существенные черты и тенденции литературного процесса, обусловленные временем. За десятилетия, прошедшие после трагической гибели поэта, его имя прочно утвердилось в сознании читателей, а истинный, самобытный талант, предельно искреннее и живое поэтическое слово нашли отклик в их душах и сердцах. В своих стихах он проникновенно выразил и — в полном смысле этого слова — воспел родину-Русь, звезду ее бескрайних полей, таинственный и тревожный шум соснового бора, склонившиеся над рекой ивы и шелестящие на погосте березы, белоколонные храмы и занесенные снегом избушки, нелегкие судьбы их терпеливых и немногословных жителей, казалось бы, столь простых и обычных, но — «с душою светлою, как луч...»
В критической и исследовательской литературе обстоятельно раскрыты жизнь и творчество Рубцова, нравственная и художественно-эстетич ская сущность его лирики, черты ее жанрового своеобразия, поэтики, роль в ней символики, классических и фольклорных традиций. По-прежнему остаются актуальными проблема художественного мира поэта, изучение его творчества в контексте общелитературного развития.
Надо сказать, что писавшие о Рубцове не ограничивались «заметками о жизни и творчестве» поэта (В. Кожинов), рассказом о «страницах жизни» и его «поэтическом мире» (В. Оботуров), но, как правило, сосредоточивались на какой-то одной, хотя и очень существенной грани, проблеме его творчества и дарования, к примеру народности и символике (В. Бараков), вопросах жанра и стиля (И. Ефремова), традициях и новаторстве, преломившихся в звуковой организации стиха (Е. Иванова).
В этой связи, очевидно, что в основании сложного и целостного, многомерного поэтического мира Рубцова лежат не только стихии света и ветра, о которых писали В. Дементьев, М. Лобанов, В. Кожинов, не только сам по себе образ пути-дороги, судьбы поэта и родины, что подчеркнул Ю. Селезнев, но, быть может, прежде всего, по-своему претворенные и воплощенные в его творчестве, находящиеся в вечном движении, обновлении, непокоен изначальные первоосновы бытия: земля, вода, воздух (ветер), огонь (свет).

Становление таланта

Осенью 1955 года Николая призвали на военную службу. Четыре года он служил на эскадренном миноносце Северного флота в звании матроса, старшего матроса, а к концу службы — старшины второй статьи. Видимо, теперь, наконец-то, сбылась его романтическая, из детства, и связанная с морем мечта, о которой он не раз вспоминал в стихотворениях, в частности, в одном из них под характерным названием — "Начало любви":
Помню ясно,
Как вечером летним
Шел моряк по деревне —
и вот
Первый раз мы увидели ленту
С гордой надписью
«Северный флот».
......
Среди шумной ватаги ребячьей,
Будто с нами знакомый давно,
Он про море рассказывать начал,
У колодца присев на бревно.
Он был весел и прост в разговоре,
Руку нам протянул: «Ну, пока!»
...Я влюбился в далекое море,
Первый раз, повстречав моряка!
Служба на боевом корабле с ее суровыми буднями стала для Николая настоящей школой жизни, важным этапом проверки себя, мужания и становления характера. Но это же время было и существенной вехой в формировании его духовного мира, тем более что оно совпало с временем "оттепельных&quo ; надежд, возросшего интереса к литературе, поэзии, творчеству крупнейших поэтов XX века: Александра Блока, Сергея Есенина и других. "Морская романтика", отразившаяся во многих тогдашних стихах Рубцова, по мере приближения срока демобилизации заметно уступала место другим, более стойким жизненным впечатлениям, привязанностям и ориентирам.
Эта тяга домой, к истокам, на "малую родину", в "страну детства", еще нескоро смогла реализоваться. Осенью 1959 года Николай демобилизовался и начал работать на Кировском заводе в Ленинграде — сначала кочегаром, затем слесарем и ших-товшиком. В это время он учится в вечерней школе, занимается в литературном объединении "Нарвская застава", знакомится с молодыми ленинградскими поэтами: Глебом Горбовским, Виктором Кривулиным, Константином Кузьминским, Александром Кушнером, Борисом Тайгиным, Эдуардом Шнейдерманом и др.
Ранний этап литературно-поэтиче ких занятий отмечен, прежде всего, поисками себя. Это было еще во многом время ученичества, связанного с обращением к самому разному художественному опыту и традициям. За небольшим исключением выходившее из-под пера Рубцова не выделялось из общего стихотворного потока тех лет — поры массового увлечения стихами, эстрадного поэтического "бума", возникшего в условиях хрущевской "оттепели"
В эту пору, во второй половине 50-х — начале 60-х годов, Рубцов начинает печататься в газетах "На страже Заполярья" и "Трудовая слава", в коллективных сборниках и альманахах "На страже Родины любимой" (1958), "Полярное сияние" (1959), "Первая плавка" (1961), "И снова зовет вдохновенье" (1962) и др. Одно из опубликованных во флотской газете стихотворений — "Отпускное" — уже с первых строк воспроизводит образный ряд, мелодику и интонацию написанных ранее задушевных "Деревенских ночей" (1953) и одновременно несет следы казенной риторики, усугубляющейся тем, что речь в нем идет от лица условного лирического "я", которое трудно соотнести с судьбой и личностью самого поэта:
Над вокзалом — ранних звезд мерцанье.
В сердце — чувств невысказанных рой.
До свиданья, Север!
До свиданья,
Край снегов и славы боевой!
......
Еду, еду в отпуск в Подмосковье!
И в родном селении опять
Скоро, переполненный любовью,
Обниму взволнованную мать.
Совсем в иной тональности и освещении предстает умиротворенная морская стихия в стихотворении, где смена времен года, дня и ночи передана в образах-олицетворениях, несущих в себе идею обновления природы, торжества ее животворящих начал, а само море, смирив свой буйный нрав, выступает нежным и ласковым одушевленным существом:
Вьюги в скалах отзвучали.
Воздух светом затопив,
Солнце брызнуло лучами
На ликующий залив!
......
Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котенок,
Все скребется о причал...
Конечно, среди стихов, связанных с "Морской службой", можно найти немало "производственно quot;-описательных ("В дозоре", "Возвращение из рейса", "Учебная атака", "На вахте") и официально-риторичес их ("Матросская слава", "Сердце героя"). Несомненной данью официозу звучат буквально сошедшие с агитплакатов из комнаты политического просвещения казенные строки: "Зари коммунизма взлет / Все пламенней над страной. / И нынче на страже мира / Нас образ отцов ведет".
Некоторые стихи Рубцова, относящиеся к 1957—1962 годам, непосредственно связаны с особенно ранившими его переживаниями: разлукой и любовной драмой. Первое из них, озаглавленное "После разлуки" (1957), с посвящением "Т.С." (Тае Смирновой), исполнено такой горечи от измены любимой, от нарушения ею обещания вечной любви, что он готов обрушить на нее самые страшные проклятья: "Мне клятвенных слов не надо!.. / Все ясно... / Три года тебе, подлюге, / Письма писал напрасно!"
И как отголосок этого бурного всплеска эмоций, как свидетельство того, что боль не утихла, как воспоминание о любимой, не дождавшейся его и поспешившей выйти замуж, появляется через пять лет, в 1962 году, сразу несколько стихотворений: "Повесть о первой любви", "Соловьи" "Пора любви среди полей...", где столь близкая его сердцу тема решается уже гораздо мудрее и просветленнее: "А любовь не вернуть, / как нельзя отыскать / Отвихрившийся след корабля!"
В период отрочества и юности Рубцов проходит стремительную эволюцию от первых стихотворных опытов к зрелым и самобытным произведениям 60-х годов. Об этом хорошо сказал исследователь его творчества и автор книг о нем Василий Оботуров: "От деревенского детства Николай Рубцов ушел к широким океанским просторам, в тесноту городов с пестротой их быта, чтобы снова вернуться к русской деревне и оттуда увидеть, с учетом всего своего опыта, весь мир и человека в нем".

Годы поэтической зрелости

В январе 1962 года Рубцов, который к тому времени уже занимался в литературном объединении при Союзе писателей, принял участие в вечере молодых поэтов в ленинградском Доме писателей и с большим успехом читал свои стихи. В июне того же года он экстерном заканчивает среднюю школу. Летом готовит и выпускает тиражом 6 машинописных экземпляров первую книжку "Волны и скалы", включившую 38 стихотворений, поделенных на циклы "Салют морю", "Долина детства", "Репортаж" , "Звукописные миниатюры" и др.
По словам Бориса Тайгина, помогавшего Рубцову в составлении и оформлении этого по сути рукописного авторского издания, сам поэт объяснял ее название так: «"волны" означают волны жизни, а "скалы" — различные препятствия, на которые человек натыкается во время своего жизненного пути».
В воспоминаниях Тайгина есть интересное свидетельство о том, что уже в ту пору Рубцов глубоко понимал важность построения книги стихов как единого целого, а не случайно собранных под одну обложку стихотворений. "Пойми, — говорил он, — ведь это же будет не просто подшивка стихов. Это же будет книга — единый смысловой организм, и он должен быть живой! Каждый стих в книге должен быть до предела отточен, и должен в книге быть на своем определенном месте. Надо сделать такую книжку, чтобы мне никогда и нигде не было стыдно за написанное мной!"
Эта книга, куда, действительно, вошли лучшие из написанных к тому времени стихотворений Рубцова, сыграла важную роль в его творческой судьбе. Вместе с необходимыми документами она была представлена им в приемную комиссию Литературного института им. М. Горького. В июле 1962 года он был допущен к экзаменам и с начала учебного года стал студентом этого вуза. Начинается новый период его жизни и творчества.
Учеба в Литературном институте, расширившийся круг общения в среде молодых поэтов и критиков (а в их число входили Владимир Соколов, Станислав Куняев, Анатолий Передреев, Вадим Кожинов, Борис Примеров, Игорь Шкляревский и др.) во многом способствовали возмужанию и зрелости Рубцова как художника. Поначалу он успешно сдавал зачеты и экзамены, руководитель творческого семинара поэт Н.Н. Сидоренко характеризовал его с наилучшей стороны, большие подборки его стихов были приняты к печати в журналах "Юность", "Молодая гвардия" и "Октябрь".
Однако литинститутская атмосфера тех лет не всегда благоприятно сказывалась на душевном настрое и поведении Рубцова. Да и учеба его довольно скоро перестала носить систематический характер. Осенью 1963 года его лишили стипендии "за пропуски занятий по неуважительным причинам", а в декабре того же года чрезмерно жестким приказом исключили из института "с немедленным выселением из общежития".
Поводом для такого приказа послужил инцидент в Центральном Доме литераторов, расцененный институтским руководством как "хулиганский поступок, порочащий весь коллектив студентов Литинститута". Правда, вскоре состоялся товарищеский суд, обратившийся в ректорат с предложением ограничиться по отношению к провинившемуся строгим административным взысканием, и Рубцов был восстановлен в числе студентов.
Однако в июне 1964 года в ресторане Дома литераторов вновь произошел инцидент, охарактеризованный администрацией и дирекцией в докладной записке и письме по этому поводу как учиненный Рубцовым "пьяный дебош", в результате чего "за систематическое появление в нетрезвом виде в ЦДЛ и недостойное поведение" он был исключен из числа студентов очного отделения. В январе 1965 года ему удалось восстановиться на заочном отделении. Закончил он институт лишь в 1969 году.
Лето и осень 1964 года Рубцов провел на родине, в селе Никольском. Поначалу он в полной мере ощутил целительную силу и благотворность своего возвращения на родную землю, в края, где прошли его детские и отчасти юношеские годы. Уже в одном из первых писем оттуда своему вологодскому другу С. Багрову он пишет: "Я снова в своей Николе <...> Живу я здесь уже месяц. Погода, на мой взгляд, великолепная, ягод в лесу полно — так что я не унываю".
К 1963—1964 годам относится попытка Рубцова устроить личную и семейную жизнь со своей сверстницей, знакомой еще по детдомовским временам, — Генриеттой Михайловной Меньшиковой. В апреле 1963 года у них родилась дочь Лена. Но отношения с женой и ее матерью не сложились, что привело к разрыву. Все это порождало в душе поэта острую душевную боль, находящую выражение в проникновенных стихах. И, быть может, первым из таких стихотворений надо назвать "Прощальную песню" (1965), которую, по свидетельству В. Кожинова, поэт с покоряющей задушевностью пел на собственный мотив.

Поэтическое наследство

Поэтическое наследство, оставленное Рубцовым, невелико: оно умещается в одном томе, хотя очевидно, что в него вошло не все написанное, точнее созданное, им. Вот характерные слова поэта из письма Сергею Викулову: «Все последние дни занимаюсь тем, что пишу повесть (впервые взялся за прозу), а также стихи, вернее, не пишу, а складываю в голове. Вообще я никогда не использую ручку и чернила и не имею их. Даже не все чистовики отпечатываю на машинке — так что умру, наверное, с целым сборником, да и большим, стихов, "напечатанных&qu t; или "записанных" только в моей беспорядочной голове».
Но рукописи у Рубцова все же были, часть из них оказалась безвозвратно утраченной во время его скитаний. Так, в материалах В. Каркавцева тоже упоминается повесть, над которой Рубцов работал в Никольском в 1964 году, однако, пишет журналист: «Никто эту вещь, навеянную морскими воспоминаниями, "живьем" так и не видел: рукопись лежала в чемодане, который у поэта однажды украли».
Несомненно, многое оказалось утраченным еще и в силу того, что Рубцов довольно безразлично относился к собственным рукописям, не старался сохранять автографы стихов. Немало творческих планов и замыслов, которыми он делился с друзьями, остались нереализованными. Об этом вспоминает Нинель Старичкова
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.