На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные критерии и типы политической культуры. Политические субкультуры

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение
 высшего  профессионального образования
«Санкт-Петербургский  государственный
инженерно-экономический  университет» 

Кафедра истории и политологии 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине 

ПОЛИТОЛОГИЯ 
 

     Тема: «Основные критерии и типы политической культуры. Политические субкультуры»
      Выполнила: __________________

    студент ___  курса ______ спец. ______

                                                                         (срок обучения) 

    группа_____________ № зачет. книжки  ______ 

     Подпись: _____________________________________                                                                                                               

     Преподаватель: _______________________________
(Фамилия  И.О.)
     Должность:  ___________________________________
уч. степень, уч. звание
     Оценка: _____________Дата _____________________ 

    Подпись: _____________________________________                                                                      
    Санкт-Петербург
2011г 
 

   СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 2
Понятие политической культуры. 4
Политическая культура: функции 5
Типы политической культуры общества. 7
Роль традиций в формировании политической культуры. 11
Основные критерии политической культуры 13
Политические субкультуры 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Последние три десятилетия проблематика политической культуры не сходит со страниц общественно-политических журналов, книг, брошюр, монографий. Проблематика политической культуры сегодня актуальна  как в теоретическом, так и  в практическом плане, она является наиболее распространенной темой политических бесед, споров, размышлений, исследований, находится в фокусе парламентских  дебатов, деятельности других политических организаций.
     В условиях построения демократического общества резко возрастает общественная значимость таких качеств личности, как умение мыслить самостоятельно, творчески участвовать в общественно-политической деятельности, умение ориентироваться в неординарной политической ситуации, принимать правильные политические решения, гибко перестраивать свое поведение при сохранении принципиальных ориентаций.
     Термин "политическая культура" введен в  научный оборот немецким философом-просветителем  XVIII века Иоганном Гердером. Однако сам феномен политической культуры подвергался изучению и анализу уже в работах Аристотеля, Платона и других мыслителей античности.
     В систему политологической терминологии понятие "политическая культура" введено американскими политологами Г.Алмондом и С. Вербой в начале 60-х годов. Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой, началом государственности.

 Понятие политической культуры.

 
     Американские  политологи Дж. Оллмонд и Дж. Лоувелл определяют политическую культуру общества как «совокупность индивидуальных установок и ориентации участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение»1. В этом определении главное внимание сосредоточено на субъективной стороне, игнорируется объективность политической культуры.
     Польский  политолог Б. Вятр считает, что политическая культура - это «совокупность установок, ценностей, поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами». Ракурс у него практически тот же, что и у американских политологов.
     В российской политологии утверждается мнение, что политическая культура - это разновидность общей человеческой культуры, атрибут всех субъектов политических отношений, выражающий диалектическое единство культуры и политики.
     Политическая  культура - это «совокупность политических знаний, ценностных ориентации, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую деятельность»2.
     При всех плюсах и минусах этих определений  общее в них все же обнаруживается: это та или иная степень цивилизованности общества и личности, их способность  принять некие правила политического поведения и действия. Политическая культура выступает как подсистема в глобальной системе всей культуры общества, и ее нельзя ограничивать лишь сферой субъективных установок и убеждений, а тем более – только осознанных.
     Для понимания значения и роли политической культуры важно учитывать специфическую  диалектику культуры, заключающуюся  в противоречивом единстве творчества (создания нового) и стереотипности (сохранении достигнутого). Разрывы этих двух аспектов культуры чреваты серьезными потерями: искажением культурного процесса, попытками оторвать обновление от его исторических оснований или, наоборот, отношением к любой новации как антикультуре.
     Существуют  глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие культуры в значительной степени зависит от политики.
     Политическая  культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности.

Политическая  культура: функции

 
     Политическая  культура выполняет в обществе определенные функции:
      теоретико-познавательную;
      удовлетворение политических потребностей;
      интегративную;
      коммуникативную;
      воспитательную3.
     Теоретико-познавательная функция заключается в полном и конкретном познании тех или  иных сторон политической жизни общества, в понимании ее как целостного явления. Это накапливание политических знаний, систематизация их, вооружение ими граждан общества.
     Функция удовлетворения политических потребностей. Эта функция связана с ростом значения политики как социального  феномена. Если в начале нашего века политике отводилась роль «ночного сторожа» свободы индивида, то сейчас ни один человек не может чувствовать  себя свободным от политики. Политика — необходимость и потребность  современного человека, поскольку она  является указателем и ограничителем  его многообразных действий. Это  способствует формированию потребностей людей не только в политических убеждениях и оценках, но часто и в политической активности, в формах участия, кажущихся  человеку наиболее предпочтительными. Для современного общества в целом  характерен чрезмерно высокий интерес  к политике.
     Воспитательная  функция заключается в формировании политического сознания граждан: политических ценностей, чувств, испытываемых к властям, правительству, политической системе  в целом, оценок, суждений, мнений о  политике и др. Она включает закрепление  и передачу из поколения в поколение  политических норм, ценностей, установок.
     Коммуникативная функция. Совместное участие людей  в политическом процессе способствует их общению, а, следовательно, взаимопониманию. Оно предполагает наличие определенной взаимозависимости людей, которая  должна основываться на контактах между  ними и на осознанной общности в  политических взглядах и убеждениях. Условием реализации этой функции является такое положение, когда люди участвуют  в политическом процессе и при  этом чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии.
     Интегративная функция политической культуры прямо  следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов общественной системы, повышению уровня ее целостности и организованности. Она содействует упорядочению отношений между индивидами, политическими партиями, государством и пр.
     В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах  некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммутикативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

Типы  политической культуры общества.

 
     Содержание  политической культуры в огромной степени  зависит от исторического развития и меняется в ходе политических перемен. В связи в этим в политологии и рассматриваются различные типы политической культуры. Чаще всего для анализа и сравнения политических культур используется типология, предложенная американцами Г. Алмондом и С. Вербой в 1964 году4. Они выделяют три основных типа политической культуры:
     1.   Патриархальную, основным признаком которой служит отсутствие в обществе интереса к политической жизни, политической системе в целом.
     2.   Подданническую,            характеризующуюся            сильной ориентацией на политическую  систему, но слабым участием  в ее функционировании.
     3. Активистскую, сущностной чертой которой является заинтересованное участие в политической деятельности.
     В современном обществе функционируют  и взаимодействуют подданническая и активистская политические культуры.
     Достоинством  подданнического типа политической культуры является ее способность мобилизовывать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые  или надуманные преобразования. Это достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.
     Необходимым компонентом этого типа политической культуры является жесткая централизация управления, келейность процессов принятия политических решений. Происходит постепенное истощение, деградация инициативы, укореняется болезнь вечного ожидания благ сверху.
     В активистской политической культуре основным источником политического действия является человек, а критерием его  оценки -активно-творческая деятельность. Важнейшая черта данного типа политической культуры заключается в том, что здесь циркулируют представления об автономии интересов личности и государства. Такое представление предполагает, что соединение общественного и частного интереса может происходить на основе существующей иерархии интересов, а не на путях их противопоставления, неизбежно ведущего к росту социальной напряженности и политическим конфликтам.
     Смена типов политической культуры не происходит мгновенно, она требует длительного времени, своеобразного переходного периода.
     Чертами переходной политической культуры являются многообразие политических ориентации, быстрая смена политических предпочтений, вспышки экстремизма, использование средств политического воздействия типа забастовок, голодовок, митингов, демонстраций и других форм силового и эмоционального давления на власти. В свою очередь власти в этот период идут на использование юридических и административных мер там, где можно было бы добиться нужного результата политическими средствами. На характер, содержание и специфику политической культуры значительное воздействие оказывают региональные и исторические особенности страны.
     Это выражается в свойственном данной модели сочетании, взаимодействии ее основных компонентов, в приоритете одних  ценностей над другими.
     Для Японии характерно, что здесь персональная лояльность значит для человека больше, чем лояльность к какой-либо организации  или политической программе. Дли  узбекской политической культуры характерно сочетание двух основных моделей поведения: с ориентацией на местные обычаи и нормы в сельской местности и на современные стандарты поведения в городских поселениях.
     Известны  различия в предпочтениях американцев  и европейцев: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% - равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими двумя важнейшими ценностями.
     Российская  политическая культура продолжает оставаться на довольно низком уровне, ее носители во многих случаях не владеют навыками решительного влияния на политику, впадают в апатию или истерию  на поворотах исторической судьбы.
     "Политическая  невоспитанность россиян сказывается,  между прочим, в неумении искать  точных доказательств по спорным  и важным историческим вопросам, в наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам заинтересованных лиц"5, - писал В.И.Ленин. Эти слова остаются актуальными и для нашего времени.
     Решающее  значение для определения любого типа политической культуры имеет оценка тех элементов политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим  и будущим политики. Оптимальным является такой подход, когда они рассматриваются взаимосвязано, в комплексе. Абсолютизация прошлого исторического опыта делает ведущим элементом политической системы ритуал, политика превращается в систему регламентированных действий, не всегда даже ясных для основной массы людей. Политические действия в такой ситуации практически никак не влияют на развитие событий. Но и отрыв от прошлого негативен, он оборачивается историческим нигилизмом, отрицанием исторического опыта, а то и его очернением. Существует несомненное совпадение отчуждения от истории в прошлом и от политики в настоящем. Оно заключается в том, что человек начинает относиться и к истории, и к политике как миру хаоса, полной их зависимости от произвола и случайности. А отсюда исходит потеря жизненного смысла, рождается апатия, аполитичность или бессмысленный бунт.
     В отношении связи настоящего и  будущего в современной политической культуре медленно утверждается тенденция  к преодолению противостояния, жесткого разрыва между ними. Различного рода политические программы, прогнозы становятся более реалистичными, они исходят не только из критики настоящего, но и признания его ценности, необходимости проводить новации на основе достигнутого. Нельзя двигаться вперед, не учитывая всего положительного, что было достигнуто и при капитализме, и при социализме, и в период неудачного реформирования постсоветской России.
     Политическая  культура как многогранное явление  включает в себя следующие элементы:
    наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах;
    умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям, движениям и отдельным личностям; способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную позицию и волю, как в сфере политической борьбы, так и политического компромисса, консенсуса;
    умение управлять эмоциональной стороной политических действий,  взвешенно  и  трезво   оценивать  как  действия оппонентов, так и свои собственные. Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в этом значении они влияют на состояние всей политической системы или положительно, или отрицательно, что и позволяет утверждать, что политическая культура является составным элементом политической системы.
     Роль  политической культуры в совершенствовании  политической системы можно представить в следующих тезисах:
    в длительные исторические периоды политическая культура модифицирует политическую систему;
    реально функционирующая в данном обществе политическая система отражает в себе историю его политической культуры;
    политическая культура относительно самостоятельна в своем функционировании, хотя и является подсистемой политической системы.
     Уровень политической культуры в значительной степени зависит от состояния и характера общей культуры. Особое значение в этом отношении приобретают традиции народа.

Роль  традиций в формировании политической культуры.

 
     Политическая  культура любой страны во многом определяется ее историческими традициями. К сожалению, анализу этих традиций в нашей  стране, их осмыслению при формировании политической культуры не придается  должного значения.
     Какие традиции характерны для российской действительности?
     Это, во-первых, традиция политического  централизма. Он был присущ и светской, и церковной власти и во многом был обусловлен борьбой против раздробленности, за независимость Российского государства. Приверженность к централизму приводила к тому, что каждая эпоха увеличивала бюрократизацию государства.
     Во-вторых, готовность к сплочению и консолидации в переломные, кризисные эпохи, историческая выдержка и стойкость. «Вне идеи преемственности  это качество попадает под отрицательную  рубрику "рабской психологии", поддерживавшей тоталитаризм. Именно эта черта народного характера может оказаться важным преимуществом в самый трудный период осуществления реформирования нашего общества»6.
     В-третьих, в России отсутствовала действенная  политическая преемственность у  тех кругов, которые приходили  к власти. Каждая политическая власть начинала утверждать себя с отрицания  прошлого политического опыта, развенчивая  предыдущие политические правления. Не стал исключением для России и  XX век (Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев).
     В-четвертых, для России революционные преобразования всегда считались предпочтительнее эволюционных, реформаторских. Пожалуй, нет ни одной страны, где было бы столько бунтов, гражданских войн, революций и т.д.
     В-пятых, исходя из революционности, ориентация на быстрые, благоприятные перемены в обществе. Данная традиция хорошо отображена в русском фольклоре (по щучьему веленью и т.д.). Идея большого скачка, начиная от Петра I, не покидает ни декабристов, ни народников, ни большевиков.
     В-шестых, слабый уровень демократизации, самозазнайство, игнорирование опыта других стран.
     Мы  не учимся на чужих ошибках, не используем тот опыт, который уже доказал  свою эффективность (на Западе говорят: опыт - это самое дешевое капиталовложение). Более того, игнорируем не только опыт, но и законы, проявляем правовой нигилизм, под маской демократии начинаем исповедовать философию вседозволенности. В современных условиях, пожалуй, трудно найти такую страну, где бы допускался такой разрыв между правами и обязанностями.
     В-седьмых, широчайший разброс политических крайностей - от монархизма до анархизма, что крайне затрудняет достижение политического  консенсуса.
     Следует всегда иметь в виду, что традиции - это вековой политический опыт. Их игнорирование всегда ведет к  негативным последствиям, что наблюдается в современной политической жизни.

Основные критерии политической культуры

 
 
     Политическая  культура любой общности формируется  под воздействием разнообразных  факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры. В основе типологии политической культуры лежат  те или иные критерии. Приведем основные.
     По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру. 

Интегрированная политическая культура Фрагментарная политическая культура
      Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем конфликтного и политического насилия;
      преобладание гражданских процедур в разрешении конфликтов;
      лояльность по отношению к существующему политическому режиму
Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества;
расхождение в вопросах понимания власти;
социальная разобщенность;
отсутствие доверия между отдельными группами;
отсутствие лояльности к государственным структурам;
высокая степень конфликтности;
применение насилия;
нестабильность правительств
 
     Особое  влияние на формирование интегрированного типа политической культуры оказывают  экономические факторы. Политическая стабильность поддерживается: высоким  уровнем материального благосостояния; развитой системой социальной защиты; многочисленным средним классом, который  и выступает социальной основой  политической стабильности. Примером этого типа политической культуры может  служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо; благосостояние и стабильность в политическом процессе; широкое участие граждан в политической жизни; представительность органов власти; традиции; представление о своей стране как мировой державе, социальном государстве; высокий уровень экономического развития, высокий доход на душу населения; почти полная грамотность.
     Примером  «фрагментарной» политической культуры является Италия. На ее фрагментарность  оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время  и различия региональных политических субкультур северных и южных областей.
     По базовым ценностям, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:
     культура высокой гражданственности – базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;
     элитарная политическая культура – для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;
     архаическая политическая культура – главная ценность носителей данного типа культуры – интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.
     По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:
     подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;
     гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.
     Одним из критериев типологизации политических культур является ориентация общества не те или иные регулятивные механизмы. История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:
     рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика – разновидность бизнеса; политик – товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель – частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;
     бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.