Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фонд социальной защиты населения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Год: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и финансового менеджмента










КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория финансов
на тему: Фонд социальной защиты населения







Студентка
ФФБД, 4-й курс, ДФК-1 А.М. Кулинич


Руководитель
канд. экон. наук,
доцент Н.С. Антонович




МИНСК 2010
РЕФЕРАТ


Курсовая работа: 33 с., 3 рис., 6 табл., 27 источников, 2 прил.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ДОБОВОЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Объект исследования – социальное страхование в Республике Беларусь.
Предмет исследования – деятельность Фонда социальной защиты населения, его формирование и распределение.
Цель работы: рассмотреть и проанализировать деятельность Фонда социальной защиты населения, определить средства, которые его образуют, и их распределение, выявить проблемы назначения и выплат пособий населению в современных условиях.
Методы исследования: сравнения, анализа и синтеза.
В процессе работы проведены исследования по изучению нормативно-правовой базы, связанной с организацией социального страхования, функционированием Фонда социальной защиты населения, порядком назначения и выплатой пособий
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитическ й материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………...4
    Экономическая сущность социального страхования и принципы его проведения………………..6
    Фонд социальной защиты населения, его формирование и использование………………...11
    Вопросы совершенствования выплат пособий населению Республики Беларусь……………….19
Заключение……………….26
Список использованных источников………. ……….……28
Приложение А Бюджет Фонда социальной защиты населения………31
Приложение Б Размеры пособий и основные показатели за 2009-2010 годы………...………………..…33

















ВВЕДЕНИЕ

Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально-экономичес ие отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками. Любое государство заинтересовано в том, чтобы в обществе не происходили социальные потрясения, а развитие страны шло стабильно и планомерно. В результате чего необходимо обращение к социальной защите населения, а именно к социальному страхованию.
Система социального страхования – один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утрате трудоспособности, потере кормильца, безработицы.
Истоки социального страхования тесным образом связаны с движением рабочих за создание материальных условий на случай болезни, безработицы, несчастья во время работы. Первоначальными формами социального страхования были кассы и общества взаимопомощи, а законодательная база и наиболее совершенная структура социального страхования были разработаны в Германии в 1883-1889 гг.
Необходимость социального страхования для руководства практически всех стран мира очевидна. Рыночная экономика предполагает, что каждый человек должен сам зарабатывать себе на жизни и думать о своем будущем. Но это касается тех людей, которые в конкретный момент времени в состоянии обеспечить себя работой, оплатить в случае необходимости медицинское облуживание и т.д.
Тема социального страхования является актуальной и современной, так как наличие системы социальной страхования населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности. Также является целесообразным и необходимым рассмотрение деятельности Фонда социальной защиты населения, который является основным институтом формирования и использования средств для обеспечения социальной защищенности граждан. Важно рассмотреть основные направления расходования средств Фонда, их проблемы и недостатки. Так как эффективная и надежная система выплат пособий и пенсий населению является гарантией повышения его жизненного уровня. Причем в период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной проблемой.
Также считаю необходимым обращение к опыту зарубежных стран. Изучение опыта других стран в сфере государственного социального страхования должно способствовать тому, чтобы в Республике Беларусь будет проводится такая политика в области социального страхования, которая доказала уже свою состоятельность и общественную полезность и отвергались те решения, которые могут негативно сказаться на общественной жизни страны.
Объектом исследования данной работы является социальное страхование в Республике Беларусь.
Предметом исследования данной работы является анализ деятельности Фонда социальной защиты населения, его функции, порядок формирования и распределения.
Целью данной работы является исследовать нынешнее состояние Фонда социальной защиты населения, выявить основные проблемы формирования и использования Фонда и дать рекомендации по устранения сложившихся проблем. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
    рассмотреть государственное социальное страхование с теоретической точки зрения, выявить его необходимость;
    рассмотреть основы деятельности Фонда социальной защиты населения, определить средства его формирования и использования;
    выявить проблемы и недостатки выплат пособий населению из Фонда социальной защиты населения, а также определить пути их совершенствования.

Методами исследования являются методы сравнения, анализа и синтеза.
Для написания курсовой работы в основном была использована периодическая литература белорусских изданий, статистические данные, нормативно-правовые документы, определяющие деятельность Фонда социальной защиты населения, официальные сайты Министерств Республики Беларусь, а также научная и учебная литература по теме социальное страхование.










1 Экономическая сущность социального страхования и принципы его проведения

Одним из элементов социальной политики рыночных экономик является социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.
Социальное страхование (как правовая, организационная и финансовая система), оформившееся в конце 90-х годов ХIХ в. в Германии, продемонстрировало свою высокую результативность и впоследствии получило широкое распространение в Западной Европе, а после Второй мировой войны - и в большинстве стран на других континентах.
Система социального страхования – один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утрате трудоспособности, потере кормильца, безработицы.
Характерной чертой социального страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимосвязь между взносами и объемом социальных услуг.
Социальное страхование – это финансирование социальных выплат за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих [21, с.85].
Социальное страхование представляет собой не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой. Как часть системы финансов социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения.
В организационном отношении социальное страхование представляет собой систему финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущербов от действия социальных рисков. В этом качестве социальное страхование характеризуется определенными формами организации фондов и их взаимодействием со страхователями, застрахованными и органами государственной власти.
Социальному страхованию присущи следующие признаки:
    страховые взносы представляют собой обязательный платеж:
1) из фонда оплаты труда работодателей;
2) заработной платы работников;
3) суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей;
    страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;
    страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уплаченным суммам – в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты;
    привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы;
    временно свободные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов [22, с.213].
Организация социального страхования базируется на следующих принципах:
    всеобщность (полный охват заинтересованных в социальном обеспечении лиц (застрахованных, работодателей, третьих лиц, которые имеют интересы в защите материальных благ застрахованных), обязательность уплаты страховых взносов всеми страхователями при обязательном страховании);
    солидарность (распределение ущерба от реализации социального страхового риска на страхователей и застрахованных при обязательном страховании);
    возмездность (возможность получить страховое обеспечение в обмен на уплаченные страховые взносы при обязательном и добровольном страховании, а также возможность возврата уплаченных страховых взносов при добровольном страховании без наступления страхового случая);
    универсальность;
    комплексность;
    самоуправление;
    гарантированность пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством;
    равенство граждан в праве на социальное страхование;
    дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и других выплат [20, с.32].
В странах с рыночной экономикой выделяют также принцип самоокупаемости.
В мировой практике принципы функционирования социального страхования в целом совпадают с принципами страхования экономического. В этом заключается одна из причин значительных достижений системы социального обеспечения западных стран, где социальное обеспечение строится из двух финансово независимых подсистем: непосредственного социального страхования и материальной помощи из государственного бюджета.
Функции социального страхования и его содержание органически взаимосвязаны:
1) Формирование специализированных страховых фондов денежных средств. Эта функция основана на привлечении страховых взносов как платы за страховую защиту от социально-экономичес их рисков, которую предоставляют страховщики. Фонды могут формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство призвано регулировать размеры этих фондов в зависимости от экономической и социальной обстановки в стране.
2) Сбережение и накопление денежных средств. Эта функция вытекает из предыдущей функции: сбережение и накопление денежных средств осуществляется через формирование страховых фондов страховщиками и размещения этих средств в активы, определенные законом или внутренними нормативно-правовыми актами страховщика.
3) Материальное обеспечение граждан. Если рассматривать социальное страхование с экономических позиций, то право на материальное обеспечение при реализации страхового социального риска или при иных обстоятельствах, имеют только те граждане, которые лично или опосредованно через работодателей и государство участвовали в формировании страховых фондов. При обязательном социальном страховании размер материального обеспечения устанавливается законодательно, при добровольном – договором страхования. Однако и в первом, и во втором случае порядок заключения договора и последующего материального обеспечения регулируется государством.
4) Предупреждение и профилактика страхового случая, минимизация материальных последствий реализации социального страхового риска. Данная функция происходит из необходимости сбережения и накопления средств страховых фондов через комплекс мероприятий по недопущению или уменьшению последствий наступления социальных страховых рисков.
Содержание этой функции можно трактовать двояко: с одной стороны, для уменьшения материального обеспечение нужно лишь сократить количество нуждающихся путем исключения из социального страхования отдельных категорий застрахованных. С другой стороны, необходимо помнить, что расширение круга застрахованных, а значит, защищенных лиц расширяет финансовую базу страховщика и позволяет проводить профилактические и предупредительные мероприятия, которые, в свою очередь, снижают материальную тяжесть социального страхования.
5) Контрольная функция. Внутри страховых фондов эта функция осуществляется контрольно-ревизионны и органами, вне его – контролирующими государственными органами [20, с.33].
Система социального страхования подразделяется на 2 формы:
    обязательное социальное страхование;
    добровольное социальное страхование.
Обязательное социальное страхование – это, отношения, основанные на требованиях закона, по защите интересов граждан при реализации законодательно определенных социальных рисков [20, с.34].
Добровольное социальное страхование – это основанные на свободном волеизъявлении отношения между страховщиком и страхователем по защите имущественных интересов граждан с целью обеспечения благосостояния при наступлении определенных страховых случаев [20, с.34].
Выделяют также 3 следующих вида социального страхования:
    накопительное (страхуемые при утрате заработка получают компенсацию, размер которой зависит от периода уплаты страховых взносов и размера заработной платы);
    солидарное (работающий содержит нетрудоспособного);
    смешанное.
Система социального страхования может быть как государственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств.
Процесс формирования фондов социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования фондов социального страхования опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах.
Вместе с тем эти распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования, проявляющейся в наличии первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций. Вторичное - проявляется при поступлении в фонд социальной защиты населения и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников. Определенная часть национального дохода проявляется через отношения по поводу формирования и использования Фонда социальной защиты населения и реализуется в сфере социального обеспечения для поддержки на случай болезни, полной потери трудоспособности, неудовлетворительног материального положения неполных и многодетных семей.
В Республике Беларусь по государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:
    пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет;
    пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
    пособиями:
      по болезни и временной нетрудоспособности;
      беременности и родам;
      безработице;
      в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста;
      на погребение;
4) выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением.
Негосударственное социальное страхование осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями. Граждане и наниматели могут за счет собственных средств заключать договоры дополнительного социального страхования, в которых определяются условия, размеры и порядок страховых взносов и получения выплат. Государство в этом случае не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховых организаций.
В Западной Европе в рамках системы социального страхования страхуются следующие виды рисков: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, безработица, несчастный случай на производстве. Исходя из этого, система социального обеспечения подразделяется на направления: 1) страхование медицинское; 2) страхование по старости, или пенсионное; 3) страхование от безработицы; 4) страхование от несчастных случаев; 5) страхование по уходу за престарелыми и инвалидами.
В развитых странах социальное страхование поглощает 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП, в Росcии на долю государственных внебюджетных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП [2, с.251].
В Республике Беларусь система социального страхования в настоящее время представлена двумя фондами: Фонд социальной защиты населения и Государственный фонд содействия занятости.
Итак, социальное страхование представляет собой часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Характерной чертой социального страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимосвязь между взносами и объемом социальных услуг. В то же время социальное страхование представляет собой не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой.


2 Фонд социальной защиты населения: его формирование и использование

Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь представляет собой государственный внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения финансовых ресурсов государства, предприятий и населения и используется на финансирование не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей (материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям).
В настоящее время Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь относится к государственным внебюджетным страховым фондам и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства социальной защиты. Его денежные средства являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах в банках. Имущество закрепляется за Фондом социальной защиты населения на праве оперативного управления. В своей деятельности Фонд руководствуется актами законодательства Республики Беларусь.
Фонд социальной защиты населения был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. На базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. Он функционирует с 1993 г., являясь самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты. До 2003 г. Фонд социальной защиты оставался внебюджетным фондом. Затем в 2004 г. он был включен в состав бюджета. А с 1-го января 2010 года был вновь выведен из бюджета и вновь функционирует как самостоятельная организация.
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.
Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.
Чтобы лучше понять сущность Фонда социальной защиты населения, необходимо рассмотреть его функции, которые обеспечивают выполнение поставленных перед ним задач:
    методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;
    контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений фонда;
    координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;
    обеспечение капитализации средств фонда и привлечение добровольных и благотворительных взносов;
    совершенствование государственного социального страхования;
    организация информации по всем плательщиков;
    ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность;
    определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд [10, с.1].
Фонд и его территориальные органы имеют право:
    осуществлять постановку на учет плательщиков взносов;
    осуществлять контроль за поступлением взносов и целевым расходованием средств государственного социального страхования;
    взыскивать недоимки, пени, излишне выплаченные суммы профессиональных пенсий в случаях и порядке, установленных законодательством;
    выдавать обязательные для банков постановления о бесспорном взыскании недоимки и пеней со счетов плательщиков взносов и их дебиторов;
    производить проверки банков по вопросам своевременного зачисления и (или) перечисления взносов на счета территориальных органов;
    подавать в суд заявления об обращении взыскания на имущество должника для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщика денежных средств;
    реализовывать иные права в соответствии с функциями Фонда [10, с.1].
Рассмотрев выше понятие Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, его задачи и функции, необходимо остановиться на источниках его формирования, которые в свою очередь и позволяют выполнять фонду возложенные на него функции, исходя из целевой направленности. Средства Фонда социальной защиты населения образуются за счет:
    обязательных страховых взносов;
    взносов на профессиональное пенсионное страхование;
    ассигнований из республиканского бюджета;
    доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
    доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
    поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;
    сумм недоимок, пеней и административных штрафов;
    других поступлений [10, с.1].
Необходимо отметить, что основным источником средств Фонда являются обязательные страховые взносы. Их уплачивают разные категории плательщиков в неодинаковом размере. Такими плательщиками являются работодатели, работающие граждане и физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы.
Рассмотрим дифференциацию размеров страховых взносов для различных категорий плательщиков:
    - для работодателей – 28%;
    - для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, - 24%;
    - для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров – 5%;
    - для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха – 29%;
    - для работающих граждан – 1% [11, с.1].
Данные размеры обязательных страховых взносов были установлены с 1 января 2009 года. Причем нововведением было уменьшение на 1% (с 29 до 28%) размера обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. Уменьшен также с 30 до 29% размер страхового взноса для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы.
Не применяются условия об обязательной уплате минимальных сумм обязательных страховых взносов в отношении следующих лиц:
    выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
    осужденных к лишению свободы или находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ;
    работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях).
Средства Фонда имеют целевое назначение и направляются на:
    выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;
    за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет;
    ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;
    выплату профессиональных пенсий;
    выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);
    оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;
    выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
    финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;
    финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
    финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-техничес ого обеспечения;
    финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании [10, с.1].
Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.
В Законе «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения на 2010 год» доходы Фонда бюджета формируются за счет:
1) взносов на государственное социальное страхование:
- обязательные страховые взносы;
- взносы на профессиональное пенсионное страхование.
2) неналоговых доходов:
- процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными средствами;
- доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
- доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
- административных штрафов за нарушение законодательства о государственном социальном страховании;
- других поступлений.
Законом Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» установлено, что доходы внебюджетного фонда должны быть сформированы в размере почти 18 трлн. рублей. Основную долю доходов должны составлять взносы на государственное социальное страхование – 17, 6 трлн. рублей, из которых 17, 4 трлн. рублей формируется за счет обязательных страховых взносов и только почти 0,2 трлн. рублей за счет взносов на профессиональное пенсионное страхование. Неналоговые доходы в общем объеме доходов в 2010 году должны составлять 0, 4 трлн. рублей. Если рассматривать доходы Фонда социальной защиты населения за 2009 год, то они составили 16, 2 трлн. рублей. Доля доходов, приходящаяся на взносы на социальное страхование, составила 15, 6 трлн. рублей. Всю остальную часть составляют неналоговые доходы (Приложение А.1).
Расходы Фонда социальной защиты населения в 2010 году запланированы в размере 17, 8 трлн. рублей (Приложение А.2). Расходы бюджета сформированы в соответствии с приоритетными направлениями использования средств, а также некоторые статьи отражены в разрезе областей. Основным направлением расходования средств является выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь, пенсий военнослужащим срочной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий. Эти выплаты составляют 14 трлн. рублей. Вторым основным направлением использования средств бюджета является выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребение. В общем объеме расходов эти выплаты составляют 3 трлн. рублей.


















Рисунок 2.1 – Доходы Фонда социальной защиты населения за 1-е полугодие 2010 года, в %.
Примечание – Источник: [25, с.1].

Рисунок 2.2 – Расходы Фонда социальной защиты населения за 1-е полугодие 2010 года, в %
Примечание – Источник: [8, с.1].

Опыт зарубежных стран показывает, что для обеспечения высокой степени защиты трудоспособного населения от различных видов риска размер социальных фондов должен достигать 20-30% ВВП [1, с.22]. Например, в Нидерландах он составляет – 32,8% ВВП, в Бельгии – 20,6%, в Великобритании – 23,8%. Так, в Республике Беларусь в среднем данный показатель составляет 11-13% ВВП, что видно из таблицы 2.1. Таким образом, это значит, что в нашей стране Фонд социальной защиты населения формируется не в полной мере, как это необходимо по международным стандартам. Однако необходимо понимать, что повышение страховых тарифов для полного формирования Фонда приведет к увеличению страховой нагрузки, а это немыслимо в данной ситуации.

Таблица 2.1 – Отношение доходов Фонда социальной защиты населения к валовому внутреннему продукту, %

Примечание – Источник: собственная разработка.

Также необходимо отразить долю расходов Фонда в ВВП. Она также является невысокой – 10,0-10,8%, что означает недофинансирование социальных нужд населения.

Таблица 2.2 – Отношение расходов Фонда социальной защиты населения к валовому внутреннему продукту, %

Примечание – Источник: собственная разработка.

Разработанный Фондом на планируемый год бюджет рассматривается на правлении Фонда, направляется в Министерство финансов и утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Бюджет разрабатывается на год, с разбивкой по кварталам, в целом по Фонду и в разрезе областных и Минского городского управлений.
При подготовке бюджета в основу закладываются прогнозируемые макроэкономические показатели по данным Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда, Национального банка, статистические и отчетные данные, аналитические показатели.
Все годы существования Фонда его бюджет был сбалансированным, расходы покрывались доходами без дотационных вливаний со стороны государства. Вместе с тем, обеспечение поступления страховых взносов всегда было и остается серьезной проблемой. Имеет место постоянная просроченная задолженность страхователей перед Фондом, которая сегодня составляет 15% его месячной потребности Фонда. Возможность полного погашения этой задолженности в ближайшее время не просматривается. Более того, практикуется предоставление отсрочки по погашению задолженности, которая, правда, дается лишь при условии уплаты текущих платежей.
Действующим законодательством в республике установлена жесткая система санкций в виде пени и финансовых штрафов к страхователям и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения виновных к административной ответственности.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что Фонд социальной защиты населения представляет собой финансовый институт, который аккумулирует средства населения и выплачивает их в виде пособий и пенсий при наступлении страхового случая. Последним может быть рождение ребенка, потеря трудоспособности, потеря кормильца, старость.
Также необходимо отметить, что Фонд социальной защиты населения образуется за счет обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование, ассигнований из республиканского бюджета, доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования, доходов от размещения средств, сумм пеней, штрафов и других поступлений.
В свою очередь эти средства имеют целевую направленность и расходуются на выплату пенсий, пособий по государственному социальному страхованию, финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансирование деятельности Фонда и другие расходы.


3 Вопросы совершенствования выплат пособий населению в Республике Беларусь

В Республике Беларусь сложилась собственная модель социально-экономичес ого развития, в центре которого находится человек с его потребностями и интересами. В ее основе активная социальная политика государства, направленная на создание условий для наиболее полной реализации личности человека, его гармонического физического и духовно-нравственного развития.
Главная цель социально-экономичес ого развития республики Беларусь на ближайшие годы – повышение уровня и качества жизни населения на основе роста конкурентоспособнос и экономики. До 2010 г. предусматривалось обеспечить существенное повышение размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, совершенствование и укрепление социальных гарантий и стандартов.
Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.
В Республике Беларусь из Фонда социальной защиты населения выплачиваются следующие виды пособий:
    по временной нетрудоспособности;
    по беременности и родам;
    в связи с рождением ребенка;
    женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
    по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
    на погребение [13, с.1].
Выплаты по государственному социальному страхованию производятся лицам, на которых распространяется государственное социальное страхование. К ним относятся, в частности, граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-право ых форм и др.
Ежегодно за счет средств Фонда социальной защиты населения выплачивается более 6 млн. пособий [16, с.88].
    Итак, рассмотрим порядок назначения и выплат этих пособий.
Пособие по временной нетрудоспособности. Право на это пособие имеют граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.
Пособие по временной нетрудоспособности назначается в случаях:
    утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой;
    ухода за больным членом семьи;
    ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
    санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях республики по перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
    протезирования с помещением в стационар протезно-ортопедичес ого предприятия;
    карантина.
Пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 80 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности.
Пособие по беременности и родам. Пособие по беременности и родам назначается в случаях беременности и родов, усыновления (удочерения) ребенка в возрасте до 3 месяцев или установления над ним опеки. Пособие по беременности и родам назначается в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы. Минимальный размер пособия по беременности и родам за календарный месяц устанавливается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала. В заработок для исчисления пособия по беременности и родам включаются все виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы в Фонд.
Пособие в связи с рождением ребенка. Пособие в связи с рождением ребенка назначается матери или отцу, а также лицу, усыновившему (удочерившему) ребенка в возрасте до 6 месяцев либо назначенному его опекуном.
Пособие в связи с рождением ребенка назначается и выплачивается единовременно:
    при рождении первого ребенка – в размере пятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка;
    при рождении второго и последующих детей – в размере семикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.
Пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности. Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначается и выплачивается, если обращение за его назначением последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения права на пособие. Пособие назначается и выплачивается единовременно в размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается ежемесячно со дня возникновения права на данное пособие по день достижения ребенком возраста 3 лет. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается в размере 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Пособие на погребение. Выплата пособия на погребение за счет средств Фонда производится в случае смерти:
    лиц, на которых распространялось государственное социальное страхование и за которых или ими самими уплачивались обязательные страховые взносы на социальное;
    пенсионеров, получавших пенсию из средств государственного социального страхования;
    детей застрахованных и пенсионеров, не достигших 18-летнего возраста (учащихся – 23-летнего возраста).
Пособие на погребение выплачивается физическому лицу, взявшему на себя организацию погребения умершего.
Пособие на погребение выплачивается в размере средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.
Так, Республика Беларусь тратит примерно 1,5% ВВП на все виды социальных пособий. Средний показатель по другим странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза – 2,5% [27, с.127].
В 2010г. произошел рост всех пособий, однако не в равной степени. Так пособие н погребение за 2010 год выросло на 26% или на 270 680 бел. рублей, также наблюдался рост пособия на рождение ребенка – 9,7% или на 122 200 рублей. Так рост пособия на воспитание ребенка до 3-х лет за 2010 год произошел в размере 9,8% или 24 440 тыс. Также необходимо отметить динамику размеров некоторых пособий за 2009-2010 годы (рисунок 3.1.).



Рисунок 3.1 – Данные о динамике размеров пособий в Республике Беларусь за 2009-2010 годы
Примечание – Источник: собственная разработка.

Это является достаточно низкой величиной. Все обусловлено тем, что пособия рассчитываются исходя из разных нормативных показателей, которыми могут быть бюджет прожиточного минимума, средний заработок за предыдущий период.
Удовлетворительное финансирование выплат пособий в течение прошедших лет не является основанием считать систему страхования в Республике Беларусь устойчивой и не имеющей проблем.
Так, необходимо отметить, что главной проблемой при переходе Республики Беларусь к рыночной экономике являются вопросы совершенствования выплат пособий населению.
Шагом к совершенствованию системы выплат пособий и пенсий явилось принятие закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Он устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированног ) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном социальном страховании. Он вступил в силу с 1 января 2001 года на территории отдельных административно-хоз йственных единицах Республики Беларусь, а с 2003 года – на всей территории республики.
Задачами такого учета является назначение пенсий на основании данных индивидуального учета сведений о застрахованных гражданах. Это позволило упростить процедуру назначения пенсий; повысить заинтересованность каждого работника в уплате страховых взносов, в том числе в полной и своевременной уплате их работодателями; использовать при исчислении размера пенсий данные об уплаченных страховых взносах за весь период трудовой деятельности.
Такую же систему индивидуального учета необходимо ввести и для назначения и выплаты пособий. Это увеличит контроль над правильностью и своевременностью выплаты пособий. Также позволит более точно следить за расходованием средств Фонда.
В этом случае это позволит:
    обеспечить условия для полного поступления страховых взносов;
    создать предпосылки для исчисления пособий в соответствии с результатом труда каждого застрахованного лица;
    создаст предпосылки для контроля уплаты страховых взносов со стороны застрахованных лиц;
    упростить и ускорить процедуру назначения пособий для застрахованных лиц.
Проблемой выплат пособий в Республике Беларусь является то, что все выплачиваемые пособия являются низкими и не обладают достаточной покупательной способностью. Однако их увеличение и расширение может повлиять на расходы государственного бюджета. В связи с этим увеличить эффективность системы социальных пособий в Республике Беларусь, не повышая общих расходов на систему пособий и налогов, можно посредством перераспределения средств от малообеспеченных к малоимущим, и в некоторых случаях к семьям со средним достатком. То есть так как этот происходит в других странах.
Требуют дальнейшего совершенствования системы выплаты пособий. В частности, система выплат пособий по временной нетрудоспособности предусматривает оплату листков временной нетрудоспособности, начиная с первого дня заболевания в размере 80 процентов утраченного заработка, а начиная с шестого календарного дня - в размере 100 процентов. При этом широкий круг лиц получают оплату в размере 100 процентов, начиная с первого дня. Естественно, такая система не стимулирует нанимателя заботиться о здоровье его работников. В мировой практике 100%-е возмещение заработка в случае болезни не применяется и, как правило, не превышает 80% утраченного заработка. Такой подход соответствует требованиям Конвенций и Рекомендаций Международной организации труда. В результате чего было бы необходимо реформирование выплаты данного пособия с учетом международных стандартов, но при сохранении основных принципов социального страхования.
Система социального страхования в Республике Беларусь не соответствует страховым принципам. Страховые взносы в Фонд и отношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, так как тарифы устанавливаются государством и являются облигаторными платежами, при этом объем страховых выплат не совпадает с размером страховых взносов. Страховые платежи должны быть строго целевыми, связанными с социальными рисками, возмездными, максимально эквивалентными и выплачиваться только при наступлении страхового случая.
Международный и отечественный опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального страхования вне системы государственного бюджета, что позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на нестраховые цели. Поэтому с 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения был исключен из бюджета, в результате чего система расходования средств на выплату пенсий и пособий стала прозрачной, так как не проходит через ряд инстанций и не происходит злоупотребления средствами Фонда.
Основными путями совершенствования выплат пособий в Республике Беларусь можно предложить следующие:
    повышение минимальных размеров страховых пособий должно происходить поэтапно, с тем чтобы в обозримой перспективе (3—4 года) их размер приблизился к прожиточному минимуму;
    средние размеры пособий могут быть повышены за этот же период до уровня 180—200% прожиточного минимума;
    максимальные размеры выплат должны быть не ниже 50—60% предыдущего заработка.
Тем самым будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень выплат пособий, качество жизни населения, а также приблизить уровни социальных гарантий застрахованных лиц до уровня международных требований.
Кроме того, в отличие от действующей системы предлагается ввести и новые виды социального страхования:
    страхование по безработице, которое будет решать задачи по профессиональному переобучению и трудоустройству безработных;
    страхование по уходу одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий населения, которые нуждаются в регулярной и систематической помощи на дому.

и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.