Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие менеджмента на туристическом предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                               

                                        
                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
     Глава 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 История развития менеджмента……………………..………………………………7
1.2 Менеджер на туристическом предприятии…………………………..………..11
1.3 Роль и  особенности менеджера в сфере  экскурсионной 
деятельности…………………………………………………………………………………………18
    Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
     Видеоэкскурсия по городу Волковыск……………………………………………..24
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….........33
     ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………………...35
      ПРИЛОЖЕНИЕ                   
 
 
 
 
 

                                               ВВЕДЕНИЕ
   Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:
   Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
    Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств — основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.). Кроме того, во многих странах мира туристская отрасль предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста приблизительно 350 млн. рабочих и служащих. При этом объем занятости в данной отрасли возрастает почти в два раза быстрее, чем в других сферах услуг.
   Туризм — явление, известное  каждому. Во все времена нашу  планету пересекали многочисленные  путешественники и первопроходцы.  Но лишь недавно туризм возник  как специфическая форма деятельности  людей, которой обязательно нужно  управлять.
    Размышления о том, что такое  туристский менеджмент, в конечном  итоге сводятся к одной из  важнейших функций менеджмента  — мотивации путешествия. Почему  люди отправляются в путешествия?  Что они ищут во время отпуска?  Какие факторы влияют на предложение  туристских услуг и их количество? Все ли путешествующие имеют  одинаковые представления об  отдыхе? Остаются ли мотивы путешествия  и потребности в нем стабильными  или же они изменяются? Можно  задать еще много вопросов, так  или иначе связанных с менеджментом  в туристской индустрии. На  развитие менеджмента в туризме  во все времена оказывали влияние  экономические, социальные и технико-технологические  факторы. С одной стороны, неудовлетворенная потребность в путешествиях связана с желанием устранить препятствия на этом пути.
   Именно поэтому путешествия должны  быть обеспечены покупательской  способностью. С другой стороны,  путешествие может позволить  себе только тот, кто располагает  для этого необходимыми средствами. Это следует понимать так: без  доходов, которые дает развитая  экономика, нельзя достигнуть  массового туризма, а, следовательно,  и нет предмета управления.
   Кроме экономических, в туризме  очень важны и социальные факторы.  Как известно, в Конституции законодательно  закреплено право каждого гражданина  на отдых, а чтобы это право  реализовать, необходимо решить  ряд проблем социальной направленности: транспорт, дороги, организация ночлега,  питания, проживания и многое  другое — все то, чем пользуется  потребитель туристских услуг  на определенной территории. Речь  идет о создании соответствующей  туристской инфраструктуры, которую  мы определяем как туристский  продукт. Поскольку есть туристское  место как конечная цель путешествия  или туристский продукт, пользующийся  спросом у населения, то следует  признать, что слагаемые туристского  продукта требуют управления  ими. Там, где менеджменту туристского  места отводится особая роль, гарантируется высокий результат  в конкурентной борьбе. Успех  приходит к тому, кто может  осуществить стратегический менеджмент  в такой сложной отрасли, как  туризм. Это нелегко, однако даже  маленький шаг вперед в этом  направлении может означать большой  шаг по отношению к конкурентам.  Таким образом, туризм нельзя  рассматривать изолированно от  общего развития человечества. Подтверждением  этого положения служит раздел  менеджмента «Теория систем»,  объясняющий весь комплекс взаимосвязей  составных элементов туристской индустрии [1, c.56].
   В области менеджмента перед  туристскими организациями стоит  сегодня двуединая задача:
      в полной мере внедрить в практику работы рыночные отношения, т.е. наполнить  менеджмент туризма рыночным содержанием;
      адаптировать  ноу-хау в области туризма к  условиям нового века, т.е. максимально  полно учесть мировые изменения  в этом отношении.
   Каждый из нас представляет  себе туризм как отрасль, более  или менее известную, поскольку  все мы куда-то ездили и проводили  отпуска вдали от дома. Но вряд  ли кто-нибудь задумывается о  предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровождающих туризм.
       Цель данного исследования – изучить развитие менеджмента на туристическом предприятии.
   В ходе работы я  ставила  перед собой следующие задачи:
    Определить этапы развития менеджмента;
    Изучить основные аспекты работы менеджера;
    Ознакомиться с ролью менеджера в сфере экскурсионной деятельности.
    Снять видеоэкскурсию по г. Волковыск.
   Объектом исследования данной курсовой работы является экскурсионная деятельность.
   Предмет исследования: деятельность менеджера на туристическом предприятии. 
 

                            
 
 
 

                             
 
 
 
 
 

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ        
              ЗАПИСКА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        
                                 1.1. История развития менеджера
       Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться  успеха  без управления. Однако управление как вид  деятельности  и  как  наука  в  таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.
   На первом этапе, когда группы людей были  невелики,  управление  во  всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой  группы.  В  дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых  ими  функций,  появилась необходимость  разделения  труда  и  дифференциации  функций.  Но   на   это потребовались века.
  Египетские  пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются  ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и  их  управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде  всего,  четкого планирования. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации  и  управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. У Сократа дается  понимание  управления  как  особой  сферы  человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является  поставить нужного человека на нужное место и добиться  выполнения  поставленных  перед ним задач [2, c.291].
  Линейная  структура управления государством  получила выражение  в  системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со  всех ее частей, значительно удаленных друг от друга.  Прямое  правление  из  Рима осуществить было крайне трудно.  Изменение  структуры  управления  позволило укрепить могущество Римской империи.
   В   практике  управления  существуют  примеры  организаций,  возникших   в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее  время  благодаря созданию рациональной структуры управления. К  их  числу  относится:  римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру  управления:  папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.
   Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано  выделение  трех  уровней  управления: верхнего, среднего и нижнего.  На  производстве  появился  мастер,  который вскоре стал ненавистен для рабочих.
   На этом  этапе развития управления только  наметилась  тенденция  перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на  научных основах.
   Промышленная  революция дала толчок развитию  теоретических исследований  и практики управления. Большой вклад в формирование  науки  управления  внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит  и Давид Рикардо.
   Нельзя  не  отметить  огромного  вклада  английского  социалиста-утописта
Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления.  Ранее других он заметил и оценил роль человеческого  фактора  на  производстве,  к необходимости учета которого другие исследователи пришли  только  через  100 лет. На формирование теории управления в социалистическом  обществе  большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не  занимаясь  исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой  вклад  в  формирование  этой
науки с  помощью  созданных  ими  методов  исследования.  К.  Маркс  выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист  часто  не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом  нет необходимости,  так  как  труд  по   надзору,   совершенно   отделенный   от собственности на капитал, всегда предлагался в  избытке.  Поэтому  сделалось необязательным, чтобы этот труд  по  надзору  выполнялся  капиталистом. Таким образом,  результатом  разделения  труда  явилось  обособление   управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции  любого  совместного труда.
   В этот  же период времени Ф. Энгельс  указал на то, что  следует   различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса  в  дальнейшем  будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях. Однако до эпохи  империализма  функция  управления  осуществлялась  самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему  лиц.  Роль  специально подготовленных   управляющих   особенно   усиливается   в   эпоху   развития монополистического  капитализма.  Столкнувшись  с  конкуренцией,  изменчивой внешней средой, управляющие  развивали  систему  знаний  о  том,  как  лучше использовать ресурсы [4,c.67].
   Таким  образом, предпосылками и источниками  формирования  менеджмента  как управления особого рода являются:
 А) индустриальный способ организации производства;
 Б) развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос,
 В) предложение и цена.
    Для  систематизации этапов развития  науки управления первоначально
использовался  исторический подход,  с применением хронологического
принципа [4,c. 98].
   Американские ученые Г. Кунц и С. 0'Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов. На протяжении всей истории развития менеджмента  ученые  и  исследователи управленческих  проблем  предпринимали  попытки  разработать   универсальную классификацию школ менеджмента.  Предложенные  ими  классификации  носят,  в известной мере, условный характер.  Это  объясняется  тем,  что  практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций,  трудно  найти один   универсальный   принцип,   который   следует   положить   в    основу классификации.
   В американском  учебнике  по  управлению  описан  современный  взгляд  на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад  в  развитие управленческой мысли. В настоящее время известны четыре  важнейших  подхода, которые позволили  выделить  четыре  школы  управления,  каждая  из  которых базируется на своих позициях и взглядах: 

- Подход с точки зрения научного     -     Школа научного управления    
управления
                                                         
- Административный подход             -     Классическая школа в управлении               
- Подход с точки зрения человече-    -     Школа психологии            
ских отношений  и подход с точки                           
зрения науки  о поведении                                            
- Подход с точки зрения количест-     -    Школа науки управления      
венных методов                                     
    Потребность разработки новых методологических  подходов  непосредственно связана  с  бурным   развитием   бизнеса,   ускорением   научно-технического прогресса. Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад  в  развитие менеджмента [5].
                      
 

                      1.2 Менеджер на туристическом предприятии
  Менеджер - профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия.
   Прежде всего, можно обратить  внимание на понятие «профессиональность». Менеджер как профессиональный управляющий должен обладать особыми качествами, такими, как компетентность, самостоятельность, предприимчивость, готовность к хозяйственному риску, инициативность. Перечисление можно продолжить, но суть - в специфике деятельности менеджера, ее содержании, условиях осуществления, используемых методах и средствах управления.
   Главная особенность деятельности менеджера в том, что она осуществляется в динамичных рыночных условиях под воздействием таких базовых факторов, как труд и собственность. Управление совместной деятельностью людей претерпевает изменения, ибо меняются их менталитет, степень активности, стремление к самовыражению, достижению успехов и, самое главное, отношения между людьми, занятыми в производственно-хозяйственной деятельности, коллективами как партнерами или конкурентами.
   Система человеческих отношений и экономическое поведение членов трудового коллектива выступают одним из предметов труда менеджера. На содержание управленческой деятельности оказывают влияние отношения собственности, которые формируют новые интересы, а следовательно, и новые мотивы поведения людей, новые потребности, изменяют приоритеты в потребностях. Все это, естественно, отражается на содержании и формах мотивации и воздействия, используемых менеджерами в процессах управления [прил.1].
   Хотя сам менеджер является наемным работником, он управляет от лица собственника и в своих интересах. Собственниками в определенной степени могут быть и сами работники, например владельцы акций предприятия. Влияние отношений собственности на менеджмент - новая для экономики проблема. Она мало исследована, несмотря на ее значимость. Однако очевидно, что существуют принципиальные различия между предпринимателем и менеджером. Интересы предпринимателя можно рассматривать с позиций собственника, работодателя и менеджера. Предприниматель рискует всей своей собственностью, тогда как менеджер - лишь заработком, престижем и карьерой [6].
   Работа предпринимателя и менеджера имеет много общего, ибо это работа по управлению людьми в условиях действия рыночных механизмов ценообразования, предложения и спроса, государственного регулирования. Менеджерам в большинстве видов деятельности должен быть присущ предпринимательский стиль руководства [прил. 4].
   Функциональная роль менеджмента состоит в обеспечении объективного процесса развития социально-экономической системы путем предвидения, выявления, разрешения противоречий, прежде всего между уровнем развития производительных сил, производственными отношениями и всей системой общественных отношений. Процесс управления предполагает отслеживание развития противоречий, нахождение реальных, своевременных и эффективных методов их разрешения, для чего необходимы профессионально подготовленные менеджеры, обладающие экономическими, системными, гуманитарными и юридическими знаниями.
   В условиях командно-административной системы управления производством формировались руководители хозяйственных звеньев с ярко выраженным авторитарным стилем управления. В их деятельности преобладал настрой на контроль и исполнение решений вышестоящих органов. Привыкшие к политике выбивания выгодного плана, необходимых ресурсов, выполнения и перевыполнения плана любой ценой, такие кадры не всегда способны понять новую идеологию хозяйствования и овладеть механизмами рыночной экономики и самоуправления трудовыми коллективами в условиях четкого правового регулирования взаимоотношений государственных и хозяйственных органов. Однообразие методов и форм хозяйствования тоже не способствовало развитию инициативы.
    К тому же была деформирована структура управленческих кадров: подавляющее большинство руководителей высшего звена управления составляют инженеры. Очевидно, что управлять людьми должны менеджеры со специальной подготовкой, в которой гуманитарным аспектам уделяется должное внимание.
   Рассмотренные проблемы отражают необходимость коренных изменений в кадровой политике для обеспечения преобразований в экономике и менеджменте. Эту же проблему решает и организация систематической работы по оценке деятельности менеджеров основного звена хозяйствования с позиций ее качества, результативности и эффективности [7,c.271].
   Выбор объектов управления или сфер деятельности менеджера связан со спецификой производственной деятельности. Управленческое решение как воздействие на персонал, его поведение и деятельность материализуются в производстве и отражаются в конечных результатах деятельности. Условиями эффективной деятельности менеджера и аппарата управления выступают результативность и качество внешних связей и коммуникаций, а также качество деятельности по формированию благоприятной атмосферы в коллектив.
   Оценку качества и эффективности деятельности менеджера следует рассматривать как поэтапно проходящий процесс, где каждый из этапов имеет свои характеристики, критерии и методы обоснования.
Первый  этап. Оценка профессиональных качеств менеджера и их соответствия решаемым задачам и функциям менеджера. Изучаются: уровень и профиль образования; стаж и опыт работы; навыки и способности; личные качества и этика поведения; карьера и потенциал. Состав и приоритеты профессиональных качеств зависят от уровня управления, сложности решаемых задач, степени ответственности и уровня риска.
   Рекомендуемые качества: компетентность, новаторство, творческий подход; инициативность и способность генерировать идеи; способность лидера оказывать влияние на людей; способность идти на риск; стрессоустойчивость и жизнестойкость; потребность к саморазвитию и самоорганизации; коммуникабельность и стремление к успеху; организованность и ответственность.
По результатам  оценки выявляется соответствие или  несоответствие менеджера по профессиональным качествам занимаемой должности  и решается вопрос о способах приобретения требуемых качеств или о переходе на другую должность.
Второй  этап. Оценка профессионализма аппарата управления. Развитие профессионализма управленческих кадров выступает одной из целей деятельности менеджера, поэтому положительная динамика качественных характеристик рассматривается как базовое условие результативной деятельности.
Третий  этап. Оценка деятельности аппарата управления. Возглавляемый менеджером аппарат, реализующий его идеи, оценивается с позиций качества и результативности труда. Оцениваются: поле прав и ответственности менеджера в деятельности аппарата управления; самостоятельность деятельности аппарата; профессионализм управленческого аппарата и соответствие решаемым задачам и функциям; уровень организационной культуры; информационное обеспечение; коммуникативность; техническая оснащенность; мотивация и гуманизация деятельности; система контроля; этика поведения.
   Показатели результативности деятельности аппарата управления: оперативность; качество выходной документации; экономичность; коммуникабельность; партнерство; ответственность; мотивированность; имидж; деловая культура.
Четвертый этап. Оценка качества труда менеджера. Самый сложный этап оценки, требующий большой подготовительной работы, связанный с выделением видов деятельности, процедур, средств и методов, используемых менеджером в процессах разработки и принятия управленческих решений. Типичные характеристики труда: уровень творчества; сложность и разнообразие решаемых задач; характер и степень ответственности; доля организационной работы, в общем, ее объеме; масштаб руководства; уровень риска; трудоемкость и стоимость труда.
Пятый этап. Оценка влияния менеджера на формирование внутренней атмосферы организации. Оцениваются: стиль руководства; культура менеджмента; этика деятельности; методы разрешения конфликтных ситуаций; организационная культура; совместимость; социально-психологический климат; направленность коллектива на развитие; информированность и гласность; демократичность; социальная справедливость.
Шестой  этап. Оценка качества, результативности и эффективности внешних связей и коммуникаций предусматривает комплексную оценку каждого вида связей. При экономической оценке учитывается влияние факторов риска, конъюнктуры, инфляции, инвестиционного климата. Организационная оценка включает учет временных факторов, устойчивости, надежности отношений и поведения субъектов внешних связей, уровня организационной культуры. При социальной оценке учитываются социальная значимость связи, активность, социальный риск, жизнестойкость.
   Следует отметить, что именно во внешней среде происходит реализация продукции или услуг, выявление конечных результатов деятельности и оценка отдельных ее видов. Работа с внешними партнерами, государственными органами, организациями и предпринимателями - приоритетная сфера деятельности менеджера, в значительной степени определяющая эффективность менеджмента в целом.
Седьмой этап. Оценка результативности и эффективности деятельности менеджера. Применяется методология оценки выработки и реализации решений по управлению производственной и социальной деятельностью, маркетинговом, инновационными и инвестиционными процессами, экологией, безопасностью. Результативность рассматривается как уровень достижения результата, соответствующего цели решения.
   Эффективность оценивается через качество результата, т.е. полученный эффект, соотнесенный с затратами на управление (ресурсами менеджмента). Соблюдается методологическое единство, с определением оценки, выступает определение уровня риска и последствий реализации решений, которые находят отражение в разных сферах жизни общества.
   Субъектами оценки деятельности менеджера выступают: вышестоящий менеджер (руководитель); экспертная комиссия (аттестационная, конкурсная); независимые оценочные центры. Методы, используемые при оценке, разнообразны: тесты, деловые игры, представляющие собой теоретические и практические задания (ситуации), имитирующие управленческий процесс. Информация, используемая для оценки, и методы ее обработки также разнообразны: статистические и фактические материалы; экспертные данные; штатные расписания; отчеты, стандарты и нормативы; регламенты и прогнозы. При обработке данных широко используются моделирование, информационные технологии и техника.
   Следует подчеркнуть, что оценка менеджеров должна проводиться регулярно. Рекомендации, составленные по результатам оценки, важны для каждого менеджера в процессах формирования его карьеры и совершенствования деятельности. Особое значение результаты оценочных мероприятий имеют для планирования и организации переподготовки, подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Эта область деятельности менеджмента чрезвычайно важна в качестве ключевого фактора развития экономики и общества [8,c.361]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Роль и особенности  менеджера в сфере  экскурсионной деятельности
   Термин «менеджмент» (от англ. «management») не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью.
   Всемирная туристская организация определяет туристский регион как территорию, располагающую большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления, которые продаются туристу или группе туристов производителем услуг. Таким образом, туристский регион - это и цель путешествия, и туристский продукт, и конкурентоспособный субъект, который должен управляться как стратегическая коммерческая единица [прил. 2].
   В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.
   Стратегическая цель всего региона как конкурентной единицы - обеспечение конкурентоспособности на длительный период. Взаимодействие отраслей (гостиниц, предприятий транспорта, торговли), их рынков, населения и окружающего мира оказывает влияние на конкурентоспособность региона. Рынки предъявляют высокие требования к продукции и тем самым стимулируют работу отраслей и наоборот - конкурентоспособные отрасли заинтересованы в сохранении и увеличении количества требовательных клиентов на местах. Отрасли, получающие от туризма хорошую прибыль, формируют определенное позитивное мнение у местного населения. Население, позитивно относящееся к туризму в своей местности, - гарантия гостеприимства, что облегчает реализацию инновационных туристских проектов. Отношение населения к позитивным и негативным внешним эффектам также оказывает влияние на состояние конкурентоспособности региона.
     Туристский  регион как конкурентная единица 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.