Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет накладных расходов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Год: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
1.1 Понятие и сущность расходов предприятия 6
1.2 Особенности исчисления и контроля накладных расходов 23
1.3 Документальное оформление, учет и распределение
израсходованныхв производстве материальных, трудовых и
финансовых ресурсов 25

ГЛАВА 2. УЧЕТ И АНАЛИЗ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
ТОО «ТЕМИРЖОЛСУ-КОКШЕТА »
2.1 Краткая экономическая характеристика
ТОО «Темиржолсу-Кокшета » 29
2.2 Учет накладных расходов на ТОО «Темиржолсу-Кокшета » 30


ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА
НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
3.1 Оптимизация накладных расходов 45
3.2 Пути повышения эффективности деятельности предприятия 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60





ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и значение учета расходов на предприятии.
Научно обоснованный учет расходов содействует эффективному использованию всех ресурсов, улучшению отражения и анализа финансово-имуществен ого положения предприятий.
На данном этапе к учету расходов предъявляются повышенные требования в связи с переходом на международные стандарты учета и отчетности с ориентацией на более широкое использование положительного отечественного и зарубежного опыта, на обработку бухгалтерской информации с применением различных средств вычислительной техники.
Решение этих проблем связано с дальнейшим развитием теоретических и методологических положений учета расходов. Учет расходов, базируясь на законодательных актах, положениях, экономических учениях и дисциплинах, на большом практическом отечественном и зарубежном опыте рассматривает основополагающие принципы бухгалтерского учета, теоретические учетные категории, адекватные современному уровню.
Успешное развитие бухгалтерского учета в немалой степени определяется совершенствованием подготовки экономических кадров, в частности специалистов по учету и аудиту в различных отраслях хозяйства, в условиях работы предприятий при различных формах собственности.
Происходящие в Республике Казахстан коренные политические и социально-экономичес ие преобразования внесли существенные изменения в учетную систему. Бухгалтерский учет, сложившийся в условиях централизованного управления и жесткого планирования, оказался неприемлемым в рыночной экономике. Процессы реализации программ приватизации, преобразования государственных предприятий, создание соответствующей экономической и правовой инфраструктуры в целях успешного функционирования новых субъектов хозяйствования, выход на финансовые рынки, привлечение иностранных инвестиций и другие изменения потребовали реформирования учета.
Возрастающий уровень развития экономики, финансовой системы, производства, социально-экономичес ие условия порождают новые учетные проблемы. Время доказало, что низкий уровень учета может создать многочисленные противоречия, сдерживая экономический прогресс в той или иной стране. При этом страны сегодня могут подразделяться не только по уровню своего благосостояния, но и по уровню развития в них бухгалтерского учета. Следовательно, учет (как и политика, и идеология) не знает национальных границ. Проблемы учета актуальны еще и потому, что они всегда реально присутствуют и требуют своего решения в любом обществе. И сегодня продолжает оставаться актуальным изречение известного американского ученого в этой области Г. Эмерсона, заметившего, что "люди уже давно поняли необходимость учета, но еще не вполне понимают, что и как надо учитывать". Именно поиск ответа на два последних вопроса составляет сущность исторического процесса развития учета.
Подобные обстоятельства в полной мере относятся к решению задач, стоящих перед мировой учетной системой в целом. К сожалению, современные концепции и действующее в республике законодательство, регулирующее учет в Казахстане, не всегда правильно указывают на функции и предназначение бухгалтерского учета. Эти другие обстоятельства побудили предпринять попытку раскрыть основополагающие особенности, присущие как мировой, так и отечественной учетной практике и теории.
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед руководством предприятия, является снижение себестоимости выпускаемой продукции, выработка путей сокращения издержек и повышения эффективности должно происходить на всех стадиях производственного процесса. Большое значение в поиске путей снижения себестоимости продукции имеет выявление затрат не связанных прямо с процессом производства, и, в первую очередь, сокращение именно этих видов затрат. К таким расходам можно отнести затраты на организацию и управление производством. Их удельный вес в себестоимости весьма значителен.
Затраты на обслуживание производства и управление составляет около 10-12% себестоимости и относятся к условно-постоянным затратам. Следовательно, их увеличение приводит к повышению себестоимости, а это, в свою очередь, влияет на величину прибыли. Поэтому, рассматриваемая тема является актуальной.
Генеральные управляющие западных фирм находят, что накладные расходы контролировать сложнее, чем все прочие издержки, поскольку данные расходы включают в себя множество различных калькуляционных статей с различными характеристиками динамики изменения. Некоторые накладные расходы, например амортизация основных средств, зависят от производственных мощностей. Данные расходы остаются сравнительно постоянными независимо от изменений объемов сбыта или производства.
Другая трудность состоит в том, что не все накладные расходы, относящиеся к производству или сбыту, осуществляются одновременно с процессом производства или сбыта. Некоторые накладные расходы приходятся на периоды намного более ранние, чем случаются изменения в производстве или сбыте. Другие накладные расходы приходятся на существенно более позднее время, после того, как упомянутые изменения уже давно прошли.
В учетной системе круг проблем весьма обширен. Поэтому в данной дипломной работе рассматриваются особенности, правила и проблемы учета и анализа накладных расходов на предприятии.
Объект исследования - ТОО «Темиржолсу-Кокшетау .
Цель дипломной работы – раскрытие сущности учета и анализа накладных расходов на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить экономическое значение накладных расходов на предприятии;
- рассмотреть правила организации учета накладных расходов на предприятии;
- проанализировать организацию учета накладных расходов на исследуемом предприятии;
- провести анализ накладных расходов на исследуемом предприятии;
- выявить проблемы учета и анализа расходов предприятия.
При написании дипломной работы были использованы учебники, материалы периодических изданий, годовая отчетность ТОО «Темиржолсу-Кокшетау .



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ


1.1 Понятие и сущность расходов предприятия

Расходы, издержки, себестоимость являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.
Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом и практическом планах, как на уровне общественного производства, так и в макроэкономике в отечественной и зарубежной практике. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных денежных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль.
Понятие затрат предприятия существенно различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и практической деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:
- затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;
- затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;
- затраты на социально-культурные жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономичес ой деятельности предприятия.
Наиболее общее понятие издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы или экономические ресурсы. Все издержки принимаются как альтернативные (или вмененные), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики.
Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных). Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т.д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки. Отсюда:



Понятие «экономические» издержки является общепринятым; бухгалтерские – исчисляются на практике: при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков:
- по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу:
- сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т.п. Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и т.п.;
- по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, энергия технологическая, заработная плата станочников и др. Косвенные затраты распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе;
- по зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции они подразделяются на постоянные и переменные. Величина постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий и др.). Переменные расходы, напротив, увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции. Эта группировка затрат широко используется в теории зарубежной микроэкономики;
- по способам учета и группировки затрат они подразделяются на простые (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстроизнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.);
- по срокам использования в производстве различаются каждодневные, или текущие, затраты и единовременные, разовые затраты, осуществляемые реже чем один раз в месяц.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевы ресурсов, технического уровня производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции и т.д. В зависимости от преобладающей доли отдельных элементов затрат различают следующие виды отраслей и производств: материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие, топливо- и энергоемкие и смешанные. Структура затрат не остается постоянной, она динамична. Так, в целом по промышленности Казахстана по данным Агентства статистики РК материальные затраты в I кв. 2004 г., в 2005 и в 2006 гг. соответственно составляли – 63,0; 57,4; 68,6%: оплата труда – 11,2; 13,7; 13,0%; отчисления на социальные нужды – 4,2; 4,9; 2,2%; амортизация – 8,2; 6,2; 12,1%; прочие расходы – 13,4; 17,8; 4,1%.
Материальные затраты во всех отраслях народного хозяйства (кроме добывающих) занимают основную долю в себестоимости продукции. В их состав входят: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия и др. Сырье и материалы включают в себя стоимость приобретаемых со стороны ресурсов, которые входят в продукт и составляют его основу или являются необходимым компонентом. Покупные материалы и полуфабрикаты, приобретаемые со стороны, подвергаются в дальнейшем дополнительной обработке или сборке-монтажу. Вспомогательные материалы добавляются к основным с целью изменения их внешнего вида или других свойств, а также используются при обслуживании производства (смазочные, обтирочные, красители, упаковочные и проч.). Топливо (твердое, жидкое, газообразное) и энергия всех видов (электрическая, тепловая, сжатого воздуха, холода и др.), приобретаемые со стороны, выделяются особо в составе материальных затрат в связи с их важным народнохозяйственным значением. В материальные затраты включаются также расходы на тару, упаковочные материалы, инструмент, запасные части и др.
Оценка материальных ресурсов, по которой они включаются в себестоимость продукции, определяется исходя из цены приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), всех надбавок и комиссионных снабженческим, посредническим и внешнеторговым организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин, а также платы за транспортировку сторонним организациям. Из расходов на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов – остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей, образующихся в процессе производства, которые утрачивают (полностью или частично) потребительские качества исходного ресурса и не могут использоваться по прямому назначению. Возвратные отходы оцениваются в зависимости от возможного их использования.
Затраты на оплату труда отражают участие в себестоимости продукции необходимого живого труда. Они включают заработную плату основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, относящихся к основной деятельности. Оплата труда включает: заработную плату, начисляемую по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с системами оплаты труда, принятыми на предприятии; стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты; надбавки и доплаты; премии за производственные результаты; оплату очередных и дополнительных отпусков; стоимость бесплатно предоставляемых услуг; единовременные вознаграждения за выслугу лет; надбавки за работу на Семипалатинском полигоне и по районным коэффициентам и другие расходы. Не включаются в себестоимость выплаты работникам предприятий, не связанные непосредственно с оплатой труда, имеющие своим источником средства специальных фондов, целевых поступлений, фондов профсоюзных организаций и др. (материальная помощь, надбавки и единовременные пособия ветеранам труда, оплата путевок на лечение и отдых, дивиденды, выплачиваемые по акциям, компенсации в связи с повышением цен, оплата проезда к месту работы и проч.).
Отчисления на социальные нужды представляют собой форму перераспределения национального дохода на финансирование общественных потребностей. Начисленные средства направляются во внебюджетные фонды и используются на предусмотренные законом цели. Тарифы страховых взносов ежегодно утверждаются в законе, принимаемом Мажилисом Парламента и одобряемом Сенатом Парламента. В эту группу затрат в настоящее время включаются следующие виды платежей.
1. Отчисления в Фонд социального страхования РК. Тариф страховых взносов установлен в размере 3-7% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Эти взносы формируют, в основном, бюджеты профсоюзных организаций, из которых оплачиваются больничные листы, путевки в санатории, материальная помощь и другие социально-культурные нужды трудового коллектива и отдельных работников.
2. Отчисления в пенсионные фонды РК включаются в себестоимость продукции организациями-работ дателями в размере 10% от начисленного фонда оплаты труда. Индивидуальные предприниматели вносят в этот фонд 10% дохода от заработной платы. Средства фонда используются на выплату всех видов пенсий и пособий пенсионерам и инвалидам.
Кроме вышеназванных фондов в стране действуют многочисленные негосударственные пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, службы трудоустройства и т.п., формирование средств которых имеет другие источники, не относящиеся к себестоимости продукции предприятий.
Амортизация основных фондов на их полное восстановление включается в себестоимость продукции в суммах, определяемых на основе балансовой стоимости фондов и действующих норм амортизационных отчислений. Износ начисляется как на собственные основные фонды, так и арендованные (если иное не предусмотрено договором аренды), а также на стоимость помещений, предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания и медицинского обслуживания трудовых коллективов предприятий.
В состав прочих затрат входят разнообразные и многочисленные расходы; налоги и сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, оплата процентов за кредит, суммы износа по нематериальным активам, командировочные и представительские расходы, оплата работ по сертификации продукции, вознаграждения за изобретательства и рационализацию и др.
Расходы, включенные в себестоимость производимой продукции, образуют производственную себестоимость валовой продукции. Если в производственной себестоимости учесть (прибавить или вычесть) изменение остатков незавершенного производства, то определим производственную себестоимость товарной продукции. После прибавления к ней группы внепроизводственных расходов, связанных с реализацией продукции и отчислением средств в вышестоящие организации, получаем полную себестоимость товарной продукции.
По методам планирования, учета и распределения затраты классифицируются по экономическим элементам – сметный разрез затрат и по месту их осуществления – группировка по статьям калькуляции. Эта классификация имеет важное теоретическое и практическое значение, так как в соответствии с ее требованиями организуется экономическая деятельность предприятия.
Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В ней собираются затраты по общности экономического содержания, по их природному назначению. Так, по элементу «Оплата труда» показывается весь фонд оплаты труда предприятия вне зависимости от того, какой категории работников он предназначен: производственным рабочим, служащим или младшему обслуживающему персоналу. Амортизация основных фондов также отражает общую сумму начисленного износа от всех видов основных фондов предприятия: станков, на которых изготавливается продукция; всех видов производственных зданий, в том числе и заводоуправления; грузового и легкового автотранспорта и т.д. Смета затрат включает следующие элементы:
1) сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов);
2) вспомогательные и прочие материалы;
3) топливо со стороны;
.4) энергия со стороны;
5) заработная плата основная и дополнительная;
6) отчисления на социальные нужды;
7) амортизация основных фондов;
8) прочие денежные расходы.
В смете отражаются затраты, оплачиваемые поставщикам ресурсов со стороны. Если предприятие само производит какой-то вид ресурсов (сжатый воздух, пар, энергию), то издержки на их производство распределяются в смете по соответствующим элементам затрат (топливо, заработная плата, амортизация и т.п.).
Классификация затрат по экономическим элементам имеет для предприятия важное значение. Сметный разрез затрат позволяет определить общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов. На основе сметы осуществляется увязка разделов производственно-финан ового плана предприятия: по материально-техничес ому снабжению, по труду, определяется потребность в оборотных средствах и т.д. По смете затрат исчисляется себестоимость валовой продукции, изменение остатка незавершенного производства, списание затрат на непроизводственные счета.
Вместе с тем на основе сметного разреза нельзя определить конкретное направление и место использования затрат (производственный процесс, обслуживание цеха, содержание заводоуправления и т.п.), что не позволяет анализировать эффективность использования затрат, вскрывать резервы их снижения. А главное, на основе элементов сметы невозможно определить себестоимость единицы выпускаемой продукции в разрезе всего ассортимента, а также каждого наименования, группы, вида. Эти задачи решает классификация затрат по статьям калькуляции.
Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат. Калькуляционный принцип группировки затрат лежит в основе построения плана счетов бухгалтерского учета во всех отраслях народного хозяйства в нашей стране и за рубежом. Отчетность также составляется и анализируется преимущественно по статьям калькуляции.
При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в обслуживании производства, в управлении предприятием и т.д.
Типовая группировка затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид:
1) сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов);
2) вспомогательные материалы;
3) топливо на технологические цели;
4) энергия на технологические цели;
5) основная заработная плата производственных рабочих;
6) дополнительная заработная плата производственных рабочих;
7) отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих;
8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
9) расходы на подготовку и освоение нового производства;
10) цеховые расходы;
Итого Цеховая себестоимость
11) общепроизводственные расходы;
12) потери от брака:
Итого Производственная себестоимость товарной продукции
13) внепроизводственные расходы;
Итого Полная себестоимость
В соответствии с задачами управления и контроля учет затрат на производство осуществляется по нескольких направлениям.
1. По месту возникновения затрат: по центрам ответственности (производствам, цехам, участкам и т.д.) и по характеру производства (основное, вспомогательное производство).
Для контроля состава затрат и месту их совершения необходимо знать не только то, что затрачено в процессе производства, но и на какие цели эти затраты произведены, т.е. учитывать затраты по направлениям, по отношению к технологическому процессу. С учетом этих признаков затраты группируются по видам производств.
Основное производство - производство, В котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, выполняются работы, оказываются услуги, предназначенные для реализации.
Под вспомогательными производствами понимают производства, которые не связаны непосредственно с основным производством продукции, а обслуживают его своей продукцией, работами и услугами. Например, компрессорная, парокотельная обеспечивают все службы различными видами энергии, паром, водой, другие вспомогательные производства - инструментами, запасными частями для ремонта оборудования или производят ремонт, или оказывают транспортные услуги и др.
2. По экономическим элементам (элементам, статьям затрат) - затраты подразделяются на элементные и комплексные. Элементные затраты те, что содержат в своем составе один вид расхода (заработная плата всех работающих, стоимость израсходованных материальных ценностей, начисленная амортизация по объектам основных средств, нематериальным активам). Такая детализация дает возможность планировать процесс заготовления ценностей, анализировать штатное расписание, корректировать тарифные ставки и оклады и т.д. Их объем в денежном выражении находит отражение в финансовой отчетности.
Комплексные затраты состоят из группы элементных расходов (общепроизводственные общехозяйственные, расходы будущих периодов и др.) Контроль и анализ за их объемом и содержанием обеспечиваются сметами и нормативами.
3. По способу включения в себестоимость продукции, работ, услуг все затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые затраты - расходы, относимые на затраты определенного вида продукции, работ, услуг (материалы, заработная плата рабочих и др.).
Косвенные затраты одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение, отопление, работа машин и оборудования и пр.). Эти затраты включают в затраты отдельных видов продукции, работ, услуг после определения общей суммы путем пропорционального распределения, предусмотренного учетной политикой.
Такой учет затрат позволяет анализировать себестоимость по ее составным частям и по видам продукции. В составе себестоимости продукции прямые затраты, как правило, подразделяются по элементам, а косвенные образуют комплексные статьи затрат.
4. По отношению к технологическому процессу затраты на производство можно подразделить на основные и накладные (обслуживание производства, управление организацией). В составе накладных расходов отдельно, по типовым статьям, учитываются расходы на управление цехами (общепроизводственные расходы) и на управление организацией в целом (общехозяйственные расходы).
5. По связи с технико-экономическими факторами, и в основном с объемом производства, эти затраты можно разделить на условно-переменные и условно-постоянные.
Условно-переменные затраты нормируются на единицу продукции: их размер увеличивается или уменьшается в относительно пропорциональном соответствии с изменением объема выпуска продукции, например затраты на основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.
К условно-постоянным затратам относятся затраты, абсолютная величина которых лимитируется по подразделению или организации в целом и не находится в прямой зависимости от объема выполнения производственной программы, например расходы на освещение и отопление помещений или заработная плата управленческого персонала.
6. Для планирования и учета расходы, связанные с производством И реализацией продукции, работ, услуг, группируют по статьям калькуляции. Это позволяет формировать производственную и полную себестоимость производимой продукции и рассчитать продажную цену продукции.
Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных затрат, так как учитывают характер и структуру производства, создавая базу для определения цены изготавливаемой продукции и экономического анализа процесс а производства и реализации.
Следует отметить, что для правильного исчисления себестоимости большое значение имеет распределение затрат на текущие (относящиеся к данному месяцу) и единовременные (относящиеся к ряду последующих месяцев).
Для обеспечения учета всех затрат в рамках представленной классификации, распределения их между хозяйственными процессами, производствами, видами продукции создана система счетов бухгалтерского учета. Каждая организация, исходя из специфики своей хозяйственной деятельности, должна выбрать ту или иную совокупность счетов для учета затрат.
Затем, исходя из классификации затрат, в Рабочем плане счетов бухгалтерского учета необходимо закрепить основные элементы учета затрат в учетной политике организации, то есть определить основные счета, используемые для определения себестоимости продукции, виды производств, виды деятельности, виды калькуляций, которые формируются по данным определенных бухгалтерских счетов.
Система счетов для учета затрат на производство
Сложность процесса производства, его значимость в хозяйственной деятельности организации, разнообразие затрат требуют использования группы производственных счетов подразделов Рабочего плана счетов МСФО для этого предназначены группы счетов раздела 8000 «Счета производственного учета»: 8010 «Основное производство», 8020 «Полуфабрикаты собственного производства», 8030 «Вспомогательные производства», 8040 «Накладные расходы».
Для обеспечения учета затрат производства по элементам и статьям калькуляции все затраты основного производства группируют по видам изготавливаемой продукции на счетах подраздела 8010 «Основное производство». Счет по назначению калькуляционный, по экономическому содержанию характеризует состояние хозяйственных процессов.
В разделе 8030 «Вспомогательные производства» определяют себестоимость продукции и услуг вспомогательных производств, которые потребляются подразделениями организации (например пар, выработанный парокотельным цехом, потребляется для отопления цехов и заводоуправления). В связи с этим себестоимость продукции и услуг вспомогательных производств включается в состав расходов по обслуживанию и управлению производством. По назначению, экономическому содержанию этот раздел соответствует разделу 8030 РПС.

Таблица 1.1.1 - Общая схема классификации затрат на производство



Таблица 1.1.2 - Примеры корреспонденции счетов


Система производственных счетов позволяет сгруппировать затраты и вести их учет в следующей последовательности:
а) отражаются элементы затрат за месяц на дебете производственных счетов (материалы, заработная плата, амортизация и др.);
б) списываются расходы будущих периодов и резервируются предстоящие расходы данного месяца;
в) расходы списываются или распределяются между работами вспомогательных производств;
г) суммируются и распределяются расходы основных цехов;
д) определяются потери от брака и включаются в себестоимость продукции;
е) определяется себестоимость незавершенного основного производства и выпущенной продукции.
Таблица 1.1.3 - Вспомогательные производства
Деятельность организации состоит из трех хозяйственных процессов: заготовления, производства и реализации. Организации могут различаться по технологическому процессу, структуре, взаимосвязи и взаимозависимости между структурными подразделениями. Содержание, объем, вид и форму представления информации, необходимой для определения затрат на производство, в управленческих целях, организация формирует самостоятельно. Особо важное значение имеет правильная организация учета по видам продукции, работ, услуг, подразделениям и его своевременность, т.е. правильная организация аналитического учета.
Данные аналитического учета используются при составлении внутренней отчетности, формирующейся на информации о видах, количестве, единицах измерения, подразделениях-изгот вителях, статьях затрат выпускаемой продукции.
Аналитический учет ведут в развитие всех счетов по учету затрат на производство. Уровень аналитики определяется теми показателями, которые необходимы организации для контроля и управления. Например, в развитие счетов раздела 8010 «Основное производство», в целях оперативного обеспечения менеджеров конкретной достоверной информацией, аналитический учет организуют по каждому заказу, виду работ, виду продукции в отдельности, в разрезе статей калькуляции и мест выполнения работ. Аналитический учет при этом должен обеспечивать группировку информации по остаткам незавершенного производства на начало и на конец месяца, по затратам за отчетный месяц, по суммам, списанным в виде затрат на окончательный брак, на стоимость сэкономленных материалов в производстве и на себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
К счетам раздела 8030 «Вспомогательные производства» (например парокотельная, компрессорная, ремонтный цех, транспортный цех и т.п.) открываются аналитические счета по видам производств, а внутри их - по видам работ, статьям калькуляции, т.е. по аналогии со счетами раздела 90. Здесь следует учитывать, что услуги, оказываемые вспомогательными производствами, в большей части используются внутри предприятия и только часть их может реализоваться на сторону.
Регистрация хозяйственных операций, накапливание и группировка информации о них осуществляются в регистрах бухгалтерского учета. Назначение и порядок ведения регистров определены Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, формы которых или требования к которым утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность. При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Согласно статье 10 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» «содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства или предпринимателя, а также должностным лицам государственных органов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Лица, имеющие доступ к указанным документам, обязаны не разглашать имеющуюся в них информацию без согласия их владельца и не имеют права использовать ее в личных интересах. Лица, имеющие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан».
Совокупность различных регистров, порядок записей в них и взаимозависимость между ними составляют форму бухгалтерского учета. Сейчас, в основном, применяются журнально-ордерная и автоматизированная формы бухгалтерского учета.
Рассмотрим организацию аналитического учета на примере регистров, используемых в журнально-ордерной форме учета. Однако практически такие же нормы регистров могут применяться и при использовании других форм учета, так как именно такая структура регистров позволяет получить информацию управленческого характера.
Одним из основных регистров, удовлетворяющих требованиям аналитического учета, является карточка учета производства. Карточка имеет следующий вид.

Таблица 1.1.4 - Карточка учета производства



На основе первичных документов, фиксирующих операции по отнесению затрат на производство (требований, лимитно-заборных карт, актов приемки работ, нарядов на выполнение работ, расчетно-платежных ведомостей и др.), составляются разработочные таблицы распределения расхода материалов, транспортно-заготови ельных расходов (Т3Р), возвратных отходов, начисленной заработной платы, отчислений на заработную плату, справки-расчеты бухгалтерии о распределении расходов и др. Информация, рассчитанная в разработочных таблицах, заносится в карточки учета производства.
При цеховой структуре управления производством каждая статья калькуляции в карточке подразделяется по цехам, например цех № 01, 02 и др.
Аналитический разрез производственных счетов состоит из статей, позволяющих сгруппировать их по критериям, подлежащим постоянному контролю:
- расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;
- расходы по содержанию аппарата управления цеха;
- расходы по содержанию зданий, сооружений и инвентаря;
- расходы по охране труда и технике безопасности;
- непроизводительные расходы и др.
Методы учета производственных затрат классифицируются:
- по отношению к технологическому процессу - позаказный, попередельный;
- по объекту калькуляции - деталь, узел, изделие, группа одно родных изделий, процесс, передел, производство, заказ;
- по способу сбора информации, обеспечивающему контроль за затратами, - нормативный метод (с предварительным контролем) и текущий учет затрат (с последующим контролем).
Позаказный метод учета. Этот метод используется в производствах с механической сборкой деталей, узлов и изделий в целом; технологический процесс между цехами тесно взаимосвязан; готовую продукцию выпускает только один, последний в технологической цепочке, цех. Производственные затраты обобщают вначале по цехам, затем суммируют по организации в целом и производят расчет себестоимости единицы продукции по сумме затрат всех цехов.
При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, создаваемый на заранее определенное количество продукции. В аналитическом учете производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции.
Особо важным документом для выполнения работ является договор между заказчиком (плательщиком) и производителем (поставщиком) на производство (поставку) продукции. В договоре конкретизируются объект договора (заказа), его качественные характеристики, объем (количество) продукции, срок поставки, договорная цена, особые условия (индексация затрат при изменении цен на сырье, оплату труда), форма расчетов и пр.
Показательный метод учета и калькулирования применяют в индивидуальных и мелкосерийных производствах.
На изготовление одного изделия в индивидуальном производстве или на изготовление серии (5-10) изделий в мелкосерийном производстве открывают заказ. Таким образом, при позаказном методе объектом учета и калькуляции является заказ, которому присваивают номер. Заказ открывают на основании договора с заказчиком. Кроме того, существуют и внутренние заказы, когда одно подразделение изготавливает продукцию или выполняет работы для другого подразделения или отдела организации. Эти заказы бывают единичные (разовые) и годовые (например, годовой заказ ремонтному цеху на текущий ремонт оборудования какого-либо цеха основного производства). На некоторых предприятиях машиностроения и легкой промышленности с крупносерийным и массовым производством применяют годовые заказы для учета по видам изделий и деталей.
Правильный и своевременный учет изменения норм позволяет руководителям организаций осуществлять контроль за выполнением планов организационно-технич ских мероприятий, внедрением новой техники и технологии, повышением производительности труда, а также оперативно решать и устранять недостатки в работе, если изменения произошли в сторону увеличения затрат.
Изменения об изменениях норм должны оформляться:
а) технологическим отделом - по расходу материалов;
б) плановым отделом - по изменению цен на материальные ресурсы;
в) отделом труда и заработной платы - по изменениям норм времени, выработки, обслуживания и расценок;
г) конструкторским отделом - по изменениям применяемости деталей, узлов и полуфабрикатов;
д) службой главного энергетика - по изменениям норм расхода топлива и энергии.
Изменения норм вносятся в технологическую и технологическую документацию в момент поступления извещений, а в нормативные калькуляции - на начало следующего после получения извещений месяца. Причины изменений кодируются в разрезе основных групп технико-экономически факторов, применяемых при расчете заданий по снижению себестоимости продукции:
1. Повышение технического уровня производства;
2. Улучшение организации производства и труда;
3. Измерение объемов и структуры производства;
4. Улучшение использования природных ресурсов;
5. Развитие производства.
Для разработки нормативных калькуляций в организациях создается соответствующий отдел или служба, в которую поступают от соответствующих подразделений нормы и нормативы, создается база нормативной информации, составляются нормативные калькуляции, отчеты об изменениях норм, расчет и анализ отклонений от норм.
Нормативные калькуляции составляются на детали, узлы и изделия, их данные используются для исчисления фактической себестоимости конкретных видов изделий, для оценки незавершенного производства и себестоимости брака продукции.
Нормативные калькуляции на детали и узлы составляются только по прямым затратам (материалы, заработная плата), а на изделия в целом - по всем статьям производственной себестоимости.
1. Конструкторский отдел. Разрабатывает деталировочные и сборочные чертежи: карты взаимозаменяемости деталей; спецификацию деталей и узлов и т.п.
2. Технологический (технический) отдел. Разрабатывает маршруты прохождения деталей; виды оборудования; режимы резания; инструмент и контрольно-измерител ные приборы; нормы расхода сырья, материалов и комплектующих изделий; устанавливает разряд работы, штучное и подготовительно-закл чительное время; составляет технологические карты и карты(лимиты) раскроя. При нем образуется бюро материальных нормативов, которое разрабатывает нормы расхода металлопроката. Определяет потребность в различных видах материалов и полуфабрикатов, устанавливает нормы затрат по изделиям, разрабатывает коды причин, виновников, инициаторов изменений норм и отклонений от них.
3. Отдел труда и заработной платы. Разрабатывает операционно-нормирова ные карты по времени и разряду работы, расценки, нормативы численности, штаты. При нем образуется бюро трудовых нормативов. Разрабатывает норматив зарплаты по деталям и изделиям в целом и коды причин изменений и отклонений от норм.
4. Отдел маркетинга. Обеспечивает бесперебойное ритмичное снабжение необходимым объемом и видами товарно-материальны ценностей. Выписывает лимитно-заборные карты. Обеспечивает нормальную работу складов и их оснащение измерительно-весовым приборами. Разрабатывает номенклатуру-ценники на материалы.
5. Отдел технического контроля. Разрабатывает классификатор брака продукции, устанавливает контрольные точки (проверки) при изготовлении деталей, узлов, изделий. Осуществляет входной контроль за качеством поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов, разрабатывает коды причин брака, виновников.
6. Планово-экономическ й отдел. Разрабатывает плановую калькуляцию по изделиям, номенклатуру-ценник на материалы (совместно с бухгалтерией и отделом маркетинга), рассчитывает проценты косвенных затрат. При нем создается бюро сводных нормативов. Разрабатывает нормативные калькуляции по всем установленным статьям калькуляции; анализирует суммы и причины допущенных отклонений от норм и изменений норм; совместно с прочими отделами и службами организации составляет нормативные калькуляции на следующий отчетный месяц.
7. Отдел главного механика и инструментальный отдел. Разрабатывает нормы расхода топлива и энергии всех видов; нормативы расхода инструментов; коды причин изменений и отклонений от норм.
8. Цехи-изготовители. Обеспечиваются технической документацией, всеми видами сырья, товарно-материальных ценностей, инструментов, оборудования по нормам, штатами, заработной платой по норме, нормами затрат по косвенным расходам. Передают документацию по производственным затратам и начисленной заработной плате в бухгалтерию организации, составляют материальный отчет.
9. Бухгалтерия. На основании первичных документов осуществляет учет затрат на производство по нормам. Отклонениям от норм и изменениям норм. Рассчитывает индексы отклонений и изменений норм, составляет отчетные калькуляции по изделиям. Участвует в составлении номенклатуры-ценника на материалы, в разработке нормативных калькуляций, а также анализирует себестоимость.
При нормативном методе учета затрат на производство организации пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляцией. По своему составу они должны быть идентичны и соответствовать типовой номенклатуре, предусмотренной в отраслевых инструкциях по планированию и учету себестоимости. Контроль за применением установленных в производстве норм при изготовлении продукции осуществляется с помощью бухгалтерского учета, благодаря строго установленной документации по оформлению затрат по нормам, по отклонениям от норм и по изменениям норм.
Особенностью нормативного метода учета затрат считается возможность текущего и предварительного контроля за расходами, а именно: по одним документам производится отпуск материалов, сырья, топлива, начисляется заработная плата по установленным нормам затрат (лимитно-заборные карты, маршрутные листы, наряды; в них проставляются лимиты, нормы затрат материалов, нормированное время и расценки на оплату труда); по другим - отпуск ценностей со склада, начисление заработной платы в случае превышения действующих норм (требования, наряды с отметкой «отклонения от норм» или доплатные листы на заработную плату). Эти документы до осуществления операций должны быть дополнительно подписаны лицами, контролирующими процесс производства, его затраты (начальник подразделения, главный инженер). Отклонения от норм показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, норм расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.
Положительные отклонения - экономия, достигнутая при раскрое металла, при более полном использовании сырья с наименьшими отходами, при повышении производительности труда, сокращении времени на обработку деталей и на их сборку.
Отрицательные отклонения - дополнительное использование сырья, материалов сверх установленных норм при раскрое и обработке, увеличение отходов, так как отсутствовали на складе материальные ценности необходимого профиля, увеличение заработной платы из-за отсутствия соответствующей наладки оборудования, при наличии технологических операций, не предусмотренных нормативами.
Наличие в документах на отклонения норм кодов причин и инициаторов, виновников отклонений позволяет бухгалтерии по утвержденным срокам в течение месяца составлять рапорты об отклонениях от норм для руководителей организаций с целью принятия мер по устранению причин перерасхода и закрепления, пропаганды способов экономии.

1.2 Особенности исчисления и контроля накладных расходов

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
К расходам по обслуживанию производства и управлению относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Первые два вида расходов включают в себестоимость продукции по статье «Общепроизводственные расходы» и учитывают на синтетическом счете 7200 «Административные расходы»; общехозяйственные расходы учитывают на счете 7200 «Административные расходы» и по такой же статье включают в себестоимость продукции. Указанные счета активные, собирательно-распределительные. На дебете счетов в течение месяца отражают затраты, по кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета. После завершения месяца остатки на указанных счетах отсутствуют. Для указанных расходов установлена единая методика контроля затрат: по каждому их виду составляют плановую смету с подразделением по статьям; аналитический учет затрат осуществляют по статьям в соответствии с установленной номенклатурой; фактические затраты по статьям сопоставляют со сметными и устанавливают отклонения.
Указанным расходам, имеющим общие характеристики, свойственны некоторые различия. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования считаются условно-переменными, т. е. зависящими от объема производства продукции, а цеховые и общезаводские расходы — условно-постоянными, т. е. не зависящими от объема производства продукции. Кроме того, в составе общехозяйственных расходов размер многих из них регламентируется государством.
По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования списывают на счета 8040 «Основное производство» и распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования. При отсутствии сметных ставок расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.
Следует отметить, что распределение косвенных расходов между объектами калькуляции может осуществляться несколькими способами: пропорционально основной заработной плате, нормативным или плановым затратам, сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часов оборудования и др.
При выборе способа распределения косвенных расходов предприятия необходимо учитывать специфику его работы, в том числе уровень механизации и автоматизации отдельных подразделений, уровень квалификации счетных работников и другие факторы.
В небольших организациях можно отказаться от раздельного учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и других общепроизводственных расходов. В этом случае организация самостоятельно устанавливает номенклатуру статей общепроизводственных расходов с выделением наиболее существенных. Эти расходы целесообразно закрепить за центрами затрат и центрами ответственности для усиления контроля за ними.
Общие для всей организации расходы учитывают на активном синтетическом счете 7200 «Административные расходы». Их аналитический учет ведут по отдельным статьям, сгруппированным в четыре раздела (А, Б, В, Г):
А. Расходы на управление организацией
1) «Заработная плата аппарата управления организацией»;
2) «Командировки и перемещения»;
3) «Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны»;
4) «Прочие расходы» (канцелярские, почтово-телеграфные и т. п.);
5) «Отчисления на содержание вышестоящих организаций».
Б. Общехозяйственные расходы
6) «Содержание прочего общезаводского (неадминистративно-управленческого) персонала»;
7) «Амортизация основных средств»;
8) «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера»;
9) «Производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство и технические усовершенствования»;
10) «Охрана труда» (расходы по технике безопасности, производственной санитарии и т. п.);
11) «Подготовка кадров»;
12) «Организованный набор рабочей силы»;
13) «Прочие расходы».
В. Сборы и отчисления
14) «Налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы».
Г. Общезаводские непроизводительные расходы
15) «Потери от простоев»;
16) «Потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах» (в тех случаях, когда ущерб не может быть взыскан с виновников);
17) «Недостача материалов и продукции на заводских складах (за вычетом излишков)» (в тех случаях, когда эти потери не могут быть взысканы с виновных лиц);
18) «Надбавки за вычетом скидок по косинусу «ФИ» (уплаченные предприятием надбавки к тарифу за электроэнергию за низкий коэффициент использования мощности электроустановок);
19) «Прочие непроизводительные расходы».
В организациях с бесцеховой структурой управления в номенклатуру общезаводских расходов дополнительно включают статьи: «Содержание персонала отделений» (основная и дополнительная заработная плата инженерно-техническо о персонала, служащих и младшего обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды; содержание, текущий ремонт и амортизация оборудования, транспортных средств, зданий, сооружений и инвентаря отделений и другие общепроизводственные расходы).
Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляют специальные ведомости распределения этих расходов. На предприятиях промышленности общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяют между объектами калькуляции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.
В составе общехозяйственных и общепроизводственных расходов многие виды затрат ограничены утвержденными в установленном порядке лимитами, нормами и нормативами для целей налогообложения, контроля затрат и других целей (командировочные, представительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров и др.).

1.3 Документальное оформление, учет и распределение израсходованных в производстве материальных, трудовых и финансовых ресурсов

Основная задача бухгалтеров в этой сфере сводится к расчету фактически израсходованных ресурсов, включение их в себестоимость продукции, работ, услуг с целью возмещения средств для осуществления в будущем различных хозяйственных процессов. В некоторых случаях трудно сразу рассчитать, какая сумма затрат должна быть списана на определенный вид продукции, заказ, работу, поэтому бухгалтерам рекомендуется ведение специальных учетных регистров (например листков расшифровок), в которых будут собираться затраты по статьям расходов для дальнейшего распределения их между видами продукции, работ и т.п.
Учет и распределение расхода материалов.
Материалы отпускаются в производство на основе надлежаще оформленных документов по весу, объему, площади или счету, в строгом соответствии с нормами и требованиями технологического процесса. Приказами МФ РК от 11 марта 2005 г. №117 и от 19 марта 2005 г. № 128 утверждены формы по учету материалов, которые должна применять любая организация при оформлении соответствующих расходов. Процесс распределения израсходованных материалов осуществляется на основе первичных документов, которые группируются:
- по видам материально-производ твенных затрат;
- по местам использования (цех, отдел, участок и т.д.);
- по заказам (видам продукции, работ, услуг);
- по статьям расходов.
Учет отходов
При обработке материалов в процессе производства образуются отходы. К ним относятся остатки материалов, которые образовались в результате технологической обработки и потеряли полностью или частично качества, свойственные данному виду материалов (полномерность, форму и др.).
Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные нужды, называют возвратными.
Отходы, не представляющие никакой потребительской ценности (не используются внутри организации, не подлежат реализации на сторону, а также невидимые отходы, усушка, угары и пр.), называются безвозвратными.
Стоимость возвратных отходов уменьшает сумму затрат производства, что требует бухгалтерской записи по счетам:
Д-т сч. 1310 «Материалы»
К-т сч. 8010 «Основное производство»
На основе накладных на сдачу на склад отходов материалов составляют группировочную ведомость о списании их стоимости с соответствующих заказов, работ, услуг.
Указанные суммы записывают в карточках аналитического учета затрат на производство по заказам по статье «Возвратные отходы производства» со знаком минус (-) и в ведомости 2 к журналу-ордеру № 10 бухгалтерской записью (дебет счета 1320, кредит счета 8010).

Суммирование и распределение расходов будущих периодов
Расходы будущих периодов возникают в связи с освоением новых видов продукции, предварительной подпиской на техническую литературу, списанием начисленных лицензионных платежей (роялти), выполнением объема ремонтных работ по основным средствам и пр.
В момент совершения расходов на их сумму дебетуется счет 1610 «Расходы будущих периодов». По мере наступления соответствующих отчетных периодов относящиеся к ним расходы подлежат распределению (списанию). В зависимости от содержания расходов применяются два способа их списания.
Первый способ применяют при освоении производства нового вида продукции, которое влечет за собой определенные затраты, планируемые и учитываемые по установленной номенклатуре статей. По мере передачи указанной продукции в серийное производство затраты на освоение подлежат списанию, погашению, Т.е. ежемесячному включению в себестоимость данного вида продукции, частями, обычно в течение двух лет, отдельной (прямой) статьей калькуляции. Сумма к списанию зависит от количества выпущенной продукции данного вида и установленной нормы.
Пример. Расходы по освоению составили 800 000 тенге. План выпуска продукции на предстоящие два года - 2000 ед. Норма списания за единицу продукции - 400 тенге (8000/ 2000). Выпуск отчетного месяца - 30 ед. к списанию - 12000 тенге (400*30):

Д-т сч. 8010 «Основное производство» - аналитический счет
- соответствующий заказ 12000 тенге
К-т сч. 1610 «Расходы будущих периодов» 12000 тенге
Второй способ применяют при затратах на ремонт основных средств и прочих расходах аналогичного содержания. Такие расходы списывают равными долями в отчетном периоде, к которому они относятся.
Пример. В апреле 2007 года проведен ремонт оборудования в стоимости 600 000 тенге (Д-т сч.1610 «Расходы будущих периодов», К-т сч. 3310 «Счета к оплате»). В соответствии с решением совета директоров стоимость ремонта будет списана на себестоимость продукции в течение 6 месяцев. В апреле была списана 1/6 полугодовой суммы - 100 000 тенге (Д-т сч. 8040-К-т сч. 1610).
Учет потерь производства
Наряду с производственными затратами в процессе производства могут возникать и непроизводительные расходы, увеличивающие себестоимость продукции, работ и услуг. В первую очередь к ним относятся потери от брака продукции. По месту обнаружения различают брак внутренний и внешний. Первый выявляется в организации до отправки продукции покупателям, второй - выявляется покупателем. В зависимости от вида брака его подразделяют на исправимый и окончательный (неисправимый).
Исправимый брак требует дополнительных затрат для доведения продукции до заданного качества.
Неисправимый брак вместе с затратами на него изымают из производства.
В обоих случаях организация частично возмещает затраты на брак через удержания с виновников брака (рабочих, поставщиков) и стоимость оприходованных материальных ценностей (отходов).
Разница между затратами на брак и возмещенными суммами представляет собой потери от брака.
Оформляется брак извещениями или актами, документами о выработке, в которых отмечают количество сданных годных деталей, изделий и забракованных.
Потери от внутреннего неисправимого брака. Для этого вида брака характерно то, что забракованные изделия (детали) изымают из производства. В связи с этим необходимо выделить из общих затрат производства ту долю, которая приходится на забракованные и изъятые изделия (детали), и списать ее со счета 8010 «Основное производство» по статьям затрат (материалы, заработная плата, общепроизводственные расходы) на счет 1060. Для этого рассчитывают себестоимость забракованных изделий по статьям затрат следующим образом:
- исчисляют стоимость материалов по нормам с расценкой по договорным ценам, прибавляют сумму транспортно-заготови ельных расходов и исключают стоимость возвратных отходов;
- определяют заработную плату по нормам, социальный налог, начисленный на нее, включая последнюю операцию, перед которой обнаружен брак;
- исчисляют общепроизводственные расходы по нормам, предусмотренным в нормативной или плановой калькуляции.
Общехозяйственные расходы, стоимость инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы в расчет себестоимости забракованных изделий не включают.
Потери от неисправимого брака. Брак, обнаруженный покупателем, обычно отражают в документах не за тот месяц, в котором были изготовлены забракованные изделия, а позднее. Стоимость изделия уже списана со счета 900 «Основное производство», поэтому внешний неисправимый брак оценивают по производственной себестоимости. Кроме того, к потерям от брака относятся транспортные расходы, которые были включены в счет покупателю, и транспортные расходы по возврату забракованного изделия.
Данные отдельных расчетов и документов о браке группируют в ведомости потерь в производстве.
К непроизводственным расходам, увеличивающим себестоимость продукции, работ и услуг, относятся потери от простоев. Они также подразделяются на два вида по месту возникновения: внутренним и внешним причинам. Любые из них могут быть связаны с неподачей энергии, плохой наладкой оборудования, отсутствием материалов, но за этот период рабочим начисляется заработная плата и отчисления на нее, которые составят сумму потерь от простоев. Простой оформляется актами с указанием времени простоя и причин.


ГЛАВА 2. УЧЕТ И АНАЛИЗ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ТОО «ТЕМИРЖОЛСУ-КОКШЕТАУ


2.1 Краткая экономическая характеристика ТОО «Темиржолсу-Кокшета »

ТОО «ТЖС-Кокшетау» является филиалом АО «Темиржолсу», главными задачами предприятия являются:
- содержание находящихся на балансе сооружений, устройств и оборудования систем водоснабжения, канализации и теплоснабжения;
- обеспечение безаварийной работы;
- снабжение водой потребителей в нормативных объемах и надлежащего качества;
- обеспечение приема, качественной очистки и отвода сточных вод;
- оказание платных услуг сторонним организациям и населению.
По объему выполняемой работы дистанция относится к 1-ой группе и обслуживает следующие объекты:
- пункты водоснабжения централизованные – 2 шт.;
- пункты водоснабжения нецентрализованные – 8 шт.;
- водопроводные сети – 89,22 км.;
- водонапорные башни – 7 шт.;
- станция обезжелезования – 1 шт.;
- артезианские скважины (центр. водосн.) – 25 шт.;
- насосные станции – 20 шт.;
- пункты, имеющие централизованную канализацию – 2 шт.;
- канализационные сети – 14,48 км.;
- канализационные насосные станции – 1 шт.;
- пункты водоснабжения, оборудованные устройствами для заправки ж/д цистерн – 1 пункт;
- пункты водоснабжения, оборудованные устройствами для заправки автоцистерн – 3 пункта (Азат, Кокшетау, Джамантуз).
ТОО «ТЖС-Кокшетау» в своей структуре имеет 2 участка, обслуживающих 31 населенных пунктов. Всего по дистанции обслуживается 18 объектов железнодорожного транспорта, 18 потребителей сторонних организаций, 2999 лицевых счетов населения.
Предприятие имеет право заниматься следующими видами деятельности:
- услуги водохозяйственной и канализационных систем;
- оказание услуг по бурению и обустройству скважин;
- оказание услуг по капитальному ремонту глубинных и консольных насосов;
- оказание услуг по обслуживанию водопроводных и канализационных сетей и сооружений, скважин;
- оказание услуг по капитальному ремонту наружных и внутренних водопроводных и канализационных сетей и сооружений, скважин;
- оказание услуг по обеспечению технической водой для нужд населения и предприятий;
- оказание услуг по установке приборов учета воды;
- другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РК.
Уставный капитал товарищества составляет 171 568 169 тенге. Сформировано 100%.

Таблица 2.1.1 – Основные технико-экономически показатели деятельности ТОО «Темиржолсу-Кокшетау за 2003-2005 годы (тыс. тенге)


Выручка из года в год растет с 26 544 тыс. тенге в 2003 году до 32 272 тыс. тенге в 2004 году и до 53 468 тыс. тенге в 2005 году. В 2005 году достигнута рентабельность производства.
На конец 2005 года численность работников составляет 102 человека, из них 10 человек составляют администрацию, а остальные – производственный персонал.


2.2 Учет накладных расходов на ТОО «Темиржолсу-Кокшетау

На предприятии расходы подразделяются на расходы периода и расходы на основное производство.
Дадим характеристику деятельности предприятия по которому ведется учет расходов.
За 2005 год объем реализации воды составил 694,282 тыс. м3, при плане 1176,571 тыс. м3, что составляет 58,2%, в том числе для нужд железнодорожного транспорта объем реализации воды составил 42,405 тыс. м3, при плане 30,052 тыс. м3, что составляет 141,1%. Из общего объема воды реализация питьевой воды составила 246,957 тыс. м3, технической 447,325 тыс. м3. Причиной невыполнения плана реализации питьевой и технической воды является:
- передача местным исполнительным органам объектов ст. Кокшетау-2, которые заложены в тарифную смету;
- основной потребитель технической воды – котельная, которая в летнее время не работала, что и привело к снижению объема потребления воды.
Объем сброса сточных вод составил 36,122 тыс. м3, при плане 33,7 тыс. м3, в том числе для нужд железнодорожного транспорта 21,025 тыс. м3, при плане 17,564 тыс. м3. По состоянию на 01.01.2006 года по дистанции установлено приборов учета реализации воды – 810, в том числе на предприятиях железнодорожного транспорта 17 приборов или 38% от общего количества объектов железнодорожных предприятий.
Согласно штатного расписания численность работников составляет до передачи станции 251 человек, после передачи станции 168, фактически работает по состоянию на 1 января 2006 года 93 человека. За 2005 год премиальное вознаграждение не выплачивалось.
Рассмотрим расчет заработной платы на ТОО «Темиржолсу-Кокшетау за 2005 год.
Административные расходы в 2005 году по заработной плате составили 5379 тыс. тенге, при плане 5502 тыс. тенге.

Таблица 2.2.1 – Оплата работников предприятия

Работникам администрации и работникам не основного производства заработная плата рассчитывается следующим образом.

Таблица 2.2.2 – Корреспонденция расходов на оплату труда административному и общехозяйственному персоналу за 2005 год


Учет затрат на оплату труда основного персонала ведется по двум направлениям производства – это работники водоснабжения и работники по стокам.
Расходы по заработной плате работников основного производства учитываются на счете 8010/1 «Оплата труда», а затем аккумулируются на счете 8010 «Основное производство». Для учета затрат на производство применяются счета подраздела 8010 "Основное производство", которые имеют разное назначение.
За 2005 год израсходовано на оплату труда по основному производству – 18677 тыс. тенге, в том числе по водоснабжению 12115 тыс. тенге, при бюджете 14 980 тыс. тенге, по стокам 2 204 тыс. тенге, при бюджете 3 242 тыс. тенге, прочие 3 481 тыс. тенге.
В целом по ТОО «Темиржолсу-Кокшетау экономия по заработной плате составила 6 824 тыс. тенге за счет не до содержания штата.
В статье "Оплата труда" отражаются расходы на заработную плату основного производственного персонала ТОО «Темиржолсу-Кокшета », включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также расходы на заработную плату не состоящих в штате предприятия работников, относящихся к основной деятельности. В состав расходов на оплату труда включаются:
- заработная плата за выполненную работу, начисленная, исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с индивидуальным трудовым договором и принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда;
- выплаты премий работникам на основании конкретных показателей и условий премирования (текущее премирование - предусмотренное системой оплаты труда и единовременное - как поощрение работников вне системы оплаты труда), надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, выполнение особо сложной работы и т. д;
- доплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе: доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, за интенсивность труда, работу в выходные и праздничные дни, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в особо вредных условиях труда, за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями;
- стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам);
- оплата в соответствии с действующим законодательством очередных и дополнительных отпусков (компенсация за неиспользованный отпуск), а также времени, связанного с выполнением государственных обязанностей, с прохождением медицинских осмотров;
- выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности работников и штата, компенсации при переводе работника на работу в другую местность вместе с организацией в случаях, установленных законодательством;
- единовременные вознаграждения за выслугу лет, по итогам работы, предусмотренные системой оплаты труда и премирования;
- доплаты, к которым относится разница между прежней заработной платой и заработной платой по новой работе в соответствии с временным переводом на более легкую работу в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, полученным в связи с исполнением трудовых обязанностей;
- плата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови;
- оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера, включая договор подряда, если расчеты с работниками за выполненную работу производятся непосредственно самим предприятием. При этом размер средств на оплату труда работников за выполнение работ по договору подряда определяется, исходя из сметы этих работ (услуг), актов выполненных работ, платежных документов и др.;
- другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в оплату труда работников.
Рассмотрим калькуляцию расходов на оплату труда работников основного производства ТОО «Темиржолсу-Кокшета » за 2005 год.

Таблица 2.2.3 – Корреспонденция расходов на оплату труда персоналу основного производства за 2005 год


Изучим правила учета работников ТОО «Темиржолсу-Кокшетау и расчета их заработной платы.
При приеме на работу в ТОО «Темиржолсу-Кокшетау заключается индивидуальный трудовой договор в письменной форме, он составляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. Один экземпляр данного договора передается работнику после подписания сторонами. Индивидуальный договор в соответствии со ст. 9 Закона «О труде в Республике Казахстан» должен содержать:
1) Реквизиты сторон:
- полное наименование работодателя (юридического лица), его местонахождение, номер, дату государственной регистрации учредительных документов юридического лица;
- фамилия, имя, отчество и должность работодателя, а в случае, когда работодатель физическое лицо, то и адрес, наименование, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего его личность;
- фамилия, имя, отчество работника, наименование, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего его личность;
- номер СИК, РНН;
2) трудовую функцию;
3) срок индивидуального трудового договора;
4) дату начала осуществления трудовых обязанностей;
5)'' характеристики условий труда, гарантии и компенсации работникам за тяжелую работу или работу во вредных или опасных условиях;
6) режим рабочего времени и времени отдыха;
7) условия оплаты труда и охраны труда;
8) права и обязанности работодателя;
9) права и обязанности работника;
10) порядок изменения, расторжения и пролонгации индивидуального трудового договора;
11) порядок выплат компенсаций и предоставление гарантий;
12) ответственность сторон.
Работник ТОО «Темиржолсу-Кокшетау имеет право заключать с несколькими работодателями индивидуальные трудовые договоры, предусматривающие неполную продолжительность рабочего времени.
После заключения индивидуального трудового договора работодатель обязан издать приказ «О приеме на работу» (ф. № Т-1), который заполняется работником отдела кадров на всех работников. На обратной стороне приказа указываются характеристики будущей должности работника.
Подписанный руководителем предприятия приказ выдается работнику под расписку. Служба кадров ТОО «Темиржолсу-Кокшетау на основании приказа о приеме на работу заполняет личную карточку, делает отметку о зачислении работника на работу в трудовой книжке, а бухгалтерия открывает лицевой счет или соответствующий ему документ.
На работников всех категорий, в том числе на специалистов с высшим и средним образованием, рабочих, заполняется личная карточка (ф. № Т-2). Личная карточка выписывается в одном экземпляре работником службы кадров ТОО «Темиржолсу-Кокшетау на основании опроса работника и соответствующих документов: паспорта (удостоверения личности), военного билета, трудовой книжки, диплома (свидетельства, удостоверения) об окончании учебного заведения и других документов. Коды профессии и специальности определяются соответственно по классификаторам профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и специальностей по образованию. Все последующие изменения данных о работнике (образование, перемена места жительства и т.д.) регулярно отражаются в личной карточке.
С каждой новой записью в трудовой книжке администрация обязана ознакомить работника под расписку. На научных работников выписывается «учетная карточка научного работника» (ф.№Т-4).
При переводе работника из одного цеха (отдела, участка) в другой, выписывается «Приказ о переводе на другую работу» (ф. № Т-5), который заполняется работником отдела кадров в одном экземпляре. Приказ визирует начальник (мастер) структурного подразделения прежнего и нового места работы и подписывает руководитель предприятия. На основании приказа о переводе на другую работу отдел кадров делает отметки в личной карточке, трудовой книжке и других документах. На оборотной стороне формы делаются отметки о несданных имущественно-материал ных ценностях, числящихся за работниками на прежнем месте работы.
При увольнении работников издается «Приказ о прекращении трудового договора» (ф. № Т-8), который заполняется в службе кадров в двух экземплярах на всех работников и подписывается начальником (мастером) структурного подразделения или руководителем предприятия. На основании приказа (ф. № Т-8) бухгалтерия производит расчет с работником. При увольнении по собственному желанию работник оформляет заявление на лицевой стороне формы.
Учет использования рабочего времени всех категорий работающих ведется в «Табеле учета рабочего времени» (ф. № Т-13) для контроля за соблюдением рабочими и служащими установленного режима рабочего времени, расчета оплаты труда, а также для проведения статистической отчетности по труду. Табель составляется в одном экземпляре уполномоченным лицом, после соответствующего оформления передается в бухгалтерию. Отметки в табеле о причинах неявок на работу или о работе неполный рабочий день, о работе в сверхурочное время и других отступлениях от нормальных условий работы должны быть сделаны только на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справки о выполнении государственных или общественных работ). Учет использования рабочего времени осуществляется в табелях методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, либо путем регистрации отклонений (неявок, отклонений и т.д.).
Табели учета рабочего времени (ф. № Т-13, Т-13А) применяются в условиях автоматизированной обработки данных.
При ручной обработке данных применяется «Табель учета рабочего времени и расчета заработной платы» (ф. № Т-12), который мало чем отличается от формы № Т-13.
В зависимости от срока, на который оформляют на работу, работники подразделяются на постоянных, временных, сезонных. К постоянным относятся работники, принятые на работу без указания срока работы; к временным - принятые на работу на определенный срок в пределах двух месяцев или на неопределенный срок, но не выше двух месяцев, а также принятые на работу на срок не выше четырех месяцев для замещения временно отсутствующих работников, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется их должность; к сезонным - работники, которые в силу природных и климатических условий выполняют работу не весь календарный год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев.
На ТОО «Темиржолсу-Кокшетау повременная форма оплаты труда, при которой оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от объема выполненных работ.
Заработную плату рабочему рассчитывают путем умножения часовой (дневной) тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов (дней). Заработную плату другим категориям работников определяют следующим образом. Если работники отработали все рабочие дни месяца, то их заработную плату составят установленные для них оклады. Если работники отработали неполное число рабочих дней, то заработную плату начисляют путем деления установленной ставки на календарное количество рабочих дней и умножением полученного результата на количество оплачиваемых за счет предприятия рабочих дней.
При повременной форме оплаты труда работающему лицу устанавливается должностной оклад, который выплачивается ему постоянно, если он отработал полностью все дни в месяце; в случае неполных рабочих дней оплата производится за фактически отработанное время.
Султанов Б. А. - слесарь 5 разряда. В январе 2006 г. он отработал 168 час., а в феврале - 100 час. На предприятии режим работы труда - сменный, пятидневная рабочая неделя; оплата труда - повременная. Необходимо начислить заработную плату слесарю Султанову В.А. за январь и февраль месяцы, для этого определяем:
- месячную заработную плату в январе. Плановый месячный баланс рабочего времени в январе - 168 час. Месячная тарифная ставка, согласно единой тарифной сетки: 3484 тенге х 1,33 = 4633,72 тенге. Плановый месячный баланс рабочего времени в январе отработан полностью, поэтому начисление его составит 4633,72 тенге.
- фактическую заработную плату в феврале. Плановый баланс рабочего времени в феврале - 160 час. Слесарем отработано фактически 100 час. Рассчитываем часовую тарифную ставку: 4633,72 тенге : 160 час. = 28,96 тенге. Фактическая заработная плата в феврале составит: 28,96 тенге * 100 час. = 2896 тенге.
Доходы налогоплательщика, облагаемые за налоговый год подлежат обложению по следующим ставкам.

Таблица 2.2.4 - Ставки индивидуального подоходного налога


и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.