Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Лекции Избирательный процесс как инструмент формирования представительных органов власти
Информация:
Тип работы: Лекции.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
1.
Избирательный процесс
как инструмент
формирования представительных
органов власти
Процессуальное
осуществление субъектами своих
прав и обязанностей является основным
содержанием норм избирательного права,
подавляющее большинство которых
являются процессуальными. Избирательный
процесс можно определить как
направленную на избрание депутатов
и выборных должностных лиц деятельность
субъектов избирательного права
по реализации закрепленных процессуальными
нормами юридических прав и обязанностей
путем осуществления в определенной последовательности
избирательных действий.
Данное определение
содержит следующие признаки
избирательного процесса:
· избирательный
процесс - это деятельность субъектов
избирательного права, т.е. совершение
ими определенных действий, имеющих
юридический характер. Путем совершения
избирательных действий данные субъекты
реализуют закрепленные правовыми
нормами права и обязанности;
· избирательный
процесс - деятельность прямо предусмотренных
правовыми нормами субъектов
процесса, т.е. лиц, органов, организаций,
их объединений, наделенных избирательно-процессу льными
правами и обязанностями;
· избирательный
процесс это деятельность, направленная
на избрание выборных лиц. Избирательный
процесс имеет строго целевое
назначение, юридическим результатом
которого является формирование органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, и избрание
должностных лиц государственной
власти местного самоуправления;
· избирательный
процесс - это деятельность, урегулированная
процессуально-правов ми нормами. Эго
означает, что избирательный процесс
может начаться только на основании
и в соответствии с законом. Избирательный
процесс осуществляется и определенной
правовыми нормами процессуальной
форме;
· избирательный
процесс - это осуществление и
избирательных действий в определенной
последовательности. Поступательное движение
избирательного процесса его необходимая
характеристика. Избирательные действия
осуществляются последовательно. Например,
выдвижение кандидатов невозможно до
назначения выборов, а осуществление
предвыборной агитации невозможно до
регистрации кандидата, и избирательного
объединения[1].
Федеральное законодательство
не содержит легального определении
и избирательного процесса, однако,
оно встречается региональном По
временным рамкам избирательный процесс
совпадает с понятием "избирательная
кампания" - периоду со дня официального
опубликования решения уполномоченного
на го должностного лица, органа государственной
власти, органа местного самоуправления
о назначении выборов до дня официального
опубликования результатов выборов. Принципы
избирательного процесса. Процессуально
правовые принципы закрепляют основные
начала избирательного процесса, важнейшие
требования, предъявляемые к участникам
процесса и избирательно-процессу льной
формой. Основными
принципами и избирательного
процесса являются следующие
принципы. Принцип
осуществления организации
и проведения выборов
специально создаваемыми
независимыми органами
избирательными комиссиями.
Для проведения
выборов создаются специальные
органы - избирательные комиссии. Организация
и проведение выборов является их
основной функцией, а у комиссий,
которые не являются государственными
или муниципальными органами, - единственной
функцией. Избирательные комиссии в
пределах своей компетенции, установленной
федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации, независимы от органов
государственной власти и органов
местного самоуправления. Решения и акты
избирательных комиссий, принятые в пределах
их компетенции обязательны для органов
исполнительной власти, органов местного
самоуправления, государственных учреждений,
кандидатов, избирательных объединений
(блоков), общественных объединений, организаций,
должностных лиц, избирателей. Принцип
непрерывности и
поступательности избирательного
процесса. Непрерывность процесса означает,
что, начавшись в положенный срок, избирательный
процесс проходит через все предусмотренные
законом процессуальные стадии и обязательно
заканчивается вынесением соответствующей
избирательной комиссией акта по итогам
выборов. Это может быть определение результатов
выборов и избранных лиц либо признание
выборов несостоявшимися или недействительными.
Избирательный процесс не может завершиться
иным способом, досрочно, по воле каких-либо
участников процесса. Поступательность
процесса означает заранее заданную законом
последовательность смены стадий избирательного
процесс . Невозможна иная последовательность
стадий, чем это предусмотрено законом,
например, предвыборная агитация недопустима
до выдвижения и регистрации кандидата. Принцип
законности выражается в обязанности
всех участников процесса соблюдать требования,
установленной законом избирательно-процессу льной
формы, действовать в рамках предоставленных
законом полномочий, исполнять обязанности,
возложенные избирательно-правовы и нормами.
Избирательное законодательство предусматривает
различные формы реагирования на случаи
несоблюдения своих норм. Основной из
этих форм является ответственность участников
процесса за нарушения избирательного
законодательства, предусмотренная в
трех видах: избирательно-правова ответственность,
административная ответственность и уголовная
ответственность. Принцип
гласности (открытости). Являясь публично-правовой
процедурой, избирательный процесс предполагает
открытость. Этот принцип не является
абсолютным, так как не ко всем действиям
субъектов процесса закон предъявляет
требование публичного совершения. Например,
процесс подбора кандидатур для выдвижения
избирательным объединением, блоком, их
расположения в списке кандидатов, договорный
процесс избирательных объединений по
вопросу формирования избирательного
блока остаются «в тени» процесса. Доведение
такого рода информации до сведения избирателей
— дело соответствующих избирательных
объединений. Основное значение принцип
открытости приобретает в деятельности
избирательных комиссий, которая в соответствии
с требованиями закона должна осуществляться
гласно. Это обеспечивается закреплением
права зарегистрированных кандидатов,
их доверенных лиц, уполномоченных представителей
избирательных объединений (блоков), средств
массовой информации присутствовать на
всех заседаниях избирательных комиссий;
обязанности избирательных комиссий публиковать
свои решения в средствах массовой информации;
права наблюдателей присутствовать на
избирательных участках в день голосования
и других прав. Однако действие указанного
принципа не ограничивается указанной
сферой. Все действия иных субъектов процесса,
имеющие важное значение для полноценной
реализации избирательных прав граждан
и для совершения которых требуется контроль
со стороны государства, должны осуществляться
публично. Наиболее наглядно это проявляется
в регулировании отношений по финансированию
выборов. В данном аспекте избирательное
законодательство нацелено на достижение
максимальной прозрачности; Принцип
равноправия однопорядковых
субъектов избирательного
процесса. Данный принцип означает равенство
полномочий (прав и обязанностей) субъектов
процесса. Равноправие возможно только
между одинаковыми по статусу субъектами.
Нельзя говорить о, например, равноправии
избирателя и избирательного объединения
— у них совершенно разный статус, различные
полномочия и предназначение в процессе.
Равноправие означает равенство между
собой избирателей, равенство между собой
избирательных объединений (блоков), равенство
между собой кандидатов[3]. Данный принцип
означает также равноправие однопорядковых
субъектов во взаимоотношениях с избирательными
комиссиями. Недопустимо различное отношение
комиссий, например, к разным кандидатам; Принцип
документальности избирательного
процесса означает фиксирование производства
процессуальных действий в избирательных
документах. Законодательство содержит
большой перечень избирательных документов,
закрепляет высокие требование к их форме
и содержанию. Особое место среди избирательных
документов занимают так называемые избирательные
документы «строгой отчетности» (избирательные
бюллетени, открепительные удостоверения),
а также протоколы избирательных комиссий
об итогах голосования.
Приведенный перечень
принципов не является
исчерпывающим, в нем отражены основные
принципы процесса. Помимо них можно выделять
принципы, отражающие содержание отдельных
стадий избирательного процесса, например:
принцип равенства избирательных округов,
принцип свободы в выборе форм и методов
ведения предвыборной агитации, принцип
равного доступа к средствам массовой
информации, принцип смешанного финансирования
выборов, принцип единого порядка установления
итогов голосования и определения результатов
выборов и другие.
Принцип поступательного
осуществления избирательного процесса
позволяет разделить его на относительно
самостоятельные, сменяющие друг друга
стадии, в совокупности образующие
его структуру. Выделяются
следующие обязательные
стадии избирательного
процесса:
· назначение выборов;
· образование
избирательных округов, избирательных
участков, составление списков избирателей,
образование избирательных комиссий;
· выдвижение кандидатов;
· предвыборная
агитация;
· голосование,
подсчет голосов, установление итогов
голосования, определение результатов
выборов и их опубликование. Указанные
стадии составляют содержание
любого избирательного
процесса, и он невозможен
при отсутствии хотя
бы одной из них.
Факультативной
стадией является повторное голосование,
которое проводится при использовании
мажоритарной системы абсолютного
большинства, когда в результате
голосования ни один из кандидатов
не набрал необходимого числа голосов
и не был избран.
Общая картина
избирательного процесса выглядит следующим
образом. В установленный законом
срок уполномоченный на то орган (должностное
лицо) издает акт о назначении выборов,
которым определяется дата голосования.
После опубликования этого акта начинается
формирование так называемой «инфраструктуры
выборов»: образование избирательных
округов (в случае, когда территория, на
которой проводятся выборы, делится на
избирательные округа), составление и
уточнение списков избирателей, формирование
соответствующих избирательных комиссий.
После образования избирательных округов
(а в случае, если выборы проводятся по
одному избирательному округу - со дня
опубликования решения о назначении выборов)
начинается выдвижение кандидатов (списков
кандидатов), образование ими избирательных
фондов, сбор подписей в их поддержку.
Стадия выдвижения заканчивается регистрацией,
определяющей круг участников процесса,
которые будут бороться за получение распределяемых
на выборах мандатов и которые, в случае,
если не откажутся от участия в выборах,
будут находиться в избирательном бюллетене.
После регистрации кандидаты, избирательные
объединения, избирательные блоки вправе
приступать к предвыборной агитации, и
ходе которой в различных формах осуществляется
воздействие на избирателей с целью побудить
их к голосованию за тех или иных кандидатов
(списки кандидатов). Предвыборная агитация
закапчивается за день до дня голосования,
чтобы дать избирателям возможность «собраться
с мыслями» перед волеизъявлением, которое
осуществляется путем голосования бюллетенями
па избирательных участках. По окончании
голосования участковыми избирательными
комиссиями осуществляется подсчет голосов,
а вышестоящими комиссиями - подведение
итогов голосования и определение результатов
выборов. Заключительным моментом избирательного
процесса является опубликование результатов
выборов. Следует
отметить, что и после опубликования
результатов выборов осуществляются некоторые
избирательные действия: представление
кандидатами, избирательными объединениями,
избирательными блоками финансовых отчетов,
передача на хранение избирательной документации
и другие. Однако данные действия не направлены
непосредственно на избрание выборных
лиц, а являются служебными (обеспечительными)
по отношению к основным избирательно-процессу льным
действиям, осуществляемым в рамках обозначенных
стадий избирательного процесса.
Таким образом можно
сделать вывод, что избирательный
процесс является разновидностью процессуальной
деятельности, касающейся деятельности
по проведению выборов с целью формирования
представительных органов власти различных
уровней. 3.
Субъекты избирательного
права (процесса)
Граждане и
их объединения, реализующие конституционные
избирательные права, а также
лица и организации, обеспечивающие
проведение выборов. Избирательное
законодательство выделяет три группы
таких субъектов: 1) граждане, наделенные
активными избирательными правами
(избиратели). В качестве избирателей
выступают граждане, достигшие установленного
законом возраста, по достижению которого
они могут осуществлять принадлежащие
им активные избирательные права. Соответственно,
избирателем признается гражданин,
обладающий правом участия в голосовании
на выборах депутатов и выборных
должностных лиц. К другим юридическим
характеристикам избирателя следует отнести
дачу им согласия на выдвижение своей
кандидатуры на выборную должность; участие
в выдвижении кандидатов; самовыдвижение;
внесение своей фамилии в подписные листы
в поддержку выдвижения и регистрации
соответствующего лица кандидатом в депутаты
и на выборную должность; агитация за или
против избрания кандидата депутатом
или выборным должностным лицом; участие
в иных предвыборных мероприятиях; финансирование
кандидатов; выполнение функций доверенного
лица кандидата, наблюдателя; вхождение
в состав избирательных комиссий и т.д.
Совокупность всех граждан, обладающих
активным избирательным правом, образует
избирательный корпус. Совокупность избирателей,
намеревающихся принять непосредственное
участие в избирательной кампании, именуют
электоратом. К этой же группе субъектов
избирательного права кроме избирателей
относятся: кандидаты (в депутаты/на выборные
должности), список кандидатов, зарегистрированные
кандидаты (зарегистрированный список
кандидатов), избирательные объединения,
избирательные блоки. К этой группе примыкают
участники избирательного процесса, представляющие
интересы кандидатов, избирательных объединений
и избирательных блоков. К ним относятся
доверенные лица кандидатов, уполномоченные
представители избирательных объединений
(блоков), члены избирательных комиссий
с правом совещательного голоса, наблюдатели:
особую группу субъектов избирательного
процесса образуют лица и органы, обеспечивающие
реализацию избирательных прав граждан.
К таковым прежде всего относятся избирательные
комиссии, члены избирательных комиссий
с правом решающего голоса, а также главы
муниципальных образований; в некоторых
случаях - суд соответствующего уровня.
Соответственно, субъектами
избирательного права
являются: 1) граждане, обладающие активными избирательными
правами (избиратели);
2) граждане и их объединения, реализующие
пассивные избирательные права, - кандидаты
на выборные должности, избирательные
объединения и избирательные блоки, их
уполномоченные представители, инициативные
группы граждан по выдвижению кандидата
на выборную должность; представители
кандидатов, их доверенные лица, наблюдатели;
3) избирательные органы - избирательные
комиссии.
3.Проведение
выборов (избирательный
процесс)
Проведение выборов
состоит из нескольких стадий, последовательно
сменяющих одна другую от момента
назначения даты выборов до объявления
о результатах голосования. Это
и есть избирательный процесс, представляющий
собой сложную систему правоотношений,
в которых участвуют избиратели,
средства массовой информации, политические
партии, общественные организации и
государственные органы по проведению
выборов.
Основные стадии
избирательного процесса жестко регулируются
законодательством и другими
нормативными правовыми актами. Это
объясняется необходимостью исключить
чей бы то ни было волюнтаризм, способный
порождать конфликты и задержки в развитии
процесса. Демократические выборы проходят
под пристальным наблюдением общественности,
которая весьма болезненно реагирует
на любые отступления от законности.
Использование
Государственной автоматизированной
системы (ГАС) ?Выборы? при подготовке
и проведении выборов и референдума
является одной из гарантий реализации
прав граждан РФ на основе обеспечения
гласности, достоверности, оперативности
и полноты информации о выборах
и референдуме. ГАС ?Выборы? используется
для электронного наблюдения за ходом
и установлением итогов голосования путем
передачи данных от нижестоящих комиссий
вышестоящим комиссиям, а отдельные ее
технические средства — для подсчета
голосов избирателей,
участников референдума.
Эти данные, полученные через ГАС ?Выборы?,
являются предварительной, не имеющей
юридического значения информацией, если
иное не установлено законом. С началом
избирательного процесса ?правила игры?,
т. е. порядок проведения и условия выборов,
меняться не могут, поскольку с момента,
когда избирательные правоотношения уже
возникли, любые попытки изменить ту или
иную норму избирательного закона во имя
защиты прав какой-то части избирателей
на деле ведут к нарушению прав других
избирателей, уже включившихся в избирательную
кампанию. Составление
списков избирателей.
Включение гражданина в список избирателей
или участников референдума служит основанием
для его участия в голосовании. В ряде
стран такие списки составляются на основе
добровольного обращения лиц в соответствующие
государственные органы, но это приводит
к сокращению электората, так как многие
граждане по разным причинам в этих органах
не регистрируются. В Российской Федерации
в списки избирателей включаются все граждане
РФ, обладающие на день голосования активным
избирательным правом. Следовательно,
для того чтобы быть включенным в список
избирателей, гражданину не требуется
обращаться в государственный или муниципальный
орган, так как список составляется официальным
органом по обязанности.
Список избирателей составляется главой
местной администрации на основании
сведений, предоставляемых органами,
осуществляющими регистрацию граждан
по месту жительства или пребывания.
Основанием для регистрации избирателей
на конкретном избирательном участке
является факт проживания гражданина
РФ на территории этого участка, а
также временного пребывания или
наличия открепительного удостоверения.
Гражданин РФ может быть включен
в список избирателей только на одном
избирательном участке, участке
референдума. Это исключает возможность
плюрального вотума, т. е. голосования
на нескольких участках в связи с
наличием, например, частного домовладения
на разных территориях. Основания и
порядок составления списков
избирателей устанавливаются законодательно.
Для того чтобы граждане успели до
выборов устранить любые недоразумения,
установлено, что список избирателей
представляется для всеобщего ознакомления
за
20 дней до
дня выборов. Каждый гражданин
Российской Федерации, обладающий
избирательным правом, вправе заявить
в участковую избирательную комиссию
о невключении его в список
избирателей, а также о любой
ошибке или неточности в списке
избирателей. В течение 24 часов,
а в день голосования — в
течение двух часов участковая
избирательная комиссия обязана
проверить заявление и либо
устранить ошибку, либо дать заявителю
письменный ответ с указанием
причин отклонения заявления.
Решение участковой избирательной
комиссии может быть обжа-
ловано в вышестоящую
избирательную комиссию (соответственно
уровню проводимых выборов) или в
суд, которые обязаны рассмотреть
жалобу в трехдневный срок, а в
день голосования — немедленно.
Этот механизм, обычный в своих
основных чертах для большинства
демократических стран, призван
гарантировать гражданам осуществление
их активного избирательного права.
Целям исключения возможности злоупотреблений
служит правило, согласно которому вносить
изменения в списки избирателей
после окончания голосования
и начала подсчета голосов избирателей
законом запрещается. Образование
избирательных округов
и участков. Для проведения выборов
образуются избирательные округа и участки.
Округа образуются на основании данных
о численности зарегистрированных избирателей.
Границы избирательных округов и число
избирателей в каждом избирательном округе
(схема образования округов) определяются
соответствующей избирательной комиссией
не позднее чем за 80 дней до истечения
срока, в который
должны быть
назначены выборы, и утверждаются
соответствующим представительным
органом. Избирательные округа образуются
при соблюдении определенных требований.
Так, должно быть обеспечено примерное
равенство избирательных округов
по числу избирателей с допустимым
отклонением от средней нормы
представительства избирателей
в труднодоступных и отдаленных
местностях. При образовании многомандатных
избирательных округов соблюдается
примерное равенство числа избирателей
на депутатский мандат. Отклонение
числа избирателей в многомандатном
избирательном округе от средней
нормы представительства избирателей,
умноженной на число депутатских
мандатов в данном округе, не может
превышать 10%, а в труднодоступных и
отдаленных местностях
— 15% от средней нормы представительства
избирателей. Перечень труднодоступных
и отдаленных местностей устанавливается
законом субъекта РФ, вступившим в силу
до дня официального опубликования решения
о назначении выборов. Данные требования
могут не соблюдаться при выборах в федеральные
государственные органы в случае, если
федеральными законами устанавливается
обязательность образования не менее
одного избирательного округа на территории
каждого субъекта РФ. Избирательный округ
составляет единую территорию: не допускается
создание избирательного округа из не
граничащих между собой территорий, за
исключением анклавных территорий. При
соблюдении законных требований образования
избирательных округов учитывается административно-территориальное
деление. Для проведения голосования и
подсчета голосов избирателей избирательный
округ разбивается на избирательные участки.
Эти участки образуются главой местной
администрации по согласованию с соответствующими
избирательными комиссиями. Границы избирательных
участков не должны пересекать границ
избирательных округов. В больницах, санаториях,
домах отдыха и других местах временного
пребывания избирателей, в труднодоступных
и отдаленных районах, на судах, находящихся
в день выборов в плавании, и на полярных
станциях могут образовываться избирательные
участки в тот же срок, а в исключительных
случаях — не позднее чем за три дня до
дня голосования; такие избирательные
участки входят в избирательные округа,
округа референдума по месту их расположения
или по месту приписки судна. Военнослужащие
голосуют на общих избирательных участках.
В воинских частях избирательные участки
могут образовываться только в случаях,
установленных законом. Списки избирательных
участков с указанием их границ и адресов
участковых избирательных комиссий должны
быть опубликованы соответствующим главой
местной администрации не позднее чем
за 40 дней до дня голосования. Избирательные
комиссии. Эти комиссии обеспечивают
реализацию и защиту избирательных прав
граждан, а также осуществляют подготовку
и проведение выборов. Такими комиссиями
являются:
• Центральная
избирательная комиссия РФ;
• избирательные
комиссии субъектов РФ;
• избирательные
комиссии муниципальных образований;
• окружные избирательные
комиссии;
• территориальные
(районные, городские и др.) избирательные
комиссии;
• участковые комиссии.
Избирательные
комиссии также действуют в качестве
комиссий референдума. Все избирательные
комиссии действуют на правовой основе.
Так, полномочия и порядок деятельности
Центральной избирательной комиссии РФ
и иных избирательных комиссий по выборам
в федеральные органы государственной
власти устанавливаются федеральными
законами. Что же касается деятельности
избирательных комиссий по выборам в органы
государственной власти субъектов РФ
и в выборные органы местного самоуправления,
то она устанавливается федеральным законом,
конституциями (уставами), законами субъектов
РФ, уставами муниципальных образований.
Важнейший принцип
деятельности избирательных комиссий
всех уровней состоит в том, что при подготовке
и проведении выборов в пределах своей
компетенции они независимы от государственных
органов и органов местного самоуправления.
Этот принцип призван исключить любое
вмешательство властей в деятельность
комиссий, а следовательно, повлиять на
исход выборов. Акты избирательных комиссий,
принятые в пределах их компетенции, обязательны
для исполнительных органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, кандидатов,
избирательных объединений, организаций,
должностных лиц, избирателей, а также
нижестоящих (соответственно уровню проводимых
выборов) избирательных комиссий. Государственные
органы, органы местного самоуправления,
а также их должностные лица обязаны оказывать
избирательным комиссиям содействие в
реализации их полномочий, в частности
на безвозмездной основе предоставлять
необходимые помещения, транспорт, средства
связи, техническое оборудование, сведения
и материалы, давать ответы на обращения
избирательных комиссий, а также предоставлять
возможность для размещения печатной
информации избирательных комиссий. Формирование
избирательных комиссий на каждом уровне
происходит на соответствующей правовой
базе. Формирование избирательных комиссий
субъектов РФ осу-
ществляется законодательными
(представительными) органами и высшими
должностными лицами субъектов РФ на основе
предложений политических партий, прежде
всего тех, списки которых были на предыдущих
выборах допущены к распределению мандатов
в представительных органах, а также общественных
объединений, органов местного самоуправления.
Половина членов комиссии назначается
законодательным органом, другая —высшим
должностным лицом субъекта РФ (на основе
предложений политических партий). Деятельность
избирательных комиссий осуществляется
гласно и открыто. На заседаниях соответствующей
избирательной комиссии вправе присутствовать
кандидаты и их доверенные лица, представители
избирательных объединений и СМИ. Выдвижение
и регистрация
кандидатов. Право выдвижения кандидатов
(списков кандидатов) принадлежит избирательным
объединениям, а также лицам в порядке
самовыдвижения с последующим сбором
подписей в поддержку или внесением избирательного
залога. Не может быть выдвинут кандидатом
гражданин, не обладающий пассивным избирательным
правом на соответствующих выборах (в
случае утраты этого права регистрация
аннулируется).
Решения о выдвижении кандидатов
от избирательных объединений принимаются
соответственно уровню проводимых выборов
на съездах политических партий, конференциях
их региональных отделений, собраниях
местных отделений. Выдвижение кандидата
возможно при условии представления
лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного
заявления о согласии баллотироваться,
в котором указываются сведения биографического
характера, занимаемая должность, сведения
о судимостях, гражданство, образование,
основное место работы, сведения о размерах
и источниках доходов, об имуществе, вкладах
в банках и др. и дается обязательство
в случае избрания прекратить деятельность,
не совместимую со статусом депутата или
с замещением иной выборной должности.
В поддержку кандидатов, выдвинутых от
избирательных объединений, собираются
подписи избирателей в порядке и количестве,
определяемых законодательством. Максимальное
количество подписей, необходимых для
регистрации кандидатов, не может превышать
2% от числа избирателей, зарегистрированных
на территории избирательного округа.
Порядок сбора подписей и их проверки
регулируется законом. Федеральным законом
предусмотрено, что по усмотрению кандидата,
избирательного объединения регистрация
кандидата производится соответствующей
избирательной комиссией не на основании
представленных подписей избирателей,
а на основании внесенного в избирательную
комиссию этим кандидатом, избирательным
объединением избирательного залога.
Избирательный залог вносится исключительно
из средств избирательного фонда. Размер
избирательного залога составляет 15% от
устанавливаемого законом предельного
размера расходования средств избирательного
фонда кандидата, избирательного объединения.
Залог не возвращается в случае получения
кандидатом менее 5% голосов избирателей,
а для списка кандидатов — менее 3%. Выдвинутые
кандидаты, списки подлежат регистрации
избирательной комиссией. Основания для
отказа в регистрации установлены в законе.
Такие решения могут быть отменены судом.
Решением суда регистрация может быть
отменена в определенных случах (использование
денежных средств помимо избирательного
фонда, использование служебного положения,
подкуп избирателей, призывы экстремистского
характера, сокрытие судимости и др.). Регистрация
списка аннулируется, если число кандидатов,
снявших свои кандидатуры, превышает 25%
списка на федеральных выборах или 50% на
выборах в органы субъектов РФ и местного
самоуправления. Кассационные жалобы
на решения судов о регистрации рассматриваются
судом не позднее дня, предшествующего
дню голосования, а регистрация может
быть отменена не позднее чем за два дня
до дня голосования. Зарегистрированный
кандидат обладает статусом, гарантированным
законом. Все кандидаты обладают равными
правами и несут равные обязанности. Кандидаты,
находящиеся на государственной или муниципальной
службе, а также работающие в СМИ, на время
их участия в выборах освобождаются от
выполнения служебных обязанностей и
не вправе использовать преимущества
своего служебного положения. Кандидаты
после регистрации по их личным заявлениям
освобождаются от работы, военной службы,
военных сборов и учебы на время участия
в выборах. Во время проведения выборов
кандидаты не могут быть по инициативе
администрации (работодателя) уволены
с работы или без их согласия переведены
на другую работу. Время участия кандидата
в выборах засчитывается в общий трудовой
стаж по той специальности, по которой
он работал до регистрации кандидатом.
Кандидат после регистрации не может быть
привлечен без согласия прокурора (соответственно
уровню выборов) к уголовной
ответственности,
арестован или подвергнут мерам административного
наказания, налагаемым в судебном порядке.
При даче согласия прокурор обязан известить
избирательную комиссию, осуществившую
регистрацию кандидата. Предвыборная
агитация. Граждане РФ, общественные
объединения вправе в допускаемых законом
формах и законными методами вести агитацию
за или против любого кандидата, избирательного
объединения. Она начинается за 28 дней
до дня голосования, а прекращается за
один день до этого дня. Кандидатам и избирательным
объединениям гарантируютсяь равные условия
доступа к СМИ. Предвыборная агитация
может осуществляться через средства
массовой информации, путем проведения
предвыборных мероприятий, в том числе
собраний и встреч с гражданами, публичных
дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций,
шествий, выпуска и распространения агитационных
печатных материалов. Но в предвыборной
агитации не могут участвовать, например,
члены избирательных комиссий, государственные
органы, органы местного самоуправления,
должностные лица государственных органов
и органов местного самоуправления, представители
СМИ (Конституционный Суд РФ в постановлении
от 30 октября 2003 г. указал, что это не лишает
журналистов права распространять информацию
о кандидатах). Кандидат, избирательное
объединение имеют право на бесплатное
предоставление им эфирного времени по
каналам государственных и муниципальных
телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное
и радиовещание на территории соответствующего
избирательного округа, на равных основаниях.
Кандидат не вправе использовать предоставленное
ему эфирное время для призывов голосовать
против других кандидатов или списков,
описания негативных последтвий в случае
избрания других кандидатов, распространения
негативной информации о других кандидатах
и т. д. Кроме того, кандидаты имеют право
на основании заключенного с государственной
телерадиокомпанией договора получить
за плату эфирное время сверх эфирного
времени, предоставляемого бесплатно.
Условия оплаты по отношению к кандидатам
и избирательным объединениям должны
быть равными. Порядок предоставления
эфирного времени кандидатам, избирательным
объединениям
по каналам государственных телерадиокомпаний
определяется законами. Государственные
органы, органы местного самоуправления
обязаны содействовать зарегистрированным
кандидатам, избирательным объединениям,
инициативной группе по проведению референдума
в организации и проведении собраний,
встреч с избирателями, публичных
дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций
и шествий. При проведении предвыборной
агитации не д и т.д.................