Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Сущность и пути преодоления правового нигилизма
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 17.9.2014.
Год: 2011.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА
1. Сущность правового нигилизма 5
§
1.1. Формы проявления правового нигилизма 5
§
1.2. Причины появления и развития
правового нигилизма
13
§
1.3. Признаки правового нигилизма
15
ГЛАВА
2. Пути преодоления правового нигилизма
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
ГЛОССАРИЙ
25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 26
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ
Термин
«нигилизм» произошел от латинского
слова «nihil», которое означает «ничто»,
«ничего». Как социальное явление нигилизм
характеризуется:
а)
резко критическим, крайне негативным
отношением к общепринятым, объективным
(абсолютным) ценностям;
б)
максималистским подходом, интенсивностью,
бескомпромиссностью отрицания;
в)
не сопряжен с позитивной программой;
г)
несет в себе деструктивное, разрушительное
начало.
Под
нигилизмом мы понимаем полное отрицание
всего, полный скептицизм. То есть человек
относится ко всему резко отрицательно
и все подвергает сомнению. Если применять
понятие нигилизма к праву вцелом, то можно
получить следующее определение:
Правовой
нигилизм – негативно отрицательное и
равнодушное отношение к праву, основанное
на юридическом невежестве и правовой
невоспитанности основной массы населения.
Юридическое
невежество и правовая невоспитанность
населения имеет разные грани
восприятия так, незнание законов для
одного является стимулом к восполнению
пробелов своих знаний, а для другого,
нежелающего что-либо менять в своей
жизни, к отрицанию и негативному отношению
к закону.
В
отличие от правового идеализма,
где идет переоценка права и его
возможностей правовой нигилизм отрицает
не только «слепую веру в закон»,
но и идет на прямое его нарушение. Однако
правовой идеализм и правовой нигилизм
понятия, противоположные по своему значению,
но имеют общие проблемы и похожие пути
преодоления. Рано или поздно правовой
идеализм превращается в правовой нигилизм,
а правовой нигилизм подпитывает правовой
идеализм. Оба эти явления имеют сходные
корни. И бороться с ними необходимо синхронно.
Если
говорить о правовом государстве, то
оно может стать реальностью в той мере,
в какой общество, государство и каждый
гражданин будут способны покончить с
остатками правового нигилизма, грубейшего
нарушения прав и свобод человека, а также
создать эффективно действующее законодательство
и систему органов исполнительной власти,
способную обеспечить реальное действие
законов.
Существование
в современном обществе такого понятия
как правовой нигилизм негативно
сказывается на всем обществе вцелом,
так как негативно отрицательное и равнодушное
отношение к праву может привести к отрицанию
власти вообще, при условии, что правовой
нигилизм достигнет всеобщего характера.
Решение проблемы методов борьбы с правовым
нигилизмом является актуальным не только
на данном этапе общественного развития,
но и актуально на всем протяжении исторического
развития права. Цель данной курсовой
работы показать, что такое правовой нигилизм
и найти пути его преодоления. Для чего
необходимо проанализировать формы проявления
правового нигилизма, причины появления
и развития его в современном обществе,
а также выявить его наиболее закономерные
признаки.
ГЛАВА
1. Сущность правового
нигилизма
§
1.1. Формы проявления
правового нигилизма
В
современном российском обществе выделяют
различные формы проявления правового
нигилизма:1
Прямое сознательное
нарушение законов и подзаконных актов:
Умышленные
уголовные преступления;
Гражданские,
административные, дисциплинарные правонарушения;
Осуществление
преступной деятельности в организованных
формах;
Сращивание
преступного мира и части государственного
аппарата;
Распространение
криминальных отношений в обществе (рэкет
и т.д.);
Контроль
организованной преступности за частью
бизнеса;
Давление,
шантаж, заказные убийства представителей
частного бизнеса и государственных структур.
Если
характеризовать данный блок форм проявления
правового нигилизма то следует
выделить тот факт, что зачастую
человек сам осознанно идет на
нарушение закона, даже зная, что его
действия противозаконны и за их совершение
возможно наказание. Но неотвратимость
наказания большинство людей не пугает,
большинством движет желание получения
благ для себя, не каждый задумывается
о помощи обществу. Возьмем простой бытовой
пример: уплата налогов. Казалось бы, каждый
знает, что обязан платить налоги, но на
практике совершенно другая картина: люди
не желают платить налоги, они предпочитают
скрывать свои доходы, получать зарплату
в конвертах, работать без официального
оформления и т.д. Даже не зная закона гражданин
на подсознательном уровне должен понимать,
что это плохо, но он идет на это потому
что ему на данном этапе его жизни это
удобно. Организованная преступность,
криминал это все неотъемлемая часть жизни
нашего общества. Если возникают проблемы
не все идут искать помощи в правоохранительных
органах, а стремятся обратиться в криминальные
структуры.
Массовое
неисполнение и нарушение правовых норм:
Незнание
либо игнорирование права гражданами
на бытовом уровне;
Неисполнение
законодательства госорганами;
Прибегание
гражданами к неправовым способам решения
споров.
Как
известно наше действующее законодательство
говорит о том, что «незнание
закона не освобождает от ответственности».
Конечно, все не обязаны быть квалифицированными
юристами, но каждый должен понимать, что
знание закона во многом помогает в жизни.
Человек должен знать свои права и свободы,
знать свои обязательства перед государством
и обществом. Сейчас выпускается очень
много литературы для так называемых «чайников».
Это осуществляется для того, чтобы каждому
человеку была доступна информация о действующем
занодательстве, о способах его применения,
его толкование. Существуют также своеобразные
юридические консультации, юридические
кабинеты, нотариусы, цель создания которых
доведение до населения законов, помощи
в разрешении конкретных жизненных ситуаций.
Если обращаться к помощи данных источников,
то возможно в государстве станет намного
меньше таких ситуаций при которых граждане
пострадали только из-за того, что не знают
закон, меньше бы стало, например, финансовых
пирамид, недобросовестной конкуренции,
неквалифицированной медицинской помощи
и т.д.2
Распространение
антиправовой психологии:
Появление
в обществе признаваемых значительной
частью населения особых социальных норм,
оправдывающих антиправовое поведение;
Эстетизация
преступности, появление большого количества
художественной литературы, кинофильмов,
воспевающих преступность;
Сознательная
либо несознательная пропаганда СМИ жестокости,
насилия, преступного образа жизни.
Данный
фактор, на мой взгляд, является превалирующим.
С одной стороны, у нас сейчас СМИ, творческие
люди свободны в выборе сферы своей деятельности,
они независимы от государства, хотя государство
и устанавливает определенные рамки для
них (например, внесение значительных
изменений в закон «О рекламе», в деятельности
СМИ и другое). Но данные ограничения незначительны,
государство не может запретить показывать
или писать о негативных сторонах жизни:
преступности, насилии и другом. Вспомним
наш российский фильм «Бумер» или например
сериал «Бригада»: о чём в них идет речь?
Главные герои – преступники, но сюжет
фильма поставлен так, что зритель начинает
переживать им, хотя они ничего правомерного
не совершают, а правоохранительные органы
наоборот представляются некими злодеями,
которые мешают преступникам осуществлять
их деятельность. Правильно ли это? Да,
конечно, не все фильмы такого содержания,
но многие из них содержат сцены насилия,
агрессии, в которых это оправдывается
и представляется как нормальная реалия
жизни. Если посмотреть во что играет большинство
подростков, то можно заметить одну простую
закономерность: большинство игр – это
компьютер и стрелялки. Человек еще не
адаптированный к социальной среде воспринимает
окружающую реальность посредством виртуальности,
компьютерные игры занимают большинство
времени и создают определенную систему
жизненных ценностей: ребенок видит убийство,
кровь и т.д. и считает это нормальным,
но когда-то компьютерные игры кончаются
и появляется реальность.
«Война законов»:3
Создание
параллельной системы законодательства
(например, дополнительное регулирование
регламентированных законом отношений
различными ведомственными актами, носящими
«правозаменительный» характер);
Правовое
противостояние между федеральным центром
и некоторыми субъектами федерации;
Издание взаимоисключающих
актов органами различных ветвей власти.
Современное
российское право в себе содержит
множество коллизий и пробелов, законодатель
порой просто не успевает за стремительным
ритмом жизни общества. Многие нормы
права во многом дублируют друг друга,
а в части даже противоречат и взаимоисключают
друг друга. Если посмотреть на иерархию
законов, то с одной стороны всё четко
видно: на законодательном уровне определено
в каком случае употреблять тот или иной
закон, но с другой стороны, многие нормы
носят бланкетный характер и отсылают
нас к тому закону, который будет противоречить
применяемой норме права. Как поступить
в данном случае? Конечно существуют специализированные
органы, созданные для того, чтобы следить
за действием закона и изданию подзаконных
актов, но на практике данным органам необходимо
указание на правонарушение, а правосознание
наших граждан развито несильно, пока
это нарушение не затронет конкретные
права этого гражданина.
Нарушение
законов и подзаконных актов в угоду «Целесообразности»
- принятие неправовых решений во имя достижения
тех или иных целей государственными чиновниками,
работниками милиции, прокуратуры, иных
государственных, в том числе правоохранительных
органов. Таким образом идет массовое
нарушение прав и свобод человека:
Повседневное
нарушение прав и свобод человека государственными
органами, особенно при осуществлении
правоохранительной деятельности;
Частая невозможность
законными средствами защитить свои права
и свободы;
Незащищенность
и негарантированнасть права на жизнь.
Относительно
данной формы правового нигилизма
можно сказать, что в данном случае
идет отрицание права именно со стороны
тех лиц, которые призваны обеспечивать
правильное исполнение закона и следить
за порядком. То есть квалифицированные
специалисты осознанно идут на нарушение
закона либо осуществляют свою деятельность
хоть и неосознанно, но с нарушением закона.
Таким образом не только бытовое незнание
пагубно влияет на правосознание личности,
но и отрицание закона специалистом в
этой области.
Низкий авторитет
суда и иных правоохранительных органов,
который возникает в результате:
Длительной
бюрократической волокиты при рассмотрении
судебных споров (некоторые споры рассматриваются
годами);
Больших материальных
затрат, необходимых на ведение процесса
(пошлины, труд адвокатов);
Косного,
равнодушного отношения к людям со стороны
работников судебно-правоохраните ьных
органов;
Большого
количества судебных ошибок, неправосудных
приговоров;
Распространенности
нарушения прав человека при правоохранительной
деятельности и исполнении наказаний;
Слабости
исполнительного аппарата судов;
Высокого
процента нераскрытых преступлений.
Данные
факторы, конечно, негативно сказываются
на нашей правоохранительной системе
вцелом, но следует учитывать и
тот момент, что российская судебная и
правоохранительная система, как и всё
российское законодательство, достаточно
молодо. Каждый год принимаются соответствующие
законы, регламентирующие тот или иной
вид правоохранительной деятельности.
Помимо законов существует и так называемый
деловой этикет и правила морали, которые
предписывают те или иные варианты поведения.
Не следует говорить обо всей правоохранительной
системе негативно, следует учитывать
и человеческий фактор. Во многом именно
от человека, от его трудового вклада зависит
деятельность, того правоохранительного
органа, в котором он работает. Менталитет
российского человека таков, что он привык
терпеть. Бюрократические проволочки,
затяжные судебные процессы, плохое отношение
при осуществлении правоохранительной
деятельности и исполнении наказаний
всё это позволяется работникам правоохранительных
органов, так как люди самостоятельно
позволяют им это делать с помощью взяток
или элементарного невникания в создавшуюся
проблему.
Многие
теоретики выдвигают различные теоретические
формы правового нигилизма:4
Отсутствие
единых подходов к праву в отечественной
правовой науке;
Новейшие
и старые правовые учения, разделяющие
«писаное» и «неписаное» право;
Ряд положений
марксистко-ленинского учения, культивируемого
в советском обществе, отрицающих и искажающих
роль и значения права;
Ошибочное
понимание права рядом теоретиков и лиц,
осуществляющих преподавание права.
Проф.
Н. И. Матузов выделяет следующие формы
правового нигилизма:
а)
умышленное нарушение законов и иных
нормативно-правовых актов;
б)
массовое несоблюдение и неисполнение
юридических предписаний;
в) издание противоречивых правовых актов;
г)
подмена законности целесообразностью;
д)
конфронтация представительных и исполнительных
структур;
е)
нарушение прав человека;
ж)
теоретическая форма правового
нигилизма (в научной сфере, в работах
юристов, философов и др.).
Проф.
В. А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной
и активной формах правового нигилизма.
Для пассивной формы характерно безразличное
отношение к праву, явная недооценка его
роли и значения. Активному юридическому
нигилизму свойственно осознанно враждебное
отношение к праву. Представители этого
направления видят, какую важную роль
играет или может играть право в жизни
общества, и именно поэтому выступают против
него.
Во-вторых,
проф. В. А. Туманов разделяет правовой нигилизм:
а)
на высоком этаже общественного
сознания (в виде идеологических течений
и теоретических доктрин);
б)
на уровне обыденного, массового сознания
(в форме отрицательных установок,
стойких предубеждений и стереотипов);
в)
ведомственный. Последний проявляется
в том, что нередко подзаконные акты становятся
«надзаконными», юридические нормы не
стыкуются, возникают острейшие коллизии.
§
1.2. Причины появления
и развития правового
нигилизма
Основными
причинами, способствовавшими появлению
и развитию правового нигилизма
в российском обществе, считаются исходя
из исторического пути развития российского
государства:5
Особенности
исторического развития (татаро-монгольское
иго, опричнина Ивана Грозного и т.д.);
Самодержавный,
деспотический характер власти;
Крепостное
право;
Отсутствие
демократических и правовых традиций;
Распространенность
неправовых способов решения споров;
Репрессивный
характер права на протяжении, как дореволюционной
эпохи, так и советского времени;
Распространенные
в советскую эру административно-кома дные
методы в экономике и политике;
Трудности
современного переходного периода;
Несовершенство
и недостаточная эффективность судебно-правоохраните ьной
системы;
Повсеместное
нарушение прав и свобод граждан и отсутствие
их реальных гарантий;
Несовершенство
правовой системы.
Говоря
о причинах правового нигилизма,
следует учитывать исторически
сложившуюся систему. Так для
истории нашего государства характерно
скачкообразное развитие, переход от
одной системы общности, в большинстве
случаев, происходил не эволюционным путем,
а скорее революционным. Общество не успевало
перестроиться от одной системы развития,
как на смену ей приходила совершенно
другая, имеющая в себе во многом противоположное
значение. Во многом все зависело от характера
личности самодержца, закон менялся в
зависимости от того кто находился у власти,
каждый монарх создавал тот закон, который
удобен для его правления, и который не
всегда отвечал интересам общества. Во
многом культивировался десятилетиями
и столетиями «правовой голод». Если говорить
о советском периоде российского государства,
то за этот короткий период времени на
территории страны происходило множество
перемен: закон с одной стороны имел четкие
границы и неукоснительно соблюдался,
но с другой стороны, законы отрицали ценности,
которые в современном обществе признаются
неотъемлемыми правами человека.
Во
многом особенности исторического
развития России повлияли на её современную
сущность, но если характеризовать
современный период, то, например, при
идеализации жизни западных правовых
государств идет механическое перенесение
их традиций на отечественную почву. Но
так ли это необходимо, у каждой страны
свой путь развития и навязывание традиций
другой страны неизменно приведет к негативному
отношению к создаваемым законам, что
и обуславливает правовой нигилизм.
§
1.3. Признаки правового
нигилизма
Признаками
современного правового нигилизма являются:6
Широкая распространенность
и повсеместность (в быту, среди различных
классов и групп – чиновников, сотрудников
правоохранительных органов и др.);
Многообразие
форм проявления (бытовые, на высшем государственном
уровне, открыто, тайно);
Высокая степень
агрессивности и неподконтрольности;
Соединение
правового нигилизма с формами социального
и иного протеста;
Усиление
правового нигилизма нигилизмом иных
сфер жизни (религиозным, нравственным
и др.);
Эстетизация
(широкий и повсеместный показ правового
нигилизма в кинофильмах, художественной
литературе, печати, теленовостях как
должного и имеющего свои преимущества
явления).
Как
уже отмечалось выше нигилизм явление
довольно распространенное для нашего
общества и присутствует фактически
во всех сферах общественной жизни. Правовой
нигилизм имеет широкий ареол распространения
и не зависит от территориального признака
и выражается не только в отрицании, но
и может в сочетании с акциями протеста
иметь и материальные последствия (массовые
беспорядки, митинги, забастовки и т.д.).
Правовой
нигилизм имеет место не только на
бытовом уровне, но и в управляющих
структурах, где он приобретает более
опасные качества и варианты развития.
Конечно правовой нигилизм на уровне
простого обывателя и при малом количестве
последователей не такое страшное явление,
но если данная ситуация начинает носить
массовый характер, то следует уже принимать
соответствующие меры борьбы, уделяя особое
внимание правовым структурам.7
ГЛАВА
2. Пути преодоления
правового нигилизма
Правовой
нигилизм может быть вызван рядом
причин, но, что, несомненно, он является
негативным фактором, мешающим обществу
и государству нормально развиваться
и строить правовое государство.
Как со многими бичами современности
с правовым нигилизмом необходимо бороться.
К
основным направлениям борьбы с правовым
нигилизмом относятся:8
Укрепление
режима законности в стране (соблюдение
всеми государственными органами, должностными
лицами, гражданами Конституции РФ, законов
и подзаконных актов);
Реальное
обеспечение верховенства Конституции
и законов;
Гарантированность
соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
Совершенствование
правовой системы;
Повышение
авторитета суда и иных правоохранительных
органов через их совершенствование и
придание им большей эффективности;
Обеспечение
в стране правопорядка;
Правовое
воспитание.
Рассмотрим
подробно каждый из способов борьбы с
правовым нигилизмом. Но следует учитывать
момент, что каждый из этих методов нельзя
использовать самостоятельно в виду ряда
причин: если мы сделаем упор только на
правовое воспитание, то очень скоро убедимся
в его неэффективности, так как правосознание
необходимо воспитывать на конкретном
примере; систематическое нарушение закона,
несовершенство правовой системы, произвол
органов власти – все это неминуемо приведет
к тому, что все усилия по правовому воспитанию
сойдут на нет. Также если мы говорим о
повышении статуса правоохранительной
и судебной системы, то достижение этого
невозможно без того же совершенствования
правовой системы, правового воспитания.
Таким образом, применяя данные методы
необходимо учитывать особенности каждого
из них и применять их на практике параллельно,
как комплекс мер борьбы, а не как самостоятельные
части. «Укрепление
режима законности в
стране». Под законностью понимается
режим реального действия права в государстве.
В государстве должно быть верховенство
закона, соответствие всех законов Конституции
– основному закону, а всех подзаконных
актов – законам; неукоснительное соблюдение
Конституции, законов, подзаконных актов
всеми членами общества и в первую очередь
– государственными органами и должностными
лицами; эффективная государственная
и общественная защита действия Конституции
и законов. Также должны соблюдаться основные
принципы законности: единство (одинаковый
режим законности для всей страны, недопущение
попыток создания отдельной законности
в регионах, отдельной от общегосударственной
и противопоставляемой ей), всеобщность
(соблюдение Конституции, законов, подзаконных
актов всеми субъектами права – и государственными
органами, должностными лицами и гражданами)
и целесообразность (закон целесообразен
сам по себе, недопустимо его неправильное
применение по мотивам целесообразности). «Реальное
обеспечение верховенства
Конституции и законов». Конституция
– основной закон государства, обладающий
высшей юридической силой и верховенством
в правовой системе, принимаемый высшими
органами государственной власти либо
народом на референдуме. Конституция возглавляет
всю иерархию нормативно-правовых актов.
Нормы всех иных правовых актов (законов,
подзаконных актов) должны соответствовать
конституционным нормам и не противоречить
им. В случае расхождения норм Конституции
и норм иных нормативно-правовых актов
действуют конституционно-правов е нормы.
Конституция РФ является основой всей
правовой системы России (Конституция
– федеральный конституционный закон,
федеральный закон – указ Президента
и др.). то есть все указанные выше положения
должны неукоснительно соблюдаться и
иметь реальное воплощение на практике. «Гарантированность
соблюдения прав и
свобод человека и
гражданина». Существуют так называемые
неотъемлемые права человека, так, например,
жизнь человека. В правовой теории и практике
гражданские (личные) права понимаются
как свобода человека принимать решения
независимо от государства. Духовная и
физическая свобода человека вне контроля
государства (в виде свободы совести, свободы
слова и убеждений, физической безопасности
личности). Политические права - это свобода
граждан участвовать в управлении делами
государства, формировать органы государственной
власти и самоуправления и участвовать
в их деятельности. Экономические права
в своей основе связаны с правом собственности,
они охватывают свободу человеческой
деятельности в сфере производства, обмена,
распределения и потребления товаров
и услуг. Социальные права затрагивают
область наемного труда (свобода заключения
трудовых договоров, право на отдых, на
пособие по безработице) и связаны с "вложениями
в человека" со стороны государства
в сферах здравоохранения, образования,
пенсионного обеспечения. Культурные
права - это свобода доступа к духовным
и материальным ценностям, созданным человеческим
сообществом, возможность реального приобщения
к ним. Права и свободы человека связаны
с определенными видами обязанностей:
не посягать на права и свободы других
лиц, уважать конституционный демократический
строй своей страны, общественную мораль.
На государстве лежит обязанность соблюдать
данные права и свободы человека и гражданина.
Но как уже говорилось выше данные права
и свободы постоянно нарушаются и в связи
с этим государство должно гарантировать
их соблюдение и принимать соответствующие
меры для их соблюдения. «Совершенствование
правовой системы». Правовая система
включает в себя следующие составные части:
Конституцию, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, иные нормативные
акты палат Федерального Собрания, указы
Президента, постановления Правительства,
акты министерств, государственных комитетов
и иных федеральных органов исполнительной
власти. Единство правовой системы, являющейся
важным элементом конституционно-правов го
статуса России, предполагает согласованность
всех действующих на территории РФ нормативно-правовых
актов. Каждый из них не должен противоречить
друг другу. По вопросам исключительного
ведения России субъекты не могут осуществлять
правовое регулирование. По предметам
совместного ведения в случае противоречия
нормативно-правовог акта субъекта РФ
федеральным актам применяются последние.
На законодательном уровне довольно четко
определена правовая система, но на практике
действие отдельных элементов данной
системы противоречит другим. «Повышение
авторитета суда и
иных правоохранительных
органов через
их совершенствование
и придание им большей
эффективности». В первую очередь эта
мера борьбы с правовым нигилизмом будет
эффективна при искоренении бюрократических
проволочек, коррумпированности правоохранительных
и судебных структур и других негативных
сторон нашей правоохранительной системы.
Как уже говорилось не достаточно на законодательном
уровне идеализировать данные структуры,
необходим так называемый человеческий
фактор – во многом именно от человека
зависит деятельность данных органов,
необходимо правовое воспитание данных
личностей, возможно более тщательный
отбор при приеме на работу, слежение за
ходом деятельности, проверки и другие
меры, которые бы способствовали улучшению
данных органов. А на законодательном
уровне необходимо четко прописать все
права и обязанности правоохранительных
органов, сферы и пределы деятельности,
компетенцию, подведомственность, а также
регламентировать порядок и сроки выполнения
служебных обязанностей. «Обеспечение
в стране правопорядка».
Правопорядок – это состояние фактической
урегулированности социальных связей,
качественное выражение законности. Основными
признаками правопорядка являются: его
регламентация правовыми нормами; реальное
воплощение содержания данных норм в жизни,
урегулированность на их основе общественных
отношений; гарантированность государством.
Правопорядок должен обеспечиваться принудительной
силой государства. Ведущую роль в обеспечении
правопорядка играют правоохранительные
органы. «Правовое
воспитание». Правовое воспитание –
это формирование у граждан и в обществе
правосознания и правовой культуры. Под
правосознанием понимается отношение
людей к праву, основанное на знаниях о
праве и чувствах (субъективном восприятии
правовых явлений). Правовая культура
– это качество правовой жизни общества
и степень гарантированности государством
и обществом прав и свобод человека, а
также знание, понимание и соблюдение
права каждым отдельным членом общества.
Данный процесс должен осуществляться
государственными органами, должностными
лицами, учебными заведениями, обществом
вцелом. Для правового воспитания необходимо:
формирование правосознания и правовой
культуры в семье; обучение основам права
и воспитания правовой культуры в школе;
профессиональная правовая подготовка
в высших учебных заведениях юридического
профиля; самовоспитание; распространение
правовых знаний средствами массовой
информации; выпуск и распространение
через розничную торговлю разнообразной
юридической литературы; осуществление
правовой пропаганды государственными
органами и их должностными лицами; создание
компьютерных баз данных, распространение
правовой информации через Интернет. Основными
методами борьбы с
правовым нигилизмом
являются9:
Убеждение
- это такой способ воздействия на участников,
при котором требуемый результат достигается
без применения насилия (то есть основан
на доброй воле, понимании, заинтересованности);
Поощрение
– такой способ воздействия, при котором
идет стимулирование участников на совершение
каких-либо действий;
Принуждение
– такой способ воздействия, когда предписываемое
поведение достигается путем применения
давления, насилия;
Наказание
– мера воздействия на того, кто совершил
проступок, преступление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя
из вышесказанных положений курсовой
работы можно выделить следующие моменты: Правовой
нигилизм – негативно отрицательное
и равнодушное отношение к праву, основанное
на юридическом невежестве и правовой
невоспитанности основной массы населения.
Причины,
способствующие появлению и развитию
правового нигилизма исходят из особенностей
исторического развития государства.
При этом ряд причин имеет вполне современные
корни: вновь созданные законы, противоречащие
ранее изданным; несовершенство действующей
правовой системы; несовершенство и недостаточная
эффективность судебно-правоохраните ьной
системы и другие.
Правовой
нигилизм в российском обществе имеет
достаточно крепкие корни, ареол его действия
распространен не только на бытовом уровне,
но и на высшем государственном уровне
среди чиновников и должностных лиц, а
также правоохранительной и судебной
системе.
Формы проявления
правового нигилизма разнообразны и могут
проявляться практически во всех сферах
деятельности нашего общества. Так правовой
нигилизм может иметь следующие формы:
сознательное нарушение законов и подзаконных
актов; массовое неисполнение и нарушение
правовых норм; в форме распространения
антиправовой психологии; «война законов»,
а также в других формах выражения.
Борьба с
правовым нигилизмом должна носить не
частичный, точечный характер, а должны
приниматься меры по борьбе в разных формах
его проявления. То есть применение методов
борьбы с правовым нигилизмом должно производится
в комплексе в отношении нескольких форм
его выражения.
Исходя из
особенностей правового нигилизма можно
применить следующие методы борьбы с ним:
Укрепление
режима законности в стране (соблюдение
всеми государственными органами, должностными
лицами, гражданами Конституции РФ, законов
и подзаконных актов);
Реальное
обеспечение верховенства Конституции
и законов;
Гарантированность
соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
Совершенствование
правовой системы;
Повышение
авторитета суда и иных правоохранительных
органов через их совершенствование и
придание им большей эффективности;
Обеспечение
в стране правопорядка;
Правовое
воспитание.
ГЛОССАРИЙ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
А.В. Якушев.
Теория государства и права. Учебник. /
М.: 2005г.
А.А. Алексеев.
Теория государства и права. Учебник. /
М.: 2006г.
С.В. Иерданцев.
Теория государства и права. Учебник. /
М.: 2004г.
Комаров,
Малько. Теория государства и права. Краткий
курс для вузов / М.: 2005г.
П.Р. Аббасов.
Курс лекций по теории государства и права.
/ Челябинск: 2003г.
Донченко
Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся
общесоциальное явление // Юрист 2005. N 6.
Попов В.В.
“Некоторые формы появления правового
нигилизма и
пути его преодоления” Юрист 2002. №1
Юридическая
энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин.
— М.: Юристъ, 2001.
Венгеров
А.Б. Теория государства и права/Учебник
для юридических вузов// М.: Новый Юрист:2000.
Комаров
С.А. Общая теория государства и права
в схемах и
Теория государства
и права / Малько// М. : Юристь, 2004.