Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Внутренние функции современного государства
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 4.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ОГЛАВЛЕНИЕ
Соотношение
и взаимосвязь государства и
права
1.1 Введение
1.2 Три модели
соотношения государства и права.
Проявления взаимосвязи
1.3 Заключение
Формы государственного
правления
2.1 Введение
2.2 Понятие формы
правления. Виды форм правления
2.3 Заключение
Внутренние
функции современного государства
3.1 Введение
3.2 Понятие и
классификация функций государства
3.3Внутренние
функции современного государства
Заключение
Библиография
Соотношение и взаимосвязь
государства и
права
1.1
Введение
Право
– это система общеобязательных, формально-определенны
норм, исходящих от государства, им охраняемых
и регулирующих общественные отношения.
Государство – это суверенная, универсальная
организация политической власти, призванная
обеспечить нормальную жизнедеятельность
людей, имеющая свою территорию, аппарат
принуждения и взимающая налоги, необходимые
для осуществления внутренних и внешних
функций.
Как
видно даже из определений, государство
и право взаимосвязаны между
собой. Выясним, в чем конкретно
заключается эта взаимосвязь, и каково
соотношение этих явлений.
1.2
Три модели соотношения
государства и
права. Проявления
взаимосвязи
Проблема
соотношения государства и права
достаточно сложна. Существуют две
противоположные теоретические
позиции, сформулированные в литературе.
Это тоталитарная (этнически-тоталитар ая,
по С.С. Алексееву) и либерально-демократи еская
концепции.
Согласно
первой, государство выше и важнее
права, оно творит право и использует
его в качестве инструмента своей
политики.
Согласно
второй, напротив, право выше и важнее
государства, что соответствует естественно-правовой
теории.
Тоталитарная
модель соотношения государства
и права была широко распространена
в советской научной и учебной
литературе, так как она уходит
корнями в учение К. Маркса. Либеральная
модель стала активно утверждаться в нашем
общественном сознании последние годы.
Однако ни та, ни другая концепция не имеет
серьезного научного обоснования. Ошибкой
их обеих является противопоставление
права и государства. На самом деле право
и государство неотделимы друг от друга
и существуют в тесной взаимосвязи, в чем
мы убедимся путем анализа соотносимых
явлений. Вот это и будет третья, реалистическая
модель, показывающая, каким образом сосуществуют
право и государство на практике.
Несмотря
на то, что право и государство различаются
по своей структуре, способам функционирования
и т.д., мы можем говорить об их единстве
в следующем:
в основе
их возникновения лежат одни и те же причины
(необходимость закрепления власти над
людьми на определенной территории, защиты
собственности, упорядочения общественных
отношений, выработки явно выраженных
требований руководящих к управляемым);
и то и другое
являются объективно необходимыми социальными
явлениями (единожды возникнув, они будут
существовать всегда);
у них общая
цель (упорядочение общественных отношений
и внесение стабильности в жизнь общества).
Государство
влияет на право следующим образом:
создает право
(закрепляет то, что созрело в обществе
в виде объективных потребностей, притязаний);
поддерживает
гармоничность правовой системы;
дает официальное
толкование норм права;
реализует
нормы права в форме правоприменения;
обеспечивает
охрану права.
Иными
словами, основными сферами воздействия
государства на право являются правотворчество
и правореализация. Формальная определенность
и общеобязательность – важнейшие свойства
права, придаваемые ему именно государством.
Право,
в свою очередь, воздействует на государство:
констатирует
(конституционно фиксирует и легализует)
существование и деятельность государства;
законодательно
закрепляет структуру государства, его
механизм, форму, принцип и пределы деятельности,
компетенцию государственных органов
и должностных лиц;
является
средством осуществления задач и функций
государства;
закрепляет
и регулирует правовой статус личности
в государстве, пределы государственного
вмешательства в личную жизнь граждан.
С
помощью права, таким образом, определяется
вид и мера государственного принуждения,
вследствие чего оно становится правовым
и контролируемым.
1.3
Заключение
Итак,
государство и право нерасторжимы.
Они имеют единую социально-экономичес ую
основу, во многом одинаковую судьбу. Только
при активном взаимодействии они
могут полноценно и эффективно функционировать,
приобрести социальную ценность.
Формы государственного
правления.
2.1
Введение
Форма
государства складывается из трех основных
элементов: формы правления, формы
государственного устройства и политического
(государственно-прав вого) режима. Рассмотрим
первый из этих элементов. Определим
понятие формы правления, ее виды,
их основные характеристики и отличия.
2.2
Понятие формы
правления. Виды
форм правления
Формой
правления называется организация
верховной государственной власти,
порядок образования ее органов
и их взаимоотношения с населением.
В
категорию верховной государственной
власти входят: глава государства, законодательный
орган, правительство.
По
положению главы государства
формы правления подразделяются
на монархии и республики. Это две
основные формы государственного правления.
Монархия
(от греческого monarchia – единовластие) –
это такая форма правления, при которой
власть полностью или частично сосредоточена
в руках единоличного главы государства
(монарха): короля, царя, шаха, императора
и т.д.. Она характеризуется следующими
признаками:
наличие монарха,
пользующегося своей властью пожизненно,
иными словами, бессрочность осуществления
власти;
наследственный
порядок преемства верховной власти главой
государства;
представительство
государства монархом по собственному,
непроизводному праву, а не по мандату
(поручению).
Монархии,
в свою очередь, подразделяются на абсолютные
и ограниченные.
Абсолютной
считается такая монархия, при
которой вся полнота власти сосредоточена
в руках главы государства, монарха,
конституция и парламент отсутствуют,
а разделения власти на ветви не существует.
К ним относятся, например, современные
Саудовская Аравия и Бруней.
Ограниченная
(или, по-другому, конституционная) монархия
предполагает ограничение власти монарха
каким-либо представительным органом.
Таковыми являются в настоящее время Великобритания,
Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др..
Следует
отметить, что ряд современных
государств с монархической формой
правления (Кувейт, Бахрейн) приняли
конституции и сформировали парламенты,
но при этом по своей сути они
остаются абсолютными монархиями, так
как конституции данных стран устанавливают,
что вся власть исходит от монарха, а решения
парламента носят лишь рекомендательный
характер.
Отличительным
признаком абсолютной монархии, в
отличие от монархии вообще, является
отсутствие юридической ответственности
главы государства. Признаки ограниченной
монархии таковы:
правительство
формируется из представителей партии
(или партий), получивших большинство голосов
на выборах в парламент;
лидер партии,
обладающей наибольшим числом депутатских
мест, становится главой правительства;
в законодательной,
исполнительной и судебной сферах власть
монарха практически отсутствует, является
символической;
законодательные
акты принимаются парламентом и формально
подписываются монархом;
правительство,
согласно конституции, несет ответственность
не перед монархом, а перед парламентом.
Монархия
была господствующей формой правления
на протяжении длительного периода
истории. В рабовладельческий период
существовали деспотии (характеризовавшиеся
полным бесправием подданных по отношению
к монарху или даже к его слуге) и теократии
(при сосредоточении политической и жреческой
власти в руках монарха). В феодальный
период – представительные монархии (при
котором власть монарха ограничивалась
сословно-территориал ным представительством),
затем абсолютные. В буржуазный период
– конституционные. На сегодняшний момент
монархия в специфических формах сохраняются
в трети стран мира.
Республика
(от латинского res publica – общественное
дело) – это форма правления, при которой
глава государства является выборным
и сменяемым, а его власть считается производной
от избирателей или представительного
органа. Признаки республики таковы:
выборность
на определенный срок главы государства
и других высших органов государственной
власти;
осуществление
государственной власти от имени народа;
юридическая
ответственность главы государства в
случаях предусмотренных законом.
В
зависимости от того, кто формирует
правительство и кому оно подотчетно
и подконтрольно, республики делят
на президентские, парламентские (парламентарные)
и смешанные.
Президентской
называется республика, президент которой
непосредственно при определенном
парламентском контроле формирует
правительство, и оно несет перед
президентом ответственность за
свою деятельность. Такая форма правления
существует, например, в США, Бразилии,
Аргентине, Боливии и др..
Парламентская
– такая республика, парламент
которой прямо, преимущественно
из своего состава, формирует правительство,
и оно несет перед парламентом
ответственность за свою деятельность.
В качестве примеров можно назвать Германию,
Италию, Индию, Турцию, Израиль.
Смешанная
республика содержит в себе элементы
президентской и парламентской.
Таковыми являются Франция, Финляндия,
Польша, Болгария, Австрия и др..
Характерные
особенности этих трех видов республик
занесем в таблицу:
Президентская
республика имеет тенденцию к
президентскому авторитаризму, а парламентской
присуща нестабильность правительства,
частые правительственные кризисы и отставки.
В этом смысле можно предполагать, что
смешанный вид республики в некотором
роде предпочтительнее остальных.
Выделяют
также нетипичные формы правления
(разновидности республик):
полупрезидентская
(в ней устанавливается ответственность
перед парламентом отдельных министров,
но не главы государства);
полупарламентская
(в ней устанавливается усложненный порядок
объявления вотума недоверия правительству);
монархическая
(в ней монарх переизбирается через определенный
срок);
суперпрезидентская
(характеризуется чрезвычайным усилением
власти президента);
президентско-монокра ическая
(существует при однопартийных системах,
конституция предусматривает пожизненных
президентов).
Заключение
Итак,
мы рассмотрели понятие формы государственного
правления как элемента формы государства,
а также виды и характерные особенности
форм правления.
В
числе прочего, как видно из вышесказанного,
форма правления показывает, в
какой мере организация высших органов
государства позволяет обеспечивать права
и свободы гражданина. Исходя из этого
критерия, можно говорить о республике
как об обязательном условии правового
государства. Однако следует отметить,
что степень обеспечения гражданских
прав и прав человека зависит и от иных
факторов. По крайней мере, история показывает,
что в конкретных исторических условиях
и конкретных государствах монархическая
форма правления предпочтительна.
Внутренние функции
современного государства
3.1
Введение
Наша
задача обозначить и охарактеризовать
внутренние функции современного государства.
Для этого, в первую очередь, обратимся
к самому понятию «функции государства»,
затем перейдем к собственно интересующему
нас вопросу.
3.2
Понятие и классификация
функций государства
Функциями
государства называются основные направления
его деятельности по решению стоящих перед
ним целей и задач. В них проявляется сущность
конкретного государства, его природа
и социальное назначение.
Функции
государства не являются функциями
его отдельных органов. Функции государства
охватывают его деятельность в целом,
ее осуществлению подчинена работа всего
государственного аппарата и каждого
органа в отдельности. Так, наиболее полному
выполнению функции охраны правопорядка
подчинен весь механизм государства. А
функцию надзора за соблюдением законности
осуществляет только прокуратура.
Функции
государства не являются деятельностью.
Они отражают ту его деятельность,
которую оно должно осуществлять
в соответствии с поставленными
задачами. Цели государства определяют
его функции. Последовательность возникновения
функций зависит от очередности задач,
встающих перед обществом в его историческом
развитии согласно 1)потребностям и интересам
населения, 2)экономическим возможностям,
3)нравственным и культурным уровнем общества,
4)профессионализму государственных служащих
и структур и др.
Следовательно,
функции характеризуют государство
в развитии, динамике.
Основные
признаки функций государства таковы:
устойчиво
сложившаяся предметная деятельность
государства в важнейших сферах общественной
жизни;
непосредственная
связь между сущностью государства и его
социальным назначением;
направленность
деятельности государства на выполнение
крупных задач и достижение целей, встающих
на каждом историческом этапе развития
общества;
определение
формы реализации функций государства,
связанные с применением особых, в том
числе властно-принудительн х методов.
Говоря
о, собственно, формах осуществления
функций государства, выделяют правовые
и организационные. К правовым относят
правотворческую, правоисполнительную
и правоохранительную деятельность. Организационные
делят на организационно-регламентирующую
(оперативная текущая организационная
работа по решению тех или иных конкретно-политическ х
задач), организационно-хозяйс венную
(оперативно-техниче кая, текущая хозяйственная
работа по материальному обеспечению
выполнения различных государственных
функций) и организационно-идеоло ическую
(повседневная, оперативно-разъяснит льная,
воспитательная работа по обеспечению
выполнения различных функций государства).
Что
касается классификации функций
государства, ее осуществляют на основе
четырех критериев.
Первым
критерием является продолжительность
действия. Различают постоянные и
временные функции государства.
Постоянные осуществляются на всех этапах
развития государства (экономическая).
Временные прекращают свое действие с
решением определенной задачи, часто чрезвычайной
(оказание помощи региону, пострадавшему
от землетрясения).
Второй
критерий – принцип разделения властей.
Функции классифицируют на законодательные
(правотворческие), исполнительные (управленческие)
и судебные.
Третий
критерий – значимость. К основным
относят, например, функцию охраны общественного
порядка. К неосновным – функцию
рассмотрения споров.
Четвертым
критерием является сфера осуществления.
Функции государства могут быть внутренними
и внешними.
3.3
Внутренние функции
современного государства
В
современном государстве наблюдаются
следующие тенденции развития его
функций: расширение содержания и круга
функций, перерастание многими из них
внутригосударственно значимости; кардинальное
изменение содержания практически всех
функций по сравнению с предыдущим (советским)
этапом государственности; возрастание
общесоциальных, общедемократических,
гуманистических начал в функционировании
государства; освоение государством новой
для него роли «слуги общества и личности»;
взаимосвязанность, скоординированность,
единство целевой направленности функций
государства; влияние на деятельность
государства внутри страны и на международной
арене мировой системы в целом; возрастание
функциональной роли государства в управлении
делами общества.
Выделяют
семь основных внутренних функций современного
государства.
Обеспечение
государственной власти. Ее содержание
составляют: 1)правотворчество, заключающееся
в разработке и принятии юридических норм;
2)обеспечение государственного суверенитета,
то есть осуществление высшей власти в
отношении своей территории и воздушного
пространства над ней; 3)официальное представительство
общества, то есть государство как носитель
политической власти, является субъектом
права; 4)защита конституционного строя,
реализуемая Ко и т.д.................