Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Эволюция развития психики в филогенезе
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Тема:
«Эволюция развития
психики в филогенезе»
Содержание
Введение………………...2 Глава
1. Возникновение психики………...5 Глава
2.Стадии развития психики……….8 Глава
3. Развитие высших форм
психики у человека………11 Заключение………………..15 Список
использованной литературы………...16
Введение
Эволюционно-биологическими
аспектами психики занимается зоопсихология.
Однако многие из изучаемых ею вопросов
связаны с фундаментальными методологическими
проблемами общей психологии.
В
самом деле, для того, чтобы понять
природу психики вообще или специфику
психики человека, необходимо дать
ответы на такие вопросы, как, например:
когда и почему в ходе биологической
эволюции возникла психика? — или: как
развивалась и усложнялась психика?
Углубление
в филогенетическую историю психики
неизбежно подводит к вопросу
об ее объективном критерии.
Очевидно,
что, обсуждая психику животных, нельзя
пользоваться субъективным критерием:
мы не знаем и, наверное, никогда
не узнаем, что чувствует (переживает,
ощущает) дождевой червь или муравей.
Тем более немыслимо ставить
такой вопрос в отношении каких-то
существ, которые жили в далеком
биологическом прошлом. Единственный
путь здесь — найти объективный
критерий психики, т. е. такой внешне
наблюдаемый и регистрируемый признак,
который позволяет утверждать, что
у данного организма есть психика.
Человек
– высшая ступень жизни на Земле.
Он наделен сознанием как высшей
формой психического отражения.
Многие
века люди спорили, отличен ли человек
в корне от всех других представителей
животного мира или является продуктом
продолжающейся миллиарды лет эволюции?
Единого ответа на этот вопрос нет
до сих пор. Большинство современных
ученых принимают эволюционную теорию
Ч. Дарвина о происхождении видов
и считают, что человек произошел,
выделился от животных.
В
психологии эта проблема рассматривается
в аспекте возникновения и
развития психики в филогенезе.
Филогенез (от греч. phylon – племя, род, вид
и ...генез), филогения, историческое развитие
организмов. Термин введён немецким эволюционистом
Э. Геккелем в 1866. Процесс филогенеза и
его закономерности изучает филогенетика.
Основной задачей при изучении филогенеза
является реконструкция эволюционных
преобразований животных, растений, микроорганизмов,
установление на этой основе их происхождения
и родственных связей между таксонами,
к которым относятся изученные организмы
. Для этой цели Э. Геккель разработал метод
«тройного параллелизма», позволяющий
путём сопоставления данных трёх наук
– морфологии, эмбриологии и палеонтологии
– восстановить ход исторического развития
изучаемой систематической группы. Привлечение
данных эмбриологии для реконструкции
эволюционных преобразований организмов
потребовало изучения соотношения между
их индивидуальным и историческим развитием
и уточнения понятия Ф. Английский эволюционист
У. Гарстанг в 1922 сформулировал представление
о Ф. как о последовательности онтогенезов
в следующих друг за другом поколениях,
связанных соотношением: родители – дети
– внуки. Эта идея была развита И. И. Шмальгаузеном,
который считал, что Ф. представляет собой
«исторический ряд известных (отобранных)
онтогенезов». Трактовка Ф. как исторической
последовательности онтогенезов, прошедших
контроль естественного отбора, позволяет
установить процесс развития любой систематической
группы. Это зависит от выбора признаков,
по которым устанавливается филогенетическая
преемственность форм, от наличия данных
палеонтологии и от задач исследования.
Изучение исторических изменений признаков,
характерных для данной систематической
группы, позволяет реконструировать Ф.
этой группы, однако неравномерность темпов
эволюции признаков и неизбежность экстраполяции
результатов изучения ограниченного числа
признаков на филогенез целостного организма,
а затем на филогенез таксона, понижает
точность реконструкции филогенез и часто
ведёт к ошибкам. Поэтому для целей реконструкции
филогенез всё шире привлекаются данные
целого ряда биологических наук, например
молекулярной биологии, биохимии, генетики,
биогеографии, экологии и др.
Эти
данные позволяют компенсировать неполноту
палеонтологической летописи и уточнить
реконструкции филогенеза, полученные
классическим методом тройного параллелизма.
Особое значение приобретает анализ адаптивного
значения филогенетических преобразований.
Такой подход позволяет резко повысить
достоверность филогенетических реконструкций.
Изучение филогенеза служит основой построения
естественной системы., развития эволюционной
теории и более глубокого изучения отдельных
таксономических групп; оно важно для
исторической геологии и стратиграфии.
Филогенез различных групп животных,
растений и микроорганизмов изучен
крайне неравномерно. Это обусловлено
как различным количеством палеонтологических
и эмбриологических данных, так
и исторически сложившимся направлением
изучения той или иной таксономической
группы. Палеонтологам известно
менее 3% от предполагаемого числа
современных видов (около 4,5 млн.).
Эта неполнота палеонтологической
летописи затрудняет реконструкции
филогенеза. Наиболее полно изучен
филогенез позвоночных животных
и высших растений, что обусловлено
относительной молодостью этих
таксонов и наличием палеонтологических
данных. Для некоторых групп позвоночных,
например гоминид, хоботных и
ряда др., филогенетические связи
установлены с точностью до
родов и видов. Среди беспозвоночных
животных подробно изучен филогенез
некоторых групп моллюсков, плеченогих
(брахиоподы) и членистоногих. Однако родственные
связи между типами животного царства,
так же как филогенетические связи таксонов
более низкого ранга, например отрядов
млекопитающих, во многом дискуссионны.
Наименее подробно изучен филогенез низших
растений, что обусловлено древностью
происхождения этих групп и неполнотой
как палеонтологических, так и эмбриологических
данных. Особую задачу филогенетических
исследований представляет изучение происхождения
внутривидовых группировок современных
видов, имеющее большое значение для теории
видообразования.
Глава
1. Возникновение психики
Проблема
происхождения психики является самой
сложной для науки. Существует много теорий
о сущности психики и о ее происхождении.
Одни считают, что всей природе присуща
психика. Другие - что она может быть только
у живых существ. Третьи - что она может
быть только у человека. Современная психология
считает, что психика возникает у живых
существ только на определенном этапе
филогенетического развития [13, с, 69].
Возникновение
и развитие психики, с точки зрения
науки, есть результат длительного
приспособления живых организмов к
окружающей среде. Живые существа, обладая
активностью, могут осуществлять избирательное
взаимодействие с окружающей средой.
Это необходимо для поддержания
жизнедеятельности, в основе которой
лежит обмен веществ, происходящий
в организме. К веществам, полезным
для организма, они приближаются
и усваивают их, а от веществ, оказывающих
вредное воздей-ствие, отстраняются.
Избирательное
поведение простейших организмов связано
с появлением особого биологического
механизма приспособления - раздражимости.
Раздражимость представляет собой
особое свойство живых существ избирательно
реагировать на жизненно важные воздействия
среды посредством поисковых
движений, направленных на обнаружение
пищевых веществ. Этот биологический
механизма приспособления мог обеспечивать
существование только лишь простейших
живых организмов, обитающих в
однородной среде.
Условия
жизни на этапе допсихического отражения
таковы, что организму нет необходимости
в особой ориентировочной поисковой деятельности,
а следовательно, и в специальном органе,
обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась
способность к отражению только узкого
круга внешних воздействий – тех, от которых
зависит его существование. Такие воздействия
называются биотическими.
Ответная
реакция также осуществляется только
на биотические раздражители. Допсихическое
отражение имеет место у растений и некоторых
элементарных форм жизни, промежуточных
между растительным и животным миром.
На
этапе допсихической жизни организмы
способны только к конкретному типу движений,
которые именуются тропизмами. Тропизмы
– это движения в определенном направлении
под влиянием биологически значимых раздражителей.
Примерами
тропизмов являются:
движение
растений к солнцу (фитотропизм);
движение
корней глубоко в почву, где есть влага
и вещества, необходимые для жизни (геотропизм);
движение
к теплу (термотропизм).
Тропизмы
могут быть положительными – движения
к условиям, необходимым для жизни,
или отрицательными – движения от
вредных для организма условий.
Организмы,
обладающие раздражимостью, живут в
строго определенной среде, где есть
все необходимые для жизни
условия.
Но
в окружающей среде постоянно
происходят изменения, нарушающие сложившиеся
способы взаимодействия между организмом
и средой. Если тому или иному
виду начинает недоставать необходимых
для обмена веществ условий, ему
предстоит либо вымереть, либо изменить
форму взаимодействия со средой.
Эволюция
психики и поведения представляет
собой череду подобных изменений.
Усложнение
условий жизни (выход из водной среды
на сушу, недостаток пищевых ресурсов
и т.д.) потребовало усовершенствования
форм приспособительного поведения, расширения
отражательных функций и переход
от элементарных тропизмов к более
сложным поведенческим актам, которые
могли бы обеспечить поиск важных
для жизни условий существования. Организмы
начинают реагировать не только биотические
раздражения, но и на те, которые сами по
себе являются индифферентными, абиотическими,
но могут сигнализировать появление биологически
значимых агентов. Они выполняют сигнальную
и ориентировочную функции в жизнедеятельности
организмов. Новая форма отражения получила
название чувствительность. У живых
организмов появилась способность к ощущениям
как к отражению различного рода воздействий
окружающей среды в их объективных свойствах
и связях с другими вещами. Так возникло
новое свойство органической материи
– психическое отражение, характерное
для животной формы жизни. Возникла психика
как особое свойство, заключающееся в
активном отражении объективной реальности
и саморегуляции на этой основе своего
поведения. Мир объектов, которые организм
оказался способным воспринимать, существенно
расширился, что повысило адекватность
его ориентировки в среде. Возникает и
новый вид поведения – активный поиск
биологически значимого объекта, о котором
сигнализирует абиотический раздражитель.
Постепенно живые организмы приобретают
способность к закреплению связей между
нейтральными и значимыми воздействиями,
а впоследствии к их изменению и формированию
новых связей.
Появление
чувствительности определило более
высокий, качественно новый уровень
отражения объективной действительности
и выступает как объективный
критерий возникновения психики. Разнообразие
внешних условий жизни, их постоянное
изменение стали причиной дальнейшего
развития психики, появления ее новых,
более совершенных форм.
Глава
2. Стадии развития психики
Гипотезу
о стадиях и уровнях развития
психики у животных, начиная от
простейших и заканчивая человекообразными
обезьянами, предложил А.Н. Леонтьев.
Далее она была уточнена и доработана
К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических
данных. Фабри также добавил к описанию
психического отражения, сделанного А.Н.
Леонтьевым, характеристику эволюции
поведения и органов манипулирования
у животных, находящихся на разных стадиях
и уровнях психического развития.
Согласно
гипотезе Леонтьева, уточненной Фабри,
развитие психики животных прошло через
три стадии и шесть уровней (табл. 1).
Таблица
1. – Стадии и уровни
развития психики
и поведения животных (по
А.Н. Леонтьеву и
К.Э. Фабри)
Стадия
интеллекта человекоподобных обезьян
представляет собой верхнюю границу
развития психики животных. Далее
начинается качественно новый этап
в истории развития психики –
сложный и длительный процесс
историко-эволюционно о развития Homo
sapiens, или «Человека разумного».
Глава
3. Развитие высших форм
психики у человека
Развитие
психики на уровне человека касается
прежде всего совершенствования познавательных
процессов: восприятия, внимания, памяти,
воображения, мышления и речи, а также
превращения человека из биологического
существа в личность.
Улучшение
психических процессов, говоря словами
Л.С. Выготского, превращает эти процессы
из низших в высшие психические функции.
Становление человека как личности приводит
к формированию у него сознания, воли,
разума, способностей, характера, высших
человеческих чувств, культурно обусловленных
мотивов поведения и потребностей.
Ускоренному
развитию познавательных процессов
людей способствовали три фактора
развития человеческой культуры: изобретение
языка и развитие речи, изготовление
и использование орудий труда, производство
предметов материальной и духовной
культуры.
С
помощью орудий труда человек
получил возможность шире и глубже
изучать окружающий мир, воздействовать
на природу, изменяя ее.
Такие
орудия, как копье, топор, нож и
молоток, одновременно служили и
той и другой цели.
Совершенствование
орудий труда и познания, а также
выполняемых с их помощью действий
и операций в свою очередь привело
к преобразованию функций человеческой
руки. Благодаря этому рука, поначалу
выполнявшая двойную роль: передвижения
в пространстве и манипулирования
предметами, – со временем превратилась
в самое тонкое и точное из всех
человеческих орудий. Ею были созданы
практически все предметы материальной
культуры.
На
примере руки и т.д.................