На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Петр I. Реформы в военной области

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                              Министерство образования и науки УР
                           ГОУ СПО «Удмуртский республиканский
                               Социально-педагогический колледж» 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Контрольная работа
                               по предмету «Отечественная история».                                                                                     
                           Тема: «Петр I. Реформы в военной области». 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 Специальность: 050704
                                                                 «Дошкольное образование»
                                                                 Курс  3          группа 33 «А»
                                                                 Бугакова Снежана Ивановна 
 

                                                                Форма обучения: заочная 

                                                                Руководитель:
                                                                 Балакин Дмитрий Александрович 
 
 
 
 
 

                                                  Ижевск   2011
                                                                     

                                       
                               Содержание:      

   1. Введение._____________________________________  3  
    Петр I. _______________________________________  4
    Военные реформы Петра I._____________________  8
    Создание регулярного военно-морского флота.___ 15 
    Значение реформ Петра I.______________________ 18       
    Заключение.__________________________________ 19
    Список литературы.___________________________ 22
 
 
 
 
 
 
                                         
 
 
 

                                             
 

                               1. Введение. 

             Целью данного реферата является анализ Петра I и его реформ.
Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  Эпоха Петра Первого в истории  России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.
             Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку.
             Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке. В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных c перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение. 
 
 
 
 
 
 

                                     
                                            2.    ПЕТР  I.
           Петр 1 родился 30 мая 1672 года. Его рождение окружено роем легенд. Царь Алексей был очень рад рождению сына. Его мать Наталья Кирилловна Нарышкина (враги говорили, что прежде, чем стать царицей, она "в лаптях ходила"), являлась второй женой Алексея.
           С рождением Петра вражда, между родственниками царя, но первой жене Марьей Ильиничной Милославской и семьей Нарышкиных, из узко семейной перерастает в политическую борьбу партий (с 1764 года официально наследником престола был объявлен царевич Федор, тем не менее, при болезненности его и Ивана, Петр мог претендовать на престол).
           В январе 1676 года царь Алексей умирает. На престол вступил Федор, но власть в делах еще некоторое время остается в руках Нарышкиных, а управление делами в руках Милославских, т.е. правил представитель одной семейной партии, управлял представитель другой семейной партии. Случилось это потому, что родственники его второй жены были ближе к царю и делам в последние годы жизни Алексея, Однако скоро Милославские взяли верх. Но со смертью Федора 27 апреля 1682года восторжествовали снова Нарышкины.
           Помимо старшего, больного и неспособного Ивана царем был избран младший брат, царевич Петр. Опека над ним отдана его матери. Артамон Сергеевич Матвеев еще не вернулся из ссылки, братья царицы не имели опыта в управлении делами, по - этому новое правительство было слабо. Чем и воспользовались их враги. Заговор возглавила царевна Софья.
           15 мая произошел стрелецкий бунт. Причиной послужило сообщение о том, что изменники задушили царя Ивана. В результате бунта стрельцами были убиты все сторонники Нарышкиных: (Матвеев, он только что вернулся из ссылки, князь Ромодановский, Аф. Кир. и Ив. Кир. Нарышкины, Юр. Ал. Долгорукий, Ив. Макс. Языков). Причем, Матвеева стрельцы схватили на глазах царицы и маленького Петра (рассказывали, что даже выхватили из их рук) и рассекли на части. Петр и его мать были  
 

потрясены смертью родных, ужасами резни и оскорблениями, которые получили они
от стрельцов. Наталья удалилась от дел, т.к. представительницей власти стала Софья (в
те дни  Наталье Кирилловне даже грозили "выгнать  из дворца"). Завладев властью, Софья и ее сторонники узаконивают ее при помощи все тех же стрельцов. Стрельцы бьют челом о том, чтобы царствовал не один Петр, а оба брата. Боярская дума и высшее духовенство, опасаясь нового выступления стрельцов, 26 мая провозгласила первым царем Ивана, вторым - Петра. Стрельцы опять бьют челом, чтобы, по молодости царей, правление было поручено Софье. 29 мая Софья согласилась править.
           Будучи царем, Петр в то же время находился под опалой и с матерью должен был жить в потешных селах. Такое грустное положение лишало Петра возможности получить достойное образование, но освобождало от придворного этикета и давало огромную свободу. Свое время он тратит, исключительно, на военные "потехи". Беспрепятственно он создает "потешные войска".
            По выражению С.М.Соловьева, из этой дружины бессознательно готовил себе круг преданных сотрудников в будущем. Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось, - позже оно стало работать с Петром,
Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. В 1688 г. недовольный тем, что негде  плавать под Москвой, он переносит  свою забаву на Переяславское озеро. Мать согласилась на отъезд Петра  и в Переяславле он строит суда с помощью мастеров-голландцев. В это время ничего его не интересовало кроме математики, военного дела и корабельных забав. Но ему уже шел семнадцатый год, он был развит физически и умственно. Его мать вправе была ждать, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистных Милославских. Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое учение и забавы для политики.
             Чтобы остепенить сына, мать женит его на Евдокии Лопухиной, к которой Петр не имел влечения. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако через какой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к короблям. Но летом 1689 года он был вызван матерью в Москву потому, что неизбежна была борьба с Милославскими.
       
     И Петр начал показывать свою власть. В июле он запретил Софье участвовать в крестном ходе, а когда она не послушалась, сам уехал, устроив таким образом сестре гласную неприятность. В конце июля он едва согласился на выдачу наград участникам Крымского похода и не принял московских военачальников, когда они явились к нему благодарить за награды. Когда Софья напуганная выходками Петра, стала возбуждать стрельцов с надеждой найти в них поддержку и защиту, Петр не задумался арестовать на время стрелецкого начальника Шакловитого.
            К началу августа отношения были до такой степени натянуты, что все ждали открытого разрыва, который произошел с отъездом Петра и его двора в Лавру. Туда съехались все Нарышкины, все сторонники Петра, знатные чиновные лица; явилась и вооруженная сила - потешные и Сухарев, стрелецкий полк.
           В эти дни решилась участь Софьи и ее сторонников. О своих намерениях Петр пишет письмо брату Ивану: "Теперь, государь братец, настает время нашим обоим особам Богом врученное нам царство править самим, понеже пришли есмы в меру возраста своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужескими особами, в титлах и в расправе дел быти не изволяем...Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте, тому зазорному лицу государством владеть мимо нас".
Осенью 1689 г. кончилось правление Софьи. Цари стали править без опеки  или, точнее, при больном и слабоумном Иване правил один Петр со своими близкими. С падением Софьи главными лицами в правительстве стали царица Наталья и патриарх Иоаким. Сам же Петр, не чувствует вкуса к власти и по этому он отдает ее другим.
             В эти годы он окончательно сблизился с иноземцами. Прежде они являлись около него как учителя и мастера, необходимые для устройства потех, и только! Ближе к Петру были шотландец Патрик Гордон, в то время уже генерал русской службы, и швейцарец Франц Лефорт, полковник русской службы. Преимущественно через них он знакомится с бытом немецкой слободы. Петр нашел там и предмет сердечного увлечения - дочь виноторговца Анну Монс.
             С увлечением слободой не прекратились прежние увлечения Петра. В 1690 году он провел большие маневры в селе Семеновском, в 1691 году - большие маневры под Пресбургом. В 1692 году провел спуск корабля, куда съехался весь московский двор. В 1694 году его мать, царица Наталья, умерла. Петр стал вполне самостоятельным. В  

этом  же году затевается флот на Белом море. Царь уже не тешится, а работает.
         Как военный деятель Петр 1 стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил полководцев и флотоводцев русской и мировой истории XVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  
                  3. ВОЕННЫЕ  РЕФОРМЫ  ПЕТРА I.
     По  замечанию видного русского историка Василия Ключевского: "Военная  реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным  и самым тяжелым как для  него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий".
          Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий, но реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.
          В ходе военных реформ Петра была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки "нового строя" (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий). Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.                                                 
                               
          Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов).
      
   К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.   
          Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.
          При Петре I армия и флот получили однотипную и стройную организацию, в армии были образованы полки, бригады и дивизии, на флоте - эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа. Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал - фельдмаршала), на флоте – генерал - адмирала.
          Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр 1 учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Окончательное устройство военной коллегии было определено указом 1719 года. Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал - квартирмейстером (помощника главнокомандующего).
             В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал- адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.

                                                                         
           Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов.                      
              При Петре I пехота стала вооружаться ружьями ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.                                 
                                                              

           Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712году в Питербургет - вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).
           Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге - Морскую академию.
           Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили  

соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал "недорослей" (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.
          Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: "Статьи воинские", "Учреждение к бою", "Для полевой битвы правила", "Морской устав", "Устав воинский 1716 года".
          Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров - медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.    
          Создание мощного российского флота послужило началом овладения всем морем. В 1710 году при участии морских сил были освобождены Выборг, Рига, о. Эзель, Ревель. В 1713 году с взятием Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из Финского залива. К летней кампании 1714 года Балтийский флот настолько окреп, что вооружил Петра уверенностью в способности его помериться силами со шведами на море. Флот насчитывал 15 линкоров, вооруженных 42-74 пушками каждый, 5 фрегатов с 18-32 пушками и 99 галер. Указом Петра 1 от 16 ноября 1705 года на кораблях были впервые организованы полки морской пехоты.
           Четвертого июня 1719 года в сражении со шведами в Эзельском проливе русским флотом под командованием капитана второго ранга Н.А. Сенявина была одержана первая победа без абордажа, с использованием одних орудий.
           К концу первой четверти 18 века Россия стала одной из сильнейших морских держав. 13 января 1720 года Петром 1 был издан первый морской устав. Издание в России Морского Устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот. Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он, прежде всего учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества. От европейских флотов флот Петра отличался, прежде всего, тем, что вначале он состоял  

в основном из гребных судов, различных по размерам и вооружению. Петр исходил из
того, что  такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после победы под Полтавой в России началось интенсивное строительство линкоров. Только они могли обеспечить России господство в Балтийском море.
                             
                              

 
  4.   Создание регулярного военно-морского флота.
              На 4 ноября 1696 года было назначено заседание Боярской Думы, на котором уставили будущее российского флота. Всем жителям московского государства необходимо участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости, и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине с двора. Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены. Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в соседних пристанях.
Дело  судостроения шло довольно успешно. В 1698 году были построены требуемые  суда. Кроме того, Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позже, в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян.      
           Поручив управление страной князю Федору Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство выехало 2 марта 1697 года из Москвы. Посольство назвали '"великим" из-за его многочисленности. Его возглавляли три посла; Лефорт, Головин и В озницын. В числе волонтеров находился Петр Михайлов - под такой фамилией значился царь.                                                                
         

       
           Посольство направилось в Голландию. В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения Голландии - город Сардам.
           Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в Амстердам, где было достигнуто соглашение о том, что волонтеры будут обучаться кораблестроению на верфи Ост-Индской компании. Конец августа и начало сентября прошли в освоении премудростей кораблестроения. 9 сентября был заложен фрегат "Петр и Павел", который в середине ноября был спущен на воду.
           После этого Пётр решает посетить "владычицу морей" Англию, где он мог изучить ремесло инженера- кораблестроителя. В январе 1698 года он прибывает в Лондон. Там Петр работал на верфях, осматривал предприятия, побывал в Оксфордском университете, несколько раз съездил в Гринвичскую обсерваторию и на монетный двор. Так одна из задач посольства была выполнена: волонтеры постигли азы кораблестроения. Большие трудности пришлось преодолеть при закупке оружия и найме специалистов. Тем не менее, удалось приобрести 10 тысяч ружей, 5 тысяч мушкетов, 3200 штыков, корабельные припасы и прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов, а также боцманы, шлюзные мастера и т.д.
             Великое посольство отправляется в Вену, чтобы предотвратить возможность заключения сепаратного мира австрийцев с османами и достижения согласия продолжать войну с ними. Однако и это не удалось. Австрия уже вела переговоры о мире с Османской империей.
            В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему императору из Москвы: "из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и Германию, только четверо выдержали экзамен, сделанный самим государем в Воронеже. Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счет, или возвратить выданные на поездку деньги. Первые русские суда Балтийского флота строились на Олонецкой верфи (Лодейное поле), на которой Петром в 1703 году было заложено 7 фрегатов, 6 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин. А в 1705 году приступила к строительству кораблей Адмиралтейская верфь в самом Петербурге.
            В это время Россия располагала военно-морским флотом, но он состоял не из тех  
 

кораблей, которые могли совершать наступательные операции в открытом море. Для
этого необходимы были линейные корабли, вооруженные  многими десятками пушек различных  калибров. Таких кораблей в русском  флоте насчитывались единицы, хотя мелких судов, предназначенных для каботажного плавания и оборонительных операции, было в избытке. Единственная верфь в стране, выпускавшая корабли крупных размеров, - Адмиралтейская - не могла в ближайшие годы пополнить Балтийский флот необходимым количеством судов. Был еще один способ комплектования флота новыми боевыми кораблями - приобретение их за границей. Ради ускоренного создания флота Петр не пренебрегал и этим способом.
             Военно-морской флот создавался в процессе войны с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Его жизнь и деятельность определял "Морской устав '' Флот стройся и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота.
            В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: "Артикул корабельный", "Инструкции и артикулы военные Российскому флоту и др.
            В 1 715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Тогда же была создана морская пехота. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.
                   
 
 

                                5.   Значение реформ Петра I.
          Определяя историческую значимость реформ Петра 1, историки отмечают две стороны его деятельности; государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес "величайший вред будущности России". Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.
           Одни считают (В. Ключевский), что “реформы Петра 1 были борьбой деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел напролом, не жалея собственных сил”. Другие - "насаждал мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России". Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.
        Хотя в целом  русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это дает полное основание считать Петра I - великим государственным деятелем.
                                  
 
 

                                        
                                 6.   З
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.