На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Краткое описание документа Исследование особенностей японской модели менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Краткое описание документа Исследование особенностей японской модели менеджмента 

 Общей теории  менеджмента, пригодной для всех  времен и народов, не существует  – есть только общие принципы  управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую  системы менеджмента со с  
 

 Содержание 

Введение 2 

Глава 1. Теоретические  аспекты моделей менеджмента 2 

1.1. Менеджмент  и модели 2 

1.2. Описание  японской модели менеджмента  2 

Глава 2. Сравнительный  анализ Японской школы менеджмента 2 

2.1. Сравнение  с Англо-Американской моделью  2 

2.2. Сравнение  с Немецкой моделью 2 

Глава 3. Применение японского опыта в российском менеджменте 2 

3.1. Формирования  российского менеджмента на основе  зарубежных школ менеджмента  2 

3.2. Проблемы  менеджмента в России и возможность  использования японского опыта  для их устранения 2 

Заключение 2 

Список использованной литературы 2 

Введение 

 Общей теории  менеджмента, пригодной для всех  времен и народов, не существует  – есть только общие принципы  управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую  системы менеджмента со своими  неповторимыми особенностями, поскольку  учитывают определённые национальные  ценности, особенности национальной  психологии, менталитета и т.д.  Японская система менеджмента  признана наиболее эффективной  во всем мире и главная причина  ее успеха – умение работать  с людьми. 

 В последние  годы во всем мире возрастает  интерес к японским формам  и методам управления, т.к. быстрое  успешное развитие экономики  этой страны позволило ей занять  лидирующее положение в мире. 

 Японская  система управления развивалась  частично под влиянием местных  традиций, частично – вследствие  американской оккупации после  второй мировой войны, частично  – как реакция на необходимость  борьбы с бедностью и разрухой  после войны. 

 Японский  менеджмент постоянно использует  наиболее полезные концепции  управления западных стран, их  методы и технику, приспосабливая  их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым  свои ценности и способствуя  установлению особого стиля мышления  и методов, присущих только  японским менеджерам. 

 Японская  модель менеджмента основывается  на философии «мы все одна  семья», поэтому самая важная  задача японских менеджеров –  установить нормальные отношения  с работниками, сформировать понимание  того, что рабочие и менеджеры  одна семья. Компании, которым  удалось это сделать, достигли  наибольшего успеха. Менеджмент  в Японии, как и в любой другой  стране, отражает её исторические  особенности, культуру и общественную  психологию. Он непосредственно  связан с общественно-экономическим  укладом страны. Японские методы  управления в корне отличны  от европейских и американских. 

 Японский  менеджмент, основанный на коллективизме,  использовал все морально-психологические  рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга  перед коллективом, что в японском  менталитете почти тождественно  чувству стыда. 

 Чем отличается  японский метод управления от  методов, используемых в большинстве  стран Европы и Америки? Вот  ключевая тема данной курсовой  работы. Прежде всего, своей направленностью:  основным предметом управления  в Японии являются трудовые  ресурсы. 

Глава 1. Теоретические  аспекты моделей менеджмента 

 Менеджмент  – совокупность методов, принципов,  средств и форм управления  хозяйственными организациями с  целью повышения эффективности  их работы. 

1.1. Менеджмент  и модели 

 Требуемые  для эффективного управления  организацией навыки и умения  необходимы не только профессиональной  группе людей, которые называются  менеджерами. Менеджмент как общечеловеческая  деятельность распространяется  на различные сферы деятельности. Отмечено, что «всеобщий человеческий  процесс» включает в себя пять  отдельных, но взаимосвязанных  элементов: 

. решение о  постановке цели и планирование  деятельности по ее достижению 

. распределение  времени и действий, необходимых  для решения задач 

. мотивация  и пробуждение к действиям 

. координация  отдельных, но взаимосвязанных  действий 

. осуществление  контроля над тем, что сделано,  чтобы убедиться, что результаты  соответствуют намеченным планам 

 В фундаментальном  смысле «менеджмент» – это  всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом  большинства видов труда, даже  если в отношении них данный  термин не употребляется. По  различным причинам и разными  способами произошло обособление управления в функцию специалистов или особую профессию. Степень и форма данного разделения труда непостоянны: в современных организациях распространенной практикой является объединение непосредственно труда и менеджмента. 

 По мере  роста организации менеджмент  разделяется на все более мелкие  элементы, происходит специализация  управленческих функций в рамках  профессиональной группы, развивается  иерархия менеджмента. Обычно  выделяют: 

. функциональные  – ответственность за отдельные  элементы деятельности организации  (управление персоналом, исследованиями, маркетингом, производством) 

. генеральные  – возглавление подразделений  организации, ответственность за  общую деятельность 

. линейные –  выполнение функций, напрямую  связанных с производством или  поставкой продуктов или услуг  потребителю 

. аппаратные  – исполнение непроизводственных  функций деятельности предприятия,  таких как финансы, персонал, закупки  или правовые вопросы 

 Менеджмент  осуществляется в потоке исторических  событий, что предполагает признание  равного воздействия на него  прошлого, настоящего и будущего. Прошлое оказывает влияние на  все специальные функции управления.
 На повседневном  уровне менеджмент имеет дело  с настоящем, с необходимостью  интеграции ресурсов, с координацией  различных видов деятельности, с  мониторингом текущей ситуации, с выявлением проблем, с производством.
 Решение оперативных  вопросов может включать в  себя проверку поставок, техническую  деятельность с ресурсами или  работу с требованиями потребителей. 

 Менеджмент  предполагает прогнозирование. Насколько  бы ни была благоприятна ситуация  в настоящем, насколько эффективно  ни было бы текущее производство, менеджеры должны внимательно  следить за событиями во внешнем  мире и пытаться заглянуть  в будущее. Это предполагает  проверку существующих систем  и их постоянное совершенствование,  анализ изменений внешней среды  и их воздействия на текущую  деятельность. 

 Модель –  упрощенное отражение реального  бытия. Она помогает нам осознать  его сложность и предлагает  альтернативные точки зрения  на изучаемый вопрос. Ни одна  модель не предлагает полного  решения, поэтому менеджерам-практикам  полезно научится совмещать их, используя все самое ценное. Например, конкурирующей на мировом рынке  компании необходимы высокое  качество продукции, гибкость  производства и низкие издержки, поэтому ее прежде всего интересуют  модели эффективной организации  процесса производства с технической  точки зрения. Ее руководители  также заинтересованы в моделях  поведения человека на работе, которые показывают ограничения  упрощения рабочих операций и  их негативное воздействие
(уменьшение  гибкости, снижение качества продукции)  на сотрудников в долгосрочном  периоде. 

 Управленческие  модели прямым или косвенным  образом направляют действия  менеджеров; для того, чтобы получить  представление об их природе,  необходимо познакомиться с максимально широким кругом возможных точек зрения и вкладом каждой из них в процесс менеджмента. 

 Моделирование  позволяет нам анализировать  действительность с помощью формального  выделения основных переменных, предлагая возможные взаимосвязи  и предсказывая вероятные результаты  изменения. Модели помогают нам  понять сложность реальной жизни  и не игнорировать ее, а взять  в «союзники». Чарльз
 Хэнди отметил,  что теории: «Помогают объяснить  прошлое, которое в свою очередь  помогает понять настоящее, предсказать  будущее, что позволяет повлиять  на него и навести в нем  относительный порядок. 

 Многие из  тех, кто начинает систематическое  изучение менеджмента, поначалу  испытывают немалые затруднения  (особенно если раньше они изучали  физические или естественные  науки, в которых феноменами  управляют четкие законы, позволяющие  в определенных обстоятельствах  с большей точностью предсказать  взаимосвязи между причинами  и следствиями). Менеджмент же  далек от определенности. Одна  из причин – весьма большое  число переменных, определяющих  положение и развитие организации. 

 Впрочем,  и у естественнонаучных феноменов  можно выделить множество переменных. Различие менеджмента и естественных  наук состоит в проблемах с  получением объективных, точных  данных. 

 Использование  при обсуждении некоего феномена  различных моделей дает возможность  рассмотреть разные теоретические  подходы, что позволяет расширить  горизонты анализа. Некоторые  модели представляют организации  как некие механизмы, другие  – как арену политических баталий,  третьи – как карьерную лестницу. Образы и метафоры, которые используют  исследователи, непосредственно  влияют на оценку проблем, которые  они изучают, и на рассматриваемые  переменные. 

 Различие  метафор – один из источников  несовместимых результатов исследований  менеджмента. 

 Исследователи  разрабатывают модели и теории  в ответ на определенные обстоятельства. В конце XIX в. предложение квалифицированного  труда был ограниченно, а неквалифицированный,  напротив, был в избытке, управленцы  же стремились установить контроль  как над тем, так и над  другим. Проблема фабричного менеджмента  заключалась в его способности  контролировать большое число  имеющихся ограниченный производственный  опыт наемных рабочих. В ответ  на потребности «командиров производства»,  стремившихся в ответ на растущий  спрос увеличить объем предложения,  появлялись первые теории о  методах производства, авторы которых  были заняты поиском способов  упрощения задач, стоявших перед  рабочими, редукции сложного труда  к простому, что позволяло расширить  использование малоквалифицированной  рабочей силы. 

 Сегодня основной  проблемой менеджмента можно  считать вопрос об организации  гибкого производства, способного  удовлетворить спрос на быстро  изменяющихся рынках, а значит, руководителей  прежде всего интересуют модели, которые предлагают способы максимально  эластичной организации деятельности. Современные теории отражают  этот интерес, предлагая организациям  различные способы выживания  в высоко турбулентном и конкурентном  мире, акцентируя внимание руководства  компаний на гибкости производства, качестве товаров и услуг и  низких издержках. 

1.2. Описание  японской модели менеджмента 

 Современные  методы управления сложились  в Японии в условиях послевоенной  разрухи, которая поставила перед  руководителями задачу восстановления  социальной, политической и экономической  жизни. Под влиянием американской  оккупационной администрации будущие  японские менеджеры познакомились  с американской идеологией и  методами управления бизнесом.
 Именно в  этот период лидеры японского  бизнеса начали постигать социальную  ответственность за последствия  своей деятельности. 

 Руководители  японских предприятий осуществляли  свои задачи, сначала применяя  традиционные методы управления  к новым условиям, а затем с  помощью усвоенных ими теории  и методов американского управления. Они пытались не только творчески  применить предвоенный опыт к  новым условиям, но и извлечь  полезные уроки, воспринять новые  идеи и таким образом найти  новый, японский путь развития. 

 В результате  основные черты японской системы  управления определяет ряд концепций,  отсутствующих в американской  модели. Важнейшими из них являются  система пожизненного найма и  процесс коллективного принятия  решений. 

 Японское  общество однородно и пронизано  духом коллективизма. Японцы всегда  мыслят от имени групп. Личность  осознает себя прежде всего  как члена группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части  целого.
 Руководящий  принцип японского менеджмента  находится в согласии с исследованиями  Э. Майо, который показал, что  работа есть групповая деятельность. 

 Вопрос о  том, какие черты человека окажутся  достаточно прочными для того, чтобы на них можно было  опереться в условиях быстрого  изменения общественной психологии  и этических ценностей, для  Японии, как и для других стран,  остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают,  что даже кажущиеся наиболее  современными особенности мышления  и чувствования личности и  общественных групп являются  порождением прошлых эпох и  по ходу развития общества  исчезнут. Изменение методов управления  в Японии сегодня характеризуется  возрастанием свободы выбора  концепций для создания оптимальных  систем, однако при этом традиционные  методы управления не забываются. 

 Другой немаловажной  особенностью японского менеджмента  является концепция непрерывного  обучения. Японцы уверены, что  непрерывное обучение приводит  к постоянному совершенствованию  мастерства. Каждый человек путем  непрерывного обучения может  улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят  моральное удовлетворение.
 С другой  стороны, целью обучения является  подготовка к более ответственной  работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного  подхода к управлению, японцы  придают особое значение долгу  в совершенствовании мастерства  без ожидания какой-либо материальной  выгоды. Японцы убеждены, что улучшение  мастерства само по себе может  приносить человеку огромное  удовлетворение. 

 Японцы восприимчивы  к новым идеям. Они любят  учиться на чужих ошибках и  извлекать выгоду из чужого  опыта. Они внимательно наблюдают  за происходящим в мире и  систематически пополняют информацию  из-за рубежа. Они заимствуют и  быстро усваивают новые технологические  методы и процессы.
 Японские  рабочие не оказывают сопротивления  внедрению новинок технического  прогресса. Инновация - основа  экономического роста, и японцы  ей искренне привержены. 

 Описанные  выше представления были важны  для подготовки изменений в  японской стратегии управления  и стиле руководства, а также  для структурной перестройки  отдельных предприятий и экономической  системы в целом.
 Стержнем  новых концепций стало признание  социальной ответственности, лежащей  на управляющих. 

 Таким образом,  современное японское управление  приобрело дух открытости, который  позволил подчинить технологическое  развитие решению выдвигаемых  самой жизнью проблем. Японскую  систему управления можно рассматривать  как синтез импортированных идей  и культурных традиций.
 Поэтому,  чтобы понять природу современной  управленческой мысли Японии, необходимо  коснуться некоторых черт традиционной  культуры этой страны. 

 Как отмечалось, японская система управления  сформировалась к настоящему  времени как органический сплав  национальных традиций и передового  опыта менеджмента. Что касается  национальных традиций, то их  очень существенная (в контексте  данной работы) черта состоит  в том, что японцы предпочитают  не придерживаться писаных правил; а их языку в силу иероглифического  характера письменности несвойственна  четкая однозначность определений,  характерная для европейских  языков, в частности, немецкого.
 Сами японцы  пишут: «...в традиционном японском  обществе отсутствовали как всеобщий  этический кодекс, так и категорические  религиозные предписания. Не существовало  даже четкой системы представлений  о грехе...» (М. Йосино). 

 Формула «предприятие  есть люди» является искренним  убеждением работодателей. Японские  управляющие прививают своим  работникам не только технические  навыки, но и моральные и нравственные  ценности. 

 Как порождением  концепцией «человеческого потенциала»  можно рассматривать систему  группового принятия решений  Ринги. Согласно ей ответственность  за принятие решения не персонифицирована.  За принятое решение несет  ответственность все группа. Предполагается, что ни один человек не имеет  права единолично принять решение.
 Можно рассмотреть  более подробно процесс принятия  решения группой. Сущность системы  Ринги в том, что решения  должны приниматься путем консенсуса.
 Система требует,  чтобы решение было принято  всеми. Если кто-то против, предложение  возвращается к его инициатору. Этот подход все еще сохранен, хотя процедурная часть системы  Ринги претерпела изменения. Каждое  предложение обсуждается в неофициальных  группах. Решение никогда не  выносится на официальное обсуждение  без неформального. 

 Вот как  описывает процесс группового  принятия решений Ричард Халлоран:
 «В процессе  официального обсуждения каждый  член группы высказывает небольшую  часть своих мыслей на этот  счет, но никогда не выходит  с законченным убедительным выступлением. Японцы, имеющие крайне чувствительное  эго, не желают попадать в  состояние находящегося в меньшинстве  или, что еще хуже, с особым  мнением. Боятся они и случайно  обидеть коллегу своим резким  выступлением, которое может противоречить  мнению товарищей. Когда лидер  группы уверен, что все в основном  согласны с минимальным решением, он суммирует мнение группы, спрашивает, все ли согласны, и оглядывает  зал для получения одобрительных  кивков. Не слышно ни единого  выкрика.». 

 Нужно четко  понимать, что японский метод  предполагает полное единодушие. Это не решение большинства.  Японцы питают отвращение к  тирании большинства. Если полного  единодушия нет, решение не  принимается. Если решению противопоставлено  мнение небольшого меньшинства,  его убеждают уважать взгляды  остальных. Эта компромиссная  позиция позже будет вознаграждена.  Для японца считается невежливо  открыто возражать старшему и  вышестоящему: несогласие нужно  выражать очень дипломатично. 

 Японцы допускают  в организационной жизни неопределенность, двусмысленность, несовершенство, как  и многое другое, реально существующее.
 Кроме того, японцы чувствуют себя гораздо  более взаимозависимыми. Поэтому  они готовы предпринимать дальнейшие  усилия, направленные на совершенствование  людей и на воспитание умения  эффективно работать друг с  другом. 

 В противовес  традиционной модели поведения  «Х» и «Y» японцы развили  и успешно применяют модель  «человеческого потенциала», согласно  которой на первый план выдвигается  идея о том, что людям требуется  возможность применять и развивать  свои способности, получая от  этого удовлетворение.
 Концепция  «человеческого потенциала» защищает  такие условия труда, в которых  способности работника поощряются  к развитию, и уделяет особое  внимание развитию у работников  стремления к самоуправлению  и самоконтролю. 

 Считается,  что власть менеджмента в Японии  законна, и поэтому она с  готовностью принимается и уважается.  Рабочие чувствуют, что их менеджеры  более образованы и компетентны.  Менеджеры не имеют избыточных  привилегий, что могло бы вызвать  ревность. Их оклады и другие  вознаграждения считаются скромными  по сравнению к их заслугам. А эффективный менеджмент является  необходимым условием для процветания  самих рабочих. 

 Выводы, которые  можно сделать, рассматривая японскую  систему управления, таковы: люди  получают удовлетворение от зависимости,  определяемой тесной вертикальной  связью в структуре коллектива, которая воспринимается как гарантия  защищенности и безопасности; основной  задачей менеджера является поддержка  в коллективе духа корпоративности,  объединении работников общими  интересами и пониманием общих  целей работы; когда создана обстановка, обеспечивающая групповое принятие  решений, все члены коллектива  могут вносить вклад в достижение  цели в полную меру своих  способностей. 

 Управленческий  контроль - это сокращенное определение  управленческого планирования и  обратной связи, которое является  инструментом деятельности менеджеров  в достижении организационных  целей. Способность человека управлять  имеет определенные пределы, поэтому  должен быть найден оптимальный  масштаб бизнеса, позволяющий  управлять эффективно. 

 Необходимо  отметить, что управленческий контроль, за выполнением поставленных  задач, осуществляется не путем  принятия определенных директив, как это принято в традиционном  менеджменте, а путем оказания  помощи и выявлении слабых  звеньев в производственном процессе (слово «контроль» связана не  с моделью «выявление - наказание», а «проверка-помощь»). 

 Чтобы избавится  от субъективизма, японские управляющие  повсюду, где есть малейшая  возможность, применяют методы  статистики для определения текущей  ситуации. Японцы верят цифрам. Они измеряют все. Они стараются количественно описать все аспекты бизнеса. Японцы не расточают силы впустую. Все устроено безупречно, что является сущностью хорошего менеджмента. 

 Для сохранения  дисциплины и улучшения качества  работы японский менеджмент больше  полагается на вознаграждение, чем  на наказание.
 Вознаграждения  выдаются за полезные предложения,  за спасение жизни при авариях,  за выдающиеся результаты в  учебных курсах, за отличное выполнение  обязанностей и за «преданность  своему делу как образец для  коллег». Эти вознаграждения бывают  разных типов: грамоты, подарки  или деньги и дополнительный  отпуск. 

 Японские  менеджеры прибегают к мерам  наказания крайне неохотно. В  противовес тактики запугивания  наказанием, японский менеджмент  уделяет особое внимание самосознанию  рабочих и поэтому использует  «тактику лозунгов», побуждающих  повысить дисциплину. 

 Такая позиция  вполне объяснима: с одной стороны,  каждый подчиненный является  индивидуумом и имеет право  на ошибку, с другой - правильная  кадровая политика при приеме  на работу «не допустит» в  фирму недобросовестного работника,  поскольку за него несет полную  ответственность тот, кто его  принял на работу. 

 Управление  персоналом становится стратегическим  фактором из-за необходимости  гарантии пожизненного найма. 

 Одной из  отличительных особенностей японского  управления является управление  трудовыми ресурсами. Японские  корпорации управляют своими  служащими таким образом, чтобы  последние работали максимально  эффективно.
 Для достижения  этой цели японские корпорации  используют американскую технику  управления кадрами, в том числе  эффективные системы заработной  платы, анализа организации труда  и рабочих мест, аттестации служащих  и другие. Но существует и большая  разница между американским и  японским управлением. Японские  корпорации больше используют  преданность своих служащих компаниям.  Отожествление служащих с корпорацией  создает крепкую мораль и ведет  к высокой эффективности. Японская  система управления стремится  усиливать это отожествление,  доводя его до жертвенности  интересам фирмы. 

 Японский  служащий очень тесно отожествляет  себя с нанявшей его корпорацией.  Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители  считают себя представителями  корпорации. В Японии каждый работающий  убежден, что он важное и  необходимое лицо для своей  компании - это одно из проявлений  отожествления себя с фирмой. Другим проявлением является  то, что японский работник в  ответ на вопрос о его занятии  называет компанию, где он работает. Многие служащие редко берут  дни отдыха, и часто не полностью  используют свой оплачиваемый  отпуск, так как убеждены, что  их долг работать, когда компания  в этом нуждается, тем самым  проявляя свою преданность компании. 

 Теоретически, чем дольше человек работает  в организации, тем сильнее  должно быть его само отождествление  с ней. Японские корпорации  гарантируют своим служащим работу  и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже,  для того, чтобы предотвратить  уход работника в другую фирму.  Перешедший в другую компанию  лишается трудового стажа и  начинает все сначала. Вся система  пожизненного найма основана  на гарантии занятости работника  и на гарантии его продвижения.  В свою очередь, каждый служащий или рядовой работник получает удовлетворение от собственной эффективности в работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены. 

 Занятость  в Японии имеет особое значение. Это не только вопрос контракта  между работодателем и работником. Она имеет эмоциональный и  моральный подтекст. 

 Японские  рабочие трудятся методично и  преданно. Они пунктуальны.
 Возможно  лишь небольшое расслабление  в последние полчаса работы. У  японских рабочих природная любовь  к чистоте и элегантности. У  них очень развито чувство  долга. Они гордятся своим мастерством.  Они получают огромное удовлетворение  от хорошо сделанной работы  и чувствуют себя несчастливыми  в случае неудачи. У них нет  чувства, что их эксплуатирует  фирма. Японским рабочим не  возбраняется выражать гордость  за свою работу, так же, как  и выражать свою преданность  фирме. 

 Пожизненный  найм - это не юридическое право.  Его утверждение - дань традиции, возможно, имеющей начало в первобытной  общине и получившей законченную  форму в японском феодальном  обществе. Фирма морально обязана  заботится о своем работнике  вплоть до выхода на пенсию. Штат комплектуется на основе  личных качеств, биографических  данных и характера. Лояльность  ценится больше, чем компетентность. К каждому рабочему относятся  как к члену семьи. Точно  также, если возникают финансовые  трудности, все достойно переносят  сокращение доходов. 

 В таких  обстоятельствах менеджмент персоналом  особенно важен. Японские менеджеры  верят, что люди - это величайшее  достояние. При отборе претендентов  для менеджмента высшего уровня  больше всего ценится способность  руководить людьми.
 Японцы обладают  определенными качествами, которые  незаменимы в менеджменте промышленностью.  Один эксперт сказал: «В Японии  каждый существует не как индивидуум, а исключительно как член большой  группы». Личность отожествляет  себя с группой. Ее устремления  - это устремления группы; человек  гордится работой этой группы. Он отдает себе полный отчет,  что является членом команды,  и не стремится к личному  авторитету. Его всегда интересует  успех команды. Все это усиливает  координацию в организации производства, а личные трения сводятся к  минимуму. 

 Поскольку  фирма должна функционировать  как одна сплоченная команда,  то больше всего ценятся такие  качества, как взаимное доверие,  сотрудничество, гармония и полная  поддержка в решении задач,  стоящих перед группой.
 Индивидуальная  ответственность и индивидуальное  выполнение работы сознательно  затушевываются. Целью является  улучшение работы группы и  усиление групповой солидарности. 

 Таким образом,  менеджмент всегда рассуждает  с позиции группы. Группа отвечает  за успех дела так же, как  и за неудачи. Поэтому отдельных  работников редко упрекают за  неудачи, особенно если это  творческие неудачи или связанные  с рискованным предприятием. В  японских фирмах решение принимается  группой. Подчиненные формулируют  свои предложения и передают  их заинтересованным лицам. После  того как групповым обсуждением  поставлены общие задачи, каждый  работник определяет свои собственные  и приступает к их выполнению. Если будет замечено, что подчиненный  не в состоянии контролировать  ситуацию, менеджер среднего звена  вмешается и будет самолично  осуществлять руководство. Такое  отношение внушает уверенность,  что личные неудачи и ошибки, в общем-то, не беда, старший всегда  поможет выйти из сложного  положения. Таким образом, акцент делается не на избежание неудач, а на достижение положительного результата. Это требует взаимопонимания. 

 Человек нуждается  в самоуважении: он любит нести  ответственность и совершенствовать  свои знания и мастерство. В  этом случае, как считают японцы, у него долгая творческая жизнь.  Направленность усилий на решение  задач фирмы ведет к его  собственному развитию и прогрессу  фирмы. Менеджеры в Японии постоянно  разъясняют цели и политику  компании своим рабочим, которые  могут свободно высказывать свое  мнение по этому поводу. Рабочие  имеют свободный доступ к администрации.  Успех фирмы - это и их успех. 

 Историческими  предпосылками управления качеством  явилось общегосударственное движение  «за отсутствие недостатков», которое  переросло в комплексный метод  управления качеством. Это движение  оказало существенное влияние  не только на качество товаров,  но и на осознание ответственности  каждым рабочим за качество  выполненной работы, развивая в  них чувство самоконтроля. 

 Изначально  система контроля и управления  качеством основывалась на кружках  качества. Задачами, которых в рамках  общей деятельности по управлению  качеством на предприятии являются: 

1. содействие  совершенствованию и развитию  предприятия 

2. создание здоровой, творческой и доброжелательной  атмосферы на рабочем участке  всестороннее развитие способностей  работников и ориентация на  использование этих возможностей  в интересах фирмы. 

 Комплексное  управление качеством проникает  в сознание людей и помогает  выявить ложную информацию. Оно  помогает фирмам избежать использование  ошибочных данных о выпуске  и реализации продукции. «Знание  - сила» - вот лозунг комплексного  управлением качеством. 

 Примечательны  три основные черты японских  промышленных организаций: во- первых, пожизненная занятость, во-вторых, влияние стажа на оклады и  зарплату и, в-третьих, организация  профсоюзов. 

 Японский  менеджмент принимает профсоюз  как законного посредника между  управлением и рабочими в вопросах  заработной платы. Но поскольку  профсоюзы в Японии не разделяются  по профессиям, а являются союзом  рабочих одной фирмы, то они  разделяют такие ценности менеджмента,  как производительность, прибыльности  и рост. Это не означает, что  профсоюзы раболепствуют: они  сохраняют свою независимость.  Они постоянно следят за правильным  соблюдением всех согласованных  норм. 

 Профсоюзы  отдают себе полный отчет в  том, что рабочие могут повысить  свой уровень жизни только  путем повышения производительности, поэтому они начали сотрудничать  с менеджментом. Необходимо постоянное  объединенное консультирование  по всем вопросам, оказывающим  влияние на производительность. Процесс модернизации не прямолинеен.  Может возникнуть переизбыток  рабочей силы. Но все эти проблемы  решаются путем сотрудничества. Профсоюзы в Японии постоянно  ищут пути и методы улучшения  жизни рабочих без ущерба для  фирмы. Они понимают, что условия  жизни рабочих в конечном счете  зависят от процветания фирмы.  Они критически изучают и при  необходимости подвергают сомнению  цели и политику менеджмента.  Таким образом, они могут развивать конструктивные отношения с менеджментом, сотрудничая с ним. Союзы постоянно конкурируют с менеджментом в социальной и благотворительной деятельности. Профсоюзы в Японии постоянно стремятся повышать уровень сознательности рабочих. 

 Необходимо  отметить, что значимость, ресурсы  и власть менеджмента несопоставимы  с ресурсами профсоюзов. Но лидеры  союза и менеджмент разделяют  два основных предположения: во-первых, процветание фирмы создает условия  для решения других задач, а,  во-вторых, ненависть друг к другу  никому не идет на пользу. 

 В целом,  в Японии меньше жалоб и  претензий к менеджменту по  двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует  себя притесненным, во-вторых, он  считает свою работу более  важным делом, нежели права  или убеждения. Истоки этого  кроятся в том, что управляющие  японских фирм уделяют огромное  внимание благосостоянию своих  рабочих. Это, естественно, повышает  их доверие как к менеджменту,  так и к профсоюзам. 
 

 Глава 2. Сравнительный  анализ Японской школы менеджмента 

2.1. Сравнение  с Англо-Американской моделью 

 Англо-американская  модель применяется в корпорациях  Великобритании,
 США, Австралии,  Новой Зеландии, Канады и некоторых  других странах. Она характеризуется  наличием индивидуальных акционеров  и постоянно растущим числом  независимых т.е. не связанных  с корпорацией акционеров (они  называются "внешние" акционеры  или "аутсайдеры"), а также  четко разработанной законодательной  основой, определяющей права и  обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров  и сравнительно простым механизмом  взаимодействия между корпорацией  и акционерами, и между акционерами  как на ежегодных общих собраниях,  так и в промежутках между  ними. 

 Акционирование  – это обычный способ накопления  капитала корпорациями
 Великобритании  и США. Поэтому неудивительно,  что в США образовался крупнейший  в мире рынок капитала, а Лондонская  биржа – третья в мире по  капитализации рынка после Нью-Йорка  и Токио. Более того, существует  причинно-следственная связь между  преобладанием акционерного финансирования, размерами рынка капитала и  развитостью системы корпоративного  управления. США являются крупнейшим  рынком капитала и одновременно  местом наиболее развитой системы  голосования по доверенности  и небывалой активности независимых  (институциональных) инвесторов. Последние  также играют важную роль на  рынке капитала и в корпоративном  управлении
 Великобритании. 

 Англо-американская  модель, развивавшаяся в условиях  свободного рынка, предполагает  разделение владения и контроля  в наиболее крупных корпорациях.
 Это юридическое  разделение очень важно с деловой  и социальной точек зрения, т.  к. инвесторы, вкладывая свои  средства и владея предприятием, не несут юридической ответственности  за действия корпорации. Они передают  функции по управлению менеджерам  и платят им за выполнение  этих функций как своим агентам  по ведению дел. Плата за  разделение владения и контроля  и называется "агентскими услугами". 

 Интересы  акционеров и менеджеров не  всегда совпадают. Корпоративное  законодательство, действующее в  странах, которые применяют англо-  американскую модель управления, решает это противоречие разными  способами.
 Самый важный  из них – это избрание акционерами  Совета директоров, который становится  их доверенным лицом и начинает  выполнять фидуциарные обязательства,  т.е. действовать в пользу акционеров  при осуществлении функций контроля  над управлением. 

 Увеличение  числа институциональных инвесторов  привело к усилению их влияния.  В свою очередь, это повлекло  за собой законодательные изменения,  способствующие их активизации  как участников корпоративных  отношений. 

 Традиционно,  председателем Совета директоров  и главным (генеральным) исполнительным  директором являлось одно и  то же лицо. Часто это приводило  к различным злоупотреблениям, в  частности к концентрации власти  в руках одного человека (например, совет директоров контролируется  одним человеком, являющимся одновременно  председателем и главным исполнительным  директором); или концентрации власти  в руках небольшой группы лиц;  Правление и/или Совет директоров  пытаются удерживать власть в  течение длительного периода  времени, игнорируя интересы других  акционеров ("укоренение"); а также  к грубому нарушению интересов  акционеров. В настоящее время  и американские, и английские  корпорации тяготеют к включению  в Совет директоров все большего  числа независимых директоров. 

 Существует  ряд факторов, которые способствовали  увеличению числа независимых  директоров в совете директоров  корпораций Великобритании и  США.
 Среди них:  изменение структуры владельцев, т. е. рост числа и влияния  институциональных инвесторов и  их участие в голосовании на  ежегодных общих собраниях акционеров, а также рекомендации таких  независимых самостоятельно регулируемых  организаций, как Комитет по  финансовым вопросам корпоративного  управления в Великобритании  и различных акционерных организаций  в США. 

 Состав Совета  директоров и представительство  в совете остаются важными  вопросами, которые беспокоят  акционеров в Великобритании  и США. Возможно, это происходит  потому, что другие вопросы корпоративного  управления такие, как раскрытие  информации и механизмы взаимодействия  между корпорациями и акционерами,  в основном решены. 

 Советы директоров  в Великобритании и США меньше  по численности, чем в
 Японии. Обследование 100 крупнейших американских корпораций, проведенное в
1993 г. корпорацией  "Спенсер Стюарт", показало, что  размер Советов директоров уменьшается,  и в среднем в него входит 13 членов по сравнению с
15 в 1988г. 

 Законы, регулирующие  деятельность пенсионных фондов, также оказывают влияние на  корпоративное управление. В 1988 г.  Министерство труда США, ответственное  за деятельность частных пенсионных  фондов, постановило, что эти фонды  имеют фидуциарные обязательства,  т. е. выступают "поверенными"  своих акционеров в делах корпорации. Это постановление оказало сильное  влияние на деятельность частных  пенсионных фондов и других  институциональных инвесторов: они  стали интересоваться всеми вопросами  корпоративного управления, правами  акционеров и голосованием на  ежегодных общих собраниях акционеров. 

 Следует заметить, что в США корпорации регистрируются  и учреждаются в определенном  штате, и законы этого штата  составляют основу законодательной  базы по правам и обязанностям  корпорации. 

 По сравнению  с рынками капитала других  стран, в частности Японии, в
 США существуют  самые жесткие правила по раскрытию  информации, и действует четкая  система взаимоотношений между  акционерами. Как уже говорилось  выше, это имеет прямое отношение  к размеру и значению рынка  ценных бумаг в экономике США  и на международной арене. 

 В англо-американской  модели институциональные инвесторы  и различные финансовые специалисты  следят за деятельностью корпорации  и корпоративным управлением.  Среди них инвестиционные фонды  (например, индексные фонды и фонды,  ориентирующиеся на конкретную  отрасль промышленности); фонды рискового  капитала, или фонды, инвестирующие  в новые корпорации; агентства,  оценивающие кредитоспособность  заемщиков или качество ценных  бумаг; аудиторы и фонды, ориентирующиеся  на предприятия-банкроты или убыточные  корпорации. В японской же модели  многие из этих функций, как  правило, выполняет один банк. То есть, в Японии существует  сильная взаимосвязь между корпорацией  и ее основным банком. 

 Для более  глубокого понимания, сущности  японского стиля управления, представляется  целесообразным рассмотреть главные  различия в самом подходе к  формированию системы управления  в американской и японской  школах менеджмента. Наиболее  существенны различия в следующих  аспектах: 

 Кадровая  политика в фирмах США обычно  строятся на более или менее  одинаковых принципах по следующим  направлениям. 

 Американские  фирмы, использующие традиционные  принципы отбора кадров при  приеме на работу, основное внимание  уделяют специализированным знаниям  и профессиональным навыкам. Общими  критериями по подбору кадров  являются: образование, практический  опыт работы, психологическая совместимость,  умение работать в коллективе. 

 В американских  фирмах делается ориентация на  узкую специализацию менеджеров, так же как и инженеров и  ученых. Американские специалисты,  как правило, профессиональны  в узкой области знаний и  поэтому продвижение их по  иерархии управления происходит  только по вертикали, что означает, что финансист будет делать  карьеру только в этой области.  Это ограничивает возможности  продвижения по уровням управления, что обусловливает текучесть  управленческих кадров, их переход  из одной фирмы в другую. В  Японии же, работник, пришедший на  работу является так называемым  «чистым листом» совершенствуя  себя в ходе работы, пройдя  с низшей ступени, по верхнею. 

 В американских  фирмах при приеме на работу  потенциальные кандидаты проходят  тестирование для выявления профессиональной  подготовки. Обычно каждая фирма  разрабатывает свои критерии  отбора и порядок найма работников.
 После приема  на работу проводится процедура  введения в должность, когда  работника знакомят с его обязанностями  в соответствии с инструкциями, ограниченными его узкой специализацией, и не знакомят с деятельностью  фирмы в целом и ее организационной  культурой. 

 В японских  фирмах придерживаются мнения, что  руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом  участке фирмы, а не по отдельным  ее функциям. Поэтому при повышении  квалификации руководитель отдела  или подразделения выбирает для  освоения новую сферу деятельности, в которой он раньше не работал. 

 Японские  фирмы в качестве критериев  применяют: совмещение профессий,  способность работать в коллективе, понимание значения своего труда  для общего дела, умение решать  производственные проблемы, увязывать  решение различных задач, писать  грамотные записки и умение  чертить графики. 

 Обычно потенциальные  кандидаты проходят предварительную  проверку способности работать  в полуавтономных коллективах. 

 В Японии  существует своя специфика в  управлении персоналом, о которой  подробно говорилось в первой  главе. С учетом всего вышесказанного  об особенностях управления персонала  в Японии можно выделить следующие  основные принципы японского  типа управления:
. переплетение  интересов и сфер жизнедеятельности  фирм и работников: высокая зависимость  работника от своей фирмы, предоставление  ему значительных специальных  гарантий и благ в обмен  на преданность фирме и готовность  защищать ее интересы;
. приоритет  коллективного начала перед индивидуализмом,  поощрение кооперации людей внутри  фирмы, в рамках разного рода  небольших групп, атмосфера равенства  между работниками независимо  от занимаемых постов. 

 В современных  условиях подготовке и переподготовке  кадров менеджеров придается  важное значение как на официальном  уровне, так и на уровне отдельных  фирм. 

 Каждая компания  практически имеет свою собственную  систему переподготовки. Новые сотрудники  обязаны проходить переподготовку  ежегодно, вследствие чего процесс  обучения идет непрерывно. 

 В 1985 г.  в США было затрачено 60 млрд. долл. на все формы обучения  менеджменту, в том числе 13 млрд. долл. на повышение квалификации  менеджеров. 

 Японские  фирмы тратят на обучение в  расчете на одного занятого  в три- четыре раза больше, чем  американские. В Японии непрерывное  образование является частью  процесса труда, на который  каждый занятый тратит примерно 8 часов в неделю, в том числе  4 часа за счет рабочего времени  и 4 часа - за счет личного. 

 Основой японской  системы профессионального обучения  в фирмах является концепция  «гибкого работника». Ее целью  являются отбор и подготовка  работника не по одной, а,  по крайней мере, по двум-трем  специальностям, а затем повышение  квалификации на протяжении всей  жизни. 

 Американские  компании в качестве основной  тактической задачи выделяют  ускорение оборота инвестируемых  средств и увеличение стоимости  акций.
 Именно по  этим показателям и определяется  эффективность работы управленческого  аппарата. 

 Японские  компании в качестве основных  целей оперативного характера  выделяют обычно расширение доли  рынка и увеличение доли новых  товаров в общем объеме выпускаемой продукции, что, по мнению руководителей этих компаний, должно обеспечить повышение конкурентоспособности и прибыли, но не только в краткосрочной, но и, что более важно, в долгосрочной перспективе. Подобная целевая ориентация значительным образом влияет на производственно-сбытовую стратегию корпораций, а также на особенности построения и работы всей системы управления. 

 Для американской  компании в соответствии с  выбранными тактическими целями (ориентация на текущую прибыльность) характерна преимущественная ориентация  на максимальную гибкость системы  управления в плане распределения  и перераспределения всех видов  ресурсов для повышения прибыли  в краткосрочном разрезе. Для  осуществления таких установок  в наибольшей степени подходят  формализованные организационные  схемы с четким формулированием  наборов целей для каждого  руководителя. 

 В отличие  от этого ориентация японских  компаний на максимизацию прибыли  в долгосрочной перспективе приводит  к тому, что аппарат управления  компании формируется на принципах,  предусматривающих долгосрочное  аккумулирование управленческих  ресурсов, универсальную подготовку  и переподготовку управленческих  кадров с их привязкой к  данной компании в течение  длительного периода времени. 

 Различия  в тактических установках, определяющих  производственно- сбытовую деятельность, обусловливают некоторые отличия  в подходах американских и  японских компаний к выбору  наиболее приоритетных сфер деятельности  и направлений развития. Так, в  настоящее время американские  компании направляют большую  часть ресурсов в такие области,  как совершенствование выпускаемых  товаров и технологических процессов.  В результате такой ориентации  большинство средств, выделяемых  на научные исследования и  разработки, сконцентрированы именно  в этих областях, так как такая  структура инвестиций обеспечивает  кратчайшее время их оборота. 

 Японские  компании наибольшую долю средств  выделят на проведение фундаментальных  исследований и разработок, а  также работы по созданию принципиально  новых образцов продукции. В  результате, хотя в абсолютном  выражении период оборота этой  части финансовых средств затягивается, изготовление принципиально новых  товаров дает возможность японским  компаниям выпускать более конкурентоспособную  продукцию и тем самым резко  увеличивать объем прибыли, например, в конце пятилетнего периода.  Анализ ситуации на капиталистических  рынках весьма отчетливо показывает  преимущества тактики, используемой  японскими компаниями в конкурентной  борьбе. 

 Принципиально  важным моментом, определяющим подход  к практике управления, является  то, что традиционно американские  управляющие были ориентированы  на некие индивидуальные ценности  и результаты, в то время как  японский подход заключается  в обеспечении эффективной деятельности  группы, а не отдельного работника.  При этом вся управленческая  деятельность в американских  компаниях базируется на механизмах  индивидуальной ответственности,  оценке индивидуальных результатов,  выработке четких, количественно  выраженных и, как правило,  краткосрочных целей. Идеальный  американский управляющий обычно  предстает в виде лидера –  сильной личности, замыкающей на  себя весь процесс управления  и способной заставить своих  подчиненных интенсивно работать  выполнять поставленные перед  ними конкретные цели. 

 Стиль управления, который преобладает в японских  компаниях, ориентирован, прежде  всего, на групповую деятельность. Упор при осуществлении управленческих  воздействий делается на включение  каждого, в том числе и руководителя, в деятельность группы. При этом создаются условия и принимаются специальные меры по налаживанию горизонтальных связей и механизмов координации как внутри групп, так и между всеми группами в масштабах компании, что значительно уменьшает возможность возникновения конфликтов. Поэтому идеальный управляющий по-японски предстает человеком, способным обеспечить эффективное функционирование возглавляемого им коллектива единомышленников, в котором индивидуальные успехи каждого непосредственно зависят и связаны с успешной совместной деятельностью. 

 Японский  управляющий должен не только  понимать характер своих подчиненных,  но и использовать их психологические  особенности для интенсификации  труда, не показывая при этом  своего превосходства, а наоборот  старательно демонстрируя полное (однако, показное) равенство и личную  заинтересованность в успехах  каждого члена руководимой им  группы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.