Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Запись и воспроизведение звука
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 6.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Московский
кино видео институт
Кафедра
гуманитарных и искусствоведческих
наук
Факультет
«Звукорежиссура»
Реферат
на тему:
«Запись
и воспроизведение звука»
Выполнила: студентка 1 курса
Файрушина Е.Ю.
Проверил: заведующий кафедры,
кандидат технических наук,
профессор Полываный А. Г.
Москва
2011год
Развиваясь от
единичных экспериментов энтузиастов-инженеро ,
пытавшихся подарить миру, способ сохранения
звука, до современной индустрии
звукозаписи, обороты которой сравнимы
с самыми доходными видами деятельности,
технологии и системы записи и воспроизведения
звука превратились сегодня в абсолютно
обыденный, естественный и всем привычный
процесс. С течением времени менялись
носители, появлялись новые стандарты
звука. Как это не парадоксально звучит,
но история звукозаписи началась от укола
иглой.
Многие выдающиеся
открытия были получены совершенно
случайно. Вспомнить того же Ньютона
и приснопамятное яблоко, упавшее
ему на голову, или Менделеева,
которому приснилась его периодическая
система элементов. Список можно продолжать
довольно долго. И в нем обязательно будет
значиться история открытия процесса
записи звука. В своих дневниках, Томас
Эдисон, изобретатель фонографа - первого
в мире прибора для записи и воспроизведения
звука, вспоминает: «Однажды, когда я работал
над улучшением телефона, я как-то запел
над диафрагмой телефона (тоненькой стальной
пластинкой), к которой была припаяна игла.
Благодаря дрожанию пластинки, игла уколола
мне палец, что заставило меня задуматься.
Если бы можно было записать эти колебания
иглы, а потом снова провести иглой по
такой записи - отчего бы пластинке не
заговорить? Вот и вся история: не уколи
я палец - не изобрел бы фонографа!». Именно
с изобретения фонографа, а вернее с 12
августа 1877 года, и начинается точка отсчета
истории звукозаписи. В этот день Эдисон
сделал первую в мире звукозапись, зафиксировав
на цилиндре фонографа, выступавшего в
то время носителем информации, американскую
мелодию Mary Had A Little Lamb.
Принцип работы
фонографа очень прост. Первая машина
для записи звука имела цилиндр, который
поворачивался при помощи ручки. Еще в
ней был рожок и затупленная игла. С узкого
конца рожок был закрыт гибкой мембраной.
Входящие с широкой стороны рожка звуки
вызывали колебания этой мембраны, к которой
крепилась игла. Игла двигалась вверх
и вниз под воздействием звуков. Цилиндр
покрывал слой оловянной фольги. Игла
вдавливалась в эту фольгу, а рожок вместе
с иглой медленно двигался вдоль цилиндра,
по мере того как поворачивалась ручка.
Таким образом, обойдя вокруг цилиндра
много раз, иголка выдавливала на фольге
дорожку. Когда кто-нибудь говорил или
пел в рожок, игла при этом совершала движения
вверх и вниз. Опускаясь, игла делала более
глубокие бороздки в фольге, а поднимаясь
более мелкие. Изменение глубины бороздок
и было отражением звуковых волн, производимых
при речи или при пении. Так происходила
запись звука.
Чтобы воспроизвести
запись, рожок с иглой перемещали
обратно, к началу бороздки. Когда
игла двигалась по бороздке, она
заставляла вибрировать тонкую мембрану
в такой же последовательности, как и при
записи. Это вызывало колебания воздуха
в рожке, что и было причиной возникновения
звука, напоминающего прозвучавший при
записи. В фонограф постоянно вносились
усовершенствования. Например, оловянная
фольга, покрывавшая валик, в скором времени
сменилась тонким слоем воска. Однако,
несмотря на все попытки, добиться качественной
и долговечной записи не получалась. Требовались
новые технические решения, и вскоре, а
вернее в 1888 г. немец Эмиль Берлинер изобрел
граммофон. После записи фонограмма покрывалась
лаком и служила для получения отпечатка
на хроможелатиновом слое. Позднее стали
применять кислотное травление, в качестве
подложки использовать цинк, а в качестве
защитного слоя - воск. Применяя как оригинал
цинк, протравленный в хромовой кислоте,
получали гальванопластические копии.
Первая граммофонная
пластинка была изготовлена из
целлулоида. Чуть позднее стали
применять диски из шеллака,
шпата и сажи. Позднее шеллак
был заменен синтетическими смолами,
наиболее популярной, среди которых, была
винилитовая смола. Хотя применялись и
иные, более экзотические материалы. В
частности, изготавливали пластинники
из шоколада, а также из стекла. Да и в современной
истории, в период гонений на джаз, умельцы
нашли весьма своеобразный выход, и использовали
для записи довольно доступный материал
- рентгенографические пленки. Такие пластинки
были прозваны в народе записями «на костях».
На смену
граммофону пришел патефон. Благодаря
некоторым улучшениям, он имел более
портативный размер, нежели граммофон,
что, конечно, привело к очень широкой
популярности и распространению данного
прибора, повлекшего за собой и популяризацию
музыкальных записей. Тем более что пластинки
постоянно дешевели. Для их изготовления
стали использовать весьма недорогие
материалы, остановившись, в конце концов,
на виниле. Именно виниловые пластинки
и стали постоянными спутниками всех меломанов
мира.
Весьма любопытен
тот факт, что практически одновременно
с изобретением фонографа, предпринимались
первые попытки магнитной записи звука.
Впервые такая мысль была высказана Оверлингом
Смитом в 1888 г. Описанное Смитом устройство
имело все отличительные признаки магнитофона:
магнитный носитель информации, механизм
для его подачи и магнитную головку. К
сожалению, детище Смита так и не «пошло
в серию», так что реальным рождением магнитная
запись обязана датчанину Паульсену, который
в 1898 г. продемонстрировал работоспособный
аппарат - магнитофон, где носителем записи
была стальная проволока. Однако недостатком
использования проволоки в качестве носителя
была проблема соединения отдельных ее
кусков. Связывать их узелком было невозможно,
так как он не проходил через магнитную
головку. Понимая эту проблему, Паульсен
разработал способ магнитной записи на
вращающийся стальной диск. Информация
на нем записывалась по спирали, перемещающейся
магнитной головкой. Это был, по сути, некий
прообраз современных дискет, или даже
винчестеров современных компьютеров.
Первые магнитофоны описанной конструкции
не дотягивали, по качеству записи, популярным
в то время граммофонам. Именно поэтому,
развитие магнитной записи было несколько
приостановлено, вплоть до двадцатых годов
прошлого века. Конечно, попытки предпринимались,
но отсутствие усилителей не давало добиться
сколь-нибудь значительных результатов.
Всё изменилось
с изобретением вакуумных электронных
ламп, а наибольших успехов, магнитная
звукозапись добилась с появлением
усовершенствованных магнитных
головок, применения подмагничивания
и порошковой магнитной ленты. В
1927 году Фрицем Флеймером быда разработана
технология производства магнитной ленты
на немагнитной основе. На основе этого
изобретения, в 1935 году немецкие компании
«АEG» и «IG Farbenindustri» пустили в производство
магнитную ленту на пластмассовой основе,
которая была покрыта металлическим порошком.
Специально для использования магнитной
ленты, было разработано совершенно новое
электромеханическое устройство, получившее
фирменное название «Magnetofon», которое и
стало, в конце концов, наименованием всех
подобных устройств.
Изначально
магнитофоны были выполнены в
катушечном «форм-факторе». Однако
постепенно к ним на смену
пришли магнитофоны кассетные,
где обе миниатюрные катушки,
с магнитной пленкой и пустая,
были помещены в специальную
компакт-кассету и конец пленки заранее
закреплен на пустой катушке.
Параллельно
совершенствовалась и грамзапись.
С развитием радиотехники появились
радиолы, проигрыватели, и электрофоны.
Пружинный двигатель был заменен
электрическим. При тех же размерах
пластинки скорость уменьшилась до
33 1/3 об/мин, а увеличение плотности записи
позволило создать долгоиграющие пластинки.
Однако не за горами была новая революция
развития носителей информации.
В 1979 году
компания Philips совместно с Sony предъявили
миру абсолютно новый носитель информации
- оптический диск (компакт-диск - Compact Disk
- СD) для записи и воспроизведения звука.
И уже в 1982 году началось массовое производство
компакт-дисков на заводе в Германии.
С помощью
лазерного луча сигналы записываются
на вращающийся оптический диск цифровым
методом. В результате записи на диске
образуется спиральная дорожка, состоящая
из впадин и гладких участков. В режиме
воспроизведения лазерный луч, сфокусированный
на дорожку, перемещается по поверхности
вращающегося диска и считывает записанную
информацию. При этом впадины считываются
как нули, а ровно отражающие свет участки
- как единицы.
Цифровой
метод записи обеспечивает практически
полное отсутствие помех и
высокое качество звучания, а
очень высокая плотность записи
достигается благодаря фокусированию
лазерного луча в пятно размером менее
1 мкм.
На смену
компакт-дискам приходит еще более
новый стандарт носителей информации
- DVD (Digital Versatil Disc). Основное отличие
DVD-диска - гораздо более высокая
плотность записи информации. Это
достигается благодаря более короткой
длине волны лазера и меньшему размеру
пятна сфокусированного луча, благодаря
чему расстояние между дорожками уменьшилось
вдвое. DVD-диски, также, могут иметь один
или два слоя информации. Всего DVD-стандарт
предусматривает 4 модификации: односторонний,
однослойный емкостью 4,7 Гбайт, односторонний,
двухслойный емкостью 8,8 Гбайт, двухсторонний,
однослойный емкостью 9,4 Гбайт и двухсторонний,
двухслойный емкостью 17 Гбайт.
Звук, и стандарты
его записи
Моно. День рождения
этого стандарта записи пришелся на день
рождения фонографа Тома Эдисона, что,
вполне закономерно. Восковые валики фонографа,
обладавшие немыслимой в то время емкостью
(на них можно было записать около ста
слов), воспроизводили звук именно в моно
формате. В конце периода своего развития,
монозвук обладал следующими характеристиками:
частотный диапазон составлял 30-8000Гц,
что, согласитесь, было совсем неплохо.
Стерео. Стереозвук
- это, по сути, двухканальный моно
формат. Запись производилась так, как
будто фонограмму слышали человеческие
уши. Именно стерео очень быстро вытеснило
монозвук, так как обладала перед ним несомненными
преимуществами. Из-за разницы звучания
каналов человек получал возможность,
при прослушивании записи, почувствовать
ширину звуковой сцены. В зависимости
от носителей информации, характеризовались
и частотные показания записи. К примеру,
катушечные стереомагнитофоны «выдавали
на гора» до 1000 Гц, появившиеся позже кассетные
- до 18000 Гц, ну а с появлением CD - частотный
диапазон расширился от 20 до 2000 Гц. Кстати,
первые технологии шумоподавления были
внедрены малоизвестной компанией Dolby
Lab, которой, впоследствии, предстояло
сыграть одну из главных ролей во всей
звуковой индустрии.
MP3. Эта аббревиатура
от Moving Pictures Experts Groups Layer 3 сегодня используется
повсеместно, благодаря технологии сжатия
аудио-файлов, реализованных данном формате.
Сжатие аудиофайлов происходит путем
отсечения частот, которые человеческое
ухо не воспринимает в волновом звуковом
спектре.
МP3 Pro является
улучшенной версией обычного MP3.
Файлы MP3 Pro занимают в два раза
меньше дискового пространства
по сравнению с аналогичными
по качеству mp3-файлами, либо становится
возможным второй вариант - качество
в два раза лучше при одинаковых
размерах. VQF - это новый формат звуковой
компрессии. Он похож на MP3, но работает
лучше.
Существует
два важных критерия, определяющих
качество компрессии: 1. Размер файла:
VQF файлы примерно на 30-35% меньше
чем МР3, при одинаковом качестве
звука. 2. Качество звука: Качество звука
VQF значительно лучше чем МР3. Поток VQF 80kbps
звучит примерно так же, как 128kbps МР3, а
96kbps VQF соответствует примерно 256kbps MP3.
Multi Channel, или Super Audio CD. В 1996 году, компания
Sony разработала и стала активно внедрять
совершенно новый стандарт - Super Audio CD. SACD
диски внешне ничем не отличались от обычных
CD, однако качество записи на них было
значительно выше. К примеру, четкость
записи увеличилась в 64 раза, а частотный
диапазон достиг своего максимума в 100
кГц. Благодаря появлению этого формата,
музыка стала многоканальной. Именно с
появлением Multi Channel стало возможно прослушивать
музыку с помощью аудиосистем типа 5.1 (5
акустических систем плюс сабвуфер).
Звуковые стандарты,
используемые в кинотеатрах, в том числе
и в системах «домашний кинотеатр»
Появление
видеомагнитофонов, собственно и
послужило точной отсчета эры
домашнего видео. Небезызвестный
формат VHS(Video Home System) позволял на
одном носители записывать и
звук, и видео.
Вначале, качество
звука на видеокассетах было сравнимо
с качеством грампластинок начала века.
Он имел частотные характеристики 70-8000Гц,
и довольно сильно страдал от деформации
видео ленты. Несколько изменилось такое
положение вещей с появлением стерео видеомагнитофонов
Hi-Fi Stereo. Частота звука 40-15000 Гц обеспечивала
достаточно хорошее качество записи. Именно
тогда, на первый край звуковой индустрии
выходит копания Dolby Laboratories. И вот с этого
периода развития звукозаписи и стоит
начинать отсчет современным стандартам
звука. Dolby Surround Sound и Dolby Surround Pro Logic. Dolby
Surround Sound явился первым форматом объемного
звучания для систем домашних кинотеатров.
Изначально,
компания Dolby Lab оснащала кинотеатры
всего мира системами объемного
звучания, где при помощи специального
декодера, сигналы со звуковых каналов
кинопленки преобразовывались в 4 канала
для воспроизведения их в зрительном зале.
Эта система пользовалась бешенной популярностью
у кинозрителей, и инженеры компании вскоре
задались закономерным вопросом: «А почему
бы не сделать то же самое и для VHS», благо
видеомагнитофоны, к тому времени, были
распространены повсеместно.
Так и появился
знаменитый Dolbi. В Dolby Surround Sound помимо
правого и левого каналов были
реализован и тыловой канал. Его
характеристики были довольно низкие
- всего 100-7000 Гц, но первый шаг был сделан,
и вскоре пришел Dolby Surround Pro Logic - закономерное
продолжение Dolby Surround Sound. Здесь был не
только улучшен тыловой канал, но и добавлен
центральный - использовавшийся в основном
для диалогов. Хотя все каналы были аналоговыми,
с более чем скромными звуковыми характеристиками,
именно эти стандарты положили начало
домашнему многоканальному кинотеатру.
Dolby Digital (AC-3).
Предпосылкой
к возникновению данного стандарта
послужило появление DVD. Разрабатывавшийся
как альтернатива аналоговому VHS, DVD требовал
нового стандарта записи звуковой дорожки,
в качестве которого и был принят Dolby Digital
или AC-3.
До DVD этот
формат уже несколько лет проходил
успешную обкатку в кинотеатрах, поэтому
выбор именно АС-3 стал вполне закономерен.
Отличительной особенностью Dolby Digital стало
использование 5 абсолютно независимых
звуковых каналов: центральный для диалогов,
фронтальный правый и левый и тыловые,
правый и левый, к которым был добавлен
отдельный канал для сабвуфера. Выделение
сабвуферу отдельной дорожки обусловлено
тем, что для него не требуется весь частотный
диапазон, достаточно лишь его части в
диапазоне 20-120 Гц. Именно поэтому, такая
система получила обозначение 5.1. Dolby Digital
обеспечивал настоящий «звук вокруг».
С его появлением стало реальным просматривать
видео, и получать полный эффект присутствия
в действующих на экране сценах. DTS (Digital
Theater System). Своим рождением, формат DTS обязан
Стивену Спилбергу. Именно для его «Парка
юрского периода», и была разработана
эта альтернатива Dolby Digital. Причина вполне
закономерная. Американская кинокорпорация
Universal City Studios, Inc не горела желанием отчислять
патентные платежи Dolby Lab, и решила разработать
свой собственный звуковой формат. DTS следует
отдать должное, качество музыкальных
саундтреков к фильму оказалось на высоте.
DTS - это тот же формат 5.1, но отличает его
от собрата Dolbi одна существенная разница,
если в Dolby Digital компрессия звука может
достигать показателя 1х12, то в DTS - только
1х4. Наибольшее распространение, в том
числе и на DVD дисках, формат DTS получил,
конечно, в США. THX. И здесь не обошлось
без киноиндустрии. Джоржу Лукасу, при
просмотре в кинотеатре его легендарных
Звездных Войн (новый, на то время, Эпизод
1), абсолютно не понравилось качество
звучания саундтреков к фильму. Не удовлетворенный
качеством Dolby Digital, компания Lucasfilm Ltd. так
же разработала свой собственный стандарт
звука. Формат THX предназначен, прежде
всего, для кинотеатров, и обладает следующими
характеристиками:* полностью естественная
и достоверная передача любых звуков,
от тихого говора главных героев, до шума
летящего самолета; * 100% разборчивая и
без искажения речь; * однородный звук,
и одинаковый уровень низких частот в
любом месте зрительного залФормат ТНХ
обеспечивает высочайшее качество звучания,
полностью соответствующее всем замыслам
режиссера. Dolby Digital EX, DTS-ES Matrix 6.1 и THX Surround
EX - эти форматы стали логичным развитием
своих прародителей Dolby Digital, DTS и THХ. Главное
их отличие состоит в возможности добавления
одной или двух тыловых звуковых дорожек,
6.1 и 7.1. конфигурации соответственно.
Эти «резервные»
каналы берутся системой из
специально зашифрованных сигналов
в правом и левом тыловых каналах обычной
конфигурации 5.1. Как итог - добавляется
объем звуковой сцены, но не добавляется
четкость локализации событий, так как
эти системы, по сути, являются той же схемой
5.1. DTS-ES Discrete 6.1. Это единственный на сегодняшний
день стандарт, в котором используется
больше 5 полноценных каналов. Шестой канал,
в данном случае - это центральный тыловой,
который значительно прибавляет ощущение
присутствия.Индустр я звука постоянно
развивается, появляются новые стандарты
звукозаписи, исчезают старые. Это вполне
закономерный процесс. К примеру, DVD, который
пользуется у нас огромной популярностью,
в Европе уже практически не используется.
Ему на смену пришли совершенно новые
носители информации Blue Ray и HD-DVD. Они почти
в 8 раз более емкие, чем DVD, и под них уже
сегодня появляются новые стандарты многоканального
звука - Dolby TrueHD и DTS-HD, характеризующиеся
8-ю полноценными каналами. Так что вскоре
и мы станем свидетелями появления совершенно
новых звуковых стандартов, делающих мир
на экране еще более похожим на мир вне
его.
Появление видеомагнитофонов,
собственно и послужило точкой отсчета
эры домашнего видео. Небезызвестный
нам формат VHS(Video Home System) позволял на
одном носители записывать и звук,
и видео. Вначале, качество звука на
видеокассетах было сравнимо с качеством
грампластинок начала века. Он имел частотные
характеристики 70-8000Гц, и довольно сильно
страдал от деформации видео ленты. Несколько
изменилось такое положение вещей с появлением
стерео видеомагнитофонов Hi-Fi Stereo. Частота
звука 40-15000 Гц обеспечивала достаточно
хорошее качество записи. Именно тогда,
на первый край звуковой индустрии выходит
копания Dolby Laboratories. И вот с этого периода
развития звукозаписи и стоит начинать
отсчет современным стандартам звука.
Dolby Surround Sound и Dolby Surround Pro Logic. Dolby Surround Sound
явился первым форматом объемного звучания
для систем домашних кинотеатров. Изначально,
компания Dolby Lab оснащала кинотеатры всего
мира системами объемного звучания, где
при помощи специального декодера, сигналы
со звуковых каналов кинопленки преобразовывались
в 4 канала для воспроизведения их в зрительном
зале. Эта система пользовалась бешенной
популярностью у кинозрителей, и инженеры
компании вскоре задались закономерным
вопросом: «А почему бы не сделать то же
самое и для VHS», благо видеомагнитофоны,
к тому времени, были распространены повсеместно.
Так и появился знаменитый Dolbi. В Dolby Surround
Sound помимо правого и левого каналов были
реализован и тыловой канал. Его характеристики
были довольно низкие - всего 100-7000 Гц, но
первый шаг был сделан, и вскоре пришел
Dolby Surround Pro Logic - закономерное продолжение
Dolby Surround Sound. Здесь был не только улучшен
тыловой канал, но и добавлен центральный
- использовавшийся в основном для диалогов.
Хотя все каналы были аналоговыми, с более
чем скромными звуковыми характеристиками,
именно эти стандарты положили начало
домашнему многоканальному кинотеатру.
Dolby Digital (AC-3).
Предпосылкой
к возникновению данного стандарта
послужило появление DVD. Разрабатывавшийся
как альтернатива аналоговому VHS, DVD требовал
нового стандарта записи звуковой дорожки,
в качестве которого и был принят Dolby Digital
или AC-3. До DVD этот формат уже несколько
лет проходил успешную обкатку в кинотеатрах,
поэтому выбор именно АС-3 стал вполне
закономерен. Отличительной особенностью
Dolby Digital стало использование 5 абсолютно
независимых звуковых каналов: центральный
для диалогов, фронтальный правый и левый
и тыловые, правый и левый, к которым был
добавлен отдельный канал для сабвуфера.
Выделение сабвуферу отдельной дорожки
обусловлено тем, что для него не требуется
весь частотный диапазон, достаточно лишь
его части в диапазоне 20-120 Гц. Именно поэтому,
такая система получила обозначение 5.1.
Dolby Digital обеспечивал настоящий «звук вокруг».
С его появлением стало реальным просматривать
видео, и получать полный эффект присутствия
в действующих на экране сценах. DTS (Digital
Theater System).
Своим рождением,
формат DTS обязан Стивену Спилбергу.
Именно для его «Парка юрского
периода», и была разработана эта
альтернатива Dolby Digital. Причина вполне
закономерная. Американская кинокорпорация
Universal City Studios, Inc не горела желанием отчислять
патентные платежи Dolby Lab, и решила разработать
свой собственный звуковой формат. DTS следует
отдать должное, качество музыкальных
саундтреков к фильму оказалось на высоте.
DTS - это тот же формат 5.1, но отличает его
от собрата Dolbi одна существенная разница,
если в Dolby Digital компрессия звука может
достигать показателя 1х12, то в DTS - только
1х4. Наибольшее распространение, в том
числе и на DVD дисках, формат DTS получил,
конечно, в США. THX. И здесь не обошлось
без киноиндустрии. Джоржу Лукасу, при
просмотре в кинотеатре его легендарных
Звездных Войн (новый, на то время, Эпизод
1), абсолютно не понравилось качество
звучания саундтреков к фильму. Не удовлетворенный
качеством Dolby Digital, компания Lucasfilm Ltd. так
же разработала свой собственный стандарт
звука.
Формат THX предназначен,
прежде всего, для кинотеатров,
и обладает следующими характеристиками:
* полностью естественная
и достоверная передача любых
звуков, от тихого говора главных
героев, до шума летящего самолета;
* 100% разборчивая и без искажения
речь; * однородный звук, и одинаковый
уровень низких частот в любом
месте зрительного зала.
Формат ТНХ
обеспечивает высочайшее качество звучания,
полностью соответствующее всем
замыслам режиссера. Dolby Digital EX, DTS-ES Matrix
6.1 и THX Surround EX - эти форматы стали
логичным развитием своих прародителей
Dolby Digital, DTS и THХ. Главное их отличие
состоит в возможности добавления одной
или двух тыловых звуковых дорожек, 6.1
и 7.1. конфигурации соответственно. Эти
«резервные» каналы берутся системой
из специально зашифрованных сигналов
в правом и левом тыловых каналах обычной
конфигурации 5.1. Как итог - добавляется
объем звуковой сцены, но не добавляется
четкость локализации событий, так как
эти системы, по сути, являются той же схемой
5.1. DTS-ES Discrete 6.1. Это единственный на сегодняшний
день стандарт, в котором используется
больше 5 полноценных каналов. Шестой канал,
в данном случае - это центральный тыловой,
который значительно прибавляет ощущение
присутствия.
Взгляд в будущее
Индустрия
звука постоянно развивается,
появляются новые стандарты звукозаписи,
исчезают старые. Это вполне закономерный
процесс. К примеру, DVD, который пользуется
у нас огромной популярностью, в Европе
уже практически не используется. Ему
на смену пришли совершенно новые носители
информации Blue Ray и HD-DVD. Они почти в 8 раз
более емкие, чем DVD, и под них уже сегодня
появляются новые стандарты многоканального
звука - Dolby TrueHD и DTS-HD, характеризующиеся
8-ю полноценными каналами. Так что вскоре
и мы станем свидетелями появления совершенно
новых звуковых стандартов, делающих мир
на экране еще более похожим на мир вне
его.
Воспроизведение звука
Запись и воспроизведение
звука – это область, в которой
наука сочетается с искусством (звукорежиссера).
Здесь есть две важные стороны: верность
воспроизведения (как отсутствие нежелательных
искажений) и пространственно-време ная
организация звучаний, поскольку задача
воспроизведения звука электромеханическими
средствами состоит не только в том, чтобы
воссоздать звук, максимально приближенный
к воспринимаемому в студии или концертном
зале, но и в том, чтобы преобразовать его
с учетом той акустической обстановки,
в которой он будет прослушиваться.
В графическом
представлении простейшую форму имеют
звуковых колебания чистых тонов типа
создаваемых камертоном. Им соответствуют
синусоидальные кривые. Но большинство
реальных звучаний имеет неправильную
форму, которая однозначно характеризует
звучание, так же, как отпечатки пальцев
– человека. Всякое звучание может быть
разложено на чистые тона разных частот.
Эти тона состоят из основного тона и обертонов
(гармоник). Основным тоном (с низшей частотой)
определяется высота ноты. По обертонам
мы различаем музыкальные инструменты,
даже когда на них берется одна и та же
нота. Обертоны особенно важны тем, что
они создают тембр инструмента и определяют
характер его звучания.
Полнота же звучания
обеспечивается лишь при наличии
всех обертонов, а для их воспроизведения
необходимо, чтобы не искажались соотношения
между уровнями основного тона и обертонов,
т.е. частотная характеристика воспроизводящей
системы должна быть линейной во всем
диапазоне слышимых частот. Именно такую
характеристику (наряду с отсутствием
искажений) и имеют в виду, когда говорят
о высокой точности звуковоспроизведения
(системы hi-fi).
Громкость.
Восприятие громкости
звука зависит не только от его
интенсивности, но и от многих других
факторов, в число которых входят
и субъективные, не поддающиеся количественной
оценке. Важное значение имеет обстановка,
окружающая слушателя, уровень внешнего
шума, высота и гармоническая структура
звучания, громкость предыдущего звучания,
эффект «маскирования» (под впечатлением
предыдущего звучания ухо становится
менее чувствительным к другим звучаниям
близкой частоты) и даже эстетическое
отношение слушателя к музыкальному материалу.
Нежелательные звуки (шумы) могут казаться
более громкими, чем желательные той же
интенсивности. Даже восприятие высоты
звучания может зависеть от интенсивности
звука.
Восприятие различий
в высоте музыкальных тонов определяется
не абсолютной величиной частотных
интервалов, а их отношением. Например,
отношение двух частот, различающихся
на октаву, в любой части звукоряда
равно 2:1. Точно так же наша оценка
изменений громкости определяется отношением
(а не разностью) интенсивностей, так что
изменения громкости воспринимаются как
одинаковые, если одинаковы изменения
логарифма интенсивности звука.
Поэтому уровень
громкости звука измеряется по логарифмической
шкале (на практике – в децибелах). Уши
человека способны воспринимать звук
в колоссальном диапазоне мощности от
порога слышимости (0 дБ) до порога болевого
ощущения (120 дБ), соответствующего отношению
интенсивностей 1012. Современное оборудование
способно воспроизводить изменения громкости
в пределах порядка 90 дБ. Но воспроизводить
весь диапазон слышимости практически
и не требуется. Большинство слушает музыку
примерно на уровне негромкой речи, и вряд
ли кому-нибудь было бы по себе в домашних
условиях при нормальной громкости оркестра
или рок-группы.
Поэтому необходимо
регулировать диапазон громкости, особенно
при воспроизведении классической
музыки. Это можно делать, постепенно
понижая громкость перед крещендо
(по партитуре) при сохранении нужного
динамического диапазона. Для других музыкальных
материалов, таких, как рок- и поп-музыка,
широко применяются компрессоры, автоматически
сужающие динамический диапазон усиливаемых
сигналов. Но в дискотеках уровень звука
нередко превышает 120 дБ, что может вызвать
повреждение слуха и привести к полной
глухоте. В этом отношении группа повышенного
риска – поп-музыканты и звукооператоры.
Особенно опасны наушники, так как они
концентрируют звук.
Большинство слушателей
широковещательных программ предпочитают,
чтобы все программы озвучивались
примерно на одном и том же уровне громкости
и им самим не нужно было регулировать
громкость. Но громкость – субъективное
восприятие. Некоторым громкая музыка
способна досаждать больше, чем речь, хотя
неразборчивая речь иногда сильнее раздражает,
чем музыка той же громкости.
Балансировка
звука.
В основе хорошего
звуковоспроизведени лежит сбалансированность
разных источников звука. Проще говоря,
в случае одного источника звука
суть хорошего звуковоспроизведения в
том, чтобы сбалансировать прямой звук,
приходящий к микрофону, с влиянием окружающей
акустики и обеспечить правильный баланс
между прозрачностью звучания и его полнотой,
допускающий нужную степень подчеркивания
в тех местах, где это требуется.
Микрофонная техника.
Первая задача
звукорежиссера состоит в том, чтобы выбрать
подходящее студийное помещение. Если
приходится использовать неприспособленное
помещение, то оно должно быть, как минимум,
в 1,5 раза больше места, отводимого исполнителям.
Следующий шаг – выработка общей схемы
расположения микрофонов. При воспроизведении
музыкальных программ это необходимо
сделать, консультируясь с дирижером и
исполнителями. Микрофонов должно быть
как можно меньше, поскольку наложение
их звуковых полей способно снизить прозрачность
звука. Правда, во многих случаях нужный
эффект достигается только при использовании
большого числа микрофонов.
Комбинации музыкальных
инструментов редко бывают настолько
сбалансированы, чтобы это отвечало
требованиям прослушивания в
домашних условиях. Акустика жилого помещения
может оказаться далекой от идеала. Поэтому
необходимо ознакомить руководителя оркестра
с требованиями балансировки при воспроизведении
с помощью микрофонов.
Организация воспроизводимых
звучаний определяется типом микрофона,
его приближенностью к источнику
и обработкой его выходного сигнала. Вопрос
о близости расположения микрофона к источнику
звука нужно решать, учитывая соотношение
между прямым и побочными звуками (включая
реверберацию) других, более мощных инструментов
и качество звука. Большинство инструментов
дают разные звучания на разных расстояниях
и в разных направлениях. Чтобы получить
резкую «атаку», которая требуется от
поп-музыки, и обеспечить хорошее различение
инструментов, приходится прибегать к
многомикрофонной схеме. При этом предъявляются
высокие требования к звукорежиссеру;
он должен иметь музыкальную подготовку
или хотя бы уметь читать партитуру.
Стереофонический
звук.
Человек легко
определяет направление на источник
звука, поскольку звук обычно достигает
одного уха раньше, чем другого. Мозг
улавливает эту малую разницу во времени
и небольшое различие в интенсивности
звучания и по ним определяет направление
на источник звука.
Бинауральный
слух выработался у человека в
качестве защитного механизма, но эта
способность разделять звуки – важное
условие понимания музыки. Если эту способность
использовать при звукозаписи, то увеличивается
впечатление верности и чистоты при воспроизведении.
Двухканальная
стереофоническая система, рассчитанная
на прослушивание через звуковые
колонки, создает для бинаурального слуха
раздельные звуковые потоки, которые несут
информацию о направлении распространения
первичного звука.
В своей простейшей
форме стереосистема состоит
из двух микрофонов, расположенных
рядом друг с другом и направленных
под углом 45° к источнику звука. Сигналы
микрофонов подаются на две звуковые колонки,
разнесенные примерно на 2 м и одинаково
удаленные от слушателя. Такая система
создает «звуковую сцену» между колонками,
на которой локализуются источники звука,
расположенные перед микрофонами. Возможность
локализации перед микрофонами источников
звука, их разделения и отделения от реверберации
нам и т.д.................