На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Смысл процесса инфляции: понятия инфляции, измерения форм и механизмов.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
    Глава 1. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ…………………………………………6
      Понятие инфляции……………………………………………………….6
      Причины инфляции………………………………………………………8
    Глава 2. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ……………………………………….11
    2.1 Способы измерения инфляции…………………………………………11
    2.2 Методы измерения инфляции…………………………………………..12
    Глава 3. ФОРМЫ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ ВИДЫ………………………….…..14
    3.1 Формы инфляции…………………………………………………….….14
    3.2 Основные виды инфляции………………………………………….…..17
    Глава 4. МЕХАНИЗМ ИНФЛЯЦИИ………………………………….……22
    4.1 Инфляция спроса………………………………………………………..22
    4.2 Инфляция предложения………………………………………………...24
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...25
    СПИКОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….29
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Явление инфляции присуще в той или  иной степени любой рыночной и переходной к ней экономикам, в том числе и экономикам промышленно развитых стран. Инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает их разрушать. От нее страдают государство, производство, финансовый рынок и рыночная экономика, но больше всего страдают люди.
    Нарушаются  установленные пропорции между  ценами товаров. Продавцу и покупателю становится все сложнее принять  оптимальное правильное экономическое  решение. Еще труднее специалистам дать экономический прогноз и  сделать долгосрочные расчеты. Происходит перераспределение доходов. Те, кто имеет фиксированную заработную плату, ничем не защищены от инфляционного роста цен. Возникают очереди. Появляется «черный рынок», где спекулируют дефицитным товаром.
    Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Интерес к инфляции, инфляционным процессам, возник еще в древности, когда многие правители с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечной проблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической. Сегодня в мире почти нет страны, где нет, или не было инфляции.
    При всем обилии информации на эту тему, знания широких слоев населения поверхностны (отсюда появление инфляционного ожидания).
    Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение инфляционных вопросов на страницах экономической  прессы, актуальность их не уменьшается.
    Инфляция  является очень сложным социально-экономическим явлением. На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса. Неизменной оставалась лишь сущность инфляции — обесценение денег.
    В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности  денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.     
    Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, измерения, форм и механизмов.
      Для достижения данной цели  необходимо решить следующие  задачи:
       - рассмотреть понятие инфляции;                         
       - выявить возможные причины инфляции;
       - рассмотреть способы измерения  инфляции;
       - рассмотреть методы измерения инфляции;
       - изучить формы инфляции;
       - рассмотреть основные виды инфляции;
       - ознакомиться с механизмом инфляции.
    В связи со всем вышесказанным структура  работы представлена четырьмя главами. В первой главе рассматриваются  сущность инфляции, касающиеся определения инфляции и причин возникновения инфляции.
    Вторая  глава рассматривает измерение  инфляции.
    Формы и виды инфляции будут рассмотрены  в третьей главе, а в четвертой, заключительной, главе рассматриваются  механизмы инфляции.  
 

 

    Глава 1. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ
    Понятие инфляции
    Появление инфляции, вероятнее всего, связано  с самим появлением денег. Нет  денег – нет и инфляции. Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения [9, с.187].
    Существуют  различные понимания термина  «инфляция»
    Обратимся к Большой советской энциклопедии. «Инфляция (от лат. inflatio - вздувание), переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение.(...) В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к денежному товару - золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени»[2, с.455].
    Словарь «Язык рынка» дает следующее определение: «Инфляция - процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня трудящихся»[16, с.52].
    Инфляция - это «чрезмерная экспансия денежной массы, сопровождаемая ростом цен и сокращением спроса»[14, с.123].
    Если  коротко, то инфляция – это повышение  общего уровня цен.
    Термин  “инфляция“ появился во второй половине XIX в., перекочевав из медицины. Впервые  он стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны. «По существу этим термином обозначалась денежная инфляция.— пишет В. Дроздов,— Но в дальнейшем под инфляцией стал пониматься любой рост цен, независимо от порождающих его причин»[5, с.16].
    Однако  определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
    Итак, проявлением инфляции является повышение  цен, однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Инфляция, имея длительную и богатую историю и сейчас представляет собой одну из наиболее острых проблем со времен развития экономики во многих странах мира. 

 

    Причины инфляции
    Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного  спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами [11, с. 421].
          Сошлемся в качестве примера на резкое обострение дефицита госбюджета в нашей стране во второй половине 80-х годов. С 1985 г. по 1989 г. разрыв между доходной и расходной частями государственного бюджета вырос с 18 до 120 млрд. руб., или с 3,5 до 19% к национальному доходу страны. Возросший дефицит нанес огромный вред денежному обращению, подстегнул инфляцию. Неоправданные денежные выплаты резко ухудшили положение на потребительском рынке.
          Повышение цен и  появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального  хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
    · государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.
    · профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
    · монополизм крупнейших фирм на определение цен собственных издержек.
    Все эти три причины взаимосвязаны  и каждая по-своему может вести  к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно  для выработки конкретных мер  борьбы с инфляцией.
          Как и большинство  других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития.
          Научный подход к  проблемам инфляции отличается от обыденного мифологизированного трезвой оценкой  опасности выхода инфляции из-под  контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих  конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.
          Инфляция, способствуя  повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.
          В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального  фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более, гиперинфляция  воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки.
          Борьба с инфляцией  представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный  вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер [15, с. 623].
 

    Глава 2. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ
    Способы измерения инфляции
    Для правильного планирования хозяйственной  деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов. Существует три способа  их измерения.
    Первый - измерение с помощью индекса  цен. Используется индекс цен ВНП, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг («рыночной корзиной») выражается в процентах.
    Второй  способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).
    Для вычисления темпов инфляции за год  нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).
    Третий  способ - это вычисление «по правилу  величины 70». Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах [6, с. 64].
 

    Методы измерения инфляции
    Наиболее  распространенным методом измерения  инфляции является индекс потребительских  цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
    В России Федеральная служба государственной  статистики публикует официальные индексы потребительских цен [7, с. 35], которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Если изменить методику расчёта [3, с.79], то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.
    Помимо  индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:
    Индекс  цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции  и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.
    Индекс  расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения  доходов и роста расходов.
    Индекс  цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
    Дефлятор  ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как  изменение в цене на группы одинаковых товаров.
    Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.
    Индекс  Пааше — показывает отношение  текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах  базисного периода. 

 

        Глава 3. ФОРМЫ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ ВИДЫ
    Формы инфляции
    Формы инфляции различаются по трем критериям:
    1) по способам возникновения; 
    2) по характеру протекания;
    3)по  степени предсказуемости. 
По первому критерию выделяют следующие формы инфляции. 
Административная (социальная) инфляция — инфляция, порождаемая административно устанавливаемыми и управляемыми ценами. Предположим, что в сбалансированной системе, где сумма цен всех товаров и услуг равна сумме обращающихся денег (с учетом скорости их оборота), государство решит установить цены на отдельные товары социально низкими. Тогда образуется некоторый излишек денежной массы по отношению к величине товарной массы. Этот излишек сформирует дополнительный спрос на другие товары, вызовет соответствующий рост цен. 
Политика социальных (доступных для малообеспеченных слоев населения) цен имеет свою историю и активно используется в современных условиях. Так, в России в XVI в. при большом недороде хлеба царь Борис Годунов вводил в Москве казенную цену на хлеб — втрое выше прежней, но вшестеро ниже «естественно рыночной». Якобинское правительство Франции в XVIII в. установило «хлебный максимум» — верхнюю границу цены, превышать которую не мог никакой купец. Начиная знаменитую реформу 1948 г. в ФРГ, Л. Эрхард утвердил список «социально приемлемых цен», куда вошли самые нужные населению товары (к примеру, за мужские полуботинки обычного качества был назначен розничный «потолок» в 25,5 марки). В 1919 г. Совнарком под руководством В. И. Ленина отверг предложение о свободной торговле продовольствием по «вольным ценам». Во время кризиса 1998 г. в некоторых регионах были попытки ограничить рост цен на товары первой необходимости в пределах 1020% (при совокупном росте цен на 43,5% в августе — сентябре) . В настоящее время в Санкт-Петербурге (как, впрочем, и в других российских городах) зафиксированы тарифы на проезд в городском транспорте с тем, чтобы эти услуги были доступны горожанам с умеренными доходами. Налог с продаж не включается в розничную цену массовых продовольственных товаров. 
Импортируемая инфляция вызывается воздействием внешних факторов, например, чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен. Рост импортных цен «переключает» спрос на товары национального производства, что обусловливает их рост. 
Индуцированная инфляция обусловлена действием других экономических факторов. Например, скачок инфляции в России в январе 2002 г. на 3,1% был вызван («индуцирован») скачком тарифов на платные услуги (абонентная плата за телефон выросла на 18%, тарифы на жилищнокоммунальные услуги— на 8,8%, тарифы на транспорт — на 6,6%). При этом сказалось и снятие льгот по НДС при продаже лекарств и печатной продукции . (Всего за январь — апрель 2002 г. индекс потребительских цен вырос на 6,6%.) 
Кредитная инфляция вызывается увеличением масштабов предоставления кредитных ресурсов. Наибольшую инфляционную значимость имеют кредиты Центрального банка правительству. Между тем такая практика имела место в недавней российской истории. Так, в 1993 г. 59,3% дефицита федерального бюджета Российской Федерации покрывалось за счет прямых кредитов Банка России Правительству, в 1994 г. — 79,5%. Далее по степени инфляционных последствий идет предоставление кредитов Центральным банком страны коммерческим банкам. 
По второму критерию следует выделять: 
— подавленную (скрытую) инфляцию, характерную для планового хозяйства и централизованного государственного ценообразования. Цены на официальном рынке могут оставаться стабильными, но возникает товарный дефицит, падает качество товаров и услуг, вынужденно растут денежные сбережения, поскольку ограничены возможности удовлетворений платежеспособного спроса. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров с официальных рынков и их переток на теневые, спекулятивные рынки, где цены растут: 
— открытую инфляцию, характерную для рыночной (смешанной) экономики, когда преобладает либеральное ценообразование, реализующееся через взаимодействие платежеспособного спроса и товарного предложения. Протекание инфляции определяется степенью расхождения роста цен. С этой точки зрения теоретически можно различать сбалансированную инфляцию, когда цены различных товаров относительно друг друга остаются, неизменными, а при несбалансированной инфляции цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в непрогнозируемых пропорциях. Но сбалансированная инфляция — лишь формальное допущение, абстракция. В силу различной эластичности спроса по цене разных товаров с ростом денежной массы цены меняются всегда по разному. Даже в условиях высоких темпов инфляции одни цены могут оставаться стабильными, другие — снижаться. Например, в США в 1970—1980х гг. при относительно высоком уровне инфляции цены на такие товары, как видеомагнитофоны и персональные компьютеры, фактически снижались . 
По третьему критерию различают ожидаемую инфляцию, темпы которой предсказываются и прогнозируются заранее на основе анализа факторов текущего периода. Непредвиденная инфляция характеризуется тем, что ее уровень оказывается выше ожидаемого за определенный период [3, с. 71].

 

    Основные виды инфляции
    Существует  несколько видов инфляции. В первую очередь те, которые выделяют с  позиции темпа роста цен, т.е. количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции:
    - умеренная (ползучая, «стабильные цены») инфляция, когда цены растут менее,, чем на 10% в год, стоимость денег практически сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства.
    - галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.
    - гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльным и убыточным становятся крупнейшие предприятия, она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.
    Успешный  бизнес в условиях гиперинфляции  почти невозможен. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.
    Главными  характеристиками гиперинфляции будут  следующие последствия:
    -сокращение производства;
    - бегство от денег;
    - переход к бартеру [10, с. 41].
    Здесь рассмотрим виды инфляции соотносительности  роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста: сбалансированная инфляция; несбалансированная инфляция.
    При сбалансированной инфляции цены различных  товарных групп относительно друг друга  остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
    Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Из этого следует, что риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
    В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.
    Несбалансированность  инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
    Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
    С точки зрения третьего критерия различают  ожидаемую и неожидаемую инфляцию.
      Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - наоборот.
    Непредвиденная (неожидаемая) инфляция характеризуется  внезапным скачком цен, что негативно  сказывается на денежном обращении, системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину потребностей в обществе. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен [4, с.537].
    Однако, если внезапный скачок цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания еще не набрали силу, поведение населения и его реакция на рост цен могут быть иными. Ожидая, что этот скачок цен - кратковременное явление и вскоре последует снижение, потребители будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. С уменьшением спроса начинается давление на цены в сторону их снижения. Экономика вновь возвращается в состояние равновесия. Этот процесс носит название «эффект Пигу». Однако необходимо подчеркнуть, что эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок и отсутствии инфляционных ожиданий. Ряд западных экономистов считают, что эффект Пигу описывает гипотетическую, а не реальную ситуацию в экономике.
    С точки зрения проявления, различают открытую и подавленную инфляцию (четвертый критерий).
    Открытая  инфляция характерна для стран рыночной экономики, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не ограниченному  росту цен. Хотя открытая инфляция и  искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
    Подавленная инфляция (скрытая инфляция) присуща  экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет, открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
    Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Денежная масса на руках у населения росла быстрее, чем масса товаров и услуг. Норма сбережений в приросте дохода в 1969 году составляла 50%, в 1976 - 79%, в 1984 - 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составлял 40% ВНП. Дефицит порождал очереди, спекуляцию, ослабевали стимулы к труду.
    В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен [12, с. 34].
    Можно сказать, что при подавленной  инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая  подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
     
 

          Глава 4. МЕХАНИЗМ ИНФЛЯЦИИ
    Инфляция спроса
          Рассматривая причины инфляции, экономисты приводят различие между двумя ее видами – «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией издержек). В сущности это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (роста производственных издержек).
    Инфляция  спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного  спроса превышает расширение предложения. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». В условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а следовательно – дальнейшему росту спроса и повышению цен. Между инфляцией и безработицей существует обратная связь.
    Но  соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом  производства, занятостью и уровнем  цен, с другой стороны – гораздо сложнее [8, с.211].
    Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).
    Условия инфляции спроса:
    · рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости.
    · увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема.
    · рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.