Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Формирование группового поведения в организации
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 12.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Тема
5. Формирование группового
поведения в организации
Введение……………….
1. Групповое поведение,
формирование и развитие группы………
1.1. Понятие группы
организационное поведение………………
1.2. Формирование
группы и ее основные характеристики……….
1.3. Развитие
группы……….
2. Природа формальных
и неформальных групп, межгрупповые конфликты…
2.1. Формальные
и неформальные группы……………….
2. 2. Межгрупповые
конфликты ………..
3. Анализ групповых,
социально-психологи еских процессов,
оценка степени сплоченности группы, примеры
групповых норм поведения и явлений конформизма……………….
3.1. Формы проявления
социально-психологи еских явлений в
коллективе, явление конформизма………………..
3.2. Групповые
нормы……….
3.3. Сплоченность
группы………
Заключение……………….
Список литературы………………
Введение
Человек
- общественное существо, живущее в сообществе
себе подобных, включен в систему связей
и отношений с другими людьми, занимает
в этой системе собственную позицию, имеет
определенный статус, играет различные
социальные роли. Это значит, что его психика
и поведение существенно зависят от сложно
устроенной, структурированной социальной
среды, в которой люди объединены в многочисленные,
разнообразные, более или менее стойкие
сообщества - группы.
Цель
контрольной работы – дать общую
характеристику формированию группового
поведения в организации. Для достижения
данной цели был поставлен ряд задач:
- рассмотреть
групповое поведение, формирование и развитие
группы;
- выявить природу
формальных и неформальных групп;
- раскрыть межгрупповые
конфликты;
- проанализировать
групповые, социально-психологич ские
процессы и явление конформизма ;
- дать оценку
степени сплоченности группы;
- привести примеры
групповых норм поведения.
Источниками
для выполнения работы послужили
учебники под редакцией: Вайсмана Р.С.;
Гибсона Джеймса Л., Иванцевича Дж., Донелли
Дж.; Глумакова В.Н.; Громковой М.Т.; Красовского
Ю.Д.; Кричевского Р.Л., Дубовской Е.М.; Карташовой
Л.В., Никоновой Т.В., Соломанидиной Т.О.; Никифорова
А.М.; Познякова В.П., Дружинина; Спивак
В.Н.
1.
Групповое поведение,
формирование и развитие
группы
1.1.
Понятие группы
организационное
поведение
Организационное
поведение — это наука о том, как люди
ведут себя в организации и каким образом
их поведение влияет на результаты ее
работы. Человек
- общественное существо, живущее в сообществе
себе подобных, включен в систему связей
и отношений с другими людьми, занимает
в этой системе собственную позицию, имеет
определенный статус, играет различные
социальные роли. Это значит, что его психика
и поведение существенно зависят от сложно
устроенной, структурированной социальной
среды, в которой люди объединены в многочисленные,
разнообразные, более или менее стойкие
сообщества - группы. Группа
- это общность людей, которые взаимодействуют
друг с другом таким образом, что каждый
оказывает влияние на остальных.
В
качестве основных выделяют следующие
признаки группы:
- осознание индивидами своей принадлежности
к группе;
-
наличие между индивидами определенных
отношений;
-
сформированность внутренней структуры
(распределение обязанностей, личностных
влияний, статусов);
-
функционирование группового давления,
побуждающего индивидов к поведению в
соответствии с принятыми нормами;
-
изменение в мнениях, установках индивида,
обусловленные их включенностью в некую
общность.
Для
того чтобы понять, как строится
взаимодействие человека с организацией,
необходимо уяснить, в чем суть проблемы
взаимодействия человека и организации,
какие характеристики личности определяют
поведение человека в организации
и какие характеристики организационного
окружения оказывают воздействие на включение
человека в деятельность организации.
Люди
живут и работают в группах. 5 миллиардов
400 миллионов человек, населяющих нашу
планету, образуют более 200 государств,
в которых насчитывается 20 миллионов
экономических организаций и сотни миллионов
различных групп.
В
большой организации индивидуальность
личности растворяется в общей массе
людей. Иное дело в группе (бригаде,
отделе, офисе и т.п.); здесь каждый
со своими способностями, недостатками,
поступками как на ладони. В силу особенностей
группы в ней происходят процессы, которые
оказывают существенное влияние на поведение
человека в организации.
Первым
обратил на это внимание Элтон
Мейо во время своих известных
экспериментов в Хоторне. Дальнейшие
исследования в данном направлении позволили
сделать важные выводы.
Во-первых,
группа занимает в организации ключевое
место. С одной стороны, она - естественная
форма объединения индивидов; с
другой - структурный элемент для
построения организации.
Во-вторых,
группа оказывает позитивное воздействие
не только на отдельного работника, помогая
ему лучше узнать самого себя, приобрести
новые навыки, удовлетворить различные
социальные потребности; но и на всю организацию,
способствуя ее сплоченности, стабильности,
появлению новых идей, совершенствованию
методов принятия решений и контроля.
Процессы, вследствие которых все это
происходит, Элтон Мейо и Курт Левин назвали
«групповой динамикой». Признавая ключевую
роль групповой динамики в организационном
поведении, разные ученые поразному трактуют
содержание этого понятия.
Чувство
принадлежности необходимо человеку,
чтобы реализовать ее естественное
стремление быть с другими людьми,
сравнивать себя с ними и получать
их оценку самого себя, уважение и признание.
Принадлежность группе означает также
потенциальную возможность для индивида
иметь надежную защиту. Члены одной группы
скорее заступятся друг за друга и при
встрече с хулиганами на улице, и при разговоре
с начальством, отстаивая групповые интересы.
Наконец, принадлежность к группе, например,
к какому-либо клубу или профессиональному
союзу обеспечивает человеку определенное
положение в обществе, дает ему власть
и возможности для достижения конкретных
целей.
Таким
образом, люди объединяются в группы,
чтобы удовлетворить свои потребности
в:
·
общении,
·
самоуважении,
·
безопасности,
·
усилении власти,
·
получении определенного общественного
статуса,
·
достижении социальных, экономических
и других целей.
1.2.
Формирование группы
и ее основные
характеристики
В
литературе имеется несколько моделей
формирования группы, и в каждой из них
стадии ее жизненного цикла называются
по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон,
Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели - младший
считают, что в самом развитии каждая группа
проходит через стадии: взаимного признания,
общения и принятия решений, мотивации
и продуктивности, контроля и организации.
По
мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой
и Т.О. Соломанидиной, таких стадий
пять: начальная стадия формирования,
стадия внутригруппового конфликта, обеспечение
сплоченности группы, стадия наивысшей
работоспособности и заключительная стадия
(для временных групп).
Е.Г.
Молл, как и американские ученые,
выделяет также 4 этапа: образование
группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации),
стадию нормирования (дифференциации)
и стадию исполнения.
Недостатком
всех этих определений является некоторая
их произвольность, отсутствие методологического
критерия.
В
основе авторской модели лежит концепция,
основанная на процессах, которые определяют
особенности развития каждой группы.
Процессы эти, по общепризнанному мнению
психологов, таковы: адаптация, идентификация,
интеграция и коммуникация.
Адаптация
характеризует начальный этап формирования
группы, когда ее члены узнают и
принимают друг друга, формируют
задачи, вырабатывают нормы поведения,
когда начинают проявляться структура,
иерархия, статус, роли, лидерство.
Идентификация
связана с формированием чувства
принадлежности индивида к группе.
Этот процесс протекает на трех уровнях:
эмоциональном - как умение сопереживать;
ценностно-мировоззрен еском - как способность
стать на точку зрения другого человека
или всей группы и поведенческом - как
стремление подчиниться складывающимся
групповым нормам.
Интеграция
знаменует собой этап, когда уже
завершена борьба за власть в группе,
окончательно установлены групповые нормы,
роли каждого, то есть когда объединение
индивидов превратилось в единичный коллектив.
Интеграция
приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся
социальный организм, хорошо приспособленный
к совместно-индивидуал ной деятельности.
Для
данного этапа развития группы характерны
следующие признаки:
·
четко обозначены цели;
·
достигнута совместимость индивидов
в группе;
·
лидер группы доказал на практике
право на лидерство;
·
группа успешно выполняет поставленные
перед ней задачи;
·
размер группы позволяет знать мнение
каждого ее члена и оценивать
его;
·
люди чувствуют свою принадлежность
к группе, поддерживают друг друга,
преодолевая совместно трудности
и решая групповые задачи;
·
конфликты и стрессы, проявляющиеся
на первых порах особенно часто и болезненно,
возникают все реже и разрешаются наиболее
щадящими способами с участием всей группы.
Показателем
эффективности интеграции является
степень сплоченности группы. Наиболее
высокая сплоченность присуща группе
на ступени ее зрелости. Распад группы
начинается с проявления разобщенности
между ее членами.
Таким
образом, если следовать логике развития
группы и тем процессам, которые
его сопровождают, можно выделить
следующие стадии:
1.
Адаптация.
2.
Идентификация.
3.
Интеграция.
4.
Распад.
При
этом следует заметить, что стадии
эти не являются изолированными друг
от друга формами эволюции группы.
Они лишь указывают на доминирующие
тенденции, которые определяют тот
или иной ее жизненный цикл.
В
жизни все сложнее. Бывает, что процессы
и адаптации, и идентификации, и интеграции
происходят одновременно. А случается
и так, что, достигнув уровня интеграции,
группа переходит на более низкую ступень,
потому что в ней появился новый лидер
или изменились ее задачи.
Что
же касается процесса коммуникации, то
он сопровождает развитие группы на всех
ее стадиях. Коммуникация является средством,
с помощью которого члены группы взаимодействуют,
общаются, строят свои отношения, формируют
характеристики группы, управляют своим
поведением.
1.3.
Развитие группы
Отличительными
признаками (параметрами)
развития группы выступают: направленность
(содержание групповых целей, мотивов
и ценностей), организованность, подготовленность
к выполнению совместной деятельности,
интеллектуальная, эмоциональная и волевая
коммуникативность, стрессоустойчивость.
Целостными
характеристиками группы выступают
также сплоченность, микроклимат, референтность,
лидерство, интрагрупповая и интергрупповая
активность.
Развитие
группы происходит в континууме (от
лат. continuum - непрерывное), высшую точку
которого занимает коллектив - реальная
контактная группа, отличающаяся интегративным
единством направленности, организованности,
подготовленности и психологической коммуникативности,
а крайнюю низшую точку этого развития
представляет группа-конгломерат, только
что сформированная или собравшаяся группа
людей, у которых отсутствуют все эти параметры. Четыре
стадии развития группы:
1.
Начальная стадия развития группы.
Когда люди впервые объединяются
в группу для того, чтобы выполнить
определенное задание, каждый их них оказывается
в ситуации, когда, прежде всего он должен
сориентироваться. Он чувствует при этом
некоторое стеснение, защищается, старается
повысить свою роль в решении стоящей
задачи. Люди стремятся скрыть свои чувства,
слабости, пытаются быть рациональными.
2.
Вторая стадия: взаимное раскрытие
(противоборство). В то время как
на первой фазе на передний
план выдвигается взаимное изучение,
во второй - возрастает активное
внимание к проблемам собственной
группы и собственной ситуации. Члены
группы познают, кто имеет сходное восприятие
и аналогичные позиции, сближаются между
собой; начинается критика методов и правил
работы, преодоление предубеждений по
отношению к определенным лицам; происходит
столкновение мнений. Если на этой фазе
удается изучить и принять во внимание
слабые и сильные стороны членов группы,
тогда появляется возможность узнать
причины низких результатов работы и скорректировать
дальнейшие действия.
3.
Третья стадия: консенсус и кооперация.
После того как группа во второй фазе решила
межличностные проблемы, резко возрастает
взаимное доверие сотрудников. Группа
становится более открытой и чувствует
себя более свободной в том, чтобы отрицать
либо принимать методы работы и способы
действия. На этой фазе группа проявляет
высокую степень прочности, все большее
согласие устанавливается относительно
целей работы и задач совместных действий.
4.
Четвертая стадия: оптимальный коллектив.
Если группа достигает этой
стадии, то это означает идентификацию
разных членов группы с целями группы
и ее общей задачей. Внутреннее взаимодействие
в группе характеризуется взаимной открытостью,
постоянной обратной связью, совместным
учетом результатов и стремлением к улучшению
общей ситуации соперничество уступает
место кооперации.
2.
Природа формальных
и неформальных
групп, межгрупповые
конфликты
2.1.
Формальные и неформальные
группы
Существуют
разные критерии, по которым классифицируют
группы. Например, в зависимости
от характера совместной деятельности
они могут быть производственные, учебные,
семейные и т.п.; в зависимости от длительности
и существования - постоянные или временные
и т.д.
Однако
большинство ученых в основу типологии
групп берут наиболее общий критерий
- принцип их создания.
Одни
группы создаются директивно по воле руководства
организации для выполнения ее целей,
другие - добровольно самими работниками
для удовлетворения своих различных потребностей.
Первые называют формальными, вторые -
неформальными.
Формальные
группы бывают двух типов: административные
и оперативные. К административным относятся
группы, предусмотренные организационной
структурой: отделы, участки и т.д. оперативные
включают рабочих и служащих, которые
вместе выполняют какое-либо задание или
проект. К такому типу относится, например,
команда.
Неформальные
группы также делятся на два вида:
группы по интересам и группы на
основе дружбы.
Примером
первого типа могут служить объединения
людей на основе стремления к саморазвитию,
повышению своего профессионального
мастерства или коллекционеры.
Источником
формирования групп второго типа
являются симпатии друг к другу и
сходство личностных ценностей и
установок.
Формальные
и неформальные группы имеют много
общего.
Во-первых,
и те, и другие проходят похожие
стадии развития. Во-вторых, они одинаково
организованы - у них есть иерархии, лидеры,
роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих,
групповой динамики тех и других свойственны
одинаковы характеристики: сплоченность
и конфликты.
Вместе
с тем между ними существует принципиальные
различия. Наиболее важными из них Джон
В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие.
Различия
формальных и неформальных групп
Как
видно из таблицы, в неформальных группах
основную роль играют члены групп и их
взаимоотношения, в формальных же - официальные
роли в терминах должностных прав и обязанностей
индивидов.
Неформальная
власть, таким образом, обращается к
человеку как к личности и, следовательно,
носит личностный характер; формальная
- как к должностному лицу, она устанавливается
официально.
Власть
эту лидер неформальной группы получает
от товарищей по работе, формальный
- от руководства организации. Далее.
Поведение в неформальной группе
регламентируется групповыми санкциями,
в формальной - правилами и должностными
инструкциями.
Наконец
в неформальной группе в качестве
методов воздействия на управление
поведением служат групповые санкции,
в формальной - награждения и штрафы.
Все
эти различия способствуют созданию
в неформальных группах особых межличностных
отношений, которые оказывают порою более
сильное влияние на поведение работников,
чем административная власть.
Поэтому,
хотя неформальные группы создаются
не по воле руководства, каждый менеджер
должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют
неформальные группы с формальными, зависит
в конечном счете эффективность организации.
Неформальные
группы имеют много своих достоинств.
Они облегчают управленческую нагрузку
менеджмента: если члены такой группы
разделяют цели организации, то сами осуществляют
контроль.
Неформальные
группы способствуют сотрудничеству и
кооперации, получению удовлетворения
от труда, служат своего рода клапаном
для выхода эмоций работников, улучшают
коммуникации в организации.
Использование
всех этих возможностей для повышения
эффективности организации - прямая
обязанность менеджмента.
Существуют
ряд проверенных на практике правил,
которых должен придерживаться в
своей работе с неформальными
группами каждый менеджер. Суть их сводится
к тому, чтобы:
1.
Признать существование неформальной
группы и осознавать, что ее подавление
повлечет за собой ослабление организации.
2.
Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных
групп, чтобы знать их настроение.
3.
Перед тем как принимать какие-либо действия,
просчитывать их возможные последствия
для неформальной группы.
4.
Для ослабления сопротивления изменениям
в организации со стороны неформальной
группы привлекать ее членов к принятию
управленческих решений.
5.
Своевременно выдавать работникам точную
информацию, препятствуя тем самым распространению
слухов.
2.2.
Межгрупповые конфликты
Социальная группа может быть ареной различного
рода противоречий, связанных, в том числе
с противоправным поведением. Это, прежде
всего противоречия внутри самой социальной
группы: конфликты между членами семьи,
рабочего коллектива, учебной группы и
т.д. Внутренние групповые конфликты болезненно
сказываются на самосознании и поведении
членов группы, тем более что они, как правило,
вынуждают каждого определить свою позицию
по отношению к враждующим участникам,
принять ту или иную сторону. Эти конфликты
могут стать источниками различного рода
правонарушений.
Когда
член группы не оправдывает ожиданий
группы, возникает конфликт.
Существуют
разные ролевые конфликты:
1.
Конфликт «личность - роль». Он
возникает тогда, когда требование
роли нарушает основные ценности
индивида либо его потребности.
Например, человек может уйти
из группы, если его представления
о нравственности или справедливости
расходятся с групповым мнением.
2.
Конфликт внутри роли. Такой конфликт
появляется тогда, когда человек
оказывается как бы между двух
огней. С одной стороны, например,
руководитель группы по служебной
иерархии принадлежит к начальству
и должен вести себя в соответствии
с положением; с другой, он - член группы
и хочет сохранить с ней дружеские отношения.
(Конфликт между семьей и сослуживцами,
между группами родственников со стороны
мужа и со стороны жены, между школой и
родителями подростка и т.д.)
3.
Конфликт между ролями. В его основе
лежат противоречия между ожиданиями
от тех ролей, которые выполняет человек.
В частности, сплоченная группа, цели которой
не совпадают с целями формальной организации,
может стать причиной межролевого конфликта
для ее членов. Исследования показывают,
что избежать ролевых конфликтов трудно.
Однако можно минимизировать их негативное
влияние на новые группы. Для этого надо
знать причины возникновения противоречий
и своевременно вмешаться в процесс их
развития. (Пример: семья, ведущая антиобщественный
образ жизни (пьянство и пр.), приходит
в резкое противоречие с нормами общества.
Тем более в таком противоречии находится
группа преступников, совместно совершающих
преступления, например, кражи.)
Групповые
нормы поведения большей частью
не фиксируются в каком-либо определенном
виде: это просто обычные реакции на стандартные
ситуации, которые в данной группе достаточно
общеприняты. Если в семье по субботам
и воскресеньям отец выпивает с соседями,
подросток привыкает к этому как к обычному
порядку вещей.
В
любой группе важно именно то, что
считается само собой разумеющимся,
что молчаливо и бессознательно
принимается всеми. Это и опасно,
потому что под такую категорию
само собой разумеющихся поступков
могут подпадать и мелкие кражи,
и сквернословие, и хулиганские выходки
в общественных местах.
Групповая
мораль подобного сорта тесно
связана с низким уровнем правового
и нравственного сознания. Происходит
деформация многих моральных понятий,
и это становится психологическим
оправданием противоправных поступков.
В
социальных группах, где складываются
неправильные взаимоотношения и
возникают случаи, а затем и
привычные формы антиобщественного
поведения, формируется и искаженный
по своей направленности социальный
контроль; фактически он становится антисоциальным.
К нарушениям антиобщественных правил
поведения применяются различного рода
меры воздействия. Характерно, что если
раньше в преступную группу вовлекали
посредством обмана и угроз, то теперь
в большинстве случаев воздействуют просьбами
и уговорами. Основной расчет организаторов
преступных групп строится на подборе
"единомышленник в", лиц с такой же
антиобщественной ориентацией.
Человек
одновременно является членом нескольких
групп, поэтому испытывает влияние со
стороны каждой из них в соответствии
со всеми социальными ролями руководствуется
различными правилами поведения. Противоречивые
правила ведут к конфликту в системе контроля.
Например, какое-то время участник преступной
группировки может дома играть ложную
роль, скрывая свои занятия, но это бывает
редко и продолжается недолго; если семья
этого человека не совпадает с преступной
группой, возникает неизбежный конфликт.
Социальный
контроль со стороны одной группы
имеет тенденцию распространяться
на поведение данного ее члена
и в других группах. Семья будет стремиться
к прекращению преступной деятельности
своего члена, либо, напротив, соучастники
преступлений постараются вырвать его
из под контроля семьи. Такая же ситуация
возможна при противоречивых позициях
трудового коллектива и ближайшего окружения,
семьи и приятелей и т.п.
3.
Анализ групповых,
социально-психологи еских
процессов, оценка
степени сплоченности
группы, примеры групповых
норм поведения
и явлений конформизма
3.1.
Формы проявления
социально-психологи еских
явлений в коллективе,
явление конформизма
К
формам проявления социально-психологич ских
явлений в коллективе относятся: I.
Групповая сплоченность - психологическая
характеристика единства членов малой
группы, ее способности противостоять
неблагоприятным внешним воздействиям,
выражающая стремление каждого следовать
целям деятельности и нормам группы. Причинами
сплоченностимогут
быть: мотивационная основа тяготения
человека к группе, включающей в себя совокупность
его потребностей и ценностей; побудительные
свойства группы, отраженные в ее целях,
характеристиках ее членов, способе действия,
своеобразия взаимосвязей, традиций; ожидания
личности, или субъективная вероятность
последствий участия в группе; индивидуальный
уровень сравнения последствий пребывания
человека в других группах, с которыми
он сопоставляет свои достижения в конкретной
группе. Проявления
групповой сплоченности: по мере
ее роста члены коллектива активней включаются
в его жизнь, различные виды совместной
деятельности, более решительно демонстрируют
свою сопричастность к происходящему
в коллективе; растет индивидуальная адаптация
в группе, переживания человеком эмоционального
благополучия, внутренней удовлетворенности,
спокойствия; нежелание членов сплоченной
группы покидать ее как следствие двух
предыдущих аспектов. Основные
психологические
факторы, определяющие
сплоченность группы;
1.
Хорошая организационная структура группы,
четкое распределение ролей между членами;
наличие стимулов для членов группы.
2.
Личная привлекательность членов группы
друг для друга (высокая степень симпатии).
3.
Заинтересованность в работе, направленность
на выполнение групповой задачи.
4.
Престижность группы (как высокая социальная
оценка ее положения и особенностей).
5.
Гармоничный стиль руководства и личное
участие членов группы в процессе определения
и принятия групповых решений. II.
Совместимость
- способность людей продуктивно работать
вместе, успешно решать задачи, требующие
от них согласованности действий и хорошего
взаимопонимания. Давно замечено, что
человек, вступая в контакт с разными людьми,
не только чувствует и ведет себя по-разному,
но у него по-разному протекают психические
процессы. Это может быть как взаимное
или одностороннее облегчение основных
форм деятельности, так и их затруднение,
и нейтральное влияние. Совместимость
как процесс взаимной деятельности реализуется
в течение определенного отрезка времени
и характеризуется адаптивными личностными
возможностями членов группы.
Психологическая
совместимость определяется оптимальным
сочетанием личностных характеристик
участников группы: характеров, темпераментов,
способностей. Если группа добивается
определенных результатов совместной
деятельности с большими затратами психической
энергии, это заставляет сомневаться в
совместимости ее членов. Психологическая
несовместимость - это не просто различие
в ценностных установках, отсутствие дружеских
связей, неприятие людьми друг друга. Это
неспособность в критических ситуациях
согласовать свои действия, вплоть до
не синхронности умственных и двигательных
реакций, что препятствует совместной
деятельности. За этим обязательно следуют
конфликты, а иногда и острые эмоциональные
реакции (фрустрации, агрессии, ошибки
и др.). Совместимость
обуславливают: общность взглядов, ценностных
ориентаций; высокая мотивация участия
в группе; совместимость психофизиологических
качеств членов группы; разнополярность
индивидуальных особенностей; загруженность
целенаправленной деятельностью; высокая
критичность к себе и терпимость к окружающим. III.
Сработанность-резуль ат координированного
взаимодействия участников деятельности,
складывающаяся в рамках организационной
структуры коллектива. IV.
Согласие проявляется в единомыслии, общности
точек зрения, единодушии и дружеских
отношениях. Оно позволяет объединить
усилия группы в одном направлении, снижает
уровень конфликтности в коллективе, определяет
характер психологической атмосферы в
нем. V.
Групповое давление - совокупность явлений,
обусловленных теми воздействиями, влияниями,
которые оказывает малая группа на протекание
психических процессов, установки и поведение
её членов.
В процессе группового давления
могут быть выделены следующие
позиции:
-
внутренний конформизм (от лат. conformis -
подобный) - неосознанное усвоение членами
группы мнения большинства;
-
внешний конформизм-когда человек только
делает вид, что подчиняется большинству,
но внутренне продолжает ему сопротивляться,
что вызывает внутренний конфликт, сказывающийся
на формировании им личности;
-
негативизм-открытое сопротивление групповому
давлению, полное отрицание всех норм
и стандартов группы, что не является подлинной
независимостью, так как даже в своих отрицаниях
человек оказывается “привязан” к групповому
мнению; независимость-челове поступает
только так, как сам считает нужным, сознательно
согласовывая свои действия и устремления
с потребностями группы, в этом случае
возникает наиболее развитая группа-коллектив. Конформизм
- это принятие существующего положения
вещей, превалирующих мнений и отказ от
собственной точки зрения, мыслей и действий.
Конформизм
играет особое значение в деятельности
членов организации, так как способность
людей принимать установленные
порядки влияет на их способность
приживаться в коллективе, на скорость
включаться в работу. При этом следует
отметить, что в основе конформизма
лежит групповое единомыслие, предполагающее
подавление индивидуальности человека,
его собственных взглядов с целью поддержки
общего мнения. Получается своеобразный
"пинкфлойдовск й фарш", из которого
легко создать исполнителей, или зомби,
выполняющих любые команды. В данном случае
вся ответственность за ошибки будет лежать
на руководителе, и в полной мере такая
тактика имеет смысл только на закрытых
военных предприятиях. Положительные
черты конформизма,
в состав которых
входят:
-
формирование единства в кризисных ситуациях
позволяющего организации выжить в сложных
условиях;
-
упрощение организации совместной деятельности
за счет отсутствия раздумий по поводу
поведения в стандартных обстоятельствах
и получения инструкций по поведению в
нестандартных обстоятельствах;
-
уменьшается скорость адаптации человека
в коллективе;
-
группа приобретает единое лицо. Степень
конформизма индивида
зависит от ряда обстоятельств:
-
характера межличностных отношений (дружественных
или конфликтных);
-
необходимости и возможности принимать
самостоятельные решения;
размера
коллектива (чем он меньше, тем сильнее
конформизм);
-
наличия сплоченной группы, оказывающей
влияние на остальных членов коллектива;
-
сложившейся ситуации или решаемой проблемы(сложные
вопросы могут решаться коллективно);
-
статуса человека в группе (чем выше статус,
тем меньше проявление конформизма).
Конформизм
членов коллектива может формироваться
под воздействием сложившихся норм
поведения (неписаных правил о том,
что и как следует делать или
не делать), нарушение которых строго наказывается.
Групповое
давление осуществляется через совокупность
отношений к человеку окружающих,
или общественное мнение. Оно высказывается
в форме оценки:
1)
Прямая оценка-в форме критики.
Основа для конструктивной критики:
а) объективность, принципиальность,
деловой характер;
б) критикуются недостатки поведения
и деятельности, а не личность
в целом;
в)
содержит не только недостатки, но и
позитивные предложения по их устранению.
2)
Непрямая оценка - узнается человеком
по косвенным признакам - характеру отношения
и обращения к нему. Оценка человека группой
напрямую влияет на самооценку, а это один
из важнейших залогов и критериев благоприятного
или неблагоприятного развития личности,
ее эмоционального благополучия в группе.