Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Альтруизм у детей дошкольного возраста
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 07.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 9.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение
………..……3
1. Теоретические
аспекты понятия «альтруизм»………..……5
1.1 Значение
альтруизма в системе общечеловеческих
ценностей………5
1.2. Развитие
гуманности в детском возрасте…………...9
1.3. Роль
родителей в воспитании альтруизма у детей
дошкольного
возраста………………15
2. Выявление
альтруистического поведения у
детей дошкольного возраста..17
Проблемы
морали, нравственности на протяжении
длительного времени находились
в центре человеческой мысли. Любое высокоразвитое
общество хотело бы видеть свои законы
справедливыми, а людей добрыми, отзывчивыми,
заботливыми.
В
настоящее время вопросы морального
развития, нравственного воспитания
приобретают решающее значение. Понятия
морали, такие, как «совесть», «честь»,
«справедливость» приобретают сейчас
несколько иной оттенок, чем несколько
лет назад. Развитие технологий, ускорение
темпа жизни — неотъемлемые черты современной
жизни, которые приводят к усилению вариативности
моральных проявлений по сравнению с периодом
стабильного исторического развития,
к пересмотру традиционных взглядов на
мораль и распространению таких видов
морали, как ситуационная или персонифицированная
мораль.
Термин
«альтруизм» был предложен французским
мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) для
того, чтобы выразить понятие, противоположное
эгоизму. Контовский принцип альтруизма
гласил: «Живи для других». Конт характеризует
им бескорыстные побуждения человека,
влекущие за собой поступки на пользу
других людей. Цель:
рассмотреть принципы развития альтруистического
поведения у детей дошкольного возраста.
Для
достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
охарактеризовать
виды просоциального поведения;
выявить,
влияет ли полнота семьи на формирование
этого поведения;
выделить
общие черты, сопровождающие альтруистическое
поведение;
определить,
что влияет на формирование просоциального
поведения у дошкольников. Для
исследования данной
проблемы использовался
метод наблюдения. Предметом
данного наблюдения выступают вербальное
и невербальное поведение детей младшего
и старшего дошкольного возраста в группе.
Данное
исследование проводилось в г. Дятлово
в детском саду №3 в младшей и старшей
группах. Возраст первой (младшей) группы
составил 3-4 года, возраст второй (старшей)
группы - 5-6 лет.
В
первой группе было 17 человек (7 мальчиков,
10 девочек), во второй - 18 человек (8 мальчиков,
10 девочек).
1.Теоретические
аспекты понятия «альтруизм»
1.1
Значение альтруизма
в системе общечеловеческих
ценностей
Даже
краткое знакомство с мировым
религиями позволяет выделить общую
в них черту - преодоление собственного
эгоизма. Это особенно выражено в буддизме:
лишь когда человек откажется от иллюзорности
несокрушимости своего Я, а также
от других «объектов своей алчности»,
он сможет открыть себя миру
и полностью вступить в отношения с ним.
В христианстве это достигается принятием
и реализацией в жизни принципа Любви
- возлюби врагов своих как себя самого.
Ведь если другой больше не враг, то он
становиться абсолютным человеком,
поскольку «ты сам становишься истинно
человечным».
С
этим перекликается мнение А.В. Меня: «...
отрицание Бога есть путь к торжеству
безграничного эгоизма и взаимной борьбы».
По сути, об этом же пишут и некоторые психологи.
Ф.Е. Василюк считает, что высший тип ценностного
развития личности есть способность пожертвовать
любым из своих мотивов. В этом случае,
при столкновении с трудностями и опасностями,
у человека происходит обратное
движение, не в себя, а от себя, движение,
сосредотачивающее все душевные и физические
силы человека не на достижении собственного
счастья, благополучия и безопасности,
а на служении высшей ценности.
Предельным
выражением этого движения является
состояние «безусловной готовности к
самопожертвованию».
Принимая
тезис В. Франкла о том, что путь преодоления
человеческой «тварности» лежит в преломлении
ее через феномен трансцендентности (т.е.
человеческое бытие всегда ориентировано
вовне, на нечто не являющееся самим человеком),
В.Э. Чудновский видит суть смысла жизни
в следующем. Возникая в результате взаимодействия
«внешнего» и «внутреннего», он (смысл)
вместе с тем эмансипируется от того и
другого и начинает действовать как «буферный
механизм», как система «сдержек и противовесов»,
не допускающих одностороннего подчинения
«внешнему» и вместе с тем препятствующих
превращения человека в раба собственных
потребностей, влечений и сиюминутных
интересов.
Альтруизм
(или альтруистическое поведение) имеет
разные дефиниции: он определяется как
любовь и забота о других; стремление к
благополучию других при отсутствии выгоды
для себя, склонность безвозмездно
жертвовать собой ради группы и др. Это
понятие тесно связано с термином просоциального
поведения, которое имеет более общий
характер и характеризует различные
формы поведения, осуществляемые в интересах
различных социальных объектов, в противовес
поведению, преследующему личные цели.
В
истории психологии сложилось несколько
точек зрения, объясняющих природу
альтруизма.
1.
Альтруистические нормы. Под ними понимаются
такие термины как потребность отдавать,
норма социальной ответственности. Согласно
последней, если другой человек зависит
от тебя в достижении своей цели, то ты
должен ему помогать.
Мера,
в которой человек следует
этой норме, зависит от степени ее актуализации
в сознании индивида. Последняя же определяется
прошлым опытом человека. Как показали
эксперименты Гринласса, альтруистическая
«норма социальной ответственности»
(стремление помогать всем людям) актуализируется
в том случае, если предыдущая помощь
индивиду носит позитивный характер или
вообще отсутствовала; если же она
имела негативный характер, то актуализируется
«норма реципрокности» (добро за добро).
2.
В рамках бихевиоризма альтруизм
рассматривается как поведение,
обусловленное негативным или позитивным
эмпатическим подкреплением (т.е. исчезновением
неприятного чувства, возникающего при
виде страданий другого человека
или появлением приятного чувства при
виде освобождения человека от этих страданий).
Здесь альтруизм отождествляется с эгоистическим
поведением. Ряд других авторов (Вейсс
и др.) считают, что альтруистический
поступок имеет самостоятельное подкрепляющее
значение.
3.
В психоанализе альтруизм рассматривается,
как стремление редуцировать присущее
человеку чувство вины перед другим путем
бескорыстного поступка. Основываясь
на этой гипотезе ряд авторов предположили,
что испытуемые нарушившие определенное
правило, будут более склонны к альтруистическому
поведению (например, больше соглашались
на участие в эксперименте, в котором их
подвергали ударам электротока).
Аналогичные
результаты были получены в исследовании
Харрис и др. Так, католики, идущие на исповедь,
жертвуют гораздо большую сумму на благотворительные
цели, чем верующие выходящие после исповеди.
Авторы объясняют этот феномен уменьшением
чувства вины после исповеди.
4.
Синтез представлений об альтруизме
некоторых западных (Шварца, Хекхаузена,
Рейковского и др.) и отечественных психологов
(Божович, Запорожца и др.) позволяет выделить
два типа альтруистических мотивов: личностно-нормативны
(мотив морального долга) и эмоциональный
(мотив сочувствия).
Первый
является следствием нормативного воспитания
личности и формируется на основе интериоризации
альтруистических социальных норм,
которые стали внутренними императивами,
регулирующими деятельность.
Реализация
этого мотива сопровождается позитивными
чувствами морального удовлетворения.
Мотив
сочувствия основан на воспитании
идентификационных и эмпатических
способностей. Его реализация не возможна
без процесса сочувствия и вчувствования
в переживания нуждающегося в
помощи человека.
Этот
механизм основан временном исчезновении
границ между моим «Я» и «Я» другого
человека.
Таким
образом, можно сделать выводы о
наличии ряда универсальных [1] смыслов
жизни. Среди них можно выделить направленность
конечного развития человека, его финальной
точки вне себя, на других людей, что
может быть определено как альтруизм.
1.2.
Развитие гуманности
в детском возрасте
Этимологически
слово «детство» берет свое начало
в древне-индийском корне «dhei-», одно
из значений которого «сосать, кормить».
Метафорически это хорошо характеризует
процесс развития ребенка: вырастая,
ребенок «впитывает», сначала в семье,
а затем и в социуме, морально-нравственные
нормы поведения, которые впоследствии
«перевариваются» и «усваиваются».
Иначе
говоря, в процессе интернализации
механизмы социального контроля
превращаются во внутренние императивы
индивидуального сознания.
Эгоистические
и альтруистические тенденции в
поведении ребенка проходят сложную
динамику развития. Выделяют три стадии
морального развития ребенка:
1.
доморальный уровень, на котором
ребенок руководствуется своими
эгоистическими побуждениями;
2.
уровень конвенциональной морали
как ориентация на заданные
извне нормы;
3.
уровень автономной морали как
ориентация на интернализованную
систему принципов.
В
процессе развития у ребенка постепенно
формируются совершенно новые нравственные,
эстетические и интеллектуальные чувства,
несвязанные с натуральными аффектами.
На первых годах жизни ребенок связан
с миром через аффективную сферу и его
эмоциональные контакты устанавливаются
по принципу эмоционального заражения.
На втором году жизни ребенок вступает
в «ситуацию симпатии». Здесь он слит
с ситуацией и партнером,
чьи переживания он разделяет.
Симпатия
- это первичная эмоция, на основе
которой развиваются все социальные
чувства. Впоследствии симпатия дифференцируется
на «чувства к другим» (любовь) и «чувства
с другими» (сострадание). Первое есть
предпосылка развития второго. Эта стадия
подготавливает ребенка к «ситуации альтруизма»
(4-5 лет), на которой он может соотносить
себя и другого, осознавать переживания
других людей и предвидеть последствия
собственного поведения.
В
рамках различных психологических
школ были проведены исследования по развитию
гуманного поведения. Приведу некоторые
из них.
1.
Развитие эмпатии под влиянием
художественного произведения.
Теоретической основой исследований,
проведенных Запорожцем и др. стали
следующие положения. Для морального развития
ребенка необходимо не просто
усвоение норм и требований, но и включение
ребенка в содержательную совместную
с другими детьми и взрослыми деятельность.
Особенности эмоционального отношения
ребенка к окружающему зависят от характера
его деятельности.
Однако
существенную роль здесь играет не
столько исполнительская часть детской
деятельности, а сколько ее ориентировочная
часть. Во время эмоционального процесса
происходит решение определенных задач.
Эмоция возникает тогда, когда перед субъектом
стоит проблема, которую он не может решить
привычным путем.
Восприятие
рассказа, сказки и других ярких описательных
взаимоотношений персонажей, их действий
и т.п. вызывают у детей непосредственный
отклик: сочувствие, неприязнь и т.п. В
этом процессе объединяются оценка персонажей
с соответствующим эмоциональным и нравственным
отношением к ним. В проведенном исследовании
изучалась динамика мотивационно-эмоциона ьных
сдвигов при восприятии произведений
художественной литературы. Эти сдвиги
становятся возможными при условии слияния
адекватной когнитивной оценки детьми
персонажей с их эмоциональной оценкой.
Однако
для того, чтобы это слияние
не только произошло, но и оказало влияние
на отношение ребенка к окружающим,
необходим процесс «сближения» детей
с литературными персонажами. Существуют
разные формы этого сближения: от восприятия
спектакля до игры-драматизации.
Исследования
проводились по следующей схеме:
детям предъявлялась сказка, после
которой проводилась беседа с предложением
альтернативного (альтруистического)
поведения, за которой следовала ролевая
игра, заканчивавшаяся переносом эмоций,
пережитых во время восприятия сказки,
в реальные жизненные условия.
Повторно
инициируемое взрослыми сопереживание
на основе возникшего сочувствия может
вызвать не только появление импульса
к содействию, но и его реализацию. Таким
образом, динамика эмпатического процесса
имеет здесь одностороннюю направленность
и развивается по следующему сценарию:
сопереживание - сочувствие - импульс к
действию - реальное содействие. Как показали
эти исследования, при систематической
работе по этой схеме, дети из экспериментальной
группы, по сравнению с детьми из контрольной
группы, реализовывали альтруистическое
поведение гораздо чаще и более осознанно.
2.
Использование эмпатического взаимодействия
ребенка и взрослого как способ
научения альтруистическому поведению.
Авторы исследований (Аронфрид и
Паскаль) положили в основу своих экспериментов
идею о том, что удовольствие социализирующего
агента от поведения ребенка выступает
как подкрепление для него же, т.к. он разделяет
это удовольствие. Подкрепление здесь
является результатом поступка, а эмпатия
- средством для усвоения поведения.
В проведенных экспериментах ребенок
мог выбирать между «действиями для себя»
(нажать на кнопку и получить конфету)
и «для другого» (зажечь лампочку и вызвать
улыбку у экспериментатора).
Выбор
«действия для другого» связывается
у ребенка с удовольствием экспериментатора.
Его улыбка является не знаком социального
одобрения, а символом эмоционального
состояния, вызывающего аналогичные переживания
у ребенка и стимулирующее его к альтруистическому
поведению. Авторы исследования высказали
предположение, что для альтруистического
поведения необходимо зрительно воспринять
или осознать эмоциональную ценность
своих поступков. И эмпатия, как способность
переживать чувства другого, обеспечивает
усвоение такого поведения.
3.
Множество исследований, по изучению
влияния «моделей» и различных
факторов, влияющих на проявление альтруистического
поведения детей, было проведено
в рамках бихевиоризма. Вот лишь некоторые
результаты этих экспериментов. Дети,
наблюдавшие альтруистическую модель
(щедрое поведение взрослого) поведения
проявили больший альтруизм. Однако недостаточно
менторски актуализировать эту норму
социальной ответственности перед детьми;
необходимо воспитывать альтруизм личным
примером. Причем здесь важную роль играет
последовательность поведения альтруистической
модели: дети больше ценят похвалу щедрого
взрослого, последовательного в своих
проявлениях и суждениях, чем эгоистичного
и непоследовательного. Если агент
социализации (взрослый) ведет себя эгоистично,
и пытается поощрить альтруистические
поступки у детей, то он добивается
противоположного результата: поощрение
со стороны такого взрослого становиться
наказанием («эффект бумеранга»).
Действия
взрослого, удовлетворяющего потребности
ребенка, приобретают для него самостоятельное
подкрепляющее значение и вызывают
с его стороны «немотивированную» имитацию
помогающего поведения. С другой стороны,
дети, с положительным опытом общения
(привыкшие к поощрению от сверстников)
больше имитировали позитивную модель
поведения.
Воспитание
установок на помощь и сочувствие
другим наиболее эффективно на материале
реальных ситуаций, с последующей
реализацией помогающего поведения,
чем вербально, на материале обсуждения
картинок с изображением людей или животных,
нуждающихся в помощи. Причем, максимальное
влияние альтруистические установки воспитателя
имели только в случае, если между ним
и детьми сложились теплые и дружественные
отношения.
Альтруистическое
поведение возникает чаще после
предварительного возбуждения приятных
эмоций (например, после воспоминаний
о самом приятном событии в жизни).
Ряд
других экспериментов, позволил выделить
некоторые субъект-объектные детерминанты
альтруизма: альтруизм возрастает если
субъект получает признание
своей высокой компетентности в какой-то
области, а также тогда, когда помощь
оказывается добровольно; больший альтруизм
проявляется в отношении к человеку, который
зависим от субъекта альтруистического
поведения по сравнению с независимым
(аналогично для приятного
и неприятного, привлекательного и непривлекательного,
знакомого и т.п.);
Было
также выявлено тормозное влияние
группы на проявление альтруистического
поведения: чем больше свидетелей события,
требующего такого поведения, тем меньше
вероятность его проявления. Это связано
с «распределением ответственности» между
членами группы, которое ослабляет
стыд и страх невмешательства. Однако
если группа, от которой требуется
проявление альтруизма, объединена, то
имеет место обратное - «кумуляция
ответственности». Проведенные эксперименты
показали, что группа, объединенная
общей задачей, чаще приходит на помощь
в экстремальной ситуации, чем разобщенная.
В
развитии гуманного поведения у
детей большую роль играет
отношение родителей к ним. Сочувствие
и альтруистическое поведение свойственно
детям, родители которых разъясняли
им нравственных нормы, а
не прививали их строгими мерами.
Воспитание гуманных чувств и усвоение
нравственных правил - разные стороны
единого процесса воспитания, основанного
на уважении к ребенку, поэтому при формировании
альтруизма в детстве большое
значение имеет понимание родителями
чувств детей и их участие в делах детей.
Другой стороной процесса этого
воспитания является собственная нравственная
позиция родителей и ее стабильность.
Как и было показано выше, дети хорошо
«считывают» последовательность поведения
родителей. Декларативный гуманизм и противоположное
реальное поведения родителей не могут
служить базой для воспитания альтруистического
поведения.
1.3.
Роль родителей
в воспитании альтруизма
у детей дошкольного
возраста
Маловероятно,
что кому-то из родителей хочется
видеть своего ребенка истинным альтруистом,
готовым пожертвовать всем ради других,
или, наоборот, эгоистом, неспособным прислушаться
к чужому мнению. Этот вопрос - пожалуй,
один из самых трудных в воспитании малыша.
Самый
первый опыт отношений со сверстниками
имеет ключевое значение для формирования
личности ребенка в дальнейшем. Поэтому
взрослым необходимо постараться, чтобы
их малыш был дружелюбно настроен по отношению
к окружающим, имел желание и возможность
идти на контакт – ведь это и будет практически
первыми "общественными&q ot; действиями
в жизни ребенка.
Итак,
чтобы подобный первый опыт не стал травмирующим,
а, наоборот, послужил основой нормальных
взаимоотношений со сверстниками, ребенку
необходимы некоторые качества, а вернее,
способности альтруиста – скажем, способность
сопереживать. Ее еще иногда называют
эмпатией – "вчувствованием quot;, идентификацией
себя с другими и возможностью испытывать
те же чувства, что и они.
Общение
маленьких детей отличается очень яркой
эмоциональной насыщенностью, чего нельзя
сказать об их контактах со взрослыми.
Отчасти это происходит потому, что, начиная
примерно с четырех лет, для ребенка более
приятным и желанным партнером по общению
оказывается его ровесник. Поэтому взрослым
важно убедиться, что их малыш способен
инициировать и устанавливать общение
с товарищами, а самое главное, что он не
оказывается в роли изгоя, "жадины",
"плохого"
3.
Основная форма общения детей в возрасте
4-7 лет – это, конечно, игра. Она в то же время является
и средством, с помощью которого можно
сгладить какие-то проблемы в контактах
малыша со сверстниками. Сама игровая
ситуация учит взаимодействовать и договариваться:
ведь нужно выбрать сюжет, подходящие
игрушки, распределить роли и т.п.
Как
мы уже поняли, развитие разных альтруистических
навыков и способностей необходимо
для психики малыша. Но не только.
По мнению психологов, основное, что отличает
популярных и непопулярных в своем коллективе
детей, – это эмоциональное отношение
к сверстникам, которое предполагает искренний
интерес к деятельности другого, способность
одобрять своего товарища, сопереживать
ему. В общем, "нормальный&quo ; альтруизм
– верный путь к отличным взаимоотношениям
малыша в коллективе и его благополучию.
Что
могут сделать родители для воспитания
в своем малыше некоторых качеств
альтруиста? С одной стороны, развивать
представления о долге – о том, как можно
и нельзя поступать, "что такое хорошо
и что такое плохо". Значительную роль
здесь играют нормы конкретной культуры
или даже определенного сообщества. Поэтому
и строчку из Маяковского я вспомнила
неслучайно – неоценимую помощь в воспитании
"моральных&quo ; представлений играют
детские стихи, песенки, рассказы, т.к.
они в доступной форме разъясняют малышу
"простые истины".
С
другой стороны, развитие у ребенка
эмоциональных способностей к сочувствию
и сопереживанию – тоже забота
взрослых. Обращайте внимание малыша
на страдания, например, мультипликационных
героев, но не упускайте возможность продемонстрировать
ему и примеры из реальной жизни.
2.
Выявление альтруистического
поведения у детей дошкольного
возраста
2.1.
Эксперимент «рассказ,
картинка, подарок»
В
эксперименте показано несоответствие
моральных суждений ребенка и
его реального поведения. Выделяются
три группы детей с разным уровнем
морального развития. Разработаны показатели
отношения ребенка к сверстнику
и эксперимент, выявляющий его. Этот
эксперимент показал, что уровень морального
развития определяется не усвоением моральных
суждений, а характером отношения к сверстнику.
Проблема
нравственного развития является одной
из самых важных, сложных и вечно
актуальных в жизни общества. Эта проблема
находится на стыке философии, этики, педагогики
и, конечно же, психологии. Как подчеркивает
Б.С. Братусь, единой пересекающейся территорией
для этики и психологии является отношение
к другому человеку [3].
В
то же время в подавляющем большинстве
психологических исследований проблема
нравственного развития рассматривается
в рамках индивидуального сознания: представлений
о добре и зле, о нормах морального поведения,
о правильных и неправильных поступках.
Такой подход был заложен Ж. Пиаже и получил
широкое распространение в русле когнитивной
психологии ([19], [20]). В рамках этого направления
были получены многочисленные данные
о развитии моральных суждений, представлений,
оценок и т.д. Благодаря Ж.Пиаже моральное
сознание стало, пожалуй, наиболее распространенной
сферой исследований морального развития
в целом.
Эта
же тенденция доминирует и в педагогике.
Нравственное (или социально-эмоциональ ое)
воспитание является важной составной
частью в большинстве существующих
программ образования дошкольников. Известно,
что дошкольный возраст — это период наиболее
интенсивного становления моральных установок
и нравственных чувств, поэтому нравственное
воспитание в этот период приобретает
особую значимость. Анализ методов морального
воспитания, практикуемых в современных
детских садах, показал, что в подавляющем
большинстве случаев они направлены на
формирование моральных суждений, представлений
и оценок. Данный подход основан на допущении,
что морально-нравственные представления
перерастают в соответствующие действия
ребенка и становятся залогом и источником
его морального поведения.
В
то же время существуют данные о
том, что прямого соответствия между
знанием моральных норм и их выполнением
нет [7], [13]. Как правило, эти данные
являются косвенным, побочным результатом
других исследований. Специальных работ,
посвященных соотношению морального сознания
и морального поведения у дошкольников,
мы не обнаружили. Учитывая важность этого
вопроса, мы решили выяснить влияние знания
моральных норм на поведение ребенка дошкольного
возраста.
Для
решения этой задачи была разработана
методика, в которой одна и та
же ситуация воспроизводилась в трех
модальностях: в устном рассказе, на
проективных картинках и затем,
буквально на другой день, — в
реальном опыте ребенка.
Содержание
всех ситуаций было одним и тем
же. Мы выбрали типичную и действительно
проблемную для детей дошкольного
возраста ситуацию, когда один ребенок
имел возможность поделиться или
не поделиться с другим конфетой, т.е.
предметом, обладающим несомненной ценностью
для самого ребенка.
Сюжет
«Рассказа» и «Картинок» был фактически
идентичным: одному из детей случайно
не хватало конфеты, остальные герои
реагировали на ситуацию по-разному
(одни насмехались над обиженным,
другие — не обращали на него внимание,
и только один из героев поделился с ним
своей конфетой). Ребенка спрашивали, кто
из героев ему больше нравится, и как он
сам поступил бы на месте персонажей. Аналогичные
приемы широко используются в педагогической
практике в качестве средства диагностики
и формирования морального поведения
[8], [10].
Полученные
результаты показали, что 100 % детей
осуществили адекватный выбор, т.е.
в качестве привлекательного персонажа
отмечали героя, поделившегося конфетой.
Кроме того, все дети утверждали,
что в подобной ситуации обязательно отдали
бы свою конфету обиженному ребенку.
Таким
образом, все дети, принимавшие участие
в эксперименте, знают моральную
норму справедливости. Поскольку
нас интересовало, сможет ли ребенок
реализовать данную норму в собственном
поведении, мы провели методику с условным
названием «Подарок».
В
процессе разговора с тремя детьми
экспериментатор «неожиданно» обнаруживал
у себя в кармане две конфеты.
Естественно, одному из детей конфеты
не доставалось. Эту проблемную ситуацию
дети разрешали самостоятельно, при этом
фиксировались характер поведения детей,
их эмоциональные проявления и речевые
высказывания.
Рассмотрим
характер поведения детей в данном
эксперименте. Как правило, двое детей,
сидящих ближе к экспериментатору,
брали конфеты, затем с некоторым замешательством
смотрели на ребенка, которому конфеты
не досталось. После этого наблюдались
следующие варианты поведения: одни дети
хватали конфету и не собирались делиться
ею (24 %); другие, забрав свою конфету, предлагали
поделиться другому ребенку (16 %); третьи
делились с другим, но с явной неохотой,
долго думали, поглядывая на взрослого
(22 %); четвертые охотно и быстро отдавали
часть своей конфеты (38 %).
Данные
результаты показали, что знание моральной
нормы далеко не всегда обеспечивает
ее выполнение в реальной жизненной ситуации.
40 % детей, хорошо зная норму справедливости,
в реальном взаимодействии не соблюдают
ее. Вместе с тем 60 % детей в реальной ситуации
ведут себя в соответствии с нормой.
Однако
нравственное развитие нельзя свести
к последовательному и однозначному воспроизведению
заданных образцов поведения; моральные
нормы не могут предусмотреть всего многообразия
жизненных ситуаций, с которыми сталкивается
ребенок уже в дошкольном возрасте. Значительно
более ценной является способность к моральному
поведению в широком спектре жизненных
ситуаций, не предусмотренных конкретными
правилами поведения.
В
этой связи целесообразно обратиться
к различению двух центральных этических
категорий — морали и нравственности.
Не имея возможности вдаваться в серьезный
философский анализ этих категорий, обозначим
те центральные различия, которые, с нашей
точки зрения, наиболее близки к психологическим
основаниям.
Существо
морали состоит в оценке человеческого
поведения, в предписании или запрещении
конкретных действий и поступков. Именно
поэтому мораль имеет свое выражение в
моральном законе, который предписывает
конкретные формы поведения. В отличие
от морали, нравственность имеет всеобщий,
универсальный и безусловный характер.
Она не может быть выражена в конечных,
конкретных нормах и формах поведения.
Выполнение
моральных норм может быть вынужденным
и внешним по отношению к личности
человека и поэтому соблюдение этих
норм предполагает определенную награду,
которая имеет вполне реальные формы:
от похвалы и престижа до материальных
и других благ. Нравственность же формируется
вместе с личностью индивида и неотделима
от его Я. Нравственное поведение самодостаточно,
не предполагает каких-либо внешних наград
и является внутренним и органичным [2],
[17].
Можно
предположить, что моральное и
нравственное поведение предполагает
разную психологическую основу. Если
моральное поведение всегда опосредствовано
моральной нормой и побуждается
стремлением соответствовать ей
(быть «хорошим» и не быть «плохим», получать
заслуженное признание и т.д.), то главным
побудителем нравственного поведения
являются непосредственные чувства, отражающие
внутренний строй личности и отношение
к другим. Если моральное поведение побуждается
стремлением соответствовать некоторому
образцу и направлено на себя (на самоутверждение,
самовыражение и самооценку), то нравственное
— направлено на других людей и выражает
отношение к ним.
2.2.
Эксперимент «загадка»
Чтобы
выяснить истинную психологическую
причину той или иной формы поведения,
необходим специальный психологический
анализ. Можно полагать, что непосредственное,
нравственное отношение к другому является
устойчивой характеристикой личности.
Поэтому оно проявляется вне зависимости
от конкретных обстоятельств.
В
отличие от этого поведение, опосредствованное
моральной нормой, жестко детерминировано
и предполагает ее соблюдение только
в определенных обстоятельствах. Соответственно,
преобладание нравственных побуждений
может проявиться в возможности
переноса просоциальных форм поведения
на ненормативные ситуации, т.е. ситуации,
требующие «расширения» знаемой нормы.
Происходит ли оно у детей, хорошо знающих
норму справедливости и выполняющих ее
в конкретных условиях?
Для
ответа на этот вопрос был проведен
следующий эксперимент, в котором исходная
ситуация, использованная в методике «Подарок»,
несколько изменялась.
Напомним,
что в исходной экспериментальной
ситуации и т.д.................