Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ценовая политика организации как экономический метод управления Вар. 1

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Год: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ







курсовая РАБОТА

Дисциплина «Основы менеджмента»
На тему:
«Ценовая политика организации как экономический метод управления»





Выполнила Ивлева Е.М.
Студентка 3 курса, день
Специальность МО
№ зач. книжки 08ммб01014
Преподаватель Долганова Н.А.

Брянск 2010г.
Содержание













Введение

В условиях рынка ценообразование представляет из себя весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.
В настоящей курсовой работе будет исследоваться ценовая политики коммерческой организации.
Обоснуем актуальность выбранной темы исследования.
Сейчас уже сложно найти компании, недооценивающей преимущества грамотного ценообразования; большинство компаний уже давно отошло от практики использования исключительно затратных методов и пользуется всем арсеналом стратегических методов ценообразования. Соответствующие стратегии создаются еще на стадии разработки товара и отлаживаются для всех стадий его жизненного цикла.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя.
Каждая фирма подходит к проблемам ценообразования по-своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования как правило занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формирует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В таких отраслях, где факторы ценообразования играют решающую роль, фирмы зачастую создают отделы цен, которые разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. На политику цен большое воздействие оказывают управляющие службой сбыта, заведующие производством, руководители службы финансов, бухгалтеры.
Целью настоящей курсовой работы является анализ процесса формирования ценовой политики коммерческого предприятия на примере торгового предприятия «Классик», занимающегося реализацией мужской одежды.
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
ввести понятие ценовой политики предприятия, обозначить цели ценовой политики предприятия;
описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
проанализировать ценовую политику, использующуюся в магазине «Классик»;
выдвинуть рекомендации по совершенствованию ценовой политики магазина «Классик».
Объект исследования – магазин «Классик» г. Брянска.
Предмет исследования – ценовая политика магазина.

1. Ценовая политика организации: цель, формирование, составляющие

1.1 Понятие ценовой политики организации в трудах отечественных и зарубежных экономистов
Ценовая политика организации - это исключительно важный инструмент организации-товаропроизводителя, однако его использование сопряжено с риском, поскольку при неумелом обращении с ним могут быть получены самые непредсказуемые и отрицательные по своим экономическим последствиям результаты. И уж совершено недопустимо для фирмы отсутствие ценовой политики как таковой [4. с. 245].
Под ценовой политикой фирмы понимают систему представлений, концептуальных положений о том, какие принципы должны составлять основу ценовой политики и как маневрировать ценами для достижения конечного генеральных целей фирмы и решения соответствующих маркетинговых задач. Иначе говоря, ценовая политика в маркетинге - это установление определенных цен и способов маневрирования ими в зависимости от положения на рынке, которое позволяет овладеть заданной долей рынка, получить рассчитанную прибыль, а также решить другие стратегические и оперативные задачи.
Сущность ценовой политики организации заключается в создании и поддержании оптимального уровня и структуры цены, в изменении их во времени по товарам и рынкам с целью достижения максимально возможного успеха в той или иной рыночной ситуации. Ценовая политика является в целом элементом общей маркетинговой политики предприятия [2, с. 12].
Характер целей и задач организации находит отражение в особенностях ценовой политики: чем масштабнее, разнообразнее и труднее для достижения общеорганизационные цели, стратегические установки и задачи в области маркетинга, тем сложнее цели и задачи ценовой политики, которая, кроме того, зависит от размеров организации, политики дифференциации продукта, отраслевой принадлежности организации.
По мнению Завьялова П.С. ценовая политика (политика цен) – это общие принципы, которыми компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. [12, c. 25]
Примером ценовой политики предприятия является поддержание цен ниже, чем у конкурентов, для обеспечения ускоренного темпа продаж и завоевать дополнительную долю рынка.
Иванова Н.В. считает, что в любых условиях фирма не может позволить себе одного – устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования.[13, с. 76]
Стратегия ценообразования – это набор методов, с помощью которых ценовая политика реализуется на практике.
Различают активную и пассивную ценовую политику на предприятии.[12, c. 247]
При активной ценовой политике предприятие пытается, используя свою цену, реализовать все рыночные возможности и гибко реагировать на изменение цен конкурентами. В этом контексте цена является важной частью маркетинговой политики предприятия. С помощью цен предприятие может завоевать ту или иную долю на рынке конкурентов, получить большую прибыль.
При пассивной ценовой политике цена не является важной частью маркетинга предприятия. Предприятие опасается реакции конкурентов на свое изменение цен, поэтому в отношении цен следует исключительно за ценовым лидером. Предприятие готово согласиться на длительное время со своей долей рынка.
Можно выделить основные факторы, косвенно или прямо воздействующие на ценовую политику организации.[28, c. 169] Их перечень, представленный на рисунке 1 далеко не полон.











Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на ценовую политику
Одним из важнейших факторов является тип рынка товара. Если рынок данного товара приближается к рынку совершенной конкуренции, то роль ценовой политики для предприятия ничтожно мала, так как у предприятия отсутствует власть над ценой.[26, c. 124]
В условиях монополии предложения роль ценовой политики велика, хотя и не безгранична, так как цена устанавливается самим монополистом.
Другой фактор - это эластичность спроса (прямая, перекрестная, эластичность по доходу).
При формировании ценовой политики организации необходимо учесть следующие несколько основных аспектов:[16, c. 208]
- определение места цен среди других факторов рыночной конкуренции;
- применение методов, помогающих оптимизировать расчетные доходы;
- выбор стратегии лидерства либо стратегии следования за лидером при установлении цен;
- определение характера ценовой политики на новые товары;
- формирование ценовой политики, учитывающей фазы жизненного цикла товаров;
- использование базовых цен при работе на разных рыночных сегментах;
- учет в ценовой политике результатов сравнительного анализа соотношений «издержки/ прибыль» и «издержки/ качество».
Таким образом, ценовая политика предполагает необходимость установления фирмой исходной цены товара, которую она обоснованно варьирует при работе с посредниками и покупателями.

1.2 Методы ценообразования организации
Ценообразование при переходе к новым товарам на практике осуществляется в нескольких формах:
- политика «снятия сливок», выражающаяся в том, что первоначально цена устанавливается на высоком уровне и постепенно снижается по мере увеличения масштабов производства. Такая политика требует надежной патентной защиты нового товара;
- политика «прорыва», применяемая в тех случаях, когда на новые товары нет широкого спроса, и они легко воспроизводимы. В этом случае цены первоначально устанавливаются на очень низком уровне, что стимулирует спрос, увеличивает прибыль, тормозит развитие конкуренции. Эта политика используется при проникновении на «занятые» рынки;
- политика дифференцированных цен, т.е. установление разных цен для различных категорий покупателей, маневрирование ценами с учетом хода продаж и поведением спроса на рынке [37, с.239].
Основные задачи ценовой политики фирмы на выбранном рынке - это обеспечение устойчивой запланированной прибыли и устойчивой конкурентоспособност ее продукции.
Однако эти задачи могут варьироваться в зависимости от тех целей, которые стоят перед фирмой в конкретный момент времени и на конкретном рынке.
Разработка ценовой политики начинается еще до запуска товара в производства и продолжается на всех этапах жизненного цикла товара на рынке. Ценовая политика должна быть ориентирована на издержки, на спрос и на цены конкурентов.
Фирмы используют различные виды ценовой политики.
- политика «издержки плюс прибыль» предполагает установление цены путем прибавления намеченной или запланированной прибыли к подсчитанным общим затратам на производство и сбыт товара. В этом случае решение о производстве товара будет принято, если прогнозная рыночная цена будет не меньше суммы издержек и намеченной прибыли. Однако на насыщенных конкурентных рынках не издержки определяют рыночные цены, а, наоборот, рыночные цены определяют издержки. Исходя из действующих рыночных цен принимается решение о производстве продукта с затратами, которые бы соответствовали такой цене. В этом случае фирма, зная свои издержки, может провести функционально-стоимо тной анализ (ФСА) производства и сбыта товара.
- политика ценовой дифференциации. При принятии решений по ценам и выборе ценовой политики фирмы необходимо учитывать ценовую эластичность спроса. Важнейшей способностью продавца должно быть его умение дифференцировать цены, т. е. назначать высокие цены там, где спрос низкоэластичен, и снижать цены там, где спрос высокоэластичен. Так, спрос на небольшой грузовик, покупаемый фермерами, является более эластичным по цене, чем спрос на тот же грузовик, покупаемый предприятиями, поэтому и цена на грузовик для фермеров должна быть ниже.
Дифференцированными являются также цены в театрах, кинотеатрах. Люди с высоким доходом могут купить дорогие билеты — для них цена билета не так важна, как для людей с низким доходом, для которых она может существенно повлиять на решение о покупке билета. Так, цены на дневные сеансы в кинотеатрах устанавливаются значительно ниже, чем на вечерние, поскольку днем их посещают люди с низким доходом: пенсионеры, школьники, студенты, спрос которых характеризуется высокой эластичностью; вечером туда приходят люди, занятые днем на работе, имеющие более высокий доход и, соответственно, меньшую чувствительность к изменению цены билета. Скидки с цен билетов в различные музеи и на выставки, предоставляемые пенсионерам и студентам, показывают не благотворительность администрации, а желание увеличить выручку за счет привлечения тех групп населения, которые по высокой цене просто не пошли бы в музей. Цены на обеды в ресторанах в дневное время ниже, чем в вечернее. Днем в ресторан приходят, чтобы просто пообедать, а вечером — отметить какое-то событие, и высокая цена не будет для этого препятствием, т. е. спрос вечером — менее эластичен, чем днем.
Все приведенные примеры — это примеры политики ценовой дифференциации (дискриминации, сегментации). В соответствии с этой политикой нужно назначать высокую цену для тех потребителей, которые могут купить товар по высокой цене, и снижать цену для тех, кто по высокой цене его не купит. При этом необходимо соблюдать основное правило: низкая цена не должна «испортить» рынок, т. е. стать препятствием для продажи товара по высокой цене. Выполнение этого условия не является простым и зависит от способности продавца применить творческий подход в конкретных условиях. В самом деле, хорошо, когда различные сегменты потребителей разнесены географически или по времени, но чаще бывает так, что они находятся в одном географическом или временном пространстве.
Заметим, что политика ценовой дифференциации является самой распространенной в практике современных фирм.
- политика следования за лидером означает установление цен, ориентированное на уровень цен компании, являющейся лидером в отрасли. Как правило, такие компании имеют возможность провести рыночные исследования и определить эластичность спроса по цене на тот или иной товар. Другие фирмы, имеющие более ограниченные ресурсы, доверяют компании-лидеру и следуют за ней в своей ценовой политике.
- политика убыточного лидера применяется при комплексной продаже, когда основной товар (лидер) продается совместно с другими сопутствующими товарами. Например, станок продается с дополнительными приспособлениями, запчастями. На современных насыщенных конкурентных рынках продать основной товар достаточно трудно, поскольку вследствие большого числа конкурентов он является товаром высокой эластичности спроса.
Устанавливая низкую цену на сам станок для поднятия его конкурентоспособност , продавец стимулирует этим продажу всего комплекса оборудования по более высоким ценам, так как ценовая эластичность спроса на сопутствующие товары низка (потребитель готов заплатить высокую цену, например, за запчасти к трактору). Поэтому такого рода товары продаются, как правило, с высокой рентабельностью, что дает возможность компенсировать прибыль, упущенную при продаже основного товара.
- политика психологического ценообразования основана на знании психологии людей и применяется в основном на рынках потребительских товаров. Психологическое ценообразование используется при продаже в престижных магазинах по более высоким ценам. Однако высокая цена не всегда означает высокое качество, но создает такую иллюзию. Часто незначительно снижают цену, например, вместо цены в 8 долларов устанавливают 7 долларов 99 центов, — это тоже элемент политики психологического ценообразования.
- политика повышенных цен на товары с уникальными характеристиками. Предлагаемые товары и услуги отличаются от существующих на рынке по качеству, времени доставки потребителям, послепродажному сервису и т. д. Процесс определения надбавки к цене начинается со сравнения указанных характеристик с лучшими и худшими по отрасли с учетом мнения потребителей. По результатам сравнения определяется цена товара (услуги) повышенного качества. Причем надбавка к цене может достигать 15—20%. По некоторым данным, 92% продукции фирмы Procter & Gamble реализуется по повышенным ценам. Это не мешает фирме быть лидером на таком насыщенном рынке, как рынок моющих средств.
Многие компании стараются снизить издержки за счет повышения бездефектности своей продукции. Это дает возможность продавать продукцию с уникальными характеристиками по средним или низким ценам, что, естественно, повышает ее конкурентоспособност . Такой политики придерживается фирма Caterpillar.
- политика понижения цен проводится в целях стимулирования спроса и увеличения рыночной доли. Эта политика может быть эффективна в условиях расширяющегося спроса на этапе роста объема продаж. На этапе зрелости, т. е. в условиях нерасширяющегося спроса, проводить эту политику имеет смысл, если издержки конкурентов высоки и они не могут снизить цену, если в их товарах отсутствует элемент дифференциации, имеющий ценность для потребителя, а имидж марки товаров конкурентов невысок. Если дифференциация товаров фирмы незначительна и если конкуренты смогут снизить свои цены, то в условиях нерасширяющегося спроса нет смысла быть инициатором снижения цены, поскольку опять установятся те же доли рынка и прибыль всех упадет.
- политика повышения цен может проводиться, когда фирма уверена, что конкуренты готовы последовать за ней. Такое положение возможно, когда производственные мощности работающих на рынке фирм загружены полностью, а спрос продолжает расти.
Методы расчета цен весьма многообразны. Поэтому столь важно определение цены с ориентацией на спрос, с учетом состояния конкуренции на рынке. Хотя и хочется, чтобы рассчитываемая цена покрывала себестоимость и целевую прибыль, но если она была определена с игнорированием изменений и требований спроса, отражающего покупательную способность рынка, то данное обстоятельство нередко становится причиной срыва планов финансовой деятельности фирмы. Если дифференциация соответствующих товаров и услуг принимается покупателями, то оказывается возможным контролировать и регулировать цену продажи, определять ее на уровне, обеспечивающем получение максимально возможных прибылей для фирмы.




2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.1 Краткая характеристика предприятия
Объектом исследования выступает магазин «Классик». Предприятие представляет собой отдел мужской одежды и аксессуаров в Бежецком Универмаге города Брянска.
Магазин реализует мужскую одежду и галантерейные товары

Часы работы – с 9 до 21, без выходных.
Организационно-правов я форма предприятия – индивидуальный предприниматель.
Индивидуальный предприниматель арендует торговое помещение по адресу: г. Брянск, ул. 3-го Интернационала д.8 на основании договора субаренды нежилового помещения, имеет в собственности торговое оборудование, осуществляет свою деятельность с использованием наемного труда, имеет один расчетный счет в АКБ «УРАЛСИБ», расчеты с заказчиками по договорам ведутся в основном безналичным способом.
Счета выписываются в установленном порядке, оказание услуг по договорам оформляется актами приема-передачи, подписываемыми ежемесячно исполнителем и полномочным представителем заказчика.
Индивидуальный предприниматель применяет ЕНВД, ежеквартально уплачивает налог и сдавал в налоговый орган по месту своего жительства налоговую декларацию при использовании единого налога на вмененный доход.
Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.
Рис. 2. Организационная схема управления предприятия
Директору магазина подчиняются главный бухгалтер, продавцы, кассиры и уборщица.
Главный бухгалтер является ответственным за ведением бухгалтерской документации, учета и отчетности. В обязанности главного бухгалтера входит: ведение бухгалтерского учета, составление отчетов, участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансов й деятельности предприятия с целью выявления внутрифирменных резервов, предоставления необходимой информации руководству для принятия управленческих решений. График работы бухгалтера – пятидневная рабочая неделя с 9.00 до 18. 00.
За организацию розничной торговли отвечают непосредственно продавцы и кассиры. График их работы два дня через два с 9.00 до 21.00.
Директор руководит коммерческой деятельностью предприятия, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания, осуществляет работу по закупке и реализации товаров.

2.2 Анализ финансовых результатов
Численность персонала магазина составляет 9 человек (на начало 2009 года).
Основные экономические показатели деятельности фирмы представлены в таблице 1
Данные для анализа динамики основных экономических показателей деятельности фирмы за 2008- 2009 гг.

По итогам торговой деятельности предприятие в 2009 году получило прибыли в размере 1258,3 тыс. руб., что на 14,4% меньше показателя 2008 года.
Прибыль балансовая – это разность между доходом от реализации продукта хозяйственной деятельности фирмы и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Применительно к курсовой работе разность между валовым доходом от реализации товара и издержками обращения.
Чистая прибыль - часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.
Динамика величины активов предприятия в отчетном году – положительная (8 %).
Рентабельность капитала хоть и снизилась в отчетном году, осталась достаточно высокой (56,8 %). Отдача капитала в динамике увеличивается на 0,1 пункт, что говорит о возросшем спросе на товары компании.
Показатели деловой активности свидетельствуют о более эффективном использовании средств в отчетном году, и активизации коммерческой деятельности.
Результативные показатели деятельности предприятия позволяют охарактеризовать его как предприятие со средней эффективностью финансово-хозяйстве ной деятельности. Динамика показателей выявила проблему платежеспособности фирмы и необходимости изменения структуры капитала.


Рис 3 Динамика основных показателей деятельности фирмы
Результаты хозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что компания имеет некоторое ухудшение показателей эффективности управления и торговой деятельности. По сравнению с прошлым годом объем товарооборота возрос на 10,8 %. На развитие товарооборота оказало влияние повышение розничных цен на отдельные группы товаров, а также увеличение количества проданных товаров.
Товарооборот- объем проданных и купленных товаров в денежном выражении за определенный период времени. Применительно к курсовой работе период времени равен году.
Товарооборот делится на оптовый (оборот оптовой торговли) и розничный (оборот розничной торговли). Оптовый представляет собой форму товарных связей между предприятиями; его основная функция — снабжение розничной торговой сети товарами с наименьшими затратами труда и средств. Розничный товарооборот выражает величину совокупных розничных продаж товаров и услуг товарного характера населению, приобретающему их в обмен на свои денежные доходы.
Валовой доход от реализации товара - разница между первоначальной стоимостью и ценой, по которой был продан товар (услуга).
Величина валового дохода фирмы в отчетном году составила 3502,2 тыс. руб. В динамике на сумму валового дохода положительно повлияло увеличение объема товарооборота, и отрицательно - снижение уровня реализованных торговых на 2,0 %. Доход - сложная категория, формируется из затратной и прибыльной составляющей. Данные табл. 1 показывают, что в отчетном году наблюдается рост издержек обращения фирмы как в абсолютном (на 276,2 тыс. руб.), так и в относительном выражении (на 0,5%). Такая тенденция изменения уровня совокупных издержек и их абсолютной суммы (в сравнении с изменением валового дохода) расценивается для предприятия отрицательно. Соответственно, снижение уровня валового дохода и рост уровня издержек обращения негативно повлияло на финансовый результат деятельности предприятия.
Одна из задач деятельности фирмы - получение прибыли.
В организации работы предприятия приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над конкурентами. Дадим обобщенную характеристику финансовых результатов хозяйственной деятельности магазина на основе определения динамики показателей доходности, его структурных изменений, количественной оценки степени влияния отдельных факторов и других расчетов. Валовой доход фирмы формируется за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения, т.е., торговой надбавки.
Издержки обращения – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения связаны с товарным обращением и являются категорией товарного хозяйства. Для предприятий торговли очень важно обеспечить своевременный, достоверный и полный анализ фактических расходов и контроль за использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Номенклатура статей и состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства предприятий торговли, разработаны в соответствии с классификацией по видам затрат для учета, анализа и планирования:
    Транспортные расходы.
    Расходы на оплату труда.
    Отчисления на социальные нужды.
    Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.
    Амортизация основных средств.
    Расходы на ремонт основных средств.
    Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других предметов.
    Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
    Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
    Расходы на рекламу.
    Затраты по оплате процентов за пользование кредитами и займами.
    Потери товаров и технологические отходы.
    Расходы на тару.
Данные табл. 2. дают общее представление о динамике приведенных показателей, а также об изменениях в структуре балансовой прибыли. В частности, опережающие темпы прироста издержек обращения (+278,4 тыс. руб., или 14,9 %) по сравнению с приростом валового дохода (+65,9 тыс. руб., или +1,9 %) свидетельствуют об отрицательной динамике прибыли (-213,6 тыс. руб., или - 14,6 %).
Таблица 2.
Данные о динамике показателей доходности фирмы

Как показали расчеты, положительное влияние на динамику валового дохода оказал рост объема продаж. За счет влияния данного фактора доход фирмы увеличился на 370,5 тыс. руб. (+1482*0,25). Сокращение уровня валового дохода на 2,0 % привело к снижению его суммы на 304,5 тыс. руб. (15227*(-2,0)/100 %). Общее изменение дохода: + 66,0 тыс. руб.
Прирост валовой прибыли на 157,1 тыс. руб. обусловлен увеличением объема товарооборот (+ 1482 * 10,6 / 100). Сокращение валового дохода (- 2,0 * 15227,0 / 100) и рост уровня издержек обращения (0,4 * 15227,0 / 100) снизили общую прибыль на 304,5 тыс. руб. и 60,9 тыс. руб., соответственно.
Структура валового дохода фирмы следующая (табл.3.).
Наибольший удельный вес в объеме продаж занимают следующие товарные группы:
Верхняя одежда- 35,0 % (2008 г.), 25,0 % (2009 г.),
Костюмы - 20,0 % (2008 г. и 2009 г.);
Головные уборы - 45,0 % (2008 г.), 35,0 % (2009 г.).
Анализ показал, что в отчетном году фирма расширяет ассортимент за счет новых товарных групп – галантерейных и бельевых товаров (20 % в общем объеме дохода). Расширение ассортимента было сопряжено с ростом совокупных издержек фирмы (расходы на закупку и продвижение товара).
Таблица 3
Анализ структуры валового дохода фирмы

В табл. 4. представлены данные об изменении товарных запасов предприятия.
Таблица 4
Данные об изменении товарных запасов предприятия

Наибольший интерес представляет показатель оборачиваемости запасов предприятия. Скорость оборота запасов характеризует возможность их реализации в будущем. Коэффициент оборачиваемости запасов в отчетном периоде имеет тенденцию к росту: 6,6 оборота - 2007 г. 9,4 - 2008, 2009 гг. Показатель свидетельствует об ускорении оборачиваемости товарно-материальных ресурсов предприятия. Предприятию следует обратить внимание на поддержание оптимального размера товарного запаса, чтобы быть готовым удовлетворить покупателя и не столкнуться с проблемой нехватки товарных ресурсов.
Издержки обращения – один из основных качественных показателей финансово-хозяйствен ой деятельности фирмы. Эти расходы связанны с продвижением товаров.
Таблица 5. Данные для анализа динамики показателей издержек обращения фирмы

Как видно из табл.5 общая сумма издержек обращения предприятия увеличивается в сравнении с 2007 г.: в 2008 г. - на 45,2 %, в 2009 г.- на 65,7%.
Отчетные издержки обращения по уровню к товарообороту составили 14,7%, то есть увеличились против 2007 г. на 1,7%. Такая тенденция развития показателей (превышение темпов роста затрат в сравнении с темпами роста объемов продаж) является не благоприятной для предприятия и способствует снижению конечного финансового результата торговой деятельности.
Структура издержек обращения предприятия за 2007 - 2009 гг. приводится в табл. 6.
По данным табл. 6 и рис. 4 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре затрат занимают транспортные расходы - 45,0 % - 2008 г. и 43,0% - 2009 г. Наблюдается абсолютный прирост по данной статье затрат (на 80,2 тыс. руб. или на 9,1 %), при сокращении доли в совокупных издержках. Увеличивается доля складских затрат: с 21,7 % (2008 г.) до 23,0 % (2009 г.). Таким образом, снижение данных статей издержек обращения может стать резервами снижения себестоимости.
Таблица 6
Данные для анализа структуры издержек обращения

Более наглядно структуру и динамику издержек обращения можно представить на рис. 4.










Рис. 4. Динамика и структура издержек обращения
Для изучения динамики издержек обращения за ряд лет используем базисные и цепные показатели рядов динамики: абсолютный прирост (Апр), темп роста (Тр) показателя. Формализованный расчет показателей представлен ниже.
Апр (базисный) = Иф – Иб, (2.1)
Апр (цепной) = Иф – Иф-1, (2.2)
Тр (базисный) = Иф / Иб* 100 – 100, (2.3)
Тр (цепной) = Иф / Иф-1 * 100 – 100, (2.4)
где Иф – издержки обращения данного времени;
Иб – издержки обращения базисного периода;
Иф-1 – издержки обращения предшествующего периода.
Используя вышеприведенные формулы (2.1–2.4), получаем следующие показатели (таблица 7).
Таблица 7
Анализ динамики издержек обращения фирмы

Данные таблицы 7 показывают, что за анализируемый период наблюдается тенденция роста издержек обращения.
По сравнению с 2007 г. величина издержек обращения увеличилась в 2009 году на 890,9 тыс. руб. или на 65,84 %. Анализ цепных показателей позволяет сделать вывод, что наибольший прирост затрат предприятия наблюдается в 2009 г. По сравнению с предшествующим периодом в 2009 г. величина издержек увеличилась на 278,9 тыс. руб., что составляет 14,19%.
Финансовые результаты фирмы за 2007-2009 гг. можно представить в отчете о прибылях и убытках в табл. 8
Таблица 8. Отчет о прибылях и убытках магазина «Классик».

Как видно из данных, представленных в табл., за анализируемый период произошло увеличение выручки предприятия на 1,92 %, а увеличение себестоимости – на 14,9 %. Также наблюдается незначительное увеличение коммерческих расходов на 0,02 %. Чистая прибыль предприятия за анализируемый период уменьшилась на 14,46 %.
В качестве основного показателя эффективности коммерческой деятельности рассмотрим прибыльность магазина.
Прибыльность торгового предприятия в значительной мере зависит от уровня торговой надбавки. Торговая надбавка представляет собой разность между товарооборотом и валовым доходом предприятия (табл. 9).
Таблица 9
Величина торговой надбавки фирмы.

Общий средний уровень торговой надбавки в целом по предприятию находится соответственно отношением суммы среднего валового дохода от реализации в целом по предприятию к объему продаж в покупных ценах с последующим умножением на 100.
Как видно из табл. 2.10, в 2009 году уровень торговой надбавки были снижен на 2,1 %.
Для оценки показателей хозяйственно-финансовой деятельности фирмы используем способ финансовых коэффициентов. Каждому из представленных выше показателей соответствуют свои количественные критерии (коэффициенты). Рассмотрим каждый из них.
Коэффициенты прибыльности
Данные для анализа представлены в табл.10
Данные табл. 10. и рис.5. наглядно показывают, что наибольший рост коэффициентов прибыльность приходился на 2008 г.
В этот период доля стоимости реализованных товаров снижается на
2,0%, соответственно этому увеличилась доля доходной части товарооборота фирмы: с 23,0 % до 25,0 %. Тенденция к увеличению доли прибыли в сумме выручки в 2008 г. на 0,8 % свидетельствует о финансовых успехах фирмы.

Таблица 10
Данные для анализа коэффициентов прибыльности, %

Однако рост совокупных издержек (+1,3 %) опережает рост доли прибыли от продаж (+0,8 %), что нежелательно. Сохранение сложившейся тенденции привело к росту совокупных издержек в следующем (отчетном) году. Их доля увеличилась на 0,4 % и составила 14,7 % в обороте предприятия.
Рентабельность продаж (доля прибыли к обороту) фирмы снижается с 10,7 % до 8,3 % что связано как со снижением доли валового дохода (на 2,0 %), так и с ростом уровня издержек обращения (на 0,4 %).


Рис.5. Динамика коэффициентов прибыльности фирмы за 2007-2009 гг.
Динамика чистой прибыли предприятия отрицательная. Эффективность использования совокупных активов предприятия, независимо от источника их образования, снижается. О чем свидетельствует уменьшение на 3,8% рентабельности совокупного капитала (К5).
В целом можно сказать, что эффективность коммерческой деятельности фирмы в отчетном периоде снижается; основная причина - снижение доли валового дохода в обороте и рост совокупных издержек.















3. Мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятия

3.1 Расчет оптимальной цены товаров в условиях эластичного спроса
В данном разделе проведем расчет оптимальной цены товаров по каждой товарной группе, реализуемой в магазине «Классик».
На первом этапе проведем анализ динамики объемов продаж продукции магазина за 2008-2009 гг. по группам товаров (табл. 11).
Таблица 11
Анализ динамики объемов продаж продукции магазина за 2008-2009 гг. по группам товаров

Более наглядно полученные данные об объемах продаж можно представить на рис. 6
Как видно из рис. 6, наблюдается снижение объемов продаж таких товаров как галантерейные товары, костюмы, демисезонная мужская одежда, и одновременное увеличение объемов продаж на такие товары как зимняя мужская одежда, трикотаж. Причем, следует отметить, что за период средняя стоимость зимней мужской одежды увеличилась с 8 до 12 тыс. руб. за изделие, или на 50 %, а трикотажные товары – с 3 до 5 тыс. руб., или на 66,67%. В то же время наблюдается увеличение объема продаж зимней мужской одежды за период почти в 2 раза, а трикотажных товаров – на 28,28%. То есть можно сделать вывод, что увеличение объема продаж зимней мужской одежды вызвано в большей степени увеличением спроса, а трикотажа – повышением цены.


Рис. 6 – Динамика объемов продаж товаров по группам
Если провести аналогичный анализ товаров, объем продаж которых резко снизился, можно увидеть, что галантерейные товары за период увеличились в цене на 30 %, а объем продаж снизился почти в 2 раза, демисезонная мужская одежда увеличились в цене за период на 10 %, объем продаж снизился на 18,5 %. То есть можно наблюдать связь между повышением стоимости товаров и снижением объемов продаж.
Проведем расчет коэффициента эластичности спроса по цене на данные группы товаров.
В 2008 году средняя цена галантерейных товаров в магазине составляла 1000 руб. Это давало возможность реализовывать 1099 изделий в год. В 2009 году цена изделия в магазине поднялась до 1,3 тыс. руб. Это снизило средний объем продаж до 234 штук или на 78,7 %.
Коэффициент эластичности спроса по цене равен: 78,7/30 = 2,62
Так как абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Коэффициент эластичности спроса по цене на демисезонную мужскую одежда равен: 18,5/10 = 1,8
Аналогично: так как абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом.
Также следует отметить, что объем продаж зимней и демисезонной мужской одежды характеризуется коэффициентом сезонности. Расчет сезонности для зимней мужской одежды проведен в табл. 12.
Коэффициент сезонности рассчитан по формуле:
Кс = Yn/Yср
где Yn – объем спроса в месяце,
Yср – среднемесячный объем спроса в течение года.
Таблица 12
Анализ объема реализации мужской зимней одежды за 2008 -2009 гг.
Более наглядно полученные данные можно изобразить на рис. 7.

Рис.7. График сезонности мужской зимней одежды
На графике четко выражены периоды «высокого» и «низкого» спроса. Наибольшая кумуляция спроса приходится на следующие месяцы: октябрь, ноябрь, декабрь. В результате можно сделать вывод, что высокий спрос за 2008-2009 гг. наблюдается в основном поздней осенью и в начале зимы. Это объясняется тем, что в данные периоды времени люди готовятся к зиме и покупают зимнюю одежду.
Наименьший коэффициент сезонности наблюдается в феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе. В данном случае к низкому сезону относятся весенние месяцы, лето, начало осени. В итоге в эти периоды времени может возникнуть низкий спрос на продукцию и следствие этого – дефицит денежных средств.
Аналогичная ситуация наблюдается и по демисезонной одежде.
На следующем этапе исследования целесообразно провести опрос потребителей о приемлемости цены в магазине «Классик».
Опрос проводился среди покупателей магазина «Классик» в течение недели. Всего было опрошено 50 человек. Покупателям задавалось четрые вопроса:
- Какой товар Вы приобрели?
- Считаете ли Вы что цена на товар завышена?
- Какая оптимальная на Ваш взгляд стоимость данного товара?
- Выше какого уровня цены данный товар Вы бы уже не приобрели?
Были получены следующие результаты (табл.13)
Таблица 13
Оптимальная и предельная стоимость товаров с точки зрения потребителей

Таким образом, как видно из табл. 13, можно увидеть, что оптимальная стоимость товаров для потребителей близка к минимальной стоимости товаров, реализуемых в магазине «Классик».
Сопоставив данные табл. 11 и 13, можно сделать вывод о том, что снижение спроса на некоторые группы товаров в 2009 году обусловлено не только сезонностью, но и тем, что их цена, по мнению потребителей, является завышенной.
Как показал анализ, снижение спроса на такие группы товаров как галантерейные товары, костюмы, демисезонная мужская одежда обусловлено тем, что стоимость данных товаров является завышенной с точки зрения потребителя. В табл. 14 представлены данные о средней закупочной цене по каждой товарной группе и оптимальной цене с точки зрения покупателей. Мы предполагаем, что в качестве оптимальной цены с точки зрения покупателя нужно использовать среднее значение между указанной оптимальной ценой и предельной ценой (табл. 14).

Таблица 14
Данные о средней закупочной цене по каждой товарной группе и оптимальной цене с точки зрения покупателей

Таким образом, как видно из данных, представленных в табл. 14, снижение уровня торговой наценки целесообразно на зимнюю мужскую одежду.
Для зимней мужской одежды применяется политика ценовой дифференциации, так как высокий спрос на эти виды товара наблюдается в основном поздней осенью и в начале зимы. Это объясняется тем, что в данные периоды времени люди готовятся к зиме и покупают зимнюю одежду.
Наименьший коэффициент сезонности наблюдается в феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе. В данном случае к низкому сезону относятся весенние месяцы, лето, начало осени. В итоге в эти периоды времени может возникнуть низкий спрос на продукцию и следствие этого – дефицит денежных средств.

Торговая наценка на брюки может быть увеличена до 38,8 %.
На остальные группы товаров торговую наценку снижать не следует, так как оптимальная цена ниже, чем цена, по которой предприятие закупает продукцию. Для остальных товарных групп нужно разработать гибкую ценовую политику (проведение акций, скидок и т.д.), что рассматривается в следующем разделе.

3.2 Применение ценового стимулирования

Для таких товарных групп, реализуемых магазином «Классик» как галантерейные товары, костюмы, демисезонная мужская одежда целесообразно применять ценовое стимулирование (политика понижения цены).
Выбор данного приема стимулирования можно объяснить тем, что он позволяет заранее точно оценить стоимость операции, быстро организовать ее в самых простых формах, максимально сократить сроки ее проведения в соответствии с намеченными целями. Для торгового предприятия этот вид стимулирования продаж является бесценным инструментом, который может применяться без какой-либо предварительной подготовки в тех случаях, когда требуется немедленно отреагировать на действия конкурентов или внести коррективы в политику цен данного торгового предприятия.
Потребителю адресуются соответствующие рекламно-информационные сообщения с целью побудить его к покупке в «Классик».
Размеры снижения цен должны быть достаточно ощутимыми, чтобы на них можно было строить рекламные обращения; достаточно стимулирующими спрос, чтобы компенсировать связанное со снижением цен падение прибыли; и достаточно привлекательными, чтобы заставить прийти потребителя.
Возможные причины новой цены: годовщина торговой компании; сезонное событие или праздник.
Также в качестве ценового стимулирования можно предложить внедрение карточки постоянного клиента или дисконтной карточки. Если стоимость скидок растет с суммой каждой покупки (накопительные скидки), то клиент надолго станет действительно постоянным.
Дисконтная карточка, если она имеет привлекательный вид и несет в себе необходимую информацию об организации, сама является рекламой. Ее не выбросят после прочтения как газету, она всегда на виду.

3.3 Рекомендации по изменению ценовой политики

Поводов для текущих, тактических изменений цен, учитывающих все трансформации факторов ценообразования, может быть множество, но все их можно объединить в две большие группы:
- изменение издержек и спроса;
- конкурентные реакции.
Далеко не всякое изменение спроса или поведения конкурентов должно стать поводом для изменения цен. Существуют свои пределы и критические точки, показывающие необходимость этого и обнаруживаемые эмпирическим путем.
Многие обстоятельства могли бы подтолкнуть магазин к понижению цен, если бы не опасность стать инициатором «ценовой войны», чреватой разрушительными последствиями для самой фирмы. Одним из таких обстоятельств является избыток производственных мощностей. Чтобы привести их в действие, фирме нужно расширить объем своего бизнеса. При этом фирма может прибегнуть к понижению цен. Однако эти действия могут привести к «ценовой войне», если конкуренты попытаются удержать свою долю рынка.
Еще один повод снизить цены возникает ввиду относительно низких торговых издержек. В этом случае фирма надеется расширить свое участие на рынке и получить дополнительную прибыль за счет увеличения объемов реализации при падающих издержках. Но и эта стратегия сопряжена с высокими рисками. Можно назвать, по крайней мере, три опасности для фирмы, возникающие в связи с понижением цен:
- покупатели могут подумать, что у дешевых товаров не только цена, но и качество ниже, чем у более дорогих товаров конкурентов;
- путем понижения цен фирма расширяет долю рынка, но не увеличивает число верных ей потребителей. Если другая, конкурирующая фирма еще сильнее снизит цены, вновь приобретенные потребители уйдут к ней;
- может оказаться, что конкурирующая фирма обладает более значительными финансовыми резервами и быстро понизит цены вслед за «Классик» с меньшими потерями для себя.


Рис. 8 Факторы ценообразования на продукцию «Классик» цена спроса и цена предложения.


Заключение

В первой главе курсовой работы мы рассмотрели понятия цены и ценовой политики, этапы ценообразования, значение ценовой политики для предприятия.
Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена - денежная стоимость товара.
Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности, что существенно повышает ответственность менеджмента фирмы за качество хозяйственных решений, которые так или иначе прямо или косвенно связаны с управлением ценами.
Под ценовой политикой понимают определение уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых предприятием в краткосрочном плане и в перспективе.
Основные этапы ценообразования включают:
- этап постановки задач и разработки целей ценовой политики;
- этап поиска путей решений и альтернатив;
- этап согласования и обобщения информации;
- этап принятия ценовых решений;
- этап реализации и контроля.
Под инструментами ценовой политики предприятия понимают все те направления его деятельности, которые используются для установления цен и достижения целей ценовой политики. В работе были рассмотрены стратегические и оперативно-тактическ е инструменты ценовой политики.
В числе важнейших целей ценовой политики, встречающихся сегодня в предпринимательской практике, можно выделить следующие:
- долгосрочная или краткосрочная максимизация прибыли;
- снижение чувствительности потребителя к ценам;
- сохранение существующего лидерства в ценах;
- ограничение потенциальной конкуренции;
- ускорение ухода с рынка слабых конкурентов;
- повышение имиджа фирмы или продукта;
- стремление возбудить внимание и интерес покупателя;
- стимулирование продаж тех товаров из своего ассортимента,
- которые занимают слабые позиции на рынках;
- расширение спроса и ускорение его роста;
- доминирование на рынке и др.
Подводя общий итог исследованию, проведенному в первой главе, можно отметить, что ценовая политика имеет для фирмы огромное значение. Ценовая политика фирмы как средство завоевания потребителя и конкурентной борьбы будет и в дальнейшем играть большую роль.
Во второй главе работы был проведен анализ ценовой политики магазина «Классик».
В настоящий момент магазин использует в основном затратные методы ценообразования, сущность которых состоит в том, что к издержкам на товары прибавляют надбавку, соответствующую норме прибыли или желаемому доходу от оборота.
Используемые на предприятии затратные методы ценообразования обладают серьезными недостатками, которые могут препятствовать эффективной работе предприятия:
обычно в ценообразовании используются не ожидаемые, а текущие затраты, т.е. те, по которым есть информация на предприятии. Между тем такие затраты совсем не обязательно будут в будущем периоде, для которого рассчитываются цены. Отсюда вытекают возможные ошибки в ценообразовании;
в затратных методах присутствует привязка к необходимому объему продаж. Но если не удастся сбыть запланированный объем продукции, то цену придется поднять, перераспределив постоянные затраты на меньшее количество продукции.
Несмотря на отмеченные недостатки ценовой политики предприятие прибыльное и рентабельное. Чистая прибыль предприятия по итогам 2009г. составила 956,31 тыс.руб., рентабельность продаж –8,3 %.
Подводя общий итог исследованию, проведенному во второй главе, можем отметить, что ценовая политика «Классик» продумана, четко выверена и приносит фирме доход, однако требует корректировки относительно метода и тактики ценообразования.
В третьей главе работы были даны рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.
Анализ ценовой политики выявил существенные недостатки применяемых на предприятии методов ценообразования (метод надбавок): по мнению покупателей цены на многие товары являются завышенными. Также установлено, что снижение объемов продаж в 2009 году было обусловлено прежде всего, данным фактором.
Поэтому фирме целесообразно уделить большее внимание рыночному методу ценообразования. Такой метод в большей степени соответствует задачам маркетингового позиционирования продукта. Для того чтобы правильно установить цену, необходимо руководствоваться не только произведенными затратами, но и спросом на данную продукцию, используя маркетинговые методы определения цены (опросы, наблюдения, маркетинговые пробы). Также были даны рекомендации по совершенствованию ценовой тактики фирмы.
Подводя общий итог исследованию, можно отметить, что в настоящее время, в условиях рыночных отношений, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой политики, так как отношение к цене как к счетной единице не могут гарантировать благополучия предприятия. Ценообразование должно быть систематическим и стратегическим.

Список литературы

    Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Юрайт-Издат, 2008.- 453с.- (Российское федеральное законодательство).
    Алклычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы // Экономист. – 2005. - №5. – с. 12.
    Багиев Г.Л. Тарасевич В.М. Анк Х. Маркетинг. – м.: Экономика, 2007. – 625 с.
    Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М. Высшая школа, 2007. – 390 с.
    Герасименко В.В. Эффективное ценообразование. Учебник для вузов.- М.: Финстатинформ, 2007.- 569 с.
    Глушенко В. В. Менеджмент. Системные основы. – М.: Крылья, 2007. – 281 с.
    Данченок Л. Ценовая политика фирм.// Человек и труд. – 2002. - №12. – С. 33.
    Дойл П. Маркетинг, ориентированный на стоимость/ Пер с анг. – Спб.: Питер, 2007. – 428 с.
    Завьлов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособ. – М.: Инфра-М, 2007. – 425 с.
    Иванова Н.В. Ценообразование // Учебное пособие. – М.:Инфра-М, 2007. – с. 76.
    Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – СПб.: Изд-во Питер, 2007. – 240 с.
    Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. - 2-е изд., доп. и исправ. - М.: Издательство БЕК, 2007.- 576с.
    Малых В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. – М.: Экзамен, 2007. – 192 с.
    Михайлов П. Проблемы ценообразования в розничной торговле // Управление продуктом. – 2005. - № 4. – с. 7.
    Моисеева Н.K., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность маркетинг, обновление. - Внешторгиздат, 2007. - 232 с.
    Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент. – М.: Юнити, 2007. – 285 с.
    Пашутин С.Б. Анализ ценовой и поведенческой политики фармацевтических структур // Управленческий учет. – 2006. - № 5. – с. 13.
    Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.
    Салимжанов И.К. Ценовая политика организации //Финансы. – 2007. - № 8. – с. 10.

и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.