На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проект плана организационно-хозяйственного устройства СПК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯАКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА  Д.Н.ПРЯНИШНИКОВА» 
 
 
 

                                                                  Кафедра организации производства
                                                                  и предпринимательства  в АПК 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ
на тему: Проект плана организационно-хозяйственного  
    устройства СПК  
 

                                                     

     
 

              Выполнила:
              Студентка курса 
              специальности «Экономика и управление на предприятии  АПК»
              факультета  заочного обучения
              группа 
              шифр   
               

              Проверил:
                                                              

                                                          
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение......................................................................................................................3
1. Теоретические основы планирования...................................................................5
     1. 1 Стратегическое планирование..................................................................5
      1.2 План организационно-хозяйственного устройства...............................12
2. Проект плана организационно-хозяйственного устройства.............................17
     2.1 Краткая характеристика предприятия.....................................................17
     2.2 Производственная программа развития..................................................22
          2.2.1 Производственная программа развития животноводства…..…..22
          2.2.2 Производственная программа развития растениеводства............29
          2.2.3 Планирование потребности в рабочей силе...................................35
     2.3 Планирование финансовой деятельности...............................................39
     2.4 Программа социального развития коллектива.......................................41
Выводы и предложения............................................................................................42
Список использованных источников.......................................................................44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Планирование являются важнейшей стороной государственного регулирования социально-экономического развития. В любом обществе активной творческой жизнедеятельности людей присуще планирование. В настоящее время программное планирование и прогнозирование агропромышленного производства представляет собой совокупность процессов определения основных показателей производства в отраслевом и территориальном разрезе, развития социальной инфраструктуры и формирования системы экономического регулирования. В новых экономических условиях программное планирование будет иметь силу в тех случаях, когда через определенные инструменты достигается реальное положительное воздействие государства на функционирование АПК.
     Как правило, выделяют три основных объекта  планирования: предприятие, территория, национальная экономика в целом. На современном этапе главным  звеном планирования становится предприятие. Предмет науки - исследование закономерностей, принципов и методов построения возможных состояний предприятия в будущем. Задачи науки планирования вытекают из целей и методологии подготовки специалистов. Они определяются стратегией развития предприятия в условия регулируемой рыночной экономики, нацеленной не только на его эффективное функционирование в настоящем, но и развитие в будущем. Основные задачи предмета заключаются в изучении теории и методологии планирования, совершенствовании методики и практики разработки планов, повышения эффективности социально-экономического развития предприятия.
      Перед написанием курсового проекта были поставлены следующие задачи:
     1. Изучить теоретические основы  планирования.
     2. Проанализировать   современное   состояние деятельности   предприятия СПК.
     Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
     - Диалектический
     - Монографический
      - Балансовый
     - Нормативный
      - Расчетно-конструктивный
      Период  исследования 2007-2009 гг.
      Источниками информации послужили: учебная литература, годовые отчеты, первичные документы бухгалтерской и зоотехнической отчетности, нормативно-справочные материалы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы планирования. 

1.1 Стратегическое планирование.
     Стратегическое  планирование на предприятии АПК – один из видов долгосрочного планирования. Потребность в долгосрочном планировании обусловлена двумя основными факторами: длительным циклом процесса воспроизводства продуктов (услуг), зачастую не укладывающимся в рамки планового периода; необходимостью иметь четкие представления о перспективах развития экономики народного хозяйства, его отраслей, предприятий и субъектов Федерации. Долгосрочный план способствует определению реальных направлений развития, выявлению ресурсных ограничений, количественных и качественных последствий деятельности.
     Долгосрочное  планирование применяется на всех иерархических  уровнях управления народным хозяйством. Однако его значение, сущность и  содержание существенно различаются. На уровне страны долгосрочное планирование представлено прогнозированием экономического и социального развития на основе стохастичности функционирования ее составляющих – отраслей, субъектов и т. д.; на уровне предприятия – стратегическим планированием, учитывающим возможность и необходимость достаточно жесткой организации всех элементов производственного процесса для наиболее эффективного его развития. [1, с. 79]
     Стратегическое  планирование – это процесс разработки и реализации стратегии формирования и развития предприятия как социально-экономической системы, его структурных подразделений в будущем на основе прогнозирования тенденций, определяющих параметров внешней среды, представляющих угрозу или благоприятные возможности для расширенного воспроизводства, приоритетных направлений и методов целенаправленного поддержания динамичной пропорциональности и эффективного использования стратегических ресурсов.
     В стратегическом планировании сфера  деятельности предприятия рассматривается  объемно, в нее включают элементы как внутренней среды предприятия, так и внешней: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т. д. Оно ориентирует на перемены и нововведения, их стимулирование, основано на стратегическом мышлении и действиях, опережающих изменения экономических, технико-технологических, социальных, политических и других условий окружающей среды, предвосхищающих риски и улавливающих возможности ускорения развития предприятия.
     Стратегическое  планирование на предприятии – это  подсистема управления, ориентированная на стратегические цели, задачи, факторы, проблемы, будущую деятельность, информацию, компоненты внешней среды, результаты, альтернативы. Таким образом, при всем сходстве между стратегической и перспективной формами планирования они имеют существенные отличия.
     В системе традиционного перспективного планирования предполагалось, что будущее  может быть определено путем экстраполяции  исторически сложившихся тенденций  экономического роста. Итог такого подхода: при постановке оптимистических  целей результат не сходится с данными целями. При эффективном управлении результаты обычно превосходят намеченные цели, при неэффективном они ниже целей. В системе стратегического планирования не предполагается, что будущее будет лучше прошлого и что его можно изучить методом экстраполяции. Задача этого вида планирования – выявление тенденций, опасностей, шансов, ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. [1, с. 80]
     В системе стратегического планирования экстраполяцию заменяют стратегическим анализом, который связывает между собой перспективы и цели. На их основе разрабатывают стратегические программы, бюджеты и планы, осуществляется стратегический контроль. Стратегические планы закладывают основу будущей эффективности предпринимательской деятельности на предприятии.
     Стратегическое  планирование – значительно более  сложный процесс по сравнению  с традиционным перспективным планированием, что обусловлено объективными и  субъективными трудностями. Оно  приводит к более значительным и  предсказуемым результатам. Так, по данным анкетных опросов 109 крупнейших американских корпораций, там, где управленческие решения основываются на результатах стратегического планирования, выше отношение прибыли к объему реализуемой продукции и доход на капитал. [1, с. 80]
     Стратегическому планированию наряду с общими присущи особые принципы, которые в экономической литературе так и называются: «стратегические принципы планирования».
     К основным из них относятся:
     - стратегическая направленность всех моментов стратегического планирования, предполагающая использование стратегической информации при анализе окружающей среды, определение ключевых проблем, существенно влияющих на функционирование предприятия, анализ альтернатив развития, выявление возможности изменения существующих и появления новых тенденций т. д.;
      - ориентация на систему хозяйствования, легко адаптирующуюся к изменениям внешней и внутренней среды предприятия;
      - обоснование временного горизонта решения стратегических задач;
      - ориентация на стратегические точки роста и приоритетные направления развития предприятия и его подразделений;
      - обеспечение максимальной децентрализации в сочетании с элементами необходимой централизации и интеграции при организации планирования;
      - оптимальное использование стратегических возможностей;
     - взаимосвязь между стратегическим и тактическим планированием.
[1, с. 81]
     Разработка  стратегического плана социально-экономической  деятельности на предприятии АПК  невозможно без информации о перспективах развития экономики страны и отдельных  регионов. Для предприятий важна долгосрочная программа совершенствования хозяйственного механизма, разрабатываемая центральными органами руководства страны. Эффективная экономическая политика государства создает благоприятные условия для деятельности предприятий, способствует их устойчивому функционированию, прежде всего благодаря правовым нормам, проведению прогрессивной бюджетной, налоговой и таможенной политики, установлению эффективной системы преференций (преимуществ, льгот). Рыночная информационная инфраструктура представляет предприятию информацию о возможных изменениях конъюнктуры рынка, позиций конкурентов, цен на сырье и комплектующие изделия и т. д.
Однако было бы неправильным считать, что стратегические планы предприятия нужны только ему самому. Они должны служить основой для разработки и уточнения центральными органами прогнозов экономического и социального развития страны. При этом взаимообмен достоверной информацией между предприятиями и вышестоящими органами и рыночной инфраструктурой должен быть добровольным. [1, с. 81]
     Взаимообмен достоверной информацией при  разработке стратегических планов предприятий  и регионов должен быть более детализированным, поскольку необходимо учитывать  особенности их взаимоотношений, заключающиеся  в специфике функционирования производственной и социальной инфраструктуры, насыщении регионального рынка продовольственными и промышленными товарами для населения, а также использовании региональных ресурсов с учетом требований экологии, предприятия самостоятельно не в состоянии удовлетворить весь спектр материальных и культурных потребностей своих работников и членов их семей, поэтому регион должен брать на себя решение многих социальных проблем. Кроме того, он должен быть заинтересован в эффективной деятельности предприятий, поскольку от этого зависят получаемые регионам платежи и насыщение потребительского рынка товарами. [1, с. 82].
     Функции стратегического планирования на предприятии:
    определение стратегии, миссии, целей и задач развития предприятия;
    создание стратегических хозяйственных подразделений;
    обоснование и уточнение основных целей маркетинговых исследований;
    выполнение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия;
    разработка стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
    выбор тактики, планирование способов и средств достижения поставленных задач;
    контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.
     Персональную  ответственность за разработку стратегического  плана несет руководитель предприятия в лице генерального директора, председателя производственного кооператива и т. д. В его функции входят выработка и согласование основных целей и плановых показателей с правлением предприятия, подбор персонала, обеспечение соответствия текущей деятельности стратегическим ориентирам, принятие окончательных решений по любым вопросам. Важно, чтобы руководитель обладал высокой квалификацией в вопросах планирования, а методология стратегического планирования должна стать философией управления предприятием.
     В западных фирмах разработкой стратегических планов занимаются особые подразделения – отделы стратегического планирования, которые, как правило, выступают в качестве структурной единицы плановой службы предприятия. Функции отдела стратегического планирования такие:
     - формирование стратегического мышления на предприятии;
     - сбор и обработка стратегической информации, позволяющей высшему руководству осуществлять процесс целеполагания;
     - организация работы по выработке общей стратегии предприятия;
     - координация работы подразделений предприятия по обоснованию функциональных стратегий и крупных программ, а также стыковка тактического и стратегического планирования;
     - организация контроля выполнения стратегического плана.
    Численность отдела стратегического планирования обычно зависит от размера фирмы.
    На  отечественных предприятиях целесообразно  создавать группу по стратегическому  планированию в рамках планово-экономической  службы       [2, с. 58].
    Функции стратегического планирования выполняются  по следующим этапам:
     - анализ внешней и внутренней среды предприятия – оценка сложившихся тенденций в экономике, внешних факторов, собственного экономического потенциала;
            - прогнозирование состояния внешней среды и в связи с этим возможностей расширенного воспроизводства;
            - разработка альтернативных стратегий и выбор базовой и функциональных стратегий;
            - разработка стратегических целевых программ и проектов, системы стратегических планов;
            - обоснование стратегических мероприятий и методов выполнения стратегических программ, проектов и планов;
            - реализация стратегических программ, проектов и планов;
            - контроль над ходом и результатами стратегического планирования, корректировка стратегического плана. [1, с. 83].
     Для анализа внешней и внутренней среды необходима база стратегических данных, чтобы оценить сильные и слабые стороны развития предприятия, конкурентов, возможностей, рисков и т. д., которые после аналитической обработки и подготовки для использования в стратегическом планировании принимают вид стратегической информации. Применительно к современным отечественным предприятиям к стратегической информации можно отнести сведения о том, когда наступит переход экономики из фазы экономического кризиса в фазу оживления; о возможных изменениях в отраслях, производящих средства производства для АПК и потребляющих продукцию предприятий отрасли, а также других потенциальных потребителях; о настоящих и потенциальных конкурентах; об изменениях в государственном регулировании экономики; о вероятных технических прорывах на более высокий уровень и т. д. Учет и анализ стратегической информации и экономического потенциала предприятия – необходимые предпосылки выявления стратегических проблем и выбора базовой и функциональных стратегий.
     Среду функционирования предприятия определяют как совокупность трех сред – внутренней, рабочей, общей. Основные элементы внутренней среды – производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах предприятия, его экономическом потенциале.
     Рабочая среда и общая среда составляют внешнюю среду предприятия. Рабочая  среда включает тех участников рынка, с которыми у предприятия складываются прямые отношения, это микросреда предприятия. В нее входят поставщики экономических ресурсов и потребители его продукции, а также посредники – финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры (налоговые, страховые и т. д.). Кроме того, к рабочей среде относят конкурирующие предприятия, средства массовой информации, общества потребителей и т. д., которые оказывают определенное влияние на формирование имиджа предприятия.
     Под общей средой понимают ареал косвенных  контактов. Выделяют четыре основных фактора  общей среды предприятия –  экономические, технологические, политические, социальные. Ее также называют макросредой функционирования предприятия. [1, с. 84].
     После ознакомления с микро- и макросредой  определяют пределы их анализа, или  так называемые критические точки. Совокупность этих точек зависит от размеров предприятия, характера предпринимательской деятельности, выбранных целей, географических, исторических и других особенностей.
     Заключительный  этап анализа внутренней и внешней  среды – оценка информации о ней  с целью выявления отрицательных и положительных воздействий на будущую деятельность предприятия. [1, с. 84]. 

1.2 План организационно-хозяйственного  устройства.
     План  организационно-хозяйственного устройства (оргхозплан) сельскохозяйственного  предприятия представляет собой проект рационального его построения, в котором все отрасли и элементы производства находятся в научно обоснованных пропорциях, обеспечивающих расширенное воспроизводство и высокорентабельное ведение хозяйства.
     Оргхозплан  разрабатывается для вновь создаваемого или существующего предприятия любой организационно-правовой формы на период освоения проектной мощности, то есть на год освоения объема производства при намеченном уровне интенсификации, специализации предприятия и его внутрихозяйственных подразделений. В хозяйствах, специализирующихся на производстве растениеводческой продукции, период действия оргхозплана определяется временем освоения севооборотов, мелиорируемых земель, получения запроектированной урожайности, перевода отрасли на индустриальную основу и т. д.; в животноводстве – временем достижения запланированной структуры и качества стада, размером поголовья и его продуктивностью при полной обеспеченности кормами, переводе отрасли на индустриальную основу и т.д. [3, с. 206]
      План  организационно-хозяйственного устройства состоит из двух основных частей:
     - перспектив развития рациональной системы ведения производства по комплексу отраслей в условиях рынка;
     - перспектив социального развития коллектива.
     В первой части содержатся следующие главные разделы: юридический статус предприятия; природные и организационно-экономические условия производства; специализация, концентрация и размеры предприятия, внутрихозяйственных подразделений и отраслей; система ведения растениеводства, животноводства, вспомогательных производств, подсобных предприятий и промыслов; капитальные вложения, основные средства; механизация, электрификация и автоматизация сельскохозяйственного производства; рабочая сила, ее воспроизводство, население, трудовые ресурсы; результативные показатели.
    Во  второй части объектом социального планирования является коллектив предприятия, а предметом – социальная сфера его жизнедеятельности. [3, с. 207]
    План социального развития коллектива предприятия представляет собой научно обоснованную комплексную программу преобразований, направленных на совершенствование социальной структуры коллектива, духовных и физических качеств работников, рост их материального благосостояния. Основной его целью является обеспечение требуемого уровня социального развития коллектива. Можно выделить пять основных разделов этого плана:
      1. совершенствование социальной структуры коллектива;
      2. совершенствование социально-экономических условий и стимулирования труда;
     3. развитие инфраструктуры;
     4. развитие личного подсобного хозяйства;
     5. повышение социальной активности работников.
    В разделе по совершенствованию социальной структуры коллектива выделяют два  подраздела: определение потребности предприятия в работниках и обеспеченность ими; подготовка и повышение квалификации кадров. 

     В разделе по улучшению социально-экономических условий и стимулированию труда – два подраздела: моральное и материальное стимулирование; улучшение условий труда.
    При этом предусматривается решение  следующих вопросов: рост оплаты и совершенствование материального стимулирования труда; совершенствование техники безопасности, механизации производства, режимов труда и отдыха; улучшение санитарно-гигиенических условий труда и снижение его тяжести.
    В раздел по развитию социальной инфраструктуры села включают два подраздела: улучшение расселения сельчан и их жилищных условий; социально-бытовые условия. Планируют размещение населенных пунктов и населения по территории предприятия, дорожно-транспортную связь, благоустройство населенных пунктов, жилищные условия. Намечают пути развития учреждений просвещения и культуры, торговли и общественного питания, здравоохранения, образования, баз спорта и отдыха.
     Руководствуясь  перспективной потребностью в жилье  и материально-техническими возможностями  предприятия, планируют строительство жилья на перспективу и благоустройство существующего жилищного фонда. Планировку и благоустройство населенных пунктов осуществляют на основе генеральных планов застройки поселков. [3, с. 208]
     План  организационно-хозяйственного устройства сельскохозяйственные предприятия разрабатывают сами хозяйства. Перед его составлением в хозяйстве с участием специалистов сельскохозяйственных органов и научно-исследовательских учреждений разрабатывают проектное задание. В нем учитывают специализацию хозяйства, ориентировочные показатели развития главной отрасли, размещение населенных пунктов, строительство дорог, межхозяйственные производственные связи и т.д.
     Наряду  с проектным заданием для составления плана необходимо иметь и другие исходные материалы: анализ динамики экономики предприятия и прогноз возможного уровня перспективного развития, уточненные и утвержденные нормы и нормативы, прогнозное значение основных технико-экономических показателей плана (урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных), сведения о системах машин, прогрессивных технологиях и т. д.
     Показатели  по обоснованию рациональных производственной, организационной и социальной структур на год освоения оргхозплана заносят в план и разъясняют в пояснительной записке, прилагаемой к бланку плана.
     Содержание  пояснительной записки примерно следующее: задание на разработку оргхозплана; общие сведения о предприятии, экономические и природные условия, перспективная специализация, кооперация и интеграция производства; размещение и размеры отделений, бригад, звеньев, хозяйственных центров, населенных пунктов и дорог; информация по системам ведения растениеводства, животноводства.
    Сведения  по системе ведения растениеводства включают: внутрихозяйственную экономическую оценку земли, севооборотов и сельскохозяйственных культур; системы удобрений и защиты растений; обоснование уровня урожайности по производственным подразделениям; определение перспективной системы машин, потребности в тракторах, сельхозмашинах и автомобилях; исчисление себестоимости продукции.
     Сведения  по системе ведения животноводства содержит информацию о численности поголовья, породном составе и воспроизводстве животных, типе и уровне кормления, системе содержания, размерах ферм и способе размещения животных, уровне продуктивности, объемах выхода валовой и товарной продукции, перспективной системе машин и уровне механизации ферм, потребности в машинах и оборудовании, затратах материально-денежных затрат.
     Пояснительная записка содержит обоснование рациональных размеров и структуры подсобных, обслуживающих и промышленных производств, потребности в рабочей силе структурных подразделений, определение уровня заработной платы и производительности труда, детальное обоснование потребности предприятия в капитальных вложениях и источниках их покрытия, результаты социологического обследования, расчет системы показателей, характеризующих устойчивость и эффективность развития производственно-территориального комплекса.
     Наряду  с пояснительной запиской к оргхозплану  прилагают использованные в расчетах нормы и нормативы, перспективные технологические карты, генеральный план застройки центральной усадьбы и хозяйственных центров производственных подразделений, перспективную схему землепользования, почвенные и агрохимические карты, другие материалы. [3, с. 211]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проект плана организационно-хозяйственного  устройства
2.1 Краткая характеристика  предприятия 

     СПК «…………….» расположен в черте ………………при впадении            р. ………. в …………, левый приток р. ………………, центр ……………………...сельского поселения.
     Рельеф  района среднегорный. Климат континентальный.
     Зимой образуется устойчивый снежный покров, создающий нормальные условия для  перезимовки ржи и многолетних  трав. Запаса продуктивной влаги достаточно для хорошего развития культурных растений.
     В СПК «……………….» производство сельскохозяйственной продукции составляет около 97% от общего объема продукции, произведенной в сельскохозяйственных организациях района.
     Специализация – молочное скотоводство. Хозяйство также занимается выращиванием зерновых культур, овощей открытого и закрытого грунта.
     Пункты  реализации продукции: ………………………………………………………
     Основными видами деятельности СПК «…………………….» являются производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. 

Таблица 1  - Размеры  предприятия
                                Показатели
 
2007 г.
 
2008 г.
 
2009 г.
Общая земельная площадь, га а) сельскохозяйственных  
     угодий
б) из них  пашни
6154 2836 

2360
6154 2836 

2360
6154 2836 

2360
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. в т. ч. производственных
143665 
132786
177457 
164655
212248 
197586
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.  
40795
 
43083
 
47541
Среднегодовая численность работников, чел. в т. ч. работников, занятых в сельскохозяйственном производстве
 
288 
 
229
 
258 
 
192
 
242 
 
191
Энергетические  мощности, л. с. 17983 17947 14051
Поголовье скота, усл. гол. 911 941 886
Валовая продукция сельского хозяйства (в  сопоставимых ценах), тыс. руб. 107836 116595 113012
Товарная  продукция сельского хозяйства (в  сопоставимых ценах), тыс. руб.
84690 115599 92356
 
    На  основании данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что размеры предприятия с каждым годом увеличиваются, об этом свидетельствуют такие показатели, как среднегодовая стоимость основных и оборотных средств, валовая и товарная продукция предприятия.  Энергетические мощности имеют тенденцию к снижению. Поголовье скота в условных головах увеличилось в 2008 году на 30 усл. голов по сравнению с 2007 годом и в 2009 уменьшилось 55 усл. голов по сравнению с 2008 годом. Среднегодовая численность работников, в том числе работников занятых в сельскохозяйственном производстве  уменьшилась, это говорит о постепенной замене ручного труда машинным.
    В хозяйстве регулярно производится обновление транспортного парка, что  позволяет поддерживать высокий уровень механизации производства продукции и увеличивать производительность труда.
          Так как земля в сельском  хозяйстве является главным средством  производства, земельные фонды являются  важнейшей составной частью ресурсов  сельского хозяйства. От рационального использования земли, повышения ее плодородия зависит развитие всех отраслей сельскохозяйственного производства.
       

Размер  и структура земельного фонда  хозяйства представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Размер и структура земельного фонда
 

      Показатели

2007г. 2008г. 2009г.
Площадь, га
% Площадь, га
% Площадь, га %
Общая земельная площадь 6154 100 6154 100 6154 100
Всего с/х угодий 2836 46,1 2836 46,1 2836 46,1
в т.ч. пашня 2360 38,4 2360 38,4 2360 38,4
          сенокосы 340 5,5 340 5,5 340 5,5
          пастбища 136 2,2 136 2,2 136 2,2
Леса  и кустарники 3103 50,4 3103 50,4 3103 50,4
Пруды и водоемы - - - - - -
Болота 57 0,9 57 0,9 57 0,9
Приусадебные  участки - - - - - -
Прочие  земли 158 2,6 158 2,6 158 2,6
 
    По  данным таблицы 2 можно сделать вывод, что за анализируемый период  общая земельная площадь в СПК «………………» не изменилась. В отчетном и базисном году  она составила 6154 га, из них сельскохозяйственных угодий 2836 га (46,1%), в том числе обрабатываемой пашни 2360 га (38,4%).  Площади сенокосов, пастбищ, лесов и кустарников на протяжении исследуемого периода остаются также неизменными. 

    Валовое производство продукции предприятия  целесообразно и удобно оценивать  в стоимостном выражении (табл. 3).
Таблица 3 – Состав и структура валовой продукции.
 

Вид продукции

2007 г. 2008 г. 2009 г. В сумме  за 2007-2009 гг.
  тыс. руб. уд. вес, %
 тыс.     руб.
уд. вес, %
 тыс. руб. уд. вес, %
тыс. руб. уд. вес, %

Растениеводство всего:

53943 50,0 53187 45,6 60789 53,8 167919 49,8
в т. ч. зерновые 6787 6,3 6485 5,6 8143 7,2 21415 6,3
картофель 12997 12,1 20304 17,4 22824 20,2 56125 16,6
овощи открытого грунта 17303 16,0 18610 16,0 19994 17,7 55907 16,6
овощи защищенного грунта 9080 8,4 2151 1,8 4301 3,8 15532 4,6
сено 1430 1,3 2520 2,1 1386 1,2 5336 1,6
силос 759 0,7 3117 2,7 1762 1,6 5638 1,7
сенаж 5587 5,2 - - 2379 2,1 7966 2,4
Животноводство  всего: 53893 50,0 63408 54,4 52223 46,2 169524 50,2
в т. ч. молоко 35372 32,8 42001 36,0 35944 31,8 113317 33,6
привес 14697 13,6 17110 14,7 12284 10,9 44091 13,0
приплод 3824 3,6 4297 3,7 3995 3,5 12116 3,6
ВСЕГО по растениеводству и животноводству 107836 100 116595 100 113012 100 337443 100
 
    На  основании данных таблицы 3 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре валовой продукции занимает продукция животноводства, причем на протяжении трех лет данный показатель значительно не изменялся. В абсолютном выражении стоимость продукции растениеводства за анализируемый период увеличилась на 6846 тыс. руб., животноводства уменьшилась  на 1670 тыс. руб.
    Для определения производственного  направления предприятия необходимо рассмотреть состав и структуру  товарной продукции за ряд лет (табл. 4).  

Таблица 4 – Состав и структура товарной продукции.
 

Вид

продукции

 
2007 г.
2008 г. 2009 г. В сумме  за 2007-2009 гг.  
тыс. руб. уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб. уд. вес, %
Растениеводство всего в т. ч. 38516 45,5 61159 52,9 47165 51,1 146840 50,2
зерновые 120 0,1 350 0,3 - - 470 0,2
картофель 17311 20,4 37990 32,9 25213 27,3 80514 27,5  
овощи откр.гр. 19807 23,4 22495 19,5 21934 23,7 64236 22,0
овощи защищ.гр 1278 1,5 324 0,3 18 0,02 1620 0,6
Животноводство  всего в т. ч. 46174 54,5 54440 47,1 45191 48,9 145805 49,8  
молоко  без переработки 19962 23,6 20683 17,9 17649 19,1 58294 19,9
молочная  продукция 15759 18,6 20258 17,5 17689 19,2 53706 18,4  
мясо  КРС без переработки 9507 11,2 11711 10,1 6751 7,3 27969 9,6
мясо  КРС после переработки 946 1,1 1788 1,5 3102 3,4 5836 2,0  
ВСЕГО по растениеводству и животноводству 84690 100,0 115599 100,0 92356 100,0 292645 100,0
 
 
    Данные  таблицы показывают, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции приходится на отрасль растениеводства – овощеводство, причем в отчетном и в предшествующем отчетному году – картофель составил  27,3% и 32,9% соответственно, а в базисном – 20,4%. Кроме того, реализация хозяйством овощей открытого грунта в общем объеме товарной продукции в отчетном году составила 23,7%, что на 0,3% больше базисного года. 
    Животноводство  представлено молочным скотоводством. В базисном году на молоко цельное  приходится 23,6 %, тогда как в отчетном всего 19,1 %. К продукции переработки  молока относятся молочные продукты (сметана, молоко, кефир, творог, йогурт и др.), так в отчетном году на продукцию переработки молока приходится 19,2 %. Откорм и выращивание крупного рогатого скота на мясо составил в 2009 году 7,3 %, в базисном – 11,2 %, т. е. уменьшился на 3,9 %. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Производственная программа развития. 

2.2.1 Производственная программа развития животноводства.

Таблица 5 – План осеменения, отелов и поступления телят

 
Месяцы Осеменено в прошлом году План  осеменения План  отелов Поступление телят
всего в т.ч. телок
январь - 66 7 67 60
февраль - 67 7 65 59
март - 67 7 66 59
апрель 67 65 6 64 58
май 65 66 7 68 61
июнь 66 64 6 66 59
июль 64 68 7 63 57
август 68 66 7 69 62
сентябрь 66 63 6 66 59
октябрь 63 69 7 66 59
ноябрь 69 66 7 67 60
декабрь 66 66 7 67 60
Итого 594 793 81 794 713
 
     На  основании плана осеменения, отелов и поступления телят можно сделать вывод, что по плану за год всего должно быть осеменено 793 головы, в т. ч. 81 телка, что на 199 голов больше предыдущего года. План отелов составляет 794 головы, а поступление телят за год – 713 голов. 

     Общая потребность в производстве молока складывается из договорных обязательств на поставку молока и внутрихозяйственного потребления, которое состоит из выпойки молока телятам, расхода  молока на общественное питание и  продажи молока рабочим и служащим.  
 
 

Таблица 6 – Расчет потребности в производстве молока
Показатели
Количество, ц
    Договорные обязательства на     
      поставку молока
    Внутрихозяйственное потребление
   - телятам  на выпойку;
   - расход  молока на общественное   
   питание;
   - продажа  молока рабочим и    
      служащим
22147 
4740
1426
1156 
 

2158
    Всего        26887
 
       По данным таблицы 6 расчет потребности в производстве молока в отчетном году составил 26887 ц, из них договорные обязательства на поставку молока  22147 ц и внутрихозяйственное потребление – 4740 ц.
    По  полученным данным определяем уровень  товарности молока по формуле (1):
    Уровень товарности = товарная продукция (договорные обязательства) / на Валовая продукция (всего) х 100%                                                                           (1)
Уровень товарности = 22147/26887*100%=82%.
    Следующим этапом в разработке животноводческой программы плана является определение прогнозируемой продуктивности поголовья коров с использованием среднего многолетнего прироста, nn.
nn = ,                                                                         (2)
где n –  число исследуемых лет
Упрогноз = продуктивность в исходном году + (nn – 1) х продукт-ть в среднем за n лет                                                                                                                                                    (3)
    По  формуле (2) средний многолетний прирост  за 4 года равен 0,984, отсюда прогнозируемый удой с 1  коровы равен 4056,25 кг.
    Далее определим среднегодовое поголовье  коров, исходя из формулы:
Ср.год. поголовье = Валовое производство молока/прогнозируемый удой         (4)
     Отсюда  среднегодовое поголовье коров  равно 663 головы.
 

      
 
 

     Для разработки производственной программы развития животноводства необходимо спланировать движение поголовья животных в течение года. 

Таблица 7 – Движение поголовья скота на планируемый год
Виды и группы животных Живой вес 1 гол, ц Наличие на начало года Приход Расход Наличие на конец года Среднегодовое поголовье Среднесуточный  прирост Валовый прирост, ц
Живой приплод и перевод в другие группы Перевод в другие группы Реализация  на мясо Продажа скота Падеж
голов живая масса, ц голов живая масса, ц голов живая масса, ц голов живая масса 1 гол, ц живая масса, ц голов живая масса, ц голов живая масса, ц голов живая масса, ц
Быки-производители 9 3 27                       3 27 3 - 0
Коровы 5 640 3200 96 480 64 320               672 3360 663 - 0
Нетели 3,5 117 409,5 102 357 96 480               123 430,5 88 450 144
Телки старше года 2,8 163 456,4 101 282,8 85 297,5 8 4 32         171 478,8 38 500 69,1
Телки до года 1,2 267 320,4 301 126,4 101 282,8       187 224,4     280 336 181 600 396,4
Бычки и кастраты 2,33 223 519,6 214 89,9     203 4 812         234 545,2 293 700 747,7
Взрослый  скот на откорме       64 320     64 5,2 332,8             11 400 12,8
Телята  план. года   х х 713 149,7 670 281,4           43 18     68 600 149,7
Всего   1413 4932,9 1591 1805,8 1016 1661,7 275 х 1176,8 187 224,4 43 18 1483 5177,5 1345 х 1519,7
 
 

     
     На  основании таблицы 7 можно сделать вывод о том что, поголовье животных на конец года увеличилось на 70 голов. Увеличение произошло за счет полученного в течение года приплода (713 голов), перевода животных из других групп.
     В течение года реализация на мясо составила 275 голов, из которых 203 голов – бычки и кастраты всех возрастов и 64 головы – взрослый скот на откорме. В результате падежа животных хозяйство потеряло 43 головы телят рождения планируемого года. Прирост живой массы составил 1519,7 ц.
     При разработке производственной программы  развития животноводства также необходимо определить потребность в кормах, их стоимость (Таблица 8). 

     Из  Таблицы 8 можно сделать вывод, что  самая высокая стоимость кормов приходится на производство молока и составляет 9993,8 тыс. руб., для взрослого скота на откорме – 1387,1 тыс. руб., для прироста телок до года – 905 тыс. руб., для прироста первотелок – 488,4 тыс. руб., стоимость кормов для прироста телят рождения планируемого года – 222,6 тыс. руб. Наибольший удельный вес в структуре рациона занимают концентрированные корма: 29 % - на молоко, 38% - на прирост телят рождения планируемого года, 26,7% - на прирост первотелок и 35,4% приходится на взрослый скот на откорме.
 

      

Таблица 8 – Потребность в кормах и их стоимость
Показатели Поголовье на начало года, гол. Всего кормов, кормоединиц Концентраты, ср. стоимость 1 ц  400 руб Сено, ср. стоимость 1 ц  117 руб Сенаж, ср. стоимость 1 ц  40 руб Силос, ср. стоимость 
1 ц  96 руб
Солома, ср. стоимость 1 ц  29 руб Корнеплоды, ср. стоимость 1 ц  55 руб Зел. корма, ср. стоимость 1 ц  23 руб Молоко, ср. стоимость 1 ц - руб Стои-мость  кормов всего, тыс. руб.
на 1 гол., ц всего, ц на 1 гол., ц всего,  ц
Сумма, тыс. руб. на 1 гол., ц всего,  ц
Сумма, тыс. руб. на 1 гол., ц всего,  ц
Сумма, тыс. руб. на 1 гол., ц всего,  ц
Сумма, тыс. руб. на 1 гол., ц всего,  ц
Сумма, тыс. руб. на 1 гол., ц всего,  ц
Сумма, тыс. руб. на 1 гол., ц всего,  ц
Сумма, тыс. руб. на 1 гол., ц всего,  ц
Сум-ма, тыс. руб.
Питательность       1 0,45 0,3 0,17 0,18 0,12 0,19 0,34  
Молоко (условное) 27956,5 1,09 30472,6 8837 8837 3534,8 2133 4740 554,6 1524 5079 203,2 6704 39435 3785,8 914 5079 147,3 1524 12697 698,3 8837 46511 1069,8 - - - 9993,8
структура кормов,%     100 29     7     5     22     3     5     29     -      
Прирост телят (рождение план. года) 149,7 6 898,2 341 341 136,4 138 307 35,9 - - - 19 111 10,7 18 100 2,9 54 449 24,7 99 520 12,0 2290 6737 - 222,6
структура кормов,%     100 38     15,4     -     2,1     2     6     11     25,5      
Прирост живой массы первотелок 213,1 7 1491,7 398 398 159,2 95 212 24,8 164 547 21,9 343 2018 193,7 30 166 4,8 84 696 38,3 377 1986 45,7 - - - 488,4
структура кормов,%     100 26,7     6,4     11     23     2     5,6     25,3     -      
Прирост живой массы взрослого скота 760,5 8 6084 2154 2154 861,6 43 95 11,1 2227 7422 296,9 - - - - - - 49 406 22,3 1612 8486 195,2 - - - 1387,1
структура кормов,%     100 35,4     0,7     36,6     -     -     0,8     26,5     -      
Прирост живой массы телочек до года 396,4 7 2774,8 749 749 299,6 194 432 50,5 333 1110 44,4 610 3591 344,7 56 308 8,9 166 1387 76,3 666 3505 80,6 - - - 905
структура кормов,%     100 27     7     12     22     2     6     24     -      
Всего кормов в натуральном выражении         12479     5786     14158     45155     5653     15635     61008     6737   12996,9
Страховой запас,%         10     15     15     10     15     -     -     -    
Всего кормов со страх. запасом, ц         13726,9     6653,9     16281,7     49671     6478     15635     61008     6737    
Потребность от урожая планового года до урожая будущего года, 5%         14413     6987     17096     52154     6802     16417     64058     7074    
 

     
Таблица 9 – Определение затрат на содержание дойного стада
Статьи  затрат Норматив затрат на 1 голову, руб. На все поголовье, руб
    1. Подстилка     2. Затраты по устройству летних  лагерей, загонов
    3. Водоснабжение
    4. Стоимость мелких и быстроизнашивающихся  предметов
    5. Приобретение спец. одежды
    6. Амортизация помещений и оборудования
    7. Текущий ремонт
    8.Автотранспорт
    9.Вет.  медикаменты и препараты
    10. Затраты на искусственное осеменение
    11. Электроэнергия
    12. Транспортные работы тракторов
           ИТОГО: 
    59     150 

    20
    80 

    75
    150 

    57
    55
    80
    90 

    25
    22
39117 99450 

13260
53040 

49725
99450 

37791
36465
53040
59670 

16575
14586 

572169
 (используя нормативный метод) 

Таблица 10 – Производство и себестоимость продукции животноводства
Виды  и группы животных Среднегодовое поголовье Оплата  труда с отчеслениями в ЕСН Средства  защиты животных Корма Работы  и услуги Нефтепродукты Содержание  основных средств Прочие  затраты Общепроизводст. и общехоз. расходы Всего затрат  
Себесто имость
Молочное  направление 663 9065,3 112,71 9993,8 66,3 14,59 137,24 241,33 588,94 20220,21 30,5
 
     Из общей суммы затрат по молочному направлению необходимо вычесть затраты на побочную продукцию. Выход навоза от 1 коровы за год равен 9 т, себестоимость навоза = 200 руб/т.
     Отсюда 20220,21 – 200*9/1000 = 20218,41 тыс.
     Себестоимость = Всего затрат / Среднегодовое поголовье
     Исходя  из проектируемых затрат на производство продукции рассчитывается ожидаемая  на перспективу себестоимость 1 ц  продукции животноводства и  распределяется между основной и побочной продукцией, т.е молоком и приплодом. 

Таблица 11 – Распределение затрат по видам продукции животноводства
Продукция Кол-во, Ц.
Себестоимость продукции
всего 1 ц, руб
Молоко         26887 18196,57 677
Приплод 713*30/100=213,9 2021,84 9452
 
Себестоимость продукции всего  приплода - 10% от Всего затрат по молочному стаду
Себестоимость продукции всего по молоку - 90% от Всего затрат по молочному стаду
Себестоимость 1 продукции = Себестоимость всего / Количество 
 

     2.2.2 Производственная программа развития растениеводства
     Для планирования производственной программы  развития растениеводства нужно  знать общую потребность хозяйства  в продукции растениеводства. Она  складывается из семенного фонда, продажи  продукции работникам, общественного  питания, договорных обязательств и потребности в кормах.
Таблица 12 – Общая потребность хозяйства в продукции растениеводства, ц
Вид продукции Семенной фонд Продажа работникам Общественное питание Договорные  обязательства Потребность в кормах Итого
Зерно 1938
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.