На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Гражданское общество и факторы влияющие на него

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Санкт-Петербургского Института Гуманитарного  Образования 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Гражданское общество 
 
 
 

                Специальность: «Юриспруденция» 

                  Курс: 1  

                                                                       Выполнил:  студент Беглов А. В. 104-зс группы 

енрнере   Руководитель: к.ю.н   ___________                                         

                                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010 

Оглавление
      Вступление……………………………………………….……………3
      Основная часть
            1. Гражданское общество как понятие………………………………7
          2. Различные концепции гражданского общества............................11
          3. Гражданское общество и факторы, влияющие на него…........…15
                     3.1 Частная собственность.……………………..………….17
                     3.2 Развитие демократии в обществе…………...…………20
                     3.3 Гражданские права………………………..……………24
                         3.4 Принцип разделения властей………………...……….. 27
           4. Соотношение гражданского общества  и государства…………..31
           5. Гражданское общество в современной России………...………..35
      Заключение………………………………………………….………...37
      Список литературы……………………………………………….......39
      Приложение………………………………………………...…………41
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вступление 
     Представления о гражданском обществе уходят корнями глубоко в историю. Впервые термин «гражданское общество» был введен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать общество как диалектическую совокупность отношений между семьёй, гражданским обществом и государством. В наше время под гражданским обществом чаще всего понимают особую сферу отношений (имущественных, рыночных, семейных, нравственных), которые находятся в известной независимости от государства. При этом имеют в виду невмешательство власти в «гражданские дела» личности, в частную жизнь людей, в сферу свободного предпринимательства, инициативы, предприимчивости. В такой трактовке гражданское общество - это, в сущности, синоним сугубо рыночных отношений и других видов деятельности, непосредственно не подвластных государственной машине. В таком обществе государство рассматривается лишь в роли арбитра, своего рода «надсмотрщика», устанавливающего «правила игры» и следящего за их соблюдением всеми рыночными игроками.1
Гражданское общество существует, не имея единого  организационного центра. Составляющие гражданское общество общественные организации и объединения возникают спонтанно. Без какого-либо участия государства гражданское общество превращается в мощную самоорганизующуюся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни. Более того, в одних странах оно есть и успешно развивается, а в других, в частности в бывшем СССР, его не было многие десятилетия. Если такая огромная держава, как СССР, а также ряд других государств существовали без гражданского общества, может быть, в нем нет особой необходимости ?
     Когда пишут о гражданском обществе, то речь идет о категории, выражающей соотношение общества и государства. Если обратиться к соотношению общества и личности, то все общественные отношения можно классифицировать как относящиеся к общественной жизни и к сфере индивидуальных интересов и личных потребностей.2
     В сущности, гражданское общество – общество рыночных, частнокапиталистических отношений, основой которых является юридически свободная личность.
     Структура гражданского общества – различные общественные институты, охватывающие:
    производственные отношения ( частные предприятия, профсоюзы и т.д.)
    политические отношения ( партии, движения, лоббисты и др.)
    социально-культурные и религиозные отношения ( семья, творческие союзы, церковь и т.д.)
Гегель  применял термин «гражданское общество», определив им ту сферу социальной жизни, где индивидуум может выразить себя в своей индивидуальности.
     Индивидуальная свобода в ее разумном истолковании не противостоит, а естественно дополняет другие аспекты свободы личности. Эта сфера тысячами нитей связана с окружающей социальной средой. В этой сфере создаются материальные, политические, духовные предпосылки личной жизни. Да и сам облик человека – участника нравственно-бытовых, личных отношений – характеризуется определенным социальным положением, политическими взглядами, психологическими особенностями. Наконец, общество осуществляет социальный контроль над своими членами. Именно поэтому стоит говорить об известной обособленности личности от общества – полное, абсолютное ее самоопределение невозможно.
     Следует отметить, что интерес к гражданскому обществу проявляют многие науки : правоведение, экономическая теория, история, философия, социология и другие.
     Правоведение  изучает гражданское общество как субъект гражданского права и как субъект правового регулирования.
    Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения организаций гражданского общества, роль финансовой сферы в их функционировании.
     История описывает конкретные национальные формы гражданского общества, особенности участия граждан в общественной жизни.
       Философия и социология изучают  гражданское общество как социальную  систему, как форму общественной  организации и общения. 
     Исследуемая в данной работе тема является очень актуальной, особенно в настоящее время.  В России еще не определено достаточно точно, какими возможностями должно обладать гражданское общество. Дискуссии по этому поводу постоянно ведутся между различными политиками, обсуждаются в средствах массовой информации.
      Не  определено также, какого должно быть соотношение возможностей гражданского общества и государственного аппарата, для того чтобы население страны имело достаточные свободы, и в тоже время, для наиболее оптимального функционирования государства. Опрос, проведенный фондом «Общественное мнение» показал, что понятие «гражданское общество» у большинства наших граждан (55%) вызывает реакцию 'слышу впервые'. А в той или иной степени знакомо это выражение лишь для 44% респондентов.3 Графики отражающие данные, полученные в ходе опроса приведены в Приложении.
     Данная  работа ставит своей целью подробно рассмотреть следующие вопросы, касающиеся гражданского общества:
     1,) Понятие о гражданском обществе.
     2.) Гражданское общество и факторы  влияющие на него.
     3.) Соотношение гражданского общества и государства.
     4.) Гражданское общество в современной России.
     5.) Нужно ли гражданское общество  в нашей стране, если да, то  какое? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Гражданское общество как понятие
     Понятие гражданского общества (англ. civil society) имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Исторически это понятие восходит к семье латинских слов civis, civilic, civitas (гражданин, гражданский, город, государство), с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение.
     Основная  проблема при попытках дать определение гражданского общества возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве. Гражданского общества как такового словно бы вообще не существовало. Общность, государство, koinonia, civitas были единым социальным и политическим целым. Общества были политическими обществами, и это положение все еще сохранялось в 1690, когда Джон Локк написал свой Второй трактат о правлении. Одна из его глав названа «О политическом и гражданском обществе». Локк полагал, что общество в этом смысле отличается от природного состояния; оно существенным образом отличается от общности супругов, семьи. Кроме того, гражданское общество несовместимо с абсолютной монархией.
     В 19 и 20 вв. под гражданским обществом  многие стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривали в  нем элемент политической организации. Интересно, что одни видели в гражданском  обществе источник поддержки существующего политического строя, а другие – средоточие оппозиции. Так, в англосаксонском мире гражданское общество и государство обычно считались взаимодополняющими, а не враждебными друг другу силами, отчего понятие гражданского общества и утратило там свое специфическое значение. Во многих же европейских странах гражданское общество понималось как источник противостояния государству, поскольку там деятельность государства сводилась к вмешательству последнего в частную и корпоративную жизнь граждан.
     В обоих случаях для гражданских  обществ характерны три особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров  социальной власти. В этом смысле гражданское  общество несовместимо с жесткой, единовластной  государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.4
     Представления Гегеля о гражданском обществе в  своих ранних научных трудах использовал  Карл Маркс. В дальнейшем он заменил нечёткий, по его мнению, термин «гражданское общество» на такие категории, как способ производства, производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, общественно-экономическая формация. Эти понятия легли в основу советского обществоведения. 5
     Иммануил  Кант – величайший теоретик гражданского общества. Кант расширил это понятие, говоря об обществе граждан мира, космополитов. Стоит заметить, что и Кант и Гегель пользовались немецким выражением burgerliche Gesellschaft, и двусмысленность слова burgerlich («буржуазный», «гражданский») внесла некоторую путаницу в осмысление проблем гражданского общества в Центральной Европе.
     Эта двойственность позволила Марксу, не утруждая себя различением «гражданского» и «буржуазного», высмеивать и то и другое одновременно. В любом случае это дискредитировало понятие гражданского общества, связывая его с интересами одного класса – буржуазии. Выходило так, что государство представляло все сообщество в целом, а буржуазное гражданское общество – лишь одну его часть.
    Согласно Гегелю, гражданское общество - это, прежде всего, совокупность потребностей, а также религия, семья, сословие, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование. Из первоначального «некультурного» состояния люди должны вступить в гражданское общество, т.е. перейти на более высокую ступень развития цивилизации. Гражданское общество Гегель противопоставлял дикости, нецивилизованности, неразвитости. В центре всей общественной системы - человек. Его деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей, естественных и общественных. В то же время, личность может удовлетворять свои потребности, только находясь в определённых отношениях с другими людьми.
      Интерес - вот главное, что соединяет друг с другом членов гражданского общества в его современном понимании. Интерес личный, который не может реализоваться в отрыве от общественного интереса. С одной стороны, тесная взаимосвязь и взаимозависимость индивидов, а с другой - противоречия между интересами личности и общества. В этом проявляется вся сложность и диалектичность современных представлений о гражданском обществе.
     Авторы  «Манифеста Коммунистической партии»  провозгласили своей целью уничтожение  частной собственности. Но время  показало, что собственность бывает разная. Именно поэтому в большинстве стран сложилось реальное многообразие форм собственности. Постепенно вопрос о гражданском обществе превратился в вопрос о наиболее целесообразном, разумном устройстве человеческого бытия. При всех различиях мнений, большинство обществоведов стало сходиться в том, что государство не должно претендовать на роль единственного собственника, организатора и координатора. Оно не должно держать в своих руках все общественные взаимосвязи. Возобладало признание того, что отчуждение от собственности неприемлемо для личности, так как отрывает человека от его жизненных корней. Гражданское общество - это не то общество, которое просто состоит из граждан. Это - то общество, которое создаёт необходимые условия для граждан. В нищей, голодной, неразвитой стране не может появиться гражданское общество.6
     Поэтому необходимым условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Гражданское общество — это общество цивилизованных рыночных отношений. В развитом гражданском обществе подавляющая часть населения - частные собственники. При этом наиболее развитым и многочисленным должен являться средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жизни их семей является частная собственность. Из всего сказанного вытекает, что гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность. 
 
 
 
 
 
 

2. Различные концепции гражданского общества
     Существует  множество различных точек зрения на гражданское общество. В этой работе рассмотрены некоторые из них.
     В рамках либерального мировоззрения право ассоциируется с личной свободой, с автономной (самостоятельной и ни от кого не зависящей) и юридически равной с другими личностью, с незыблемостью ее священного права на частную собственность и частную жизнь.
      Такое общество, в котором каждый может беспрепятственно реализовывать свои прирожденные права и свободы, называется гражданским обществом. Последнее пришло на смену обществу феодальному, т.е. сословному, негражданскому обществу подданных. Гражданское общество естественной формой своего существования предполагает демократию, предоставляющую всем равные юридические возможности участия в политической жизни государства. Гражданское общество, демократия и правовое государство оказываются синонимами индивидуалистического общества, организованного на правовых началах. При этом, однако, идеологически гражданское общество противопоставляется государству. Своего главного врага теоретики либерализма видят не в отдельных представителях самого гражданского общества и не в возможной внешней угрозе, а в публичной власти собственного государства, которое, обладая монополией на организованное принуждение, может потенциально посягать на ценностно-приоритетные индивидуальные права и свободы граждан. Поэтому либеральная концепция правового государства предполагает такую организацию государственной власти, которая подчинена праву, понятому как осуществление верховенства прав и свобод человека и гражданина. Из этих предпосылок вытекают и основные признаки правового государства.
      Иную, не индивидуалистическую, а религиозно-персоналистическую трактовку прав человека и соборно-коммуникативное обоснование гражданского общества можно найти в русской философии права. Например, Н.А. Бердяев, называвший либерализм «поверхностным движением» за отсутствие в нем духовного, онтогологического обоснования духовной свободы человеческой личности, полагал, что «неотъемлемые и священные свободы и права человека обоснованы в Церкви Христовой, признающей бесконечную природу человеческого духа и защищающей его от неограниченных посягательств внешнего государства и общества». Н.А. Бердяев, вслед за многими другими мыслителями, подчеркивает антиисторический характер либеральной доктрины естественного права, которое, считаясь совершенным, противопоставляется несовершенному исторически существующему праву. По мнению философа, концепция неотъемлемых и священных прав человека как естественных, прирожденных, основана на идеализации «естественного человека», «естественного состояния», которого никогда не было в истории. Неотъемлемые и священные права, подчеркивает Н.А.Бердяев, человек имеет не как «естественное» существо, а как существо духовное, обладающее возрожденной божественной благодатью природой. Следовательно, глубокого, онтологического, а не поверхностно-либерального обоснования прав человека следует искать не в «естестве» человека, а в церкви: Бесконечное право человеческой души есть не «естественное», а «историческое» право христианского мира».
      Казалось  бы, противоположная либеральной  социалистическая концепция общества на самом деле также исходит из индивидуалистического, атомистического, представления о природе гражданского общества, требуя, однако, абсолютного «обобществления», коллективизации жизни, т.е. устранения гражданского общества. Она требует его устранения именно потому, что не усматривает в нем подлинного общественного единства, а видит лишь механический агрегат единичных, своекорыстных, взаимно антагонистических сил, искажающих подлинную цель общества.
     В политико-правовом учении С.Л. Франка гражданское  общество представляет как самоорганизующееся общество, как коммуникативная структура. Гражданское общество – это «общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов общества».
      С.Л.Франк  видит ложность характерной для  либерализма индивидуалистической, или «атомистической», теории общества в том, что общество понимается в ней как простая совокупность онтологически обособленных друг от друга индивидов, для которых сотрудничество есть средство удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
      Таким образом, в теоретических построениях С.Л.Франка ( и это характерно вообще для русской политико-правовой мысли) гражданское общество мыслится как общество, основанное прежде всего на духовной коммуникации. Именно приверженность одним и тем же духовным ценностям дает возможность членам такого общества не просто существовать в качестве обособленных социальных атомов, озабоченных исключительно собственной выгодой реализации принадлежащих им прав, но выступать ответственными субъектами публичных отношений по поводу общих целей и задач. Такое коммуникативное сообщество в указанном смысле противостоит организованному на формально-правовых началах «классическому» гражданскому обществу.7
     Неверно рассматривать гражданское общество как нечто по сути своей «мягкое», а государство и предпринимательство – как нечто «жесткое». В развитых странах дух гражданского общества пронизывает и «жесткие» сегменты жизни. Элементом гражданского общества может служить сильная местная автономия, за которой стоят высокая степень собираемости налогов и законно избранная местная власть. Таким же элементом может быть высокоразвитый и гибкий мелкий бизнес. Иначе говоря, водораздел проходит не между «жесткими» и «мягкими» сегментами общественной жизни, а между централизованными и децентрализованными, федеральными и местными структурами.
      Концепция правового государства, является в  западных странах не просто теоретической конструкцией, но и реальным итогом развития западного общества, воплощенным в политических и правовых институтах, процессах и процедурах, характеризующих определенный тип правовой культуры. В этом смысле правовое государство как данность определяет и присущие ему отличительные признаки. Но в теории права представлены различные взгляды на идею правового государства, отражающие в той или иной степени особенности правовой идеологии и правовой психологии каждого общества.
      Например, российское правосознание последнего десятилетия XX в. характеризуется завышенными требованиями к правовому государству, имеет место мифологизация его образа. В силу специфики российского правового менталитета сама концепция новой модели государственности может получить социальное признание лишь при условии придания такому государству универсальных социальных качеств и сакрального значения. Правовое государство воспринимается при этом как социальный идеал, отыскание которого разом решит все социальные проблемы и придаст смысл жизни общественному целому. В западном обществе, наоборот, тенденция к идеализации правового государства сходит на нет, поэтому и в теории оно все чаще понимается прагматически т.е. в инструментальном и формально-юридическом смысле.8 
 
 
 

3. Гражданское общество и факторы влияющие на него
     На  степень развития в государстве гражданского общества оказывает влияние множество факторов. Особое влияние оказывает:
    Развитие демократии в обществе.
    Соблюдение гражданских прав человека.
    Развитый институт частной собственности.
    Соблюдение принципа разделения властей.
Далее в работе эти факторы рассмотрены более подробно.
     На  гражданское общество влияют также  и другие факторы. Например, по мнению многих исследователей на развитие в стране гражданского общества большое влияние оказывает степень свободы прессы, поскольку с помощью нее общество может публично освещать противозаконные действия государственных чиновников. Свобода печати – одно из слабых мест гражданского общества; чтобы не погибнуть, она должна воспользоваться защитой со стороны государства. Конкурентный и плюралистичный рынок средств массовой информации и книг является краеугольным камнем современных гражданских обществ.
     Также большое значение имеет степень  реализации в государстве принципа разделения властей. Реализация этого принципа важна для уменьшения опасности посягательства на права и свободы человека и гражданина путем ее чрезмерной концентрации в руках одного человека или группы людей.
     При этом происходит не просто отделение  законодательной, исполнительной и  судебной власти друг от друга, но создаются  такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов». Благодаря этому принципу гражданскому обществу легче влиять на деятельность государственного аппарата. Представители каждой ветви власти контролируют деятельность представителей другой ветви исходя из стремлений сделать карьеру или исходя из своих идеологических взглядов. А гражданское общество, попеременно опираясь на разные ветви власти, влияет на государственный аппарат, и таким образом реализует в государстве свои интересы.9
     Также важным для гражданского общества является проведение честных выборов, отражающих мнение общества, верховенство закона и другие факторы. Однако исследование всех этих факторов в данной работе не представляется возможным, в силу внушительного объема этой темы. В данной работе исследуются некоторые из них. Далее рассмотрим эти факторы подробнее.10  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1 Частная собственность
     Условием  возникновения гражданского общества является появление у всех граждан  общества экономической самостоятельности  на базе частной собственности. Гражданское общество — это общество цивилизованных рыночных отношений. Развитие частной собственности оказывает большое влияние на развитость гражданского общества в государстве. Собственность в реальной жизни представляет собой многогранное явление. Наиболее важными его гранями или проявлениями выступают экономическая и правовая грани. Собственность как экономическая категория проявляется в виде отношений между людьми по поводу различных средств, а также продуктов производства; по поводу материальных благ – их беспрепятственного пользования, владения и распоряжения. Содержание этих отношений выражается в свободном владении, пользовании и распоряжении материальными благами, отдельной вещью или вещами.
Важно отметить, что собственность как  экономическая категория – это не сами по себе средства производства или продукты, это также не отношение отдельного человека или группы людей к средствам производства и их продуктам, а это отношение между людьми по поводу средств производства и производимых ими материальных благ.11
     С октября 1917 г. в России государство  провозглашалось главным орудием  построения новых, прежде всего экономических, отношений. Общая схема соотношения  экономики, государства и права  представлялась таким образом, что  право есть концентрированное выражение политики, а сама политика – концентрированное выражение экономики.
     Переход к общественной собственности предполагал  создание принципиально нового государства, которое сосредоточивает в своих  руках практически все объекты  собственности, ограничив до минимума экономическую свободу граждан.
     Ограничение экономической свободы граждан  приводит обыкновенно к ограничению  всех свобод и сосредоточению власти в руках бюрократии, которая становится реальным собственником средств  производства. Такова логика огосударствления собственности на средства производства при одновременном сокращении экономической свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива, образно говоря, загоняются в подполье, появляется так называемая теневая экономика. Она становится основой коррупции государственных служащих. И в итоге, все это приводит к деградации гражданского общества в государстве.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.