Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Социальной психологии"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Надежда Мельникова Социальная психология
1. Предмет социальной  психологии и этапы становления  этой науки  

Возникнув на стыке  наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет  особый статус. Такая неоднозначность  положения дисциплины имеет много  причин. Одна из них – существование  класса фактов общественной жизни, которые  могут быть исследованы лишь с  помощью объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. 

Это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем. 

Потребности практики общественного развития диктуют  необходимость исследования пограничных  проблем. Запросы на социально-психологические  исследования следуют из области  промышленного производства, различных  сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической  политики, спорта, сферы обслуживания и т. д. 

Специфику социальной психологии условно можно обозначить как изучение закономерностей поведения  и деятельности людей, обусловленных  включением их в социальные группы, а также психологических характеристик  самих этих групп. 

Социальная психология как самостоятельная отрасль  научного знания начала формироваться  в конце XIX в. 

Исследование социально-психологических  научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали  анализировать психологические  феномены больших социальных групп  и особенности психических процессов  и поведения человека в зависимости  от влияния окружающих людей. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует  психику человека, а социология –  общество. 

Основные этапы  развития социальной психологии как  науки рассмотренны ниже. 

Первый этап –  становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и  основные проблемы. Большинство работ  по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки. 

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических  школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и  на прикладные аспекты исследования. 

Третий этап (с  середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой  на социальный заказ. Разрабатываются  так называемые малые теории, имеющие  конкретное прикладное значение: социально-психологические  особенности руководства детской  группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного  мнения и др.
2. Направления, задачи  и методология социальной психологии  

Существуют несколько  точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии. 

Личность изучается  в группе, социуме, обществе. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. 

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Социальная группа рассматривается  как функциональная единица, имеющая  интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая  воля, групповое решение и др. 

Социальная психология изучает социальную психику, или  массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие  этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок. Изучается  социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. 

В рамках социальной психологии можно выделить несколько  психологических школ. 

Функционализм (или  функциональная психология), главной  социально-психологической проблемой которого является проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни. 

Бихевиоризм (позднее  необихевиоризм) – поведенческая  психология, изучающая проблемы закономерностей  поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,Б. Скиннер и др.). Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. 

Социально-психологические  проблема направления – столкновение влечений человека с социальными  запретами 

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Мас-лоу, К. Роджерс и  др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая  стремится реализовать свои потенциальные  возможности. 

Когнитивизм делает акцент на процессе познания человеком  мира посредством основных когнитивных  психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма –  принятие решений человеком. 

Интеракционизм (позднее  символический интеракцио-низм), основная идея которого заключается в следующем: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов. 

Весь набор методов  социально-психологического исследования подразделяется на методы исследования и методы воздействия. 

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. 

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).
3. Понятие и структура  личности  

Личность – это  сознательный и активный человек, имеющий  возможность выбирать тот или  иной образ жизни. 

Социально-психологические  особенности лич-ности 

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние  личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах  отношений. 

Личность – это  конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы, осознающий свое отношение  к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все  отношения этой действительности, занимающийся своеобразным видом деятельности и  наделенный специфическими индивидуальными  и социально-психологическими особенностями. 

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной  деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и  обществом, сферой деятельности. 

Важнейшими факторами  формирования личности выступают природно-географическая среда и общество. 

Макросреда –  общество в совокупности всех его  проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья ит.д. 

Общественно полезная деятельность формирует важнейшие  качества человека. 

Социально-психологическая  характеристика личности имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны. 

Психологическая сторона  личности отражает специфику функционирования ее психических процессов. 

Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. 

Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества, позволяющие занимать достойное место в обществе. 

Социально-психологическая  сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе. 

Широкое распространение  получило представление о послойной  структуре личности (И. Хофман, Д. Браун  и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – инстинктивные  влечения. Л. Клягесом предложена система: 

1) материя; 

2) структура; 

3) движущие силы. 

Л. Рубинштейн рассматривает  личность в трех планах, таких как: 

1) направленность (установки,  интересы, потребности); 

2) способности; 

3) темперамент и  характер. 

Вслед за Дж. Мидом  интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, me, self. 

Их интерпретация: 

1) I (дословно –  «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности; 

2) mе (дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я»; 

3) self(«самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность  импульсивного и рефлексивного  «я», их активное взаимодействие.
4. Классификация  типов личности и уровней ее  развития  

Существуют три  социально-психологических типа личности. 

Пикники адаптируются к социальной среде, отстаивают свои интересы, не входя в конфликт. 

Атлетики общительны и социально активны. 

Астеники чувствительны  к изменению своего статуса, страдают клаустрофобией. 

Типы высшей нервной  деятельности. 

Сангвиники отличаются приподнятым настроением, быстрым  мышлением. 

Флегматики –  спокойные, удовлетворенные люди. Действия холериков отличаются резкостью, у  них ослаблен инстинкт самосохранения. 

Меланхоликов отличают колебания и осторожность в решениях. 

Холерики – наиболее конфликтные личности. 

Характеристики личности дополняются ее экстра-вертивностью или интровертивностью. Экстраверсия отличается сосредоточенностью на внешнем  мире, принижением личной значимости. Интроверсия характеризуется фиксацией  на внутреннем мире. 

Истинкты – генетически  фиксированная программа приспособления, самосохранения и продолжения рода. Типы людей по доминированию инстинкта следующие: эгофильный тип (инстинкт самосохранения); генофильный тип (инстинкт продолжения рода); альтруистический тип; исследовательский тип; доминантный тип; либертофильный тип (инстинкт свободы); дигнитофильный тип (инстинкт сохранения достоинства). 

Движущие силы психического развития – это противоречия между  потребностями личности и внешними обстоятельствами. 

Факторы психического развития – то, что определяет жизнедеятельность  личности. Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними. 

Внешними выступают окружающая среда и общество, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики. 

Предпосылки психического развития – внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависит  уровень психического развития индивида. 

Внешние предпосылки  – особенности воспитания человека, внутренние – желание совершенствоваться. 

Уровень психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности. 

Уровень актуального  развития личности – показатель, характеризующий  способности человека (навыки и умения личности). 

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, с чем человек справляется  при небольшой помощи. 

Основные социально-психологические  особенности личности определяются: 

1) содержанием и  психологической сущностью мировоззрения; 

2) степенью целостности  и противоречивости мировоззрения  и убеждений; 

3) степенью осознанности  своего места в обществе; 

4) характером потребностей  и интересов; 

5) спецификой соотношения  различных личностных качеств.
5. Общее понятие  социального развития личности  

В психологии понятие  социального развития человека означает развитие его личности и психики  в процессе установления многообразных  социальных отношений. Под развитием  личности понимается формирование социального  качества индивида в результате его  социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов  во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. 

Развитие рассматривают  в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры  психики осуществляется в ходе биологической  эволюции вида. Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в  течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти. 

Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение. 

Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального  развития человека в диалектическом единстве. Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий  на динамику психических процессов  человека. Определены два уровня психических  процессов: естественные и высшие. Естественные функции реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). Высшие психические функции (ВПФ) могут  быть развиты только при социальном взаимодействии. Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и  пластичность. 

Сложность проявляется  в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно  выделенных частей и связей между  ними. Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов  филогенетического развития человека с результатами онтогенетического  развития на уровне психических процессов. 

Социальность ВПФ  определяется их происхождением. Они  могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. 

Опосредованность  ВПФ наблюдается в способах их функционирования. 

Произвольными ВПФ  являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции  и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный  результат, анализируя свой опыт, корректируя  поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид  способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. 

Пластичность ВПФ  представляет собой их способность  к относительно устойчивому существованию  вне зависимости от некоторых  повреждений.
6. Основные стереотипы  понимания социального развития  

В наше время достаточно широко распространены 

стереотипы понимания  социального развития человека, часто  декларируемые на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации. К ним относятся: 

1) стереотип ограничения  возраста социального развития; 

2) стереотип абсолютизации  детства; 

3) стереотип абсолютизации  факторов предопределенности; 

4) стереотип абсолютизации  задатков и способностей; 

5) стереотип неограниченных  возможностей человека. 

Рассмотрим суть первых двух стереотипов. 

Стереотип ограничения  возраста социального развития человека возник как побочный эффект распространения  результатов исследований в области  детской и возрастной психологии. 

На протяжении многих лет внимание психологов было прежде всего приковано к проблемам детской психологии, поскольку именно в детском возрасте формируются психологические основы личности. Возрастных периодизаций детского развития значительно больше, чем периодизаций развития взрослого человека, и они более широко известны. 

Получило распространение  мнение, что человек развивается  до определенного возраста, а дальше идет только процесс старения и угасания. Это не совсем так. Формы развития человека меняются на протяжении жизни: физическое развитие, интеллектуальное, социальное, духовное. Те или иные формы  развития преобладают на разных возрастных этапах жизни. Доминирование физического  развития сменяется преобладанием  интеллектуального, затем социального  и духовного. Творческая активность личности рассматривается современной  психологией как наиболее благоприятное  условие долгой и продуктивной жизни. 

Взрослый человек  интересен современной психологии не менее, чем ребенок. Интенсивно развиваются и получают распространение науки, изучающие именно взрослого человека, например андрагогика – наука о закономерностях развития, обучения и воспитания взрослых. 
 

Второй стереотип  понимания социального развития человека связан с первым и во многом обусловлен им. Это стереотип абсолютизации  детства. 

Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются  все предпосылки развития личности. Детство столь значительно определяет многие направления социального  развития индивида и жизненный путь личности, что его абсолютизация  на первый взгляд кажется правильной. 

Особое влияние  на представления о значении детства  оказали всемирно известные работы З. Фрейда и Э. Берна. Однако в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском  возрасте.
7. Процессы самосознания  и самоосознания личности  

Люди способны справляться  с трудностями. Это возможно потому, что в каждом случае человек действует  в соответствии с собственной  оценкой ситуации. 

Джордж Мид утверждал, что каждый человек способен сформировать «я-образ» – он может представить, как выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, чего ждут от него другие участники. 

Бывают моменты, когда  самосознание очень остро. Иногда самосознание почти полностью отсутствует. В  большинстве случаев люди находятся  между этими двумя крайностями. 

Человек особенно ясно сознает себя в кооперации с другими, где люди зависимы друг от друга, становится особенно восприимчив к их взглядам. Формирование «я-образов» является распространением приспособительной тенденции. 

По мнению Дж. Мида, самоконтроль возможен потому, что  действия людей по отношению к  самим себе того же порядка, как и  их действия по отношению к другим людям. По З. Фрейду, чувство вины может  рассматриваться как форма самонаказания. 

Самоконтроль невозможен без «я-образов». Когда человек сформировал «я-образ», происходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции других на его поступок. 

Самосознание служит защитой от импульсивного поведения. 

Сущность полоролевой  идентификации индивидов – усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных  для людей опреде 

ленного пола. В процессе первичной социализации индивид  усваивает нормативные представления  о соматических, психологических, поведенческих  свойствах, характерных для мужчин и женщин. 

В традиционных обществах, полоролевая идентификация отличается четкой социальной фиксацией маскулинности (социальный эталон мужественности) и  фемининности (эталон женственности). 

Для обозначения  людей, успешно сочетающих в себе мужские и женские психологические  качества, американский психолог С. Беем ввел понятие андрогинии. 

Половые различия между  мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов поведения, обозначаются как гендерные различия, или ген-дерные социальные роли. В  противоречивых условиях современной  социализации появляются негативные социально-психологические  явления. Нарушения по-лоролевой  идентификации возникают чаще всего  при неправильном воспитании. Иногда на процессы поло-ролевой идентификации  может негативно повлиять мода. 

Полоролевая идентификация  сопровождает реализацию многих других механизмов: социальную оценку желаемого  поведения, подражание, конформизм и  др.
8. Социальные дистанции  

Проводятся различия между первичными и вторичными отношениями. 

Первичные – интимные контакты лицом к лицу. В изучении социальной дистанции важна степень  психологической близости, которая  способствует легкости, спонтанности взаимодействия. 

Социальное взаимодействие – это скорее взаимодействие персонификаций, чем реальных личностей. Создание персонификаций основывается на том, что известно относительно данного индивида. Взаимодействие строится на предположениях, которые делает один участник относительного другого. 

Если социальная дистанция значительна, человек  видит в другом частный случай определенной социальной категории. Во вторичных отношениях особенности личности партнера либо не относятся к делу, либо имеют второстепенное значение. 

Социальная дистанция  достигает максимума в ситуациях, где каждый человек держится «себе  на уме». 

Вежливость –  способ скрывать собственную личность. Коммуникации в таких обстоятельствах  большей частью символичны и формальны. 

Некоторые социологи  осуждают вторичные контакты как  нежелательные. Но большинство вторичных  отношений не являются недружественными. 

Во взаимоотношениях, где социальная дистанция минимальна, представление о другом человеке высоко индивидуализировано, и при  контактах с ним принимаются  в расчет его идеосинкратические черты. В таких случаях создаются  уникальные персонификации. Если во вторичных  отношениях о человеке становится известно только то, что существенно для  выполнения определенного действия, то в первичных отношениях каждый знаком со взглядами и реакциями другого во многих различных ситуациях. При сходных обстоятельствах различия в проведении обычно обусловлены различиями в определении ситуаций. По мере того, как люди ближе узнают друг друга, они в состоянии говорить более искренне и благодаря этому лучше понимают картину мира каждого. Чем полнее один человек понимает своеобразие другого индивида, тем легче ему себя с ним идентифицировать. 

При вторичных контактах  взаимоотношения людей часто  основываются на взаимной полезности. Если люди постоянно общаются и добросовестно  исполняют конвенциальные роли, это  необязательно ведет к сокращению социальной дистанции. 

Многие социологи  вслед за Ч. Кули подчеркивали важность контактов лицом к лицу. Такие  контакты способствуют сокращению социальной дистанции, так как облегчают  «чтение» выразительных движений. Символические  коммуникации создаются намеренно  и контролируются сознанием; они  предназначены для того, чтобы  произвести определенное впечатление. Но экспрессивные движения не поддаются  контролю.
9. Факторы просоциального  и агрессивного поведения  

Просоциальное поведение  – действия, которые приносят пользу другим людям, но не имеют очевидной  пользы для людей, их совершающих. Латанэ и П. Дар-ли обрисовали пять ступеней выбора перед решением оказать помощь. На каждой стадии наиболее простой выбор – не делать ничего и не оказывать помощи. 

Шаг 1 Наблюдатель  должен осознать чрезвычайность ситуации. 

Шаг 2 Правильная интерпретация  ситуации как чрезвычайного происшествия. 

Шаг 3 Ответственность  за действия. Распределение (диффузия) – одно из объяснений пассивности  сторонних наблюдателей. 

Шаг 4 Знать, что делать. 

Шаг 5 Принятие окончательного решения об оказании помощи. 

Даже при всех положительных ответах наблюдатель  не решиться оказать помощь из-за опасения негативных последствий. 

Причины просоциального поведения: выделяют эгоистические  и бескорыстные мотивы поведения. 

Бескорыстная мотивация  – сопереживание приводит к помощи. 

Эгоистическая мотивация: 

1) оказание помощи  для того, чтобы почувствовать  себя лучше (модель облегчения  негативного состояния); 

2) помогать, потому  что результативное действие  приятно (гипотеза эмпатического  удовольствия); 

3) оказание помощи  похожим на нас людям с целью  сохранения общих генов (модель  генетического детерминизма). 

Агрессия – намеренное причинение какого-либо вреда другим людям. 

Теории агрессии 

1. Люди совершают  насилие, потому что это заложено  в их природе. 

2. Агрессию порождает  сильное стремление к смерти (З.  Фрейд). 

3. Агрессия провоцируется  животным инстинктом борьбы (К.  Лоренц). 

4. Социальные психологи  отрицали, что агрессия основывается  на врожденных инстинктах, подавляемых  социальными и культурными факторами. 

5. Чаще признается  важность биологических факторов  во многих формах социального  поведения (например более высокий уровень серотонина). 

Противоположный взгляд на агрессию содержит теория социального научения. В ее основе лежит идея о том, что агрессия в основном приобретается посредством научения через непосредственный опыт или наблюдения за действиями других. 

Согласно когнитивным  теориям агрессии, агрессивное поведение  основывается на сложном взаимодействии настроения, опыта, мыслей и воспоминаний. 

Социальные причины  агрессии Обычно агрессия связана с  различными социальными факторами, которые либо инициируют ее появление, либо увеличивают ее интенсивность: 

1) фрустрация –  возникновение агрессии при недостижении  желаемого; 

2) прямая провокация  – агрессия порождает агрессию; 

3) жестокость в  СМИ – влияние наблюдения за  агрессией; 

4) повышенное возбуждение  – эмоции, познание и агрессия.
10. Пути и средства  психологического воздействия  

Психологическое воздействие  предполагает понимание предрасположенности  людей; знание их характерных черт и  непроизвольных выражений, способностей и приобретенных навыков, особенностей поведения. 

Поскольку индивид  является членом той или иной социальной группы, подход к нему строится на изучении групповой специфики. 

Общепринятая классификация  средств психологического воздействия: 

1) стимулирование  тенденции к подражанию, вызывающей  сплочение единомышленников и  развитие энтузиазма, отметающих  колебания. Руководитель (внушающий)  не должен обнаруживать признаков  сомнения, нерешительности или готовности  следовать воле аудитории, так  как он может потерять силу  воздействия. Энтузиазм масс поднимается  вверх вплоть до самопожертвования. Отвлекающие или успокаивающие мотивы подавляются; 

2) внушаемость предопределяется  тем, что судьба индивида кажется  связанной с судьбой группы. Членами  группы движет чувство общности  в ущерб самоопределению индивида; 

3) крайняя степень  повышенной внушаемости – следствие  жизненных условий, а не отношения  членов группы к общей цели, последнее может быть даже  индифферентным; 

4) энтузиазм, готовность  к самопожертвованию могут иногда  приводить к бессмысленной панике, безрассудствам и бунтам. Повышенная  внушаемость ограничивает познавательное в личности. 

В практической жизни  встречается и наивное психологическое  воздействие, когда между внушаю-щим и толпой возникает слепая, лишенная смыс-ла зависимость. 

Психологи видят  во внушении установку на моторную реакцию, вызов определенного действия. Проблема состоит в соединении функций  подчинения с воспитанием инициативы, необходимой для выполнения заданий. Воспитание инициативы требует самостоятельности  и со-противления чужой воле. Его преодоление пытаются осуществить воспитанием доверия к руководителю, личной преданности, устранением обстоятельств, вызывающих раздражение. 

А Бандура считает  подражание родом социального научения. Организм человека воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение. 

Американский психолог Ф Скиннер, предлагая свой вариант  управления обществом, исходит из того, что свобода и автономия личности являются иллюзорными. Все мы зависим  от окружающей среды, и выработка  того или иного типа поведения  невозможна без использования внешних  подкрепляющих факторов, которые создают впечатление о свободном обществе. Нужны специалисты по планированию поведения человека, которые помогли бы гармонизировать развитие личности, достичь ее процветания.
11. Понятие социализации, этапы и механизмы ее воздействия  на личность  

Социализация –  процесс и результат социального  развития человека. 

Социализация непосредственно  связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества. 

Целенаправленные  процессы воздействия на личность реализуются  в воспитании и обучении. Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержаний. Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека. Внутренний процесс – процесс  формирования целостной личности. 

Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. 

К одной из наиболее явных особенностей современной  социализации относится ее длительность. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими  эпохами значительно увеличилось. Современная социализация характеризуется  гуманизацией детства, когда ребенок  выступает в качестве основной ценности семьи и общества. 

Особая роль в  современной социализации принадлежит  образованию и приобретению профессии. 

Творчество также  становится необходимым условием социализации человека. 

А В Петровский выделяет три стадии развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. 

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как  объект общественных отношений (воспитывается  родителями, воспитателями, учителями  и т. д.). Человек обучается быть личностью. Это не так просто. Примером тому являются феральные люди. 

Феральные люди –  это те, кто по каким-то причинам не прошел процесса социализации (выросли  в изоляции от людей и воспитывались  в сообществе животных). 

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление  индивида, вызванное потребностью персонализации. Человек уже способен проявить себя как уникальная индивидуальность. Стадия проявления различий между людьми. 

Интеграция предполагает достижение определенного баланса  между человеком и обществом. 

Таким образом, в  процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции  индивида. 

Пассивная позиция  – когда индивид усваивает  нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда  индивид воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект  социальных отношений; активно-пассивная  позиция – когда он способен интегрировать  субъект-объектные отношения.
12. Механизмы и  институты социализации  

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного  или бессознательного усвоения и  воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого  поведения других людей. 

Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой  идентификации) или полоролевой  типизации. Его сущность состоит  в усвоении субъектом психологических  черт, особенностей поведения, характерных  для людей определенного пола. 

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания  – чувств, которые испытывает человек  в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. Это эффекты действия механизма  социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция. 

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция проявляется в тормозящем влиянии одного человека на другого. 

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с  термином «социальный конформизм»  т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетами идеологии. Посредством  группового давления и распространения  стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного  обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. 

Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя  конформность, которая проявляется  лишь во внешнем согласии. При внутренней индивид действительно преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. 

Негативизм –  это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. 

Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы  социализации: внушение, групповые  экспектации, ролевое научение и  др. 

Социальное становление  человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Группы, задающие систему внешней  регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные институты социализации – семья, школа, производственная группа.
13. Отклонения социального  поведения  

Используются три  термина, близких по значению: деструктивное, отклоняющееся или девиантное поведение. Такое поведение обычно объясняется  сочетанием результатов неправильного  развития личности, неблагоприятной  ситуации и недостатками воспитания. 

Такое поведение  является опасным, когда оно задерживает  развитие личности или делает ее крайне односторонней, хотя внешне оно не находится  в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами. 

Ц. П. Короленко и  Т. А. Донских выделили семь вариантов  отклоняющегося поведения: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нар-циссическое, фанатическое, аутистическое. Многие варианты отклонений имеют в  своей основе акцентуации характера. Демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарциссическому поведению; застревание – к фанатическому; гипертимность в сочетании с возбудимостью – к антисоциальному и т. д. Сущность аддиктивного поведения состоит в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголя, наркотиков) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных положительных эмоций. 

Виктимогенность –  наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в  жертву социализации, сам процесс  и результат такого превращения  – виктимизация. 

Социальные факторы  виктимизации связаны с внешними воздействиями (низкий уровень жизни, безработица), феноменологические условия  – с теми внутренними изменениями  в человеке, которые происходят под  влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации. 

Ученые-демографы  выделяют три преобладающих фактора  виктимизации в современной жизни: загрязнение окружающей среды, снижение адаптации людей к быстро меняющимся условиям жизни, психологические стрессы. 

Специфические виктимогенные  факторы обусловлены нестабильностью  социальной, экономической и политической жизни общества и государства. 

Антисоциальное поведение  проявляется в ущемлении прав других людей, отсутствии чувства ответственности  и долга. 

К факторам виктимизации человека можно отнести все факторы  социализации: микрофакторы – семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, религиозные организации; мезофакторы – этнокультурные условия, региональные условия, средства массовой коммуникации; макрофакторы – космос, планета, мир, страна, общество, государство (классификация А. В. Мудрика).
14. Понятие и характеристика  социальной роли  

Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. 

Каждый индивид  выполняет не одну, а несколько  социальных ролей. 

Выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д. 

Межличностные роли регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.). Среди  индивидуально-типических проявлений личности можно выделить социально-типические роли, когда каждый человек выступает  в своеобразном социальном амплуа –  наиболее типичном индивидуальном образе. 

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли исполняются в данный момент времени; латентные – не проявляются  в актуальной ситуации. По способу  усвоения роли делятся на предписанные и приобретенные, которые субъект  усваивает в процессе социализации. 

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностныхотношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой  устанавливается широчайший диапазон отношений. 

Способ получения  роли зависит от того, насколько  неизбежной является данная роль для  человека. Одни роли определяются возрастом  и полом человека и не требуют  усилий для их приобретения. Другие роли достигаются или даже завоевываются  в процессе жизни человека. 

Каждая роль несет  в себе определенные возможности  эмоционального проявления ее субъекта. Экс-пектации окружающих, социальные нормы, обычаи, мода могут определять те или  иные особенности эмоционального проявления человека в определенной ситуации. 

Формализация определяется спецификой межличностных отношений  носителя данной роли. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. 

Это происходит, когда  люди взаимодействуют некоторое  время и отношения становятся относительно устойчивыми. 

Мотивация зависит  от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе  своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
15. Интерпретации  социальных ролей и их влияние  на развитие личности  

При различных подходах к интерпретации социальные роли определяются как: 

1) фиксация определенного  положения; 

2) функция, нормативно  одобренный образец поведения; 

3) общественно необходимый  вид социальной деятельности  и способ поведения личности  определяется общественной оценкой  (одобрение, осуждение и т. д.); 

4) обобщенный способ  выполнения определенной социальной  функции; 

7) существующая в  обществе система ожиданий относительно  поведения индивида; 

8) система специфических  ожиданий, собственная модель своего  поведения; 

9) открытое, наблюдаемое  поведение индивида; 

10) представление  о предписанном шаблоне поведения; 

11) предписанные (характерные)  действия; 

12) набор норм. 

Т. Шибутани полагал, что упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью  выполнения человеком тех или  иных социальных ролей, которые связаны  с правами и обязанностями. 

Обязанность – это  то, что человек вынужден делать, исходя из социальной роли, вне зависимости  от его желания. 

Обязанности всегда сопровождаются правами. Дисбаланс  между правами и обязанностями  может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена. Социальная роль имеет два аспекта  изучения: ролевое ожидание и ролевое  исполнение. 

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более он приспособлен к жизни. Процесс развития личности часто  выступает как динамика освоения социальных ролей. 

В психотерапии существует соответствующий метод коррекции  поведения – имаготерапия. Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль (метод психодрамы Д. Морено). 

Развивающаяся личность вносит в исполнение социальной роли индивидуальное своеобразие. Ролевое самопроявление всегда определяется и внутренней структурой психики – экстериоризацией, сложившейся под влиянием интериоризации внешней социальной деятельности человека. 

Д. А. Леонтьев выделил  два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой. Технический  аспект включает в себя восприятие сущности роли (через механизм подражания). Смысловой – связан с отношением человека к собственной роли. 

Возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности  усвоения роли, проблема неприятия  роли, проблема нарушения меры в  ее усвоении. 

Роль может быть средством достижения определенной цели, а может и сама стать целью, конечным результатом, к которому стремится  субъект. Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку  способствует его развитию.
16. Ролевые конфликты  

Ролевой конфликт –  ситуация, в которой индивид, имеющий  определенный статус, сталкивается с  несовместимыми ожиданиями. 

В ролевых теориях  принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. Кмеж-ролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много  различных ролей, и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям  этих ролей, либо потому что для этого  у него нет достаточно времени  и физических возможностей, либо различные  роли предъявляют ему несовместимые  требования. В исследованиях межролевого  конфликта следует выделить работу американского социального психолога  У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого  конфликта и предлагает способы  снятия этой напряженности. Для этого  надо освободиться от ряда ролей, а  затрату времени и энергии  на выполнение остальных поставить  в зависимость от значимости данной роли для индивида. 

Когда речь идет о  межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность. 

Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям  одной роли разными социальными  группами. 

Классическим в  данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено  среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов  колледжа. 

Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых  конфликтов. Одна из таких концепций  – теория ролевой напряженности  У. Гуда. 

Сходный подход можно  обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к  проблеме устранения ролевых конфликтов. 

Первая связана  с субъективным отношением к роли ее исполнителя. 

Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены  за исполнение или неисполнение роли. 

К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых  они выделяют две: ориентацию на моральные  ценности и прагматическую ориентацию. 

Исходя из анализа  этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.
17. Понятие и виды  общения  

При всех групповых  действиях участники выступают  одновременно в двух качествах: как  исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной структуры. 

Шаблон межличностных  отношений создает матрицу, которая  накладывает ограничения на то, что  каждый человек может или не может  делать. 

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают  более устойчивые ориентации. 

Каждая сторона  в системе межличностных отношений  связана рядом особых прав и обязанностей. 

В отличие от конвенциальных ролей большинству межличностных  ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип  обращения. 

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений. 

В каждой организованной группе существует общее понимание  того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. Люди, участвующие  в согласованном действии одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов. Как исполнители кон-венциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, в то же время, когда ситуация недостаточно определена, индивид имеет некоторую свободу выбора. Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные. Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую. 

Общение – процесс  взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся  обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним  из условий формирования и развития общества и личности. 

Выделяют три аспекта  общения: передача информации (коммуникативный  аспект общения); взаимодействие (интерактивный  аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным  и массовым. 

Непосредственное  общение – это общение лицом  к лицу; происходит не только речевое  общение, но и общение с помощью  невербальных средств. 

Непосредственное  общение может быть формальным и  межличностным. Непосредственное общение  реально только для малой группы, в которой все субъекты лично  знают друг друга. 

Опосредованное (косвенное) общение происходит, когда индивиды отдалены друг от друга временем или  расстоянием. 

К особому виду общения  относится массовое общение. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит в больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. 

Опосредованное связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
18. Уровни и функции  общения  

Самый примитивный  уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для  поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Иногда этот уровень обозначают как  конвенциональный (конвенция – «соглашение»). 

Следующий уровень  общения – информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер. 

Личностный уровень  общения характеризует такое  взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию  и постижению сущности другого человека. Личностный, или духовный, уровень  характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. 

Функции общения  определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, критерию самопознания (А. В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добро-вич); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др. 

Если рассматривать  общение в определенной системе  отношений, то можно выделить группы функций. 

1. Психологические  функции обусловливают развитие  человека как индивида и личности. В условиях общения многие  психические процессы протекают  иначе, чем в условиях изолированной  индивидуальной деятельности. Общение  стимулирует развитие мыс-лительныхпроцессов (когнитивная деятельность), волевых  процессов (активность), эмоциональных  процессов (эффективность). 

2. Социальные функции  детерминируют развитие общества  как социальной системы и развитие  групп как составных единиц  этой системы. Интеграция общества  возможна только при условии  наличия общения во всех его  видах, типах и формах. 

3. Инструментальные  функции определяют многочисленные  связи между человеком и миром  в самом широком смысле слова,  между различными социальными  группами. 

Концептуальная идея такого деления функций лежит  в представлении о взаимосвязи  человека с обществом и миром  в соответствии с простой моделью  отношений: человек – деятельность – общество.
19. Коммуникативный  аспект общения  

Коммуникация –  это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. 

Широкое распространение  средств массовой коммуникации породили понятие общего информационного  поля. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных аудиторий, воздействуя на мнения и поведение людей. 

Коммуникация выступает  как особая функция общения, проявляющаяся  в передаче и принятии информации. Человек, передающий информацию, –  коммуникатор; человек, воспринимающий ее, – реципиент. 

В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами. Информационный обмен –  глобальное явление, выходящее за пределы  простого человеческого общения. 

Межличностный информационный обмен определяется явлениями психологической  обратной связи, коммуникативных барьеров, феноменов межличностного влияния, различных уровней передачи информации. 

Сущность процесса психологической обратной связи  состоит в необходимости субъектов  выработать единую знаковую систему  и единое понимание обсуждаемых  вопросов во время общения (интерпретация  информации). 

Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. По вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к собеседнику. 

Разработаны различные  классификации невербальных средств  общения. 

Наиболее значимы  кинесические средства – зрительно  воспринимаемые движения другого человека. 

Характеристики голоса относят к просодическим и  экстралингвистическим явлениям. 

Просодика – ритмико-интонационные  стороны речи (высота, громкость  голосового тона и т. д.). 

Экстралингвистическая система – это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д. 

К такесическим средствам  общения относятся динамические прикосновения. 

Общение всегда пространственно  организовано. Э. Xолл ввел термин «проксемика» («близость»). К прок-семическим характеристикам относится ориентация собеседников в пространстве. 

Э. Холл определил  нормы дистанции четырьмя расстояниями: 

1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких  людей; 

2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми  людьми; 

3) социальное (от 120 до 400 см) – при официальном общении; 

4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиториями.
20. Социальное взаимодействие  и восприятие людьми друг друга  

Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, который изучает жизнедеятельность личности в социальном взаимодействии. 

Психологическая совместимость  – сочетание людей, которое позволяет  осуществить их взаимозаменяемость и взаимодополняемость. 

А. Б. Добрович выделял  социальные качества при взаимодействии: интроверсия – экстраверсия, мобильность  – ригидность, доминантность –  недоминантность. 

Экстравертированному  типу свойственна направленность на окружающих. 

Интровертированному типу присуще стремление к уединению. 

Мобильные люди динамичны  и выразительны. 

Ригидные предпочитают стабильность. 

Доминантный тип  склонен к подавлению недоминантных. 

Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов или  действий. Действие состоит из четырех  фаз: фазы побуждения, фазы уточнения  ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения. 

Выделено два показателя специфики поведения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам. Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас). 

Перцепция – процесс  и результат восприятия явлений  окружающего мира и самого себя. Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей и т. д.). Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. 

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную. Механизмы социальной перцепции: 

1) эмпатия – постижение  эмоционального состояния другого  человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний; 

2) аттракция –  особая форма восприятия и  познания другого человека, основанная  на формировании по отношению  к нему устойчивого позитивного  чувства. Аттракция рассматривается  обычно в трех аспектах: процесс  формирования привлекательности  другого человека; результат данного  процесса; качество отношений; 

3) механизм каузальной  атрибуции связан с приписыванием  человеку причин поведения. У  каждого человека возникают свои  предположения о том, почему  воспринимаемый индивид ведет  себя определенным образом. Приписывание  причин поведения может происходить  с учетом экстернально-сти и  интернальности как того, кто  приписывает, так и того, кому  приписывают. Если наблюдающий является экстерналом, то причины воспринимаемого будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация будет связана с внутренними причинами.
21. Понятие и типология  социального конфликта  

Конфликт – открытое столкновение противоположных позиций. 

На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего  в споре. 

Стадии протекания конфликта: 

1) потенциальное  формирование противоречий; 

2) осознание участниками  своих верно или ложно понятых  интересов; 

3) конфликтные действия; 

4) снятие или разрешение  конфликта. 

В любом конфликте  присутствует объект конфликтной ситуации. Вторым элементом конфликта выступают  цели, субъективные мотивы его участников. 

Конфликт предполагает наличие оппонентов. 

Для прекращения  конфликта необходимо устранить  хотя бы один из элементов его структуры. 

Конфликт имеет  и конструктивные функции: 

1) выступает источником  совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция); 

2) обнаруживает возникшее  противоречие (познавательная функция); 

3) разрешает противоречие (инструментальная функция); 

4) имеет объективные  последствия (перестроечная функция). 

Конфликты могут  быть одновременно конструктивными  и деструктивными. 

Деструктивные функции  конфликта: 

1) психологический  дискомфорт, подавленность, напряжение; 

2) нарушается система  взаимосвязей; 

3) понижается эффективность  совместной деятельности. 

Выделяют конфликты  межличностные, межгрупповые и внутриличностные. 

Межличностные конфликты  – столкновения взаи-мо-действующих  людей. 

Межгрупповые конфликты  возникают из-за противоборства групп  в коллективе или социуме. 

Внутриличностные  конфликты – столкновение мотивов, потребностей и интересов у одного человека. 

Возможны классификации  конфликтов: 

1) горизонтальные (между рядовыми сотрудниками); 

2) вертикальные (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу); 

3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей). 

По характеру причин выделяют конфликты, вызванные трудовым процессом, психологическими особенностями  человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. 

Различают конструктивные и деструктивные конфликты. К  конструктивным конфликтам относятся  те, разрешение которых выводит организацию  на более высокий уровень развития. Деструктивные конфликты, напротив, приводят к снижению эффективности  работы группы. 

Также конфликты  подразделяются на ложные (не имеют  под собой реальных противоречий), и подлинные (реальные противоречия существуют). 

Латентный конфликт – конфликт, который должен был  бы произойти, но не происходит. 

Сложными конфликтами  являются личные и производственные. В этих сферах жизнедеятельности человека он особенно уязвим. 

Смещенный конфликт – это явный конфликт, за которым  можно обнаружить скрытый, лежащий  в основе явного.
22. Пути разрешения  конфликтов  

В основу модели поведения  человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам положены идеи Е. Мелибруды, В. Зигерта и Л. Ланге. Конструктивное разрешение конфликта  зависит от следующих факторов: 

1) адекватности восприятия  конфликта; 

2) открытости и  эффективности общения, готовности  к всестороннему обсуждению проблем; 

3) создания атмосферы  взаимного доверия и сотрудничества. 

К. У. Томасом и  Р. Х. Килменном разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения  в конфликтной ситуации. Существуют пять стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество (конкуренция). 

Стиль соперничества, конкуренции может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся  в первую очередь удовлетворить  собственные интересы. 

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая  собственные интересы, вы вынуждены  принимать во внимание нужды и  желания другой стороны. Цель его  применения – разработка долгосрочного  взаимовыгодного решения. Такой  стиль требует умения объяснять  свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. 

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что  стороны стремятся урегулировать  разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, обе  стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. 

Стиль уклонения  реализуется обычно, когда затрагиваемая  проблема не столь важна, участник конфликта  не отстаивает своих прав, не сотрудничает ни с кем для выработки решения  и не хочет тратить время и  силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется  в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или  чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований  для продолжения контактов. Этот стиль не является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. Уход или отсрочка могут быть подходящей реакцией на конфликтную ситуацию. 

Стиль приспособления означает, что участник конфликта  действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях  сглаживания или и восстановления нормальной рабочей атмосферы. 

Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Необходимо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
23. Понятие и типология  социальных групп  

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая  с точки зрения их общности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.