Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Год: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

Формирование рыночных отношений в Российской Федерации сопровождается для многих хозяйствующих субъектов попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Это требует объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров по бизнесу. Состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов. Поэтому данная тема особо актуальна в настоящее время.
Целью курсовой работы является анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- ознакомится с понятиями дебиторская и кредиторская задолженность;
- сформулировать задачи анализа дебиторской и кредиторской задолженности;
- определить источники информации для анализа;
- изучить методику проведения анализа;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ЗАО «Турист» за 2008-2009гг.
Объектом исследования является закрытое акционерное общество «Турист».
Предметом исследования является сама методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности.
Теоретико-методологической базой работы выступают труды таких отечественных и зарубежных авторов, как Баканов М.И., Ковалева А.М., Савицкая Г.В.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ научной и учебной литературы; системный анализ и синтез; финансово–экономиче кий и сравнительный анализ; изучение мнения экспертов, специалистов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в организации и планировании хозяйственной деятельности торгового предприятия, выработке его ценовой, ассортиментной, финансовой, дивидендной, маркетинговой, управленческой, социальной политики с целью повышения его прибыли и рентабельности.













1 Теоретические основы анализа дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Задачи анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Задачи анализа дебиторской и кредиторской задолженности находятся в тесной взаимосвязи с экономическим содержанием понятий дебиторской и кредиторской задолженности.
Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.
Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) и пр.
Таким образом, дебиторская задолженность фактически представляет собой компоненту собственных средств предприятия, а кредиторская задолженность фактически представляет собой компоненту заемных средств.
Известно, что за счет собственных и заемных источников происходит формирование оборотных средств предприятия. Средства и источники средств предприятия находятся в постоянном кругообороте – деньги превращаются в сырье и материалы, которые в ходе производственного процесса становятся готовой продукцией, которая реализуется за наличный или безналичный расчет. В ходе этих процессов возникают расчеты с юридическими и физическими лицами, Пенсионным фондом, органами социального и медицинского страхования, бюджетами всех уровней и др. Следовательно, поддержание оптимального объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними – необходимая составляющая обеспечения стабильной и эффективной работы предприятия. В свою очередь, стабильность и эффективность работы предприятия во многом зависит от его способности погашать свои текущие и долговременные обязательства, а также вовремя получать причитающиеся ему средства от реализации продукции, услуг и пр., чтобы поддерживать непрерывность воспроизводственного цикла – иными словами, от степени платежеспособности предприятия.
Задолженность по платежам может существенно деформировать структуру оборотных средств предприятия. Так, если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, то предприятие либо должно привлекать банковский кредит по высоким ставкам, либо останавливаться в ожидании уплаты причитающихся ему долгов.
Если в структуре формирования источников оборотных активов преобладает кредиторская задолженность, предприятие зачастую вынуждено прибегать к разнообразным неденежным формам расчетов (бартер и пр.), подвергаться разного рода штрафным санкциям.
В этой связи анализ дебиторской и кредиторской задолженности является важной частью финансового анализа на предприятии и позволяет выявлять не только показатели текущей (на данный момент времени) и перспективной платежеспособности предприятия, но и факторы, влияющие на их динамику, а также оценивать количественные и качественные тенденции изменения финансового состояния предприятия в будущем.
Согласно Федеральному Закону РФ «О бухгалтерском учете», в число основных задач бухгалтерского учета входит предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Важную роль в решении этой задачи играет правильный и своевременный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
К непосредственным задачам анализа дебиторской и кредиторской задолженности относятся следующие:
      точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;
      контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;
      определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;
      определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности;
      выявление структуры данных по поставщикам по неоплаченным в расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;
      выявление объемов и структуры задолженности по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам, по страхованию имущества и персонала, задолженности, возникающей вследствие расчетов с другими дебиторами и кредиторами, задолженности по банковским кредитам и др. определение причин их возникновения и возможных путей устранения;
      определение правильности использования банковских ссуд;
      выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежей по бестоварным счетам и т.п. операциям;
      определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или неденежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.

1.2 Источники информации для анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Основными источниками информации для анализа дебиторской и кредиторской задолженности служат бухгалтерский баланс, приложение к балансу «Отчет о прибылях и убытках» (Форма №2), приложение к бухгалтерскому балансу «Форма №5» (включающая разделы о движении заемных средств и данные о дебиторской и кредиторской задолженности), оборотные ведомости, карточки аналитического учета, данные инвентаризации, первичные документы, журналы-ордера и ведомости синтетического учета, в которых отражается движение соответствующих платежей, расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам, действующие нормативные документы, определяющие ставки и льготы при производстве расчетов по направлениям платежей, другие отчетные формы.
Дебиторская и кредиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе предприятия по видам.
Учет дебиторской задолженности ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому могут быть открыты субсчета «Расчеты в порядке инкассо», «Расчеты плановыми платежами», «Векселя полученные» и другие.
Учет кредиторской задолженности ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Расчеты с дебиторами и кредиторами, не являющимися покупателями, заказчиками, поставщиками или подрядчиками, ведутся на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Для обобщенной характеристики объектов используются синтетические счета, на которых все показатели измеряются в денежном выражении.
Для более детальной характеристики объектов анализируются аналитические счета, где кроме денежного измерителя может присутствовать количественный показатель (килограммы, штуки, пары и др.).
Для обобщения и систематизации данных синтетических и аналитических счетов используются оборотные ведомости. При этом форма оборотной ведомости по счетам учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами имеет специфику, связанную с тем, что по одним организациям задолженность может быть дебетовой, а по другим – кредитовой. Кроме того, по одной и той же организации на начало месяца остаток может быть дебетовым, а на конец месяца – кредитовым, и наоборот. Поэтому сальдо в данной оборотной ведомости показывается развернуто: дебетовое сальдо в активе, кредитовое в пассиве. Сальдо в свернутом виде, т.е. как простую разность между различными видами задолженности, в такой оборотной ведомости указывать нельзя.
При ведении журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, рекомендованной для большинства предприятий промышленности, торговли и сбыта, текущая информация о движении дебиторской и кредиторской задолженности отслеживается по данным соответствующих журналов-ордеров.
Итоги каждого месяца по данным журналов-ордеров заносятся в Главную книгу.
В организациях малого бизнеса данные по дебиторской и кредиторской задолженности анализируются непосредственно по Книге учета хозяйственных операций.
1.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Дебиторская задолженность – важный компонент оборотного капитала. Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота фирмы, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию. Дебиторская задолженность может быть допустимой, т.е. обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйствен ой деятельности. Существуют различные виды дебиторской задолженности: товары отгруженные, расчеты с дебиторами за товары, расчеты по полученным векселям, расчеты с дочерними предприятиями, с бюджетом, с персоналом по прочим операциям, авансы, выданные поставщиками подрядчикам, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал, расчеты с прочими дебиторами.
Средства в товарах отгруженных составляют значительную долю всей дебиторской задолженности на оптовых предприятиях. Они неизбежны, так как продукция, находящаяся на складе, в установленные сроки отгружается потребителям. Однако в составе товаров отгруженных имеются неодинаковые по значению средства. Часть из них приходится на долю товаров отгруженных, сроки которых еще не наступили. Это положительное явление весьма быстротечно. По прошествии этих сроков и наличии по-прежнему неплатежей средства предприятия принимают форму товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателем, или товаров отгруженных на ответственном хранении у покупателя. Последние две группы свидетельствуют об отсутствии средств у покупателя или об отказе последнего от оплаты расчетных документов.
К текущим обязательствам относится краткосрочная кредиторская задолженность, прежде всего банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий. В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальным ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие – за счет частичной их продажи.
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности их размеры и качество оказывают сильное влияние на ИИ. Состояние предприятия для улучшения финансового положения необходимо:
1. Следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности. Предприятие будет финансово устойчиво, если задолженность покупателя будет приблизительно равна задолженности продавца.
2. Контролировать состояние расчетов по просроченной задолженности.
3. Ориентироваться на увеличение кол-ва заказчиков.
Задача анализа дебиторской и кредиторской задолженности состоит в том, чтобы выявить динамику и размеры дебиторской задолженности, а также причины ее возникновения или роста.
Анализ начинают с общей оценки динамики ее размера в целом и ее статей. После переходят к анализу качественного состояния дебиторской и кредиторской задолженности.
Под составом дебиторской или кредиторской задолженности обычно понимают перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых возникла конкретная составляющая задолженности. Поэтому анализ состава задолженности обычно выглядит следующим образом:
- анализ суммы текущей задолженности в отношении данного субъекта;
- выявление средней суммы задолженности, существовавшей в отношении данного субъекта в предыдущих периодах и среднего срока ее погашения, путем сравнения размеров и срока текущей задолженности с этими показателями.
Так определяется, является ли текущая задолженность критической;
- если существует субъект, суммарная задолженность в отношении которого превышает 100 000 руб. и срок погашения которой просрочен более чем на три месяца, то в отношении такого субъекта проводится специальное исследование, цель которого – выявить перспективы погашения подобной просроченной задолженности и определить необходимость возбуждения против субъекта процедуры банкротства (по просроченной дебиторской задолженности) либо вероятность возбуждения субъектом процедуры задолженности в отношеИИ организации (по просроченной кредиторской задолженности).
Кроме того, следует проводить структурный (вертикальный) анализ состава задолженности. Цель такого анализа – избежать сосредоточения задолженности в отношении какого-либо одного хозяйствующего субъекта. Особенно важно проводить такой анализ в отношении дебиторской задолженности, так как снижение степени диверсифицированности этой задолженности увеличивает вероятность существенного ухудшения финансового состояния.
Структура дебиторской задолженности традиционно рассматривается в двух аспектах:
- в соответствии со сроками ее погашения:
- долгосрочная (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты);
- краткосрочная (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);
- в соответствии с причинами возникновения задолженности:
- расчеты с контрагентами; авансы и т. П.
Для анализа структуры задолженности удобно использовать соответствующий раздел формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» - «Дебиторская и кредиторская задолженности», трансформировав таблицу из формы №5 следующим образом:
Таблица 1
Структура дебиторской задолженности ЗАО «Турист»
Наименование показателя Значение показателя Отклонение Темп роста, %

на начало периода,т. р.
УВ, % на конец периода т.р. УВ, %

Дебиторская задолженность:
288 100 281 100 -7 97,56
краткосрочная - всего 160 55,55 170 60,49 10 106,25
в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками 160 55,55 170 60,49 10 106,25
авансы выданные _ _ _ _ _ _
прочая _ _ _ _ _ _
долгосрочная - всего 128 44,44 121 43,06 -7 94,53
в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками 128 44,44 121 43,06 -7 94,53
авансы выданные _ _ _ _ _ _
прочая _ _ _ _ _ _
Итого 288 100 281 100 -7 97,56

Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности ЗАО «Турист» Таблица 2
Показатели Предыду щий
период
Текущий период
Измене- ние
(+, –)
Выручка от продаж, тыс. руб. - 174 +174
Дебиторская задолженность, тыс. руб. 288 281 -7
в т.ч. просроченная дебиторская задолженность, тыс. руб.
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз - 0,62 0,62
Период погашения дебиторской задолженности, дни - 588 588
Также для исследования структуры применяют расчеты удельных весов элементов дебиторской задолженности в общей величине дебиторской задолженности. Аналогично исследуется структура кредиторской задолженности. Соответствующая таблица имеет вид:
Таблица 3
Структура кредиторской задолженности, ЗАО «Турист»
Наименование показателя Значение показателя Отклонение Темп роста, %

на начало периода, т.р. УВ, % на конец периода, т.р.
УВ, %
ение
Кредиторская задолженность: 649 100 751 100 102 115,71
краткосрочная — всего 649 100 751 100 102 115,71
в том числе: расчеты с поставщиками и подрядчиками 571 87,98 666 88,68 95 116,64
Задолженность перед персоналом организации 12 1,85 14 1,86 2 1,17
расчеты по налогам и сборам 66 10,17 71 9,45 5 1,07
кредиты и займы _ _ _ _ _ _
прочая _ _ _ _ _ _
долгосрочная — всего _ _ _ _ _ _
в том числе: кредиты _ _ _ _ _ _
займы _ _ _ _ _ _
прочая _ _ _ _ _ _
Итого 649 100 751 100 102 115,71
Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности, ЗАО «Турист» Таблица 4
Показатели Предыдущий период
Текущий период
Измене- ние
(+, –)
Выручка от продаж, тыс. руб. - 174 +174
Кредиторская задолженность, тыс. руб. 649 751 102
Оборачиваемость кредиторской задолженности, раз - 0,23 0,23
Период погашения кредиторской задолженности, дни - 1586 1586

Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности ЗАО «Турист» Таблица 5
Показатели Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность
Темп роста, % 97,56 115,71
Оборачиваемость, в оборотах 0,62 0,23
Оборачиваемость, в днях 588 1586

Из данной таблицы можно сделать вывод, что в организации преобладает кредиторская задолженность и темп ее роста превышает темп роста дебиторской задолженности.
Показатели Пред. год Отч. год Отклонение Темп роста, %
Оборачиваемость дебиторской задолженности
- 0,62 0,62 -
Дебиторская задолженность 288 281 -7 97,56
Выручка от продаж, тыс. руб - 174 174 -

Факторный анализ:
Об=В/ДЗ
ОБВ=174/288=0,6
?в=0,6-0=0,6
ОБдз=174/281=0,619
?дз=0,619-0,6=0,019
?об=0,6+0,019~0,62
Вывод: на изменение оборачиваемости дебиторской задолженности оказали влияние 2 фактора: дебиторская задолженность и выручка от продаж, дебиторская задолженность увеличила оборачиваемость на 0,6, а выручка от продаж увеличила на 0,019, таким образом оборачиваемость дебиторской задолженности возросла на 0,62
Анализ кредиторской задолженности начинается с оценки структуры и динамики источников заемных средств:
1. долгосрочные кредитные займы.
2. краткосрочные кредитные займы.
3. Кредиторская задолженность
4. и прочие краткосрочные пассивы.
Кредиторская задолженность возникает вследствие:
1. Существующей системы расчетов (при не совпадении сроков начисления и сроков оплаты).
2. Несвоевременность исполнения предприятием своих обязательств.
При углубленном анализе кредиторской задолженности целесообразно рассмотреть остаток обязательств на конец отчетного периода по срокам образования как и в дебиторской задолженности. Особое внимание обращается на просроченную кредиторскую задолженность.
Динамику изменения дебиторской и кредиторской задолженности можно выявить, используя горизонтальный или трендовый анализ как абсолютных значений задолженности, так и их удельных весов, а также по изменению оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.
Полезно также анализировать структуру дебиторской задолженности в соответствии с вероятностью ее погашения, деля ее на высоковероятную к погашению, вероятную к погашению и маловероятную к погашению.
Все счета к получению классифицируют по группам:
1. Срок оплаты не наступил.
2. Просрочка от 0-30 дн.
3. от 30-45дн.
4. от 45-60дн.
5. от 60-90дн. и т.д.
Данные для анализа сводят в таблицу. Если в ходе анализа обнаруживается тенденция роста сомнительной дебиторской задолженности это свидетельствует об уменьшении ликвидности баланса, ухудшении финансового состояния предприятия.
Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Анализ дебиторской задолженности представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации товаров и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее погашения (29, с. 23).
Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого, в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности приводимым в форме Л-5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами.
Определяется средний период погашения дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период погашения дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
ПИдз = ДЗ
___
Оо, (1.1)
где ДЗ - средний остаток дебиторской задолженности предприятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде; О0 - сумма однодневного оборота по реализации товаров в рассматриваемом периоде.
Коборачиваемости = Выручка
______
Сред. величина дебиторской задолженности (раз)
Коборачиваемости = 360
______
Коборачиваемости (дней)
Рассчитываются коэффициенты инкассации дебиторской задолженности и составляется реестр старения.
Коэффициент инкассации дебиторской задолженности текущего месяца определяется:
Кинкассации = оплата тек месяца
_____
отгрузка тек месяца =45%.
Кинкассации прошлых месяцев =
Погашение дебиторской задолженности от 0-30дн.
______
отгрузка предыдущего месяца=12%.
Если нет сомнительной дебиторской задолженности, то коэффициент инкассации =100% или 1.
Коэффициенты инкассации на каждую дату рассчитываются по отдельным группам задолженности. Например, коэффициенты инкассации в июне включают коэффициент инкассации текущей (июньской) задолженности, коэффициент инкассации задолженности по продукции, отгруженной в мае и т.д. Суммарный коэффициент инкассации равен отношению погашения дебиторской задолженности за все периоды к объемам поставок за последний период.
Если К > 1, то за июнь дебиторская задолженность снизилась, если К < 1, то дебиторская задолженность и вероятность формирования безнадежной задолженности растут.
Снятие (смягчение) ограничений на коммерческий кредит и увеличение срока кредита приводят к снижению коэффициентов инкассации.
По каждому дебитору, попавшему в таблицу, крупнейших дебиторов, необходимо провести работу по возврату задолженности. Основываясь на опыте реструктуризации и реформирования предприятий России можно предложить следующие меры по организации такой работы:
- создание целевой группы по работе с дебиторской задолженностью;
- составление и анализ реестра «старения» счетов дебиторов;
- разработка плана мероприятий по работе с конкретными контрагентами с указанием сроков, ответственных, оценкой затрат и полученного эффекта;
- внесение информации о планируемых суммах возвращаемой задолженности в финансовый план предприятия с последующим контролем выполнения;
- разработка и утверждение положения о мотивации за результат, достигнутый целевой группой.
Целевая группа может состоять из сотрудников отделов маркетинга, сбыта, бухгалтерии. Численность группы зависит от масштабов предприятия и составляет 3-5 человек. Как правило, после начала проработки реестра счетов дебиторов, определяются затраты, необходимые для возврата задолженности и сумма возврата.
Мероприятия по работе с дебиторами могут включать: телефонные переговоры; выезды к контрагентам; оформление договоров цессии; разработка схем погашения задолженности векселями с их последующей реализацией; разработка эффективных бартерных схем; проработка возможностей обращения в арбитраж.
Опыт реформирования российских предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести хороший результат. Возврат задолженности в сжатые сроки - реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Тем не менее, с точки зрения эффективного управления дебиторской задолженностью, важно не только в сжатые сроки вернуть средства, но и не допускать последующего увеличения задолженности выше допустимого предела. Возникает задача планирования и управления дебиторской задолженностью.
Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультан ов
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях.
1. Снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат.
2. Система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.
3. Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. Речь вновь идет о спонтанном финансировании. В условиях инфляции оно ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.
В ходе углубленного анализа составляется расчетный баланс дебиторской и кредиторской задолженности.
Для более детального анализа структуры всей задолженности целесообразно рассмотреть соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Положительным является уменьшение этого отношения.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов. Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:
    объем оборотных средств на конец периода/ краткосрочная задолженность на конец периода <2
    объем источников объем внеоборотных собственных доходов - активов на конец периода / объем оборотных средств на конец периода < 0,1
Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.
При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.



2 Анализ финансового состояния ЗАО «Турист»
2.1 Краткая характеристика ЗАО «Турист»

В связи с большим объёмом туристского оборота фирма имеет возможность устанавливать умеренные цены на все виды туристского продукта, использовать все возможные виды скидок для минимизации стоимости туристского обслуживания.
В силу основополагающей концепции многопрофильности своей деятельности ЗАО «Турист» осуществляет приём большого потока туристов. Она предлагает широкий набор туристских маршрутов, отличное размещение и питание по умеренным ценам. Эффективно используя методы кооперации с экскурсионным бюро, ведущими музеями, ЗАО «Турист» осуществляет обслуживание туристов на высоком уровне.
Организационная структура фирмы постоянно совершенствуется адекватно её стремительному развитию. В фирме работает около 20 специалистов. Сформировано несколько крупных подразделений в соответствии с профилем работ. Все сотрудники имеют надлежащее профессиональное образование, подготовку и опыт работы.
Фирма ведёт агрессивную рекламную политику, постоянно изыскивая
наиболее эффективно работающие рекламные пространства в газетах, журналах, использует внешнюю рекламу, радио и телевидение. Большое внимание уделяется рекламе имиджа: разработаны изящный и лаконичный фирменный стиль, флаги, логотипы. Издаются на высоком полиграфическом уровне каталоги туристского продукта, активно используются методы оперативного рекламного сопровождения отдельных туров.
Продуманная рекламная политика, значительные средства, затрачиваемые на неё, приносят положительный эффект – объём туристского продукта фирмы постоянно увеличивается. Туристские маршруты отличаются оригинальностью и высоким уровнем обслуживания. Руководство фирмы внимательно следит за достаточно непостоянным спросом на туристские услуги, тщательно выбирает для своих клиентов отели, организует питание, интересные экскурсии. Фирма проявляет значительный интерес к туристской общественной жизни, участвует во всех важных туристских мероприятиях, выделяет время и значительные средства для участия не только в России, но и за рубежом.
Размер уставного капитала Общества в новом масштабе цен составляет 8 тыс.руб..
Структура органов управления состоит из следующих органов:
- Общее собрание акционеров – высший орган управления;
- Совет директоров – представительный (наблюдательный орган
управления;
- Генеральный директор – единоличный исполнительный орган.
К компетенции общего собрания акционеров относятся следующие вопросы: внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация Общества, ликвидация Общества, определение количества, номинальной стоимости, категории объявленных акций; увеличение уставного капитала или его уменьшение; утверждение годовых отчётов; избрание членов счётной комиссии и т.д.
Совет директоров осуществляет руководство деятельностью Общества. В компетенцию Совета директоров входит решение вопросов общего руководства деятельностью Общества: определение приоритетных направлений деятельности; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров; утверждение повестки дня общего собрания акционеров и т.д.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – Генеральным директором.
ЗАО «Турист» является коммерческой организацией, преследующей в
качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Основными видами (предметом) деятельности Общества являются:
- Оказание туристических услуг;
- Организация экскурсионного развития;
- Прокат туристического инвентаря, снаряжения, бытовой техники,
оборудования и автомобилей;
- Организация деловых встреч, бизнес-туров, круизов и деловых
поездок как в России, так и за рубежом (с участием российских и
иностранных граждан);
- Организация и ведение гостиничного бизнеса;
- Оказание сервисных услуг по визовому оформлению российским и
зарубежным гражданам и фирмам;
- Оптовая и розничная торговля товарами народного потребления (в том
числе подакцизными товарами), а также продукцией производственно-
технического назначения;
- Автотранспортные услуги (грузовые и пассажирские перевозки, в том
числе междугородние и международные) юридическим и физическим
лицам;
- Рекламно-информацион ые услуги;
- Маркетинговая, полиграфическая, издательская, культурно-
просветительская деятельность;
- Оказание бытовых и консультационных услуг;
- Внешнеэкономическая деятельность.
ЗАО «Турист» вправе осуществлять любые виды деятельности, направленные на достижение цели Общества и не запрещённые законодательством.


2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Турист»

Проведем анализ финансово-хозяйствен ой деятельности на конкретном примере ЗАО «ТУРИСТ» на основании бухгалтерской отчетности: формы №1 и №2 за 2008-2009 гг.
    Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия приведем в таблице 1.
                    Таблица 1
Основные экономические показатели хозяйственной деятельности
за 2008, 2009 гг. ЗАО «Турист»
№ п\п Показатель 2008 г 2009 г Отклонение (+\-), 2008 от 2009, тыс.руб Темп роста 2009 г,%
1 2 3 4 5 6

1
Выручка от реализации, работ, услуг - 174 174 -
2 Себестоимость работ, услуг - - - -
3 Валовая прибыль - 174 174 -
4 Коммерческие расходы - - - -
5 Управленческие расходы - (38) -38 -
6 Прибыль (убыток) от продаж - 136 136 -
7 Прочие доходы - - - -
8 Прочие расходы (3) (89) 89 2866,67
9 Прибыль до налогообложения (3) 38 38 -1366,67
10 Чистая прибыль (3) 38 38 -1366,67

Вывод: из таблицы следует, что выручка от реализации продукции увеличилась на 174 тыс.руб. Но при этом увеличились и управленческие расходы на 38 тыс.руб. В итоге прибыль выросла на 38 тыс.руб.
Для улучшения сложившегося финансового положения предприятию следует принять решительные меры по увеличению выручки от продаж продукции как путем увеличения производства продукции, так и путем поиска более выгодных сегментов рынка и изучения цен конкурентов, а также повышения привлекательности выпускаемой продукции для потребителей за счет улучшения ее качественных параметров, что так же равноценно увеличению ее количества.
Необходимо так же принять меры по увеличению прочих доходов при одновременном снижении соответствующих расходов.
    Анализ структуры имущества и источников его формирования приведем в таблице 2.
Таблица 2
Анализ структуры имущества и источников его формирования за 2008-2009гг
ЗАО «Турист»

Наименованиие показателей
2008 год 2009 год Изменения 2008 к 2009 гг
Тыс.руб % к валюте баланса Тыс.руб % к валюте баланса Тыс. руб %
1 2 3 4 5 6 7
ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы 820 40,55 792 37,81 -28 -2,74
Основные средства - - - - - -
Незавершенное строительство - - - - - -
Доходные вложения в материальные ценности - - - - - -
Долгосрочные финансовые вложения - - - - - -
Прочие внеоборотные активы - - - - - -
Итого по разделу 1 820 40,55 792 37,81 -28 -2,74
2.оборотные активы
Запасы 588 29,08 781 37,77 193 8,69
В том числе:
Сырье и материалы - - 5 0,24 5 0,24
Затраты на незавершенное производство - - - - - -
Готовая продукция - - - - - -
Товары отгруженные - - - - - -
Расходы будущих периодов 588 29,08 776 37,52 193 8,44
Прочие запасы и затраты - - - - - -
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 150 7,42 233 11,27 83 3,82
Краткосрочная дебиторская задолженность - - - - - -
Долгосрочная дебиторская задолженность - - - - - -
В том числе: Покупатели и заказчики
- - - - - -
Краткосрочные финансовые вложения 462 22,85 260 12,57 -202 -10,28
Денежные средства 2 0,10 2 0,10 - -
Прочие оборотные активы - - - - - -
Итого по разделу 2 1202 59,45 1276 61,70 74 2,25
Валюта баланса 2022 100 2068 100 46 -
ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
3. Капитал и резервы
Уставный капитал 8 0,40 8 0,39 - -0,01
Собственные акции, выкупленные у акционеров - - - - - -
Добавочный капитал 694 34,32 694 33,56 - -0,76
Резервный капитал - - 54 2,61 54 2,61
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 669 33,09 615 29,74 -54 -3,35
Итого по разделу 3 1371 67,80 1371 66,30 - -1,5
4. Долгосрочные обязательства
Заимы и кредиты 2 0,10 - - -2 -0,10
Отложенные налоговые обязательства - - - - - -
Итого по разделу 4 2 0,10 - - -2 -0,10
5.Краткосрочные обязательства
Займы и кредиты - - - - - -
Кредиторская задолженность 649 32,10 751 36,32 102 4,22
В том числе:
Поставщики и подрядчики 571 28,24 666 32,21 95 3,97
Задолженность перед персоналом организации 12 0,59 14 0,68 2 0,09
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами - - - - - -
Задолженность по налогам и сборам 66 3,26 71 3,43 5 0,17
Прочие кредиторы - - - - - -
Резервы предстоящих расходов - - - - - -
Прочие краткосрочные обязательства - - - - - -
Итого по разделу 5 649 32,10 751 36,32 102 4,22
Валюта баланса 2022 100 2068 100 46 -
Вывод: Из таблицы видно, что общий итог баланса за 2008-2009 гг повысился на 46 тыс.руб. Для последующей оценки финансового состояния предприятия составим аналитический баланс. Вертикальный анализ показателей аналитического баланса показывает, что уменьшение нематериальных активов с 40,55% по 37,81% говорит о тенденции сужения производственной базы. Запасы и затраты по удельному весу в структуре оборотных средств в 2009 году повысились на 8,69% по сравнению с 2008 годом.
Доля денежных средств в структуре активов не изменилась, это свидетельствует о том, что уровень организации кредитно-расчетных отношений не изменился.
Анализируя структуру пассива баланса, следует отметить, что уставный и добавочный капитал остались на прежнем уровне, прибыль в 2009 году уменьшилась на 3,35%.
Достаточно низкий удельный вес кредиторской задолженности в составе пассивов, (2008 г – 32,10%, 2009 – 36,32%), что говорит об неустоявшихся связях предприятия, о низком доверии к нему кредитуя его текущую деятельность, заказчики не рассчитывают на четкое выполнение обязательств.
Финансовое состояние предприятия отражает фактически сложившиеся в итоге хозяйственной деятельности результаты образования и использования денежных средств. В данном отчетном периоде оно является не удовлетворительным.
Платежеспособность предприятия это один из частных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Под платежеспособностью предприятия понимается наличие денежных ресурсов и предстоящих поступлений денег, сумма которых может быть использована для погашения срочных обязательств предприятия перед финансовыми органами, банками, кредиторами, органами социального страхования, рабочими и служащими. Предприятие считается платежеспособным, когда ресурсы имеющиеся на предприятии достаточны для того, чтобы погасить срочные платежи и не допустить нарушения сроков расчета по обязательствам предприятия.
Основные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости представленной в виде таблицы 3. Главной проблемой, которая должна быть решена в результате анализа платежеспособности, является оценка способностей предприятия генерировать денежные средства.
Как известно все хозяйственные средства предприятия дифференцируется по их размещению и источниками возникновения, которые подразделяются на собственные и привлеченные.
Осуществлять хозяйственную деятельность за счет собственных средств, как правило, нецелесообразно, если вообще возможно.
Привлеченные же средства требуют своевременного возврата (к тому же, как правило, с выплатой процентов). Таким образом, в процессе своего функционирования предприятию приходится рассчитываться по своим обязательствам в заданные сроки и в соответствующем объеме, т.е. быть платежеспособным.
3.Анализ основных показателей платежеспособности и финансовой устойчивости приведем в таблице 3. При анализе необходимо рассчитывать следящие показатели:
1. общий показатель платежеспособности (L1)
2. Коэффициент абсолютной ликвидности (L2)
3. Коэффициент критической оценки (L3)
4. Коэффициент текущей ликвидности (L4)




Основные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости
за 2008-2009 гг ЗАО «Турист» Таблица 3
Показатель 2008 2009 Отклонения Оптимальные значения
1. Общий показатель платежеспособности (L1) 1,05 0,75 -0,3 >1,0
2.Коэффициент абсолютной ликвидности (L2) 0,71 0,35 -0,36 >0,2-0,7 (не ниже 0,2)
3.Коэффициент критической оценки (L3) 0,71 0,35 -0,36 0,8-1,0
4. Коэффициент текущей ликвидности (L4) 1,85 1,70 -0,15 2,5-3,0
Для комплексной оценке ликвидности баланса в целом следует использовать общий показатель платежеспособности (L1). Он вычисляется по формуле:
L1=A1+0,5A2+0,3A3/П1 0,5П2+0,3П3 (2.1)
L18= 462+0,3*740/649+0,3* =1,05
L19=260+0,3*1016/751 0,75
Так как общий показатель платежеспособности за 2009 год меньше 1, то оборотных средств у предприятия для покрытия своих краткосрочных обязательств не достаточно. Повышение показателя платежеспособности в 2009 году показывает, что предприятие увеличило свою платежеспособность.
Коэффициент абсолютной ликвидности (L2) показывает какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время:
L2=A1/П1+П2 (2.2)
L28=462/649=0,71
L29=260/751=0,35
Из проведенных расчетов видно, что коэффициент абсолютной ликвидности за анализируемый период удовлетворяет установленным нормам.
Коэффициент критической оценки (L3) показывает какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно быть погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по счетам:
L3=A1+A2/П1+П2 (2.3)
L38=462/64=0,71
L39=260/751=0,35
За отчетный период коэффициент критической оценки не достиг оптимального уровня, что свидетельствует о недостатке на счете организации денежных средств.
Коэффициент текущей ликвидности (L4) показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства:
L4=A1+A2+A3/П1+П2 (2.4)
L48=462+740/649=1,85
L49=260+1016/751=1,7
Коэффициент ликвидности за отчетный период также не достиг оптимальных значений, следовательно, можно сказать, что предприятие находится в плохом состоянии.
    Анализ абсолютных показателей, характеризующие ликвидность баланса организации на начало и на конец 2008-2009 гг. приведен в таблице 4.







Таблица 4
Анализ абсолютных показателей, характеризующие ликвидность баланса организации на начало и на конец 2008-2009 гг. ЗАО «Турист»

и т.д.................






Актив
На начало 2008-
2009гг
На конец 2008-2009 гг


Пассив
На начало 2008-2009 гг На конец 2008-2009 гг Платежный излишек или недостаток (+/-)
На начало 2008-2009 гг На конец 2008-2009 гг
1 2 3 4 5 6 7 8
Наиболее ликвидные активы (А1) стр.250+260 2080 462
462 260
Наиболее срочные обязательства (П1) стр.120 50100 649
649 751
-48500 -187
-187 -491
Быстрореализуемые активы (А2) стр.240
20080 0
0 0
Краткосрочные пассивы (П2) стр.610+630+ 660

Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.