Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Интервьюирование как метод опроса
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 20 О.
Страниц: 6.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Оглавление. С.
Введение……………….…..3 Глава
1.Понятие интервью:его
достоинства и
недостатки………..…4 Глава
2. Вида интервью……….….8
Глава
3. Порядок проведения
и использование результатов
интервьюирования…………………..……...13
3.1. Использование
результатов интервьюирования……….17
Заключение………..………...21
Список
источников и литературы……….………..22
Введение.
Как
известно, человек – существо социальное.
Под этим следует понимать то, что
человек не может существовать обособленно
от общества. Он будет испытывать потребности
в нем в различных проявлениях,
начинаю от простой нехватки чьей-либо
помощи и заканчиваю душевным опустошением.
Так уж случилось, что люди живут
не обособленно, а определенными
объединениями (семья, компания, нация
и т.д.). Совокупность всех индивидов
мы будем называть обществом.
Общество
– это сложная система, состоящая
из множества индивидов, связанных
между собой общественными (социальными)
отношениями. Изучение общества – одна
из главнейших задач социологии. А
как можно изучить общество, узнать
о закономерностях его развития,
предсказать те или иные общественные
явления? Предлагают три метода изучения
общества (то есть сбора информации о нем).
Это социологический опрос, анкетирование
и интервьюирование. В своей работе я подробно
рассмотрю третий метод получения первичной
социологической информации – метод интервьюирование,
а также его применении. К нему чаще всего
прибегают журналисты и телерепортеры,
потому что он дает быстрое (пусть даже
не совсем точное) представление о мнение
индивида на ту или иную проблему.
Цель
работы – рассмотреть интервьюирование
как метод опроса.
Предмет
исследования – интервью как метод опроса.
Задачи
исследования:
1.
Раскрыть понятие интервью: его
достоинства и недостатки.
2.
Рассмотреть виды интервью.
3.
Проанализировать порядок проведения
интервью и использование результатов.
Глава
1. Понятие интервью:
его достоинства
и недостатки.
Существует
множество определений метода интервьюирования
(или по-простому – интервью), причем каждое
из них акцентирует внимание на чем-то
особенном.
По
мнению академика В.А. Ядова, «Интервью
– это проводимая по определенному
плану беседа, предполагающая прямой
контакт интервьюера с респондентом,
причем запись ответов последнего производится
либо интервьюером (его ассистентом),
либо механически (на пленку)».1 Но
это определение охватывает, пожалуй,
лишь формализованные интервью, так как
предполагается определенный заданный
план. Общим кажется определение, которое
дает В.И. Добреньков: «Интервью – это
метод получения необходимой информации
путем непосредственной целенаправленной
беседы интервьюера с респондентом». Из
этого видно, что автор концентрирует
внимание в первую очередь на беседе как
основе интервью.2
Каждый
вариант опроса представляет собой
одну из наиболее сложных разновидностей
социально-психологи еского общения,
обусловленного рядом обстоятельств:
содержанием анкеты или интервью,
то есть перечнем вопросов, в которых
реализован предмет исследования; качеством
работы анкетера или интервьюера; сосредоточенной
работы респондента над предложенными
вопросами; психологическим состоянием
респондента в момент проведения
опроса, атмосферой, в которой проводится
беседа. Важно не забывать о психологическом
факторе, который играет большую
роль в проведении интервью, т.к. зачастую
от морального, психологического состояния
респондента зависит качество получаемой
интервьюером информации.
Метод
опроса, опирающийся на достаточное
число обученных анкетеров или
интервьюеров, позволяет в максимально
короткие сроки опрашивать довольно
большое количество респондентов и получать
различную по своей природе информацию.
Метод
интервью и по сей день продолжает
оставаться одним из основных способов
сбора информации. Предметные области,
для изучения которых он использовался
и используется, преследуемые при
этом цели и контингент опрашиваемых
чрезвычайно многообразны. Наряду с
широкой практикой использования
этого метода, усилия множества научных
коллективов были направлены на разработку
эффективной методологии интервью
и совершенствования процедур, техники
и приемов интервьюирования.
При
интервьюировании контакт между
исследователем и респондентом осуществляется
при помощи интервьюера, который
задает вопросы, предусмотренные исследователем,
организует и направляет беседу с
каждым отдельным человеком и
фиксирует полученные ответы. Этот
метод опроса требует больших
затрат времени и средств, чем
анкетирование, так как техника
его проведения сложнее, но вместе с
тем повышается надежность собираемых
данных за счет уменьшения числа не
ответивших и ошибок при заполнении
вопросников. Кроме того, с помощью
анкеты социолог получает прежде всего
«поверхностный» слой мнений, в то
время как интервью дает возможность
исследовать глубинные мотивы и
мнения. Многие социологи склонны
считать, что анкетный опрос в
ряде случаев – это разновидность
строго формализованного интервью, которое
предполагает детальную разработку
всей процедуры опроса (включает в
себя общий план беседы, последовательность
вопросов, варианты предполагаемых ответов),
что мы и наблюдаем при проведении
анкетирования. Ведь анкетный опрос
тоже может выступать в качестве
беседы: не всегда респондент заполняет
анкету самостоятельно – зачастую
опрос построен в виде разговора,
в ходе которого интервьюер заполняет
анкету со слов респондента; кроме того,
в последнее время часто стали
применяться телефонные опросы. Преимущества
интервью перед анкетным опросом
раскрываются в полной мере при использовании
свободных (неформализованных) и полуформализованных
его вариантов.
Как
известно, у всего есть свои достоинства
и недостатки. Так достоинством автомобиля
перед общественным транспортом
по передвижению по городу является комфорт
и малое время в пути, недостатком
– обязательное наличие водительского
удостоверения, требование повышенного
внимания и концентрированности. К
достоинствам мобильной связи следует
отнести ее удобство и, что называется,
мобильность, а к недостаткам
– довольно высокие тарифы, высокочастотное
облучение, неуместные звонки и т.д.
Так и у интервью: есть свои плюсы
и минусы, достоинства и недостатки.3
Поговорим
сначала о достоинствах. Их довольно
много. Во-первых хочется отметить,
что интервью – это самый интерактивный
вид опроса. При возникновении
каких-либо неясностей респондент может
переспросить вопрос, равно как интервьюер
может попросить разъяснения
ответа на вопрос. Во-вторых, интервьюер
может контролировать опрос (беседу)
и модифицировать перечень задаваемых
вопросов, добиваясь максимальной эффективности.
Интервью может быть включено в прямой
телеэфир для демонстрации широкой
общественности позиций опрашиваемого
лица (чаще всего такие интервью
проводятся с людьми, имеющими высокий
уровень компетентности по данной проблеме
или занимающими высокие должности,
а также с политиками и бизнесменами).
Если не предполагается опроса большого
числа респондентов, то сразу же
после проведения интервью становятся
ясны позиции респондентов и дополнительный
анализ зачастую не требуется. По манере
поведения респондента во время
проведения с ним интервью можно
определить, говорит ли он правду или
лжет, серьезно ли он к этому относится
или нет, доставляет ли ему опрос
удовольствие или он отвечает на вопросы
интервьюера лишь бы только тот отвязался
от него. По этим критериям можно сделать
вывод о достоверности и практической
применимости полученных данных.
Достоинств
интервью еще довольно много, но перейдем
к недостаткам. Во-первых, при проведении
интервью возможно более глубокое искажение
передаваемых данных от респондента
к интервьюеру вследствие морально-психологиче кой
скованности, особенно если интервьюер
задает сугубо личные или интимные
вопросы. Если бы те же вопросы были
заданы в письменной форме (анкетирование)
и анонимно, то, скорее всего, респондент
ответил бы на них искренне, а
в интервью ему может быть стыдно
высказывать определенные мысли
интервьюеру и поэтому он предпочтет
солгать и представить себя в
лучшем свете. Во-вторых, анализ проведенных
интервью при большом их количестве
и степени малой степени формализованности
является более сложным, чем анализ
анкет. Еще одним недостатком
интервью является косвенное воздействие
личности интервьюера на личность респондента
во время проведения беседы, что
может привести к даче не совсем
точных данных со стороны опрашиваемого.
При проведении анкетирования такого
недостатка не выявлено.
При
проведении интервью на серьезные темы,
требуется высокая квалификация
интервьюера, потому что недостаточно
опытный человек может не справиться
с передаваемой ему информацией
и сделать неправильные выводы из
интервью.4
Глава
2. Вида интервью.
В
зависимости от техники проведения различают
три вида интервью: формализованное, полуформализованное
и свободное. Формализованное (максимально
структурированное) интервью представляет
самый простой вид интервью, который в
силу этого чаще используется на практике.
По мере того, как значимость способа проведения
и структуры интервью снижается, оно становится
все более свободным и открытым. Рассмотрим
несколько вариантов проведения интервью:
от максимально до минимально стандартизованного
(или открытого).
Формализованное
интервью (стандартизованное) – самая
распространенная разновидность интервьюирования.
В этом случае общение интервьюера
и респондента строго регламентировано
детально разработанным вопросником
и инструкцией, предназначенной
для интервьюера. При использовании
этого вида опроса интервьюер обязан
точно придерживаться формулировок
вопросов и их последовательности.
Оно предназначено для получения
однотипной информации от каждого респондента.
Ответы всех респондентов должны быть
сравнимы, а также поддаваться
классификации. Это означает, что
различия и сходство в ответах
должны отражать действительные различия
и сходство между респондентами,
а не различия, вызванные задаваемыми
вопросами или тем, как эти
вопросы были поняты. Стандартизованное
интервью может использоваться для
многих целей, включая определение
общественного мнения по широкому кругу
вопросов, выяснение потребительских
предпочтений, стереотипов поведения,
а также множества других целей,
включающих получение количественной
информации. Кроме этого, данный вид
интервью очень удобен в случае,
когда письменный опрос становится
затруднительным вследствие разнородности
аудитории, необходимости пояснить
многие вопросы с учетом различий
в образовании респондентов, особенностей
физических условий проведения опроса
(например, на улице, где респондент может
торопиться, быть занят своими мыслям
или быть в дурном расположении духа и
т.п.). Как правило, для проведения такого
рода интервью не пользуются услугами
профессионалов. В качестве интервьюеров
могут выступать совершенно разные по
роду занятий люди, не связанные с социологией
как таковой. Более того, на должность
интервьюера в опросе такого рода не рекомендуется
приглашать людей с социологическим образованием.
Считается, что в этом случае интервьюер
будет «подавлять» респондента обилием
социологических терминов, волей-неволей
будет давать оценку ответам респондента,
что может негативно повлиять на обстановку
проведения интервью и, как следствие,
– на качество получаемых ответов.
Полуформализованное
интервью – следующая ступень, ведущая
к уменьшению стандартизации поведения
интервьюера и опрашиваемого. В
таких интервью предусматривается
менее жесткая структура действий
интервьюера. Он уже не обязан строго
следовать порядку вопросов, а
так же может несколько менять
их конфигурацию по мере надобности. Часто
в таких интервью предусмотрен лишь
список основных вопросов, частично их
порядок, а получаемая информация служит
для формулировки гипотез, выявления
социальных проблем, подлежащих далее
более систематическому анализу.
В
этом случае прямое общение с респондентом
и психологические отношения, возникающие
в ходе проведения интервью, создают
немало преимуществ для получения информации,
что представляется малодоступным при
использовании строго формализованного
интервью. Правда, надо сказать, что эти
же преимущества оборачиваются временами
новыми трудностями. Одна из них заключается
в том, что интервьюер, так или иначе, оказывает
определенное влияние на респондента,
а соответственно и на его ответы или рассуждения.
Важный момент здесь играет эффект стереотипности.
Интервьюерам не чуждо ни что человеческое:
это и не совсем тактично заданный вопрос,
и первичная неприязнь к респонденту,
и чрезмерная навязчивость. В силу этих
обстоятельств респондент может вообще
отказаться от интервью, или «замкнуться»
в себе, что приведет к потере нужной информации.
Но и самому интервьюеру не стоит «подстраиваться»
под опрашиваемого. Иной раз попадаются
слишком «активные» респонденты, которые
сами начинают задавать ход беседы, не
дают возможности вернуть разговор в нужное
русло. Но есть и наоборот очень меланхоличные
люди, которых надо уметь расшевелить,
мотивировать их к беседе. Поэтому для
сбора массовой информации привлекают
как можно большее число интервьюеров,
которые предварительно проходят специальное
обучение и тренировки.
Полуструктурированное
интервью предполагает в каждом из
тематических блоков перечень тех аспектов,
по которым должна быть получена информация.
Интервьюер должен уметь в ходе беседы
задавать вопросы, которые интересуют
его в данном исследовании, но делать
это так, чтобы они не нарушали
общего хода беседы, а органически,
естественно вписывались в рассказ
как уточнения. Если это не удается
сделать, то прерывать ход беседы
не нужно, а лучше вернуться к
интересующему вопросу в конце
интервью.
Одной
из разновидностей полуструктурированног
интервью является биографическое интервью.
Оно предполагает разделение всего
интервью на определенные тематические
блоки, которые соответствуют основным
этапам жизни респондента. Интервьюер
в этом случае только направляет разговор
на определенную тему и умело подводит
к следующему блоку, когда, по его
мнению, текущая тема уже исчерпана.
Здесь все внимание должно быть сосредоточено
на том, чтобы респондент не ушел от
нужной тематики и не вдавался слишком
в подробности там, где этого
от него не требуется.
Неформализованное
интервью отличается минимальной стандартизацией
поведения интервьюера. Этот вид
опроса применяется в тех случаях,
когда исследователь приступает
к определению проблемы исследования.
При использовании нестандартизованного
интервью не делается попытки получения
одних и тех же видов информации от каждого
респондента, индивид не является в них
учетной статистической единицей. Содержание
интервью может меняться от респондента
к респонденту: каждый респондент сообщает
ту информацию или высказывает те мнения,
которые он может представить наилучшим
образом. Поэтому использование заранее
подготовленного обширного вопросника
часто бывает просто помехой. В связи с
этим в не стандартизованных интервью
часто вообще не используется вопросник.
Этот
метод проведения интервью способствует
достижению интуитивного понимания
вопроса или проблемы, а также
обнаружению непредвиденных областей
релевантности в исследовании. Свободное
интервью может использоваться также
для объяснения неожиданных результатов
количественных исследований: например,
расхождения результатов голосования
с предвыборными прогнозами, или
для объяснения новых проблем, возникающих
в ходе исследования.
Различают
подготовительный и независимый
виды нестандартизованного интервью.
Первый проводится для подготовки к
стандартизованному интервьюированию.
Он позволяет выяснить важные компоненты
вопроса или проблемы, на основе
которых будут составляться будущие
вопросники. Наряду с этим подготовительное
интервью используется для изучения
словаря респондента, типов реакций
на вопросы и многого другого.
Независимое
нестандартизованное интервью имеет
самостоятельную исследовательскую
функцию. Оно используется в тех
случаях, когда нет возможности
провести стандартизованное исследование,
либо нет необходимости в сравнении
множества ответов друг с другом
и их суммировании по определенной
выборке. Независимое интервью может
быть использовано для исследования
таких видов вопросов, как социальные
волнения, преступность и теневая
экономика, последствия развития научно-технического
прогресса и т.д.
Методика
нестандартизованного интервью более
разнообразна, более сложна, ее невозможно
представить в виде набора рутинных
действий. При проведении нестандартизованного
интервью ведущий опрос обладает
большой свободой как в формировании
отдельных вопросов, так и в
формировании общей направленности
беседы. Более того, при этом интервьюер
в значительной степени исходит
из имеющегося у него общего взгляда
на тему исследования и априорного
(точнее сказать, «доисследовательского )
знания проблемы. При использовании
методики данного типа требуется
высокий уровень квалификации интервьюера,
поэтому нестандартизованное интервью
проводится самим исследователем, или
группой квалифицированных исследователей.5
Глава
3. Порядок проведения
и использование результатов
интервьюирования.
Под
начальной стадией интервью понимается
предварительная договоренность по
телефону, если она имеет место, первые
минуты непосредственного контакта.
Начальная стадия имеет большое
значение для всей беседы, поскольку
в ней закладываются основы дальнейших
взаимоотношений всех участников. Руководить
интервью на этой стадии значит создать
у интервьюируемого такое представление
о ситуации интервью, которое помогало
бы достичь плодотворного взаимодействия.
Для этого необходимо:
1.
Создание образа интервьюера.
Прежде
всего, собеседник воспринимает внешний
вид журналиста, его манеру держаться,
говорит. Первое впечатление носит ориентировочный
характер и связано со способностью человека
прогнозировать события и подготавливаться
к ним. Интервьюер обязан и правильно прочесть
собеседника и создать условия для того,
чтобы правильно, без искажений быть прочитанным
собеседником. А компоненты, из которых
складывается образ воспринимаемого человека,
таковы: поведение, мимика, облик, выражение
лица. Роль этих компонентов возрастает,
когда контакт участников не краток (пресс-интервью),
а беседа длительная, основана на личных
взаимоотношениях участников ее.
Так
же интересно то, что нельзя решить
вопроса об одежде, внешнем виде,
манере держаться интервьюера-журналиста,
не решив сначала более общего
и принципиального вопроса: должен
ли журналист вести себя в ситуации
интервью естественно, то есть как ему
свойственно в привычной обстановке,
или он должен играть в зависимости
от того. Как представляет себе характер
собеседника, его отношения к журналимстам,
его позицию в предстоящем обсуждении
интервью. На этот счет существуют разные
мнения, вот одно из них:
Вот вы видите
перед собой подкрашенную даму в брючном
костюме, - говорила одна журналистка,
- в ушах у меня крупные серьги. Когда я
поехала в колхоз писать о передовой доярке,
думаете я их сняла? Ничего подобного,
и брюки с собой взяла, и сигареты. А если
я в Арктике не крашу ресницы, то только
потому, что погода не позволяет.
Из
этого следует, что есть журналисты,
которые в любой ситуации остаются самими
собой. Но есть и такие, которые считают,
что репортер должен быть актером.
Психические
свойства журналистов настолько
различны – один может обладать
большей артистичность, способностью
перевоплощения, это для него и
есть естественное поведение, другому
оно не свойственно. Каждый журналист
вправе выбирать те приемы, которые ему
близки. Однако осознание того, что внешние
черты и манеры интервьюера влияют на
восприятие собеседника, на создающиеся
в его представлении образ журналиста,
необходимо интервьюеру независимо от
того, сторонник ли он естественного поведения
или актерского.
2.
Создание представления о целях и задачах
интервью.
Человека,
к которому пришел корреспондент, прежде
всего интересует цель и причина беседы,
по которой в качестве интервьюируемого
выбран именно он. Задача журналиста –
определить их таким образом, чтобы не
искажая действительность, расположить
его в пользу интервью, вызвать желание
сотрудничать с интервьюером. Для этого
он должен представить себе мотивы, по
которым человек соглашается участвовать
в беседе, цели, к которым он стремится.
Они могут быть различны, причем их может
быть одновременно несколько. Иногда это
желание вызвать определенные действия:
исправить, изменить, кого-то наказать.
Так же таким мотивом может выступать
желание популярности. Сильным мотивом,
побуждающим человека принять участие
в беседе, является потребность в общении:
человеку нужно высказаться, и интервью
предоставляет ему такую возможность
и внимательного собеседника в лице журналиста.
Так же могут вступать в интервью и под
влиянием принятых норм: правил вежливости,
гостеприимства, уважения к чужому труду.
В зависимости от того, как журналист на
основании предварительной подготовки,
собственного опыта и наблюдений при непосредственном
контакте определит мотивы, руководящие
собеседником, он должен строить вступительную
часть и первые вопросы беседы, выдвигая
то один, то другой аргументы, с тем, чтобы
усилить одни мотивы и ослабить другие.
Иногда,
чтобы добиться согласия на интервью,
репортеры прибегают к авторитету
своего издания как официального органа
и подчеркивать, что действует не как частное
лицо. Недопустимым является такой прием,
когда журналист, добиваясь согласия на
интервью, принижает образ журналиста
в глазах собеседника, вызывает жалость
к себе. Этот прием плох тем, что такая
беседа не может быть ни доверительной,
ни откровенной, ни глубокой. Образ журналиста,
созданный у интервьюируемого, и побудительный
мотив для вступления в беседу работают
против установления атмосферы взаимного
уважения и полноценного сотрудничества.
В том случае, когда журналист – человек,
знающий и мыслящий, само общение с ним
несет собеседнику новую информацию и
потому может служить побудительным мотивом
для беседы. В целом самым побудительным
мотивом для собеседника является
серьезность намерений журналиста. «Покажите,
что вы ставите серьезную задачу и вы обязательно
увлечете этим интервьюируемого».
3.
Создание представления о роли интервьюируемого.
Далеко
не каждый собеседник имеет опыт интервьюируемого,
но даже если ему необходимо знать,
в чем будут заключаться его
обязанности на этот раз. Журналист
должен сразу объяснить оппоненту,
что потребуется от него в этой
роли: дать представление о продолжительности
интервью, о необходимой степени
компетентности в вопросах, которые
предстоит обсудить и так далее.
Первые вопросы интервью несут важную
нагрузку. Отношения еще только устанавливаются,
интервьюируемый еще не вошел
в роль, он полон беспокойства, что
она (беседа) окажется ему не по силам
или заставит его потерять время даром.
Вопросы должны быть такими, чтобы он мог
ответить на них без труда, почувствовать,
что может успешно справиться с заданием.
4.
Развертывание беседы.
Отношения,
сложившиеся в начале беседы, в
ходе ее развиваются, изменяются и во
многом зависят от умения интервьюера
направить беседу. Для успешного
проведения ее журналисту очень важно
научиться слушать своего собеседника.
Уметь слушать – это не значит
принимать все, что рассказывают,
не перебивая и не задавая вопросов.
Порой нужно и направить беседу
– журналисту не безразлично какой
он получит материал, а время, как
правило, ограниченно. Управление ходом
беседы – сложное дело, требующее
большого опыта, знаний, такта. Руководить
беседой нужно осторожно, направляя
ее в нужную сторону. Если собеседник
отвечает не в том плане, как хотелось
бы журналисту, можно перефразировать
основной вопрос и тем самым отладить
фокус ответов. Когда собеседник
отвечает общими словами, не приводя
конкретных фактов, примеров, не высказывает
личной точки зрения, журналист так
же должен вмешаться, поскольку такие
высказывания не несут в себе информации.
Поэтому самое главное – вопросы
должны быть построены таким образом,
чтобы не вызывать банальных ответов.
А чтобы избежать это, нужно то самое знание
предмета и общая подготовка, о которой
говорилось выше, но кроме того снимание
к собеседнику, интерес к нему, его рассуждениям,
его эмоциям, открытиям, которые незапланированно
проявляются в интервью.6
5.
Заключение интервью.
Интервью
подходит к концу. Этот момент психологически
интересен тем, что интервьюируемый
расслабляется, напряжение спадает, он
чувствует себя свободнее. В это
время он может припомнить что-то
важное, обронить какие-то интересные
замечания, дополнить свой рассказ.
Журналист должен быть внимателен к
заключительным словам, не пропустить
того значительного, что может в них содержаться.
Прощаясь,
журналист должен не только оговорить
на всякий случай возможность повторной
беседы, но и дать понять, что встреча
была интересной, плодотворной, что
интервьюируемый хорошо справился
со своей задачей, поскольку человек
затратил время. Усилия, и он должен
чувствовать, что сделал это не напрасно.
Кроме того, таким образом журналист
закладывает основу дальнейших встреч
с этим человеком для самого себя
и своих коллег.7 3.1.
Использование результатов
интервьюирования.
При
анкетных опросах или формализованных
интервью вслед за этапом сбора эмпирической
информации следует этап количественной
ее обработки, который включает в
себя подсчет процентных соотношений,
вычисление коэффициентов корреляции
и иных цифровых показателей. При проведении
глубоких неформализованных интервью
подобная количественная обработка в
принципе является возможной, но, с нашей
точки зрения, не всегда нужной. Теоретически
существуют две возможности для количественной
обработки глубоких интервью.
Первая - это включение в него
некоторых стандартизированных
вопросов. При объеме выборки
около 100 человек основные количественные
пропорции становятся уже видны.
Вторая
возможность заключается в проведении
контент-анализа текстов.
Третья
возможность выходит за рамки
собственно глубокого интервью и
заключается в том, что выявленные
с их помощью типологические переменные
операционализируютс и измеряются
с помощью формализованных опросов,
статистики и других количественных
методов.
Не
отрицая, что использование количественных
методов может дать существенные
научные приращения к выработанным
на качественном уровне представлениям,
отметим, однако, что использование
в научной работе текстов глубоких
интервью должно характеризоваться
не столько термином "обработка" ,
сколько термином "осмысление&quo ;,
который и вынесен в заголовок
параграфа. Под осмыслением в
данном случае понимается концептуализация
исходного эмпирического материала,
формирование на его основе концептуальных
представлений. Ниже будут описаны
некоторые методы, которые помогают
процессу концептуализации. Эти методы
могут сочетаться с количественной
обработкой материалов, но сами по себе
не являются количественными.
Опишем
основные методы интерпретации текстов
глубоких интервью, опираясь на классификацию
Я. Щепаньского.
1. Конструирующий
метод. Он заключается в том, что исследователь
прорабатывает, возможно большее число
автобиографий, под углом зрения изучаемой
им проблемы. Читая автобиографии, социолог
дает им определенную интерпретацию, исходя
из какой-либо общей социологической теории.
Элементы автобиографических описаний
становятся для него "кирпичами" ,
из которых он конструирует картину исследуемых
явлений. Понятийный аппарат, с помощью
которого осуществляется такое конструирование,
берется в основном из общесоциологического
понятийного словаря. Автобиографии дают
факты для построения общей картины, которые
связываются друг с другом согласно следствиям
или гипотезам, вытекающим из общей теории.
Содержащиеся в биографиях описания могут
также служить средством для выдвижения
новых гипотез. В данном методе большую
роль играет интуиция исследователя, а
также его чутье в отношении факторов,
которые значимы для исследуемых явлений.
Поэтому и картина, нарисованная исследователем,
может оказаться малосодержательной,
если его способности или квалификация
окажутся недостаточными для проведения
такой работы.
2. Метод
примеров. Этот метод представляет
собой разновидность предыдущего. Он состоит
в иллюстрировании и подтверждении определенных
тезисов или гипотез выбранными из автобиографий
примерами. Гипотезы могут возникать,
в частности, в ходе чтения какой-либо
одной автобиографии. Применяя метод иллюстраций,
исследователь ищет в них подтверждения
своих идей. Доказательная сила специально
подобранных примеров, по мнению Я. Щепаньского,
невелика, но сформированная таким образом
концепция может быть справедливой.
3. Типологический
анализ. Он состоит в выявлении определенных
типов личностей, поведения, схем и образцов
жизни в исследуемых социальных группах.
Для этого автобиографический материал
подвергается определенной каталогизации
и классификации, обычно с помощью теоретических
понятий, причем все богатство описанной
в биографиях действительности редуцируется
до нескольких типов. Многие социологи
полагают, что именно конструирование
типов является наиболее важным научным
результатом, который дают нам автобиографии.
4. Контент-анализ.
Этот метод анализа был разработан для
исследования прессы, но он может быть
применен и к автобиографиям. Зачатки
такого анализа применительно к личным
документам можно найти в работе польского
социолога В. Грабского (1936), который стремился
количественно определить значимые для
него факторы при изучении проблем жизни
деревни. К сожалению, отмечает Я. Щепаньский,
метод контент-анализа начал интенсивно
развиваться как раз в тот период, когда
интерес к личным документам стал падать.8
5. Статистическая
обработка. Этот вид анализа направлен
на установление зависимости различных
характеристик авторов автобиографий
и их позиций и устремлений, а также зависимости
этих характеристик от различных свойств
социальных групп. Если в распоряжении
исследователя имеется несколько сотен
автобиографий, полученных из одного и
того же (более или менее однородного)
социального слоя, то возможности такого
статистического анализа достаточно велики.
Статистические методы дают возможность
отчасти элиминировать субъективные и
интуитивные склонности социолога, который
интерпретирует эти автобиографии. Кроме
того, эти методы дают возможность выявить
определенные зависимости. Такие замеры
полезны, в частности, в тех случаях, когда
исследователь сопоставляет результаты
изучения автобиографий с результатами,
полученными другими методами.
В
заключение следует указать, что
хотя сбор информации методом глубоких
интервью никогда не сможет принять
характер репрезентативного исследования,
подборки таких документов всегда будут
важной составной частью социологических
и социально-психологич ских полевых
исследований. Одновременно они всегда
будут ценным материалом для преподавания
социологии, поскольку чтение подобных
материалов погружает обучающихся
в атмосферу различных социологических
измерений и позволяет им в
максимальном приближении к действительности
воспринимать конкретные человеческие
устремления.9
Заключение.
Интервью
является важным средством получения
информации от респондента к интервьюеру.
Имея свои достоинства и недостатки,
оно пользуется особой популярностью
среди профессиональных журналистов
и телекорреспондентов. Требуя от них
высокой квалификации и профессионализма,
интервью способно дать масштабное представление
опрашиваемого лица на поставленную
перед ним проблему, узнать многие
подробности и важные детали, чего
не может дать анкетирование.
Список
источников и литературы.
Источники.
1.
Бутенко И.А. Стандартизированное интервью
и новые технологии.// Социологические
исследования, 1997, №10.
2.
Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных:
предпочтения респондентов.// Социологические
исследования, 2000, №8.
3.
Проблемы контент-анализа в социологии.
– Новосибирск, 1970.
Литература.
1.
Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы:
заметки социолога. –М., 1987. С. 90.
1.
Белановский С.А. Методика и техника
фокусированного интервью, М., Наука, 1993.
С. 272.