Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
научная работа Александр Невский: князь, отец, сын
Информация:
Тип работы: научная работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Муниципальное
образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 24
Советского
района г. Нижнего Новгорода
Александр
Невский: князь, отец
и сын.
Работу
выполнила
ученица
10 класса «Б»
Гуревич
Надежда
Руководитель:
Шалаева О.В.
г. Нижний Новгород – 2009 г Содержание Введение………………3 Александр
Невский – князь,
отец, сын: Александр
Невский– сын………..……….5 Александр
Невский – князь………..11 Александр
Невский – отец………20 Заключение………………23 Список
литературы………..24 Приложение………………...25
Введение
Для
русского человека, христианина, понятие
о душе всегда имело особое значение.
Чистая душа, незапятнанное имя считалось
высшей добродетелью с давних времен.
Но случались в истории времена, когда
сохранить чистоту душевную было особенно
трудно, поэтому и приравнивалось это
к подвигу, поэтому и отмечалось это святостью.
Из
истории мы знаем Александра Невского
как искусного военачальника, тонкого
дипломата и мудрого политика. Кроме того,
Александр Невский был правителем с последовательным,
как мы сформулировали бы сегодня, геополитическим
мышлением, все его усилия, в сущности,
были направлены на реализацию евразийского
проекта XIII столетия. Его имя связано с
поисками той идентичности, которая находится
между двумя полюсами – Востоком и Западом.1
Святой
благоверный князь Александр Невский
– имя России - занимает особое место в
ряду героев-князей не случайно. Он был
одним из тех, кто закладывал национальные
основы нашего государства. Был одним
из первых. А первым всегда труднее.
Трудно
было и потому, что приходилось
порой выбирать между выбором решения
государственных задач и чувствами сына
и отца. Александр Невский был сыном своего
времени, времени жестокого, времени, еще
не изжившего до конца язычества, времени,
когда следовать христианскому образцу
истинного правителя, отца, брата и сына
было трудно.
Цель
работы – показать образ святого
благоверного князя Александра как
образец истинного сына и отца,
сумевшего в самое сложное время сочетать
в себе христианскую любовь к ближнему
и твердость в решении государственных
задач
Для
реализации поставленной цели была сделана
попытка решить следующие задачи:
-
раскрыть суть политики князя
Александра Ярославовича, цель которой
сбережение Православия как источника
нравственной и политической силы русского
народа;
-
показать на примере жизни
Александра Невского традиции
воспитания в княжеской семьи,
построенные на почитании заветов
отцов и дедов;
-
показать суть христианского подвига
князя Александра – отца, выбравшего интересы
государства выше интересов личных.
Работая
над данной темой, пришлось рассмотреть
различные точки зрения на личность
князя, оценку его деятельности. Особенно
интересными и важными для
написания реферата была работа митрофорного
протоиерея Соколова Александра «Святой
Витязь земли русской», в которой автор
приводит мнения историков на такие проблемные
и спорные моменты в жизни Александра
как «Неврюева рать» на Русь в 1252 году,
жестокое подавление восстания в Новгороде,
взаимоотношения с сыновьями и братом
Андреем. Определенный интерес представляют
материалы Интернет-сайтов, посвященных
Александру Невскому, где представлены
мнения не только историков, общественных
деятелей, но и мнения рядовых граждан
нашей страны, которые приняли активное
участие в национальном голосовании в
проекте «Имя Россия».
1.
Александр Невский -
сын. «Прежде
всего, Бога ради
и души своей, страх
имейте Божий в
сердце своем...» (Владимир
Мономах)
С детских лет и на протяжении всей своей
жизни Александр Невский имел перед собой
ориентиры высокой нравственности и державности,
заповеданные ему славными предками.
Отец
Александра, великий князь Ярослав
Всеволодович, по отзывам его современников,
был кроткий, милостивый, благочестивый,
всеми любимый князь. Мать благоверного
Александра, благоверная княгиня Феодосия,
своим благочестием и подвижничеством
еще при жизни своей приобрела от современников
имя святой княгини. Под надзором благочестивых,
нежно любивших его родителей и проходили
детские годы жизни благоверного князя
Александра. 2
По
линии отца род Александра известен
такими великими именами как Владимир
Мономах, князь-патриот, – прапрадед Александра,
Юрий Долгорукий, основатель Москвы –
прадед, Всеволод Большое Гнездо – дед,
построивший много церквей и монастырей,
дядя – Георгий Всеволодович, основатель
Нижнего Новгорода и его отец – Ярослав
II.
Род
Александра Невского по материнской
линии не менее славен: дед - Мстислав
Удалой; прадед Мстислав Храбрый. Именно
поэтому известный историк 19 в. Историк
М. Хитров утверждал, что "в характере
и деятельности предков святого Александра
по матери мы видим черты блестящей беззаветной
храбрости, видим золотые сердца, а в соединении
с благоразумием, унаследованным от суздальских
предков, в Александре Невском мы видим
в одном лице прекрасное гармоничное соединение
разнообразных дарований, видим цельный
могучий характер, прекрасное создание
Божие, дар всеблагого Провидения в одну
из труднейших годин нашей истории".
3
Воспитание
Александра было традиционным для княжеской
семьи. Эти традиции были сформулированы
еще в «Поучении детям» великого
Владимира Мономаха.
Среди
них важнейшая – любовь к Отечеству,
которую дети князей впитывали
с ранних лет. Именно любовью к своей
Родине пронизана вся деятельность князя
Александра. Христианская традиция «Почитай
отца своего» плавно легла в русло языческих
традиций почитания старших. По мнению
историков, изучающих тот далекий период,
Русь заимствовала не столько идеал воспитания
Нового Завета, основанный на проповеди
любви, кротости, ценности каждого человека,
сколько старый идеал Ветхого Завета –
во многом суровый. По нему служение отцу
и матери уподоблялось служению Богу,
оскорбление их - его оскорблению.
Именно осознание сыновнего долга, почитание
родителей, уважение старости - основы
воспитания детей на Руси.
Так было и в семье родителей Александра.
По
тогдашнему обычаю его рано начали
учить. По традиции больше всего заботились
тогда о развитии в душе ребенка страха
Божия и благочестия, поэтому учили благоверного
князя, прежде всего священным книгам
— Евангелию, Псалтири, любимой в святой
Руси священной книге, в мудрых словах
которой наши благочестивые князья искали
и находили себе утешение в самые тяжелые
минуты своей жизни, когда ни от кого, кроме
Господа, нельзя было ожидать ни помощи,
ни утешения.
В русских семьях бережное отношение к
природе прививали ребенку с детства.
«Земля - кормилица» давала урожай. Не
будет его - пропадет род. Нельзя было стоя
на земле, даже говорить о ней плохо, ибо
«мать земля не простит этого». Любовь
к земле-матушке пронес через всю свою
жизнь благоверный Александр, в каждой
фразе о ней – благоговение.
Детей
из разных сословий готовили к выполнению
определенных ролей в обществе. В
семье Ярослава детей готовили быть
правителями, воинами – защитниками земли
Русской, поэтому строго соблюдали традиции
и обычаи княжеского воспитания.
Так
одним из важнейших событий в жизни княжеской
семьи был постриг сыновей.
Известно,
что в 1225 году князь Ярослав учинил
второму сыну «княжеский постриг». (ОЛЬГА
ЮРЬЕВНА) С этого момента началось обучение
Александра ратному делу под руководством
опытного воеводы – кормильца - боярина
Федора Даниловича.
И
это еще одна интересная традиция
в княжеских семьях того времени. Кормильцы
- специально подобранные воеводы, знатные
бояре (порой из отдаленных областей государства),
которые выполняли роль наставника в делах
управления, на него возлагались все обязанности
по воспитанию мальчика
«Княжеский постриг» заключался
в том, что пятилетнего княжича сажали
на коня и давали ему в руки меч,
лук и стрелы. В начале меч был сделан
из легкой древесины – липы и длиной до
60 см. Научившись им владеть, княжич брал
меч, сделанный из дуба, он был тяжелее
предыдущего и длиннее, уже 90 см. Постепенно,
приставленный к княжичу воевода обучал
его военному делу, развитию силы и ловкости,
умению владеть мечом и копьем, ездить
на коне, пользоваться луком и стрелами.4
Ярослав
передал своим детям и представление
о предпочтительности скромного образа
жизни, близости к дружине, военной доблести.
Он и сам всю жизнь чтил совет Владимира
Мономаха, который в своем «Поучении детям»
пишет: «На войну выйдя, не ленись, не полагайся
на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь,
ни спанью; сторожей сами наряживайте
и ночью... около воинов ложитесь, а вставайте
рано»5. Постоянная ратная выучка
и боеготовность, подвижный образ жизни
диктовались условиями бесконечных княжеских
междоусобиц и борьбы с постоянными вторжениями
степных кочевников тогда в XII веке, нужны
были они и в трагическом тринадцатом
столетии.
Рано
начали подготавливать юных князей к
государственной деятельности. Здесь
для Александра высоким примером
и образцом для подражания мог
служить его знаменитый отец, по
отзыву современников, положивший душу
свою за вверенную ему в управление страну.
Недолго
пришлось благоверному князю Александру
жить под родительским кровом, в 1228
году, Ярослав Всеволодович, княживший
в Великом Новгороде, вступил
в конфликт с горожанами и был
вынужден отъехать в Переяславль-Залесский
свой родовой удел. Несмотря на свой отъезд,
он оставил в Новгороде на попечении доверенных
бояр двух своих малолетних сыновей Федора
и Александра. Трудно представить, какие
чувства испытывал Ярослав, оставляя в
мятежном Новгороде своих детей, младшему
из которых было всего восемь! Но, как уже
отмечалось выше, так было заведено в семье
князя – детей приучать к будущему делу
правления страной сызмальства.
5
июня 1233 года совершенно неожиданно
скончался старший из княжичей
Федор и тринадцатилетний князь Александр
остался один в чужом для него городе.
Но видимо, «в жизни не только народа, но
и отдельного человека явно прослеживается
промысел Божий, направляющий течение
жизни к большему благу. Поэтому в те времена
надо было, чтобы во главе русского народа
стоял не старший брат Федор, а именно
Александр.»6
Нелегко
было его положение. С одной стороны,
свободолюбивые новгородцы хотели, чтобы
молодой князь не выходил из-под
их воли, послушно выполняя их желания,
считался с вольностями и обычаями.
С другой стороны, твердый в своих стремлениях,
Ярослав Всеволодович требовал от сына
идти тою же дорогою, какой шел он, заботиться
о возвышении в Новгороде княжеской власти,
не считаясь с вспышками недовольства
этим новгородцев. Благословляя сына своего
на княжение в Новгороде, его отец говорил
ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником,
а меч твоей грозою!»
Не
раз вспоминал в те сложные
годы Александр слова своего дяди
– Константина Всеволодовича: «Все
мнят, будто князь есть велик в
человецех, и так то является несведущему.
А яз испытал, что у князя тягчайшая жизнь,
ему не только о себе едином, но обо всех
тех, что сами о себе не помышляют, тех
поправлять, не дать никого обидеть
и право судить, недужным помогать, войска
устраивать.
И
кто в вас более страждет, и
о всех печалует, яко князь, что
не имеет ни день, ни ночь покоя в
душе своей, все боится, как бы все
добре устроить и, став в день судный,
даст Богу ответ за себя и за всех
своих подручных.»7
Сколько
от юного князя требовалось твердости
воли, осторожности и в то же время уменья
обращаться с людьми, снисходительно относиться
к их взглядам и привычкам, чтобы, выполняя
план отца («Чти отца своего!»), привлечь
к себе доверие и любовь новгородцев, не
желающих поступиться чем-либо из своих
вольностей. Он жил здесь как бы между
двух огней, всегда настороже, успешно
обходя все трудности. Заботился князь
о том, чтобы его подчиненные в своем отношении
к населению не подавали никаких поводов
к недовольству или жалобам.«Ничего не
делайте под влиянием гнева, раздражения
и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте
всем. От Бога получили мы власть над людьми,
и должны будем дать отчет о пользовании
этой властью…»Им доволен был отец; его
полюбили новгородцы, называли его «наш
князь»8 и гордились тем, что он у
них княжит.
Но
не одним умом и мудрым правлением
привлекал к себе умы и сердца
людей князь. Привлекали и его
редкие духовные качества. «Он был
милостив паче меры» замечает летописец.
Милосердие
представляло собой отличительную,
наследственную черту в княжеской семье
благоверного князя Александра. Ею отличались
его родители — Ярослав и Феодосия, ею
стяжал себе общую любовь дядя благоверного
Александра великий князь Владимирский
Юрий Всеволодович, ее заповедал предок
святого Александра великий князь Киевский
Владимир Всеволодович Мономах, великий
древний милостивец, привлекавший к себе
всех своей щедростью и готовностью помочь
каждому нуждавшемуся.
События
новгородские, при которых проходила
юность благоверного князя Александра,
особенно должны были содействовать развитию
в святом князе этой унаследованной им
от предков черты. Богатый, торговый Новгород,
вследствие не вполне благоприятных почвенных
условий для земледелия, нередко страдал
от недорода и безхлебья. В такое время
цена на хлеб поднималась высоко, и бедному
люду иной раз угрожала голодная смерть.
Подобное несчастье и произошло в первые
годы жизни благоверного князя Александра
в Новгороде.
В
1230 году, вследствие раннего мороза,
в новгородской области погибли
все озимые посевы. Подвоза хлеба не
было, так как и в других местах Руси был
недород. Незначительную помощь новгородцы
могли получить от западных своих соседей
— немецких купцов, с которыми Новгород
вел оживленную торговлю. Но того, что
могли доставить иностранные купцы, было
слишком мало. За недостатком хлеба начали
есть мох, липовую и сосновую кору, желуди,
потом принялись за конину, собак и кошек;
но и этой пищи не хватало. Множество непогребенных
трупов людей, умерших от голода, валялось
по улицам; некому было позаботиться об
их погребении, каждый жил под страхом
такой же ужасной смерти. Голод, казалось,
заглушал в сердцах людей все человеческие
чувства. Брат брату, отец сыну, мать дочери
отказывали в куске хлеба. родители продавали
детей в рабство, только бы добыть себе
этот несчастный кусок. Наконец, обезумев
от голода и отчаяния, начали есть человеческие
трупы, а некоторые доходили до такого
неистовства, что нападали на живых людей,
убивали их и поедали. дороги и улицы опустели,
каждый боялся выходить или выезжать из
дома. Никакие казни не останавливали
пойманных и уличенных; голод пересиливал
страх наказания и смерти. Всякий гражданский
порядок приходил в разрушение: начались
грабежи, поджоги жилищ, с целью отыскать
какие-нибудь запасы хлеба; началась братоубийственная
резня. Благоверный князь Александр, тогда
почти еще ребенок, переживал вместе с
новгородцами все эти ужасы, и нужно представить,
как они повлияли на его впечатлительную
детскую душу. Но это несчастье не было
единственным. Не один раз повторялись,
в меньшей лишь степени, такие же бедствия
и позднее; напоминая собой пережитое,
они вселяли страх и за будущее.
В
благоверном князе эти несчастья
бедного люда вызывали к нему особую
жалость. По свидетельству древнего
жизнеописания, Александр Ярославич
был истинным другом всех нуждающихся
и обездоленных, отцом вдовицам и сиротам,
питателем нищих и убогих. Памятуя заповедь
Спасителя: не собирать себе сокровищ
на земле, он щедро оделял нуждающихся,
и из княжеского дома никто не уходил неудовлетворенным
в своей просьбе. 9
Ярослав,
оставляя в Новгороде сына, понимая
свои ошибки в отношениях с новгородцами,
советовал сыну во все вникать
самому, не поручать делать другим того,
что сам можешь и должен сделать,
внимательно следить за действиями
своих приближенных. Помня совет
отца, князь Александр старался сделать
так, чтобы почти никогда не нарушались
мир и согласие между князем и новгородцами,
чтобы не высказано было со стороны последних
упрека князю или его дружинникам. «Князь
наш без греха» — вот отзыв новгородцев
о святом Александре.
Необычайная
красота поражает всех, кто хоть
раз видел Александра. Русские
люди по красоте сравнивали князя
с патриархом Иосифом, по силе –
с Самсоном, по уму – с Соломоном.
О том неотразимом впечатлении,
которое он производил своей внешностью,
в древнем его житии сохранилось известие.
В
Новгород прибыл один из немецких рыцарей,
по имени Андриаш. Пораженный дивною
красотою благоверного князя Александра,
он, по возвращению на родину, в следующих
словах передавал своим соотечественникам
свои впечатления: «Я прошел многие страны,
видел много людей, но ни среди царей, ни
среди князей я не встретил ни одного,
который мог бы сравняться с князем Александром».
Такое же впечатление произвел величественный
образ князя Александра и на страшного
завоевателя Руси – Батыя.
Так
каков был Александр Невский
– сын?
Прежде
всего, он впитал в себя традиции русского
княжеского дома: почитал отца своего
и следовал его советам. Отец для
Александра был примером князя-воина,
князя – правителя, пытавшегося укрепить
власть княжескую не только в родном городе
– Переяславле-Залесском но и в «вольном»
Новгороде.
Как и отец, он верно определил
большую угрозу для Руси –
Запад и крепил здесь оборону.
Как и отец, был он милостив
и справедлив.
Александр
был истинным сыном своего отца…
2.
Александр Невский –
князь. «Два
подвига Александра
Невского — подвиг
брани на Западе
и подвиг смирения
на Востоке —
имели единственную
цель: сбережение
Православия как
источника нравственной и
политической силы русского
народа». (Митрополит
Кирилл)
Александр Невский, как и другие
русские князья, вел бодрую, деятельную
жизнь. В мирное время их
день проходил так: рано вставали
утром, вместе с рассветом,
и, прежде всего шли в церковь до начала
службы, и сами зажигали свечи. С молодых
лет их уже посылали участвовать в походы.
О святом Александре можно сказать, что
у него «из млада не бы покоя».10 Сохранились
сведения, что Александр уже в пятнадцатилетнем
возрасте принимал участие в военных походах
своего отца. В частности, он сопровождал
отца в походе в 1235 году, когда Ярослав
совершил поход в Эстонию. В битве на реке
Эмайыги Ярослав разгромил немцев.
Прошел
год, и Александр Невский стал самостоятельным
новгородским князем. Начинался 1237
год – год страшного нашествия на Русь
с Востока, оставившее след в истории
и памяти русского народа, получившего
название «Батыева рать». В августе, как
свидетельствуют многие летописи, «бысть
знамение в солнци… бысть тма с запада
в нем, и бысть аки месяцъ 5 день, а со востока
светло, и опять со востока тма бысть».11
Татары требовали от русских поголовной,
очень тяжелой дани и беспрекословного
исполнения всех их требований, но они
жили вдали от них, оставили неприкосновенными
порядок русской государственной жизни
и, что особенно важно, русскую веру –
основу гражданского порядка древней
Руси.
Одновременно
с тем, как северо-восточной Руси
грозила гибель от татар, северо-западным
русским городам – Великому Новгороду
и Пскову угрожал не менее опасный
враг – шведы, немцы и литовцы.
Летом
1240 года шведы двинулись на Новгород,
согласно русским источникам, под
предводительством самого правителя
страны, королевского зятя ярла Биргера
(в шведских источниках упоминания
об этой битве отсутствуют, ярлом
в тот момент являлся Ульф Фаси, а
не Биргер). Согласно русским источникам,
Биргер прислал Александру объявление
войны, гордое и надменное: «Если можешь,
сопротивляйся, знай, что я уже здесь и
пленю землю твою».
Александр
не испугался дерзкого вызова врага.
Против него он искал защиты и помощи прежде
всего у Бога. В новгородском храме святой
Софии, Премудрости Божией, с пламенною,
слезною молитвою о помощи обратился благоверный
князь к Господу, прося Его рассудить его
спор с гордым врагом, не предать достояния
Своего в руки нечестивых.
-
Боже праведный, великий и всемогущий,
- молитвенно взывал благоверный князь
Александр. - Ты сотворил небо и землю,
установил пределы владений народам и
повелел жить, не переступая в чужие владения.
Малому стаду верных Твоих Ты дал надежду,
чтобы не бояться нападающих на них. Призри
и ныне, прещедрый Владыка, услышь гордые
слова врага этого, похваляющегося разорить
святую Церковь Твою, истребить веру православную,
пролить неповинную кровь христианскую.
Рассуди мой спор с ним. Восстань на помощь
и защити нас, чтобы не смели сказать враги
наши: "Где их Бог?" На Тебя, Господи,
уповаем и Тебе воссылаем славу ныне и
присно и во веки веков.12
С
такою же пламенною молитвою обратился
затем благоверный князь к
Заступнице рода христианского, Победительной
Воеводе, Божией Матери, и к святым покровителям
веры православной и небесным предстателям
и молитвенникам за святую Русь - благоверным
князьям Владимиру, Борису и Глебу, а также
новгородским святителям и преподобным.
По
окончании молитвы благоверный князь
принял благословение от новгородского
владыки Серапиона, велел своим приближенным
одарить нищих и попросить у них молитв,
а сам вышел к своей дружине, смущавшейся
своею малочисленностью, чтобы подкрепить
ее на предстоящий подвиг. "Не в силе
Бог, а в правде", - такими словами ободрил
благоверный вождь своих сподвижников.
Затем с этою горстью храбрецов он быстро
направился навстречу врагу, и здесь, на
берегу реки Невы, в знаменательный для
Руси день блаженной памяти ее просветителя,
благоверного князя Владимира (15 июля)
произошла знаменитая битва.
Чтобы
подкрепить защитников православной веры
на предстоявший им подвиг, Господь
даровал им накануне чудесное предзнаменование.
В
войске благоверного Александра был один
ижорянин Пелгусий, в святом крещении
Филипп, которому Александр Ярославич
вручил ночную стражу, как опытному воину,
хорошо знавшему местность. Среди своих
соплеменников, державшихся язычества,
христианин Пелгусий отличался благочестивою
жизнью: он проводил время в молитве, трудах
и постных подвигах; и Господь удостоил
этого благочестивого воина следующего
чудесного видения.
При
восходе солнца Пелгусий услышал
со стороны реки шум от приближающегося
судна и, думая, что это враг, удвоил
свою бдительность. Гребцы покрыты
были как бы мглою, скрывавшею их лица.
Видны были только два витязя, стоявшие
в лодке. Светлые лица их и одежды показались
как бы знакомыми Пелгусию; и вдруг он
услышал голос, подтвердивший его предположение,
рассеявший все его сомнения, радостью
наполнившими его душу. Старший из витязей,
обращаясь к младшему, сказал: "Брат
Глеб, прикажи грести быстрее, поспешим
на помощь сроднику нашему Александру
Ярославичу". Это были преподобные страстотерпцы,
благоверные князья Борис и Глеб, которых
молитвенно призывал на помощь благоверный
князь Александр.
Пелгусий
поспешил рассказать об увиденном князю.
Ободренный этим чудесным предзнаменованием,
Александр Ярославич в тот же день – 15
июля 1240 года напал на шведов Биргера,
когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились
лагерем для отдыха, и нанёс им полное
поражение. Сам, сражаясь в первых рядах,
Александр «неверному кралю их (Биргеру)
возложил остриём меча печать на челе».
Победа в этой битве продемонстрировала
талант и силу Александра.
Считается,
что своё прозвище "Невский" Александр
получил после битвы со шведами на реке
Неве. Предпологается, что именно за эту
победу князя стали так называть, но впервые
это прозвище встречается в источниках
только с XV века. Поскольку известно, что
некоторые потомки князя также носили
прозвище Невских, то возможно, таким
образом за ними закреплялись владения
в этой местности. В частности семья Александра
имела свой дом недалеко от Новгорода.
Рыцари
осадили Псков и вскоре взяли
его, воспользовавшись предательством
среди осаждённых. В город были
посажены два немецких фогта, что стало
беспрецедентным случаем в истории ливонско-новгородски
конфликтов. Затем ливонцы повоевали и
обложили данью вожан, построили крепость
в Копорье, взяли город Тёсов, разграбили
земли по реке Луге и стали грабить новгородских
купцов в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы
обратились к Ярославу за князем; он дал
им второго своего сына — Андрея. Это не
удовлетворило их. Они отправили второе
посольство просить Александра. В 1241 году
Александр явился в Новгород и очистил
его область от врагов, а в следующем году
вместе с Андреем двинулся на помощь Пскову.
Освободив город, Александр направился
в Чудскую землю, во владения ордена.
5
апреля 1242 года произошла битва
на Чудском озере. Сражение
это известно как Ледовое побоище.
Точный ход сражения неизвестен,
но согласно ливонским хроникам, орденские
рыцари оказались в ходе боя окружены.
Согласно новгородской летописи русские
7 вёрст гнали немцев по льду. По данным
ливонской хроники потери ордена составили
20 убитых и 6 пленных рыцарей, что согласуется
с Новгородской летописью, которая сообщает,
что ливонский орден потерял 400—500 «немец»
убитыми и 50 пленными — «и паде Чюди бещисла,
а Немець 400, а 50 руками яша и приведоша
в Новгородъ». Учитывая, что на каждого
полноправного рыцаря приходилось 10-15
воинов более низкого ранга, можно считать,
что данные Ливонской хроники и данные
Новгородской летописи хорошо подтверждают
друг друга.
«И
бысть сеча зла, и трусь от копий
ломления, и звукъ от сечения мечнаго,
яко же и езеру померзъшю двигнутися,
и не бъ видъти леду, покры бо ся кровию».
«И возвратися князь Александръ с победою
славною, и бяше множество полоненых в
полку его. и ведяхут босы подле коний,
иже именують себе божий ритори»13
Целым
рядом побед в 1245 году Александр
отразил набеги Литвы, возглавляемой
князем Миндовгом. По сказанию летописца,
литовцы впали в такой страх, что стали
«блюстися имени его».
Шестилетняя
победоносная защита Александром северной
Руси привела к тому, что немцы,
по мирному договору, отказались от
всех недавних завоеваний и уступили новгородцам
часть Латгалии.
О деятельности
князя – воина Александра Ярославовича
на Западе много спорят. Так, Н.Данилевский
сомневается не только в масштабе событий
на Чудском озере, но и необходимости упорного
сопротивления крестоносцам. Главную
причину борьбы с нашествием тевтонцев
автор видит «только» в желании сохранить
православие на Руси, а не политические
интересы. В этом он солидарен с русским
историком С.Соловьевым:
«Зная..., с каким намерением приходили
шведы, мы поймем то религиозное
значение, которое имела Невская победа
для Новгорода и остальной Руси; это значение
ясно видно в особенном сказании о подвигах
Александра: здесь шведы не иначе называются
как римлянами - прямое указание на религиозное
различие, во имя которого предпринята
была война»14
Но и этого «только» достаточно,
ибо, потеряв православие, Русь
потеряла бы свою сущность.
Сам
Данилевский понимает эту роль князя
Александра:
« В условиях страшных испытаний,
обрушившихся на православные
земли в первой половине XIII в.,
Александр - едва ли не единственный из
светских правителей - не усомнился в своей
духовной правоте, не поколебался в своей
вере, не отступился от своего Бога. Отказываясь
от совместных с католиками действий против
Орды, он неожиданно становится последним
властным оплотом православия, последним
защитником всего православного мира.
И народ понял и принял это, простив реальному
Александру Ярославичу все жестокости
и несправедливости, о которых сохранили
множество свидетельств древнерусские
летописцы. Защита идеалов православия
искупила (но не оправдала, как это делают
многие современные историки) его политические
прегрешения.»15
Несмотря
на поражения рыцарей, римские папы
продолжали терпеливо делать новые
попытки насаждения католичества на
Руси. Они оказывали давление на
князей и снова стали предлагать
русским князьям – Ярославу II
и Александру Невскому – вступить с ними
в переговоры о слиянии церквей под эгидой
папы. Полагают, «что папа Иннокентий
IV отправил 7 посланий владимирским князьям,
адресатом которых был князь Иоанн Всеволодович
Стародубский. Несколько ранее они предложили
такое и Галицкому князю Даниилу Мстиславичу
I.»16
Вскоре
после возвращения из Орды в Новгород
князь Александр получил послание
от римского папы Иннокентия IV, датированное
1248 годом. Наслышанный об Александре от
Плано Карпини и, несомненно, знавший
о победах русского князя над шведами
и тевтонцами, папа хотел бы видеть его
среди своих союзников по антиордынской
коалиции. Послание это удивляет тем, сколько
много уважения и даже некоего почитания
выказано папой римским в адрес Александра
(см. Приложение № 1)
Есть
мнение, что папское послание было
доставлено Александру в 1251 году. Ответ
Александра, датированный этим же годом,
четко показал, что Александр уже сделал
свой выбор – выбор духовный и жизненный
на перспективу. «Александр отдавал себе
отчет в том, что Запад едва ли сможет помочь
Руси в освобождении от ордынского ига;
борьба же с Ордой, к которой призывал
папский престол, могла оказаться гибельной
для страны.»17
Но
еще больше споров вызывает деятельность
Александра на Востоке, его взаимоотношения
с Ордой, установившей господство на Руси.
В
1243 хан Батый, правитель западной
части монгольской державы — Золотой
Орды, вручил ярлык великого князя владимирского
на управление покоренными русскими землями
отцу Александра — Ярославу Всеволодовичу.
Великий хан монголов Гуюк призвал великого
князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 Ярослав неожиданно
скончался (по общепринятой версии, он
был отравлен). Тогда в Коракорум были
вызваны его сыновья — Александр и Андрей.
Пока Ярославичи добирались до Монголии,
сам хан Гуюк умер, и новая хозяйка Каракорума
ханша Огуль-Гамиш принимала братьев.
Сколь унизительным и опасным было
пребывание в Орде, хорошо представляет
Александр Соколов: «Сколько горьких унижений
пришлось пережить Александру Ярославичу
и его брату Андрею…, сколько пришлось
вытерпеть презрительного обращения не
только от окружения хана, но и от простых
татар. Унижения были бы нестерпимыми,
если бы Александр не помнил о Том,
Кто претерпел бесконечно большие унижения
и позор для спасения людей. Унижение становилось
подвигом… И в этом унижении себя, склонении
перед силой жизни – Божией волей – был
больший подвиг, чем славная смерть. Отныне
на Александра ложится печать мученичества.
И именно это мученичество, страдание
за Русскую землю, почувствовал и оценил
народ, сквозь весь ропот и возмущение,
которыми был богат путь Александра после
его подчинения злой татарской воле.»18
Ханша
решила назначить великим князем Андрея,
Александр же получал в управление опустошенную
южную Русь и Киев. Возможно, татары, отдавая
преимущества младшему брату, хотели еще
раз испытать Александра, а возможно «они
еще опасались отдать наиболее сильное
княжество князю с выдающимися военными
способностями.»19
Лишь
в 1249 братья смогли вернуться на родину.
Невский в свои новые владения не
поехал, вернулся в Новгород, где тяжело
заболел. Именно в это время, римский папа
Иннокентий IV направил к Александру Невскому
посольство с пред и т.д.................