Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Контрольно-надзорные органы и взаимодействие с ними
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 4.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Контрольно-надзорные
органы и взаимодействие
с ними Законодательные,
исполнительные и судебные
органы власти.
Государство,
как таковое, существует и проявляет
себя во вне, и функционирует
через свой механизм и через
входящие в этот механизм государственные
органы и работающих в них служащих.
Орган власти –
это юридически оформленная и организационно
и хозяйственно обособленная часть государственного
механизма, состоящая из государственных
служащих, наделенная государственно-властн ми
полномочиями и необходимыми материальными
средствами для осуществления в пределах
своей компетенции определенных задач
и функций государства.
На основе принципа
разделения властей государственные
органы делятся на законодательные,
исполнительные и судебные. При этом государственные
органы подразделяются по действию в пространстве
на федеральные органы и органы субъектов
федерации. При этом суды, прокуратура,
вооруженные силы относятся к федеральным
органам.
По Конституции
РФ, Президент, как глава государства,
не относится непосредственно к какой-либо
из трех ветвей власти, он является гарантом
Конституции, прав и свобод человека и
гражданина.
Представительным
и законодательным органом власти
в России является Федеральное собрание,
оно состоит из двух палат – Совета Федераций
и Государственной Думы
Исполнительную
власть в РФ осуществляет Правительство
Российской Федерация. Оно состоит из
Председателя Правительства Российской
Федерации (назначается Президентом с
согласия Госдумы), заместителей Председателя
Правительства Российской Федерации и
федеральные министров. Председатель
Правительства РФ в соответствии с Конституцией
и федеральными законами и указами Президента
определяет основные направления деятельности
правительстве РФ и организует его работу.
Судебная система
РФ охватывает три разновидности органов
власти: Конституционный Суд – является
судебным органом конституционного контроля;
Верховный Суд – является высшие судебным
органом по гражданским, уголовным, административным
делам подсудным судам общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд и поднадзорные
ему нижестоящие арбитражные суды – высший
судебный орган по разрешению экономических
споров. 2.
Главные принципы взаимодействия
Основные принципы
взаимодействия с контролирующими
органами, а также основные ошибки
при общении с контролирующими
органами и методы их устранения прекрасно
изложены в статье Сычева С. В. «Правила
поведения с теми, кто нас проверяет. Некоторые
PR-ошибки при общении с контролирующими
госучреждениями и рекомендация по их
устранению» (Рекламное Измерение, №5
(82), 2001, www.triz-ri.ru), материалы статьи использованы
при подготовке данного раздела. ОШИБКА 1.
Общий нетехнологичный
подход.
Он проявляется
в отсутствии в СНГ общей прописанной
технологии (общих процедур, принципов,
фирменных стандартов и т.д.) во взаимоотношениях
с контролирующими организациями (далее
по тексту – «учреждение»).
В «аварийных» ситуациях
ошибка 1 проявляется в эмоциональных
попытках «искать истину», «бороться за
правду», в хаотичных попытках «договориться»
с представителем учреждения напрямую
или через знакомых вместо спокойного
выполнения заранее подготовленных процедур.
Здесь надо помнить,
что истина прячется лучше, когда ее
ищут методом «проб я горестных ошибок».
Но истина часто приходит сама («ситуация
раскрывается»), когда выполняется правильная
технологическая процедура.
Поэтому надо не
«искать справедливость», а по шагам развернуть
технологию нападающего против самого
нападающего.
Таким образом,
КОНТРПРИЕМ заключается в том, чтобы
предложить самому проверяющему выполнить
ту функцию, которую он навязывает.
Иначе говоря, РЕКОМЕНДАЦИЯ
1: бюрократ побеждается бюрократией. ОШИБКА 2.
Вера в подарки и договоренности.
Или предположение,
что проще откупиться. На самом деле,
опытные предприниматели знают, чем чаще
даешь, тем чаше проверяют, чем больше
даешь, тем сильнее рискуешь. Ибо жадность
безгранична, а самооправдания в стиле:
«У меня маленькая зарплата, а у них там
целая фирма» – всегда наготове. Мелкие
подарки вообще не замечаются и воспринимаются
как должное. И, более того, регулярно и
системно провоцируют мелкие, но глубокие
«обидки» многочисленных слабых сотрудников
учреждения типа: «Сидишь тут как проклятая
целый день, а тебя даже конфетой не угостят».
После крупных подарков
может быть наезд «через» посредника:
«Вот они (фирма, люди) дают – проверь их
и поделись со мной».
Указанная ошибка
2 может проявляться также в
неготовности иных руководителей к
процедурному общению. Собственно, эта
ошибка является внешним проявлением
определенного внутреннего страха перед
учреждением и неоправданным подсознательным
желанием подчиниться («Ибо тогда не тронут…»).
Последнее утверждение
не означает, что надо демонстрировать
свою силу и неуважительно относиться
к инспектору или учреждению. Напротив,
разговаривать надо твердо и спокойно.
Как с уважаемым посетителем, который,
тем не менее, хочет предложить Вам свои
услуги. И выполнять процедуры.
И еще. Не надо стоять
в очереди для сдачи отчетов.
В крайнем случае, есть канцелярия
и почта.
Иначе говоря, РЕКОМЕНДАЦИЯ
2: не надо бояться. ОШИБКА 3.
Надежда на человека,
а не на процедуру.
В деятельности
Компании эта ошибка может появляться,
например, в том, что взаимоотношения с
налоговой инспекцией (различными фондами
и др. учреждениями) даются исключительно
на откуп бухгалтеру. При этом бухгалтер
не имеет стандартных инструкций, поясняющих,
как поступать в сложных ситуациях, и не
имеет соответствующих формуляров.
Иначе говоря, РЕКОМЕНДАЦИЯ
3: выстраивайте технологию. Более рационально,
когда бухгалтер сдает отчет не сразу
в учреждение, а сначала руководителю.
При этом понятно, что руководитель не
всегда будет внимательно изучать отчеты
и, вероятно, никогда не будет соотносить
их с «первичкой». Он и не должен этого
делать. Однако принимать отчетность от
бухгалтера заранее и по процедуре – должен.
Ибо в таком случае возникнет четкий раздел
ответственности и отрежется путь к самооправданиям
и «непроверяемым ссылкам» типа: «Меня
учреждение обмануло».
Разумеется, у
предпринимателя должен быть четкий
график, в котором указаны две
даты: дата сдачи руководителю и
дата сдача в учреждение. Кроме того, для
добросовестного бухгалтера необходимо
заранее составить набор стандартных
правил, поясняющих, как поступать в сложных
ситуациях, и соответствующие формуляры.
Некоторые из таких правил приведены ниже
в соответствующих рекомендациях. ОШИБКА 4.
Устное общение с учреждением
и принятие решения
«с голоса».
Вот наиболее характерные
проявления этой ошибки:
1. «Я в налоговой
(пенсионном фонде, фонде занятости...)
спрошу...». Собственно ошибка заключается
только в последнем слове. Очевидно» соответствующий
бухгалтер априори уверен в том, что ответ
инспектора непременно будет истинным.
Между тем любой
предприниматель, занимающийся реальным
бизнесом в СНГ, справедливо усомнится
в этом. И дело здесь совсем не обязательно
в некомпетентности либо злонамеренности
инспектора. Дело может быть в его обычной
загруженности. И тогда он даже по «простому
вопросу» не то, чтобы обманет, а просто
«спихнет проблему», после чего искренне
«забудет» свои слова (закон этого не запрещает...).
Дело может быть также в запутанности
законодательства, от которого, по правде
сказать, страдают и учреждения, а не только
Компании.
Поэтому в большинстве
случаев не следует устно консультироваться
в соответствующем органе по интересующему
вопросу. Устные ссылки инспектора на
то, что он «не просто так», а «государев
человек» можно игнорировать.
Иначе говоря, РЕКОМЕНДАЦИЯ
4: любое общение – «через бумагу». И с
этой целью не постесняться сделать письменный
запрос через канцелярию учреждения, сохранив
для себя заверенную в канцелярии же копию.
В дальнейшем, если ответ учреждения окажется
ошибочным, на этот документ можно будет
ссылаться, как на документ учреждения,
который ввел в заблуждение.
ВНИМАНИЕ! Следование
ошибочным ответам налоговой
инспекции не избавит от налоговых
санкций в случае неправильной уплаты
налогов. Письменный запрос сокращает
вероятность ошибочного ответа «с голоса»
(которые бывают сплошь и рядом). А в случае
ошибочного ответа, именно письменный
запрос повышает вероятность наказания
конкретного инспектора вышестоящим руководством.
Подобная ситуация
дает прямую возможность Компании (приложив
копии соответствующих документов)
написать начальнику районного учреждения
письмо с запросом о том, как будет наказано
должностное лицо, которое своими некомпетентными
действиями нанесло Компании ущерб. Копию
такого письма следует направить и в вышестоящее
учреждение (например, в областное), дабы
руководитель районного учреждения был
вынужден реагировать.
Поэтому к письменным
запросам в учреждениях относятся
достаточно серьезно. И всячески избегают
их подписывать. Однако избежать письменного
запроса через канцелярию или по почте
с уведомлением невозможно.
Другие проявления
ошибки 4 заключаются:
2. В неучете
того фактора, что, решая сложную
ситуацию, необходимо выяснять номер документа
по предмету разговора, а не только сам
предмет.
3. В том, что
не все сверки расчетов по
налогам (в том числе указания
недоимок либо переплат) делаются
письменно.
4. В неиспользовании
заранее заготовленных формуляров,
с помощью которых письменный
запрос можно составить достаточно быстро
и прямо на месте. ОШИБКА 5.
Смешение имиджей.
Чаще всего
«имидж учреждения» путают с конкретной
женщиной (инспектором), которая сама запуталась
и перманентно боится, что ее уволят (или
больно накажут). РЕКОМЕНДАЦИЯ здесь одна:
не надо бояться.
Не надо бояться
обнаружить перед инспектором тот
факт, что вы разграничиваете его
личный имидж и имидж его организации. ОШИБКА 6.
Подсознательная вера
в порядок в госучреждении.
Или недопущение
мысли о том, что в «контролирующем
(!) учреждении» фактически существует
гораздо больший беспорядок в учете, чем
найдено нарушений учета у пострадавшей
Компании. И не использование Компанией
– из глупости или благородства – этого
фактора. А в случае выявления нарушений
во время проверки или в иной потенциально
уязвимой ситуации – «сдача позиций».
Между тем, именно при
письменной системе общения
вскрываются многочисленные смежные недостатки.
При грамотной организации системы запросов
вскрытие недостатков приобретает «характер
цепной реакции». Вполне возможно, что
в такой ситуации с добросовестным налогоплательщиком
(которого просто решили «потрясти») захотят
договориться и оставят в покое.
Иначе говоря, РЕКОМЕНДАЦИЯ
6: выстраивайте систему запросов. ОШИБКА 7.
Неверие в решение задач
технологичным путем,
незнание и неотработанность
соответствующих приемом
и процедур и, как следствие, совершение
ошибок 1 – 6. При этом не стоит забывать,
что существует множество других решений.
Однако важно помнить, что положения, классифицированные
здесь как ошибки, решениями точно не
являются, а являются лишь характерными
способами избегания проблем, «заметания
их под ковер». Но, как известно, проблема,
не решенная, а лишь спрятанная, минирует
будущее.
И еще. Что бы
там ни было, будем помнить о том,
что грабят всегда «на потоке», а значит,
жертвами становятся наиболее податливые.
И в этом смысле, выгодно быть сильным,
ибо сам поточный метод предполагает значительную
упущенную выгоду от борьбы с отдельно
взятым «Клиентом». 3.
Виды проверок, полномочия
контролирующих и надзорных
органов, права проверяемых 1)
Налоговые проверки проводятся должностными
лицами налоговых органов в пределах своей
компетенции, в порядке, предусмотренном
Налоговым кодексом.
Налоговые органы
проводят камеральные и выездные
налоговые проверка налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов.
Налоговой проверкой
могут быть охвачены только три календарных
года деятельности налогоплательщика,
плательщика сбора и налогового агента,
непосредственно предшествовавшие году
проведения проверки.
Если при проведении
камеральных и выездных налоговых
проверок у налоговых органов
возникает необходимость получения
информации о деятельности налогоплательщика
(плательщика сбора), связанной с иными
лицами, налоговым органом могут быть
истребованы у этих лиц документа, относящиеся
к деятельности проверяемого налогоплательщика
(встречная проверка).
Запрещается проведение
повторных выездных налоговых проверок
по одним и тем же налогам, подлежащим
уплате или уплаченным налогоплательщиком
(плательщиком сбора) за уже проверенный
налоговый период, за исключением случаев,
когда такая проверка проводится в связи
с реорганизацией или ликвидацией организации-налогопла ельщика
(плательщика сбора – организации) или
вышестоящим налоговым органом в порядке
контроля за деятельностью налогового
органа, проводившего проверку.
Камеральная налоговая
проверка проводится по месту нахождения
налогового органа на основе налоговых
декларации и документов, представленных
налогоплательщиком, служащих основанием
для исчисления и уплаты налога, а также
других документов о деятельности налогоплательщика,
имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка
проводится без какого-либо специального
решения руководителя налогового органа
в течение трех месяцев со дня
представления налогоплательщиком налоговой
декларации и документов, служащих основанием
для исчисления и уплаты налога.
При проведении
камеральной проверки налоговый орган
вправе истребовать у налогоплательщика
дополнительные сведения, получить объяснения
и документы, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность уплаты
налогов.
Если проверкой
выявлены ошибки в заполнении документов
или противоречия между сведениями, содержащимися
в представленных документах, то об этом
сообщается налогоплательщику с требованием
внести соответствующие исправления в
установленный срок.
Выездная налоговая
проверка проводится на основании решения
руководителя (его заместители) налогового
органа.
Выездная налоговая
проверка в отношении одного налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента)
может проводиться по одному или нескольким
налогам. Налоговый орган не вправе проводить
в течение одного календарного года две
выездные налоговые проверки и более по
одним и тем же налогам за один и тот же
период. Выездная налоговая проверка не
может продолжаться более двух месяцев,
если иное не установлено НК РФ. В исключительных
случаях вышестоящий налоговый орган
может увеличить продолжительность выездной
налоговой проверки до трех месяцев. При
проведении выездных проверок организаций,
имеющих филиалы и представительства,
срок проведения проверки увеличивается
на один месяц на проведение проверки
каждого филиала и представительства.
Налоговые органы вправе проверять филиалы
и представительства налогоплательщика
(налогового агента, плательщика сбора)
независимо от проведения проверок самого
налогоплательщика (налогового агента,
плательщика сбора). Срок проведения проверки
включает в себя время фактического нахождения
проверяющих на территории проверяемого
налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента. В указанные сроки
не засчитывают периоды между вручением
налогоплательщику (налоговому агенту)
требования о представлении документов
и представлением им запрашиваемых при
проведении проверки документов.
Выездная налоговая
проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией
или ликвидацией налогоплательщика-ор анизации,
плательщика сбора – организации, а также
вышестоящим налоговым органом в порядке
контроля над деятельностью налогового
органа, проводившего проверку, может
проводиться независимо от времени проведения
предыдущей проверки.
При необходимости,
уполномоченные должностные лица налоговых
органов, осуществляющие выездную налоговую
проверку, могут проводить инвентаризацию
имущества налогоплательщика, а также
производить осмотр (обследование) производственных,
складских, торговых и иных помещений
и территорий, используемых налогоплательщиком
для извлечения дохода либо связанных
с содержанием объектов налогообложения,
в порядке, установленном статьей 92 НК
РФ.
При наличии у осуществляющих
проверку должностных лиц достаточных
оснований полагать, что документы, свидетельствующие
о совершении правонарушений, могут быть
уничтожены, скрыты, изменены или заменены,
производится выемка этих документов
в порядке, предусмотренном статьей 94
НК РФ, по акту, составленному этими должностными
лицами. В акте о выемке документов должна
быть обоснована необходимость выемки
и приведен перечень изымаемых документов.
Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик
сбора) имеет право при выемке документов
делать замечания, которые должны быть
по его требованию внесены в акт. Изъятые
документы должны быть пронумерованы,
прошнурованы и скреплены печатью или
подписью налогоплательщика (налогового
агента, плательщика сбора). В случае отказа
налогоплательщика (налогового агента,
плательщика сбора) скрепить печатью или
подписью изымаемые документы об этом
делается специальная отметка. Копия акта
о выемке документов передается налогоплательщику
(налоговому агенту, плательщику сбора).
По окончания
налоговой проверки производится оформление
результатов в соответствии с
утвержденным порядком (ст. 100 НК РФ). Прежде
всего, сотрудник налоговой инспекции
составляет справку о проведенной проверке.
В ней указываются предмет проверки и
сроки ее проведения. Форма справки приведена
в Инструкции МНС Россия от 10.04.2000 №60.
Не позднее двух
месяцев с момента составления справки
о проведенной проверке налоговой инспекции
должны оформить акт проверки. В акте приводятся
выявленные нарушения налогового законодательства,
а также выводы и предложения проверяющих
по их устранению и применению санкций.
К акту должны быть приложены Документы
(например, протоколы), связанные с проведением
проверки. Форма акта
утверждена Инструкцией
МНС Россия от 10.04.2000 №60.
Все ошибки и неточности
в Акте вы можете обратить в свою пользу.
Если вы обнаружили ошибки, то можете направить
руководителю налоговой инспекции свои
возражения. На это вам дается две недели
со дня вручения акта. Разногласия по акту
проверки излагаются в свободной форме.
Если вы представили
свои возражения по акту, Вас в двухнедельный
срок с момента подачи возражений
должны пригласить на рассмотрение материалов
проверки. Если налоговая инспекция этого
не сделала, вы можете в дальнейшем сослаться
на это в суде как на нарушение ваших прав.
По истечении
двухнедельного срока, руководитель (заместитель
руководителя) налоговой инспекции
в течение 14 дней должен рассмотреть
материалы проверки и принять решение.
По результатам рассмотрения материалов
проверки руководитель налоговой инспекции
или его заместитель может принять следующие
решения:
– привлечь налогоплательщика
к ответственности за выявленные нарушения;
– не привлекать
налогоплательщика к ответственности;
– провести дополнительные
мероприятия налогового контроля.
Кроме решения
о привлечении налогоплательщика
к ответственности, налоговая инспекция
должна вручить налогоплательщику требование
об уплате недоимки, пени и штрафов. Если
фирма не выполнит это требование, налоговая
инспекция взыщет с неё недоимку, пени
и санкции, начисленные ПБОЮЛ, не превышающие
5000 руб. по каждому налогу за каждый налоговый
период, по организации, не превышающие
5000 руб. за каждый налоговый период по
каждому налогу, самостоятельно (за счет
средств на расчётных счетах в банке или
иного имущества), а за взысканием штрафов,
размером выше оговоренных, обратится
с иском в арбитражный суд. 2)
проверки сотрудниками
милиции, проводятся в порядке, предусмотренном
Инструкцией о порядке проведения сотрудниками
милиции проверок и ревизий финансовой,
хозяйственной, предпринимательской и
торговой деятельности, утвержденной
приказом МВД России от 02.08.05 № 636 (далее
Инструкция).
Ревизия – комплексное
контрольное мероприятие по исследованию
финансовой, хозяйственной, предпринимательской
и торговой деятельности юридического
лица или лица, осуществляющего предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица.
Ревизия проводится
сотрудниками Центра документальных проверок
и ревизий МВД России, а также
специалистами – ревизорами подразделений
органов внутренних дел по налоговым преступлениям.
К ревизии могут
привлекаться сотрудники оперативных
подразделений органов внутренних
дел.
Проверка – единичное
контрольное действие или исследование
состояния дел на определенном участке
финансовой, хозяйственной, предпринимательской
и торговой деятельности юридического
лица или лица, осуществляющего предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица.
Проверка проводится
сотрудниками милиции, в должностные обязанности
которых входит выявление, предупреждение
и пресечение преступлений, связанных
с нарушением законодательства, регулирующего
финансовую, хозяйственную, предпринимательскую
и торговую деятельность.
К проверке могут
привлекаться сотрудники Центра документальных
проверок и ревизий МВД России, а также
специалисты – ревизоры подразделений
органов внутренних дел по налоговым преступлениям. 3)
Прокурорский надзор
Основные положения
по данному вопросу содержатся в
разделе III Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1
(с изм. на 04.11.2005 г.) (далее Закон № 2202-1).
Предметом надзора
за исполнением законов являются
соблюдение Конституции Российской
Федерации и исполнение законов, действующих
на территории Российской Федерации, органами
управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций.
Проверки исполнения
законов проводятся на основании
поступившей в органы прокуратуры
информации о фактах нарушения законов,
требующих принятия мер прокурором.
Прокурор при
осуществлении возложенных на него функций
вправе по предъявлении служебного удостоверения
беспрепятственно входить на территории
и в помещения проверяемых органов, иметь
доступ к их документам и материалам, проверять
исполнение законов в связи с поступившей
в органы прокуратуры информацией о фактах
нарушения закона; требовать от руководителей
и других должностных лиц указанных органов
представления необходимых документов,
материалов, статистических и иных сведений;
выделения специалистов для выяснения
возникших вопросов; проведения проверок
по поступившим в органы прокуратуры материалам
и обращениям, ревизий деятельности
подконтрольных или подведомственных
им организаций; вызывать должностных
лиц и граждан для объяснений по поводу
нарушений законов. По результатам проверки
Прокурор или его заместитель по основаниям,
установленным законом, возбуждает
уголовное дело или производство
об административном правонарушении,
требует привлечения лиц, нарушивших закон,
к иной, установленной законом ответственности,
предостерегает о недопустимости нарушения
закона.
Предметом надзора
за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина является соблюдение прав
и свобод человека и гражданина органами
управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций.
При осуществлении
возложенных на него функций прокурор
рассматривает и проверяет заявления,
жалобы и иные сообщения о нарушении
прав и свобод человека и гражданина.
Он разъясняет пострадавшим порядок
защиты их прав и свобод; принимает
меры по предупреждению и пресечению нарушений
прав и свобод человека и гражданина, привлечению
к ответственности лиц, нарушивших закон,
и возмещению причиненного ущерба; использует
иные полномочия, указанные выше.
При наличии
оснований полагать, что нарушение
прав и свобод человека и гражданина имеет
характер преступления, прокурор возбуждает
уголовное дело и принимает меры к тому,
чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты
уголовному преследованию в соответствии
с законом.
В случаях, когда
нарушение прав и свобод человека
и гражданина имеет характер административного
правонарушения, прокурор возбуждает
производство об административном правонарушении
или незамедлительно передает сообщение
о правонарушении и материалы проверки
в орган или должностному лицу, которые
уполномочены рассматривать дела об административных
правонарушениях.
В случае нарушения
прав и свобод человека и гражданина,
защищаемых в порядке гражданского
судопроизводства, когда пострадавший
по состоянию здоровья, возрасту или иным
причинам не может лично отстаивать в
суде или арбитражном суде свои права
и свободы или когда нарушены права и свободы
значительного числа граждан либо в силу
иных обстоятельств нарушение приобрело
особое общественное значение, прокурор
предъявляет и поддерживает в суде или
арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
4) Государственный
надзор и контроль
над соблюдением
трудового обязательства
и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права, осуществляют органы федеральной
инспекции труда.
Государственный
надзор за соблюдением правил по безопасному
ведению работ в отдельных отраслях и
на некоторых объектах промышленности
наряду с органами федеральной инспекции
труда осуществляют федеральные органы
исполнительной власти по надзору в установленной
сфере деятельности.
Государственные
инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной
деятельности имеют право: беспрепятственно
в любое время суток при наличии удостоверений
установленного образца посещать в целях
проведения инспекции организации всех
организационно-право ых форм и форм собственности;
запрашивать у работодателей и их представителей,
органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления и безвозмездно
получать от них документы, объяснения,
информацию, необходимые для выполнения
надзорных и контрольных функций; изымать
для анализа образцы используемых или
обрабатываемых материалов и веществ
и с уведомлением об этом работодателя
или его представителя и составлять
соответствующий акт, расследовать в установленном
порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям
обязательные для исполнения предписания
об устранении нарушений трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, о восстановлении
нарушенных прав работников, привлечении
виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной
ответственности или об отстранении их
от должности в установленном порядке,
направлять в суды при наличии заключений
государственной экспертизы условии
труда требования о ликвидации организаций
или прекращении деятельности их структурных
подразделений вследствие нарушения требований
охраны труда; отстранять от работы лиц,
не прошедших в установленном порядке
обучение безопасным методам и приемам
выполнения работ, инструктаж по охране
труда, стажировку на рабочих местах и
проверку знаний требовании охраны труда;
запрещать использование и производство
не имеющих сертификатов соответствия
или не соответствующих требованиям охраны
труда средств индивидуальной и коллективной
защиты работников; выдавать разрешения
на строительство, реконструкцию, техническое
переоснащение производственных объектов,
производство и внедрение новой техники,
внедрение новой технологий; выдавать
заключения о возможности принятия в эксплуатацию
новых или реконструируемых производственных
объектов; привлекать к административной
ответственности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
лиц виновных в нарушении законов и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, при необходимости
приглашать их в органы инспекции труда
в связи с находящимися в производстве
делами и материалами, а также направлял
в правоохранительные органы материалы
о привлечении указанных лиц к уголовной
ответственности, предъявлять иски в суд. 5)
При проведении
мероприятий контроля
уполномоченные органы
совершают различные
действия либо, наоборот,
не совершают необходимых
действий (те есть имеет место бездействие
должностных лиц), принимают различные
акты (письма, решения), которые могут быть
предметом обжалования, как во внесудебном,
так и в судебном порядке.
Действующим законодательством
предусмотрено, что акты уполномоченных
органов, действия или бездействие их
должностных лиц могут быть обжалованы
в вышестоящий орган (вышестоящему должностному
лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий
суд (вышестоящему должностному лицу)
не исключает права на одновременную или
последующую подачу аналогичной жалобы
в суд.
При признании
судом (вышестоящим органом) акта, действия,
бездействия государственного органа
незаконным (недействительным) организация
(индивидуальный предприниматель) вправе
требовать возмещения вреда (убытков),
которые возникли у него вследствие бездействия
органа, принятия органом акта, предпринятых
органом действий.
Конституционной
основой права на возмещение государством
вреда, причиненного действиями, бездействием
органов государственной власти или их
должностными лицами, в том числе причиненного
неправомерными действиями, бездействием
госорганов и их должностных лиц, является
ст. 53 Конституции Российской Федерации.
Положения вышеуказанной статьи Конституции
Российской Федерации были конкретизированы
в статьях 16,1064,1069 Гражданского кодекса
Российской Федерации (ПС РФ).
Налоговым законодательством
установлены некоторые особенности
возмещения вреда.
Согласно ст.
35 НК РФ налоговые органы несут ответственность
за убытки, причиненные налогоплательщикам
вследствие своих неправомерных
действий (решений) или бездействия,
а равно неправомерных действий (решений)
или бездействия должностных лиц и других
работников вышеуказанных органов при
исполнении ими служебных обязанностей.
В соответствии
с п.1 ст. 103 НК РФ при проведении налогового
контроля не допускается причинение неправомерного
вреда налогоплательщику, плательщику
сбора, налоговому агенту или их представителям
либо имуществу, находящемуся в их владении,
пользовании или распоряжении.
Убытки, причиненные
неправомерными действиями налоговых
органов или их должностных лиц при
проведении налогового контроля, подлежат
возмещению в полном объеме, включая упущенную
выгоду (неполученный доход).
При этом у налогового
органа возникает обязанность по
возмещению убытков только в случае,
если обратившиеся за возмещением убытков
организации или индивидуальные
предприниматели являлись субъектами
регулируемых законодательством о налогах
и сборах отношений в качестве налогоплательщиков,
плательщиков сбора, налоговых агентов.
Исходя из положений
ст.ст.16,1064,1069 ПС РФ, ст.ст.35,103 НК РФ, необходимыми
условиями, при которых производится возмещение
убытков, причиненных налогоплательщикам
в результате неправомерных действий,
бездействия налоговых органов, а равно
неправомерных действий, бездействия
должностных лиц вышеуказанных органов
при осуществлении ими мероприятий налогового
контроля, являются:
1) наличие убытков;
2) неправомерные
действия налоговых органов и
их должностных лиц при проведении
мер налогового контроля, причинившие
убытки;
3) причинно-следственная
связь между причиненными убытками
и неправомерными действиями, бездействием
налоговых органов, действиями, бездействием
должностных лиц указанных органов.
Причиненные налогоплательщикам
убытки возмещаются за счет средств
федерального бюджета. и т.д.................