Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Влияние идеи Возрождения на культуру Беларуси (конец 15-16 вв.)
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Влияние
идеи Возрождения
на культуру Беларуси (конец 15-16
вв.):
1.Культурны
феномен эпохи Возрождения………..…..3
2.
Влияние европейского возрождения
на архитектуру и изобразительное искусства
Беларуси………..……..5
3.
Философская мысль Беларуси эпохи Возрождения………..…….6
4.
Идеи Возрождения в литературных
памятников Беларуси…….…….8
Список
использованных источников………...…….11
Культурны
феномен эпохи
Возрождения
Эпоха
Возрождения застала Беларусь в
составе Великого Княжества Литовского,
которое все теснее переплеталось
с польским государством. Поэтому
для нашей земли история Возрождения
– это история весьма сложного
и противоречивого взаимодействия
традиционных национальных культур
и культуры Ренессанса. В одном
месте сошлись и переплелись
многочисленные народы, религии, языки,
традиции, нравы.
Уникальность
белорусского Возрождения состояла
в том, что традиции развитые в
рамках католической, а позже протестантской
культуры, переносились на почву, где
преобладала культура православная.
Может быть, поэтому распространение
культуры Возрождения сопровождалось
распространением католической религии
и церковной унии.
В
XIV-XVI веках в Беларуси происходит
стремительное развитие изобразительного
искусства - живописи, графики, скульптуры,
начинают формироваться светские формы
искусства. На характере изобразительного
искусства эпохи Возрождения
у нас сильно сказывались богатые
традиции византийской и древнерусской
культуры, в первую очередь Полоцкого
княжества.
И
если архитектуре Беларуси длительное
время сохраняют древнерусские
и готические черты (Троицкий костел
в деревне Ишколдь Барановичского
района), то в изобразительном искусстве
уже в середине XVI в очевидно влияние
итальянцев. И мы можем похвастаться
своими маньеристами (Например “Портрет
Екатерины Слуцкой“ неизвестного мастера).
Искусству
Беларуси этого периода свойственен
интерес к показу внутреннего
мира личности, ее морального облика. В
живописи наблюдается повышенный интерес
к драматическим ситуациям.
Особенно
активно развивается портретный
жанр (так называемый сарматский портрет14).
Человек в таких произведениях
изображался по определенной схеме
– в парадной одежде, в своем
естественном окружении. В результате
отражался не только внутренний мир,
но и бытовые подробности, что
свойственно культуре гуманизма. К
числу наиболее выдающихся памятников
этого жанра относится портрет
Юрия Радивила (вторая половина XVI в.). Перед
зрителем сквозь маску традиционных
форм как будто проступает лицо эпохи,
переполненное сильными страстями.
Кроме
того, художники обращались к скульптуре,
писали иконы. Фресковыми росписями
были украшены княжеские дворцы, церкви
и костелы. Большую художественную
и историческую ценность имеют росписи,
выполненные белорусскими мастерами
на территории других государств, в
первую очередь Польши. Яркий пример
? росписи в Люблинском замке, выполненные
в XV веке белорусскими живописцами под
руководством минского мастера Андрея.
[3, c. 45]
Прекрасным
соединением древнерусского зодчества,
готики и влияния Ренессанса считается
церковь Михаила Архангела в
Сынковичах Гродненская область (XV-XVI
век).
К
сожалению, многие шедевры погибли
во время многочисленных войн или
были вывезены завоевателями, что делает
наше наследие более духовным, чем
материальным.
Для
белорусских икон XIV-XVI веков отличительной
чертой является использование декоративно-пластических
средств (резьбы и лепки), раскраска
фона, наличие различных накладных
элементов, покрытие живописной поверхности
защитным лаком из яичного белка
или смолы. Указанные особенности
выделяют одно из первых известных
сейчас произведений этого периода
– икону “Матерь Божья Умиление“
из Малориты (рубеж XIV-XV вв.). Неизвестный
художник, как бы придерживаясь канона
(“Умиление“), смог придать образам
убедительную жизненность. Ласково
с любовью прикасается дитя к
щеке матери. Ее сердечный взгляд передает
зрителю большую гамму чувств.
Этот взгляд вобрал и безграничность
материнской любви, и взволнованность,
и грусть от предчувствия будущей
трагической судьбы ребенка. Охристые
тона с приглушенным красным цветом
омофора подчеркивают это лиричное
настроение.
В
1496-1501 гг. белорусский резчик по дереву
Анания создал для пинского князя
Федора Ярославича уникальную резную
икону “Премудрость создала себе
храм“.
20—60-е
годы XVI века, благодаря наступившей
веротерпимости, знаменовались тесными
связями со всеми европейскими
государствами и в первую очередь
с Италией. Жигимонт I – великий
князь литовский и король польский
женился на Боне Форца из
знаменитого рода Медичи. Такие
связи способствовали заимствованию
лучших достижений итальянского
Возрождения.
Литовские
статуты (1529—1588) принесли на нашу землю
влияние древнего римского права
и юридических идей эпохи Возрождения.
А латинские школы – знание
античных языков.
В
1579 г. в нашем государстве появилась
первая Академия, как высшее учебное
заведение и центр научных
исследований.
Конец
XVI века ознаменовался бурным развитием
печатного дела на территории Беларуси.
Известно более двадцати типографий,
среди которых типографии созданные
Николаем Радивилом, Сымоном Будным,
Иваном Федоровым, Петром Мстиславцем,
Василием Тяпинским.
Прославленная
поэма Николая Гусовского (ок. 1470-1533)
“Песня о зубре“ может считаться
такой же энциклопедией жизни
наших предков, какими были творения
западных гуманистов – современников
Гусовского.
Героический
эпос произведений Н. Гусовского, Я. Вислицкого,
А. Римши, Я. Радвана, Г. Пельгримовского,
характерен для отечественной литературы
Высокого и Позднего Возрождения, во
многом близок героическому искусству
великого Микеланджело. И очень приятно,
что наши литераторы нашли своих героев
не в греческих и библейских мифах, а в
отечественной истории.
Влияние
европейского возрождения
на архитектуру и
изобразительное
искусства Беларуси
В
первой четверти XVI в. главным центром
развития ренессансной архитектуры
стал Рим. Здесь сложились классические
черты стиля, получившего общеитальянское
значение. Этот стиль поры наивысшего
расцвета Ренессанса отличали напоминавшая
античное зодчество величавая монументальность
зданий, гармоничность архитектурных
образов, широкое обращение к
свободному использованию ордерной
системы и к синтезу пластических
искусств — все это при исключительном
разнообразии индивидуальных почерков
зодчих.
Выдающийся
архитектор Браманте (1444-1514), прославившийся
рядом построек в Милане (крупнейшая
из них — купольная церковь
Санта Мария делле Грацие), в
римский творчества создал ряд сооружений,
принадлежащих к нам ренессансного
зодчества. В античном духе был выстроен
окруженный строгой колоннадой небольшой
купольный круглый храм — Темпьетто,
ставший программным творением
нового стиля.
Как
центрально-купольны храм, совершенный
в своей симметрии, Браманте задумал
и грандиозный собор св. Петра
(позже преемники Браманте по строительству
собора изменили этот замысел). Идеи Браманте
оказали большое влияние на строительство
многих сооружений в Италии и в
других странах.
После
его кончины проводником архитектурных
принципов Браманте стал Рафаэль (1483-1520).
Ему принадлежит рад проектов
городских дворцов с новыми типами
фасадов (таковы палаццо Пандольфини
во Флоренции, дворец Видони-Каффарелли
в Риме и др.) и основанный на переработке
античного опыта проект виллы
Мадама в Риме. Предназначенная для
отдыха, она была неразрывно связана
с великолепно спланированным парком.
Новым
шагом в архитектуре были и
ярко индивидуальные работы Микеланджело
(1475-1564). Одна из них — вестибюль
библиотеки Лауренциана во Флоренции.
Он отличается характерной для Микеланджело
мощной выразительностью архитектурных
масс.
В
Риме Микеланджело создал планировку
всей архитектуры Капитолийского холма,
которая стала первым единовременно
возведенным ансамблем Ренессанса.
Микеланджело принадлежит заслуга
возведения западного фасада собора
св. Петра, его барабана и грандиозного
купола, мощно вознесшегося над городом.
[6, c. 75]
В
пору Позднего Возрождения самым
ярким итальянским зодчим, развивавшим
традиции ренессансной архитектуры, был
Андреа Палладио (1508-1580). По его замыслам
в Венеции были возведены две
грандиозные величественные церкви,
где фасады христианских базилик на новый
лад были украшены переработанными портиками
античных храмов. На севере Италии по планам
Палладио осуществили строительство ряда
городских дворцов и множество вилл.
Последние,
при всем их разнообразии, всегда создавались
как продуманное гармоничное
единство жилых и хозяйственных
комплексов, архитектуры и пейзажа.
Палладио непременно использовал в
своих работах ордерную систему,
рассматривая ее творческое применение
как универсальный принцип зодчества.
Он написал трактат об архитектуре,
в котором отразил особенности
своего творческого метода. Трактат
оказал сильное влияние на современников,
а позже — на формирование архитектуры
классицизма.
Зодчество
Позднего Возрождения развивалось
не только в традициях Ренессанса,
в нем проявлялись и маньеристические
черты. Они характерны, в частности,
для построенного во Флоренции по
проекту Дж. Вазари дворца Уффици. На
грани XVI и XVII вв. стал складываться новый
архитектурный стиль — барокко,
получивший широкое распространение,
особенно в Риме (дворцы и градостроительные
проекты архитекторов Дж. делла Порта
и Дж. Фонтана). Именно в Риме в
середине XVII в. барокко достигло зрелости
и пышного расцвета в творчестве
великого зодчего Л. Бернини.
Три
гения — Леонардо да Винчи, Рафаэль
и Микеланджело символизируют Высокое
Возрождение в изобразительном
искусстве. Леонардо да Винчи тесно
связывал научное и художественное
познание мира, опыт естествоиспытателя
и возможности живописи. На этом
принципе содружества науки и
искусства основано учение Леонардо
о перспективе, о строении человеческого
тела и его пропорциях, о движениях,
связанных с психологическим
состоянием человека.
Искусство
Высокого Возрождения не исчерпывается
творчеством уже упомянутых великих
мастеров. Их современниками были такие
крупные художники со своей собственной
индивидуальной манерой, как Андреа
дель Сарто, Антонио Корреджо и ряд
других. Корреджо, в частности, был
не только главой одной из местных
итальянских школ Высокого Возрождения,
но и родоначальником нового типа
плафонной росписи с фигурами,
парящими в облаках в сложных
для изображения ракурсах.
Философская
мысль Беларуси эпохи
Возрождения
Прогрессивное
влияние эпохи Возрождения благотворно
сказалось и на Беларуси. Идеи гуманизма
здесь начали распространяться в XVI
в. В этот период достоянием белорусского
читателя становятся произведения, посвященные
вопросам истории, географии, морали, права,
медицины, математические и астрономические
сочинения и т.п. Известными становятся
работы Дж. Боккаччо, Эразма Ротердамского,
польского мыслителя А.В.Модржевского
и других писателей-гуманистов издаются
произведения ряда античных мыслителей.
В Беларуси уже многое знали об астрономическом
учении Н.Коперника и его гелиоцентрической
системе.
Первым
известным нам крупным представителем
общественной мысли Беларуси, в деятельности
которого нашли отражение идеи гуманизма,
был Георгий Франциск Скорина (ок.
1490—1541). Характерным для Скорины
является стремление к эмансипации
от традиций церковно-феодальных воззрений,
попытка утвердить права человеческого
разума, показать его значение и
силу. Скорина постоянно подчеркивает
роль разума и значение "мудрости"
в жизни человека. Так, в предисловии
к "Притчам Соломона" он говорит
о том, что читающий их должен подходить
"ко познанию мудрости и наказания
и ко вразумению слова смыслена".
Ту же мысль он приводит и в предисловии
к другим библейским книгам, подчеркивая,
что указанные книги приводят
нас к познанию мудрости "путем
разуму". В свою очередь в процессе
познания человеческий разум должен
опираться на законы логики, которая,
по его выражению, "учит с доводом
разознати правду от кривды", т.е.
учит правильно мыслить, рассуждать.
Скорина
не мог еще полностью отрешиться
от религиозных взглядов, вырваться
из цепких объятий теологии, но он тянулся
к свету знаний, стремился осмыслить
явления природы, проникнуть в сущность
самого человека, объяснить отношение
между человеком и природой. С
этой стороны особый интерес представляют
его занятия в области медицины
и ботаники, которым он придавал
большое значение. Они свидетельствуют
о стремлении Скорины постичь
истину, обращаясь непосредственно
к эксперименту, самой природе. [1,
c. 53]
Основной
девиз Скорины, проходящий через
все его предисловия к библейским
книгам, — все для науки и
блага простых ("посполитых&qu t;) людей.
Продолжателями
традиций Скорины во второй половине
XVI в. выступили его последователь
Сымон Будный (1533—1593). Его деятельность
развернулась в период борьбы шляхты
против привилегий 22 церковных учреждений,
проходивших под лозунгом реформации.
Будный использовал идеи реформации
в борьбе за белорусскую культуру,
распространение светских знаний. В
работе "О светской власти" (1583)
и других своих сочинениях с помощью
ссылок на тексты Библии доказывал
разумность общества, основанного на
частной собственности и классовых
различиях, и требовал лишь смягчения
феодального гнета, ограничения
деспотизма и паразитизма имущих
классов, создающих свое благополучие
за счет "убогих людей".
Религиозно-философск е
взгляды Будного претерпели большую
и сложную эволюцию. Начав с
критики духовенства, он постепенно
пришел к отрицанию ряда догматов
христианской церкви, в том числе
догмата о бессмертии души.
Антиклерикализм
Будного проявился уже в первом
издании его "Катехизиса&quo ; (Несвиж,
1562), в предисловии к которому
он писал, что церковники — корыстолюбцы,
они заботятся исключительно
о своем материальном положении,
приобретении сил, имений, выгодных для
себя церковных и монастырских должностей.
Он сравнивал попов и монахов со "слепцами"
которые ведут народ по ложному пути. Напрасно
было ожидать от них "поправления в
науке или житии", так как они подверглись
"духовной гнили" и не только людей
"не научают, але и сами мало правды
знают и оным, которые бы учити хотели,
забраняють". Вместо наук они распространяют
суеверия, требуют поклонения ими же самими
выдуманным "болванам и ложным службам".
Будный приходит к выводу, что прогнившее
и ни на что не способное духовенство следует
"вон выкинути и и т.д.................