Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Коммунизм
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 6.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Минский
Институт Управления
Кафедра
теории и истории государства
и права
Управляемая
самостоятельная работа по дисциплине:
«Основы идеологии белорусского
государства»
Тема: «Коммунизм»
Выполнила
студентка
2 курса
группы 10001с
Белова
Анастасия
Минск 2011
План:
Введение
Коммунизм
как идеология
Социал-демократизм
и коммунизм
История развития
коммунистических идей
Первые коммунистические
секты
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие идеологии
Республики Беларусь обусловлено глубинными
экономическими, социально-политическ ми
и психологическими потребностями человека
и общества. Идеология белорусского государства,
представлена синтезом идей о функционировании
и развитии гражданского общества и государства
в целом. Важнейшей целью рассмотрения
и изучения идеологии белорусского государства
является формирование глубокого уважения
и благодарности к своему Отечеству, его
истории и будущности, а также осмыслению
основных приоритетных направлений развития
и функционирования гражданского общества.
Идеологическая
панорама XXI века складывается из сосуществования,
взаимодействия и противоборства идеологий
либерализма, консерватизма, коммунизма,
тенденций деидеологизации, глобализма
и антиглобализма и др. Т.е. в объединении
подходов трактования основных направлений
существования и развития общества и государства.
Формирующаяся
идеология белорусского государства
не может не соприкасаться с содержанием
указанных выше или каких-либо других
современных типов идеологии. Иначе
говоря, она может включать в свое
содержание те или иные элементы современных
типов идеологии или, наоборот, ориентировать
на их неприятие, критическую оценку,
а также переосмысление, упрощение
и т.д.
Идеология
белорусского государства является
формой самопознания уникального и
неповторимого опыта формирования
и развития белорусской государственности
и в этом смысле она вполне оригинальна.
Изучение
современных типов идеологии
связано к тому же с необходимостью
лучше уяснить составные части
и принципы идеологии в их различиях
и универсальности. Остановимся, чтобы
подробнее раскрыть суть коммунизма.
Коммунизм
как идеология
Коммунизм, как идеология, представляет
собой систему идей, ценностей и идеалов,
которая выражает мировоззрение рабочего
класса и его авангарда – коммунистической
партии. Коммунистическая идеология вооружает
коммунистические партии, международное
коммунистическое движение ясной программой
революционного переустройства мира.
Научность
коммунистической идеологии тесно
связана с её революционной партийностью.
В противоположность идеологии
буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский
характер под маской объективизма,
коммунизм открыто провозглашает
свою партийность. Эта его особенность
не противоречит научности, а, напротив,
предполагает последовательное и глубокое
познание объективных закономерностей
общественного процесса. Научная
идеология пролетариата противостоит
буржуазной идеологии. Она активна,
наступательна. Последовательно выражая
устремления и чаяния широких
народных масс, коммунистическая идеология
является мощным оружием революционного
преобразования мира, утверждения идеалов
справедливости, свободы и равенства,
братства людей и наций.
Определение коммунизма может быть сведено
к тезису «Коммунистического Манифеста»
Маркса и Энгельса, в котором подчеркнут
социально-экономиче кий принцип: «Коммунисты
могут выразить свою теорию одним положением:
уничтожение частной собственности».
Следовательно, существует сходство капитализма
и коммунизма как своеобразной «монополистической
формы капитализма», по выражению Шафаревича.
Но известно, что эта «схожесть» ложная,
принимая во внимание другие, не экономические
аспекты коммунизма.
В основе социалистического государства
(то есть придерживающееся коммунистического
строя, дословно— «строящее коммунизм»
находится партия, которая не укладывается
в собственно политологическое определение
«выразителя интересов отдельного класса».
Статья Малого философского словаря приводит
такое положение: социализм— «этап на
пути к коммунизму». Или коммунизм—итог
социалистического развития; в данном
случае подобные отличия не принципиальны.
Для социалистического государства характерно
стремление распространить социализм
на другие страны, что не имеет экономической
основы и, скорее всего, вредно политически.
Ненависть социалистических государств
к религии никак не может быть объяснена
политическими или экономическими причинами.
Приведенные особенности социалистического
государства указывают не на экономическую,
а на идеологическую природу коммунизма.
Коммунизм и есть идеология, что предопределено
всей философией Маркса. Словами Н. А. Бердяева,
это учение об экономическом материализме,
с одной стороны, и о «грядущем совершенном
обществе, в котором человек не будет уже
зависеть от экономики» — с другой. Если
в капиталистическом обществе человек
целиком детерминирован экономикой, то
«в будущем может быть иначе, человек может
быть освобожден от рабства». Коммунизм
как общественно-политичес ая идеология
и социально-политическ е движение основано
на убеждении в том, что власть и собственность
должны находиться в руках общества, и
все блага являются общим достоянием,
а жизнь людей должна строиться на базе
принципов коллективизма, социального
равенства и социальной справедливости.
Представители
коммунизма предлагали рассмотрение коммунизма
как закономерный результат развития
общества, действия объективных исторических
законов и практической революционной
деятельности людей, как высшую общественную
формацию, неизбежно и естественно-исторически
с необходимостью наступающую вслед
за капитализмом. Важной сущностной характеристикой
коммунизма является исчезновение государства
и государственной власти. Идеалом
коммунистической идеологии является
общество, все члены которого социально
равны и в котором, следовательно,
не существует классов рабочих и
буржуазии, бедных и богатых.
Особенностью
идеологии социал-демократов является
реформизм, обоснование возможности
эволюционного перехода от капитализма
к социализму мирными путями, без революционных
взрывов общества, посредством постепенного
врастания социалистических отношений
в капиталистические. Основу экономической
демократии они видят в общественной собственности,
но в рамках смешанной экономики, выступая
за политику регулирования и перераспределения
доходов через эффективные механизмы
рыночной экономики.
Социал-демократическ я
концепция политической демократии
основывается на принципах равенства
и свободы. В ней признается существование
различных форм демократии при соблюдении
таких основополагающих критериев
политической демократии, как свободные
выборы, политический плюрализм, возможность
смены правительства мирными
парламентскими средствами, гарантия
прав личности и меньшинства, существование
независимой судебной системы, основанной
на верховенстве закона. В социальной
сфере эти принципы предполагали
доступность образования и духовных
ценностей и др.
Неудачи
советского эксперимента по строительству
коммунизма в одной отдельно взятой
стране существенно подрывали устои
марксизма-ленинизма (основоположники
коммунизма и социализма К.Маркс, Ф.Энгельс,
В.Ленин (Ульянов) и международного
коммунистического движения. В этих
условиях возникла новая версия марксизма
– неомарксизм – как стремление
усовершенствовать марксизм на основе
учета новых социальных и политических
реалий. Главным в большинстве
вариантов неомарксизма было стремление
отмежеваться от дискредитировавших себя
установок на революционные преобразования
(что являлось одним из ключевых
направлений изменения и усовершенствования
общества и государства) и сформировать
теорию марксизма «с человеческим лицом».
К
концу ХХ века многие страны социализма-коммунизма
не выдержали конкуренции с развитыми
капиталистическими державами по уровню
эффективности экономики, развитию
современных технологий и др. таким
образом, слабыми в идеях коммунизма
оказались: недооценка социокультурных
факторов развития общественного развития;
абсолютизация сознательности и
активности рабочего класса и недооценка
исторической роли других категорий
трудящихся; недооценка потенциала эволюционной
динамики капитализма; нетерпимость к
инакомыслию; трактовка буржуазной
демократии только как диктатуры
буржуазии и др.
Характерные
особенности коммунизма
Коммунизм как
единая общественно-экономиче кая
формация характеризуется рядом
общих принципиальных черт, присущих
обеим его фазам:
достаточно
высокий уровень развития производительных
сил и обобществления труда;
общественная
собственность на средства производства;
всеобщность
труда и отсутствие эксплуатации человека
человеком;
коммунистическое
общественное самоуправление;
отношения
сотрудничества и взаимопомощи;
планомерность
и пропорциональность развития в целях
возможно более полного удовлетворения
материальных и духовных потребностей
трудящихся;
единство,
сплоченность общества, господство единого
марксистско-ленинског мировоззрения
и др.
Поскольку общей
собственностью становятся средства производства,
постольку слово «коммунизм»
и тут применимо, если не забывать,
что это не полный коммунизм.
Социал-демократизм
и коммунизм
Социалистическое направление политической
мысли возникло как утопия, обоснование
идеала общества, организованного на принципах
коллективной собственности. Именно на
этот идеал ориентировались ранние идеологи
социализма – Роберт Оуэн и Шарль Фурье.
Далее эти идеи были развиты Карлом Марксом
и Фридрихом Энгельсом.
Основные
направления социалистической
идеологии:
Ортодоксальный
марксизм (государственный
социализм) – К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель,
М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов. Социал-демократизм
(ревизионизм) – Э. Бернштейн, В. Либкнехт,
Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, К. Каутский,
О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов. Радикальный
марксизм (революционный
марксизм, большевизм)
– В. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг,
К. Цеткин. Анархизм.
Сложился в 40-70-е годы XIX в. Теоретическое
обоснование анархизма связано с именами
М.Штирнера, Ж.Сореля, П.Ж.Прудона, М.А.Бакунина.
В XIX в. распространился в Швейцарии, Франции,
Италии, Испании и США. Другие
направления: ранний социализм (утопический),
сталинский социализм, маоизм (китайская
модель), титоизм (югославская модель),
социализм с «человеческим лицом», различные
варианты национальных социализмов.
Основные
принципы социалистических
идеологий
Оптимистический
взгляд на природу
человека. Все человеческие пороки коренятся
в общественной несправедливости. Коллективизм
и солидарность – принципы, лежащие
в основе способа производства, исключающего
эксплуатацию человека человеком. Свобода
понимается на основе верховенства общественных
интересов над частными. Равенство
должно быть не только юридическим и политическим,
но также экономическим и социальным. Социальная
справедливость, выражающаяся в общественной
собственности на средства производства
и прежде всего в справедливом распределении,
предполагающем приоритет общественных
потребностей перед индивидуальными. Рационализм.
Общество должно быть перестроено на разумных
началах посредством планирования и реализации
грандиозного замысла, осуществляемого
совершенным социальным механизмом –
государством трудящихся. Идеалом общественного
устройства выступает не просто демократия,
а научно организованное управление обществом. Прогрессизм.
Проблемы капитализма могут быть разрешены
не путем воссоздания прошлого опыта,
а путем разработки и реализации определенных
проектов будущего. Марксизм
как одно из ведущих течений социалистической
направленности сформировался на основе
теоретического осмысления стихийного
рабочего движения 1-й половины XIX в. Отсутствие
собственности у рабочих позволяло им
придерживаться радикальных суждений,
а сосредоточение их в крупных коллективах
открывало огромные возможности для массовой
агитации и организации. В характеристиках
политической культуры рабочего класса
К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный
потенциал, который решили мобилизовать
путем применения теории, которую они
разработали с использованием идей социализма-утопизма
и гегелевской диалектики.
Марксизм
– основанная К.Марксом и Ф.Энгельсом
система философских, экономических
и социально-политическ х взглядов,
включающая:
- диалектический
материализм;
- теорию общественных
формаций;
- обоснование
экономических законов движения
капиталистического общества (теорию
прибавочной стоимости и др.);
- теорию классов
и классовой борьбы;
- теорию пролетарской
революции и перехода к коммунистическому
обществу. Социал-демократизм
возник в конце 70-х годов XIX в. на почве рабочего
движения, вставшего на путь марксизма.
В нач. ХХ в. распространился в Австро-Венгрии,
Франции, России и др. странах. Основателями
социал-демократичес ой идеологии считаются
лидеры западноевропейского социал-демократическ го
движения Э. Бернштейн и К. Каутский. Социал-демократы
пересмотрели важнейшие марксистские
установки, не отвечавшие, с их точки зрения,
новым условиям борьбы пролетариата за
свои права. Они также учли печальный опыт
большевиков, которые для того, чтобы удержаться
у власти, отказались и от демократии,
и от социализма.
Отличительные
черты социал-демократизма: Плюрализм.
Сосуществование радиальных и умеренных
взглядов. Гибкость
идеологических компонентов, дробление
задач. Пестрота
социальной базы, представленной не
только рабочим, но также средним классом,
интеллигенцией, представителями мелкого
и среднего бизнеса. Ориентация
на «третий путь» между капитализмом
и государственным социализмом. Принципы
социал-демократизма В
политике: свобода и равенство; надклассовый
характер демократии; «двойная стратегия»
между правительственными реформами и
решительными действиями «снизу». В
экономике: общественная собственность
в рамках смешанной экономики; участие
трудящихся в управлении фирмами; самоуправление
– передача средств производства в групповую
собственность персонала предприятий. В
социальной сфере:
повышение качества жизни; гуманизация
технологий и условий труда; развитие
социального обеспечения и услуг; восстановление
экологического равновесия и охрана окружающей
среды.
В XX
в. социализм как идеология существенно
преобразовался, позаимствовав ряд
положений у либерализма и
консерватизма. Сегодня социалистические
ценности продолжают развиваться в ходе
реализации политики социал-демократическ х
партий, а также в практике новых социальных
движений, придерживающихся идей экосоциализма,
коммунитаризма и др.
Две
эти идеологии тесно связаны
исторически, теоретически и практически,
поэтому мы рассматриваем их вместе.
В работах Маркса и Энгельса термины
коммунизм и социализм являются
синонимами. Они используются по очереди
и между ними не делается различия.
Так это и сохранялось в
практике всех марксистских групп и
сект вплоть до 1917 года. Марксистские политические
партии, которые относились к Коммунистическому
манифесту, как к непременному евангелию
своей веры, называли себя партиями социалистическими.
Наиболее влиятельная и многочисленная
из этих партий -- Германская -- приняла
имя Социал-демократическ й партии. В
Италии, во Франции и во всех других странах,
где марксистские партии уже играли некую
политическую роль до 1917 года, термин социалистический был
взаимозаменим с термином коммунистический. Коммунизм происходит
от common, что значит общий. Никакой
частной собственности. Все общее. Каждому
- по потребностям, от каждого - по способностям.
Все люди добрые, умные (сознательные).
Государство отмерло. Но, чтобы добиться
этого - надо пройти через социализм.
История
развития коммунистических
идей
Первобытный
коммунизм
На ранних ступенях
развития первобытный коммунизм
на основе общности имущества был
единственной формой человеческого
общества. Первобытнообщинный строй
охватывал время от появления
самых первых людей до возникновения
классового общества, что по археологической
периодизации совпадает в основном
с каменным веком. Для первобытнообщинного
строя характерно, что все члены
общества находились в одинаковом отношении
к средствам производства, и соответственно
единым для всех был способ получения
доли общественного продукта, с чем
и было связано употребление для
его обозначения термина «первобытный
коммунизм». От следующих за ним
этапов общественного развития первобытный
коммунизм отличается отсутствием
частной собственности, классов
и государства.
Коммунистические
идеи средневековья
Коммунистические
воззрения при своём зарождении
опирались на требование социального
равенства на основе общности имущества.
Одними из первых формулировок коммунизма
в средневековой Европе были попытки
модернизации христианской теологии и
политики в форме философии бедности.
В XIII—XIV веках её разработали и
пытались применить на практике представители
радикального крыла францисканцев.
Они одинаково противостояли
мистической или монашеской аскезе
и абсолютизации частной собственности.
В бедности они видели условия
праведности в мире и спасения общества.
Речь шла не столько об общем имуществе,
сколько об общем отказе от имущества.
При этом идеология коммунизма была христианско-религиоз ой.
Лозунгами революционной борьбы для радикальных
участников гуситского движения в Чехии
XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии
XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении
власти вещей и денег, о построении справедливого
общества на основе равенства людей, в
том числе и с общим имуществом. Эти идеи
вполне можно считать коммунистическими,
хотя их основа была сугубо религиозной —
все равны перед богом и обладание или
не обладание собственностью не должно
нарушать этого, требовалось соблюдение
равенства в религиозных обрядах.
Светские
концепции коммунизма
Несколько веков
позже появляется эгалитарный коммунизм —
основная составляющая буржуазных революций
XVII—XVIII веков, в частности в Англии XVII в.
(Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г.
Бабёф). Возникает светская идеология
коммунизма. Развивается идея создания
общины, в которой реализуется свобода
и равенство людей друг перед другом через
общее общинное владение собственностью
(или улаживая эгалитарним образом конфликт
между индивидуальной и коллективной
собственностью). Собственность уже не
отрицается, а делается попытка её подчинения
на благо всей общины.Теоретическая разработка
первых систематизированных представлений
о коммунистическом образе жизни опирается
на идеологию гуманизма XVI—XVII веков (Т.
Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения
XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая
литература отражает переход от плебейско-мелкобуржу зной
революционности к пролетарской, но свойственная
ранней коммунистической литературе проповедь
всеобщего аскетизма и уравнительности
составляет реакционный элемент в её содержании.
Основная проблема общества виделась
не в экономике, а в политике и морали.
Утопический
коммунизм
Следующая концепция
коммунизма появилась в контексте
рабочего социализма. Происходит осознание
экономических противоречий общества.
В центр проблематики общества ставится
труд и его подчинение капиталу.
В начале XIX века
А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты
обогатили представление о справедливом
общественном устройстве идеями о труде
как наслаждении, расцвете способностей
человека, обеспечении всех его потребностей,
централизованном планировании, распределении
по труду. Однако вразрез с коммунистическими
идеалами социалисты допускали сохранение
в утопическом обществе частной
собственности, имущественного неравенства.
Выражая протест против капиталистической
системы угнетения и эксплуатации
трудящихся, они выступили с утопическими
проектами устранения классовых
различий. В России наиболее крупными
представителями утопического социализма
были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.
Научный
коммунизм
Научный коммунизм
как теоретическое выражение
пролетарского движения, направленного
на уничтожение капитализма и создание коммунистического
общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда
классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый
план в наиболее развитых странах Европы
(восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг.,
подъём движения английских чартистов
в середине 30—начале 50-х гг., восстание
ткачей в Силезии в 1844 году).
Опираясь на
материалистическое понимание истории
и на теорию прибавочной стоимости,
вскрывшую тайну капиталистической
эксплуатации, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали
научную теорию коммунизма, выражающую
интересы и мировоззрение революционного
рабочего класса и воплощающую лучшие
достижения предшествующей общественной
мысли. Они раскрыли всемирно-историческу
роль рабочего класса как могильщика капитализма
и творца нового строя. Развитое и обогащенное
применительно к новым условиям В. И. Лениным, Коммунистической
партией Советского Союза,
братскими коммунистическими и рабочими
партиями, это учение раскрыло историческую
закономерность смены капитализма коммунизмом,
пути построения коммунистического общества.
Первые
коммунистические секты
До сих пор еще пользуется кредитом тот
взгляд, что своеобразный коммунизм, «коммунизм
равенства», как называл его Энгельс, характеризующий
анти-церковные движения и учения конца
средних веков, является чистым и прямым
выводом из евангелия. На самом деле евангелие
и другие литературные памятники первоначального
христианства служили лишь для подтверждения,
но не для основания общественной оппозиции
против католико-феодализма. Это доказывает
тот факт, что первые ереси этого рода
возникают в южной Франции и в северной
Италии, где развитие торговли и городской
промышленности создало сплоченное и
деятельное городское население — купечество
и ремесленный пролетариат. Это население
было жизненно заинтересовано в освобождении
от тяжелой опеки римского престола и
в возврате к древнему христианству искало
свой путь к спасению.
Первой заслуживающей внимания с нашей
точки зрения ересью было учение Петра
де-Брюи, относящееся к первой половине
XII века. Как он, так и его последователи,
среди которых называют имя пьемонтца
Генриха, проповедывавшего в Лозанне,
Бургони и других местах, восставали против
таинства крещения, высмеивали учение
о пресуществлении, отвергали всякий культ
божества в храмах, священство и т. д. В
своем иконоборстве они доходили до требования
уничтожения распятий. У петробрусианцев
или просто брусианцев, как их называли,
имелись уже начатки библейской критики.
Они были сторонниками рациональной религии,
т.-е. религии, покоящейся не на слепой
вере, но на знании. Эта поразительно далеко
идущая для своего времени секта не могла
не подвергнуться жестоким преследованиям:
она, как характеризовали ее современники,
выедала самые внутренности Рима, разрушала
всю его торгашескую деятельность. Петр
был сожжен живым в 1125 г., а Генрих был в
1148 году заключен в тюрьму, где и умер.
Их последователи
нашли себе прибежаще в долинах
Пьемонта, где еще с IX века существовали
группы свободных христиан, отрицавших
языческие стороны католицизма,
вроде поклонения иконам, и усилились
там. Они, надо думать, и положили основание
движению вальденсов, т.-е. «долинных
людей».
Около
1175 г. богатый лионский купец Петр
Вальдо (Вальдус), заимствовавший, вероятно,
у вальденсов свои идеи и свое имя
{Название вальденсов ошибочно выводили
из его имени. Известно, что за 40 лет
до его проповеди существовало полемическое
сочинение против учения «долинных
людей» (contra valdenses).}, роздал свое имущество
бедным и стал проповедывать добровольную
бедность и жизнь по заветам христа.
Он перевел на провансальское наречие
некоторые части евангелия и
уже одним этим должен был вызвать
гнев римской церкви, которая имела
все основания видеть покушение
на свою власть в распространении
евангелия среди простых людей
и оттого запрещала чтение его
мирянам. «Тайны религии, писал один
из пап, не должны быть доступны всякому,
но тем только, которые могут их понимать
так, чтобы вера их не потерпела от этого.
Умам простым нужно, как детям, одно лишь,
молоко, а более твердую пищу следует оставить
только людям, которые могут ею пользоваться».
А Вальдо именно твердую пищу и предподносил
народу и достиг такого успеха, что посещаемость
католических церквей скоро заметно упала
и доходы их понизились. «Униженные» или
«лионские бедняки», как называли себя
его последователи, вербовались, преимущественно,
среди ремесленников — ткачей и сапожников,
составлявших значительную часть лионского
населения. Отлученные от церкви и проклятые
на Латеранском соборе (1179), изгнанные
из Лиона (1184), они переселяются во Фландрию
и Пикардию, где имеют огромный успех;
затем под именем пикардов мы встречаем
их в Германии и в Чехии. Это движение обладало
большой устойчивостью, оно обросло даже
церковной организацией и было в своем
роде реформой церкви до Реформации. В
течение ряда последующих столетий вальденсы
подвергаются самым свирепым преследованиям.
Инквизиция сотнями сжигала их на кострах,
против них мобилизовались разбойничьи
рыцарские банды, огнем и мечем истреблявшие
целые селения, не щадя ни пола, ни возраста.
В конце XV века их целыми отрядами загоняли
в горные пещеры, где удушали дымом. И даже
в XVII веке при Людовике XIV и по его повелению
ирландские наемники поголовно истребляли
население целых долин.
Учение
вальденсов не было результатом творческой
мысли отдельного человека. Хотя оно
и составилось из элементов учений
Петра де-Брюи, Генриха, Петра Вальдо
и других ересиархов, основное в
нем носит характер продукта массового
религиозно-обществе ного творчества.
Первоначально их коммунизм имеет
монашеский, аскетический характер. Но
наряду с этим, как положительный
момент, следует отметить их отрицание
богослужения, постов, обрядности, равенство
полов, хотя оно сопровождалось проповедью
безбрачия (может быть, в большинстве
случаев, отрицанием церковного брака),
заботы о народном образовании, антимилитаризм,
выражавшийся в осуждении военной
службы, отрицательное отношение
к присяге и т. д. Демократизм
вальденсов, выступавший с большей
или меньшей силой в зависимости
от того, среди каких слоев народа
черпали они свои кадры в той
или другой местности, составляет их
главную заслугу в истории.
С точки
зрения развития антирелигиозных идей
это религиозное движение одним
из первых открыло пути для критического
отношения к католическим догмам
среди самых широких народных
масс и, подрывая «ложную» религию католицизма,
тем самым расшатывало фундамент
всякого религиозного здания.
Тот же
реформаторски-религ озный характер
носит и движение апостольских братьев
или патаренов. Основателем его
был Джеральдо Сегарелли, раздавший
свое имущество бедным и основавший
секту в 60-х годах XIII столетия. В
основе учения Сегарелли, весьма родственного
учению вальденсов, лежит христианский
коммунизм с уклоном в сторону
монашеского аскетизма. Его критика
католицизма также исходила из толкования
евангелия. Зародившись в северной Италии,
секта распространилась вскоре в Испании,
Франции и Германии, вызвав против себя
в 80-х годах ряд гонений. Сегарелли был
сожжен на костре в конце столетия.
Во главе
апостольских братьев в первых годах
XIV столетия стоит Дольчино, смелый
и решительный вождь народных
масс, руководитель героической народной
войны против папского престола и
светских эксплоататоров. Восстание
было жестоко подавлено, а Дольчино,
живым попавший в руки усмирителей,
мужественно перенес страшные пытки
и был сожжен на костре {Подробности
о социальных стремлениях апостольских
братьев и других коммунистическо-христ анских
сект конца средних веков читатель
найдет у К. Каутского «Предшественники
социализма».}.
Как движение
вальденсов, так и движение апостольских
братьев, слившееся с крестьянским
освободительным движением, были направлены
против католицизма, как религии
господствующих, но элементов антирелигиозности
в них по существу не было. Их сторонники
были одушевлены религиозным фанатизмом,
и в случае победы, несомненно, превратили
бы свое учение в догму, как это
впоследствии случилось с другими
реформаторами католицизма. В истории
атеизма все значение этих сект в
том, что они, как мы сказали выше,
расчищали путь для более рационалистических
взглядов. Такой дальнейшей ступенью
в развитии религиозного свободомыслия
были амальрикане и братья свободного
духа.
Амальрих
(Амори) из Бены был профессором богословия
в Париже. Он учил около 1200 г., что
всякий человек есть частица божества.
В 1204 г. он был вызван папой в Рим
и там отрекся от этой ереси. Но
отречение учителя не помешало ученикам
развивать дальше его положение.
Чтобы избежать преследований, они
образовали тайное общество, в которое
привлекали не только богословски образованных
людей, но и простолюдинов и женщин.
Учение их было просто и радикально,
хотя и страдало некоторым символизмом.
Сущность его сводилась к отрицанию
церковных догм, к утверждению, что
святость разлита по всей природе, что
тело христово обретается не только в
церковном хлебе причастия, но и
во всяком другом хлебе, во всякой вообще
пище. Бог говорил не только устами
основателей христианства, отцов
церкви, как святой Августин, но и
устами языческих жрецов и поэтов,
как Овидий.
Члены
этой рационалистической секты были
выловлены, многие из них брошены
в тюрьмы, некоторые сожжены, а
прах Амальриха был извлечен из могилы
и рассеян.
Другая
однородная секта, существовавшая в
то же время, ортлибарии, проповедывала
вечность христа и несотворенность
мира, но не отрицала церковных установлений,
как крещение и причастие, а толковала
их символически.
Возможно,
что секта братьев и сестер
свободного духа берет свое начало
от амальрикан или ортлибариев, но не
исключена возможность и их самостоятельного
возникновения. Они неожиданно появляются
в различных местностях северной
и восточной Франции, распространяются
затем в Германии. Живут они вольными группами
в полном равенстве между собой, отрицая
всякую светскую и духовную власть над
собой, не признавая формального брака
и личной собственности. Их обвиняли не
только в бродяжничестве и нищенстве,
но и в грабежах и насилиях. Эти обвинения,
исходившие от католического духовенства
и явно недобросовестные, находят кредит
у буржуазных историков и в настоящее
время. Так, Ф. Маутнер в своей истории
атеизма называет их «распущенными шайками»
и пишет о них с явной враждебностью: «Они
отреклись от родины и профессии и жили
не столько милостыней, сколько грабежами,
которые считали своим правом, ибо они
были коммунистами и поэтому в краже не
видели ничего дурного».
Их учение
пантеистично: бог это — все
и во всем находится, следовательно,
все проявления человеческой личности
божественны. Поэтому всякие внешние
обязанности, налагаемые людьми на людей,
беззаконны и всякий в праве повиноваться
своим желаниям. Конечно, эти положения
должны были толковаться враждебно
настроенными попами и монахами в
самом отвратительном смысле. Но, исходя
из общего облика братьев свободного
духа, мы должны допустить, что у
них существовала все-таки некоторая
«мораль» и что, в частности, не всякое
желание человека признавалось ими
законным и подлежащим удовлетворению,
но лишь такое, которое не нарушало
прав на свободное проявление личности
в других людях, или хотя бы только
в людях принадлежащих к их
классу. К. Каутский называет это учение
«чем-то вроде коммунистического
анархизма, учением, которое должно
было очень сильно привлекать измученных
и угнетенных пролетариев».
Признание
пантеистического бога исключает бога
личного, карающего и награждающего.
В соответствии с этим библия, как
авторитет, уже не признается, она
содержит в себе лишь поэтические
вымыслы. Если бы священные книги
были уничтожены, то можно было бы написать
лучшие и обладающие большей достоверностью.
Разум человеческий есть проявление
духа святого. Исходя из этого учения,
братья свободного духа должны были обрушив и т.д.................