На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Теории государства и труда"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Налоговый блок 

34 Понятие и содержание налога, пошлины и сбора. 

36 Структура, содержание и значение общей части Налогового кодекса Российской  Федерации. 

37 Понятие и виды налогов в Российской Федерации. 

38 Понятие государственной пошлины в российском  финансовом  праве. 

40 Понятие и виды субъектов налогообложения. 

41 Понятие и виды предметов и объектов налогообложения. 

42 Порядок исчисления налогов в соответствии с российским законодательством. 

43 Понятие и виды налоговых преступлений. 

44 Понятие и виды налоговых  правонарушений. 

45 Правовое регулирование порядка взимания налога на доходы физических лиц. 

47 Правовое регулирование процесса взимания Единого социального налога. 

48 Правовое регулирование взимания акцизов. 

50 Понятие и характеристика налоговой системы Российской Федерации. 

51 Права и обязанности субъектов налогообложения в соответствии с российским законодательством.  

57 Местные налоги.  

58 Региональные налоги.  

59 Федеральные налоги. 

101 Налоговые споры и способы их разрешения.  

79 Эволюция прямого налогообложения в Российской Федерации (с1992 г.). 

80 Эволюция косвенного налогообложения в Российской Федерации (с 1992 г.). 

    Понятие и содержание налога, пошлины и сбора.
Налог может  быть рассмотрен с позиции не только его правовой природы, но и юридической  техники. Между этими двумя подходами не может быть кардинальных противоречий, так как законы не должны противостоять праву, быть «беззаконными».
Это предопределяет главная юридическая черта налога — односторонний характер его установления. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.
Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.
Так как налог  представляет собой одностороннее  движение средств и его принципы прямо противоположны принципам  гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение. В большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, так как налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. Однако при отступлении от установленных правил налогообложения простая угроза применения санкций находит практическое выражение.
Налог следует  рассматривать как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу — меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать его как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний казны и ее агентов, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений — с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества — с другой.
К определению понятия «налог» можно подходить с различных позиций: правовой, экономической, социальной и т. п. При этом будут по-разному учитываться аспекты налогообложения в зависимости от цели дефиниции. В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и тем самым ограничить возможности органов власти и управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты. Имеются примеры, когда органами управления вводились обязательные платежи, налоговые по сути, но неналоговые по названию. Оспорить законность таких поборов при отсутствии четкого определения понятия «налог» весьма сложно.
С этой позиции  можно предложить следующее определение  налога.
Налог — единственно  законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.
Предлагаемое  определение подчеркивает прерогативу  законодательной власти устанавливать  налоги. Взимание на указанных началах любого платежа, как бы он ни назывался (повинность, взнос, сбор, такса и  т. п.), если он не установлен законом, является неправомерным. В сфере налогообложения исполнительная власть связана законом сильнее, чем в сфере управления.
Налог как юридический  механизм не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но их предполагаемая сумма не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете, и в принципе не ограничен.
Предлагаемое  определение налога позволяет отделить налоги от сборов и пошлин. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют  специальная цель (за что конкретно  уплачивается пошлина) и специальные  интересы (плательщик в той или  иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными.
Законодательное определение налога дано в ст. 8 ч. 1 Налогового кодекса РФ1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денеж ных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность  уплачивать взносы и платежи, обладающие  установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ч. 1 ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.
В определении  понятия «налог» законодателя опередил Конституционный Суд РФ. Он указал, что налоговый платеж — это  основанная на законе денежная форма  отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности1.
Все приведенные  определения, хотя и различаются  некоторыми деталями, едины в главном:: налогообложение является формой отчуждения  собственности; право собственности первично по отношению к праву государства требовать отторжения части собственности в виде налога.
Эта позиция  является основополагающей для всего  налогового законодательства.
Понятия пошлины  и сбора
Пошлины и сборы  не имеют финансового значения, присущего налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. «Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос»2.
Цель взыскания  пошлины или сбора (пошлинный  принцип) состоит лишь в покрытии без  убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т. п.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины  и сборы, хотя и взимаются в  связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные платежи. Это —денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением: административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги)1. Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.
В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная.
Государственная пошлина взимается за ряд услуг  в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, права на охоту).
Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.
Таможенные пошлины  взимаются при совершении экспортно-импортных операций.
В Налоговом  кодексе РФ используется собирательное понятие «сбор». Оно охватывает как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».
В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления,  иными уполномоченными органами  и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8).
К категории  «сборы» можно отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13—15) государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.
В силу традиции платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором, и наоборот. Так', косвенный налог, уплачиваемый при пересечении товарами таможенной границы государства, традиционно принято называть таможенной пошлиной. Целевые социальные налоги, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные фонды (пенсионные, социального и обязательного медицинского страхования и др.), именуются взносами, платежами и т. п. Эти взносы не являются таковыми в строгом смысле слова, поскольку взимаются на основе платежеспособности, что присуще налогам, но не характерно для пошлин и сборов. Это обстоятельство затушевывает истинную природу того или иного платежа, затрудняет его анализ налогоплательщиком (иногда это делается умышленно), создает угрозу нарушения установленных правил налоготворчества. 

    Структура, содержание и значение общей части Налогового кодекса Российской Федерации.
Общая часть  НК РФ состоит из 7 разделов, 20 глав и 142 статей.
Ее содержание составляет: законодательство и иные нормативные
правовые  акты о налогах и сборах; система налогов и сборов в
Российской  Федерации; правовой статус участников налоговых 
правоотношений; общие правила исполнения обязанности  по
уплате  налогов и сборов; способы обеспечения  обязанностей
по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи на­
логовой декларации; основы налогового контроля; виды и со­
ставы налоговых правонарушений и меры ответственности за
их совершение; процедуры обжалования актов  налоговых орга­
нов и  действий (бездействия) их должностных  лиц. 

    Понятие и виды налогов в Российской Федерации.
Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Выделяют различные  виды налогов в зависимости от основания, заложенного в их сравнении.
Персональные  и пообъектные налоги
Выделяют персональные (personal) и пообъектные (in rem) налоги. При этом налоги относятся к той или иной группе в зависимости от того, какой из ключевых элементов юридического состава налога — субъект или объект — имеет доминирующее значение.
Персональные  налоги основаны на принципе учета фактической платежеспособности конкретного субъекта обложения. Юридическая конструкция этих налогов предполагает, что размер и порядок налогообложения зависят в первую очередь от характеристик плательщика (налоговый резидент или нерезидент; национальное лицо или иностранное и др.). При этом статус субъекта налогообложения определяется на основе критериев, не связанных с объектом налога. Типичным примером такого налога является налог на доходы физических лиц. Для определения условий взимания этого налога прежде всего необходимо установить статус получателя дохода. Так, любые доходы нерезидентов облагаются в Российской Федерации налогом по ставке 30%, в то время как с доходов налоговых резидентов страны налог уплачивается, как правило, по ставке 13% (ст. 224 НК РФ).
Если определяющая роль в установлении условий налогообложения  отводится объекту налога, то такой  налог следует отнести ко второй группе. В этом случае статус плательщика  налога находится в прямой связи  с объектом налога, персональные характеристики и иные критерии, не соотносимые с объектом, не имеют определяющего значения.
К этой группе относятся  налоги, облагающие собственность или  владение (имущественные налоги), а  также налоги, объектом которых служат юридически значимые действия: приобретение или реализация имущества, работ, услуг. Так, при обложении налогом собственности главенствующее значение имеет состав имущества, а не характеристики собственника. Последние могут иметь значение для установления особенностей процедуры уплаты налога, факультативных элементов юридического состава налога (льготы).
Прямые и косвенные  налоги
Если деление  налогов на персональные и пообъектные  имеет большой юридический смысл, то классификация налогов на прямые и косвенные основана на экономических теориях, учитываемых законодателем только на уровне налоговой политики.
В основе этого  деления лежит учение о распределении  налогового бремени. Прямыми называют те налоги, юридический субъект которых предположительно несет и экономическое  бремя налогообложения. В отношении косвенных налогов изначально предполагается, что бремя их будет фактически переложено с лица, уплачивающего налог в бюджет, на какое-то иное лицо — носителя налога.
Выделяют различные  виды налогов в зависимости от основания, заложенного в их сравнение.
Налоги подоходно-поимущественные {прямые) и налоги на потребление (косвенные). Теоретически первые взимаются в  процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые — в процессе их расходования. Так, подоходный налог  взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Это примеры прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых они включаются. Это примеры косвенных налогов.
Подоходно-поимущественные  налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т. п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (геа! (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Например, сложно проконтролировать водителя такси. В таких ситуациях установление платы за патент на перевозку людей в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения.
Примером реального  налога является единый налог на вмененный доход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независимых оценок и т. и. Плательщиками налога являются, как правило, субъекты малого и среднего бизнеса — физические и юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность но оказанию услуг, при оплате которых преимущественно используются наличные деньги (бытовые услуги, розничная торговля и др.). Размер вмененного дохода устанавливается законодательными актами субъектов Федерации с учетом методик, рекомендуемых Правительством РФ.
Раскладочные  и количественные налоги
Раскладочные, (репартиционные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т. п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого приходилась определенная сумма налога.
В настоящее  время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении. Например, размер местного целевого сбора  на благоустройство территории и  другие цели вполне может быть определен по раскладочной системе исходя из конкретной потребности и числа жителей.
При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.
Закрепленные  и регулирующие налоги
Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются доходом федерального бюджета Российской Федерации (ст. 50 БК РФ). Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, но которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений могут устанавливаться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года) (ст. 48 БК РФ). В качестве регулирующих федеральных налогов, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.
Субъекты Федерации, принимая законы о своих бюджетах, определяют, поступления каких  региональных налогов и в каких  пропорциях будут зачисляться  в местные бюджеты.
Государственные и местные налоги
По степени  компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов выделяют государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.
Установление  и введение федеральных налогов  проводится решением высшего представительного  органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет —они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.
Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Федерации законом субъекта. Это не означает, что субъекты Федерации свободны в определении условий взимания региональных налогов. НК РФ определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ, т. е. на федеральном уровне (п. 3 ч. I ст. 12 НК РФ).
Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В виде исключения из этого правила в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов Федерации.
Устанавливая  местный налог, соответствующий  представительный орган вправе определить те же элементы юридического состава  налога, что перечислены выше для  региональных налогов. Ряд существенных элементов состава местных налогов также устанавливает федеральный законодатель (п. 4 ст. 12 ч. I НК РФ).
Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Федерации  и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.
Общие и целевые  налоги
Как правило, налог  не имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения  совершаемых расходов поступлению  отдельных видов доходов. Налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода, называют общими. Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета.
Во-первых, с  психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он уверен. Так, налог с владельцев автотранспортных средств в Москве имел целевую направленность - на реконструкцию кольцевой автодороги.
Во-вторых, эти  налоги могут вводиться для придания большей независимости конкретному государственному органу1.
В-третьих, целевой  характер налога может оправдываться  тем, что необходимость затрат вызвана  получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на восстановление минерально-сырьевой базы.
Регулярные и  разовые налоги
Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость — помесячно или поквартально.
Уплата разовых  налогов связывается с событиями, не образующими системы. Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта  импорта или экспорта товара. Для  конкретного плательщика экспортно-импортная  операция может иметь непостоянный, случайный характер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Существуют и  другие основания деления налогов  на виды. 

    Понятие государственной  пошлины в российском  финансовом  праве.
В соответствии с Законом РФ «О государственной  пошлине» от 31 декабря 1995 г., с изменениями  от 20 августа 1996 г. и 19 июля 1997 г., под  государственной пошлиной по-нимается установленный настоящим Законом  обязательный и действующий на всей тер-ритории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значи-мых действий либо выдачу документов2.
Закон Российской Федерации «О введении в действие части первой Налогового ко-декса  Российской Федерации» от 31 июля 1998 года не отменил Закон Российской Федера-ции «О государственной пошлине», но в то же время он содержал указание о том, что из-данные до введения в действие части первой Налогового кодекса федеральные законы и иные нормативные акты «действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса»3.
Исходя из вышеизложенного, законодательство о государственной  пошлине и, в частности, определение  этого понятия, должны были быть приведены  в соответствие с кодексом, т.е. дано определение государственной пошлины как федерального платежа.
Таким образом, взимание государственной пошлины  осуществлялось на основа-нии вышеназванного закона от 31 декабря 1995 года в редакции от 19 июля 1997 года. Согласно этому акту, государственная пошлина представляет собой плату за совершение уполномоченными государственными органами юридически значимых действий в поль-зу юридических и физических лиц и выдачу им соответствующих документов, имеющих правовое значение; здесь же был установлен перечень действий, за которые взимается го-сударственная пошлина.
К основаниям для  уплаты пошлины были отнесены: исковые  заявления в суд, за-явления по делам особого производства, кассационные жалобы, выдача судом дубликатов документов, исковые заявления в арбитражный суд, заявления в суды общей юрисдик-ции и арбитражные суды по преддоговорным спорам, заявления о пересмотре решений арбитражных судов, совершение любых нотариальных действий, регистрация актов гра-жданского состояния, выдача документов, удостоверяющих записи актов гражданского состояния, оформление заграничных паспортов для граждан Российской Федерации и въездных документов для иностранных граждан, приезжающих в Россию, оформление приема в гражданство Российской Федерации и выхода из гражданства Российской Фе-дерации по заявлению.
Плательщиками государственной пошлины, согласно Закону 1995 года, являлись граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и юри-дические лица. При этом, если за совершением  юридически значимого действия или за выдачей документа обращается несколько лиц, государственная пошлина уплачивается ими в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними. Осуществ-ляли взимание пошлин те органы, которые уполномочены совершать соответствующие действия, т.е. суды, арбитражные суды, органы нотариата и т.п. Существовала система льгот, которая освобождала некоторые категории юридических и физических лиц от уп-латы государственной пошлины за совершение отдельных действий.
Законом установлено, что от уплаты пошлины в судах общей юрисдикции осво-бождены истцы по искам о трудовых спорах, о взыскании алиментов, о возмещении ма-териального ущерба, причиненного преступлением. Не взималась пошлина за соверше-ние нотариальных действий, связанных с опекой и попечительством, за удостоверение завещаний и договоров дарения имущества в пользу государства.
Государственная пошлина с точки зрения действующего налогового законодатель-ства Российской Федерации является налоговым платежом. Федеральным законом от 02.11.2004 №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового ко-декса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» была введена в действие глава 25.3 НК РФ «Государственная пошлина». Глава вступила в силу с 1 января 2005 года.
Статья 333.16 Налогового кодекса содержит определение понятия  государственная пошлина, причем само определение достаточно громоздко и фактически без присоеди-нения к нему содержания статьи 333.17 того же акта не представляет собой исчерпываю-щей дефиниции.
Ввиду определенной сложности данной конструкции, видимо целесообразно вос-произвести содержание данных двух статей как можно более подробно. Согласно им го-сударственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, которые именуются плательщика-ми таковой. Плательщиками государственной пошлины признаются организации и фи-зические лица, причем указанные лица являются плательщиками в случае, если они: обращаются за совершением юридически значимых действий; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировы-ми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Государственная пошлина уплачивается при обращении  в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые  уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, зако нодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, совершать в отношении этих лиц юридически значимые действия.
К юридически значимым действиям приравнивается выдача документов, их копий и дубликатов.
В главе 25 НК подробно описаны обстоятельства, порождающие  обязанность у пла-тельщиков уплатить судебную исковую пошлину. При этом по существу и смыслу соот-ветствующих  статей данной главы, очевидно, что уплата пошлины со стороны юридиче-ских и физических лиц порождает для них право получить правосудие, т.е. право на рас-смотрение их правопритязаний в суде, а у государства в лице судебной власти возникает обязанность это правосудие осуществить, т.е. рассмотреть конфликт и принять справед-ливое правосудное решение.
Государственная судебная пошлина взимается по следующим  основаниям:
    В связи с направлением запроса или ходатайства в Конституционный Суд РФ в связи с жалобой организации в Конституционный суд; в связи с направлением жалобы физического лица в Конституционный суд.
    По тем же основаниям, когда дела рассматриваются в конституционных (устав-ных) судах субъектов РФ.
    В связи с подачей исковых заявлений имущественного характера, подлежащих оценке, в суды общей юрисдикции и мировым судьям.
    В связи с подачей исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке.
    В связи с подачей исковых заявлений неимущественного характера.
    При подаче надзорной жалобы.
    При подаче искового заявления о расторжении брака.
    При подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц.
    При подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) орга-нов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, госу-дарственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций.
    При подаче заявления по делам особого производства.
    При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы.
    При подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, ко-пий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о вы-даче дубликатов исполнительных документов.
    При подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное ис-полнение решений третейского суда.
    При подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде.
    При подаче заявления об отмене решения третейского суда.
    При подаче заявления по делам о взыскании алиментов.
Существенным  нововведением в законодательстве о судебных пошлинах является то, что  Налоговый кодекс ввел фиксированные параметры государственных пошлин. При прежней системе размеры пошлин исчислялись исходя из минимального размера оплаты труда. Введена, правда, незначительная по размеру (100 рублей) государственная пошли-на, связанная с подачей заявления по делам о взыскании алиментов.
Отменена обязанность  всех государственных органов уплачивать государственные пошлины, связанные с делами, рассматриваемыми в судах общей юрисдикции и арбит-ражных судах, а также делами, рассматриваемыми мировыми судьями, если такие органы выступают в качестве истцов в защиту государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 333.19 по делам, рассматриваемым  судами общей юрис-дикции и мировыми судьями, установлен максимальный размер государственной по-шлины – 20 000 рублей. Ограничение размеров пошлины  по делам, рассматриваемым ар-битражными судами, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 составляет 100 000 рублей. Вероятно, следует оценивать данное нововведение как либерализацию законодательства.
Перечень юридически значимых действий, с осуществлением которых связана уп-лата государственной пошлины, в Налоговом кодексе, по сравнению с прежде действо-вавшим законодательством, расширен и конкретизирован.
Государственная пошлина взимается за следующие  действия государственных орга-нов  и органов местного самоуправления:
    за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и обра-зованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;
    за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (до-полнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
    за совершение действий, связанных с паевыми инвестиционными фондами и с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
    за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации;
    за государственную регистрацию морских судов внутреннего плавания, судов сме-шанного плавания, воздушных судов, за выдачу свидетельств о праве собственности на суд-но, о праве плавания и за совершение других юридически значимых действий;
    за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;
    за государственную регистрацию региональных отделений политической партии;
    за государственную регистрацию транспортных средств, а также за совершение прочих юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспорта;
    за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы;
    за выдачу ордера на квартиру;
    за право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по па-леонтологии и минералогии;
    за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора;
    за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по официальной регистрации программы для электронных вычислительных ма-шин, базы данных и топологий интегральных микросхем.
Еще одна категория  платежей, которые могут быть с  позиции финансово-правовой науки  выделены по признаку основания их взимания, – платежи за использова-ние природных ресурсов и недр. К ним относятся платежи за право пользования недра-ми, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование акваторией и участками морского дна, платежи за пользование лесным фондом, плата за воду. Платежи за право пользования недрами составляют три самостоятельных элемента:
1) сбор за  участие в конкурсе (аукционе) и  выдачу лицензий. Сбор уплачивается  всеми участниками конкурса (аукциона), претендующими на приобретение  права поль-зования недрами. Этот сбор предназначается на покрытие расходов, связанных с прове-дением конкурса (аукциона) и оформлением выдаваемой лицензии;
2) собственно платежи за пользование недрами. Они вносятся за поиски, разведку 
месторождений ископаемых, их добычу, пользование недрами в иных (вспомогатель- 
ных) целях;

3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Их производят 
пользователи недр, добывающие все виды полезных ископаемых, разведка которых была 
произведена за счет государственных средств.

Правовой базой  взимания этих платежей является Закон  Российской Федерации «О недрах»  в редакции от 3 марта 1995 года1. Платежи  за пользование лесным фондом были установлены Основами лесного законодательства Российской Федерации в 1993 го-ду2. Равным образом, как и государственная пошлина, означенные платежи взимаются на прежних основаниях вплоть до принятия и вступления в действие соответствующих ста-тей второй части Налогового кодекса. Следует отметить, что введение налога на добычу полезных ископаемых не отменило платежи за пользование природными ресурсами, ко-торые продолжают аккумулироваться государством на основании действующего законо-дательства. 
 

    Понятие и виды субъектов  налогообложения.
Понятие субъекта налогообложения. Субъект  налогообложения — это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Понятию «субъект налогообложения» близко другое понятие — «носитель налога». Это понятие существует в связи с экономической возможностью переложения тяжести налога с субъекта налогообложения, т. е. лица, уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо.
Носитель налога — это лицо, которое несет тяжесть  налогообложения в конечном итоге, т. е. по завершении процессов переложения налога.
Например, субъектами акциза (косвенный налог в виде надбавки к цене товара) являются юридические лица, производящие и реализующие подакцизный товар. Эти лица обязаны исчислить сумму акциза и перечислить ее в бюджет. Акциз включается в цену подакцизного товара, но не выделяется в ней. Покупатель этого товара в составе цены товара оплачивает и акциз. Если покупатель не перепродает товар, а потребляет его, он не может возместить себе уплаченную сумму акциза. Этот конечный потребитель и является носителем акциза.
Законодательные акты устанавливают субъект, а не носителя налога.
Не существует универсального налогоплательщика. Применительно к каждому налогу или сбору устанавливается конкретный круг лиц, привлекаемых к его уплате.
Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т. е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика. «О налогах не договариваются» — один из основных принципов налогообложения (исключение составляют платежи, взимаемые таможенными органами). Законодательство Российской Федерации запрещает использование налоговых оговорок, в соответствии с которыми обязанность по уплате налога перекладывается на другое лицо.
Обязанность уплатить налог за счет собственных средств  не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т. е. со своего счета или наличными деньгами). От имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем), если при этом соблюдается правило налоговых оговорок.
Не следует  отождествлять с налогоплательщиками  лиц, на которых в соответствии с законом возложена обязанность рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов, выплачиваемых этими лицами налогоплательщикам (например, предприятия, выплачивающие заработную плату работникам). Таких лиц называют налоговыми агентами.
Виды субъектов  налогообложения. В отличие от других отраслей публичного нрава, где определяющими  являются политико-правовые отношения  лица и государства, в налоговом  нраве прежде всего учитывают экономические  связи налогоплательщика и государства.
Экономические отношения налогоплательщика и  государства определяются посредством  принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц:
— имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);
— не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты)
Важное различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные  как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов — только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность). Есть и другие различия в налогообложении этих двух групп плательщиков: порядок декларирования и уплаты налога и др.
Под источником доходов понимается деятельность или  активы, приносящие доход (доходы от работы по найму, предпринимательской деятельности, авторских прав, имущества и т. п.). Понятие «источник доходов» не стоит путать с понятием «источник выплаты». т. е. с лицом, фактически выплачивающим сумму другому лицу.
Источник дохода находится там, где налогоплательщиком ведется экономическая деятельность или эксплуатируется приносящая доход собственность, независимо от того, как и где проводятся денежные выплаты.
Например, если иностранный специалист выполняет  трудовые обязанности на территории Российской Федерации, он имеет источник  дохода в России и в том случае, если оплата его труда проводится  за границей (ст. 208 ч. II НК РФ).
Правила определения резидентства имеют существенные различия в отношении налогоплательщиков — физических и юридических лиц.
Для определения  резиденства физических лиц, как  правило, применяется тест физического  присутствия (нахождение на территории государства в течение определенного времени). Налоговый статус юридических лиц зависит от ряда условий, основным из которых является место регистрации лица (тест инкорпорации). 

    Понятие и виды предметов  и объектов налогообложения.
Объект  налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара (работ, услуг); ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки купли-продажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т. д.). В законе о каждом налоге обязательно говорится о том, при наличии каких обстоятельств возникает обязанность уплаты. Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т. п., т. е. наличие объекта налогообложения.
Обязанности участников правовых отношений возникают в  силу определенных законодательством  юридических фактов (событий, действий, состояний). Сама по себе стоимость товаров (работ, услуг) не может вызвать обязанность платит налоги. Объектом налогообложения является фактическое основание экономического характера, с которым законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.
С объектом обложения не следует путать предмет обложения.
Термин «предмет налогового обложения» обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.
Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок — предмет материального мира — не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождает определенное состоя ние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае — собственность.
Необходимость четко разделить понятия «объект  налогообложения» и «предмет налогообложения» вызвана прежде всего тем, что  существует потребность вычленить  среди прочих сходных предметов материального мира именно тот, с которым законодатель связывает налоговые последствия.
Каждый налог  имеет самостоятельный объект обложения. Объекты всех налогов — как федеральных, так региональных и местных —  определяются исключительно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагается несколькими налогами одновременно. 

    Порядок исчисления налогов  в соответствии с  российским законодательством.
Лица, исчисляющие налог. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или на третье лицо (налогового агента).
Примером самостоятельного исчисления налога налогоплательщиком  является налог на прибыль организаций. Сумма налога определяется плательщиками самостоятельно на основании данных налогового учета.
Сумма налога на имущество физических лиц рассчитывается налоговыми органами. Налоговые  органы обязаны собрать и обработать сведения, необходимые для налогообложения, составить и к установленному законом сроку (1 августа) вручить гражданам платежные извещения на уплату налога. Поскольку роль налогоплательщика при данном способе исчисления налога пассивна, закон должен ставить его в более выгодное положение по сравнению с плательщиками налогов, исчисляемых другими способами. Например, срок исковой давности может быть увеличен по требованиям налогоплательщика к бюджету и сокращен по требованию бюджета к налогоплательщику.
Содержание и  порядок направления плательщику  налогового уведомления установлены ст. 52 ч. I НК РФ.
Обязанность исчислить  налог может быть возложена и  на третье лицо, которое в силу закона обязано выступить налоговым  агентом. Такую обязанность Налоговый  кодекс РФ возлагает, например, на работодателей, осуществляющих выплаты физическим лицам (ст. 226).
На налоговых  агентах лежит ответственность  за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога в бюджет.
Правоотношения  по уплате налогов, самостоятельно рассчитываемых  налогоплательщиками (иногда такие налоги называют неокладными), возникают при наступлении тех условий, с которыми закон связывает обязанности уплатить налог: наличие объекта обложения, наступление сроков представления декларации (расчета) и уплаты налога.
В так называемых окладных налогах, рассчитываемых налоговыми органами, к первым двум условиям возникновения обязательства по уплате налога добавляется третье: издание и вручение налогоплательщику налоговым органом документа (счета, извещения), устанавливающего размер налогового оклада. Налоговый кодекс РФ устанавливает, что в случаях, когда налоговую базу рассчитывает налоговый орган, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57). 

Статья 52. НК РФ. Порядок исчисления налога
 
Налогоплательщик  самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот. 

В случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. 

    Понятие и виды налоговых  преступлений.
Налоговые преступления – это преступления, ответственность за которые предусмотрена:
ст. 198 (Уклонение  от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица)
1. Уклонение  от уплаты налогов и (или)  сборов с физического лица  путем непредставления налоговой  декларации или иных документов, представление которых в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах  является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -
наказывается  штрафом в размере от ста тысяч  до трехсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном  размере, -
наказывается  штрафом в размере от двухсот  тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Примечания. 1. Крупным  размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.
2. Лицо, впервые  совершившее преступление, предусмотренное  настоящей статьей, освобождается  от уголовной ответственности,  если оно полностью уплатило  суммы недоимки и соответствующих  пеней, а также сумму штрафа  в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.,
ст. 199 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации)
1. Уклонение  от уплаты налогов и (или)  сборов с организации путем  непредставления налоговой декларации  или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -
наказывается  штрафом в размере от ста тысяч  до трехсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом  на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц  по предварительному сговору;
б) в особо  крупном размере, -
наказывается  штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечания. 1. Крупным  размером в настоящей статье, а  также в статье 199.1 настоящего Кодекса  признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
ст. 199.1 (Неисполнение обязанностей налогового агента)
1. Неисполнение  в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, -
наказывается  штрафом в размере от ста тысяч  до трехсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом  на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном  размере, -
наказывается  штрафом в размере от двухсот  тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с  лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
ст. 199.2 (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов).
Сокрытие денежных средств либо имущества организации  или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, -
наказывается  штрафом в размере от двухсот  тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
    Понятие и виды налоговых  правонарушений.
Согласно  ст. 106 HК РФ налоговым правонарушением  признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое HК РФ установлена ответственность.
Данное определение  содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков налогового правонарушения:
1)    противоправность   деяния налоговое    правонарушение
представляет  собой деяние, нарушающее нормы законодательства  о налогах и сборах. Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонарушением считается только деяние, предусмотренное законодательством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений,  перечислен ные гл. 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям. Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налоговых органов на территорию налогоплательщика; отказ предоставить налоговым органам необходимые сведения и т. д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответствующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц и т. д.);
2) виновность налоговое правонарушение совершается ви
новно (умышленно  или по неосторожности). Виновность озна
чает предусмотренное  НК РФ психическое отношение лица в
форме умысла или  неосторожности к совершаемому деянию и
его последствиям. Форма вины является обязательным призна
ком налогового правонарушения, поскольку тот или  иной ее
вид всегда содержится в нормах HК РФ, определяющих соста
вы правонарушений. Большинство составов налоговых  право
нарушений, установленных HК РФ, предполагает наличие не
осторожной формы  вины.
Относительно  налоговых правонарушений волевые  признаки виновного психического отношения выражаются в желании  наступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвращение  последствий. При отсутствии у правонарушителя волеизъявления на совершение налогового правонарушения, он несет ответственность за неиспользование своих способностей для предотвращения вредных последствий;
3) наказуемость деяния - совершение налогового правона
рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде
налоговых санкций. Наказуемость является формальным при
знаком налогового правонарушения, поскольку налоговым  пра
вонарушением  признается совершенное противоправное дея
ние фискально-обязанных  лиц, ответственность за которое
предусмотрена HК РФ. Установление ответственности  за нало
говые правонарушения только HК РФ является императивной
нормой, и, таким  образом, никакие иные нормативные  право
вые акты не могут  содержать положений, относящихся  к нало
говой ответственности.
Сущность наказуемости как формального признака налогового  правонарушения заключается в угрозе применения наказания к виновным лицам  при нарушении ими запрета  совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены гл.   16 и  18 НК РФ. Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, образующих состав налогового правонарушения. Состав налогового правонарушения - это установленные нормами налогового права признаки (элементы), совокупность которых позволяет считать противоправное деяние налоговым правонарушением.
Состав налогового правонарушения образуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Виды налоговых  правонарушений и ответственность за их совершение:
Нарушение срока  постановки на учет в налоговом органе - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Нарушение на срок более 90 дней – 10 тыс.руб.
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе - влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей. Более 90 дней – двадцать процентов, но не менее 40000 р.
Нарушение срока  представления сведений об открытии и закрытии счета в банке - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Непредставление налоговой декларации - влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Более 180 дней - влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Грубое нарушение  правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Если более одного налогового периода – 15000 р. Если повлекли занижение налоговой базы - влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
Неуплата или  неполная уплата сумм налога (сбора) - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Если умышленно - штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Невыполнение  налоговым агентом обязанности  по удержанию и (или) перечислению налогов - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Несоблюдение  порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест - влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых  для осуществления налогового контроля - влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Ответственность свидетеля - Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – штраф 3000 р.
Отказ эксперта, переводчика или специалиста  от участия в проведении налоговой  проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного  перевода - Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу - Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей
Нарушение порядка  регистрации объектов игорного бизнеса - Нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации  в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов - влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. Те же деяния, совершенные более одного раза, - влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. 

    Правовое  регулирование порядка  взимания налога на доходы физических лиц.
В настоящее  время налог взимается на основании  гл. 23 НК РФ. Этот налог традиционно  является основным среди налогов с населения. Налог на доходы — общегосударственный налог, взимаемый на всей территории страны по единым ставкам. Действующее законодательство не предусматривает установления в Российской Федерации местных налогов на доходы физических лиц.
Большая сумма поступлений от налога на доходы зачисляется в бюджеты субъектов Федерации. В федеральный бюджет поступает меньшая доля. Статьей 56 БК РФ1 установлено, что в бюджеты субъектов Федерации зачисляется 70% собранных сумм налога на доходы физических лиц.
Налог на доходы построен на резидентском принципе, для определения налогового статуса физического лица используется тест физического присутствия. Полную налоговую обязанность несут лица, проживающие на территории России не менее 183 дней в календар ном году. Лица, проживающие на территории России менее этого срока, несут ограниченную налоговую обязанность, т. е. уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации. К таким относятся, например, доходы от использования имущества, находящегося в России; доходы от использования в России авторских прав, дивиденды и проценты от российских организаций, вознаграждение за выполнение в России трудовых обязанностей.
Возраст лица не влияет на его статус налогоплательщика. От лица детей (недееспособных) налог уплачивают их родители (опекуны, попечители).
Налогообложению в России подлежат доходы, полученные:
— резидентами Российской Федерации, где бы то ни было;
— от источников в Российской Федерации независимо от национального или юридического статуса их получателей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.