На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Государственный внутренний долг РФ

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
БАШКИРСКИЙ  ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ)  
 
 
 

Факультет  ЗАОЧНЫЙ
Специальность 080185 «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
Кафедра «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» 

                                                                                                         Допущен к защите
                                                                                                         Зав. кафедрой 
                                                                                                         Пономарева Т.К.   

                                                                                                       «     » ноябрь 2008 г. 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент  Екатерина Евгеньевна Щёткина
Научный руководитель  д.э.н. профессор Мухамедьяров А.М.    
Нормоконтроль  к.э.н., доцент  Л.И.Фридман
 
 
 
 
 
 
 
УФА - 2008
СОДЕРЖАНИЕ
                                                                                                                                      с.
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА                                                                                                                         7                                                                                     
1.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга                7
1.2. Факторы, влияющие на состояние государственного
внутреннего долга                                                                                                    13   
1.3. Источники финансирования государственного внутреннего долга              16
1.4. Механизм  функционирования рынка государственного 
внутреннего долга                                                                                                    26
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ
ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                           31
2.1 Анализ этапов развития российского рынка внутреннего долга                    31
2.2. Современное состояние рынка государственного внутреннего долга
Российской Федерации. Основные направления долговой политики
на 2009-2011 гг.                                                                                                          46                                                                                           
2.3. Анализ динамики, состава и структуры государственного внутреннего
долга в Российской Федерации                                                                                51
2.4. Оценка современной системы управления государственным
внутренним долгом                                                                                                   58
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                                72
3.1. Проблемы регулирования российской государственной
внутренней задолженности и пути их решения                                                     72
3.2. Направления  совершенствования системы управления
 государственным  внутренним долгом Российской Федерации                          85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                              103
ПРИЛОЖЕНИЕ А                                                                                                   107
ПРИЛОЖЕНИЕ Б                                                                                                 109                                                                                           
ПРИЛОЖЕНИЕ В                                                                                                 112
ПРИЛОЖЕНИЕ Г                                                                                                 114 
ПРИЛОЖЕНИЕ Д                                                                                                 115 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  Темпы экономического развития непосредственно  зависят от доли сбережений в структуре использования национального дохода, которая является основным источником инвестиций в материальное производство в любой экономической системе. Отвлечение части отложенного спроса хозяйствующих субъектов на формирование государственного внутреннего долга значительно сокращает инвестиционные ресурсы страны необходимые для замещения основной массы физически и морально устаревших основных фондов. Существующим проблемам государственного долга посвящено много публикаций. Однако в них на сегодняшний день совершенно недостаточно рассматривается такой аспект, как финансовое управление государственным внутренним долгом.
  Российское  правительство основное внимание уделяет  вопросам внешнего государственного долга, что обусловлено необходимостью соблюдения графика платежей по государственному внешнему долгу международными правилами. С другой стороны, в случае потери возможности соблюдения графика платежей, Правительство может использовать реструктуризацию государственного внешнего долга, но ее условия определяются иностранными кредиторами. Этим объясняется первоочередность внимания вопросам управления государственным внешним долгом. В то же время проблема погашения государственного внутреннего долга для страны не менее важна, но решение ее зависит, прежде всего, от финансовых возможностей государства по погашению долга и его реструктуризации. В настоящее время в области управления государственным долгом имеются определенные трудности: отказ от привлечения внешних заимствований обостряет потребность в привлечении внутренних ресурсов, но решение этой задачи ограничено сложившимся климатом на рынке государственных ценных бумаг, что в свою очередь повышает потребность во внешних займах. Современная практика организации управления государственным внутренним долгом отражает недостаточно высокий уровень разработки законодательной регламентации этой системы.      Необходимо совершенствовать законодательную базу за счет устранения имеющихся в ней противоречий, учитывая и позитивный опыт зарубежных стран. Проблема осложнена тем, что долговая политика Российской Федерации в области управления государственным долгом недостаточно эффективна и не направлена на снижение долговой нагрузки на федеральный бюджет.  
Вне поля зрения остаются существующие противоречия между практикой управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации и нормами бюджетного права; практически отсутствуют рекомендации по улучшению долговой ситуации внутри страны. Рассмотрению вопросов управления внутренним долгом и его структуры посвящена эта дипломная работа. 
     В работе будут освещены модели и методы управления государственным долгом, анализ структуры и динамики внутреннего государственного долга, расходов на его погашение, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом. 
     Целью настоящего дипломного исследования является анализ путей повышения эффективности управления государственным внутренним долгом Российской Федерации.

  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  - изучить теоретические основы внутреннего государственного долга;
  - провести анализ управления государственным внутренним долгом Российской Федерации;
  - предложить мероприятия, позволяющие  повысить эффективность управления  внутренним государственным долгом  Российской Федерации.
  Объектом дипломного исследования является современная система управления государственным внутренним долгом Российской Федерации.
  Теоретическую основу дипломной работы составили  исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области управления государственным долгом. В работе использованы законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов Российской Федерации, а также материалы периодических изданий.
  Научная новизна: проведен углубленный анализ методов регулирования государственной внутренней задолженности.
  Практическая  значимость: результаты дипломного проектирования могут быть использованы студентами при изучении таких дисциплин как «Бюджетная система Российской Федерации», «Государственный долг».
  Структура дипломной работы. Работа состоит  из введения, теоретической, аналитической  и проектной части, заключения, списка литературы, приложений.  Объем дипломной работы  - 116 страниц, список использованной литературы включает 45 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО 
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 

  
      Экономическое содержание государственного внутреннего  долга
     
  В соответствии с действующим законодательством (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) под государственным долгом Российской Федерации понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации [1, с 96].
  Обязательства - оформленные договором отношения, заключающиеся в том, что одна из договаривающихся сторон обязана  совершить определенные действия в  пользу другой стороны или воздержаться от нежелательных для нее действий. Чаще всего обязательства распространяются на выполнение работ и услуг, передачу имущественных ценностей, охрану собственности, выплату денежных средств, поставку товаров [36, с. 151]. 
  В настоящее время государственный кредит регулируется Законом "О государственном внутреннем долге Российской Федерации". По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.
  В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации - внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) [1, с. 23].
  Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности  прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
  Долговые  обязательства РФ могут быть в  форме: кредитов, полученных Правительством РФ; государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ [8, с. 124].
  Теория  государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Бюджетный дефицит - это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств, как в развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому встает вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.
  Непосредственным  итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма - государственный долг. Обслуживание государственного долга - это выплаты процентов по нему и выплаты основных сумм долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета.
  Отрицательные последствия государственного долга  связаны с тем, что выплаты  процентов по внутреннему долгу  увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование [39, с. 418].
  Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
  Валовой национальный продукт (ВНП)- один из широко распространенных макроэкономических показателей, представляющих исчисленную  в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного (готового) продукта (продукции, товаров, услуг). В ВНП включается стоимость продукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. [9, с. 42]
  Многие  экономисты считают, что основная тяжесть  долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста [39, с. 419].
  Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет) - ст. 99 БК РФ.
  В соответствии с пунктом 4 ст. 97 БК РФ в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
  - номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  - объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  - объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  - объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
  - объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами [1, с. 83].
  В составе государственного внутреннего  долга выделяются отдельные его виды (приложение А).
  Государственный кредит, при котором государство  выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов, путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств). Функционирование системы государственного кредита имеет следствием рост государственного долга.
  Традиционная  роль государственных займов - обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств - дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, выпуск займов, сроки и время их размещения стали определяться не только дефицитом государственного бюджета, как ранее, но и потребностями регулирования денежного обращения [35, с. 24].
  Государственные займы - основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны [43, с. 365].
  По  способу размещения государственные  займы делятся на несколько основных групп: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке, принудительные.
  Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, обычно размещаются через банки, а для мобилизации сбережений населения - через систему сберегательных касс (банков). Основными подписчиками по государственным займам выступают правительственные учреждения, специальные доверительные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и т.п.
  Государственные займы бывают краткосрочные - со сроком погашения до одного года, среднесрочные - до пяти лет и долгосрочные - свыше пяти лет.
  По  видам доходности подразделяются на процентные (займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке) и выигрышные, или лотерейные (доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения или тираж выигрышей) [8, с. 204].
  По  месту размещения различаются государственные  займы внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика и третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.
  Сущность  государственного займа состоит  в том, что кредиторами государства выступают собственники ссудного капитала, добровольно дающие денежные средства государству в ссуду. В то же время источником погашения государственных займов и уплаты по ним процентов, являются средства, мобилизуемые государством посредством налогов. Кредиторы государства получают гарантированный доход в виде процентов, т. е. таким образом через займы происходит дополнительное перераспределение национального дохода [21, с. 159].
  Государственные ценные бумаги занимают одно из важнейших  мест среди инструментов рынка ценных бумаг. Государственные облигации, некоторые типы векселей и банкнот, казначейские обязательства выражают имущественные отношения (чаще всего - отношения займа) между их владельцами и эмитентами, дают право на получение дохода за пользование средствами. Государственные ценные бумаги могут выпускаться в силу разного рода причин центральным правительством, органами власти, пользующимися государственной поддержкой [11, с. 54].
  Государственные ценные бумаги представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в государственной собственности (либо под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.
  Целями  выпуска государственных ценных бумаг являются:
  - финансирование текущего бюджетного дефицита;
  - погашение ранее выпущенных размещенных займов;
  - обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;
  - обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года;
  - финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
  - финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение [11, с. 60].
  Часто выпуск долговых обязательств обусловлен потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов. Эта необходимость может возникать и при бездефицитности бюджета за текущий год.
  Помимо  государственных займов, в состав внутреннего государственного долга включаются государственные гарантии. Правительство может гарантировать облигационные займы местных органов власти и управления, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для капиталовложений, облигационные займы частных корпораций, специализированных кредитных учреждений, финансирующих строительство муниципального жилья и социальной инфраструктуры. Гарантирование займов осуществляется в целях привлечения инвесторов к вложениям в гарантированные ценные бумаги в связи с повышением их надежности. Суммы выданных гарантий включаются во внутренний государственный долг, вместе с тем они представляют государственную задолженность лишь потенциально, а не фактически (в случае, если заемщик не в состоянии погасить свои обязательства). Привлеченные посредством гарантированных займов ресурсы направляются на реализацию конкретных инвестиционных проектов. 

  1.2. Факторы, влияющие на состояние  государственного внутреннего долга 

  К долговой экономике Россия шла быстрыми шагами, совпадающими по темпам с просчетами в реформировании экономики: обвал цен, кризис неплатежей, инфляция, ликвидация оборотного капитала, спад производства, бюджетный дефицит. Влияние данных факторов привело к главному экономическому разлому - активному сужению воспроизводственного процесса, не соответствующему потребностям общества и экономики. В этой связи важен анализ роли госдолга в воспроизводственном процессе [10, с. 26].
  Анализ  долговой ситуации в определенной степени основывается на понятии «долгового навеса», суть которого заключается в том, что количество уже взятых государством обязательств начинает вызывать опасение относительно способности страны погасить их в полном объеме и в определенные сроки. Возникновение проблемы «долгового навеса» и возможность его снятия тесно связаны с состоянием реального сектора экономики.
  Оценка  государственного долга в плане  его влияния на развитие экономики неоднозначна. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост (или рост расходов по его обслуживанию) ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления государства через государственные ценные бумаги). Значительный дефицит бюджета обусловливает нарастание госдолга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета [14, с. 69].
  Для понимания механизма долгового  кризиса в России необходимо рассматривать не только динамику накопленного реального долга, но и соотношение долговых расходов и доходов бюджета, а также отношение госдолга к ВВП. Данные соотношения характеризуют степень уязвимости финансовой системы государства.
  Формирование долговой экономики происходит и активизируется в результате разрушения институциональной структуры экономических отношений, реальных институтов нормальной и социально - рыночно ориентированной экономики. Формы проявления этого разрушения проявляются в следующем: критическое сжатие бюджета страны (по отношению к экономическому и финансовому потенциалу); огромный рост теневой экономики; высокий уровень неплатежей (во многих сегментах экономики); долларизация экономики; демонетизация и бартеризация экономики [17, с. 14].
  В развитии долговой ситуации в Российской Федерации просматриваются три периода: 1992 г.- август 1998 г., август 1998 г.- 2001 г., 2002 г.- настоящее время.
  Основными факторами, оказавшими влияние на состояние государственного внутреннего долга РФ в первом периоде, явилось обвальное падение объемов производимого валового внутреннего продукта, высокие темпы инфляции, опережающие темпы роста цен по сравнению с динамикой изменения курса рубля по отношению к доллару США, глубокий бюджетный кризис, ориентирование системы государственных кредитных отношений на формирование условий для достижения амбициозных целей высших правящих кругов в период президентской избирательной кампании 1996 г., неверие населения в результативность проводимой федеральным правительством финансово-экономической политики. Внутренний долг за рассматриваемый период неуклонно возрастал абсолютно и относительно по 1998 г. включительно. Абсолютно он увеличился в 44,1 раза, составив к началу 1999 г. 757,9 млрд. руб. По отношению к ВВП бремя внутреннего долга выросло в 2,8 раза, достигнув к концу периода 27,8 процентов ВВП [42, с. 63].
  Во  втором периоде (1999-2001 гг.) решающее значение в развитии долговой ситуации сыграли девальвация рубля конца 1998 г., активизация внутреннего производства и инвестиций на базе благоприятных условий, сложившихся для отечественных производителей после падения российской валюты, проведение новаций по ГКО-ОФЗ и облигациям государственного внутреннего валютного облигационного займа (III серия), бездефицитное исполнение федерального бюджета за 2000 и 2001 годы, реализация жесткой политики государственных заимствований в 1999-2000 годах и осторожной политики привлечения средств с финансовых рынков в 2001 г. В 1999 г. наблюдается значительное снижение абсолютной и относительной характеристик внутреннего долга: сумма долга за год сократилась на 179,7 млрд. рублей или на 23,7 процентов, а отношение долга к ВВП упало на 15,7 процентных пунктов и составляло на начало 2000 г. 12,1 процентов. Это произошло благодаря новации по ГКО-ОФЗ и фактической невозможности проводить новые заимствования на национальном рынке. Рост внутренней задолженности возобновляется лишь с 2002 г., что стало одним из показателей восстановления отечественного рынка государственного долга и доверия инвесторов к политике федерального правительства, серьезно пострадавших после августа 1998 г.
  С 2002 г. по настоящее время проводится работа  по закреплению и развитию положительных тенденций в динамике российских экономики и финансов: федеральный бюджет исполняется со значительным профицитом, для безусловного исполнения долговых обязательств формируется масштабный финансовый резерв (с 2004 г.- стабилизационный фонд), в работе по привлечению дополнительных средств в бюджет страны акцент переносится на развитие рынка государственных внутренних заимствований, на котором появляются новые финансовые инструменты и крупные институциональные инвесторы [42, с. 44]. 

  1.3. Источники финансирования государственного  внутреннего долга 

  Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке [40, с. 305].
  Бюджетный кодекс в ст. 89 определяет государственные  внутренние заимствования как «займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ [1, с. 53]. 
  Государственные заимствования осуществляются на финансовом рынке. Последний представляет собой особую форму организации движения денежных средств от их владельцев к пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов, выражающих собой форму движения ссудного капитала. Это означает, что финансовый рынок включает в себя два компонента: рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Оба этих компонента предоставляют средства для государственных заимствований [36, с. 289].
  Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг. Становление рынка государственных ценных бумаг в России началось заново в 1991 г. Основными факторами, определявшими его развитие в период до августа 1991 г. являлись развитие практики финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет выпуска государственных ценных бумаг, реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска облигаций валютного займа; появление специфических финансовых инструментов - казначейских обязательств, налоговых освобождений и векселей для решения кризиса неплатежей; постепенное открытие доступа эмитируемым в России ценным бумагам на международные рынки капиталов и доступа иностранным инвесторам на российский рынок. Под воздействием этих факторов сформировались правовые, экономические и организационные основы для дальнейшего развития отечественного рынка государственных ценных бумаг [26, с. 45].
  В качестве приоритетных задач своей  стратегии на рынке государственных  ценных бумаг исполнительная власть определила следующие направления:
  - восстановление участия государства  на финансовом рынке на приемлемых условиях путем проведения сдержанной и гибкой политики осуществления новых заимствований;
  - восстановление доверия участников  рынка к государству как эмитенту  ценных бумаг на основе полного выполнения обязательств по обслуживанию и погашению облигационной части государственного долга;
  - последовательная работа по снижению стоимости и увеличению срока государственных заимствований;
  - функциональное разделение государственных  ценных бумаг на инструменты денежного рынка (краткосрочные бумаги) и инструменты рынка капиталов (облигации со сроком погашения свыше одного года);
  - выпуск широкого спектра финансовых  инструментов для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
  - обеспечение скоординированных  действий федеральных органов  государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по привлечению заимствований через механизм рынка ценных бумаг;
  - поддержание надежности и доступности  государственных ценных бумаг  для инвесторов [18, с. 63].
  Позитивное  движение рынка по этим направлениям было прервано в августе 1998 г. Развитие рынка стало осуществляться под влиянием крайнего обострения долгового кризиса, объявленной новации по государственным ценным бумагам, практически полной утраты доверия внутренних инвесторов к эмитенту долговых обязательств. Центральными задачами долговой политики федеральной власти в посткризисные годы стали:
  - устранение последствий финансового  кризиса августа 1998 г. и создание предпосылок для последующего цивилизованного функционирования рынка государственных ценных бумаг;
  - обеспечение процесса реструктуризации внутреннего долга, формирование реального графика его погашения и обслуживания;
  - восстановление доверия внутренних  инвесторов к российскому государству как заемщику;
  - оптимизация объемов новых внутренних  заимствований для финансирования бюджетного дефицита, ограничение на этой основе монетарного финансирования последнего [18, с.65].
  К началу 2002 г. рынок внутренних заимствований  был в основном восстановлен. В истекшие годы становления и развития рынка государственного внутреннего долга власти опробовали функционирование различных видов ценных бумаг. В период с 2007 по 2008 гг. на рынке обращаются такие ценные бумаги как ОФЗ-ПД - облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (к началу 2008 г. составили 288,42 млрд. руб. в объеме государственного внутреннего долга, ОФЗ-ФК - облигации с фиксированным купонным доходом (к началу 2008 г. составили 51,43 млрд. руб. в объеме государственного внутреннего долга), ОФЗ-АД - облигации федерального займа с амортизацией долга (807,59 млрд. руб. в объеме государственного внутреннего долга к началу 2008 г.), ГСО ППС - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (10,42 млрд. руб. в объеме государственного внутреннего долга к началу 2008 г.), ГСО ФПС - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (91,00 млрд. руб. в объеме государственного внутреннего долга к началу 2008 г.), ОРВВЗ 1992 года- облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. (0,03 млрд. рублей в объеме государственного внутреннего долга РФ к началу 2008 г.). Общий объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах на 01.01.2008 г. составил 1248,89 млрд. рублей [27, с. 3].
  Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Главной целью выпуска этих ценных бумаг является финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО (выпускаемых в бескупонной форме) выступает Министерство финансов РФ. Банк России проводит размещение, обслуживание и погашение облигаций. Эмиссия производится отдельными выпусками  на срок три, шесть, двенадцать месяцев в безбумажной форме. Облигации размещаются с дисконтом на первичных аукционах, где в качестве дилеров участвуют коммерческие банки, получившие соответствующие полномочия от Банка России. Все операции по покупке и продаже облигаций производятся в торгово - депозитарной системе ММВБ, права на облигации учитываются путем внесения изменений на счетах «депо» в депозитарии этой биржи.
  ГКО - высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволило официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состояло в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами были освобождены от налога на прибыль [37, с. 201].
  В период обращения ГКО занимали наибольшую долю Российского фондового рынка. С 1994 по 1998 г. объем выпущенных ГКО в среднем за год составил 50 млрд. долл., что превышало годовой бюджет России.
  Эволюция  рынка привела к тому, что ГКО  при первичном размещении в известном  смысле играют определенную макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии ЦБ России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занимать заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны ЦБ.
  Надежность  ГКО по сравнению со всеми другими  инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, была достаточно высокой, поскольку агентом выступает Центральный банк России, который по соглашению с Минфином автоматически погашает рефинансируемые выпуски [23, с. 16].
  Владельцам  государственных ценных бумаг - физическим лицам- резидентам Российской Федерации и созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации образованиям, не являющимся юридическими лицами (фондами обязательного медицинского страхования, страховым компаниям, фондам по защите прав вкладчиков и акционеров, жилищным кооперативам, союзам и иным некоммерческим организациям) при осуществлении новации предоставляется право получения полной суммы погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежащих им облигаций [29].
  Основная  причина краха рынка ГКО была обусловлена высоким уровнем  доходности, несмотря на все более  сокращавшуюся доходную базу федерального бюджета и отсутствие экономического роста в стране.
  Задолженность по ГКО, которая сложилась на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реструктурирована в новые, более долгосрочные ценные бумаги федерального правительства. С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились и возобновились только с конца 1999 г. [38, с. 34]
  Государственные долгосрочные обязательства- ГДО. Заем осуществляется в виде ГДО сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.
  Общий объем займа в 80 млрд. руб. разделен на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью, кратной 10 тыс. руб. В настоящее время их номинал равен 100 тыс. руб. (в ценах 1991 г.).
  Разряды объединены в четыре группы: 1-й-4-й разряды - группа «Апрель»; 5-й- 8-й разряды - группа «Июль»; 9-й- 12-й разряды - группа «Октябрь»; 13-й -16-й разряды - группа «Январь».
  Обслуживание  возложено на учреждения ЦБ России. Для каждой группы разрядов он может  устанавливать особые условия обращения. По облигациям 1 раз в год 1 июля выплачивается доход путем погашения соответствующих купонов. В настоящее время он составляет 15% номинальной стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путем зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.
    Владельцы ГДО могут использовать их в качестве залога при получении кредита. Коммерческие банки могут получить также ссуду ЦБ России на срок до 3 месяцев в размере до 90% номинальной стоимости заложенных облигаций. В случае невозврата ссуды в срок ЦБ России имеет право реализовать заложенные облигации, направив доход на покрытие задолженности.
  Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных  облигаций не получил развития. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется страховым компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.
  Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ-ПК). ОФЗ-ПК выпускаются  в соответствии с Генеральными условиями  выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ №458 от 15 мая 1995 г. ОФЗ с переменным купонным доходом являются именными среднесрочными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента в виде процента к номинальной стоимости облигации. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ, устанавливающее для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного дохода, а также ограничения для потенциальных владельцев [8, с. 120].
  Облигации федерального займа (ОФЗ). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Центральный банк РФ, который по согласованию с Министерством финансов РФ устанавливает порядок заключения и исполнения сделок с облигациями через уполномоченные организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской функции.
  Само  по себе появление ОФЗ и для Минфина, и для всей финансовой системы имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть все дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30 процентов - это краткосрочные заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70 процентов делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями [35, с. 26].
  Облигации федерального займа с фиксированным  купонным доходом (ОФЗ-ФК). Эмитентом облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом является Министерство финансов Российской федерации. Облигации являются именными купонными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигаций. Эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом [11, с. 133].
  Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» является основным документом, определяющим условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга.
  Эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ. Облигации являются именными купонными среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на:
  - получение номинальной стоимости.  Погашение номинальной стоимости осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций;
  - получение дохода в виде процента, начисляемого на непогашенную  часть номинальной стоимости.
  Номинальная стоимость облигаций равна 1000 руб., их размещение осуществляется в форме аукциона или по закрытой подписке, а условия выпуска облигаций фиксируются в глобальном сертификате.
  Процентная  ставка купонного дохода является фиксированной  для каждого купона отдельного выпуска  облигаций. Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии облигаций, и начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.
  Погашение номинальной стоимости частями (амортизация долга) осуществляется в даты, установленные решением об эмиссии облигаций и совпадающие с датами выплат купонного дохода по ним [11, с. 135].
  ГСО - ППС - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода. Агентом и депозитарием по обслуживанию ГСО выступает Сбербанк России. Дата выплаты первого купонного дохода – 25 апреля 2007 года, дата погашения облигаций – 19 января 2011 года. Купонный период по первому купону составляет 125 дней, по всем последующим купонам – 91 день. Форма выпуска ГСО - документарная с обязательным централизованным хранением.
  Выпуск  ГСО осуществляется в соответствии с Генеральными условиями эмиссии  и обращения государственных  сберегательных облигаций. ГСО являются нерыночными облигациями с фиксированной процентной ставкой, предназначенными для инвестирования средств резидентов Российской Федерации - страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, иных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений [16, с. 39].
  ГСО - ФПС - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода. Потенциальные инвесторы: резиденты Российской Федерации – страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений в соответствии с договорами с Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов; форма выпуска ГСО-ФПС – документарная с обязательным централизованным хранением; Размещение облигаций выпуска осуществлено Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (ОАО) по поручению Минфина России по закрытой подписке, по цене размещения 99,9938 процентов от номинальной стоимости (без учета накопленного купонного дохода), доходность составила 9,41 процентов годовых [16, с. 41].
  ОРВВЗ - облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. На эти облигации обменивались облигации выигрышного займа 1982 г., не предъявленные к обмену долговые обязательства выкупались. Заем 1992 г. выпущен сроком на 10 лет. Номинальная стоимость облигаций- 1000 и 500 рублей (облигация с номиналом 500 рублей является половиной полной облигации). Доходность займа- 15 процентов годовых и весь доход выплачивается в форме выигрышей. За весь период обращения займа выиграли 32 процента всех облигаций, остальные погашаются по номинальной стоимости.
  Выигрыши  были установлены в размере от 2000 до 500000 рублей на полную тысячерублевую облигацию. Ежегодно проводились 8 тиражей  выигрышей. Обслуживание займа возложено  на Сберегательный банк РФ и другие уполномоченные Минфином РФ банки. Уполномоченные банки свободно продавали и покупали облигации займа по рыночным ценам.
  Гиперинфляция, разразившаяся в России с началом  формирования основ рыночной экономики, потребовала корректировки условий  выпуска и обращения займа. К  ранее выпущенным облигациям добавились облигации достоинством 20 и 10 деноминированных рублей, при этом облигация с номиналом 10 рублей является половиной полной двадцатирублевой облигации. Выигрыши установлены в диапазоне от 5 до 5000 рублей.
  С 1 октября 2002 г. облигации займа не обращаются, началось их погашение. К началу 2008 г. непогашенный долг по выигрышному займу составил 0,03 млрд. руб. 
  Целевые долговые обязательства Российской Федерации выпускаются для перевода в них гарантированных сбережений граждан [15, с. 43].
  На  рынке ссудных капиталов государственные  органы действуют на началах обычных заемщиков, т.е. как и все другие юридические лица. Они могут обращаться к любым банкам и получают кредиты на условиях, формирующихся под воздействием спроса и предложения. Исключение составляет кредитование Банком России потребностей Правительства РФ, которое осуществлялось на льготных условиях (на длительные сроки и при низкой процентной ставке).
  Со  второго квартала 1995 г. прямое заимствование  средств федеральной властью  у Центробанка РФ прекращено. Оно не отвечало требованиям рыночной экономики и являлось мощным инфляционном фактором. Вся задолженность Правительства РФ перед Банком России 15 марта 1997 г. переоформлена в облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом. В результате обострения финансового кризиса летом 1998 г., в четвертом квартале того же года и в 1999 г. Правительство РФ вновь было вынуждено использовать кредиты Центрального банка РФ [17, с. 24].
  На  финансовом рынке государство выступает  и как гарант по заимствованиям, привлекаемым хозяйствующими субъектами. Для эффективного использования предприятиями и организациями государственных гарантий они (гарантии) предоставляются на конкурсной основе. Получение государственной гарантии по ценным бумагам или привлекаемым кредитам является действенным инструментом привлечения средств инвесторов для развития инвестиционных проектов.
  До  недавнего времени государственные  гарантии предоставлялись и по коммерческим кредитам, используемым субъектами РФ и иными получателями средств федерального бюджета в случае их недофинансирования. Замещение бюджетного финансирования банковским кредитованием приводило к существенным потерям сначала федерального бюджета, а потом и самих получателей бюджетных средств. Кроме того, предоставление государственных гарантий не решало проблему недофинансирования из федерального бюджета, а лишь отодвигало необходимость ее решения на будущее. С 1997 г. порочная практика предоставления государственных гарантий при недополучении  бюджетных средств прекращена.
  Таким образом, рынок государственного долга  охватывает отношения по поводу государственных  заимствований в форме займов, кредитов и государственных гарантий, предоставляемых по займам и кредитам других заемщиков [20, с.45].  

  1.4. Механизм функционирования рынка государственного внутреннего долга 

  В общем плане рынок государственного долга можно определить как совокупность отношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами, инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получения кредитов органами публичной власти и предоставления государственных гарантий по заимствованиям, привлекаемым другими лицами [32, с. 504].
  Другими словами, рынок государственного внутреннего  долга включает в себя следующие три сегмента: рынок государственных ценных бумаг, рынок привлекаемых государством кредитов, рынок государственных гарантий (или гарантированных государством муниципальных и корпоративных ценных бумаг и кредитов, привлекаемых органами местного самоуправления и экономическими субъектами).
  Рынок государственного долга выполняет  следующие основные функции:
  - индикатор стоимости безрисковых  заимствований и длины размещаемых долговых инструментов;
  - перераспределение временно свободных  средств в дополнительный фонд финансовых ресурсов государства;
  - предоставление хозяйствующим субъектам  надежных и высоколиквидных финансовых инструментов;
  - изъятие из обращения излишней  денежной массы;
  - обеспечение возможности или облегчение привлечения заимствований органами власти и хозяйствующими субъектами посредством гарантирования их заимствований [24, с. 149].
  На  внутреннем рынке государственного долга займодателями и кредиторами государства являются многочисленные российские предприятия и организации, финансово- кредитные институты, физические лица. Внутренний рынок государственных долговых обязательств включает в себя рынок федеральных долговых инструментов и региональные рынки. На основе институционального и технологического развития региональных рынков идет формирование единого российского рынка государственного долга.
  Система участников рынка государственных  заимствований на федеральном уровне включает в себя Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, НП «Национальный Депозитарный Центр», Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ), региональные торговые площадки, дилеров, уполномоченные банки и другие кредитные организации, инвесторов. Между этими участниками рынка сложились определенные взаимоотношения, которые являются результатом распределения выполняемых на рынке видов профессиональной деятельности и функций.
  Самым массовым участником рынка государственных  ценных бумаг выступают инвесторы. Это экономические агенты, осуществляющие инвестиции в государственные долговые обязательства. В числе инвесторов можно выделить следующие группы - население, институциональные инвесторы (инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые общества, управляющие компании паевых инвестиционных фондов), коммерческие банки, государственные внебюджетные фонды, прочие [31, с. 315].
  Министерство  финансов РФ является эмитентом, который  производит выпуск государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации. Центральный банк РФ выступает как организатор и генеральный агент Минфина РФ. В качестве такового Банк России выполняет самые разнообразные функции, перечень и содержание которых определяется по отношению к каждому займу в отдельности. В частности, он вместе с эмитентом может устанавливать порядок размещения, обращения и погашения займов, хранить государственные ценные бумаги, регистрировать сделки купли- продажи, осуществлять сами сделки, организовывать вторичное обращение и погашение долговых обязательств государства, погашать их.
  Внешэкономбанк  является агентом эмитента по обслуживанию внутреннего государственного валютного облигационного займа. Он осуществляет выдачу облигаций, организует учет их первичного размещения и вторичного обращения, ведет соответствующие облигационные счета, осуществляет полномочия основного платежного агента (с 1 января 1999 г. задолженность по этим облигациям стала учитываться в составе внешнего долга). В 2002 г. ВЭБ принял на себя агентское обслуживание операций со средствами страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступающими в Пенсионный фонд РФ, и операции со страховым резервом Фонда социального страхования РФ  в части, в которой средства названных фондов размещаются в государственные ценные бумаги России, обязательства по которым выражены в иностранной валюте [13, с. 61].
  Московская  межбанковская валютная биржа проводит аукционы и вторичные торги государственными краткосрочными бескупонными облигациями и облигациями федеральных займов, обеспечивает учет владельцев облигаций  и движение последних между ними, открывает счета и проводит расчеты между дилерами. Наряду с ММВБ в режиме реального времени работают еще семь региональных торговых площадок, но их доля в суммарном объеме проводимых операций ничтожно мала.
  Тем не менее, включение в орбиту единого российского электронного рынка Новосибирска, Санкт- Петербурга, Ростова - на Дону, Екатеринбурга, Владивостока, Нижнего Новгорода и Самары имеет важное значение - теперь большая часть российских банков и инвестиционных компаний имеет равные возможности по работе на внутреннем рынке государственного долга, независимо от их территориального расположения [8, с. 93].
  Дилерами, как правило, являются банки, другие кредитные организации, финансовые компании. Они могут делиться на две группы: первичных и официальных дилеров. Дилеры действуют на основе заключенного с Банком России договора. Официальные дилеры выступают посредниками между первичными дилерами и инвесторами при заключении сделок на рынке ГКО-ОФЗ, ведут учет владельцев облигаций в своем субдепозитарии, обеспечивают своевременность и точность расчетов по своим операциям и операциям своих клиентов.
  Первичные дилеры - это крупнейшие банки- операторы  рынка ГКО-ОФЗ, которые выполняют  дополнительные обязанности по поддержанию рынка по уровню ставок и ликвидности. Для этого первичный дилер обязан подавать на каждый аукцион заявки на приобретение ГКО и ОФЗ общим объемом не менее 1 процента от номинального объема выпуска.
  Уполномоченные  банки определяются для работы с  конкретным кругом клиентов или обслуживания определенного займа. Так, из числа первичных дилеров выделяются уполномоченные банки и другие кредитные организации, обслуживающие размещение и обращение облигаций государственного сберегательного займа. Специальный институт уполномоченных банков обслуживал движение казначейских обязательств. Критериями выбора уполномоченных банков могут быть разные факторы: наличие лицензии на работу с иностранной валютой (для работы с нерезидентами), покупка облигаций на определенных Минфином РФ условиях подписки (сберегательный заем), наличие опыта работы с предприятиями определенных отраслей (казначейские обязательства) [16, с. 71].
  Характеристика  функций основных участников рынка  государственного долга свидетельствует  о том, что они распределили между  собой все виды профессиональной деятельности на рынке государственных ценных бумаг и выступают соответствующими профессиональными участниками рынка. Дилерскую деятельность осуществляют кредитные организации и финансовые компании, заключившие с Банком России соответствующие договоры, уполномоченные банки по работе с облигациями сберегательного займа и другим займам. Брокерскую деятельность ведут дилеры, уполномоченные банки, Внешэкономбанк. Управление ценными бумагами инвестора осуществляют дилеры и уполномоченные банки. Клиринговая деятельность находится в компетенции ММВБ. Депозитарной деятельностью занимаются Центральный банк РФ (казначейские векселя), Национальный Депозитарный Центр, ММВБ, дилеры, уполномоченные банки по работе с нерезидентами. Реестр владельцев ценных бумаг ведут Минфин РФ, территориальные органы федерального казначейства (векселя Минфина РФ), дилеры, Внешэкономбанк. Торговую деятельность осуществляют ММВБ, дилеры, уполномоченные банки, Российская торговая система.
  В результате сложившегося распределения полномочий между основными участниками рынка государственного долга каждый инвестор  в любое время беспрепятственно может вложить свои средства в избранную им государственную ценную бумагу, разрешенную положением о ней к покупке данной категорией инвесторов [17, с. 16].
      
 

    2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМ  ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

  2.1. Анализ  этапов развития российского  рынка внутреннего долга 

  Эволюция рынка государственных ценных бумаг вполне логично разбивается на этапы, которые отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса и, наконец, посткризисную историю рынка. Описание этапов позволяет детально рассмотреть все состоявшиеся стратегические и тактические решения денежных властей (в рамках существовавших ограничений), их макроэкономические последствия и, таким образом, возникновение новых очертаний финансовой сферы России.
  На текущий момент можно выделить четыре этапов развития российского рынка внутреннего долга. Этап 1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. Содержание этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, тогда как этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, далее следует современное состояние рынка внутреннего долга [19, с. 59].

  Этап 1. Развитие рынка государственных  ценных бумаг за счет внутренних ресурсов (май 1993 – конец 1995 гг.)

  Целью создания российского рынка государственных ценных бумаг был переход от прямого кредитования Центробанком РФ Министерства финансов (то есть финансирования дефицита федерального бюджета за счет денежной эмиссии) к эмиссии государственных ценных бумаг и их размещению на финансовом рынке. Предполагалось, что данный способ финансирования бюджетного дефицита будет способствовать снижению инфляции, развитию финансового рынка России, в частности, стимулировать рост банковских сбережений экономических агентов (юридических и физических лиц), и расширению спектра предлагаемых банковских услуг.
  Вплоть до октября 1995 г. рынок внутреннего долга устойчиво развивался, не испытывая особых проблем. Значительный объем привлекаемых с него средств наряду с высокой доходностью предопределили быстрый рост объема внутреннего долга. В то же время рынок государственных облигаций представлял собой финансовый сегмент, на котором коммерческие банки могли эффективно размещать привлеченные и собственные средства. Высокие процентные ставки по депозитам населения обусловливали еще более ускоренный прирост депозитов населения в коммерческих банках (включая Сбербанк РФ) по сравнению с ростом внутреннего долга, обеспечивая расширение ресурсной базы для данного сегмента финансового рынка. Так, если в мае 1993 г. вклады физических лиц в банках составляли лишь 6,8 процентов от денежного агрегата М2 (денежные агрегаты - это виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги; показатели структуры денежной массы. Агрегат М2- наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады [43, с. 417]), то к концу октября 1995 г. соответствующий показатель составлял уже 32.8 процента от М2 [27, с. 5].

  Доля  депозитных вкладов населения в  совокупном денежном предложении (агрегате М2), в процентах к итогу показана на рисунке 1.1 [45]

  Депозитные  вклады населения в коммерческих банках устойчиво возрастали с начала 1994 г., что объяснялось развитием национальной банковской системы и финансовых рынков. Рост банковских депозитов населения обеспечил формирование ресурсной базы рынка внутреннего долга, равно как и финансовую стабилизацию. В то же время развертывание возможностей рынка внутреннего долга способствовало снижению доли наиболее ликвидных компонентов денежного предложения и уменьшению темпов роста цен 
Рынок внутреннего долга оказал позитивное влияние на национальную банковскую систему.
 

  
 

  Рисунок 1.1 - Доля депозитных вкладов населения в совокупном денежном предложении (с 01.01.1993 г. по 01.12.1995 г.)
  Источник: сайт Аналитической лаборатории «Веди»-www.vedi.ru. 

Если  до середины 1993 г. деятельность российских коммерческих банков сводилась лишь к перераспределению централизованных кредитов и участию в конверсионных операциях (операциях с иностранной валютой), то развитие рынка государственных ценных бумаг сформировало альтернативное направление для эффективного размещения банковских активов. Начиная с этого момента развернулась банковская конкуренция за привлеченные средства юридических и физических лиц; населению и предприятиям был предложен широкий спектр депозитов с достаточно высокими процентными ставками, комиссионные сборы за расчетно-кассовое обслуживание были сведены на нет, а время проведения банковских трансакций было минимизировано. Таким образом, к середине 1995 г. российские коммерческие банки за счет развертывания потенциала рынка государственных ценных бумаг были максимально заинтересованы в привлечении средств клиентов и, как следствие, предлагали на рынке набор банковских услуг, практически полностью соответствующий наивысшим мировым стандартам [15, с. 46].
  Отмечу, что в течение данного этапа развития рассматриваемого финансового сегмента в России произошли, по меньшей мере, два примечательных события.
  Во-первых, сразу после кризиса 11 октября 1994 года на валютном рынке, получившего название "черный вторник", рынок государственных ценных бумаг впервые был использован для стабилизации состояния российских финансов. Тогда, сразу после резкого падения курса рубля (более чем на 25 процентов), наряду с проведением Центробанком РФ валютных интервенций, была резко повышена доходность госбумаг, что позволило привлечь на рассматриваемый сегмент свободные рублевые ресурсы и, соответственно, сбить спрос на иностранную валюту. В дальнейшем подобная практика регулирования доходности государственных ценных бумаг для улучшения обстановки на валютном рынке использовалась вплоть до кризиса в августе 1998 г.
  Во-вторых, после банковского кризиса в августе 1995 г. рынок госбумаг фактически стал играть роль рынка межбанковских кредитов (т.е. определять минимальную стоимость свободных финансовых ресурсов). Кризис на рынке межбанковских кредитов, разразившийся в августе 1995 г. и вызванный банкротством ряда банков и "финансовых пирамид", был назван "кризисом доверия". В ситуации "взаимного недоверия" коммерческих банков рынок государственных ценных бумаг рассматривался в качестве наименее рискованного и наиболее ликвидного и фактически был основным сегментом, на котором размещались свободные краткосрочные ресурсы. Рынок же межбанковских кредитов служил лишь дополнением рынка госбумаг, позволяя после завершения сессий вторичных торгов госбумагами перераспределять оставшиеся рублевые ресурсы [18, с. 23].
  Процентные  ставки по "коротким" ГКО определяли минимальный уровень стоимости  свободных денежных ресурсов в национальной экономике, тогда как процентные ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБР выступали в качестве индикатора свободных финансовых ресурсов, перераспределяемых между участниками рынка внутреннего долга по завершении сессии торгов на вторичном рынке. Соотношение процентных ставок по ГКО и депозитам коммерческих банков с 01.01.1996 по 01.07.1998 гг. показано на рисунке 1.2. 

  

  Рисунок 1.2 - Доходность к погашению "коротких" федеральных облигаций и процентные ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБР (за период с 01.01.1996 по 01.07.1998 гг.)

  Источник: сайт Аналитической лаборатории «Веди»-www.vedi.ru. 

  Объем внутреннего долга на 01.01.1996 г. составил около 80 млрд. руб. (деноминированных). Средний срок обращения государственных ценных бумаг (дюрация) равнялся 100 дням (рисунок 1.3), причем "сверхкороткие", "короткие" и средние по срокам обращения бумаги были распределены достаточно равномерно [45].

  

   
     Рисунок 1.3- Средний срок облигационного долга (с января 1995 по январь 1997 г.)

  Источник: сайт Аналитической лаборатории «Веди»-www.vedi.ru. 
 

  Основными участниками являлись Центробанк РФ, Сбербанк РФ и коммерческие банки. Юридические и физические лица могли инвестировать свободные средства в государственные ценные бумаги напрямую, однако их доля была незначительна. Отметим, что структура инвестиций в госбумаги была достаточно стабильна, однако тенденция постепенного снижения доли коммерческих банков при одновременном увеличении портфеля Сбербанка РФ и Центробанка РФ просматривалась довольно четко. Тенденция эта была обусловлена как ростом объема депозитных вкладов в Сбербанке РФ (что, в свою очередь, объяснялось банкротством ряда коммерческих банков и ростом недоверия населения ко всей банковской системе), так и увеличением объема госбумаг в портфеле Центробанка. Так, если на 01.01.1995 г. доля портфеля государственных ценных бумаг, принадлежащего Центробанку РФ, составляла 36.5 процентов от всех бумаг, находящихся в обращении, Сбербанку РФ - 14.7 процентов, коммерческих банкам - 47.8 процентов, то на 01.01.1996 г. данные пропорции несколько изменились: ЦБ РФ - 36.6 процентов, Сбербанк РФ - 30.5 процентов, коммерческие банки - 32.5 процента (рисунок 1.4). Сбербанк, будучи фактически государственным банком, увеличивал свой портфель государственных ценных бумаг максимально, насколько ему позволяли привлеченные ресурсы населения [14, с. 200].

  
 
        

  Рисунок 1.4- Структура внутреннего долга (по типам инвесторов) в 1995-1996 гг.

  Источник: сайт Аналитической лаборатории «Веди»-www.vedi.ru. 

  Основным источником привлеченных на рынок внутреннего долга средств на данном этапе являлись депозиты физических и юридических лиц.
  На 01.01.1995 г. депозиты населения в Сбербанке составляли 15.2 млрд. руб. (деноминированных), вложения в государственные ценные бумаги - 2.87 млрд. руб.; в остальных коммерческих банках депозиты населения составляли на тот момент 10.68 млрд. руб., тогда как их портфель государственных ценных бумаг соответствовал 9.33 млрд. руб.
  Именно в конце 1995 г. на рынке внутреннего долга возникли первые проблемы. Дело в том, что объем чистой выручки, которую Минфин РФ привлекал с рынка, превысил прирост депозитов населения в коммерческих банках. Данная ситуация носила достаточно устойчивый характер, в результате чего, в целях стабилизации состояния рынка, ЦБР был вынужден увеличить свой портфель госбумаг: в три раза за осенние месяцы 1995 г. и еще в три раза к середине 1996 г. Важным обстоятельством – особенно для финансовой стабильности – являлся и тот факт, что ранее инвестированные средства оставались на рынке внутреннего долга благодаря высокой доходности и участниками с него не выводились [45].

  Этап 2. Расширение рынка внутреннего  долга за счет внешних инвесторов (начало 1996 – конец 1997 гг.)

  Исчерпав внутренние ресурсы развития рынка внутреннего долга, денежные власти России фактически оказались перед единственной возможностью для дальнейшего развития данного сегмента – открытие его для внешних инвесторов. И начиная с февраля 1996 г. внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы, а с августа 1996 г. - и на вторичные торги по государственным ценным бумагам. Либерализация доступа внешних инвесторов на рынок внутреннего долга дополнительно стимулировалась тем фактом, что именно в апреле-мае 1996 г. накопленный и реинвестированный процентный доход сравнялся по своему объему с реально привлеченными на данный рынок средствами. Структура внутреннего долга в период с 1993 по 1998 гг. показана на рисунке 1.5. В дальнейшем ситуация, обусловленная сравнительно высокой доходностью федеральных облигаций, стремительно ухудшалась для денежных властей, поскольку на обслуживание долга тратилось все больше средств, тогда как привлекалось все меньше рублевых ресурсов [12, с. 72].  

  
 

  Рисунок 1.5- Структура внутреннего долга в период с 1993 по 1998 гг.
  Источник: сайт Аналитической лаборатории «Веди»-www.vedi.ru.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.