Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Александр II: монарх и его реформы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.05.2012. Год: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):








Александр II: монарх и его реформы.


















Автор: Ряховская Анна Викторовна
Предмет: История Росссии

Оглавление

I.Введение............3
II. Глава I. Становление личности царя-Освободителя............5
III. Глава II. Правление Александра II. Реформаторская деятельность............10
IV. Глава III. Внешняя политика Александра II......15
V. Заключение ("за несколько минут до смерти...")............18
VI. Литература.........20




















Введение

Александр Николаевич был и навсегда останется в истории народа русского личностью весьма яркой и противоречивой. Названный своими политическими противниками царем – Освободителем с большой буквы, Александр II по праву может считаться таковым. Действительно, император, так или иначе, пытавшийся вывести свою страну на дорогу более быстрого прогресса, разрушивший варварскую крепостническую систему и нарушивший безгласие общества, не может носить менее громкого прозвища - титула.

Деятельность Александра Николаевича, как и его время, бесспорно являются предметом серьезного научного исследования. Сказать, что Александру II не повезло с оценками историков, - значит, не сказать практически ничего. Оказавшийся совершенно заслоненным значением реформ, проводимых в период своего царствования, Александр II как личность был весьма поверхность изучен. Долгое время в советской историографии и литературе Александр II представлялся исключительно с плохой стороны: хитрый и лицемерный монарх, не без успеха разыгрывающий роль либерала. Его представляли также сторонником беспощадных репрессий против революционеров. В работах дореволюционных ученых преобразования указанного периода с неохотой назывались реформами Александра II. С 1920-ых годов исследователи отказались от этого определения и ввели термин «реформы 1860-1870-ых годов».
Более того, в историографии можно встретить мнение, будто реформы, особенно отмена крепостного права, были проведены по большей части вопреки воле императора. Якобы, они были необходимы исходя из контекста складывающийся в России политической и экономической ситуации и не более того.
Историкам известны также последние разговоры Николая I со своим сыном. Согласно первому из них Николай I сказал Александру: «Сдаю тебе команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот». В другом варианте слова эти звучали так: «У меня были две мысли, два желания, - будто бы говорил он, и ни одного из них я не смог исполнить...Первое: освободить восточных христиан из- под турецкого ига; второе освободить русских крестьян из-под власти помещиков. Теперь война и война тяжелая, об освобождении восточных христиан и думать нечего, обещай мне освободить русских крепостных крестьян.»
Второй разговор отца и сына вполне мог служить логическим развитием первого разговора, но в это мешает поверить излишняя литературность
записанной речи. Но пожалуй, самое главное, что в ней выглядит странным: чересчур точно предугаданы главные деяния Александра II: отмена крепостного права и освобождение балканских народов из-под власти Османской империи. Создается впечатление, будто Александр II всю оставшуюся жизнь трудился исключительно ради того, чтобы выполнить предсмертную волю покойного родителя. Однако, вряд ли вообще последние слова Николая I, при всей их важности для его первенца, послужили ускорителем процессов, происходивших в России с конца 1850-ых и до 1870-ых годов.
Но, несмотря на это, можно с уверенностью говорить о том, что николаевское царствование могло дать и дало наследнику богатый опыт государственного управления, который он умело использовал впоследствии. Также Александр II также обладал огромными теоретическими знаниями касаемо этого вопроса.
Известно, что до вступления на престол Александр Николаевич как наследник получил блестящее образование и воспитание, которое заранее готовило его к исключительной деятельности второго после Петра I преобразователя России. Исходя из этого очень тяжело себе представить, что хорошо образованный, амбициозный юноша, в руках которого сосредотачивается огромная власть, а значит и большие возможности, захочет стать императором – марионеткой, каких в истории Российской империи имелось достаточно.

Общество ждало от Александра II много. Одни, в частности высшая бюрократия в лице старых николаевских служак, жаждали наведения порядка в стране, то есть отлаживания работы государственного аппарата, разболтанного за годы Крымской войны. Ни о каких переменах, разве что кадрового характера, эти люди и не думали, поскольку считали николаевскую систему правления единственно возможной, а Крымскую войну - досадным недоразумением. Другие, например поместное дворянство, ожидали от нового императора прежде всего наведения порядка в растревоженной войной деревне и финансах. Подавляющее их большинство не думало о каких - либо серьезных переменах в социально - политической области, с трудом представляя некрепостническую Россию. Они придерживались мнения, что абсолютная власть монарха справедливее и выгоднее для них, чем олигархическое правление нескольких аристократических фамилий. А третьи, в первую крестьяне, а затем уже и городское население, надеялись на выравнивание правового положения российских сословий , вплоть до освобождения помещичьих крестьян и отмены ряда проявлений крепостного права. Ожидания широких народных
масс однако тяжело достаточно точно структурировать, так как они были чрезвычайно неопределенны. В целом же они надеялись на улучшение своей жизни.
О том, что же из себя представляла жизнь Александра II, чего он в итоге добился за годы своего правления, соответствовал ли он такому пестрому набору надежд и чаяний своего народа и т.п., стоит поговорить уже позднее - в основной части реферата.

ГЛАВА I. Становление личности царя - Освободителя.
Великий князь Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года в Москве, в доме митрополита Платона при Чудовом монастыре в Кремле, где царская семья проживала с конца сентября 1817 года. Чудов монастырь был основан в 1385 году, а в XVIII веке здесь располагалось греко-латинское училище. Как отмечают современники, весна в день рождения Александра II была теплая, светлая, буйно распускалась зелень.
Москва еще не успела оправиться от нашествия французов и страшного пожара двенадцатого года. Везде, даже на главных улицах, виднелись обгорелые остовы стен, закоптелые, полуразрушенные дома, окруженные забором пустыри. Народ тогда праздновал светлый день Пасхи.
Отцом Александра II был третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью - принцесса Пруссии Фредерика - Луиза - Шарлотта - Вильгельмина, дочь короля Фридриха - Вильгельма III, которая после православного крещения, необходимого для свадьбы с Николаем Павловичем, стала Александрой Федоровной. Она доводилась племянницей и крестной дочерью английской короле Шарлотте, супруге короля Георга III, а значит, являлась родственницей будущей главы Великобритании королевы Виктории.
По отзывам современников, великий князь Николай Павлович тогда мало чем походил на того императора Николая I, который представляется каждому при упоминании его имени.
Семья Николая Павловича переехала в Москву для того, чтобы своим присутствием морально поддержать ее обитателей, пострадавших от нашествия Наполеона.
Рождение Александра укрепило положение царствующей династии Романовых. Он с самых первых дней своей жизни почитался как будущий
монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем.
Первоначальное воспитание было вверено женщинам: Ю.Ф. Барановой, Н. В. Тауберт, М.В. Коссовской, А. А. и Е. И. Кристи.
С шестилетнего возраста воспитателями великого князя, как это было принято, мужчины. Главным был назначен Карл Карлович Мердер, ротный командир школы гвардейских подпрапорщиков, ветеран войны с Наполеоном. Главная задача состояла в военно- физическом воспитании Александра, которая включала обучение верховой езде, знакомство с военными уставами, строевой подготовкой и приемами с оружием, гимнастические упражнения. Однако, ограничиться этим Мердер не захотел. В своем желании пробудить в наследнике сострадание и человеколюбие Карл Карлович был не одинок...

События 1825 года Александру запомнились плохо, так как на тот момент цесаревичу не исполнилось еще и восьми лет. День восстания он провел вместе с матерью и бабушкой в Зимнем дворце под охраной гвардейского полка. Однако, нервный тик матери и частые упоминания о событии отцом не дали мальчику возможности забыть этот день.

Воцарение Николая Павловича в том же году было явлением беспрецедентным. Константин 14 января 1822 года отрекся от престола по настоянию Александра I. Манифестом 16 августа 1823 года Александр I назначил своим наследником Николая. Однако, ни акт отречения, ни манифест не были обнародованы. Из-за этого сложился период междуцарствия, когда Николай принес присягу Константину в Петербурге, а тот принес присягу Николаю в Варшаве. 27 ноября население было приведено к присяге Константину. Таким образом формально императором являлся именно он. Однако, в итоге, как известно, следующим царем все-таки стал Николай Павлович, коронованный в Москве летом 1826 года...
В девять лет воспитателем Александра II становиться знаменитый поэт В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Нет никакого сомнения, что Жуковский общим своим влиянием содействовал подготовлению сердца своего воспитанника к будущему освобождению
крестьян.
Воспитывался Александр не в одиночку, а вместе с Иосифом Виельгорским и Александром Паткулем. Первый был всегда умен, бодр, весел, примерного
поведения и благородных манер, и служил неким ориентиром для своего венценосного товарища, подхлестывая его честолюбие. Второй же по
возможностям и по прилежанию заметно отставал от своих товарищей, а потому рядом всегда был человек, которого наследник престола всегда
опережал в учебе, никогда не оставаясь последним среди "одноклассников quot;. Жизнь их была четко расписана на многие годы вперед. Подъем в 6 утра, затем с 7 до 12 занятия, потом с 12 до 14 прогулка и вновь занятия - до 17 часов, с 19 до 20 гимнастика и подвижные игры, а в 22 - отход ко сну. Впоследствии Виельгорский стал офицером лейб - гвардии Павловского полка, обещал вырасти в крупного военачальника, но умер от туберкулеза, не дожив до 24 лет. А Паткуль стал генералом свиты, петербургским обер - полицмейстером, затем генерал - адъютантом, но на всех трех постах не высказал никаких талантов.
Дважды в год проходили экзамены по всем предметам, на которых Александра лично проверял его отец.

Весной 1837 года 19-летний Александр Николаевич сдал комиссии, состоявшей из всех его преподавателей во главе с императором, последнюю "выпускную" сессию по всем предметам. К этому времени он получил блестящее образование, сравнимое с подготовкой к защите докторской диссертации в лучших европейских университетах.
В том же 1837 году цесаревич совершил путешествие по России в сопровождении Кавелина, Жуковского и флигель-адъютанта Юрьевича. Первый из царского рода он посетил Сибирь (1837 год), и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. Позднее, будучи на Кавказе, Александр отличился при нападении горцев, за что был награжден орденом св. Георгия 4-ой степени.
C начала 1838 года цесаревича начали учить курсу высших государственных наук. Посвящение в государственные дела было необходимым. Учителя раскрыли ему сведения о трех главнейших сферах страны: финансовой, дипломатической и военной. Ему читали свои курсы лекций министр финансов Канкрин, рассказавший Александру о налогах и других источниках, русский дипломат и старший советник МИД барон Бруннов, на французском языке изложивший основные принципы международной политики, а военный историк и теоретик Жомини преподал наследнику на французском языке военную политику и стратегию.

Спустя год после путешествия по России Александр Николаевич отправился в большой заграничный вояж , который, по замыслу Жуковского, должен был подвести черту под годами ученичества великого князя. Николай I же считал, что оно преследовало троякую цель: дополняло образование, подкрепляло
расстроенное здоровье наследника и способствовало избранию Александром августейшей невесты.
Будущий император объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу
задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе. Из Неаполя через Швейцарию и Прирейнскую область он
направился к своим родным в Штуттрарт и Карлсруэ. Желая поскорее вернуться на родину, он захотел ускорить свою поездку в Лондон, последний этап своего заграничного путешествия - и для этого решил сократить свой маршрут, вычеркнув из него мелкие столицы Германских союзных государств, как Дармштадт, Мекленбург, Брауншвейг и т. д.
Престарелый герцог Гессенский Людовик II настоял, однако, чтобы Александр посетил его двор хотя бы на несколько часов. Молодой цесаревич вынужден был принять приглашение и нехотя прибыл в
Дармштадт 12-го марта 1837 года.
Это посещение сыграло значительную роль в жизни Александра II. У Людовика II было четверо детей - три сына и одна дочь, которая была младшей в семье - в это время ей едва исполнилось 15 лет. Александр увлекся этой девушкой и отправил родителям письмо с просьбой посвататься к ней, а сам продолжил свое путешествие по маршруту: Майнц, Голландия, Англия.
Английская королева Виктория к тому времени правила уже около 2-ух лет и была наслышана о Великом князе в самой лестной форме. В то время она была еще юной девушкой около 20-ти лет, которая отвергала всех кандидатов в принцы - консорты. Вряд ли Николай I осознавал, посылая симпатичного молодого человека, еще не женатого и при этом наследника престола громадной империи, что создаст Александру новые болезненные проблемы(ранее он был влюблен в двух фрейлин: Н. Бороздину и О. Калиновскую).
После двух первых встреч молодые люди сблизились все больше и больше и, в итоге, страстно влюбились друг в друга. Нет никаких сомнений, что если бы Александр сделал предложение Виктории, то она бы не отказалась. Однако, это означало, что ему пришлось бы отречься от престола, на что Александр пойти не смог из-за соображений своей совести. В итоге эта любовь осталась лишь воспоминанием в сердцах двух великих людей...

Покинув Англию 29 мая 1939 года, Александр вернулся в июне 1939 года в Россию, где, по желанию Николая I, стал более серьезно приобщаться к государственной деятельности. Стал членом государственного совета, а с 1840 года присутствовал в обязательном порядке на заседаниях Кабинета министров.
В том же 1840 году, а именно 5 декабря, принцесса Максимилиана -Вильгельмина - Августа - София - Мария прибыла в Россию. Николай I, зная степень влюбчивости и доверчивости своего сына, решил таки дать согласие на их брак, несмотря на то, что происхождение Марии было окутано тайной: возможно, она не являлась родной дочерью Людовика II. Принцесса
приняла миропомазание по уставу православной церкви сразу же по прибытии с именем великой княжны Марии Александровны. На следующий
день последовало обручение, а 16 апреля 1841 года было совершено бракосочетание цесаревича Александра с принцессой Марией Гессенской.
Молодая царевна была приветливо встречена своей новой семьей и будущими подданными. Несмотря на свою молодость, она проявляла всю серьезность своего характера; всей душой отдалась она делам благотворительности и восхищала Святейший Синод своим благочестием.
При дворе ее упрекали лишь в суровости, замкнутости и в любви к этикету.

К моменту вступления Александра II на престол у них уже было шестеро сыновей и две дочери. Но частая беременность подорвала здоровье Марии Александровны. К тому же она с трудом переносила суровый петербургский климат. А потому у нее начала развиваться тяжелая болезнь - туберкулез. Вынужденная по указанию врачей вести все более замкнутый образ жизни, она вскоре заметила, что император охладел к ней. Она молчала и все равно сохраняла чувство благодарности к человеку, сделавшему из нее императрицу всея Руси...

Вскоре Александр Николаевич стал членом Финляндского комитета, Кавказского комитета, канцлером Александровского университета в Финляндии и т.д. К тому же с 1842 года Александр начал постоянно замещать своего отца во время отъезда того за границу или путешествий императора по России. Это еще больше отдалило супругов друг от друга.
К тому же, у Александра II роман сменялся романом и увлечение увлечением, что в стенах Зимнего дворца, что вне их. Однако, одно такое увлечение княжной Екатериной Михайловной Долгорукой, сначала маленькой девочкой под его собственным патронатством, а затем и взрослой женщиной, подарившей ему четырех детей, закончилось мезальянсом. Еще до смерти своей законной супруги Марии Александровны 22 мая 1880 года Александр объявил ей о своих чувствах к молодой Долгорукой и ввел ее в царский двор. После же смерти императрицы он уже 6 июля тайно обвенчался с Екатериной в Большом Царскосельском дворце. В декабре этого же года она стала Святейшей Княгиней Юрьевской.
Екатерина Михайловна стала для императора, пожалуй, именно тем человеком, которого тот искал в своей жизни, пройдя через множество различных романом. И все бы закончилось большим скандалом, если бы 1 марта 1880 года Александра II не убило взрывом бомбы. Княгиня Юрьевская, получившая деньги, завещанные мужем, уехала в Ниццу, где и умерла в 1922 году.

ГЛАВА II. Правление Александра II. Реформаторская деятельность.

В России с XVIII столетия всякий император в проповедях и церковных текстах назывался кем-то вроде Христа. Во времена Александра II покушавшихся на его жизнь террористов сравнивали с Иудой, предавшим, как известно, Сына Божия. Став с XVIII века главой Православной церкви, монарх к своему образу добавил еще и авторитет патриархов. После этого не удивителен тот факт, что железнодорожные сторожа, встречая поезд Александра II, крестились и клали земные поклоны, как будто перед ним было какое-то сверхъестественное транспортное средство.
В XIX столетии события жизни царя не только продолжают пониматься и
оцениваться по образу и подобию земной жизни Христа, но и начинают
праздноваться в церквях, отмечающих эти события (рождения, женитьбы, совершеннолетия, рождения детей, дни ангела и т.п.) торжественными молебнами и проповедями. Сакрализация монарха захватывала самые разнообразные сферы жизни страны: государственное управление, национальное самосознание, богослужение, культуру.
В сознании и предощущении грядущего помазанничества и воспитывались
наследники российского престола...
Император вынужден был постоянно заботиться как о своей славе, чести, репутации, так и страны в целом. И, разумеется, о единственно истинно христианской православной религии.
Он должен помнить, что любое проявление им чувств удесятеряется в
глазах окружающих: вспыльчивость превращается в царский гнев, награда - в царскую милость, решение - в царскую правду. Искушение монарха гордостью смягчается христианством, ведь Божественное право налагает на него свои нелегкие обязанности. Император должен быть немногословен. Он знает, насколько значительны его слова, и никогда не злоупотребляет речами. В глазах же будущих поколений он останется своими деяниями и тем, как его изобразят современники событий, насколько поймут его и оценят.
Он обращается к прошлому для того, чтобы отвести грядущие бедствия, сохранить память о династии и стране, выстроить преемственное будущее. Только для императора существует постоянная живая связь между прошлым и будущим и на этом строится его политика...

Александр II вступил на престол 19 февраля 1855 года в самый разгар Крымской войны. По ее окончании царь немедленно принялся за осуществление программы коренных реформ: на первом месте, конечно освобождение крепостных. Но предусмотрен был также ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Речь идет о действительно крупных изменениях, пусть и не отменяющих самодержавного строя, а только модернизирующих его.
С наступлением мира не замедлила начаться и новая эра внутреннего обновления. В этом же году были открыты новые женские гимназии и учрежден ученый комитет для составления и рассмотрения программ преподавания и учебных руководств. В день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д., освобождались, или, по крайней мере, смягчались наказания разным преступникам, в том числе и государственным, участвовавшим в мятеже 14 декабря 1825 года и в тайных обществах того времени, отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях и т. п.
Но все эти частные меры, встреченные с восторгом Россией, были только преддверием тех коренных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II...

Александр Николаевич, вступая на престол, был убежден, что освобождение крестьян должно совершиться именно в его царствование. Таково было и общее настроение интеллигенции, и даже в самой крестьянской среде ощущалось смутное предчувствие близкой воли. Указы об ополчении в 1954 и в начале 1955 годов вызвали в целых девяти губерниях значительные беспорядки, так как крестьяне массами заявляли желание вступить в ополчение, считая службу в ополчении за переход к воле.
В 1856 году был учрежден, а 3 января 1857 года имел свое первое заседание особый секретный комитет под непосредственным председательством самого императора, задачей которого должно было быть рассмотрение постановлений и предположений о крепостном праве. В состав этого комитета входили: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, Чевкин, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев.
8 января 1858 года секретный комитет был преобразован в главный комитет по крестьянскому делу, в состав которого вошел еще граф Панин, министр юстиции, а в марте того же года образован был в министерстве внутренних дел под названием земского отдела центрального статистического комитета, который играл важную роль во всем деле.
17 февраля 1859 года было объявлено повеление об учреждении редакционных комиссий, председателем которых был назначен генерал-адъютант Ростовцев. В эти комиссии препровождались проекты, выработанные губернскими комитетами.
28 января положения, выработанные редакционными комиссиями и прошедшие через Главный комитет, подверглись рассмотрению Государственного совета, принявшего их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела. Наконец, 19 февраля 1861 года последовал манифест об освобождении 22-миллионного крестьянского населения от крепостной зависимости.
Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных в положении размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 года). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.
Положение, однако, не ограничивается одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчает им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дает крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, берет все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращаются и последние вступают в разряд крестьян-собственнико .
Положением 19 февраля 1861 года, постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных.
В результате крестьянство остается связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказывается явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остается в полной зависимости от сельской общины (прежнего "мира"), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передаются в собственность крестьянским обществам, которые периодически "уравнительно&q ot; их перераспределяют.
В апреле 1861 года войсками были подавлены выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии, требовавших "полной воли" и немедленного предоставления земли. В последующие месяцы растет разочарование непоследовательность реформы: статьи А. Герцена и Н. Огарева в "Колоколе" Н. Чернышевского в "Современнике&qu t;.
И все же именно в это время складывается экономическая инфраструктура, обеспечивающая вскоре экономический подъем: строится все больше железных дорог, которые связывают центральные области европейской части России, понемногу развивается банковская система, создаются первые угледобывающие и металлургические предприятия на Украине и нефтедобывающие в Баку.
После крестьянского Положения в ряду административных реформ важнейшее место занимает, без всякого сомнения, Положение о земских учреждениях. Еще 25 марта 1859 года было дано высочайшее повеление о преобразовании губернского и уездного управлений.
В числе реформ, ознаменовавших собою царствование Александра II, одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства. Сущность судебной реформы сводится к следующему: суд делается устным и гласным; власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти; основной формой судопроизводства является процесс состязательный; дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях; в третью же инстанцию (кассационный департамент Сената) может переноситься только по просьбе о кассации решения в случае явных нарушения законов или обрядов и форм производства; по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий; устраняется канцелярская тайна, и для ходатайства по делам и защиты подсудимых имеются при судах, присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.
Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения, сокращение срока военной службы с 25 до 15 лет, отменены унизительные телесные наказания, обращено особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Далее, вследствие замеченных недостатков в устройстве военного управления, происходивших от излишней его централизации, в 1862 году было дано военному министерству высочайшее повеление подвергнуть систему военного управления коренному пересмотру, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 года. Положение о военно-окружных управлениях. На основании этого Положения устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 года) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.
Народное образование также обратило на себя внимание государя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 года, в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета.
19 ноября 1864 года появился также новый устав о гимназиях, значительно видоизмененный и дополненный уставом 19 июня 1871 года. По этим уставам, средние учебные заведения подразделены на классические и реальные. Народное образование в полном смысле урегулировано утвержденным 14 июня 1864 года "Положением о начальных народных училищах".
Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 году 24 мая утверждено было новое "Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения". Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати. Уже в 1862 году главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения. 6 апреля 1865 года даны Временные правила по делам печати.
ГЛАВА III. Внешняя политика Александра II.
Царствование Александра II ознаменовалось также в отношении внешней политики целым рядом военных действий. Собственно говоря, несмотря на то что дело внутреннего обновления поглощало почти все внимание правительства, особенно в первую половину царствования Александра II, война с внешними врагами шла почти беспрерывно на окраинах государства.
Прежде всего при вступлении на престол Александр II должен был окончить Крымскую войну, где России приходилось иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских держав, принимала неблагоприятный оборот. Силы союзников к тому времени увеличились еще более вследствие присоединения к ним 15 000 сардинских войск; неприятельский флот действовал против России на всех морях. Несмотря на свое миролюбие, которое было известно и в Европе, Александр выразил твердую решимость продолжать борьбу и добиться почетного мира.
Совокупный штурм Севастополя всеми союзниками, произведенный 27 августа, заставил русские войска покинуть южную часть города и перейти на северную. Падение Севастополя, однако, не принесло неприятелю значительной пользы. С другой стороны, русские были отчасти вознаграждены успехом в Малой Азии: Карс - неприступная крепость, усиленная англичанами, - 16 ноября
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.