Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Международный рынок кредитов
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 13.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………….. 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОНОГО
РЫНКА КРЕДИТОВ………... 6
1.1
Организация мирового кредитного рынка……….. 6
1.2
Общая характеристика международных валютно-кредитных
организаций………………...16
2.
АНАЛИЗ механизма функционирования
международного кредитного
рынка и вовлечённость
в него республики беларусь….………....25
2.1
Взаимодействие Республики Беларусь
с международными кредитными институтами
2.2
Анализ внешней задолженности Республики
Беларусь... ……25
3.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВНЕШНЕГО
ЗАИМСТВОВАНИЯ В республикЕ
беларусь......38
3.1
Проблемы механизма внешнего заимствования
в Республике Беларусь………………...38
3.2
Пути совершенствования механизма внешнего
заимствования в Республике Беларусь.………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..44
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………47
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования определяется необходимостью
развития и совершенствования системы
международного кредитования.
Мировой
кредитный рынок - специфическая сфера
рыночных отношений, где осуществляется
движение денежного капитала между странами
на условиях возвратности и уплаты процента,
и формируются спрос и предложение. Мировой
финансовый рынок - это часть рынка ссудных
капиталов, где преимущественно осуществляется
эмиссия, купля-продажа ценных бумаг, в
том числе в евровалютах.
Атрибутом
мирового рынка ссудных капиталов является
направление национального ссудного капитала
за границу, в распоряжение иностранного
банка или привлечение иностранного капитала.
Международный
кредит – это движение ссудного капитала
в сфере международных экономических
отношений, связанное с предоставлением
валютных и товарных ресурсов на условиях
возвратности, срочности, обеспеченности
и уплаты процентов. В качестве кредиторов
и заемщиков выступают банки, предприятия,
государства, международные финансовые
институты.
Выполняя
взаимосвязанные функции, международный
кредит играет двоякую роль в развитии
производства – положительную и отрицательную.
С одной стороны, кредит обеспечивает
непрерывность воспроизводства и его
расширение. Он способствует интернационализации
производства и обмена, углублению международного
разделения труда. С другой стороны, международный
кредит усиливает диспропорции общественного
воспроизводства, стимулируя скачкообразное
расширение прибыльных отраслей, сдерживает
развитие отраслей, в которые не привлекаются
иностранные заемные средства.
Цель
данной курсовой работы – определить
место и значимость международного
рынка кредитов в развитии международных
кредитно-финансовых отношений.
Для
достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1.
Раскрыть сущность понятия "международный
кредитный рынок";
2.
Рассмотреть принципы, функции и формы
международного кредита;
3.
Описать Республику Беларусь как одного
из активных участников международных
кредитных отношений;
4.
Изучить опыт предоставления международных
кредитов на примере международных кредитно-финансовых
организаций.
Объектом
исследования являются международные
кредитно-финансовые отношения, предметом
– механизм функционирования международного
кредитного рынка и вовлечённость в него
Республики Беларусь.
Достижение
основной цели и решение задач
осуществляется при помощи таких
методов, как наблюдение, анализ, сравнение
и динамика.
Данная
курсовая работа состоит из введения,
трёх глав, заключения, списка литературы
и приложений. Во введении указана актуальность
темы, определены объект, предмет, цель,
задачи и методы исследования. В первой
главе раскрыто понятие международного
кредитного рынка, выявлены принципы,
рассмотрены функции, формы и условия
международного кредита. Вторая глава
посвящена вопросам функционирования
международного кредита в РБ и других
странах: представлены современные тенденции
развития международных кредитных отношений,
описаны этапы внешних заимствований,
изучено участие Беларуси в международных
финансовых институтах. В третьей главе
отражены проблемы внешних заимствований
и пути их решения.
При
написании курсовой работы мной использовались
учебники, учебные пособия по «Международной
экономике», нормативно-правовые документы,
периодические издания и Интернет ресурсы
содержащие информацию о международном
кредите.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОНОГО РЫНКА КРЕДИТОВ
1.1
Организация мирового кредитного рынка
Мировой
кредитный рынок - специфическая сфера
рыночных отношений, где осуществляется
движение денежного капитала между странами
на условиях возвратности и уплаты процента,
и формируются спрос и предложение. Мировой
финансовый рынок - это часть рынка ссудных
капиталов, где преимущественно осуществляется
эмиссия, купля-продажа ценных бумаг, в
том числе в евровалютах.
Традиционно
различали рынок краткосрочных ссудных
капиталов (денежный рынок) и рынок средне-
и долгосрочных капиталов (рынок капиталов).
Это разграничение постепенно утрачивало
свое значение, так как на практике происходит
взаимный перелив капиталов, краткосрочные
вложения трансформируются в средне- и
долгосрочные кредиты (обычно с помощью
банковских и государственных гарантий).
Объектом
сделки на рынке ссудных капиталов является
капитал, передаваемый в ссуду юридическим
и физическим лицам и гражданам иностранных
государств. С функциональной точки зрения
эта система рыночных отношений, обеспечивающих
аккумуляцию и перераспределение ссудного
капитала между странами в целях непрерывности
процесса воспроизводства. Исторически
мировой рынок ссудных капиталов возник
на базе международных операций национальных
рынков ссудных капиталов, затем сформировался
на основе их интернационализации.
Атрибутом
мирового рынка ссудных капиталов является
направление национального ссудного капитала
за границу, в распоряжение иностранного
банка или привлечение иностранного капитала.
Классические
иностранные кредиты и займы основаны
на принципе единства места заимствования
и единства валюты (обычно валюты кредита).
С конца 50-х годов постепенно сформировался
еврорынок, который непрерывно расширяется.
При этом с одной стороны этот рынок жизнеспособен
как не регламентируемый государством
рынок, а с другой стороны - он очень хрупок.
Еврорынок
- часть мирового рынка ссудных капиталов,
на котором банки осуществляют депозитно-ссудные
операции в евровалютах. Евровалюта - валюта,
переведенная на счета иностранных банков
и используемая ими для операций во всех
странах, включая страну-эмитента этой
валюты. Несмотря на то, что евровалюты
функционируют на мировом рынке, они сохраняют
форму национальных денежных единиц.
Особенности
мирового кредитного и финансового рынка.
Огромные
масштабы.
Отсутствие
четких пространственных и временных
границ.
Преобладание
банков и других финансовых учреждений.
Ограниченность
и дифференцированность доступа заемщиков
на рынок.
Использование
в качестве валют кредитных и финансовых
сделок конвертируемых валют ведущих
стран и евро.
Универсальность
рынка.
Упрощенная
стандартизованная процедура совершения
сделок с использованием новейшей компьютерной
технологии.
Более высокая
прибыльность операций в евровалютах,
чем национальных валютах.
Диверсификация
секторов рынка, включая еврорынок.
Основные
сектора мирового рынка ссудных капиталов:
мировой
денежный рынок - краткосрочные депозитно-ссудные
операции от 1 дня до 1 года, главным образом
между крупными банками; основные условия
кредита оговариваются по телефону. [16,
c. 247]
Мировой
рынок капиталов - включает два сегмента:
а)
традиционные средне- и долгосрочные иностранные
кредиты, характеризуемые единством места
и валюты займа;
б)
рынок еврокредитов сроком от 1 года до
15 лет и более.
мировой
финансовый рынок - эмиссия и купля-продажа
ценных бумаг.
Деятельность
мирового кредитного рынка тесно связана
с мировым финансовым рынком. Их взаимосвязь
усиливается в связи с тенденцией с секъютеризации,
т. е. замещению традиционных форм банковского
кредита выпуском ценных бумаг. Обеспечением
их эмиссии служит пакет обязательств
банковских клиентов по полученным ими
кредитам аналогичного характера. Банк
платит проценты и погашает эти ценные
бумаги из средств, поступающих от заёмщиков
в погашение ссуд. Чтобы при продаже ценных
бумаг избежать юридической оговорки
об «обороте на банк эмитент» (эти активы
остаются на его балансе), банки используют
аккредитивы «стенд-бай».
Условия
стенд-бай - обязательство банка предоставить
заемщику обусловленную сумму на весь
договорный срок использования, который
делится на короткие периоды (3, 6, 9, 12 месяцев).
Для каждого периода устанавливается
плавающая процентная ставка, которая
пересматривается с учетом динамики ЛИБОР.
Это дает возможность предоставлять средне-
и даже долгосрочный кредит, используя
краткосрочные ресурсы.
Одним
из секторов мирового финансового рынка
является рынок иностранных облигационных
займов, который регулируется законодательством
страны-эмитента. Этот сектор МФР имеет
тенденцию к уменьшению. В современных
условиях эмитентами иностранных облигационных
займов являются лишь ведущие страны.
В каждой из них сохраняется специфическое
название выпускаемых ими облигаций: в
Швейцарии - Chocolate Bonds, Японии - Samourai Bonds,
США - Jankee Bonds, Великобритании - Bulldog. [16,
c. 252]
Наряду
с рынком иностранных облигаций в 70-е годы
возник рынок еврооблигаций - облигаций
в евровалютах. Выпуск еврооблигаций проводится
в долларах США (50%), немецких марках (10%),
экю (4%, до 1999 г.), иенах (12%), швейцарских
франках (13%) и др. валютах.
Особенности
еврооблигационного займа:
размещается
одновременно на рынках ряда стран;
эмиссия осуществляется
банковским консорциумом или международной
организацией;
еврооблигации
приобретаются инвесторами разных стран
на базе котировок их национальных бирж;
их эмиссия
в меньшей степени, чем иностранных облигаций,
подвержена государственному регулированию,
не подчиняется национальным правилам
проведения операций с ценными бумагами
страны, валюта которой служит валютой
займа;
процент
по купону не облагается налогом «у источника
дохода».
Разновидности
еврооблигаций:
обычные облигации
с фиксированной и плавающей процентной
ставкой на весь срок;
долговые
обязательства с плавающей процентной
ставкой;
конвертируемые
облигации, которые через определенное
время можно обменять на акции компании-заемщика
в целях получения более высокого дохода;
облигации
с «нулевым купоном», процент по которым
не выплачивается в определенный период,
но учитывается при установлении эмиссионного
курса; и др.
Инструменты
операций мирового рынка ссудных капиталов:
банковские,
казначейские и коммерческие векселя;
банковские
акцепты;
депозитные
сертификаты;
облигации,
акции;
В
80-х годах стали появляться новые инструменты
операций на международных кредитных
рынках. Это евроноты - краткосрочные обязательства
с плавающей процентной ставкой, а также
различные регулярно возобновляемые кредитные
инструменты с банковскими гарантиями.
С
середины 70-х годов промышленно развитые
страны предпринимают различные меры
для ограничения национальных рынков
от еврорынка в целях контроля за ним.
Большинство стран контролирует выход
национальных кредиторов и заемщиков
на мировой рынок ссудных капиталов, а
также доступ иностранных заемщиков на
местный рынок, регламентирует участие
национальных банков в евро-долларовых
кредитах.
Международный
кредит – разновидность экономической
категории «кредит». Это движение ссудного
капитала в сфере международных экономических
отношений, связанное с предоставлением
валютных и товарных ресурсов на условиях
возвратности, срочности, обеспеченности
и уплаты процентов. В качестве кредиторов
и заемщиков выступают банки, предприятия,
государства, международные финансовые
институты.
Условия
международного кредита отражают его
связь с экономическими законами рынка
и используются для решения задач экономических
агентов рынка и государства.
Функции
международного кредита выражают особенности
движения ссудного капитала в сфере международных
экономических отношений. В их числе:
перераспределение
ссудного капитала между странами для
обеспечения потребностей расширенного
воспроизводства. Тем самым кредит содействует
выравниванию национальной прибыли в
среднюю прибыль, увеличивая ее массу;
экономия
на издержках в сфере международных расчетов
путем использования кредитных средств
обращения (тратт, обычных векселей, чеков,
переводов и др.), развития и ускорения
безналичных платежей;
ускорение
концентрации централизации капитала
благодаря использованию иностранных
кредитов;
регулирование
экономики.
Выполняя
взаимосвязанные функции, международный
кредит играет двоякую роль в развитии
производства – положительную и отрицательную.
С одной стороны, кредит обеспечивает
непрерывность воспроизводства и его
расширение. Он способствует интернационализации
производства и обмена, углублению международного
разделения труда. С другой стороны, международный
кредит усиливает диспропорции общественного
воспроизводства, стимулируя скачкообразное
расширение прибыльных отраслей, сдерживает
развитие отраслей, в которые не привлекаются
иностранные заемные средства. Международный
кредит используется для укрепления позиций
иностранных кредиторов в конкурентной
борьбе. [16, c. 265]
Границы
международного кредита зависят от источников
и потребности стран в иностранных заемных
средствах, возвратности кредита в срок.
Нарушение этой объективной границы породило
проблему урегулирования внешней задолженности
стран - заемщиц. В их числе: развивающиеся
страны, Россия, другие государства СНГ,
страны Восточной Европы.
Двоякая
роль международного кредита в условиях
рыночной экономики проявляется в его
использовании как средства взаимовыгодного
сотрудничества стран и конкурентной
борьбы.
Классификация
форм кредита осуществляется следующим
образом:
по
назначению:
Коммерческие
кредиты, обслуживающие международную
торговлю товарами и услугами;
Финансовые
кредиты, используемые для инвестиционных
объектов, приобретения ценных бумаг,
погашение внешнего долга, проведения
валютной интервенции центральным банком;
Промежуточные
кредиты для обслуживания смешанных форм
экспорта капиталов, товаров, услуг ( например,
инжиниринг );
По
видам:
Товарные
(при экспорте товаров с отсрочкой платежа);
Валютные
(в денежной форме);
По
технике предоставления:
Наличные
кредиты, зачисляемые на счет заемщика;
Акцептные
кредиты в форме акцепта ( согласия платить
) тратты импортером или банком;
Депозитные
сертификаты;
Облигационные
займы, консорциональные кредиты и др.;
По
валюте займа:
Кредиты в
валюте либо страны должника, либо страны
кредитора, либо третьей страны, иногда
в международных валютных единицах (СДР);
По
срокам:
Краткосрочные
кредиты ( от одного дня до одного года,
иногда до 18 месяцев );
Среднесрочные
(от одного года до пяти лет);
Долгосрочные
(свыше пяти лет).
Если
краткосрочный кредит пролонгируется
(продлевается), он становится среднесрочным
и иногда долгосрочным. В процессе трансформации
краткосрочных международных кредитов
в ссуду на более длительный срок часто
участвует государство в качестве гаранта.
Для удовлетворения потребностей экспортеров
в ряде стран (в Великобритании, Франции,
Японии и др.) при поддержке государства
создано специальная система средне- и
долгосрочного кредитования экспорта
машин и оборудования. Долгосрочный международный
кредит (практически до 10-15 лет) предоставляют,
прежде всего, специализированные кредитно-финансовые
институты – государственные и полугосударственные;
По
обеспечению:
Обеспеченные
кредиты;
Бланковые
кредиты.
В
качестве обеспечения используются товары,
коммерческие и финансовые документы,
ценные бумаги, недвижимость, другие ценности,
иногда золото. Например, Италия, Уругвай,
Португалия (в середине 70-х годов), некоторые
развивающиеся страны (в 80-х годах) использовали
международные кредиты под залог части
официальных золотых запасов, оценивающихся
по среднерыночной цене. Бланковый кредит
выдается под обязательство (вексель)
должника погасить его в срок.
В
зависимости от категории кредитора различаются
международные кредиты:
Фирменные
(частные);
Банковские;
Брокерские;
Правительственные;
Смешанные,
с участием частных предприятий, в том
числе банков, и государства;
Межгосударственные
кредиты международных финансовых институтов.
Рассмотрим
некоторые из этих видов кредитов.
Фирменные
кредиты предоставляются экспортерами
иностранным импортерам в виде отсрочки
платежа (до семи лет) за товары. Они оформляются
векселем или открытым счетом. При вексельном
кредите экспортер выставляет переводный
вексель (тратту) на импортера, который
акцептует его при получении коммерческих
документов. Кредит по открытому счету
основан на соглашении экспортера с импортером
о записи на счет покупателя его задолженности
по ввезенным товарам и на его обязательстве
погасить кредит в определенный срок (в
середине или в конце месяца). Такой кредит
предоставляется при регулярных поставках
и расчетах по открытому счету между контрагентами.
К
фирменным кредитам относится также авансовый
платеж импортера. Покупательский аванс
(предварительная оплата) является не
только формой кредитования иностранного
экспортера, но и гарантией принятия импортером
заказанного товара (например, ледокола,
самолета, оборудования), который трудно
продать.
Банковские
международные кредиты предоставляются
банками экспортерам и импортерам, как
правило, под залог товарно-материальных
ценностей, реже предоставляется необеспеченный
кредит крупным фирмам, с которыми банки
тесно связаны. Общепринято создавать
банковские консорциумы, синдикаты, пулы
для мобилизации крупных кредитных ресурсов
и распределения риска. Банки экспортеров
кредитуют не только национальных экспортеров,
но и непосредственно иностранного импортера:
кредит покупателю активно применяется
с 60-х годов XX века. При этом выигрывает
экспортер, так как своевременно получает
инвалютную выручку за счет кредита, предоставленного
банком экспортера покупателю, а импортер
приобретает необходимые товары в кредит.
Крупные
банки предоставляют акцептный кредит
в форме акцепта тратты. При этом акцептант
становится непосредственным плательщиком
по векселю, но за счет средств должника
(трассата). На акцептном рынке акцептованные
переводные векселя в разных валютах свободно
продаются. В мировой практике распространены
синдицированные кредиты, предоставляемые
синдикатом в составе двух и более банков
(до 40, иногда несколько сотен) одному заемщику.
Международный синдицированный кредит
объединяет размещение ценных бумаг инвестиционного
банка и традиционное кредитование коммерческого
банка в отличии от российской практики
– в нашей стране пока нет вторичного
рынка этого кредита.
Брокерские
кредиты – промежуточная форма между
фирменными и банковскими кредитами. Брокеры
заимствуют средства у банков, роль последних
уменьшается.
Межгосударственные
кредиты международных финансовых институтов
предоставляются на основе межправительственных
соглашений. Эти институты ограничиваются
небольшими кредитами, открывающими доступ
заемщикам к кредитам частных иностранных
банков на мировом рынке ссудных капиталов.
С
80-х годов XX века активно развивается проектное
финансирование (кредитование) совместно
несколькими кредитными учреждениями
(иногда до 200) без привлечения средств
из государственного бюджета.
Специфической
формой кредитного обслуживания внешнеэкономических
связей являются операции лизинга, факторинга,
форфертирования.
Лизинг
– соглашение об аренде движимого и недвижимого
имущества на разные сроки до 15 лет. В отличии
от традиционной аренды объект лизинговой
сделки выбирается лизингополучателем,
а лизингодатель приобретает оборудование
за свой счет. Срок лизинга короче срока
физического износа оборудования. По истечении
срока лизинга клиент может продолжать
аренду на льготных условиях или купить
имущество по остаточной стоимости. В
мировой практике лизингодателем обычно
является лизинговая компания, а не коммерческий
банк.
Факторинг
– покупка специализированной финансовой
компанией всех денежных требований экспортера
к иностранному импортеру в размере до
70-90% суммы контракта до наступления срока
их оплаты; факторинговая компания кредитует
экспортера на срок до 120 дней. Благодаря
факторинговому обслуживанию экспортер
имеет дело не с разоренными иностранными
импортерами, а с факторинговой компанией.
Форфертирование
– покупка банком или форфетором на полный
срок на заранее оговоренных условиях
векселей (тратт), других финансовых документов.
Тем самым экспортер передает форфетору
коммерческие риски, связанные с неплатежеспособность
импортера. В результате продажи портфеля
долговых требований упрощается структура
баланса фирмы-экспортера, сокращаются
сроки инкассации требований, бухгалтерские
и административные расходы. [16, c. 271]
1.2
Общая характеристика международных
валютно-кредитных организаций
Международные и региональные
валютно-кредитные и финансовые
организации - это институты, созданные
на основе межгосударственных соглашений
с целью регулирования международных
экономических, в том числе валютно-кредитных
и финансовых отношений. К таким организациям
относятся: Банк международных расчетов,
Международный валютный фонд, Международный
банк реконструкции и развития, а также
региональные банки развития.
Банк
международных расчетов (БМР) - первый
межгосударственный банк, который был
организован в 1930 г. в Базеле как
международный банк центральных
банков. Его организаторами были эмиссионные
банки Англии, Франции, Италии, Германии,
Бельгии, Японии и группа американских
банков во главе с банкирским домом Моргана.
Одной
из задач БМР было облегчить расчеты
по репарационным платежам Германии
и военным долгам, а также содействовать
сотрудничеству центральных банков
и расчетам между ними. Свою главную
функцию координатора центральных
банков ведущих развитых стран БМР сохраняет
до сих пор. Он объединяет центральные
банки 30 стран, главным образом европейских.
С 1979 г. БМР производит расчеты между странами
- участницами Европейской валютной системы,
выполняет функции депозитария Европейского
объединения угля и стали (ЕОУС), совершает
операции по поручениям ОЭСР и участвующих
в ней стран.
БМР
выполняет депозитно-ссудные, валютные,
фондовые операции, куплю-продажу и
хранение золота, выступает агентом
центральных банков. Будучи западноевропейским
международным банком, БМР осуществляет
межгосударственное регулирование валютно-кредитных
отношений.
Международный
валютный фонд (МВФ) - международная
валютно-кредитная организация, имеющая
статус специализированного учреждения
ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой
конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944
г., но начал функционировать с марта 1947
г. Правление МВФ находится в Вашингтоне,
а его отделение - в Париже. Правление состоит
из пяти главных департаментов: для Африки,
Европы, Азии, Среднего Востока и Западного
полушария.
Официальными
целями МВФ являются: содействие развитию
международной торговли и валютного
сотрудничества путем установления
норм регулирования валютных курсов
и контроля за их соблюдением, многосторонней
системы платежей и устранения валютных
ограничений; предоставление государствам
- членам фонда средств в иностранной валюте
для выравнивания платежных балансов.
Устав
МВФ изменялся дважды: в 1968-1969 гг.
была внесена первая серия поправок,
вызванная введением СДР, и в 1976-1978 гг.
- вторая серия поправок, которая отражала
замену Бреттон-Вудской валютной системы
новой, Ямайской валютной системой.
Капитал
МВФ образуется за счет взносов государств
- членов фонда в соответствии с
установленной для каждого из них квотой,
величина которой зависит от уровня экономического
развития стран и ее роли в мировой капиталистической
экономике и международной торговле. В
1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма
квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня
1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов,
а в 1996 г. - 181 страна, капитал (оплаченный)
составил 90 млрд. СДР (СДР = 1,2 долл. США).
Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно
развитым странам (в том числе США - 1/5),
1/3 - развивающимся странам, составляющим
4/5 членов МВФ.
Исходя
из размеров квот распределяются голоса
между странами в руководящих
органах МВФ. Каждое государство
располагает 250 голосами плюс один голос
на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех
голосов принадлежит США и
странам ЕС, 34% - развивающимся. [8]
Руководящим
органом МВФ является Совет управляющих,
который собирается раз в год
в составе представителей всех стран-участниц.
Исполнительным органом является Директорат,
состоящий из шести членов, назначаемых
странами с наибольшими квотами, и 16
членов, избираемых по географическому
признаку. Совещательным органом является
Временный комитет Совета управляющих,
в состав которого входят министры финансов
22 стран.
В
устав МВФ внесены изменения
в связи с Ямайской валютной системой.
Они были ратифицированы большинством
членов Фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале
фонда снизилась в период 1947-1987 гг. с 36,2
до 20,1%, в общем количестве голосов - с 26,7
до 19,3%, но всё же они сохранили право вето
при решении важнейших вопросов. [7] Несколько
повысился удельный вес голосов и квот
развивающихся стран, главным образом
стран - экспортеров нефти. Кредиты МВФ
делятся на несколько видов.
1.
Кредиты, предоставляемые в пределах резервной
позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита
платежного баланса страна может получить
кредит в Фонде - ссуду в иностранной валюте
в обмен на национальную сроком до трех-пяти
лет. Погашение ссуды производится обратным
путем - посредством покупки через определенный
срок национальной валюты на свободно
конвертируемую. В пределах 25% квоты
страна получает кредиты без ограничений,
а также на сумму кредитов в иностранной
валюте, предоставленных ранее Фонду.
Этот кредит не должен превышать 200% квоты.
2.
Кредиты, предоставляемые сверх резервной
доли. Ссуды выдаются после предварительного
изучения Фондом валютно-экономическо о
положения страны и
выполнения требований МВФ о проведении
стабилизационных мер.
Стабилизационные
программы МВФ предусматривают
ограничение внутренних кредитов, бюджетных
расходов, заработной платы и ведут к снижению
темпов экономического роста, что обычно
идет вразрез с национальными интересами
страны-заемщика.
Однако
получение займа в МВФ дает
возможность странам рассчитывать
на крупные кредиты в частных
банках.
МВФ
играет большую роль в межгосударственном
регулировании валютно-кредитных отношений.
В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением
перед Фондом была поставлена задача по
упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию
и поддерживанию устойчивости паритетов
стран-членов (в золоте или долларах). Без
санкции фонда страны не имели права изменять
паритеты валют более чем на 10%, а также
допускать при проведении операций отклонения
от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. -
свыше ±2,25%). [8]
В
соответствии с Уставом МВФ государства
- члены Фонда должны были на базе фиксированных
валютных курсов вводить обратимость
валют по текущим операциям и проводить
политику, направленную на полное устранение
валютных ограничений. Но на практике
эти положения не могли быть выполнены
многими странами. Например, валютные
ограничения были отменены лишь 60 странами
- членами МВФ.
Обострение
валютного кризиса в начале 70-х
гг. привело к подрыву основных
принципов Бреттон-Вудской валютной
системы и, в частности, к сохранению
фиксированных валютных курсов. В результате
в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты
и валютные курсы, введен режим "плавающих"
валютных курсов, которые юридически были
закреплены Ямайской валютной системой,
введенной с апреля 1978 г.
Страны
- члены МВФ обязаны предоставлять
ему информацию об официальных золотых
запасах и валютных резервах, состоянии
экономики, платежного баланса, денежного
обращения, заграничных инвестициях и
т.д. Эти данные используются частными
банками для определения платежеспособности
стран-заемщиков.
Важно
отметить, что членство страны в МВФ является
обязательным условием при ее вступлении
в Международный банк реконструкции и
развития, а также для получения льготных
кредитов в его дочерней организации -
Международной ассоциации развития.
Международный
банк реконструкции и развития {МБРР) -
специализированное учреждение ООН, межгосударственный
инвестиционный институт, учрежденный
одновременно с МВФ в соответствии с решениями
международной валютно-финансовой конференции
в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР,
являющееся одновременно и его уставом,
официально вступило в силу в 1945 г., но
банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение
МБРР - Вашингтон. [9]
Официальной
целью деятельности МБРР является содействие
странам-членам в развитии их экономики
посредством предоставления долгосрочных
займов и кредитов, гарантирования частных
инвестиций. Первоначально МБРР был призван
с помощью аккумулированных бюджетных
средств капиталистических государств
и привлекаемых капиталов инвесторов
стимулировать частные инвестиции в странах
Западной Европы, экономика которых значительно
пострадала во время Второй мировой войны.
С
середины 50-х гг., когда хозяйство
стран Западной Европы стабилизировалось,
деятельность МБРР во все большей
степени стала ориентироваться
на страны Азии, Африки и Латинской Америки
с целью противодействия национально-освободи ельной
борьбе и стимулирования развития их экономики.
Высшими
органами МБРР являются Совет управляющих
и Директорат как исполнительный
орган. Во главе банка находится
президент, как правило, представитель
высших деловых кругов США. Сессии Совета,
состоящего из министров финансов или
управляющих центральными банками, проводятся
раз в год совместно с МВФ. Членами банка
могут быть только члены МВФ, голоса также
определяются квотой страны в капитале
МБРР (85,2 млрд долл.)- Хотя членами МБРР
являются 155 стран, лидирующее положение
принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании,
ФРГ, Франции, Канаде и Италии. [3]
Источниками
ресурсов банка, помимо акционерного капитала,
являются размещение облигационных займов,
главным образом на американском рынке,
и средства, полученные от продажи облигаций.
МБРР
предоставляет кредиты обычно на
срок до 20 лет для расширения производственных
мощностей стран ~- членов банка, которые
выдаются под гарантию их правительств.
МБРР предоставляет также гарантии по
долгосрочным кредитам других банков.
Как и МВФ, он требует обязательного предоставления
информации о финансовом положении страны-заемщика,
кредитуемых объектах и содержании миссии
банка, обследующей эти объекты.
Необходимо
подчеркнуть, что банк покрывает
своими кредитами лишь 30% стоимости
объекта, причем наибольшая часть кредитов
направляется в отрасли инфраструктуры;
энергетику, транспорт, связь. С середины
80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов,
направляемых в сельское хозяйство (до
20%), в здравоохранение и образование. В
промышленность направляется менее 15%
кредитов банка.
В
последние годы МБРР занимается проблемой
урегулирования внешнего долга развивающихся
стран: 1/3 кредитов он выдает в форме
так называемого совместного финансирования.
Банк предоставляет структурные кредиты
для регулирования структуры экономики,
оздоровления платежного баланса.
В
дополнение к МБРР были созданы следующие
финансовые институты: Международная
ассоциация развития, Международная финансовая
корпорация, Многостороннее агентство
по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г.
в состав членов этих организаций входили
155 стран. За период своего существования
банк и его организации предоставили свыше
5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл.
Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.
Международная
ассоциация развития (MAP) была образована
в 1960 г. с целью предоставления льготных
кредитов развивающимся странам (на
срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых).
В год MAP выдает кредитов на сумму до
5 млрд долл.
Международная
финансовая корпорация (МФК) создана
по инициативе США в 1956 г. для поощрения
помещения частного капитала в промышленность
развивающихся стран. МФК предоставляет
кредиты высокорентабельным частным
предприятиям, но в отличие от МБРР без
гарантии правительства. Кредиты выдаются
на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости
проекта. Таким образом, МФК содействует
дополнительному финансированию проектов,
создаваемых частным сектором.
Многостороннее
агентство по гарантиям инвестиций
(МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений
от политического риска на случай экспроприации,
войны, гражданских волнений и срыва контрактов.
МАГИ создана в 1988 г.
Таким
образом, создана группа МБРР с едиными
органами управления и президентом,
которая получила название "Всемирного
банка" и является ведущей в сфере международного
кредита. С 1992 г., Россия является членом
МВФ и Всемирного банка.
Кроме
того, в 60-х гг. возникли региональные
банки развития, а именно: в 1949 г.
- Межамериканский банк развития (МаБР),
в котором представлено 27 участников развивающихся
стран региона и 16 представителей развитых
стран; в 1964 г. - Африканский банк развития
(АфБР) с участием развивающихся стран
региона и развитых стран (соответственно
50 и 25); в 1966 г. - Азиатский банк развития
(АзБР) с соответствующим участием стран
в соотношении 31 и 14. [5] Общими чертами
региональных банков являются цели и методы
финансирования, а объектами кредитования
- отрасли инфраструктуры: строительство
или модернизация автострад, гаваней,
причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая
и обрабатывающая промышленность.
Основная
цель региональных банков развития - совершенствование
экономического сотрудничества и интеграции
развивающихся стран, преодоление
внешней зависимости.
Необходимо
также сказать и о региональных
валютно-кредитных организациях "Европейского
союза".
Европейский
инвестиционный банк (ЕИВ) был создан
в 1958 г. с целью предоставления кредитов
сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых
районов, осуществление межгосударственных
проектов, модернизацию отраслевой
структуры производства.
Европейский
фонд валютного сотрудничества (ЕФВС)
создан в 1973 г. в рамках Европейской
валютной системы, с 1994 г. - Европейский
валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет
кредиты на покрытие дефицита платежного
баланса стран - членов ЕВС при условии
выполнения ими программ стабилизации
экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены
функции кредитно-расчетного обслуживания
стран-членов.
Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР)
образован в соответствии с подписанным
29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания
содействия реформам в странах Центральной
и Восточной Европы в связи с переходом
стран этого региона к ориентированной
на рынок экономике. Учредителями банка
являются 40 стран - все страны Европы, кроме
Албании, а также США, Канада, Мексика,
Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония,
Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия
и две международные организации ~ Европейский
союз и Европейский инвестиционный банк.
В образовании банка принимал участие
и бывший СССР, членом
банка является ныне
Российская Федерация. [4]
ЕБРР
начал свою деятельность с апреля
1991 г., его капитал в размере 70
млрд франков распределяется следующим
образом: 50% принадлежит Комиссии европейских
сообществ и 12% - странам ЕС; 11,3% - другим
европейским странам; 24% - неевропейским
государствам, в том числе; США - 10% капитала,
Японии - 8,52%, странам Восточной и Центральной
Европы - 13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской
Федерации, - 6%. [10]
Цель
ЕБРР - сыграть роль стимулятора
и ускорителя для привлечения
капиталов в отрасли инфраструктуры
стран Центральной я Восточной
Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает
западным промышленникам идти на необходимый
риск в завоевании рынков на Востоке,
а это будет способствовать скорейшему
переходу восточноевропейских стран к
экономической стабильности и введению
конвертируемости своих валют.
Таким
образом, в первой главе мы раскрыли сущность
понятия "международный кредитный рынок",
рассмотрели принципы, функции и формы
международного кредита, изучили опыт
предоставления международных кредитов
на примере международных кредитно-финансовых
организаций.
2.
АНАЛИЗ механизма функционирования
международного кредитного
рынка и вовлечённость
в него республики беларусь
2.1
Взаимодействие Республики Беларусь с
международными кредитными институтами
В
соответствии с Бюджетным Кодексом Республики
Беларусь под внешним государственным
займом (кредитом) понимают займы (кредиты),
привлекаемые от нерезидентов Республики
Беларусь, по которым возникают долговые
обязательства Республики Беларусь как
заемщика, эмитента ценной бумаги или
гаранта.
Гарантия
Республики Беларусь по внешним займам
- обязательство Республики Беларусь
(гаранта), от имени которой выступает
Правительство Республики Беларусь, перед
иностранным кредитором нести субсидиарную
ответственность за исполнение заемщиком
- резидентом Республики Беларусь обязательств
по заключенному этим резидентом договору
внешнего займа [5].
Внешние
государственные займы привлекаются и
используются для различных целей, основной
из которых является покрытие дефицита
республиканского бюджета [16, c. 208].
Республика
Беларусь с 1992 года является членом следующих
международных финансовых организаций:
1.
Международного валютного фонда (МВФ)
2.
Группы Всемирного банка, в
том числе:
Международного
банка реконструкции и развития
(МБРР);
Международной
финансовой корпорации (МФК);
Многостороннего
агентства по гарантиям инвестиций
(МАГИ);
Международного
центра по урегулированию инвестиционных
разногласий (МЦУИР).
3.
Европейского банка реконструкции
и развития (ЕБРР)
Взаимодействие
Республики Беларусь с Международным
валютным фондом:
Республика
Беларусь стала членом МВФ в 1992 году
и внесла взнос в счет причитающейся
ей квоты, составляющей 280,4 млн. СДР (около
393,4 млн. долларов США), которая впоследствии
была увеличена до 386,4 млн. СДР (около
542,1 млн. долларов США).
На
протяжении всего периода членства сотрудничество
с Фондом было сфокусировано на реализации
рекомендаций по проведению экономической
политики в рамках ежегодных консультаций
по Статье IV Статей соглашений МВФ.
Также
совместно с экспертами МВФ в
рамках оказания технического содействия
проводилась работа по совершенствованию
подходов к проведению бюджетно-налоговой
и денежно-кредитной политики, усилению
эффективности использования ее инструментов,
обеспечению финансовой стабильности.
Результатом совместной работы стало
существенное развитие системы инструментов
банковского надзора, макропруденциального
анализа, стресс-тестирования кредитного
риска и риска ликвидности.
В
1993 и 1995 гг. Беларусь пользовалась ресурсами
МВФ в рамках механизма финансирования
системных преобразований для поддержки
программы экономических реформ Правительства.
В
1995 г. была одобрена программа «стэнд-бай»,
средства по которой были предназначены
для реализации Правительственной
программы реформ и экономического
развития на 1995-1996 гг.
Конструктивный
характер взаимоотношений с Фондом приобрел
особую значимость в период мирового финансового
кризиса.
В
январе 2009 года Фондом утверждена программа,
рассчитанная на 15 месяцев, в размере
2,46 млрд. долларов США. В июне 2009 года
объем финансовой поддержки со стороны
МВФ был увеличен до 3,5 млрд. долларов США.
В
марте 2010 года Республика Беларусь завершила
программу финансовой поддержки. В
апреле Фонд перечислил последний транш
стабилизационного кредита, общая
сумма которого составила 3,5 млрд. долларов
США.
Благодаря
согласованным с МВФ стабилизационным
мероприятиям, Беларусь успешно преодолела
кризис, а исполнение экономической
программы, как отмечено исполнительным
директором МВФ В.Кикенсом на заседании
Исполнительного совета директоров
26 марта 2010 года, является одним из самых
лучших среди государств региона СНГ.
В
своих отчетах Международный
валютный фонд неоднократно подчеркивал,
что реализация программы является
положительной, отмечал соответствие
курсовой и бюджетно-налоговой политики
целям программы, фиксировал стабилизацию
объемов экспорта, улучшение конкурентоспособност ,
рост доверия среди населения к национальной
валюте.
Традиционно
сотрудничество с Фондом продолжает
реализовываться в сфере предоставления
Республике Беларусь технического и консультационного
содействия в области совершенствования
подходов к формированию денежно-кредитной
и бюджетно-налоговой политики, поддержанию
финансовой стабильности. Взаимодействие
с Фондом по указанным направлениям способствует
адекватной оценке макроэкономической
ситуации в Беларуси, а также позволяет
согласованно решать структурные задачи
по укреплению экономического роста.
Сотрудничество
с группой Всемирного банка:
в
1992 году Республика Беларусь стала членом
организаций группы Всемирного банка.
За период членства Советом Исполнительных
директоров Всемирного банка были одобрены
шесть программ по сотрудничеству с Беларусью
(1993 г., 1997 г., 1999 г., 2002 г., 2004 г., 2008 г.)
Сотрудничество
Республики Беларусь с Всемирным
банком осуществляется в рамках Стратегии
сотрудничества Всемирного банка с Республикой
Беларусь на 2008 – 2011 финансовые годы. С
момента вступления Республики Беларусь
в члены этой организации республике Банком
выделено около 635,3 млн. долларов США на
реализацию 10 проектов; около 13 национальных
программ получили грантовую поддержку
на общую сумму 18 млн. долларов США.
В
настоящее время Банком реализуются
в Республике Беларусь 4 проекта, направленные
на повышение энергоэффективности,
качества систем водоснабжения, эффективности
обращения с отходами и улучшения инфраструктуры
в районах, пострадавших в результате
катастрофы на Чернобыльской АЭС, на общую
сумму 250 млн. долларов США. В течение оставшегося
периода действия Стратегии Банком предполагается
выделение средств на сумму около 310 млн.
долларов США, в т.ч. на проекты по обращению
с твёрдыми бытовыми отходами, реконструкцию
участка автомобильной дороги, реабилитацию
районов, пострадавших в результате катастрофы
на ЧАЭС.
В
декабре 2009 года Банком в рамках пересмотра
программы кредитования и с учетом достигнутого
республикой прогресса в области структурных
реформ одобрен и выделен займ на цели
развития в сумме 200 млн. долларов США.
Займ поддерживает программу реформ, ориентированных
на укрепление программ Правительства
Республики Беларусь в усилении адресной
социальной помощи бедным слоям населения,
а также либерализацию цен, уменьшению
регулирования и дальнейшее совершенствование
налоговой политики для стимулирования
инвестиций и восстановления устойчивого
роста. Как отмечено директором отдела
Украины, Беларуси и Молдовы Банка Мартином
Райзером при одобрении Советом исполнительных
директоров Банка займа: «К настоящему
времени Беларусь накопила положительный
опыт реализации проектов с группой Всемирного
банка. Для Всемирного банка открылась
возможность поддержать углубление структурных
реформ в Беларуси. Мы надеемся, что договоренность,
достигнутая с властями Беларуси, также
послужит сигналом для частных инвесторов
о том, что Беларусь становится более открытой».
По
итогам проведенной в 2008 году Банком оценки
системы государственных расходов и финансовой
подотчетности государственная финансовая
система республики продемонстрировала
устойчивое функционирование и соответствует
передовой практике в регионе Европы и
Центральной Азии (ЕЦА)*. Беларусь имеет
рейтинг выше среднего по 5 из 6 параметров
в сопоставлении с 13 странами региона,
а также рейтинг выше среднего по этим
же параметрам в сопоставлении с 17 странами
с верхним средним уровнем доходов по
4 регионам. Республика имеет хорошие показатели
по достоверности, полноте и прозрачности
бюджета, контролю исполнения и предсказуемости
бухгалтерского учета и отчетности, а
также внешнему контролю и аудиту.
О
сотрудничестве с Европейским банком
реконструкции и развития:
Республика
Беларусь является членом Европейского
банка реконструкции и развития с 1992 года
Сотрудничество с ЕБРР осуществляется
на основе Меморандума о взаимопонимании
между Правительством Республики Беларусь
и Европейским банком реконструкции и
развития от 19 февраля 1992 года и Страновой
стратегии для Беларуси.
В
настоящее время к постоянному
приоритету банка по финансированию
частного сектора, в особенности
малых и средних предприятий,
добавился ряд новых направлений,
которые отвечают интересам нашего
государства и расширяют операции
ЕБРР в республике. Расширение направлений
сотрудничества стало возможно после
одобрения Советом директоров ЕБРР новой
Стратегии сотрудничества на период 2010
– 2012 гг. в декабре 2009 года.
К
числу новых приоритетных направлений
деятельности банка относятся:
расширение
программ кредитования малого бизнеса
и содействия развитию торговли для
коммерчески ориентированных государственных
банков;
оказание
технической помощи и финансовой
поддержки деятельности по подготовке
к приватизации и ее проведению;
повышение
энергоэффективности и разработка
новых устойчивых энергоресурсов;
оказание
поддержки в реформировании и
технической модернизации экологической
инфраструктуры и муниципальных
услуг.
За
период с 1994 года по 2009 год общая
стоимость реализованных с участием
ЕБРР 29 проектов в Республике Беларусь
составила около 390 млн. евро, из них финансирование
ЕБРР составляет около 292 млн. евро.[14]
2.2
Анализ внешней задолженности Республики
Беларусь
Внешние
государственные заимствования
осуществляются в пределах лимита внешнего
государственного долга, установленного
законом о бюджете Республики Беларусь
на очередной финансовый год, с предварительного
согласия Президента Республики Беларусь.
Так, в соответствии со ст. 22 установлен
лимит внешнего государственного долга
Республики Беларусь на конец 2010 года
в размере 9,5 млрд. долларов США.
В
течение 2009 года наша страна привлекла
кредиты (по состоянию на 1 октября 2009
г.): и т.д.................