Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
доклад Экономические основы управления
Информация:
Тип работы: доклад.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Экономические
основы управления
Управление
и экономика неразрывны и возникли,
очевидно, одновременно, поскольку
человек трудился и трудится, вообще
говоря, всегда в коллективе (община,
семья и т.д.), а, как известно, любой
совместный труд не может обойтись
без управления, которое требуется
для установления согласованных
действий участников трудового процесса.
Управление как наука возникло позже,
чем экономика, и экономическая теория
правомерно считается основой управленческих
научных дисциплин.
В современных
условиях термин «экономика» используется
в нескольких значениях, как:
· хозяйство
района, страны, группы стран или
всего мира;
· наука,
точнее, комплекс наук, занимающихся изучением
народного хозяйства в целом,
отдельных отраслей или экономических
субъектов, а также некоторых
условий и элементов производства
(народонаселения, труда, управления и
т.д.);
· исторически
определенная совокупность экономических
(производственных) отношений между
людьми, складывающихся в процессе
производства, распределения, обмена,
потребления и образующих определенную
экономическую систему.
Из приведенных
значений понятия «экономика» со
всей очевидностью следует, что в
нее входят вопросы управления.
Производственные
отношения принято делить на социально-экономичес ие
(отношения собственности) и организационно-эконом ческие
(разделение и кооперация труда, управление
и др.).
Управленческие
отношения, возникающие при целенаправленном
воздействии субъекта на объект управления
и имеющие самое непосредственное
отношение к любой экономической
системе, восходят и к главной
проблеме любой экономики (натуральному
хозяйству, рыночной, плановой), отраженной
в основных вопросах экономики или
видах экономического выбора:
· что
следует производить и в каком
количестве?
· как,
каким образом следует производить;
кто и какую работу должен при
этом выполнять?
· для
кого должны быть предназначены результаты
производства или кто будет покупать
товары и услуги?
Любой
из этих вопросов можно отнести к
сфере управленческой деятельности.
Почему же эти вопросы считаются
фундаментальными вопросами экономики
и экономической теории? Потому,
что экономика как наука возникла
значительно раньше, чем управление,
и для изначальной экономики как
вопросы, так и ответы на них достаточно
тривиальны.
В рыночной
экономике ответы на эти вопросы
даются прежде всего объективными законами
развития, выражающимися действием рыночных
механизмов спроса, предложения и ценообразования,
движением и тенденциями развития экономических
процессов.
Предмет
экономической теории составляет изучение
закономерностей поведения людей
и их отношений в производстве,
обмене, распределении и потреблении
материальных благ в цепях удовлетворения
потребностей при ограниченных ресурсах.
Однако
организационно-эконо ические отношения
не могут быть реализованы без
управленческой деятельности людей. И
даже при самом совершенном действии
рыночных механизмов, как бы автоматически
отвечающих на все указанные выше
фундаментальные вопросы экономики,
ответы являются результатом не только
исследования закономерностей развития
экономики, но и конкретного сознательного
принятия решений, т.е. результатом
управления. Понятно, что принятие решений
в конкретной деятельности не всегда
или совсем не следовали выявленным
(где-то и кем-то) закономерностям, но
накапливаемый опыт управления в
конкретной экономике как раз
и служил для изучения и установления
экономических законов. А социально-экономичес ие
законы, в отличие от законов естествознания,
проявляются как тенденции на
фоне различных по величине отклонений.
Причем именно отклонения от ранее
установленной закономерности, как
правило, служат основой для установления
новых закономерностей. Совершенно
очевидно, что рыночные механизмы
уравновешивания спроса и предложения
также действовали с большими
отклонениями. Но сбои и отклонения
рыночной «невидимой руки» управления
(по А. Смиту) ощутимо проявляли себя
по мере развития производительных сил
и окончательно были осознаны в период
великого кризиса и депрессии, разразившихся
в конце 20-х
Экономические
методы управления.
Теоретические
основы экономико-математиче ких методов
как нового научного направления
были заложены российскими учеными
В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем и
В.В.Новожиловым, которые не только
разработали методологию экономико-математиче кого
моделирования и методы количественных
подходов к социально-экономичес им
процессам, но и способствовали распространению
практики их применения. Начиная с 60-х
годов экономико-математиче кие методы
используются для решения задач оптимизации
планов, формирования цен, распределения
ресурсов, составления моделей межотраслевого
баланса.
Экономическим
методам управления отводится центральное
место. Это обусловлено тем, что отношения
управления определяются, в первую очередь,
экономическими отношениями и лежащими
в их основе объективными потребностями
и интересами людей.
Чтобы
экономические методы управления были
действенными, необходимо как минимум
обеспечить «отзывчивость» организации
на экономические рычаги. Без этого теряет
смысл расширение прав структурных единиц
и самофинансирование организации. В свою
очередь, расширение самостоятельности
ведет к большей свободе коллективов в
хозяйственной деятельности и экономическим
методам руководства. Только в условиях
обоснованной самостоятельности возможен
реальный переход к экономическим методам
руководства: коллектив распоряжается
материальными фондами, полученным доходом
(прибылью), зарплатой.
Проблема
здесь в том, чтобы создать
условия, при которых бы экономические
методы были действенны и целенаправленны.
Вся сложность
состоит в обеспечении комплексной
субординации хозяйственных связей
и экономических зависимостей трудового
коллектива в отношениях с организациями,
учреждениями, иными структурами
народнохозяйственног комплекса
и членами своего коллектива. Выпадение
или ослабление какого-либо звена
в этой системе связей снижает
эффективность экономического руководства.
Перестройка
экономического механизма по совершенствованию
планирования, экономического стимулирования
и управления должна обеспечить необходимые
социально-экономиче кие предпосылки
реализации программы перехода на работу
в условиях рынка. Для этого коренным образом
должны измениться методология и технология
планирования, в основе которых лежит
нормативный метод. С учетом нормативов
формируются взаимоотношения организации
как с вышестоящими органами управления,
так и с бюджетом. Применение стабильных
нормативов позволит улучшить систему
образования средств, остающихся в распоряжении
организации для решения различных экономических
и социальных задач. В конечном итоге формируются
доходы (прибыль) организации. В некоторых
рыночных структурах эти фонды не выделяются,
а образованная прибыль по решению трудового
коллектива распределяется на развитие
производственной и материальной сфер.
Основной
смысл всей работы в этом направлении
сводится к тому, чтобы поставить
органы руководства и трудовые коллективы
в такие условия, при которых
бы они могли максимально полно
учитывать экономические последствия
их управленческой и производственной
деятельности.
В условиях
рынка экономические методы руководства
получат дальнейшее развитие, расширится
сфера их действия, будет преодолен
формальный хозрасчет, повысится действенность
и результативность экономических
стимулов, что позволит поставить
каждого работника и каждый коллектив
в такие экономические условия,
при которых появится возможность
наиболее полно сочетать личные интересы
с общегосударственными. Используя личную
экономическую заинтересованность, можно
добиться целей, поставленных государством
перед той или иной организацией.
Конкретный
набор и содержание рычагов экономического
воздействия определяются спецификой
управляемой системы. В соответствии
с этим в управленческой практике
экономические методы руководства чаще
всего выступают в следующих формах: планирование,
анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.
Для решения
экономических задач в управлении
организацией широко применяются и
экономико-математич ские методы, поскольку
основным свойством экономических
задач является большое число
ограничительных условий и множество
решений. Их экономическую сущность может
выразить математическая модель, представляющая
собой систему ограничительных условий,
налагаемых на неизвестные переменные.
С помощью
экономико-математич ских методов
можно получить конкретные данные,
характеризующие то или иное экономическое
явление и найти наиболее эффективные
решения. Здесь налицо своеобразная
“обратная связь”: не только математика
служит развитию экономики, но и экономика
способствует развитию математики. Однако
в этой области пока существует определенный
разрыв: потребности экономики опережают
возможности математики.
Чаще
всего применяются линейные модели,
предназначенные для решения
различного рода экономических задач,
в то время как почти все
зависимости в экономике не линейны.
Экономические
методы управления
Это система
приемов и способов воздействия
на исполнителей с помощью конкретного
соизмерения затрат и результатов
(материальное стимулирование и санкции,
финансирование и кредитование, зарплата,
себестоимость, прибыль, цена). При этом
следует учесть, что кроме сугубо
личных целей участник процесса преследует
и общественные, и групповые цели.
В качестве
основных методов управления здесь
выступает система заработной платы
и премирования, которая должна быть
максимально связана с результатами
деятельности исполнителя. Оплату труда
менеджера целесообразно связать
с результатами его деятельности
в сфере ответственности или
с результатами деятельности всей фирмы. Экономические
методы управления (ЭМУ) — это способы
воздействия на людей, имеющие в своей
основе экономические отношения людей
и использование их экономических интересов.
Экономические
интересы образуют в обществе базовую
систему, которая может быть подвергнута
декомпозиции на интересы государства,
коллектива и личности. Между этими
интересами всегда существуют диалектические
противоречия. Эти противоречия не
искусственны, а существуют изначально,
объективно.
Все виды
интересов присущи каждому работнику.
Каждый работник заинтересован, во-первых,
в результатах своего труда как
такового; во-вторых, в результатах
труда производственного коллектива,
членом которого он является (бригады,
цеха, фирмы); в-третьих, в результатах
всего общественного производства.
На первом месте должны быть интересы
общества в целом, затем — интересы
производственных коллективов и
интересы каждой отдельной личности:
без создания материальных предпосылок
существования общества, обеспечения
безопасности его жизнедеятельности
и стабильности невозможно нормальное
существование личности и коллектива.
Без обеспечения нормальных условий
деятельности коллектива невозможно эффективное
развитие каждого его члена.
Проблема
сочетания личных, коллективных и
государственных интересов всегда
относилась к числу самых сложных.
Она включает решение целого ряда
задач, например установление в каждый
период наиболее рациональных соотношений
между фондами распределения
и потребления; между фондами
заработной платы и поощрительными
фондами и т.п.
Применение
ЭМУ исходит из необходимости
сознательного использования всей
системы экономических займов и
категорий общественного развития.
К сожалению, глубина познания социально-экономичес их
законов и закономерностей развития
в настоящее время явно не достаточна
для построения эффективных ЭМУ.
Система
ЭМУ включает две большие группы
методов: прямой централизованный расчет
и хозяйственный расчет.
Прямой
экономический расчет основан на
централизованном плановом директивном
распределении и переопределении
материальных, трудовых и финансовые
ресурсов в целях обеспечения
макро пропорций расширенного воспроизводства
Он является плановым (то есть осуществляется
через план) и директивным. Директивность
означает его обязательность, придает
ему характер закона. Этот метод важен
для ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций (природных и техногенных) и в
ряде других случаев, принимая форму субсидий,
субвенций и дотаций.
Хозяйственный
расчет основан на использовании
стоимостных категорий в качестве
регулирующих инструментов и рычагов,
соотнесении результатов и затрат
в производстве и реализации продукции.
Система
ЭМУ опирается на все рычаги хозяйствования:
финансы, кредит, прибыль, фондоотдачу,
рентабельность, заработную плату и
т д. Использование этих рычагов
должно быть всегда только комплексным
(то есть охватывать все рычаги управления
без исключения) и системным —
охватывать весь объект управления по
всей его иерархии. Конечная цель системного
и комплексного использования методов
— создание объективных условий
для эффективной реализации социально-экономичес их
законов общественного развития
в интересах личности, коллектива
и общества.
Обеспечение
единства интересов еще не означает
их наиболее рационального, эффективного
и, тем более, оптимального сочетания
в производстве, распределении, обмене
и потреблении произведенного общественного
продукта. Поскольку экономические
интересы есть категория динамическая,
подвижная, на них экономические
рычаги способны оказать крайне противоречивое
влияние — и стимулирующее, и
тормозящее. Поэтому во всех случаях необходимо
предусматривать интегрирующее влияние
всех рычагов механизма управления.
Экономические
рычаги можно рассматривать по уровням
их преимущественного влияния. Так.
категория заработной платы - может
рассматриваться как один из важнейших
экономических рычагов, действующих
на уровне личности отдельного работ и т.д.................