Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Правовое регулирование и правовое воздействие
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 4.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
План:
Понятие и
типы реализации права
2.
Основные формы (способы) реализации
права
3. Особенности правоприменительной
деятельности
4. Использование права
5.
Правовое регулирование и правовое
воздействие
Заключение
Список
литературы
1.
Понятие и типы реализации
права
Применение
права – одна из форм государственной
деятельности, направленная на реализацию
правовых предписаний в жизнь. Правоприменение
– это решение конкретного
дела, жизненного случая, определенной
правовой ситуации. Это – «приложение»
закона, общих правовых норм к конкретным
лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение
есть операция не над нормой, а над фактом
с использованием нормы. Правоприменительный
акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию
в соответствии с общей волей законодателя»1.
Субъектами
реализации права являются те лица,
на которых право распространяет
свое действие. Объектами реализации
права является законодательство государства.
Правоприменение
– организующая деятельность. Действия
правоприменяющего лица или органа направлены
на то, чтобы развития отношений между
людьми и их объединениями шло в русле
закона. Применение права, как одна из
форм государственной деятельности, составляет
основное содержание (по удельному весу
и значимости) деятельности органов внутренних
дел при осуществлении как внешнего, так
и внутреннего управления и осуществляется
от имени государства. Применение права
как одна из форм его реализации необходима
там, где правоотношение, с учетом его
сложности и важности с точки зрения решения
задач, стоящих перед властью, может и
должно быть создано лишь по решению органа,
который олицетворяет государственную
власть, или где правоотношение должно
пройти контроль со стороны государства
в лице его властных органов. Награждение
орденом, расторжение брака, назначение
на ту или иною должность возможно лишь
при наличии решения компетентного органа.
Без таких решений невозможно хранить
правовые нормы от нарушений, наказывать
правонарушителей и ликвидировать вредные
последствия правонарушений.
Целью
применения права является удовлетворение
потребностей и интересов всего
общества, а так как потребности
людей постоянно меняются в соответствии
с изменчивыми условиями жизни,
то и правоприменители должны в своей
деятельности учитывать все то новое,
что необходимо для результативного регулирования
различных сфер общественной жизни. Правоприменительная
деятельность осуществляется различными
государственными органами. Поэтому ученые
разделяют 3 основные типа правоприменения:
судебный
(субъектом правосудия является суд)
управленческий
(субъект правоприменения находится в
служебном или организационном отношении
с адресатом решения. Решение выступает
как средство оперативного управления)
административный
(решения служат средством осуществлений
функций государства в отношении граждан
и юридических лиц)2
2.
Основные формы (способы)
реализации права
Реализацией
права называется его воплощение
в поведении людей и в общественных
отношениях. Право оказывает многообразное
влияние на общественную жизнь. В зависимости
от содержания правовых норм и от отношения
к их осуществлению со стороны государственных
органов, должностных лиц, граждан и их
объединений оно способно создать либо
демократический правопорядок, основанный
на гарантированных правах и свободах
граждан, либо тоталитарный строй с детальной
регламентацией большой части общественных
отношений, замкнутых на государство и
подверженных его контролю, либо, наконец,
режим беззакония, при котором большинство
законов носят декларативный характер,
а многие общественные отношения регулируются
произвольными велениями агентов власти.
Специфические
для права способы его осуществления
принято называть реализацией правовых
норм. Основными формами (способами)
реализации правовых норм обычно называются
использование права, исполнение обязанности,
соблюдение запретов, применение правовых
норм:
Использование
прав выражается в реализации возможностей,
которые предоставляются участникам общественных
отношений нормами права. В этой форме
осуществляются, например, нормы, закрепляющие
за гражданами право участвовать в выборах
представительных органов государственной
власти; право владеть, пользоваться и
распоряжаться своим имуществом и другие.
Особенность данной формы реализации
состоит в том, что участники общественных
отношений могут совершать действия, которые
дозволены нормами права.
Исполнение
обязанностей выражается в обязательном
совершении активных действий, которые
предписываются нормами права. В такой
форме реализуются нормы, определяющие
юридические обязанности граждан, должностных
лиц, государственных и общественных организаций,
их органов. Особенность этой формы реализации
выражается в том, что субъекты должны,
независимо от собственного желания, совершать
активные действия, предусмотренные нормами
права.
Соблюдение
обязанностей выражается в воздержании
от совершения действий, запрещенных юридическими
нормами. Суть этой формы реализации норм
права состоит в несовершении действий,
которые наносят вред обществу, государству,
личности. Так, не совершая действий, которые
запрещены нормами права, граждане реализуют
требования этих норм. В отличие от исполнения
соблюдение обязанностей носит пассивный
характер, так как юридические обязанности
при этом реализуются посредством воздержания
от определенных действий. В первом случае
граждане должны активно действовать,
чтобы реализовать норму права, а во втором,
наоборот, не совершать запрещенных действий.
Применение
– это властная деятельность компетентных
органов по разрешению конкретного юридического
дела, в результате чего выносится соответствующий
индивидуальный акт.
Две
из названных форм или способов (использование
права и исполнение обязанности)
представляют собой реализацию правоотношения.
Результатом осуществления правовой
системы данной страны является правопорядок.
[9, с.345]
В
проблеме реализации права важнейшее
значение имеет социально-политическ й
аспект - насколько полно и адекватно
право выражает волю, потребности, устремления
людей, иными словами, в какой
мере оно легитимно. Отвечает ли право
подлинным чаяниям, запросам, интересам
членов общества, оправдывает ли их ожидания
- этот вопрос является определяющим. Чем
выше легитимность права, тем успешнее
и полнее оно реализуется. [10, с.173]
3.
Особенности правоприменительной
деятельности
Важная
особенность правоприменительной деятельности
органов исполнительной власти состоит
в том, что она является содержательной
частью государственного управления,
в процессе которого тесно переплетаются
и правовые формы воздействия, и непосредственные
организационные действия.
Правоприменительная
деятельность органов управления отличается
от правоприменительной деятельности
других органов государства по своему
целевому назначению. Органы исполнительной
власти путем издания властных, конкретных
предписаний мобилизуют возможные
ресурсы на решение стоящих задач, обеспечивают
расстановку кадров, совершенствуют структуру
аппарата управления, осуществляют координацию
деятельности отдельных звеньев и т. д.
Конкретные распоряжения могут носить
организационный или регулятивный характер.
Это необходимо для налаживания сложной
сети общественных связей в экономической,
социально-культурно , политической сферах.
Нормотворчество
органов исполнительной власти имеет
свои особенности, обусловленные юридической
силой, оперативностью и динамичностью.
Оно осуществляется в упрощенной форме
и процессуальном порядке, восполняет
пробелы, вызванные несовершенством действующих
законов, а так же характеризуется профессиональным
знанием сферы правового регулирования
[1, с.34]. Государство продолжает начатый
правотворческий процесс регулирования
общественных отношений путем применения
правовых предписаний в жизнь. Органы
исполнительной власти властно вмешиваются
в разрешение социально значимых для общества
и личности ситуаций.
В процессе
правоприменительной деятельности чаще
всего вырабатываются производные управленческие
решения. Их создание обеспечивает конкретизацию
норм права, образование, изменение или
прекращение правоотношений. [2, с.12]
Правоприменение
в целом как социально-юридическое
явление оказывает разностороннее влияние
на развитие общественных отношений. Особенности
и специфику этого влияния можно так же
познать по средствам анализа основных
функций субъектов управления. Но поскольку
процесс правоприменения имеет свою микроструктуру,
можно найти довольно большое число процедурных
функций, отражающих этапы этого процесса
и отдельные моменты правоприменительной
деятельности органов исполнительной
власти. [7, с.16]
4.
Использование права
Акт
применения права (индивидуальный правовой
акт, решение по конкретному делу) является
юридическим фактом, ведущим к возникновению,
изменению, прекращению правоотношений.
Ряд
правовых норм не может быть реализован
без применения права. Эта форма
(способ) реализации правовых норм определяется
законом и подзаконными нормативными
актами в тех сферах общественных отношений,
где особенно необходимы точная определенность
прав и обязанностей сторон, государственный
контроль за развитием отношений, внесение
в это развитие элементов устойчивости,
стабильности, определенности, доказуемости.
Для этого, во-первых, нужно точное определение
момента возникновения правоотношения,
его содержания и субъектов. Во-вторых,
принятию решения (вывода, имеющего юридическое
значение) должна предшествовать строгая
проверка фактических обстоятельств дела,
определение их юридических последствий,
фиксация этого в специально оформленном
акте, допускающем последующую проверку
обоснованности и законности решения.
В-третьих, если государство считает необходимым
осуществлять систематический контроль
за возникновением и развитием определенных
видов правоотношений, необходимо точно
определить процессуальные (процедурные)
формы рассмотрения и решения соответствующих
дел, готовить достаточно квалифицированные
кадры государственных служащих, в компетенцию
которых входит применение норм этой отрасли
права, обеспечивая возможность проверки
правильности этих решений и, соответственно,
степени квалификации этих служащих. [6,
с.74]
Использование
права осуществляется в трех формах:
1)
это беспрепятственное осуществление
действий в соответствии с субъективными
правами, непосредственно входящими в
правовой статус гражданина (свобода совести,
слова, собраний, уличных шествий и демонстраций
и др.).
2)
совершение юридически значимых действий
на основе правоспособности субъектами
частного права (сделки, договоры и др.),
а также - в соответствии с компетенцией
- субъектами публичного права (приказы,
распоряжения и др.).
3)
осуществление участником правоотношения
его возможностей:
- определенного (правовой нормой или договором)
поведения;
- его требования соответствующих этому
поведению действий других лиц;
- в случае необходимости - обращения к
правоохранительным органам государства
с требованием защиты нарушаемого или
восстановления нарушенного права.
Правоприменение
не следует рассматривать как
способ (форму) реализации права в
одном ряду с использованием права,
исполнением обязанности, соблюдением
запретов, поскольку оно сводится к одной
из этих форм или к их сочетанию. [3, с.162]
Результатом
применения правовой нормы является
принятие специального акта, содержащего
юридическую оценку данного случая,
и проистекающие из него выводы.
Акт применения права является юридическим
фактом, порождающим определенные правовые
последствия. Он должен быть принят управомоченным
государственным органом или должностным
лицом в установленном для этого процессуальном
порядке и соответствовать ряду формальных
требований. В акте должны быть обозначены:
наименование органа, принявшего этот
акт; дата принятия; точное наименование
дела, которое решено этим актом; установленные
обстоятельства, имеющие юридическое
значение для этого дела (юридические
факты; иногда требуется перечень основных
доказательств, их подтверждающих); юридические
выводы из установленных обстоятельств.
Нарушение
формы акта, принятие его некомпетентным
органом, несоблюдение порядка (процесса)
применения права влечет отмену акта
и повторное рассмотрение дела. Некоторые
акты применения права вступают в законную
силу после обжалования либо истечения
срока на подачу жалобы. Жалоба может быть
подана на любой акт применения права
- органу, принявшему этот акт, вышестоящему
органу, в прокуратуру, в определенных
законом случаях - в суд.
Иногда
высказывается предположение, что
нормы права применяют не только
государственные органы и должностные
лица, но и граждане. С этим нельзя
согласиться. Граждане совершают массу
поступков и сделок, ведущих к
возникновению, изменению, прекращению
правоотношений. Одни из них предельно
просты (проезд на общественном транспорте),
другие требуют специального оформления
(обмен квартир, купля-продажа недвижимости).
Некоторые договоры действительны лишь
с момента их оформления в установленном
порядке (в нотариальной конторе, в муниципальных
учреждениях). Однако все сделки и договоры
граждан охватываются понятием "правомерное
поведение" (использование права, исполнение
обязанности), а применение права как принятие
решений, имеющих официальный характер,
при оформлении наиболее сложных договоров
или решении споров осуществляется не
гражданами (их участниками), а специально
на то уполномоченными субъектами права
(нотариальная контора, муниципальное
учреждение, органы загс, суд). [5, с.251]
5.
Правовое регулирование
и правовое воздействие
Правопорядком
называется система общественных отношений,
складывающихся в процессе осуществления
права. Существование правопорядка
означает, что граждане и другие
субъекты права беспрепятственно используют
свои права и добросовестно выполняют
обязанности, что нарушения запретов,
если они совершаются, влекут восстановление
нарушенных прав и применение к правонарушителям
предусмотренных законом мер государственного
принуждения. Реализация демократического
по содержанию права создает в обществе
систему гарантированных государством
и законом социальных возможностей граждан
и их объединений, общественную дисциплину,
всеобщую и равную зависимость только
от закона, создание уверенности в собственной
безопасности от произвола и беззакония.
Строгая
законность и стабильный правопорядок
- необходимые основы действенности
социальных стимулов, воплощенных в
праве. Суть дела в том, что право
не только регулирует общественные отношения
и поведение людей через правоотношения,
но и оказывает стимулирующее, мотивационное,
информационное воздействие на поступки
и поведение членов общества.
Правовые
нормы воздействуют на поведение
людей не только предоставлением
права, возложением обязанности
и запретом, но и посредством стимулирования
социально полезных действий или, наоборот,
сдерживания и ограничения действий, нежелательных
для общества. Разные структурные части
правовой нормы по-разному влияют на поведение
членов общества: санкция - как угроза
наказания; диспозиция - в зависимости
от содержания прав и обязанностей; гипотеза
- через определение действий, влекущих
юридические последствия.
Правовое
воздействие на поведение людей
и общественные отношения основывается
на использовании таких методов,
как поощрение, стимулирование, повышенная
охрана, организационное оформление и
иные способы поддержки социально полезного
поведения; либо на определении условий
совершения действий, порождающих какой-либо
правовой результат; либо на определении
правовых последствий действий, нежелательных
для общества, но и не запрещенных; либо,
наконец, на установлении запретов и угроз
(санкций) за их нарушение. В этом плане
градация социальных оценок юридически
значимых действий выглядит примерно
так: поощряемые, симулируемые, находящиеся
под повышенной защитой, поддерживаемые,
допустимые, терпимые, влекущие отрицательные
последствия, наконец, противоправные,
наказуемые действия. [8, с 341]
Заключение
Основным
понятием реализации права является
следующее. Реализация права – это
фактическ и т.д.................