Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Шпаргалка Шпаргалка по "Теории государства и труда" Вар. 1
Информация:
Тип работы: Шпаргалка.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 6.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Валютный
блок
60
Характеристика валютного законодательства
РФ.
61 Система
ограничений обращения иностранной валюты
в Российской Федерации.
63 Правовая
основа создания федерального валютного
резерва.
91 Понятие
«валюта РФ» и «иностранная валюта» в
соответствии с российским законодательством.
92 Правовое
регулирование денежного обращения.
94 Правовое
регулирование осуществления валютных
операций резидентами и нерезидентами
в РФ.
Характеристика
валютного законодательства
РФ.
Под
валютным законодательством подразумевается
система правовых норм, регулирующих правоотношения,
возникающие по поводу валютных операций
и сделок с иностранной валютой, валютными
ценностями внутри страны между юридическими
и физическими лицами, а также по поводу
перевода, пересылки, вывоза из Российской
Федерации и ввоза в Российскую Федерацию
иностранной валюты и валютных ценностей.
Валютное законодательство
состоит из трех блоков. Первый
— специальные законодательные и нормативные
документы, посвященные валютному регулированию
и контролю - ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле». Во второй блок входят законодательные
и нормативные документы, регулирующие
внешнеэкономическую деятельность, деятельность
институтов, выполняющих функции валютного
регулирования и валютного контроля, а
также институтов, осуществляющих операции
с валютными ценностями. К данному блоку
относятся законы РФ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»,
«О банках и банковской деятельности»,
«О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности», «О биржах», «О рынке ценных
бумаг», «О товарных биржах и биржевой
торговле», «Об иностранных инвестициях». К третьему блоку валютного законодательства
относятся законы всеобщего действия,
такие, как Конституция РФ, Гражданский
кодекс РФ.
Существуют
три режима использования валюты. Первый
- режим государственной валютной монополии,
в котором функционирует необратимая,
неконвертируемая национальная валюта.
Такой режим функционировал в Союзе ССР
и других социалистических странах. Так,
в СССР монополия на совершение операций
с иностранной валютой принадлежала Государственному
банку СССР и Банку для внешней торговли
СССР (Внешторгбанку), а также некоторым
специальным ведомствам. Курс иностранных
валют устанавливался Госбанком СССР
произвольно, без какого-либо учета реальных
экономических факторов. Так, например,
в 1973 году курс доллара США составлял 75
копеек за 1 доллар, что, конечно, не соответствовало
реальным финансово-экономичес им характеристикам
данных валют.
Второй режим
определяется отсутствием каких
бы то ни было валютных ограничений со
стороны государства. Валютные ограничения
представляют собой правовые нормы, ориентированные
на искусственное поддержание курса национальной
валюты. Ограничения эти сводятся к регламентации
и ограничению переводов и платежей за
границу, вывоза капитала, поощрению репатриации
(возвращения) прибылей, ценных бумаг,
драго ценных металлов и денежных
знаков. Еще один вид валютных ограничений
– запрет сво-бодной купли-продажи иностранной
валюты. Применяется и определенная в
законода-тельном порядке обязательная
сдача иностранной валюты государству
по официальному курсу. Все перечисленные
правила и мероприятия не используются
в странах, где функ-ционируют свободно-конвертируе ые
валюты, которые подлежат обмену без каких-либо
специальных разрешений государства на
любые другие валюты по рыночному курсу.
Кон-вертируемость валюты достигается,
с одной стороны, благодаря отсутствию
ограничений, с прямой санкции государства
на действие валюты в подобном режиме,
а с другой стороны – благодаря реальному
рыночному спросу на данную валюту. Валюты
практически всех экономически высокоразвитых
государств – свободно-конвертируе ые
(доллар США, де-нежные единицы стран-членов
Европейского Союза, Японии, Канады, Израиля
и т.д.).
Третий режим
использования валюты функционирует
в современной России, а также во многих
других, в том числе и в так называемых
развивающихся странах. Он ха-рактеризуется
общим государственным валютным регулированием
и применением неко-торых валютных ограничений,
необходимых для поддержания курса национальной
де-нежной единицы и интересов национальной
экономики в целом. Особенностью такого
режима является частичная обратимость
валюты. Ограничения распространяются
при этом, в первую очередь, на соответствующую
деятельность нерезидентов. В Российской
Федерации такой режим установлен Федеральным
законом «О валютном регулировании и валютном
контроле» от 9 октября 1992 г., который является
важнейшим элементом правово-го регулирования
валютных операций, вообще всех правоотношений,
возникающих по по-воду валюты. Закон содержит
ряд фундаментальных определений теоретического
и практи-ческого порядка. Кроме того,
важные нормы валютного регулирования
входят в состав но-вого Таможенного кодекса
Российской Федерации, вступившего в силу
с 1 января 2004 г.
Государственная
Дума приняла 21 ноября 2003 года и Совет
Федерации одобрил Закон «О валютном
регулировании и валютном контроле»,
вступивший в силу с 18 июня 2004 года.
Многие фундаментальные понятия, связанные
с валютным регулированием, претерпели
существенные изменения в связи с принятием
данного акта.
Избрание означенного
выше типа валютного режима в Российской
Федерации обусловлено глобальными
экономическими причинами, слабостью
российской экономи-ки и финансовой
системы. Валютный режим, действующий
в России, определяет прин-ципиальные
особенности осуществления валютных операций,
полномочия и функции органов валютного
контроля, права и обязанности юридических
и физических лиц отно-сительно владения,
пользования и распоряжения валютными
средствами, ответствен-ность за нарушение
валютного законодательства.
В условиях действия
валютной монополии, когда существовал
абсолютный запрет на осуществление
валютных операций кем-либо кроме Государственного
банка СССР, Внешторгбанка СССР и
некоторых органов государственной
власти: Министерства ино-странных дел,
Комитета государственной безопасности
и т.д., – законодательная база ва-лютного
регулирования была фактически ограничена
статьями Уголовного кодекса РСФСР и уголовных
кодификаций прочих союзных республик.
УК РСФСР предусматри-вал уголовную ответственность
на нарушение правил о валютных операциях
и спекуля-цию валютными ценностями.
Нарушение правил
о валютных операциях и так
называемая спекуляция валют-ными ценностями
или ценными бумагами представляли
собой, в соответствии с 88 ст. Уголовного
кодекса РСФСР 1960 г., уголовные преступления,
подлежали наказанию в ви-де лишения свободы
на срок от трех до восьми лет с конфискацией
имущества или без оной, но при этом с обязательной
конфискацией ценностей и ценных бумаг.
Кроме того, названное наказание могло
по усмотрению суда сопровождаться ссылкой
на срок от двух до пяти лет. Спекуляция
валютными ценностями в виде промысла
или в крупных разме-рах, а также нарушение
правил о валютных операциях лицом, ранее
осужденным за анало-гичное преступление,
подлежало наказанию в виде лишения свободы
на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией
имущества или смертной казни1.
В 1986–87 годах
советские предприятия получили
право устанавливать прямые экономические
контакты с предприятиями стран, входивших
в состав Совета Экономиче-ской Взаимопомощи.
Валютные средства, приобретенные в результате
хозяйственной деятельности, не изымались,
не подлежали обязательной продаже государству,
но оста-вались на валютных счетах предприятий.
Некоторые незначительные обязательные
от-числения осуществлялись в пользу отраслевых
министерств. В 1989 году были разработа-ны
республиканские нормативы отчислений
от валютных поступлений предприятий
в пользу государства. Децентрализованный
порядок распоряжения валютными средства-ми,
получаемыми в результате экспортно-импортных
операций, который был установлен в 1989
году, означал, что данная функция была
сосредоточена в министерствах и ведом-ствах.
Этот порядок означал ущемление общегосударственных
интересов и создавал ши-рокие возможности
для злоупотреблений и коррупции.
Принятый 1 марта
1991 года Закон СССР «О валютном регулировании»
определял общие принципы правового
регулирования валютных операций, полномочия
и функ-ции органов государственной
власти в этой сфере. Закон в целом отвечал
современным требованиям. И закон, и вышеназванные
Основные положения от 24 мая 1991 г. продол-жали
действовать после распада СССР, вплоть
до принятия соответствующего закона
Российской Федерации. Согласно Указу
Президента РФ от 30 декабря 1991 года, вводился
специальный коммерческий курс рубля,
который еженедельно публиковался в офици-альной
печати. Этим актом была введена также
обязательная продажа по рыночному курсу
рубля 10 процентов валютной выручки всех
предприятий Центральному банку России,
который за счет этих поступлений должен
был осуществлять мероприятия по поддержанию
рыночного курса российской национальной
валюты. Действовало два кур-са рубля одновременно:
коммерческий и рыночный. Специальный
коммерческий курс составлял первоначально
55 рублей за 1 доллар США, а рыночный –
100 рублей за 1 дол-лар США. Наличие двух
курсов – одного принудительного, другого
рыночного – было противоестественно
и не могло продолжаться долго.
С 1 июня 1992 года
был введен единый валютный курс рубля,
который с этого мо-мента постоянно падал,
что объяснялось падением производства
и общим кризисом эко-номики. Однако усилия
Правительства и Центрального банка России,
конкретные меры валютного регулирования
предотвратили неконтролируемое, «свободное»
падение курса национальной валюты.
Важнейшим из таких
мероприятий было принятие Закона Российской
Федерации «О валютном регулировании
и валютном контроле» от 9 октября
1992 г. Данный закон был важнейший
нормативно-правовым актом, регулировавшим
валютные правоотноше-ния. Закон устанавливал
принципы проведения операций как с национальной,
так и с иностранной валютой на территории
страны, разграничивал полномочия государствен-ных
органов в этой сфере, определял их функции
в валютном регулировании и валют-ном
контроле. Закон 2004 года продолжил данную
тенденцию правового регулирования.
Действующий Федеральный
закон «О валютном регулировании
и валютном контроле» определяет основные
понятия данной сферы правового регулирования.
Система
ограничений обращения
иностранной валюты
в Российской Федерации.
Понятие
валютных ограничений можно определить
следующим образом: это меры публично-правового
регулирования, препятствующие прямо
или косвенно возникновению, изменению
или прекращению правоотношений,
объектом которых является национальная
валюта и ценные бумаги, удостоверяющие
право на получение национальной валюты,
а также валютные ценности.
В своей первоначальной
редакции ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле» выделял
следующие ограничения:
- прямой запрет
на осуществления валютных операций (абз.1
ч. 8 ст. 8, ст. 9, ч. 2 и 3 ст. 14);
- количественные
валютные ограничения (п. 5 ч. 3 ст.
14, ч. 3 ст. 15);
- требование
о репатриации валютной выручки
(ст. 19);
- требование
об обязательной продаже части
валютной выручки (см. ст. 21 Федерального
закона «О ВРиВК» и Инструкцию Банка России
от 30 марта 2004 г. № 111-И);
- требования
о предварительной регистрации
(ч. 3 ст. 12);
- требование
об использовании специального
счета (п. 10 ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 7 ст. 7, ч. 2 и
3 ст. 8, ч. 3 ст. 11, ч. 5 ст. 13, ч. 5 ст. 14);
- требование
о резервировании (ч. 1-5 ст. 7, ч. 3 ст. 11,
абз. 2 ч. 4 ст. 12, ст. 16);
- отдельные меры
валютного контроля (абз. 4 ч. 5 ст. 23).
Однако и раньше,
а тем более после прекращения
действия с 1 января 2007 г. таких валютных
ограничений, как требование об использовании
специального счета, требование о резервировании,
требование об обязательной продаже части
валютной выручки, требование о предварительной
регистрации счетов за рубежом, систему
валютных ограничений в России можно представить
в виде реализуемой на основе принципа
«разрешено все, что прямо не запрещено»
(абз. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О
ВРиВК») системы запретов, устанавливаемых
в форме негативного обязывания (т. е. путем
определения недопустимого поведения)
либо в форме позитивного обязывания (т.
е. путем четкой регламентации допустимого
поведения и запрещения осуществления
действий, выходящих за рамки этой регламентации).
Таким образом,
в настоящий момент сложилась
следующая система валютных ограничений.
- Запрет на
осуществление валютных операций
между резидентами (ст. 9 ФЗ «О
ВРиВК»);
- запрет на
единовременный вывоз из Российской
Федерации физическими лицами-резидентами
и физическими лицами-нерезидентами
наличной иностранной валюты и (или)
валюты Российской Федерации в сумме,
превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл.
США (абз. 4 ч. 3 ст. 15 ФЗ «О ВРиВК»);
- запрет для
лиц, не являющихся уполномоченными
банками, на осуществление купли-продажи
иностранной валюты и чеков
(в том числе дорожных чеков), номинальная
стоимость которых указана в иностранной
валюте, в Российской Федерации, минуя
уполномоченные банки (ст. 11 ФЗ «О ВРиВК»);
- запрет уполномоченным
банкам осуществлять куплю-продажу
иностранной валюты, минуя другие
уполномоченные банки (ст. 11 ФЗ «О ВРиВК»)
или валютные биржи (п. 11 ч. 1 ст. 1 ФЗ «О ВРиВК»);
- разрешено открывать
счета за рубежом только с
уведомлением налоговых органов
(ч. 2 ст. 12, абз. 2 ч. 3 ст. 26 ФЗ «О ВРиВК»);
- правовой режим
осуществления операций по счетам
(вкладам) в банках, расположенных за пределами
территории РФ (ч. 4, 5, 6, ст. 12 ФЗ «О ВРиВК»
устанавливают исчерпывающий перечень
операций, которые могут осуществляться
резидентами по счетам (вкладам) за рубежом);
- запрет на
проведение резидентами расчетов
при осуществлении валютных операций
в наличной форме;
- запрет на
проведение резидентами расчетов
при осуществлении валютных операций
через счета, открытые в кредитных
организациях, не являющихся уполномоченными
банками;
- запрет на
проведение резидентами расчетов при
осуществлении валютных операций с использованием
любых вкладов (т. е. вкладов, открытых
в уполномоченных банках, в кредитных
организациях, не являющихся уполномоченными
банками, в банках, расположенных за пределами
территории РФ);
- запрет на осуществление
определенных операций без декларирования;
- запрет на
получение резидентами платежа
по внешнеторговому контракту
(за переданные нерезидентам товары,
выполненные для них работы, оказанные
им услуги, переданные им информацию
и результаты интеллектуальной деятельности,
в том числе исключительные права на них)
не на счета в уполномоченных банках (п.
1 ч. 1 ст. 19 ФЗ «О ВРиВК»);
- запрет на
невозврат в Российскую Федерацию
денежных средств, уплаченных
нерезидентам за не ввезенные
на таможенную территорию Российской
Федерации (не полученные на таможенной
территории РФ) товары, невыполненные
работы, не оказанные услуги, не переданные
информацию и результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительные
права на них (п. 2 ч. 1 ст. 19 ФЗ «О ВРиВК»).
Правовая
основа создания федерального
валютного резерва. Заключалась
в обязательной продаже
части валютной выручки
на внутреннем валютном
рынке РФ. Не
действует с 1 января 2007
года
Понятие
«валюта РФ» и
«иностранная валюта»
в соответствии с
российским законодательством.
В соответствие
со ст.1 ФЗ «О ВРиВК»:
валюта Российской
Федерации:
а) денежные
знаки в виде банкнот и монеты
Банка России, находящиеся в обращении
в качестве законного средства наличного
платежа на территории Российской Федерации,
а также изымаемые либо изъятые из обращения,
но подлежащие обмену указанные денежные
знаки;
б) средства
на банковских счетах и в банковских
вкладах;
иностранная
валюта:
а) денежные
знаки в виде банкнот, казначейских
билетов, монеты, находящиеся в обращении
и являющиеся законным средством наличного
платежа на территории соответствующего
иностранного государства (группы иностранных
государств), а также изымаемые либо изъятые
из обращения, но подлежащие обмену указанные
денежные знаки;
б) средства
на банковских счетах и в банковских вкладах
в денежных единицах иностранных государств
и международных денежных или расчетных
единицах; Правовое
регулирование денежного
обращения.
Главная
задача финансово-правового регулирования
денежного обращения заключается
в поддержании правильного соотношения
между доходами населения и организаций
в денежной форме и стоимостью товаров
и платных услуг, предлагаемых на внутреннем
рынке, поскольку именно в этом случае
в обращении находится достаточное, необходимое
количество денег, в чем и заинтересовано
государство. Сумма платежных средств
в экономике страны, совокупный объем
наличных денег и безналичного оборота
образуют денежную массу, которая характеризует
покупательные, платежные и накопительные
средства, необходимые для развития экономики
страны в целом, а также для удовлетворения
потребностей физических и юридических
лиц.
Регулированию
денежного обращения предшествует
выработка соответствующей денежно-кредитной
политики государства на определенном
этапе развития общества.
Особая роль
в осуществлении денежной политики
государства, в организации денежного
обращения в стране возлагается
в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции
РФ и ст. 4 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» на Центральный банк, который
во взаимодействии с Правительством РФ
разрабатывает и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости
рубля.
Мировой практикой
выработаны различные инструменты
проведения денежно-кредитной политики.
В соответствии со ст. 35 названного Федерального
закона к основным инструментам и методам
денежно-кредитной политики Банка России
относятся:
1) процентные ставки
по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных
резервов, депонируемых в Банке России
(резервные требования);
3) операции на открытом
рынке;
4) рефинансирование
кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление
ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные
ограничения;
8) эмиссия облигаций
от своего имени.
Банк России
является кредитором последней инстанции,
т. е. выдает кредиты иным банкам.
В соответствии с упомянутым Федеральным
законом Банк России регулирует общий
объем выдаваемых им кредитов в соответствии
с принятыми ориентирами единой
государственной денежно-кредитной политики.
Закон также предусматривает, что Банк
России может устанавливать одну или несколько
процентных ставок по различным видам
операций или проводить процентную политику
без фиксации процентной ставки.
Размер обязательных
резервов в процентном отношении
к обязательствам кредитной
организации, а также порядок
депонирования обязательных резервов
в Банке России устанавливаются советом
директоров. При нарушении нормативов
обязательных резервов Банк России имеет
право списать в бесспорном порядке с
корреспондентского счета кредитной
организации, который открывается в Банке
России, сумму недовнесенных средств,
а также взыскать в судебном порядке штраф
в размере, установленном Банком России.
На обязательные резервы, депонированные
кредитной организацией в Банке России,
взыскания не обращаются.
Под операциями
на открытом рынке понимаются купля-продажа
Банком России казначейских векселей,
государственных облигаций, прочих государственных
ценных бумаг, облигаций Банка России,
а также краткосрочные операции с указанными
ценными бумагами с совершением позднее
обратной сделки.
Под рефинансированием
понимается кредитование Банком России
кредитных организаций, при этом
формы, порядок и условия рефинансирования
устанавливаются самим Банком России.
Изменение ставки рефинансирования
представляет собой изменение цены
дополнительных кредитных ресурсов,
предоставляемых Центробанком остальным
банкам.
Валютные интервенции
связаны с куплей-продажей Банком
России иностранной валюты на валютном
рынке для воздействия на курс
рубля и на суммарный спрос
и предложение денег. Покупая
за счет золотовалютных резервов национальную
валюту, Центральный банк увеличивает
спрос на нее, а значит, и повышает ее курс.
И наоборот, продавая национальную валюту,
он увеличивает ее предложение и снижает
ее курс.
Центральный банк
вправе устанавливать ориентиры роста
одного или нескольких показателей денежной
массы, исходя из основных направлений
единой государственной денежно-кредитной
политики, что, по сути, связано с регулированием
количества денег в обращении. При определении
ориентиров роста денежной массы Банк
России исходит из предполагаемой динамики
валового внутреннего продукта, уровня
инфляции и скорости обращения денег.
Под прямыми
количественными ограничениями
Банка России понимается установление
лимитов на рефинансирование кредитных
организаций и проведение ими отдельных
банковских операций. Этот метод рассматривается
как исключительный и может применяться
только после консультаций с правительством
страны.
В целях реализации
денежно-кредитной политики Банк России
может от своего имени осуществлять
эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых
среди кредитных организаций.
Основные направления
единой государственной денежно-кредитной
политики разрабатываются Банком России
ежегодно, представляются Президенту
и Правительству РФ, а затем
направляются в Государственную Думу
на рассмотрение.
Основные направления
должны включать в себя ряд положений,
среди которых можно выделить
такие, как: концептуальные принципы
денежно-кредитной политики; прогноз
основных показателей платежного баланса
Российской Федерации; основные показатели
денежной программы; направления совершенствования
банковской системы, банковского надзора,
финансовых рынков и платежной системы
и иные направления.
Как отмечалось
ранее, целью выработки и реализации
денежно-кредитной политики,
осуществления регулирования
денежного обращения являются защита
и обеспечение устойчивости рубля, всей
денежной системы страны.
Денежное обращение
подразделяется на два вида: наличное
и безналичное. В процентном соотношении
налично-денежный оборот меньше, чем
безналичный, и обслуживает в основном
получение и расходование денежных доходов
населения, а также часть платежей предприятий
и организаций.
Наличный денежный
оборот является непрерывным процессом
движения наличных денег в форме
банкнот (банковских билетов), казначейских
билетов, металлических монет.
Наличный денежный
оборот в стране организуется государством
в лице центральных (национальных) банков.
В Российской Федерации субъектами,
организующими данный вид денежного
обращения, являются Банк России, его территориальные
учреждения, а также система РКЦ. Наличный
оборот начинается с указания Банка России
РКЦ о переводе наличных денег из резервных
фондов в оборотные кассы, из которых наличные
деньги направляются в операционные
кассы кредитных организаций (банков).
Частично деньги направляются на обслуживание
межбанковских расчетов, но в основном
они выдаются юридическим и физическим
лицам.
В соответствии
с законодательством деятельность
по организации и управлению наличным
денежным обращением осуществляется в
централизованном порядке Центральным
банком РФ.
Любое государство,
в том числе и Российская Федерация,
заинтересовано в сокращении объема
наличного денежного обращения
и в расширении безналичных форм
расчетов.
Безналичное денежное
обращение состоит в списании определенной
денежной суммы со счета одного субъекта
в кредитной организации и зачислении
ее на счет другого субъекта в этой же
или иной кредитной организации либо в
иной форме, при которой наличные денежные
знаки как средство платежа отсутствуют.
В соответствии с Федеральным законом
о Центральном банке РФ Банк России устанавливает
предельный размер расчетов наличными
деньгами в Российской Федерации между
юридическими лицами, расчеты на сумму,
превышающую установленную, должны производиться
только в безналичном порядке.
Современный безналичный
оборот в Российской Федерации организован
в соответствии со следующими принципами:
1) предприятия всех
форм собственности обязаны хранить свои
средства на счетах в банках;
2) основная часть
безналичных расчетов должна осуществляться
через банк;
3) требование платежа
должно выставляться или перед отгрузкой
товаров (выполнением работ, оказанием
услуг) или после этого;
4) оплата клиентом
банка полученных товаров и услуг осуществляется
банком только с согласия обслуживаемого
юридического или физического лица;
5) формы безналичных
расчетов платежей выбираются организацией
по своему усмотрению в соответствии с
требованиями законодательства.
Правовой основой
денежного обращения выступают
нормы Конституции РФ, Федеральные законы
от 10 июля 2002 г. «О Централь-пом банке Российской
Федерации (Банке России)», «О банках и
банковской деятельности» в ред. от 3
февраля 1996 г., «О валютном регулировании
и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.,
иные законы, нормативные акты Президента
и Правительства РФ, а также подзаконные
акты Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции
РФ к компетенции Российской Федерации
отнесено «установление правовых основ
единого рынка; финансовое, валютное, кредитное
регулирование, денежная эмиссия», а в
ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному
рассмотрению в Совете Федерации подлежат
принятые Государственной Думой федеральные
законы по вопросам финансового, валютного,
кредитного, таможенного регулирования,
денежной эмиссии».
Регулирование
денежного обращения в стране
осуществляется с помощью таких
методов, как денежная
реформа, деноминация
и эмиссия.
Денежная реформа
— полное или частичное преобразование
денежной системы с целью стабилизации
и укрепления денежного обращения. Мировая
практика свидетельствует, что проведение
денежной реформы достигает названных
целей только в том случае, если она проводится
в условиях стабилизации экономической
и политической ситуации в стране.
Деноминация, в
отличие от денежной реформы, является
технической операцией, выражающейся
в замене старых денег новыми с
приравниванием одной денежной
единицы в новых знаках к большему
количеству рублей в старых знаках.
В процессе осуществления деноминации
не затрагиваются экономические основы
государства, а происходит сокращение
денежной массы, находящейся в обращении,
а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация
может проводиться как отдельно, так
и одновременно с денежной реформой.
В нашей стране
в советский период были проведены
две денежные реформы: 1922-1924
гг. и 1947 г.
Первая денежная
реформа была вызвана необходимостью
создания твердой национальной
валюты и проводилась в несколько
этапов, включавших в себя ряд деноминаций.
Успех данной реформы во многом был обусловлен
кардинальными экономическими преобразованиями,
начатыми в стране в тот период, в результате
которых уже к концу 1924 г. было резко сокращено
наличное денежное обращение, введена
твердая национальная валюта, обеспеченная
золотом и другими драгоценными металлами,
что позволило ей стать конвертируемой
валютой.
Проведение денежной
реформы 1947 г. было обусловлено разба-лансированностью
денежной системы во время Великой
Отечественной войны, а также тем,
что в обращении находилось большое количество
наличных обесцененных, а также фальшивых
денежных средств, заброшенных на оккупированные
территории немецкими войсками.
Данная реформа
проводилась одним разовым актом,
в ходе которого отменялась карточная
система на продукты питания первой необходимости,
устанавливались новые цены на продукцию,
а также вводились новые денежные знаки.
Старые деньги обменивались на новые в
соотношении 10:1, вклады в сберкассах до
3000 руб. переоценке не подлежали, вклады
от 3000 до 10 000 руб. пересчитыва-лись по курсу
3:2, свыше 10 000 — 2:1.
В 1961 г. в стране
была проведена деноминация как
самостоятельная денежная операция,
денежные знаки обменивались в соотношении
1:10 одновременно с изменением масштаба
цен. Последняя деноминация была проведена
в 1998 г., при этом номинал денежных знаков
и система цен сокращались пропорционально
в 1000 раз.
В соответствии
с Федеральным законом о Центральном
банке РФ, в целях организации
наличного денежного обращения
на территории страны на Банк России возлагаются
следующие функции:
— прогнозирование
и организация производства, перевозка
и хранение банкнот и монет, создание
их резервных фондов;
— установление
правил хранения, перевозки и инкассации
наличных денег для кредитных организаций;
— установление
признаков платежеспособности денежных
знаков и порядка замены поврежденных
банкнот и монет, а также их уничтожения;
— определение порядка
ведения кассовых операций для кредитных
организаций.
В сфере денежного
обращения возникают различные общественные
отношения, регулируемые нормами нескольких
отраслей права.
В соответствии
с Конституцией РФ к ведению Российской
Федерации относится финансовое и
валютное регулирование, денежная эмиссия,
федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции
РФ), и в этом аспекте названные отношения
являются предметом правового регулирования
конституционного права.
Нормы финансового
права регулируют отношения, складывающиеся
в процессе организации наличного
и безналичного денежного обращения,
в том числе при проведении
денежных реформ, деноми наций, эмиссий, при
организации расчетов, в частности, установления
обязательного порядка хранения средств
юридических лиц на счетах в банках, ограничения
наличных форм расчетов между организациями,
определения порядка ведения кассовых
операций. Названные отношения могут
складываться между Центральным банком
и кредитными организациями; между кредитными
организациями; между кредитными организациями
и их клиентами; между юридическими и
физическими лицами; между кредитными
организациями и иными институтами финансовой
системы; между институтами финансовой
системы и организациями и физическими
лицами.
Как известно, нормы
гражданского права регулируют имущественные
и неимущественные отношения, связанные
с имущественными, в которых деньги
являются одним из объектов гражданских
правоотношений. Наряду с этим нормы
гражданского права регулируют расчетные
отношения между субъектами по гражданско-правовым
сделкам, возникающи и т.д.................