Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Банковская система в Российской Федерации: общая характеристика. Порядок создания и ликвидации коммерческих банков.

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


54,55,77,86,87,88

54 Порядок создания  и ликвидации коммерческих  банков.

Открытие и регистрация  коммерческих банков (КБ) осуществляется в соответствии с законом о  ЦБ и о банковской деятельности, а также инструкции ЦБ № 49 от 27.09.1996 года. Существует строгий порядок регистрации.
Кредитные организации  регистрируются единым органом - ЦБ, хотя на практике все КБ проходят двойную  регистрацию, идут в регистрационную  палату и регистрируются как юридическое  лицо, то есть напрямую нарушается закон  о регистрации. ЦБ ведет учет банков в книге государственной регистрации. С лицензией и регистрацией ЦБ кредитные организации имеют право заниматься банковской деятельностью, то есть все фирмы МММ, Властелина и так далее действовали в нарушение закона.
Учредителями КБ могут быть юридические и физические лица. Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в законом порядке и иметь устойчивое финансовое положение и выполнять все обязательства. При создании банка учредители подписывают Учредительный договор, в котором определяют вид банка (ООО, ЗАО, ОАО), в соответствие с этим подготавливается Устав банка. При регистрации банка его учредители должны представить по месту его нахождения в главное управление ЦБ следующие документы: ходатайство о государственной регистрации и на выдачу соответственной лицензии. В этом ходатайстве дается экономическое обоснование о необходимости создания банка на этой территории. Кроме того, в этом ходатайстве должно быть подтверждено то, где будет здание под банк, как оно будет оборудовано, как будет обеспечен техникой банк... Третий документ - Устав КБ, в нем расписано все то, что должен содержать устав, где определяется форма банка, вид операций, которые будет осуществлять банк, схема управления банком, то есть вся организационная деятельность. Расписывается доля участников и сумма взносов в уставный капитал, при этом необходимо иметь в виду, что в момент создания банка учредители могут 20% уставного капитала внести материальными средствами, а в дальнейшей деятельности банка эта доля должна снижаться до 10%. Протокол собрания учредителей - это следующий документ - должен отражать решение о создании банка, в какой форме, кто руководитель, кто главный бухгалтер, порядок снятия и назначения. В практике присутствует такой принцип: председатель правления банка приглашается на работу, утверждается собранием пайщиков сроком на 5 лет. Также надо представить копию платежного поручения за оплату госпошлины составляет 1% объявленного уставного капитала, она зачисляется в федеральный бюджет.
Следующий документ - нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации учредителей банка - юридических лиц, а также аудиторские заключения о их состоянии в течение 3 лет, ну и некоторые другие данные. Например, физические лица - учредители должны представить декларацию, заверенную налоговой службой, что он не должен по налогам.
В пакет документов на регистрацию представляются также  анкеты претендующих на должность руководителей  и главного бухгалтера банка, притом у них должно быть специальное образование: экономическое, юридическое, не менее года опыта работы в банке. Прилагается также список учредителей банка, с расписанными долями акций и паевого взноса.
При регистрации  есть еще требования к названию: на слова “Россия, центральный, федеральный” требуется разрешение. Территориальное управление ЦБ, приняв пакет документов, должно это подтвердить и приготовить замечания, после чего этот пакет возвращается на доработку. Если дается положительное заключение, то оно с пакетом документов направляется в ЦБ, в департамент регистрации и лицензирования банковской и аудиторской деятельности, там он еще раз проверяется и при положительном решении подписывается свидетельство о государственной регистрации этого банка и выдается штамп на экземпляр Устава, и ставится печать и подпись одного из заместителей председателя ЦБ. 2 экземпляра Устава и свидетельство о регистрации направляются в управление, которое потом один экземпляр вручает банку с уведомлением о регистрации и с требованием уплатить 100% уставного капитала в месячный срок.
Если банк создается  в форме АО, то в 10 дневной срок банк должен направить в ЦБ документы  о регистрации и отчет, о первой эмиссии акций. После подтверждения  об оплате уставного капитала зарегистрированному  банку выдается соответствующая лицензия.
В настоящее время  существуют следующие виды лицензий: лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях без  права операций с физическими  лицами, так называемая ограниченная лицензия. Второй вид лицензии - осуществление  банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте, с правом привлечения физических лиц, то есть это расширенная лицензия, и лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и так далее - это лицензия генеральная, то есть дающая право выполнять все банковские операции, а также без ограничений устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками и правом открытия филиалов за рубежом.
После регистрации  банка банк может создавать представительства  или филиалы или отделения вне места нахождения главного офиса банка. С 1996 года их создание осуществляется в порядке уведомления, то есть сначала все создается, а потом уже регистрируется.
ЦБ и его территориальные  органы могут отказать учредителям  в создании КБ. Какие мотивы отказа? Во-первых, это несоответствие квалификации руководителей, во-вторых, это финансовая несостоятельность учредителя, потом, это не соответствие поданных документов. Если ЦБ отказывает в регистрации и выдачи лицензии или нарушает сроки, выделенные для выдачи лицензии, то это решение может обжаловаться учредителями в суде, где надо доказать, что ЦБ нарушил законодательство. Как правило, это бесполезное мероприятие.
Ликвидация осуществляется: отзывом лицензии, о чем происходит публикация в печати, причем отзыв производится по инициативе ЦБ. При отзыве лицензии, если не приняты меры по санации банка, то в банке должна создаваться ликвидационная комиссия с участием в ее составе представителя ЦБ. Вся операционная деятельность до начала работы ликвидационной комиссии прекращается, и контроль за деятельностью такого банка осуществляет то территориальное управление ЦБ, за которым числится этот КБ.
В ходе своей деятельности в соответствии с законодательством  КБ могут производить различные  реорганизации, это может быть: изменение формы собственности, слияние с другими банками, присоединение к ним, разъединение... То есть намерения банка провести реорганизацию должны в течение месяца с момента принятия решения сообщаться в территориальное отделение ЦБ, чтобы была выявлена закономерность реорганизации и она была утверждена.

55 Уполномоченные банки:  правовой статус, порядок лицензирования.  
В Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (п.3 ст.11, п.11 ст.1) агентами валютного контроля признаются только уполномоченные банки, под которыми понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций.

Закрепление в действующем  законодательстве особого положения  банка на финансовом рынке применительно  к валютным операциям вполне обосновано его экономической ролью.  

Валютные операции банков выполняют две экономические  функции:
    осуществляют посредничество в обращении иностранной валюты;
    оказывают регулирующее воздействие на валютные операции других участников валютных отношений через функцию агента валютного контроля
Для реализации своих  функций агента валютного контроля уполномоченные банки:
    самостоятельно инструктируют свои дочерние учреждения и филиалы, а также клиентуру по вопросам выполнения требований нормативных актов Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля;
    направляют в главные территориальные управления Банка России по месту своей регистрации запросы по проблемам валютного регулирования и валютного контроля, вызывающим затруднения в применении либо допускающим неоднозначное толкование;
    анализируют информацию о возникающих в ходе практической работы трудностях по применению нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, а также направляют соответствующие предложения в главные территориальные управления.
 
Осуществление валютного  контроля не может быть отнесено к  основным видам банковской деятельности, а связано с выполнением специфического требования государства по контролю за проведением валютных операций клиентами банка
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и  валютном контроле" не содержит полного  перечня основных принципов валютного  контроля, осуществляемого уполномоченными  банками, которые лишь упоминаются в отдельных нормативных актах.
С учетом сложившейся  практики можно выделить следующие  основные принципы валютного контроля банками в Российской Федерации.
    Монополия уполномоченных банков на осуществление операции с иностранной валютой.
    Возложение на уполномоченные банки функций агентов валютного контроля.
    Репатриация капитала в страну.
    Привязанность валютной операции к конкретной финансовой или коммерческой операции.
    Конкретная направленность контроля за валютными операциями, проводимыми резидентами и нерезидентами. Валютный контроль осуществляется за следующими основными элементами сделки:
    целью проведения резидентом валютной операции;
    характером валютной операции;
    сроками;
    объемами переводимых из страны или ввозимых в страну средств;
    дополнительными условиями, например:
    - за наличием связанных с данной сделкой других валютных операции;
    - соблюдением предусмотренных сделкой условий требованиям валютного законодательства и нормативного акта, регулирующего данную валютную операцию.
 
Лицензирование валютных операций банков предусматривает:
    выдачу лицензии определенного вида исключительно органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности;
    особый порядок выдачи, переоформления, приостановления и отзыва лицензии;
    особый порядок учета выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий;
    особый контроль за соблюдением условий осуществления валютных операций в соответствии с выданной лицензией;
    ответственность руководителей и должностных лиц органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за нарушение или ненадлежащее исполнение порядка ведения лицензионной деятельности.
 
Порядок выдачи лицензий
Порядок лицензирования банковских операций для кредитных  организаций в РФ определяется
    Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"
    Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
    Инструкцией Банка России от 23 июля 1998 г. № 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности "
Процесс регистрации  и лицензирования проходит в три  этапа:
    - регистрация кредитной организации с выдачей свидетельства о государственной регистрации,
    - полная оплата учредителями уставного капитала в месячный срок после получения уведомления о регистрации,
    - выдача лицензии на осуществление банковских операций в трехдневный срок после предъявления в Банк России документов о произведенной оплате.

77 Банковская система  в Российской Федерации:  общая характеристика.

Современная российская банковская система - это важнейшая  сфера национальной экономики. Практическая ее роль обусловлена тем, что она  реализует в государстве систему  платежей и расчетов: наряду с другими  финансовыми посредниками банки  направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам: большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, воздействуя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег в обращении. Стабилизация роста денежной массы является залогом снижения темпов инфляции, обеспечения стабильного уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на национальную экономик) самым результативным образом.
Приведем основные Федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность:
- Федеральный закон  «О Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (с изменениями и дополнениями) определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России.
- Федеральный закон  «О банках и банковской деятельности»  от 02.12.1990 года №395-1 (с изменениями  и дополнениями) определяет понятия кредитной организации (банка, небанковских кредитных организаций), банковской системы Российской Федерации, перечень банковских операций и сделок; устанавливает основы создания, функционирования и ликвидации кредитных организаций в Российской Федерации.
- Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций» от 25 февраля  1999 года №:40-ФЗ (с изменениями  и дополнениями) устанавливает порядок  и условия осуществления мер  по предупреждению несостоятельности  (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
- Федеральный закон  «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями) регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
- Федеральный закон  «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7августа 2001 года № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации  банковской системы России, к числу  которых относятся: 

- двухуровневая система
- универсальность  деловых банков
- коммерческая направленность  деятельности банков 

Принцип двухуровневой  структуры реализуется путем  законодательного разделения функций  центрального банка и всех остальных  банков. Банк России как верхний  уровень банковской системы выполняет  функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительство РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.
Коммерческие банки  и другие кредитные организации  образуют второй, нижний, уровень банковской системы. Они проводят операции, связанные  с посредничеством в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики. Все банки второго уровня ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т.п. Они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др. 

Принцип универсальности  российских банков означает, что все  действующие на территории РФ банки  обладают универсальными функциональными  возможностями, т.е. имеют право осуществлять все обусловленные законодательством и банковскими лицензиями операции: как краткосрочные коммерческие, так и долгосрочные инвестиционные. Законодательство не предусматривает специализации банков по видам их операций. Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание и максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем этот принцип тати в себе опасность консервации неэффективной структуры банковского продуктового ряда, компенсирую низкую рентабельность одной группы услуг высокой доходностью других. Сочетание в рамках одного банка коммерческих и инвестиционных услуг, обостряет так называемый конфликт интересов между банком и его клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в банках универсального типа. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста. 

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в  Российской Федерации является получение  прибыли. Во многих странах наряду с коммерческими существуют и некоммерческие кредитные организации, например кооператвиные банки, которые не преследуют цели получения прибыли, а создаются для удовлетворения потребностей своих участников в финансовых услугах. Посредничество в кредите и инвестировании могут осуществлять и государственные банки, также не ставящие своей главной целью получение прибыли. 

Функции банков 

Первая функция - обеспечение хозяйствующих субъектов  денежными средствами, необходимыми для: а) осуществления текущих расчетов и платежей по различного рода обязательствам (включая налоговые); б) развития экономики (здесь ключевую роль играют денежные кредиты и прямые инвестиции в формеприобретения паев или пакетов акций и других ценных бумаг). Сфера, в которой действуют банки и иные кредитные организации, - это сфера нематериального производства, где полезный груд воплощается в особом результате, где вырабатываются свои особые услуги. Банки производят уникальную продукцию, а именно: такие многообразные финансовые технологии обслуживания клиентов, решения их проблем, без которых не может обойтись ни один субъект хозяйствования.  

Вторая функция  банков состоит в обеспечении  субъектов экономики специфически банковскими продуктами (технологиями работы с денежными средствами).

86 Организация деятельности  и правовой статус  Центрального Банка  РФ.

Центральный банк —  это банк, возглавляющий кредитную  систему страны, имеющий монопольное  право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах  национальной экономики.
Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» и другими федеральными законами.
Правовое положение  Банка России и его взаимоотношения  с банками и небанковскими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны, Банк России — юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и небанковскими кредитными организациями. Банк России непосредственно не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов, он осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков. Для обеспечения стабильности банковской системы кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России.
Банк России имеет  право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
— золото и другие драгоценные металлы в различной  форме;
— иностранная валюта;
— векселя в российской и иностранной валюте со сроками  погашения до шести месяцев;
— государственные  ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов банка России, определяются Советом  директоров Банка России. В случаях, устанавливаемых Советом директоров Банка России, обеспечением могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства.
В целях воздействия  на ликвидность банковской системы  Банк России рефинансирует банки  путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Согласно действующему законодательству Банк России является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Как орган управления кредитной системы Российской Федерации Банк России, осуществляя функции регулирования и надзора, вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.
В соответствии с российским законодательством Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций.

87 Содержание взаимодействия  между Центральным  Банком России  и органами государственной  власти.

Подотчетность Банка  России Государственной Думе означает, что назначение на должность и  освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой  по представлению Президента РФ. Кроме  того. Государственная Дума назначает  и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России. Помимо этого она проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.
Банк России независим  в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.
Банк России имеет  право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Банк России имеет  двойственную правовую природу: с одной  стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

88 Правовое регулирование  осуществления функции  контроля и надзора  Центральным Банком  России.

В соответствии с  российским законодательством Банк России осуществляет контроль за законностью  и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдачи и отзыва лицензии на право совершения банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте.
Отказ в государственной  регистрации кредитной организации  и выдаче лицензии на осуществление  банковских операций, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Банк России в  соответствии с федеральным законодательством  в целях обеспечения устойчивости кредитных отношений и гарантии прав кредиторов (вкладчиков) устанавливает кредитным организациям определенные обязательные нормативы:
— минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемой кредитной организации; предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала.   Норматив минимального  размера уставного  капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации. Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Внесенные в уставный капитал кредитной организации в установленном порядке материальные активы   (здания,   помещение,   в   котором   располагается   кредитная организация, банковское оборудование и другое имущество) становятся ее собственностью. Не могут вноситься в уставный капитал нематериальные активы  (в том числе права аренды  помещения) и ценные бумаги;
— максимальный размер риска на единого заемщика или  группу связанных заемщиков. Данный норматив устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации. При определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, представленные организацией заемщику или группе заемщиков;
— максимальный размер крупных кредитных рисков. Указанный норматив устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше  5%  собственных средств кредитной организации.  Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25%   собственных  средств  кредитной   организации   (банковской группы). Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций;
— нормативы  ликвидности  кредитной  организации,  которые  определяются как:
соотношение между  ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.