На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Формы безналичных расчетов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение

     При товарно-денежных отношениях, в процессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий  и обязательств, а также распределения  и перераспределения денежных средств  возникают денежные расчеты. 
     В современных рыночных условиях организация расчетов между субъектами хозяйствования занимает одно из главных мест. Большинство сделок по покупке и продаже товаров и услуг завершаются денежными расчетами. Форма расчетов может быть как наличной, так и безналичной. При нормально работающей банковской системе безналичные расчеты выглядят более предпочтительными. В этом случае значительная экономия средств происходит из-за сокращения издержек обращения. Например, перевод денег из одного города в другой по безналичному расчету существенно дешевле, чем перевозка наличных денег.  
         
Безналичные расчеты используется в таких сферах хозяйственных отношений, как реализация продукции, работ и услуг; получение и возврат банковских кредитов; выплата и использование фактических доходов. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот.

    Действующие формы безналичных расчетов
     Безналичные расчеты за товары и услуги осуществляются в различных формах, каждая из которых  имеет специфические особенности  в движении расчетных документов. Расчет представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу  которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Под документооборотом понимается система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств. В него входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк и    т. п.
     В настоящее время в связи с  переходом к рыночным отношениям хозяйственным органам предлагается использовать такие формы, которые предполагают исключить в расчетах диктат производителя и сделать инициатором совершения платежа самих плательщиков.
     В соответствии с действующим законодательством  в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
    Платежные поручения;
    Платежные требования-поручения;
    Чеки;
    Аккредитивы;
    Векселя.
      Формы расчетов между плательщиком и получателем  средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).
     Взаимные  претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются  обеими сторонами без участия  банковских учреждений. Спорные вопросы  решаются в суде.
     Претензии к банку, связанные с выполнением  расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой при участии РКЦ.
     За  несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или  неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу счета, последний имеет право потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% от суммы, несвоевременно или неправильно списанной за каждый день задержки.
     Расчетные документыиспользуемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, должны содержать следующие данные:
     - наименование расчетного документа,  число, месяц, год его выписки;
     - наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
     - наименование получателя средств,  номер его счета в банке,  наименование и номер банка  получателя средств;
     - назначение платежа (в чеке  не указывается);
     - сумма платежа (цифрами и прописью).
     Первый  экземпляр расчетного документа  должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться  счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета  плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.
     Расчетные документы принимаются банками  к исполнению в течение операционного  дня банка (операционный день устанавливается  до 13 часов). Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день. 

      Расчеты платежными поручениями
 
     Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия-получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.
     Возможности применения в расчетах платежных  поручений многообразны. С их помощью  осуществляются расчеты в хозяйстве  как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.
     При расчетах за товары и услуги платежные  поручения используются в следующих  случаях:
- за  полученные товары и оказанные  услуги прямого акцепта товара  при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;
- для  платежей в порядке предварительной  оплаты и услуг (при условии  ссылки в поручении на номер  договора, соглашения, контракта, в  которых предусмотрена предварительная оплата);
- для  погашения кредиторской задолженности  по товарным операциям;
- при  расчетах за товары и услуги  по решениям суда и арбитража;
- при  арендной плате за помещения;
- платежи  транспортным, коммунальным, бытовым  предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.
     В расчетах по нетоварным операциям платежные  поручения используются для:
     - платежей в бюджет;
     - погашения банковских ссуд и  процентов по ссудам;
     - перечисления средств органам  государственного и социального  страхования;
     - взносов средств в уставные  фонды при учреждении АО, товариществ  и т.п.;
     - приобретения акций, облигаций,  депозитных сертификатов, банковских  векселей;
     - уплаты пени, штрафов, неустоек  и т. д.
     Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа и представления в банк, как правило, в 4-х экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение: 
- 1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка; 
- 4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению; 
- 2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

     Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.
     Поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается). Схема документооборота при расчетах платежными поручениями за фактически полученный товар, оказанные услуги, выполненные работы выглядит следующим образом (см. Приложение 1).
     При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производиться расчеты между торговыми организациями, их поставщиками, между торфопредприятиями, электростанциями и производственными предприятиями за уголь, газ, электроэнергию, металл и т. д.
     Расчеты плановыми платежами - прогрессивная  форма перечисления платежей, так  как в своей основе имеет встречное  движение денег и товаров. Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной дебиторско-кредиторской задолженности, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям и организациям заранее планировать свой платежный оборот.
     В этой связи в целях нормализации финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и создания условий для поддержания развития отраслей производства указом Президента РФ от 22.09.93 г. № 1401 “Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары”1 расширена практика использования расчетов плановыми платежами. Исходя из данного указа ЦБР установил, что при постоянных хозяйственных связях расчеты покупателей с сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности независимо от форм собственности за поставленную продукцию производятся плановыми платежами. При этом перечисление средств осуществляется в сроки и в размерах, согласованных в договорах сторон, но не реже трех раз в месяц.
     Указанные плановые платежи применяются как  по одногородним, так и по иногородним  расчетам. Сумма каждого планового  платежа устанавливается сторонами  на предстоящий месяц (квартал) исходя из согласованной периодичности  платежей и объема поставок по договору либо фактической поставки за предыдущий период.
     На  каждый плановый платеж банку предоставляется  отдельное платежное поручение, в котором в графе “Вид платежа” покупатель указывает плановый платеж по сроку (число, месяц) в соответствии с названным выше указом Президента.
     После проверки банком правильности оформления поручения производится списание средств  со счета плательщика. При отсутствии средств на счете покупателя в  день наступления срока планового  платежа платежное поручение принимается банком в картотеку неоплаченных расчетных документов с оприходованием по внебалансовому счету “Расчетные документы, не оплаченные в срок”. Оплата его производится по мере поступления средств на счет плательщика после первоочередных платежей в бюджет, пенсионный фонд, фонд занятости населения и фонд обязательного медицинского страхования.       
     Действующее положение «О безналичных расчетах»  предусматривает особый порядок  расчетов платежными поручениями при  оплате денежных переводов через предприятия связи.
     Предприятиям  и организациям предоставлено право  без ограничения суммы осуществлять денежные переводы через предприятия  связи на следующие цели:
     - на имя отдельных граждан причитающихся  им лично средств (пенсии, алименты, заработная плата, командировочные расходы, авторский гонорар);
     - предприятиям в местах, где нет  учреждения банка, на расходы  для выплаты заработной платы,  по организованному набору рабочих,  по заготовке сельскохозяйственной  продукции.
     В этих случаях предприятие-плательщик выписывает на ближайшее почтовое отделение платежное поручение, где указывает назначение перечисляемой суммы, и сдает его в свое учреждение банка. К поручению плательщик должен приложить бланки заполненных денежных переводов на конкретных получателей, а также общий список всех переводополучателей (в двух экземплярах) с указанием того, кто получает деньги, на какие цели, в какой город или населенный пункт направляется этот перевод.
     В свою очередь предприятие связи, переводящее средства, выписывает через  свое учреждение банка платежное поручение на имя того почтового отделения, которое будет оплачивать эти переводы. К данному поручению прикладываются заполненные бланки денежных переводов перевододателей и экземпляр полного списка переводополучателей.
     При этом движение денежных средств между банками осуществляется через корреспондентские счета в РКЦ. Предприятия связи оплачивают поступившие переводы наличными деньгами либо зачислением средств на счета переводополучателей. При этом переводы, адресованные юридическим лицам, оплачиваются только безналичным путем поручениями, составляемыми в четырех экземплярах, на общую сумму всех переводов по каждому получателю.
     Через предприятия связи хозяйствующие  субъекты могут также переводить на свои счета, открытые в банках, наличные суммы торговой выручки. В бланке почтового перевода перевододатель должен указать:
     - свое полное наименование;
     - номер банковского счета, на  который подлежит зачислению  эта выручка;
     - наименование и номер банка,  в котором открыт этот счет.
     Предприятие связи по всем денежным переводам, связанным с переводом торговой выручки, должно составить платежное поручение в адрес переводополучателя на общую сумму и сдать это поручение в банк, обслуживающий данное предприятие связи. На обратной стороне всех экземпляров поручений, относящихся к перечислению торговой выручки, предприятие связи обязано указать наименование конкретных перевододателей торговой выручки.
     Расчеты платежными поручениями имеют ряд  достоинств по сравнению с другими  формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах. 

      Расчеты платежными требованиями-поручениями
 
     Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
     Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической  отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с  отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).
     Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий на основе товарных, расчетных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.
     Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования-поручения регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.
     Отечественная банковская практика знает разные формы  акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.
     Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.
     Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе акцепта. Не заявленные в условленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).
     Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку об отказе в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк во внимание не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.
     Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка.
     До 1991 г. в нашей стране основной формой акцепта был отрицательный акцепт предварительного характера.
     Сегодня положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации»2 предусматривает использование в расчетах платежных требований-поручений положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.
     Заявленный  плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно  должен быть мотивирован.
Традиционными мотивами отказов от акцепта являются следующие:
- товар  не заказан;
- счет  бестоварный;
- отсутствует  согласованная цена;
- отгрузка  по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.
     Как правило, мотив отказа от акцепта  должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между  поставщиком и покупателем.
     Для акцептования платежного требования-поручения плательщику дается три рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).
При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение  плательщик заверяет его подписями  лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк. При этом: 
- 1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка; 
- 2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика; 
- 3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.

     При частичном отказе от оплаты в платежном  требовании-поручении в графе “Сумма к платежу” плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить.
     В случае отказа полностью или частично оплатить платежное требование-поручение  плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то сопроводительное письмо передается плательщиком в обслуживающий его банк вместе с оформленным платежным требованием-поручением для пересылки его вместе с последним в банк поставщика. В случае полного отказа от акцепта платежное требование-поручение вместе с сопроводительным письмом возвращается к поставщику, минуя банк.
     Расчеты платежными требованиями-поручениями, которые являются новой для нашей  банковской практики формой безналичных  расчетов  (введена в 1990 г.), можно оценить как перспективные, так как они отвечают финансовым и хозяйственным интересам поставщиков и покупателей и укрепляют договорные отношения в хозяйстве: ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа, (поставщик) сразу после отгрузки продукции или оказания услуг; поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в отгруженные товары получить в банке факторинговый кредит (см. Приложение 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Чековая форма расчетов
 
     Чекписьменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.
     Денежные  чеки применяются для выплаты  держателю чека наличных денег в  банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.).
     Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми.
     Покрытые  расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете “Расчетные чеки”, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.
     Непокрытые  расчетные чеки - чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на внебалансовом счете “Гарантии, поручительства, выданные банком”.
     В настоящее время, согласно указаниям  ЦБР, предусматривается использование  в расчетах только покрытых расчетных  чеков.
     Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его  коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.
     Одновременно  с заявлением клиент представляет в  банк платежное поручение на перечисление заявленной денежной суммы с его  расчетного счета на счет “Расчетные чеки” и только после депонирования этих средств имеет право на получение этих чеков.
     Коммерческий  банк перед выдачей чеков клиенту  оформляет их в соответствии со следующими требованиями: 
- наименование банка-плательщика, его номер и местонахождение; 
- наименование чекодателя и номер его лицевого счета в банке; 
- предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек (проставляется на оборотной стороне чека); 
- подпись должностного лица банка и печать.

     Кроме того, работник банка должен под  расписку проинформировать клиента  о правилах пользования чеками и предупредить его об ответственности за утраченные или похищенные чеки. Убыток (в результате утраты или похищения чеков) несет сам чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен по неосторожности или умыслу самого банка.
     Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку (чековая карточка). Она выдается в одном экземпляре независимо от количества чеков и идентифицирует чекодателя по каждому выданному им чеку.
     Лицевая сторона чековой карточки должна содержать следующие данные:
     - наименование банка-плательщика  и его реквизиты;
     - название “Чековая карточка”  и ее номер;
     - наименование чекодателя;
     - образец подписи чекодателя;
     - номер лицевого счета чекодателя.
     На  обратной стороне чековой карточки перечисляются условия, при которых банк гарантирует платеж по чекам:
     - чек выписан на сумму, не  превышающую лимит по нему;
     - подписи чекодателя в чеке  и чековой карточке идентичны;
     - номера счета чекодателя в  чеке и карточке одинаковы;
     - чек должен быть предъявлен  в банк в течение 10 дней со дня его выписки;
     - чек должен быть оплачен по  полной сумме, на которую он  выписан, без какой-либо комиссии.
     Перечисленные условия подписываются ответственным  работником банка и удостоверяются печатью последнего.
     Если  клиент использовал все расчетные чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подлежит уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию в том случае, если предприятие заявило новую потребность в чеках и лимит одного чека при этом не изменился.
     Документооборот при расчетах чеками сводится к следующему. Чекодатель в случае приобретения товаров, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:
     - сумму платежа (цифрами и прописью);
     - наименование получателя платежа;
     - место выписки чека;
     - дату совершения платежа (при этом месяц указывается прописью).
     Выписанный  чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).
     Предприятие, принимающее в оплату расчетный  чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем:
     - сумма чека не превышает предельной  суммы, обозначенной на его  оборотной стороне и в чековой  карточке;
     - номер счета чекодателя, проставленный  в чеке, соответствует обозначенному  в чековой карточке;
     - подпись чекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.
     Убыток, наступивший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается  на обороте чека и проставляет  оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк - 10 календарных дней (не считая выписки).
     Чекодержатель сдает чеки в банк, прилагая их к  реестру в четырех экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя , а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.