На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Модели современного рынка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      Содержание: 

      Введение…………………………………………………………………….2 

    1.Понятие и  сущность рынка……………………………………………...3
     2.Структура  и функции рынка…………………………………………….6
     3.Модели  современного рынка……………………………………………8
     Заключение………………………………………………………………..15

     Список  используемой литературы:……………………………………...16

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение        
     Современный рынок — это один из главных  элементов сложной системы хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют  рыночный механизм и многочисленные, прежде всего государственные, регулирующие институты. Он включает также состояние общественного сознания (культура, правосознание, идеология).
     Рыночные  отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких  промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
     Тема  модели современного рынка представляется достаточно актуальной и представляет научный и практический интерес. В своей контрольной работе я определю понятие и функции рынка, несколько основных рыночных структур, или моделей современного рынка. Ознакомлюсь с наиболее общим способом, которым определяются цена и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
       Экономисты различают четыре  довольно несхожие рыночные ситуации или модели современного рынка: свободную конкуренцию,    монополистическую конкуренцию, чистую монополию, олигополию. Они будут рассмотрены в этом порядке в следующих пунктах моей контрольной работы. Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Помочь прояснить дело может рассмотрение модели рынка (рыночной модели). В таблице №1 будут кратко охарактеризованы основные черты этих четырех моделей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Понятие и сущность рынка 

     Стороннему  наблюдателю может показаться, что  он, безусловно, знает, что такое  рынок, но это представление обманчиво, так как рынок - это сложнейшее социально-экономическое образование. И как и всякое многогранное явление, рынок имеет много определений (например, совокупность отношений между покупателями и продавцами; совокупность отношений между производителями и потребителями, принимающая форму купли-продажи товаров, и так далее).
     С древних времен рынок определялся  как место торговли товарами (рыночная площадь). Он и сейчас существует в  нашей стране в виде колхозных  рынков, где реализуются, главным образом, продукты питания. Есть и вещевые рынки, где продаются товары народного потребления, но их удельный вес в общем объеме товарооборота сравнительно небольшой. С углублением общественного разделения труда, развитием товарного производства понятие «рынок» наполняется новым содержанием. В структуре общественного производства образуется сфера обращения. Она, по существу, и является рынком, т. е. сферой обращения и реализации товаров.
     Возникновение рынка непосредственно связано  с появлением общественного разделения труда. Уже на заре цивилизации произошло крупное разделение труда между земледельческими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.
     Исторически рынок формировался постепенно и  первоначально был связан с розничной  торговлей продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для  такой торговли отводились специальные  места на площадях и оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного рода часто называют базаром, и в этом виде он сохранился и до наших дней. Однако в дальнейшем понятие "рынок" приобрело более широкое значение: сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также фондовых рынках, где продаются и покупаются не только товары, но и акции и другие ценные бумаги.
     Понятие "рынок" по мере развития общественного  производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.
     В зарубежной и отечественной литературе даются самые различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
     Рынок – это, прежде всего, место встречи  продавца и покупателя; между ними осуществляется обмен по цене, о  которой удалось договориться. При  этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций. В ходе обмена происходят своеобразный учёт и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию  и высококачественные ресурсы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.
     Таким образом, рынок представляет собой  специфический способ организации  экономической деятельности, где  хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода - деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном обмене, например бартере, когда происходит непосредственный обмен одних товаров на другие. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотносится к другим. Когда вы покупаете товар за деньги, то последние являются единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете деньги и на них покупаете нужный вам товар. Такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартер все еще встречается в некоторых условиях хозяйствования.
     Рынок – это центральная категория любого экономического механизма, основанная на обмене продукции общественного труда. 

     2.Структура  и функции рынка 

     Главная задача в рассмотрении особенностей функционирования рынка сводится к  выявлению закономерностей определяющих формирование цен на товары и услуги под воздействием спроса и предложения.
     Рынок и каждый составляющий его элемент  выполняет следующие функции:
     - информационная – о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять своё производство с меняющимися условиями рынка;
     - посредническая – связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика по качеству продукции, её цене, срокам поставки, послепродажному обслуживанию и другим параметрам), а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;
     - ценообразующая – на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг. На рынке четко проявляется связь между ценой и стоимостью товаров и услуг и улавливается влияние на них изменений в производстве, потреблении и конъюнктуре;
     - стимулирующая – побуждающая к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной  для развития деятельности прибыли, к внедрению достижений научно-технического прогресса и обеспечению на этой основе интенсивного и эффективного развития всей экономики; ориентирующая на сокращение расходов на производство и продажу в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и достижение соразмерности спроса населения с его доходами;
     - регулирующая – это важнейшая функция, поскольку рынок даёт ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее эффективные отрасли, тем самым меняя структуру экономики. Государство должно различными мерами поддерживать и сохранять конкуренцию во всех её видах.
     Многообразие  рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая  независимость и самостоятельность  в производстве, торговле, тесна  взаимосвязь спроса и предложения, т.е. вся совокупность элементов и особенностей товарного производства, вызывают необходимость дифференциации рыночной системы по интересам товаропроизводителей и покупателей.
     По  своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или  отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений выступают здесь цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда. 

     3.Модели современного рынка        

     Любая попытка исследовать каждую отдельную  отрасль экономики была бы бесконечной  и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Необходимо определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.
     Рыночные  отношения оказывают через спрос  и предложение постоянное влияние  на развитие производства. Однако это  влияние не исчерпывается ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.
     На  основе функционирования различных  моделей рынка в обществе через  свободу предпринимательской деятельности поддерживается тенденция к формированию общественно необходимых затрат труда на производство товаров и услуг и формирования равновесной цены.
     Различают четыре модели современного рынка:
    - рынок свободной конкуренции;
    - рынок чистой монополии;
    - рынок монополистической конкуренции;
    - рынок олигополии.       
     Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной  или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. В таблице № 1, кратко охарактеризованы основные черты этих четырех моделей.
     Характерными  чертами рыночной модели являются: свобода экономических субъектов, свобода выбора деятельности субъектом, свободное ценообразование, совершенная конкуренция как форма существования экономических субъектов, прибыль как основная цель деятельности экономических субъектов. 

     Таблица №1.Характеристики моделей рынка
Характер ные черты
Модели  рынка
Свободная конкуренция Монополистичес кая конкуренция
Чистая монополия Олигопо лия
Число предприя тий на рынке
Очень много      Много Одно Несколько
Тип товара Стандартизованный Дифференцированный Уникальный Любой
Контроль  за ценой Отсутствует В узких рамках Значи-тельный Ограничен
Условия вступления в отрасль Легкие Сравнительно  легкие Блокиро-ваны Наличие барьеров
 
     Свободная конкуренция означает:
     - на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах;
     - никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке;
     -продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы);
     - фирмы никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
     В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы  могут легко войти в отрасль. На другом полюсе—чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (местная электрическая компания). Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один      продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.
     Свободная конкуренция - это рыночная ситуация, которая характеризуется большим количеством рыночных агентов (как продавцов, так и покупателей), выпуском однородного продукта, полным знанием рыночных цен и объемов выпуска продукции, высокой мобильностью ресурсов. При свободной конкуренции рынок состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене.
     Выпуск  однородного продукта. При свободной конкуренции продукция одной фирмы не отличается от продукции, произведённой другими фирмами на рынке. Это важное условие, которое обеспечивает индифферентность покупателя относительно продавца, пока остается одинаковая цена. Но следует помнить, что продукт может быть оценен не только по его физическими товарными характеристиками.
     Полное  знание рыночных цен и объемов  продукции. 
При совершенной конкуренции необходимо, чтобы потребители, фирмы-производители и собственники ресурсов имели полное представление про соответствующие экологические и технологические условия. Потребители должны располагать всей ценовой информацией. Фирмы-производители также должны иметь доступ к любой ценовой или технологической информации. Собственники ресурсов должны знать все о возможностях своих ресурсов. Итак, все имеют равную возможность принимать участие в процессе купли-продажи, производства и сбыта.

       Свободная конкуренция требует того, чтобы все ресурсы были полностью мобильными. Другими словами, каждая ресурсная единица должна иметь возможность свободно входить на рынок или выходить из него, быстро переключаясь с одного способа использования на другого.  
Неценовая конкуренция и контроль над ценой отсутствуют.

     Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.
     Монополистическая конкуренция-это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают подобную, но не идентичную продукцию.
     Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:
       Товар каждой фирмы, которая  торгует на рынке, является  несовершенным заменителем товаров,  которые реализуют другие фирмы. 
Продукт каждого продавца имеет исключительные качества или характеристики, которые объясняют тот факт, что некоторые покупатели предоставляют преимущества товара определенного продавца. Например, покупатели будут готовы заплатить высокую цену за туфли, выработанные конкретным продавцом, если они считают, что эти туфли более удобные. Дифференциация товара означает, что предмет, который продается на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация может осуществляться через настоящие качественные отличия между продуктами или через отличия, которые происходят из-за отличий в рекламе, престиже торговой марки и т.п.

     На  рынке существует относительно большое  число продавцов, каждый из которых  удовлетворяет небольшую частицу  рыночного спроса на товар, которые  реализуют фирма и ее соперники.
     Продавцы  на рынке не обращают внимания на реакцию  своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары, или когда выбирают ориентир относительно объема продажи. 
Эта особенность - следствие все-таки относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией.

       На рынке есть условия для  свободного входа и выхода. 
При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией притягивает новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легкий, как при совершенной конкуренции, так как новые продавцы часто ощущают трудность со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Контроль над ценой незначительный.

     Чистая монополия - это рыночная ситуация, при которой на рынке существует только один продавец и нет близкого заменителя продукта, который он производит.
     Характерные черты - уникальность продукта, владение основными видами сырья. Одна фирма может полностью контролировать снабжение основного вида сырья, которое необходимо для производства продукта.
       Низкие средние затраты. Фирма может стать монополистом потому, что средние затраты производства продукта достигают минимума при довольно большом уровне выпуска продукции. Другими словами, массовое производство сопровождается низкими средними затратами, которых тяжело достичь при незначительном уровне производства. Это служит барьером для входа других фирм на данный рынок.
     Патентные права. Фирма может иметь монополию на товар, владея патентом на определенный продукт или технологический процесс, который используется во время производства продукта. Но патенты обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет.
     Особые  привилегии (лицензии). Фирма может стать монополистом вследствие государственного разрешения (лицензии), которое выдается специальным правительственным органом. Фирме предоставляется право выпускать какой-то продукт либо предоставлять услуги в определенном районе.
     Наконец, олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта "немногочисленность" означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства.
     При олигополии, когда число фирм незначительно, а объем их продукции достаточно велик, они могут сговориться и установить цену, которая будет значительно выше предельных издержек фирм. Поэтому, в отличие от единственного продавца-монополиста, олигополист, ориентируясь на свою кривую спроса, вынужден согласовать свои действия по установлению цен с другими олигополистами.
     Олигополия- это рыночная структура, которая характеризуется очень небольшим количеством продавцов, взаимозависимых между собой, а появление новых продавцов затрудненная или невозможная. 
Олигополистические характеризуются:

     Всего несколько фирм поставляют весь рынок. 
Продукт, который они поставляют, может быть как однородным или стандартизированной (алюминий, цинк, медь, сталь, цемент, технический спирт и т.п.), так и дифференцированным (автомобили, сигареты, бытовые электроприборы, пиво, стиральные средства, ковры и т.п.).

     Фирмы при олигополии отдают себе отчет о своей взаимозависимости. Продавцы всегда учитывают реакцию своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры для объемов продажи, величину рекламных затрат и т.п.
       Наличие определённых барьеров  для входа на рынок(владение  патентами, контроль над стратегическим сырьем, расходы на рекламу). 
Олигополистические рынки можно классифицировать по разным критериями. Если фирмы вырабатывают однородный продукт (цемент, медь и т.п.), то отраслевой рынок называют чисто олигополистическим; если же они изготовляют дифференцированный продукт (автомобили, сигареты и т.п.), то отраслевой рынок называют дифференцированно олигополистическим. Для олигополии характерна неценовая конкуренция, особенно при дифференциации продукта.

     Заключение 

     Итак, рынок—это могущественное средство, движущая сила научно-технического совершенствования производства, ускорения его роста и развития. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ. На современном этапе развития экономики в самых различных странах рынок остается важнейшим элементом хозяйственного механизма. Рынок призван играть важную роль в обеспечении сбалансированности платежеспособности спроса и предложения на товары массового спроса, на факторы производства (рабочая сила, средства производства, на капитал, на сами деньги (рынок ценных бумаг, валютный рынок и т.п.)).
     Рассмотренные мною рыночные модели можно поделить на две группы: реальные и идеальные. К реальным моделям можно отнести монополистическую конкуренцию и олигополию, к идеальным -свободную конкуренцию и чистую монополию. Олигополия и монополистическая конкуренция имеют место на многих реально существующих рынках. Совершенная конкуренция и чистая монополия не характерны для каких-нибудь реально существующих рынков, а представляют собой идеальные типы рыночных структур.
     К идеальным рыночным моделям реально существующие рынки могут только приближаться. Так же тяжело найти рынки чистой монополии. Даже у фирм, которые занимают монопольно-доминирующее положение на рынке, почти всегда есть один-два мелких конкурента. Кроме того, очень редко какая-нибудь продукция уникальная настолько, что вообще не имеет заменителя. Следовательно, идеальных рыночных моделей в мире не существует.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список используемой литературы:

 
     1. Архипов А.И., Большаков А.К. Экономика. М., 1998 г.
     2. Булатов А.С. Экономика. М., 2001г.
     3.Гальчинский  А.С., Ищенко П.С., Палкин Ю.И. Основы экономических знаний. М., 2002г.
     4.Зубко Н.М. Экономическая теория. Минск., 1999г.
     5. Майкл Э. Портер. Стратегия конкуренции. СПб., 1998г.
     6. Радаев В.В. Экономика переходного периода. М., 1998г.
     7. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1999г.         
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.