Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Лекции Лекции по логистике
Информация:
Тип работы: Лекции.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Тема
1. Социально-экономичес ая
сущность логистики 1.1.Эволюция
концепции логистики 1.2.Развитие
логистики и формирование
инфраиндустрии
1.1.Эволюция
концепции логистики
Научные
дисциплины «Логистика « и «Логика»
имеют общие корни. Логистика является
закономерным развитием логики как науки
о свойствах и методах мышления, а также
оптимизации подходов к построению формализованных
систем. Источником возникновения понятия
логистики является Древняя Греция. Для
греков логистика представляла собой
искусство выполнения расчетов. Высших
государственных чиновников, которые
осуществляли контроль за хозяйственной,
торговой и финансовой деятельностью
называли логистами. По свидетельству
Архимеда в 4 веке до нашей эры в Греции
было 10 логистов. У греков термин логистика
был позаимствован римлянами, однако они
придавали ему несколько иной смысл –
распределение продуктов питания или
продовольственное распределение.
Наиболее
ранние упоминания о логистике встречаются
в документах, которые относятся к эпохе
царствования византийского императора
Льва 4, которые относятся к концу первого
тысячелетия нашей эры. Смысловое содержание
понятия логистики вновь претерпело некоторое
изменение. Император использовал данное
понятие в учебнике по военному искусству
Он толковал логистику как науку по организации
материального обеспечения армии и управления
ею. В искусстве управления армией выделялись
не только такие факторы как численность
воинов, структуризация армии и поставленные
перед нею цели, но и распределение и размещение
солдат по определенной территории, влияние
особенностей местности на интендантское
обеспечение и связь. В военном деле следует
учитывать не только качество и вид вооружения,
но и также важно заботиться об армии,
стремиться создавать в любых условиях
ей преимущества перед противником, в
первую очередь материальные.
В
армии Византийской империи существовала
специальная должность – логистас.
Логистас занимался организацией военных
поставок подготовкой военных походов,
обеспечением армии, а также контролировал
многие вопросы, которые напрямую не относились
к его компетенции. Предметных трудов
Первым автором предметных трудов принято
считать Джомини. В своих работах он утверждал,
что логистика охватывает широкий круг
вопросов, включающих планирование, управление,
материальное, техническое и продовольственное
обеспечение, определение места дислокации
войск, а также строительство мостов, дорог,
туннелей и т.д. Как сформировавшаяся военная
наука логистика получила развитие с середины
19 века. Под военной логистикой понималась
совокупность средств и способов, необходимых
для доставки людей техники и боеприпасов
к месту боевых действий, а также планирование
и организация мероприятий по подготовке
и осуществлению связанных с этим процессов.
В
невоенной области логистика
стала применяться значительно позднее.
Наиболее ранние попытки комплексного
использования логистики в целях планирования,
распределения и управления перевозками,
а также организации поставок и управления
информационными потоками отмечены в
Швейцарии. Применение
логистики в производстве
и сфере обращения
приобрело форму искусства
управления материальными, денежными
и информационными потоками.
Очень быстро расширились области логистики
– от отдельных процессов и звеньев микрологистических
систем до отраслевых, межотраслевых и
государственных сфер, которые находясь
во взаимосвязи тем не менее часто руководствуются
различными и нередко противоречивыми
интересами и целями. К началу 70 годов
прошлого века энергетический кризис
послужил катализаторов для формированных
разработок срочных мер по стабилизации
и улучшению ситуации в сфере экономики.
Обратились
к логистике как науке наиболее
эффективно координирующей взаимодействие
материально-техниче кого обеспечения,
производства, распределения, транспорта,
коммуникационной инфраструктуры и рынка
Принципиальная новизналогистического
подхода заключалась в том, что открывалась
реальная возможность глубоко интегрировать
вышеперечисленные области
хозяйственной деятельности в единую
ресуросопроводящую
систему. Логистическая
концепцияпозволила
перейти отдискретного к сквозному
управлению материальными
потоками.
Потребовалось
создание развитой, легко адаптирующейся
материально-техниче кой базы для организации
управления возрастающими материальными
и информационными потоками. Возникла
необходимость в формировании широко
развитой инфраструктуры, разработке
соответствующих организационно-структ рных
форм, формировании требуемого компетентного
и высококвалифицирован ого административно-хозя ственного
аппарата. Логистика приобрела статус
«образа мышления» или концептуальной
стратегии. На практике основное внимание
было обращено на решение конкретных задач.
В первую очередь большие усилия были
направлены на развитие складских и товарно-упаковочных
комплексов, а также на создание рациональных
транспортно – складских систем, информационных
сетей и банков данных
Успешная
координированная реализация огромной
массы частных проектов, а также
развитие материально-техничес ой базы
по оптимизации движения материальных
и информационных потоков позволили в
80 годы прошлого века вернуться к проблеме
управления материальными потоками по
всему воспроизводственному циклу не
только на микро, но и на макроуровне.
В
1960-х годах из концепции маркетинга выделился
круг проблем связанных с обеспечение
процесса производства материальными
ресурсами. Причина обособления этих проблем
объясняется значительным ростом в фирмах
затрат на содержание запасов и транспортирование
продукции. Поэтому фирмы начинают производить
исследования в области продвижения материалопотоков
в каналах распределения, сокращения затрат
на содержание запасов и транспортирование
продукции. На основании полученных результатов
по решению этих проблем сформировалось
новая наука в экономике – логистика
Логистика
в настоящее время широко используется
во всем мире и как считают многие экономисты
без решения логистических проблем трудно
победить в конкурентной борьбе. На наш
взгляд, логистика – это отчасти мастерство,
отчасти теоретические знания и практические
навыки, а также интуитивный подход к решению
стратегических задач и проблем в области
продвижения продукции от поставщика
к потребителю. В целом говоря логистика
– это искусство управления материалопотоком.
Управлять материалопотоком – это означает
выполнять основные функции менеджмента:
планирования, организации, мотивации
и контроля за их продвижением.
Существует
несколько десятков определений
логистики. Это оправдано так
как на любой стадии продвижения
материалопотока мы имеем дело с логистикой
различного типа. Логистические системы
делятся на две группы:
макрологические
системы;
микрологические
системы.
Макрологические
системы изучает наука макроэкономика,
а микрологические системы – микроэкономика.
Рассмотрим типовую классификацию логистических
система, которая приведена на рис. 1.1.
Приставка макро обозначает, что это ветвь
экономической теории изучает крупномасштабные
экономические явления, а ветвь микро
– отражает факт, что о тот раздел экономики
изучает экономические явления, совершаемые
малыми экономическими явлениями.
Один
из вариантов микрологического уровня
показывает концепцию (принципы) логической
системы, которая приведена на рис. 1.2.
Концепция (принцип) логистической системы
связана с управлениям материалами и управлением
распределением. Американские ученые
считают логистику структурой планирования,
а не функцией предпринимательства. Другими
словами, задача управления в области
логистики имеет дело не столько с управлением
материальными потоками сколько с обеспечением
механизма разработки задач и стратегий,
в рамках которых может осуществляться
повседневная деятельность по управлению
распределением.
и
т.д.
Одна
из особенностей принципа логистики состоит
в том, что она уделяет внимание не только
интеграции видов деятельности, которые
традиционно относятся к различным функциям
предпринимательства но при принятии
решения объединяет их. В логичтической
системе все виды деятельности взаимосвязаны
и при принятии решения должны быть учтены
отрицательные и положительные стороны
функциональных областей. Схема на рис.
1.2. напоминает оборот капитала: Д
– Т – П – Т1
-Д1
Логистическая
схема может работать как внутри
производства, осуществляя внутрипроизводственны
перевозки, так и в сфере обращения, связывая
экономические районы, поставщиков и потребителей.
Логистика рассматривается в двух аспектах:
управленческом;
технологическом.
При
организации управления снабжением
продвижение материального потока
и обеспечение сбыта является предметом
организационного поведения При совершенствовании
технологий транспортных перевозок, складского
хозяйства, информационного обеспечения,
планирования и контроля оптимизируются
затраты на эффективное функционирование
каждой из этих служб, оптимизация затрагивается
предметом технологического потока.
Логистика
представляется в целом как определенная
сфера деятельности, основанная на
глубокой интеграции спроса, производства,
обращения, транспорта и информации. Одновременно
логистику рассматривают
как научное направление,
цель которого состоит
в разработке методов
и организационных форм
управления потоковыми
процессами для максимального
удовлетворения спроса
на продукцию и доведения
ее до потребителя в
обусловленный срок
с минимальными затратами.
На
первом Европейском конгрессе (1974
г) по вопросам материальных потоков логистике
было дано следующее определение. «Логистика
– это научное направление
о системном планировании,
управлении и контроле
материальных потоков,
потоков энергетических,
информационных, а также
потоков пассажирских». Конечный
результат достигался на основе принципа
«Любым путем, любыми средствами».
Новизна
логистического подхода в управлении
ресурсами заключается в смене
приоритета хозяйственной деятельности.
Во главу угла ставится не продукт, а процесс
в форме потока. Управление потоковыми
процессами, их преобразование и интеграция
является новой формой управления. Оптимизация
потоковых процессов в экономике стало
возможным благодаря переориентации с
количественных критериев оценки хозяйственной
деятельности на качественные.
На
практике экономический эффект отражается
в сокращении издержек и времени
в сферах производства и обращения.
Наибольший удельный вес в снижении
издержек составляют совокупная экономия
на объемах складских запасов материальных
ресурсов. Экономия времени в логистических
процессах образуется за счет повышения
скорости и точности перемещения конкретного
продукта в процессе производства или
доставки его заинтересованному покупателю.
Изменения
в формальных системах управления потоками
и перевод их на логистические основы
носят характер высвобождения некой логистической
мощности, которой обладают элементы и
процессы материального, денежного и других
видов потоков. Высвобождение дополнительной
логистической мощности при формировании
и моделировании логичтических в сфере
производства и обращения предопределяется
не только изменением объекта управления,
критериев и подходов в формализации систем,
а также нетрадиционными принципами, лежащими
в основе подобных систем.
Это
соответственно кардинально меняет
традиционные взаимоотношения как
между внутриструктурными элементами,
так и между контрагентами в хозяйственной
деятельности любого характера. К логистике
как научной основе управления потоковыми
процессами обращаются во многих областях
деятельности.
Логистика
применяется и понимается в довольно
широком контексте как методология
оптимизации экономических и
управленческих процессов. Комплексное
и полноценное использование теории логистики
в прикладной сфере осуществимо лишь при
достижении определенного уровня развития
экономики и мышления. Степень
применения логистики
является косвеннымкритерием
уровня развития общества.
Использование отдельных элементов, приемов
и методов логистики на первичных стадиях
организации процессов производства и
обращения. Применение логистической
концепции в планировании, организации
и контроле производственно-хозяй твенной
деятельности является новым качественным
уровнем в понимании и практическом осуществлении
системного подхода по управлению экономическими
процессами и явлениями.
Революционность
логистической концепции проявляется
в реальном построении логистических
систем на основе ломки старого и традиционного
механизма управления. Революционность
логистики проявляется в том, что при переходе
на соответствующий уровень организации
и управления хозяйственной деятельностью
включаются регуляторы естественного
отбора, ориентированные на дальнейшее
прогрессирование всей системы в целом.
Эти процессы могут происходить как путем
усложнения и дифференциации действующей
структуры, так и путем упрощения системы
связей и отношений.
Возникновение
потоковых процессов и явлений
вызвано действием определенных
факторов. Создание развитой инфраструктуры
в сфере обращения являющейся амортизатором
между производством
и потреблением содействует интеграции
практически всех сфер социально экономической
деятельности и общества. Основное направление
повышения эффективности общественного
производства достигается за счет сокращения
затрат именно в сфере обращения. В связи
с этим во многих странах осуществляется
интенсивный поиск путей снижения затрат
в сфере логистики.
1.2.
Развтите логистики
и формирование инфраиндустрии
Развитие
логистики и формирование логистических
систем имеет свои этапы и стадии,
последовательность которых зависит от
состояния рынка и степени развития рыночных
отношений в экономике. Под этапами развития
логистики подразумевается уровень теоретических
разработок и принципиальная реализация
их на практике в процессе совершенствования
рыночных отношений и воздействия НТП.
До
конца 1950-х годов для западных стран характерен
тип рынка продавца. Спрос превышал предложения.
К началу 1960-х годов совокупный объем предлагаемой
производителями продукции превысил спрос.
Начался этап формирования рынка покупателя.
Во-первых, конкуренция возросла и обострилась
в результате увеличения числа самих производителей,
посредников и роста объема производства.
Во-вторых, конкуренция приобрела иной
характер, который проявлялся не в подавлении
себе подобных насильственными методами
или с помощью ценовых войн, а в использовании
высокоэффективных технологий и концепций
управления для реализации наилучших
результатов в производственно-хозяй твенной
деятельности. Особенно
обострялась потребность
наладить управление
физическим перемещением
материальных ресурсов. На первом этапе
активно осуществлялась интеграция складского
и транспортного хозяйства. Одновременно
укреплялась координация использования
элементов вспомогательной инфраструктуры.
На втором этапе развития логистики к
согласованию процессов активно подключилось
планирование и оперативное управление
материальными и информационными потоками
в основном производстве. В настоящее
время необходимо выделить третий этап
развития логистики.
Совокупность
материалопроводящих звеньев и процессов
приобретает целостный характер. Процессы
оптимизации материально-техничес ого
обеспечения, производства
распределения и сбыта
осуществляются на принципах
математической логистики.
Наиболее
экономически развитые страны подошли
к четвертому этапу развития логистики.
Данный этап характеризуется необходимостью
осуществлять эффективное сквозное планирование
не только материальными и сопутствующими
им информационными, но и денежными, энергетическими
и иными потоками во всех областях и на
всех уровнях экономики.
Для
оценки применения логистики на локальном
уровне используется понятие «стадии
логистики». Стадии
развития логистики
– готовность, степень
привлечения логистики
для решения практических
задач в экономических
структурах. На микроуровне различают
4 стадии развития логистики. На основе
результатов исследования, проведенного
в 1990-е годы прошлого века были сделаны
следующие выводы. Первая
стадия характеризуется нерегулярной
организацией и суточным планированием
логистики. Хозорганизации осуществляют
централизацию транспортировки материальных
ресурсов и готовой продукции, как на внутренним
так и межфирменным перевозкам. На этом
уровне находилось 57% из числа обследованных
фирм.
На
второй стадии в дополнение к вышеуказанным
функциям осуществлялось централизованное
обслуживание потребителей и обработка
заказов. К этой группе хозструктур относилось
около 20% обследованных объектов. Планирование
мероприятий по ее организации осуществляется
на недельный период, производится увязка
этих мероприятий с бюджетом фирмы, а также
идет поиск вариантов по снижению издержек
производства.
На
третьей стадии развития логистики
дополнительно кроме перечисленных выше
функций осуществляется прогнозирование
сбыта, реализуется комплекс маркетинговых
мероприятий. Планирование производственных
и логистических процессов производится
на месячный период и активно используются
элементы макрологистики. Эту группу составили
18% обследованных организаций.
На
4 стадии находилось 5% организаций. Этот
уровень характеризуется внедрением
интегрированных маркетинговых и логистических
систем, охватывающих весь процесс воспроизводства:
от получения заказа до доставки продукции
конечным потребителям. Разрабатываются
долгосрочные планы материально-техничес ого
обеспечения и сбыта на год и более. Проводится
большая работа по изучению конъюнктуры
рынка и природы покупательского спроса.
Осуществление
научно обоснованной и хорошо организованной
маркетинговой стратегии позволяет внедрить
в хоздеятельность организаций цельную
логистическую систему, которая значительно
увеличивает их преимущества перед конкурентами.
Подробная информация о потребителях
и наличие гибких производственно-логис ических
систем позволяет сокращать время выполнения
заказов и интервалы поставок, обеспечивать
эффективное управление запасами материальных
ресурсов и готовой продукции, отрегулировать
деловой сервис, повысить четкость функционирования
всей хозяйственной системы на локальном
уровне.
До
определенного времени основное
производство по своим техническим
и технологическим показателям опережало
уровень развития инфраструктуры. Выгодно
снижать затраты в области транспортно-складско о
хозяйства. Снижение запасов является
очень эффективным сродством повышения
рентабельности. Логистическая концепция
по управлению потоковыми процессами
позволяет размер запасов и незавершенного
строительства снизить на 50-95 % и на 40-70
% сокращается потребность предприятий
в производственных площадях. Количество
и качество необходимых
преобразований в производственно-хозяй твенной
деятельности организаций
обуславливают переход
производства и обращения
на стадию инфраиндустрии.
Отличительным
признаком инфраиндустрии является
наличие высокоразвитой инфраструктуры.
Инфраиндустрия представляет собой
систему сооружений, машин и технологий
транспортно-складск х работ, интегрированных
в основное производства.
Тема
2. Понятие и виды
логистики
Логистика
представляет собой комплексную
дисциплину. Термин логистика к середине
1980-х годов 20 века стал использоваться
повсеместно. Первоначально в гражданской
деятельности это понятие употреблялось
для обобщения процессов взаимодействия
и взаимозависимости лишь складского
и транспортного хозяйства. Новый уровень
согласования хозяйственной деятельности
требовал синхронизовать не только процессы
перемещения материальных ресурсов в
пределах транспортно-складски систем
но и инфраструктурные процессы по ряду
функциональных направлений в основном
производстве.
В
настоящее время данный термин имеет
постоянно расширяющийся диапазон
толкований. Избрав предметом исследований
потоковые процессы потребность в нетрадиционном
подходе к разрешению проблем назрела
во всех областях социально-экономичес ой
деятельности. Наибольшее развитие на
сегодняшний день логистика получила
в области управления материальными и
соответствующими им информационными
потоками.
По
форме толкования всю совокупность
определений необходимо разделить
на 2 направления. Первое направление –
сводится к трактовке логистики как области
хозяйственной деятельности по управлению
материальными и информационными потоками
в сфере производства и обращения. Второе
направление – междисциплинарное научное
направление, имеющее прагматический
характер и связанное с поиском новых
возможностей повышения эффективности
потоковых процессов любого характера.
Анализируя
существующий разброс мнений необходимо
выделить объединяющую всех идею, которая
выражает принципиальное отличие логистического
подхода к управлению потовыми процессами
от радиционного подхода – интеграция
отдельных звеньев потокопроводящей цепи
в единую систему, способную быстро адаптироваться
к происходящим изменениям внешней и внутренней
среды, а также интеграция всех аспектов
планирования и управления потоковыми
процессами.
Исходя
из вышеизложенного, приведем следующее
определение понятия логистики как особой
системы планирования, управления и контроля
потоковыми процессами в условиях интеграции
снабжения, производства, распределения
и сбыта полезных ресурсов (материальных,
информационных, финансовых и энергетических)
на базе прогрессирующей производственной,
коммерческой и коммуникационной инфраструктуры
с использованием информационных технологий.
2.2.Виды
логистики
Логистика
как наука по управлению материальными,
информационными и иными потоками включает
в круг своих интересов значительную часть
сферы экономической жизни общества. По
масштабам разрабатываемых проблем логистика
делится на:
макрологистику; микрологистику.
В
область исследований макрологистики
включаются процессы, протекающие на региональном,
межрегиональном, общенациональном и
межгосударственном уровне. Эффективность
глобальной логистической концепции заключается
в значительном сокращении числа посредников
Микрологистика
занимается комплексом вопросов по управлению
материальными, информационными и другими
потоками основываясь на интересах отдельного
предприятия или корпоративной группы
предприятий, объединенных общими целями
по оптимизации хозяйственных связей.
По
характеру зон управления логистика
делится на:
внешнюю логистику;
внутреннюю
логистику
Внешняя
логистика занимается вопросами по регулированию
потоковых процессов, выходящими за рамки
деятельности, но находящимися в сфере
влияния субъекта хозяйствования.
Внутренняя
логистика направлена на координацию
и совершенствование хозяйственной
деятельности, связанной с управлением
потоковыми процессами в пределах предприятия
или корпоративной группы предприятий.
Наиболее
распространенным принципом структуризации
логистики является классификация
по характеру хозяйственной деятельности
и выделяют следующие виды. Заготовительная
(закупочная снабженческая)
логистика, которая связана с заготовкой
материальных ресурсов и решает все вопросы
относящиеся к сфере материально-техничес ого
обеспечения предприятия и подготовки
продукции к производственному потреблению. Производственная
логистика, включающая все вопросы
по организации и управлению перемещением
материальных ресурсов от сырья до готового
изделия непосредственно в процессе производства,
в том числе подачу сырья, материалов и
комплектующих изделий на рабочие места. Распределительная
(маркетинговая) логистика, которая
специализируется на реализации продукции,
включая ее доставку потребителю и послепродажное
обслуживание.
Развитие
средств коммуникации и компьютеризация
хозяйственной деятельности обусловило
выделение информационной
логистики.
Важность
и сложность процессов транспортировки
материальных ресурсов объединяют эти
процессы и их изучение в транспортной
логистики.
Складская логистика, включает все
операции и процессы, связанные со складированием,
хранением и переработкой материальных
ресурсов в складском хозяйстве на всех
уровнях. Финансовая
логистика – применение логистических
принципов, методов, подходов в сфере денежного
обращения, включая вопросы управления
и рационализации денежных потоков на
всех этапах движения наличных денежных
средств
Тема
3 Методологические
аспекты управления
логистикой 3.1.
Цели логистики.
Логистика
отражает общую стратегию и тактику
деятельности хозструктур в экономике
рыночного типа. Избранная стратегия
организаций перешедших на логистические
принципы функционирования должна быть
широко ориентирована на потребителя.
Мотивация потребителей в приобретении
товара является очень изменчивой. Критерии
наилучшим образом могут удовлетворить
логистические системы так как именно
для этих целей они разрабатываются и
создаются Предназначение логистики состоит
в адаптации к желаниям потребителя.
Главной
целью логистики является доставка
продукции соответствующего качества
и соответствующего количества точно
в срок при относительно минимальных
затратах на снабжение, хранение, производство,
упаковку, сбыт, транспортировку продукции,
а также на получение, обработку и передачу
информации. Главная цель логистики конкретизируется
в подцелях.
При
стратегическом и оперативном управлении
хоздеятельностью создание логистических
систем рассматривается как гарантия
успеха в конкурентной борьбе. Такая оценка
оправдана, поскольку формирование логистических
систем связано с:
глубоким
изучением рынка, его тенденций и закономерностей;
оптимизацией
методики выработки альтернативных вариантов
и осуществлением правильного выбора;
эффективным
прогнозированием не только прямых конечных
и промежуточных результатов, но и побочных
явлений;
синхронизацией
действий на всех уровнях и во всех сферах
управления.
Интеграция
стратегических целей предприятия и целей
логистики осуществляется естественным
образом в различных сферах деятельности
и на различных уровнях управления. Чем
выше интеграция методологии логистики
в функциональную деятельность предприятия
вплоть до отдельных операций, тем выше
эффективность промежуточных и конечных
результатов этой деятельности.
Интеграция
целей производится как по горизонтали,
так и по вертикали. По горизонтали осуществляется
взаимоувязка действий по прямым и обратным
связям в процессе управления материальными
и информационными потоками в каждой отдельно
взятой сфере деятельности предприятия.
Вертикальная интеграция целей проявляется
в их максимальном согласовании во всех
сферах деятельности и на всех уровнях
управления. В иерархическом структуре
управления предприятием имеется несколько
уровней на каждом их которых стратегические
и тактические цели формализуются исходя
из сущности этого уровня управления.
В
логистической системе как при
горизонтальной так и при вертикальной
интеграции необходимо постоянное взаимодействие
и наличие обратных связей между сферами
и уровнями. Это является важнейшим определяющим
условием эффективности процессов выработки
и реализации управленческих и исполнительных
решений.
Цели
определяют постановку задачи, задачи
формализуются в конкретные показатели
деятельности. Обратная связь является
основой для проведения АХД, контроля
ее соответствия намеченным целям. Несоответствие
полученных показателей целям может привести
к изменению последних или ужесточению
системы контроля на предприятии.
Логистика
позволяет свести к минимуму несоответствие
целям и показателям. В процессе
интеграции она помогает перевести
систему целей предприятия в комплекс
совместимых задач, имеющих единый язык
решения во всех сферах и на всех уровнях
управления Разрабатываются единые эффективные
ориентиры и правила функционирования
для всех структурных подразделений путем
корректировки последних с общими целями
действующей системы.
3.2.Задачи
логистики
Для
практической реализации целей логистики
необходимо найти адекватные решения
ряда соответствующих задач, которые по
степени значимости разделяются на 3 группы:
В
соответствии с главной целью
логистической системы отдельно
выделяется главная задача логистики
– достижение с наименьшими затратами
максимальной приспособленности субъектов
хозяйствования к рыночной конъюнктуре,
увеличение на рынке своей доли участия
и получение преимуществ перед конкурентами.
Независимо от вида логистической системы
к ее глобальным задачам относят:
создание
комплексных интегрированных систем материальных,
информационных, а при возможности и других
потоков;
стратегическое
согласование, планирование и контроль
за использованием логистических мощностей
сфер производства и обращения;
постоянное
совершенствование логистической концепции
в рамках избранной стратегии в рыночной
среде;
достижение
высокой системной гибкости путем быстрого
реагирования на изменения внешних и внутренних
условий функционирования.
Решение
глобальных задач не может быть осуществимо
без постановки и решения общих задач.
Условием жизнеспособности логистических
систем всех видов является разрешение
следующих общих задач:
осуществление
сквозного контроля за потоковыми процессами
в логистических системах;
разработка
и совершенствование способов управления
материальными потоками;
многовариантное
прогнозирование объемов производства,
перевозок, запасов;
выявление
несбалансированности между потребностями
производства и возможностями материально-техничес ого
обеспечения, а также потребностями в
логистических услугах при сбыте и возможностями
логистической системы;
стандартизация
требований к качеству логистических
услуг и отдельных операций;
рациональное
формирование хозяйственных связей;
выявление
центров возникновения потерь времени,
материальных, трудовых и денежных
ресурсов;
оптимизация
технической и технологической структуры
транспортно-складских комплексов;
определение
стратегии и технологии физического перемещения
материальных ресурсов, полуфабрикатов
и готовой продукции;
формализация
текущих и оперативных логистических
целей и параметров функционирования
логистических систем.
Частные
задачи в логистике имеют локальный
характер, которые более динамичны и разнообразны.
К ним относятся:
оптимизация
запасов всех видов и на всех этапах;
максимальное
сокращение времени хранения продукции;
сокращение
времени перевозок;
быстрая реакция
на требования потребителей;
повышение
готовности к поставкам;
снижение
затрат во всех звеньях логистической
цепи;
рациональное
распределение транспортных средств;
гарантирование
качественного послепродажного обслуживания;
поддержание
постоянное готовности к приему, обработке
и выдаче информации;
последовательность
и звеность продвижения потоков через
трансформационные объекты.
3.3.Основы,
принципы и система
обеспечения логистики
Практика
показывает, что требуется концепция,
которая опиралась бы на новые принципы
и имела научную основу – концепция
логистики. К научным основам логистики
относятся:
системный
подход;
совокупность
экономико-математичес их и экономико-статистиче ких
методов;
информационные
технологии;
Экономической
основой логистики являются:
наличие независимых
товаропроизводителей;
развития
инфраструктура;
естественное
ценообразование;
конъюнктура
спроса на рынке
Методологической
основой логистических систем выступают
эвристические подходы и в
первую очередь применение экспертных
оценок.
При
разработке и создании логистических
систем важнейшее значение имеют
принципы, которые определяют характер
и природу всего механизма взаимодействия
в целом и отдельных его элементов в частности.
Выделяют следующие принципы, отражающие
логистический подход к решению проблем
в производственно-хозяй твенной деятельности Принцип
динамичности предусматривает что логистические
системы не должны быть застывшими организационно-эконом ческими
образованиями и должны отражать сущность
охватываемых ими процессов. Сущность
заключается в прогрессивной динамике,
которая выражается в развитии и стремлении
к совершенствованию. Динамичность как
форма движения объединяет дискретность
производственных и снабженческо-сбытовы
операций, предметы и средства труда, а
также цели и задачи, определяемые на очередном
этапе развития. Принцип
комплексности
означает, что системы в логистике должны
строиться как совокупность нескольких
или множества элементов которые тесно
взаимосвязаны между собой. Постоянное
автономное функционирование каких-либо
отдельных элементов в рамках логистической
системы не допускается и считается деструктивным.
Исключением являются лишь чрезвычайные
и нестандартные ситуации. Принцип
гибкости предусматривает, что система
и цели должны строиться таким образом,
чтобы всегда имелась возможность взаимозаменяемости
структурных элементов. Принцип помогает
системе быстро адаптироваться к изменению
внутренних и внешних условий. Принцип
инициативности, предполагает проявление
образующимися структурами способности
предупредительной реакции на вероятные
события, а также возможности создавать
и регулировать субъективные условия,
положительно влияющие на процессы хозяйственной
деятельности. Принцип
целесообразности
ориентирует на привлечение лишь того
потенциала который играет положительную
роль в достижении поставленных целей.
Проявляется избирательность в выборе
организационных, технических и технологических
структурных составляющих.характе изующая
стремлением к минимизации затрат или
времени перемещения в условиях многовариантности
решений конкретных задач.
Наиболее
эффективные показатели в организации
хозяйственности деятельности достигаются
в результате синхронизации процессов
производства транспортировки, снабжения
и сбыта путем максимальной интеграции
всех взаимосвязанных систем и подсистем
на принципах логистики
Чтобы
реализовать цели задачи и принципы
логистики необходимо располагать
не только экономической, методологической
и научной основами, но и соответствующей
системой обеспечения, которая включает
4 направления: Социально-экономичес ое
обеспечение, которое включает рынок,
спрос, наличие сфер производства и обращения,
а также совокупность мотиваций в социально-экономичес ой
жизни общества. Материально-техничес ое
обеспечение, которое включает совокупность
материальных и технических средств по
физической реализации логистических
целей. Технологическое
обеспечение логистики в макро и микроэкономике
проявляется через четкую синхронизацию
процессов производства и управления
материальными информационными потоками
на всех этапах их продвижения. Математическое
обеспечение обуславливает применение
методов и инструментария математики
и кибернетики.
3.4.
Требования и функции
логистического управления
Логистические
цели, задачи и принципы хозяйственного
управления обуславливают ряд требований,
предъявляемых к соответствующим системам
и подсистемам. Количество требований
зависит от действующих факторов в каждом
конкретном случае. Выделяют следующие
требования, которые имеют постоянный
характер и выполнение которых отражает
сущность логичстической концепции в
формировании деловых связей между всеми
участниками и звеньями логистической
цепи:
рационализация
материальных и информационных потоков;
обеспечение
готовности производителя и посреднических
структур к выполнению заказов;
минимизация
относительных и совокупных затрат;
обеспечение
сохранности при складской переработке
и транспортировке материальных ресурсов
и готовой продукции;
возможность
получения, обработки и предоставления
актуальной информации;
совместимость
логистических элементов.
Практическая
реализация методологии логистики
выражается через ее функциональные
рычаги. Логистическая
функция представляет
собой определенный
комплекс логистических
операций направленных
на реализацию целей
и задач конкретной
логистической системы. Логистическая
функция задается формализованными значениями
показателей, которые являются ее выходными
переменными. Наиболее важными сферами
проявления логистических функций по
управлению материальными потоками являются:
снабжение, производство, распределение
и сбыт.
Продуцентами
логистических функций на макроуровне
являются траспортно-экспедици нные предприятия,
предприятия оптовой и розничной торговли,
предприятия-изготов тели и в некоторой
степени предприятия-потребит ли. Они
формируют материальные и информационные
потоки и непосредственно осуществляют
и контролируют процессы товародвижения.
На
микроуровне продуцентами логистических
функций являются соответствующие структурные
подразделения предприятий. Наличие широкого
спектра логистических функций, многие
из которых реализуются в тесной взаимосвязи
с функциями маркетинга. В логистике помимо
прямых функций выделяется понятие обратная
логистическая функция. Этот тип функций
предполагает движение материального
потока и информации в направлении противоположном
исходному. Наиболее распространенным
примером обратной функции является возврат
торговым посредником товара с истекшим
сроком реализации своему поставщику.
Стагнация
на рынках традиционных товаров и
услуг приводит к возникновению
и расширению новых рынков. Цикл
разработки и выпуска новой продукции
как материальной так и нематериальной
становится все короче. В связи с ускорением
морального износа особенно товаров производственного
назначения их жизненный цикл также неуклонно
сокращается. ФАКТОР
ВРЕМЕНИ В УСЛОВИЯХ
РЫНКА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИОБРЕТАЕТ
ВАЖНЕЙШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ. В современных условиях
логистика становится все более решающим
фактором в конкурентной борьбе товаропроизводителей
Комплексность
управления потоковыми процессами достигается
различными способами и имеет
различные формы, в основу которых закладываются:
системный
подход при развитии специфических функций
управления материальными, денежными,
информационными и другими видами потоков.
Важное значение имеет их рациональное
распределение по вертикали и горизонтали,
а также концентрация и специализация
в соответствующих структурах и подразделениях;
интеграция
функций по формированию хозяйственных
связей с функциями по планированию, организации
и управлению потоковыми процессами;
координация
стратегии и тактики субъектов хозяйствования;
взаимоувязка
и взаимозависимость управления материальными,
информационными и другими потоками в
складской, транспортной и производственной
системах;
развитие
ЭММ управления, основанных на оптимизации
планируемых процессов с учетом интересов
транспортных, снабженческо-сбытовы ,
производственных и других структур действующей
системы.
Применение
логистической концепции управления
с одной стороны создает предпосылки для
создания комплексных логистических систем,
охватывающих функциональные задачи по
регулированию потоковых процессов. Одновременно
эти функциональные задачи в рамках логистической
системы максимально эффективно разрешаются
именно за счет системного подхода.
3.5.Основные
подходы и методы,
применяемые в логистике
Методологической
основой сквозного планирования
потоковыми процессами является системный
подход. Он представляет собой комплексное
изучение явлений, ситуации или объектов
как единого целого с позиций системного
анализа. Системный подход можно характеризовать
как совокупность определенных принципов,
соблюдение которых позволяет целенаправленно
ориентировать теоретические исследования
и практическую деятельность
В
процессе создания логистических систем
необходимо руководствоваться следующими
положениями системного похода:
согласование
ресурсных, информационных и других характеристик,
которые выражаются через количественные
и качественные показатели проектируемых
или действующих систем;
ликвидация
несоответствия между интересами, целями,
задачами и показателями всей логистической
системы и ее отдельных подсистем;
соблюдение
последовательности продвижения по этапам
создания или анализа функционирования
логистических систем.
Широкое
применение в логистике нашел
макроподход, при котором система рассматривается
как единое целое. В этом случае внутренняя
структура и взаимосвязи в отдельных хозобъединениях
и процессах не принимаются во внимание.
Изучаются лишь подходы и входы в целостную
структуру системы, а также процессы протекающие
в логистической среде на общеструктурном
уровне. Микроподход
позволяет исследовать внутреннюю структуру
и внутренние связи между его элементами. Детерминированность
системы предполагает полную предсказуемость
результатов логистических процессов.
Логистическая система отработана до
такой степени, что отрицательное влияние
воздействующих факторов на конечные
результаты сведено до минимума за счет
высокой адаптивности. Стохастический
или вероятностный
подход означает.что под влиянием
внешних и внутренних факторов и случайных
воздействий конечные ожидаемые результаты
могут принимать неустойчивый характер. Статический
подход помогает исследовать логистические
проблемы по состоянию на определенный
момент времени. Динамический
подход означает изучение логистических
систем, подсистем и их взаимосвязей в
развитии, в непрерывном движении под
влиянием действующих тенденций во внешней
и внутренней среде. Функциональный
подход использует понятия: процесс функционирования
системы и закон функционирования системы. Процесс
или режим функционирования
логистической системы
показывает изменения
в ее состоянии, которые
выражаются изменением
любой величины, характеризующей
эту систему. В качестве закона функционирования
выступает совокупность правил и определенная
последовательность действий. Зная законы
функционирования логсистемы, их исходное
состояние и задавая конечные результаты
в процессе планирования и управления
разрабатываются модели и прогнозы их
дальнейшего развития.
Экспериментальный
подход предполагает проведение необходимых
исследований путем активного вмешательства
в ход логистических процессов
и дальнейшего наблюдения за результатами.
Кроме
того, применяются дискриптивный, нормативный
и другие подходы. Совокупность подходов,
используемых в логистике на основе логистиченских
принципов и требований образуют так называемый
логистический подход.
Традиционные подходы обуславливают переход
от частного к общему или так называемый
индуктивный поход. Логистический подход
к процессу создания целостной системы
состоит из трех этапов:
На
первом этапе определяются цели отдельных
подсистем и формализуются задачи,
которые необходимо решать силами и в
рамках этих подсистем. На втором этапе
анализируется
информация
необходимая для жизнеобеспечения этих
систем и одновременно формируется система
информационного обеспечения. На третьем
этапе из имеющихся составных элементов
образуются требуемые функциональные
подсистемы, совокупность которых путем
подстройки входных и выходных контактирующих
узлов составляет более или менее работоспособную
систему. Отличительная
черта логистического
подхода заключается
в последовательном
переходе от общего
к частному. Начальной точкой исследования
и критерием в процессе управления является
конечная цель для реализации которой
создается логистическая система. Если
система еще не создана, то алгоритм действий
сводится к 4 этапам.
На
первом этапе устанавливаются общие
цели будущей логистической системы, определяется
круг проблем и задач, требующих решения,
рассчитываются конкретные показатели,
отражающие конечные и промежуточные
результаты функционирования всей системы.
На
втором этапе проводится анализ системных
целей, задач влияния внешних и внутренних
факторов, определяются требования которым
должна соответствовать логистическая
система и ее элементы, а также условия
и ограничения, в которых она будет функционировать.
На
третьем этапе руководствуясь целями
задачами и требованиями проектируются
варианты моделей логистической системы
и ее подсистем. После этого осуществляется
отбор наиболее эффективных моделей.
На
четвертом организационном
этапе создаются и преобразуются
элементы сначала общесистемного значения,
а затем подсистемного значения. Далее
осуществляется формирование единой логистической
системы и структуризации ее на подсистемы.
С
точки зрения логистики по ряду характерных
признаков все методы можно условно объединить
в 3 группы:
ЭММ, в том
числе методы разработки оптимальны решений;
методы прогнозирования;
неформальные
методы.
Тема
4 Важнейшие категории
и понятия логистики
4.1.Материальный
поток и его
характеристики
Понятие
материального потока является важнейшим
в экономической логистике. Понятие
обобщает непрерывность изменений и движения
продуктов труда в сфере обращения и производства,
в том числе и рециркуляцию отходов. Материальный
поток рассматривается как некоторое
явление в процессе которого к определенному
объекту прилагают различные логистические
операции в установленный отрезок времени.
В логистике материальные
потоки представляют
собой взаимосвязанную
особым образом совокупность
логистических операций, процессов,
звеньев и предметов
начиная с добычи, переработки
и заканчивая потреблением
(перераспределением
материальных ресурсов,
готовой продукции для
достижения общих целей
логистической системы.
Форма
существования материального потока
обусловлена самим определением
и проявляется в материально-веществе ных
образованиях, которые могут меняться
в зависимости от этапа продвижения. В
тех случаях когда материальные потоки
рассматривают не во временном интервале,
а в определенный момент времени они образуют
материальные запасы. Материальные потоки
могут находится в двух противоположных
состояниях в виде:
Материальные
потоки могут быть классифицированы
по нескольким признакам. По отношению
к логистической системе:
внешние,
которые протекают во внешней среде,
внутренние,
которые протекают внутри логистической
системы.
По
предназначению материальные потоки подразделяются:
входные,
внешний поток, поступающий в систему
из внешней среды;
выходной,
поток выходящий из системы и поступающий
во внешнюю для не среду.
Входные
и выходные потоки материальные потоки
являются формой реализации циклических
связей, т.е. связей в которых выход из
одной системы одновременно является
входом в другую и наоборот.
По
ритмичности материальные потоки подразделяются
на 3 группы:
непрерывные;
дискретные,
организация обеспечения потребностей
в форме складских и транзитных поставок,
подача на рабочие места.
блиц-поток,
разовые поставки.
В
зависимости от предмета изучения материальные
потоки могут быть:
продуктовые;
операционные;
участковые;
системные.
Продуктовые
материальные потоки – объект изучения
перемещение конкретных продуктов и средств
труда. Операционные
материальные потоки – потоки материальных
ресурсов по отношению к отдельным логистическим
операциям. Участковые
материальные потоки – совокупные
потоки, рассматриваемые на отдельном
участке логистической системы. Системные
потоки – материальные потоки, циркулирующие
в целом по логистической системе.
Материальные
потоки характеризуются количественными
и качественными показателями. Основными
из них являются напряженность и
мощность материального потока. В
сфере производства эти показатели
зависят в первую очередь от формы производства
(мелкосерийное, массовое или индивидуальное),
технологии выполнения логистических
операций, уровня механизации и автоматизации
работ, от вида продукции и назначения
продукции. Напряженность
материального потока
– интенсивность перемещения материальных
ресурсов, полуфабрикатов и готовой продукции.
Мощность материального
потока – объемы продукции перемещаемые
за единицу времени. Русло
материального потока – путь движения
материальных ресурсов в рамках логистической
системы от источника генерации до пункта
назначения.Глубина
русла – потенциальная мощность материального
потока по данному пути перемещения.
Векторная направленность
русла – направление движения материального
потока внутри логистической системы: вертикальная
– перемещение материальных ресурсов
в последовательности снабжение – производство
– сбыт. горизонтальная
– перемещение ресурсов, которое осуществляется
между структурными подразделениями и
рабочими местами.
Процессы
управления материальными потоками разделяются
на 2 сферы: материальное
управление – планирование, организация
и управление перемещением материальных
ресурсов и полуфабрикатов на пути к предприятию
и в его переделах. материальное
распределение – распределение готовой
продукции среди ее потребителей и организация
доставки к месту назначения.
Транспортные
работы включают любые перемещения
материалов и продукции на любом
участке системы и работы такого
характера называют транспортно-перемеща щими.
Все вышеназванные работы и перемещение
готовой продукции за пределами предприятия
в сферу обращения и доведения ее до
сферы потребления образуют единый транспортно
– перемещающий комплекс.
4.2.
Информационные потоки
в логистике
В
логистических системах материальные
потоки сопровождает определенный объем
информации. По сути содержание информационного
потока как правило отражает данные материального
потока, но по временным параметрам они
могут не совпадать. Векторное соответствие
друг другу материальных и информационных
потоков также имеет специфическую особенность,
так как они могут однонаправлены и разнонаправлены.
Информационный поток может в частности
направлен в противоположную материальному
потоку сторону. В наиболее общем виде
информационный поток представляет собой
движение в некоторой среде данных, которые
выражены в структурированном виде.
Применительно к логистике
информационный поток
– это совокупность
циркулирующих в рамках
логистической системы,
а также между логистической
системой и внешней
средой сообщений необходимых
для контроля и управления
логистическими операциями.
Формы
проявления информационных потоков
можно свести к 4 видам:
По
отношению к логистической системе
информационные потоки делятся:
внешние;
внутренние.
По
предназначению информационные потоки
делятся:
входные;
выходные.
По
ритмичности информационные потоки
делятся:
постоянные;
дискретные
или периодические;
разовые.
Формирование
и управление информационными потоками
зависит от множества субъективных и объективных
факторов. Управление
информационными потоками
представляет собой
деятельность по ограничению
скорости передачи определенной
информации до величины,
соответствующей скорости
ее приема и закрепления,
а в области количественных
показателей – в ограничении
объема информационного
потока до установленных
параметров пропускной
способности обусловленного
участка или распределительного
узла пути следования.
Управление
информационным потоком проявляется
также в изменении структуры и корректировке
направления потока. Измеряется информационный
поток количеством обрабатываемой информации
за единицу времени. Расходы по формированию
и переработке информационного потока
являются важной составной частью логистических
издержек.
4.3.Логистические
операции и другие
понятия в логистике Логистическая
операция – это
обособленная совокупность
действий направленных
на преобразование материальных
и информационных потоков
по реализации логистических
функций через систему
логистических отношений. Параметры
логистических операций задаются множеством
начальных условий, а управление ими зависит
от состояния внешней и внутренней среды
логистической системы. Переменные, которые
корректируют выполнение логистических
операций с точки зрения конкретной логистической
системы являются неуправляемыми, которые
могут быть 3 видов:
фиксированными;
случайно
фиксированными;
неопределенными.
На
выбор и реализацию логистических
операций влияет также стратегия
субъекта логистической системы
и характеристики целевых функций.
По отношению к логистической системе
операции могут быть классифицированы:
внешние,
ориентированные на интеграцию системы
с внешней средой;
внутренние,
ориентированные на выполнение внутри
системы.
Внешние
логистические операции подвержены
влиянию случайных переменных в большей
степени чем внутренние. По характеру
выполнения работ операции подразделяются:
– операции с добавленной стоимостью;
– операции без добавления стоимости.
Логистические операции подразделяются:
односторонние,
которые выполняются внутри логистической
системы;
двухсторонние.
По
отношению к логистическим операциям
важнейшее значение имеет такой
показатель как приоритетность. Приоритет
в логистике – это величина
характеризующая значимость некоторой
логистической операции по отношению
к другой, если между ними возможна конфликтная
ситуация. Различают 2 вида приоритета:
абсолютный,
при поступлении требования более высокого
класса обслуживания требование более
низкого класса прерывается; относительный
при котором обслуживание текущего требования
доводится до конца, а затем поступившие
требования принимаются к обслуживанию
вне очереди.
Инверсионный
порядок обслуживания, когда требования
поступившие раньше обслуживаются позже.
Логистические системы функционируют
в условиях неопределенности и наиболее
распространенными являются системы с
динамическими приоритетами. Последовательность
выполнения логистических операций определяется
количественными и качественными признаками
поступающих требований.
Понятие
скорость в числе других характеризует
уровень организации производственно-хозяй твенной
деятельности. Чтобы управлять логистическими
процессами снизу, т.е. через логистические
операции широко используются технологические
карты. Карты представляют собой форму
технологической документации, в которой
расписан технологический процесс, указаны
перечень и последовательность логистических
операций при работах. Они устанавливают
порядок, условия и требования к выполнению
операций.
Тема
5. Формирование логистических
систем
5.1.Сущнсть
логистических систем Логистическая
система – эта
экономическая система,
обладающая высокими
адаптивными свойствами
в процессе выполнения
комплекса логистических
функций и операций.
Она формируется из нескольких подсистем,
которые широко интегрированы между собой
и с внешней средой. Субъектами системы
могут быть предприятия, территориально-производственные
комплексы, совокупность производственных
и инфраструктурных элементов, а также
связей на различных уровнях – локальном.
региональном и государственном. Целью
создания системы является обеспечение
доставки продукции в заданное место в
нужном количестве и ассортименте в максимально
возможной степени подготовленных к производственному
или личному потреблению при заданном
уровне издержек. Логистическая система
представляет собой целостную совокупность
разнообразных элементов, объединенных
в подсистемы и субсистемы, которые тесно
взаимодействуют между собой. Все подсистемы
системы делятся на 2 категории: функциональные
подсистемы – производственная, транспортная,
складская; обеспечивающие
подсистемы – информационная, правовая,
кадровая
Логистическая
система как система массового
обслуживания обладает внутрисистемными
связями и связями с внешней
средой, которые обладают высокими интегральными
свойствами:
материальными
денежными
информационными
Связи
могут быть как прямыми так
и обратными. Внутрисистемные связи
являются более мощными, чем связи с
внешней средой. Как правило связи имеют
циклический характер так как они отражают
последовательность передачи материального
и информационного потоков между звеньями.
По отношению к логистическим система
планирование, организация и контроль
процессов и сфер деятельности строятся
таким образом, что влияние отдельных
внутренних или внешних факторов не может
кардинально изменить поступательный
характер осуществляемых работ.
Логистическая
система характеризуется как
система с временными ограничениями,
когда нарушение одного из ограничений
связано с обязательным и немедленным
появлением соответствующих санкций.
Отличительными признаками логистической
системы от других экономических систем
являются:
наличие управляемых
потоковых процессов;
специфическая
системная целостность;
инфраиндустриальност
организации и управления.
Важнейшими
свойствами логистической системы являются:
оптимальность;
адаптивность.
Оптимальность
является необходимым и предварительно
заданным свойством, т.к. от результатов
управляющих воздействий и осуществляемых
оценок зависит эффективность применения
данных систем. Адаптивность
– способность логистических систем к
адаптации в условиях неопределенности
окружающей среды. В таких динамических
условиях способность логистических систем
к адаптации позволяет занять соответствующее
устойчивое положение на рынке.
Важнейшей
характеристикой логистических
структур является показатель логистического
цикла, который выражается периодом
времени необходимым для оформления заказа
на поставку определенного товара, его
изготовления, включая приобретение нужных
для этого средств производства и непосредственно
на доставку заказанной продукции на склад
потребителя или к другому месту назначения.
Логистический цикл в общем виде состоит
из следующих элементов:
1.
Время на формализацию заказа
и его оформление в установленном
порядке.
2.
Время на доставку или передачу
заказа поставщику.
3.
Время на выполнение заказа
поставщиком.
4.
Вемя доставки изготовленной продукции
заказчику.
По
отношению к заказчику элементы
логистического цикла могут быть
частично управляемые и неуправляемые.
Эти элементы выступают в свою очередь
наиболее важными критериями для покупателя
в процессе выбора и оценивания поставщика. Понятие
«цикл материального
потока».
Понятия
и показатели логистического цикла
используются при формировании логистических
каналов (цепей) при проектировании
и создании логистических систем. Особенностью
логистического цикла в современных условиях
развития производства и обращения является
его неуклонное сокращение.
5.2.Типы
и виды логистических
систем
Логистические
системы делятся на 2 типа:
макрологистические; микрологистические.
Макрологистическая
система представляет собой крупную
экономическую систему управления
потоковыми процессами.включая предприятия
не ограниченных в территориальном расположении.
Выделяют 3 вида: региональные, национальные
(межрегиональные) и межнациональные (трансконтинентальны ).
Особое
внимание уделяется взаимоувязке интересов
каждого участника независимо от
его роли в формируемой системе.
Критерием оценки функционирования
макрологистических систем является получение
максимума эффекта при снижении
совокупных затрат до минимума. Макрологистическая
система представляет собой высокоинтегрированную
инфраструктуру экономики региона.страны
или группы стран (Общеевропейский рынок).
Макрологистические системы на основе
межгосударственных программ предполагают
создание единого экономического пространства.
Микрологистические
системы управления охватывают внутрипроизводственну
логистическую область одного предприятия
или группы предприятий.объедине ных
на корпоративных основах. Системы представляют
собой технологически связанные производства.объедин нные
единой инфраструктурой и работающие
на единый экономический результат.
Выделяют
3 уровня управления микрологистической
системой: Высший
(первый) – предприятие, группа предприятий
в корпорации; Средний
(второй) – сферы деятельности предприятия; Нижний
(третий) – отдельные процессы, протекающие
в подразделениях предприятия.
В
зависимости от вида логистических
цепей (каналов) логистические системы
делятся на 3 вида:
логистические
системы с прямыми связями, в которых материальный
поток доводится до потребителя без участия
посредников на основе прямых хоздоговоров;
эшелонированные
логистические системы, в которых материальный
поток доводится до потребителя с участием
как минимум одного посредника:
гибкие логистические
системы, в которых доведение материального
потока до потребителя осуществляется
как по прямым связям так и с участием
посредников.
5.3.
Основные элементы
и факторы, влияющие
на выбор модели логистических
систем
Важнейшей
характеристикой логистических
систем является целостная совокупность
элементов, взаимодействующих друг с другом
и выделяют, следующие элементы:
закупка материальных
ресурсов;
запасы, в
том числе производственные запасы и товарные
запасы;
склады (система
хранения и переработки продукции);
транспорт
(транспортная система);
обслуживающие
производства;
информационная
связь и контроль: информационная и контролирующая
подсистемы. Обе подсистемы регулируют
уровень и структуру статичных и динамичных
потоков, направляют производство, определяют
тактику предприятий в хоздеятельности.
кадры.
Вышеназванные
элементы логистики определяют структуру
модели логистической системы. При
разработке моделей логистических
как макро так и микро систем
пользователи должны учитывать влияние
многих объективных и субъективных
факторов, действующих на определенный
момент времени. Важнейшие из них:
1.Количество
субъектов, входящих в логистическую систему
и их размещение.
2.Число
и размещение трансформационных
центров – складов и перевалочных пунктов.
3.Транспортные
модели.
4.Связь
5.Информационная
система.
Логистическим
системам свойственна полиструктурность,
которая выражается во взаимопереплетении
разнокачественных подсистеме, образующих
несколько интегрированных иерархических
структур. Особенностью логистических
систем является то что они относятся
к системам с переменной структурой так
как они подвижны. формируются применительно
к условиям функционирования, обладают
свойством быстрой реструктуризации.
5.4.
Разработка логистических
систем
Практическое
использование логистики выступает как
сильнейший фактор развития предпринимательской
деятельности. Выбор наилучшего варианта
происходи на основе его соответствия
максимально эффективному достижению
логистических целей. Выделяют следующие
этапы действий при разработке локальной
логистической системы на начальной стадии.
1.
Определение целей и формализация задач
для их достижения.
2.
Выбор стратегии формирования общей логистической
концепции.
3.
Определение границ системы, объема работ,
структуры функциональной деятельности
и области поиска
4.
Информационное обеспечение о потенциальных
потребностях, технологии, производстве,
действующих факторах, природе материальных
и иных потоковых процессов.
5.
Обработка данных для выявления коммуникационных
и иных видов связей в логистической системе
6.
Выявление тупиков, узких мест и недостатков
в действующей экономической системе.
7.
Прогнозирование и дополнительный сбор
информации.
8.
Разработка альтернативных вариантов
моделей.
9.
Оценка разработанных вариантов моделей
с целью выбора наиболее эффективного.
10.
Если цель достигнута, то переходим к п.
11, если нет, то переходим к этапу 7.
11.
Детальная разработка наилучшего варианта
модели.
Выделяют
следующие основные данные, которые
учитываются при создании логистических
систем:
1.
Информация о рынке;
2.
Информация о производстве;
3.
Информация о материальных потоках;
4.
Данные об информационных потоках.
В
единой логистической системе взаимодействие
между составляющими компонентами
предполагает поиск последовательных
компромиссов, которые в традиционных
экономических системах осуществляются
интуитивно без всестороннего применения
математических и технических возможностей
Изначально технология
логистического управления
разрабатывается с учетом
возможных нестандартных
ситуаций в условиях
неопределенности.
Выделяют
следующие типовые правила построения
логистических систем:
1.
Все производственные и снабженческо-сбытовы
операции в логистической системе должны
быть направлены на достижение главной
цели и быть тесно связаны со стратегией
корпорации
2.
Материально-техниче кое снабжение,
сбыт готовой продукции и транспортно-перемеща щие
работы должны быть организованы таким
образом, чтобы реализовать возможность
создания на предприятии единого координирующего
подразделения.
3. Любая логистическая система должна
располагать достаточным информационным
обеспечением, а каждое соответствующее
структурное подразделение должно иметь
опыт его быстрого и рационального использования.
4.
Логистические подразделения на предприятии
должны быть укомплектованы квалифицированными
кадрами.
5.
Независимо от выбора стратегии производственно-эконо ической
деятельности предприятие должно установить
тесные внешние и внутренние системные
связи
6.
Руководству предприятия и центру управления
логистической системы легче и эффективнее
управлять через учетно-плановые подразделения.
7.
Для каждой конкретной логистической
системы в зависимости от ее потенциала
необходимо определить оптимальный уровень
обслуживания потребителей.
8.
Большое значение имеет серьезное
внимательное отношение к любым малым
мероприятиям
9.
Осуществлять постоянный поиск возможностей
рационального укрупнения мелких партий
грузов.
10.
Гласная оценка деятельности органов
материально – технического обеспечения
сбыта и транспорта.
5.5.
Логистические цепи
и логистические звенья Логистическая
цепь – линейно упорядоченное
множество конкретизированных
субъектов, которые
осуществляют логистические
операции по доведению
материального потока
от одного логистического
звена до другого звена
или конечного потребителя. По своей
сути логистические цепи представляют
собой взаимосвязанные пути движения
материальных, информационных, денежных
и других видов потоков.
Между
логистическими звеньями протягивают
логистические цепи. В настоящее время
при формировании логистических звеньев
выделяют следующие звенья:
1.
Генераторы (источники) логистических
потоков;
2.
Трансформационные центры и пункты структур,
преобразующие материальные потоки на
стадии закупок.
3.
Трансформационные центры и пункты в местах
производства продукции.
4.
Трансформационные центры и пункты для
физического распределения и отправки
готовой продукции.
5.
Трансформационные центры и пункты структур,
преобразующие материальные потоки на
пути доставки готовой продукции потребителям.
6.
Пункты назначения (потребители) материальных
потоков.
В
процессе формирования логистической
цепи и при оценке деятельности большое
значение имеет показатель – коэффициент
звености товародвижения. Данный
коэффициент представляет
собой среднее число
звеньев, которое проходит
материальный поток
при движении от производителя
к конечному потребителю.
Обобщенно коэффициент звености показывает
сколько раз товар был продан в сфере обращения.
Различают два вида коэффициента звености
материалопотоков: торгово-организацион ый
и складской. Торгово-организацион ый
коэффициент рассчитывается как отношение
валового товарооборота предприятия или
торговой системы к чистому товарообороту
за определенный период. На величину коэффициента
звености влияет изменение объема запасов
в оптовых и розничных звеньях.
Складской
коэффициент звености отражает количество
трансформационных пунктов которое
проходит материальный поток до конечного
потребителя. В последнем случае рассчитывается
коэффициент перезагрузки. Данный коэффициент
представляет собой среднее количество
операций произведенное с каждой физической
единицей в процессе выполнения перегрузочных
работ. Он относится к качественным показателям
перезагрузочных работ. На эффективность
логистических цепей влияет много не только
внешних, но и внутренних факторов. В зависимости
от вида логистические цепи должны включать
все звенья движения материальных или
иных ресурсов, а также информации на всех
стадиях их общения и на всех стадиях их
производства от начала до конца. Звеньями
логистических цепей становятся пункты
отправок, приема, переработки и хранения
тех или иных ресурсов, а также соответствующей
информации.
Тема
6. Модулирование и моделирование
в логистике 6.1.Модулирование
логистических систем
Важнейшей
характеристикой микрологических
систем является их построение по модульному
принципу Общая модель
структуры функций и
взаимосвязей в пределах предварительно обусловленных допусков
называется модулем.
Логистические модули это сочетание унифицированных
и стандартизированных взаимозаменяемых
элементов. Стандартным логистическим
процессом считается такой процесс, при
котором ресурсу от момента поступления
в данное логистическое звено до момента
выдачи с него движутся непрерывно.
Непрерывность
в логистической системе – это объединение
процессов поступления ресурсов (материальных,
денежных, информационных) в логистическое
звено, хранение, подборка, а также их выдача.
Эти последовательные действия, часто
разделенные во времени в логистике объединяются
в единый процесс. В логистике моделируются
организационные, технические и технологические
решения.
В
организационном отношении логистические
системы представляют собой комплекс,
состоящий из 6 укрупненных организационных
модулей:
модуль разработки
новой продукции и модификации выпускаемой;
модуль материально-техничес ого
обеспечения;
модуль управления
запасами;
модуль сбора
и обработки заказов, включая их прогнозирование;
производственный
модуль;
модуль подготовки
к производственному потреблению и доставки
готовой продукции, выпущенной по заказам.
В
логистических системах можно наблюдать
3 уровня организационных модулей. В состав
оргмодулей всех уровней обязательно
входят технические и технологические
модули. Наиболее распространенным подходом
является построение программно-функционал ных
модулей. Они формируются на втором уровне,
относятся к одному из организационных
модулей первого порядка и при этом глубоко
интегрированы между собой.
6.2.
Особенности моделирования
логистических систем
Важную
роль в разработке и создании логистических
систем играет процесс моделирования,
который представляет
собой особую форму
эксперимента, которая
заключается в исследовании
объекта на его модели.
Многообразие особенностей движения материальных,
денежных и других ресурсов, а также информации
позволяет свести к ограниченному числу
стандартных моделей. Все логистические
субъекты классифицируются по различным
признакам, По типу производства предприятия
делятся:
единичные;
серийные;
массовые.
По
характеру технологических процессов:
непрерывные;
дискретные.
Кроме
того выделяются особые признаки, по которым
осуществляется классификация логистических
субъектов:
по структуре
поставщиков (потребителей);
по средней
удаленности поставщиков (потребителей);
по уровню
интеграции с другими предприятиями
По
характеристикам множества параметров
определяют приемлемость одной из имеющихся
стандартных моделей и выбирают наилучшие
алгоритмы управления и программы управления
потоковыми процессами. Природа моделирования
основывается на определении подобия
рассматриваемых систем или процессов,
которое может быть полным или частичным.
По данному признаку все модели экономических
систем делятся на 2 категории: изоморфные
и гомоморфные. Изоморфные
модели – модели включающие все характеристики
реального субъекта и их соответствие
является полным. Гомоморфные
модели – неполное подобие выбранной
модели изучаемому объекту. В этом случае
упрощается построение модели и возникает
интерпретация результатов исследований.
Важнейшей характеристикой логистических
модели является их материальность и делятся
на 2 класса: материальные и абстрактные.
Материальные
модели в логистике воспроизводят
основные характеристики изучаемого объекта
или процессов. Абстрактное моделирование
может быть символическим и математическим.
Символическое моделирование подразделяется
на языковые модели и звуковые модели.
Математическое
моделирование подразделяется на аналитическое
и имитационное.
Аналитическое моделирование
– получение максимально точных решений
и включает 3 этапа.
На
первом этапе формулируются математические
законы и зависимости, которые связывают
отдельные объекты системы. Эти законы
и зависимости формализуются в виде некоторых
функциональных отношений. На втором
этапе осуществляется решение уравнений
и получение теоретических результатов.
На третьем этапе проводится сопоставление
полученных результатов с реальностью,
т.е. осуществляется проверка на адекватность.
Преимуществами аналитического моделирования
являются большой потенциал обобщения
и возможность многократного использования. Имитационное
моделирование –
проведение численных экспериментов с
математической моделью, описывающей
поведение сложной системы в течение периодов
времени заданной продолжительностью.
Алгоритмы данного моделирования могут
учитывать как детерминированные (определенные)
так и стохастические (вероятностные)
связи и зависимости, характеризующие
моделируемую логистическую систему.
Имитационное моделирование используется
как для анализа, так и для оптимизации
функционирования логистических систем
и является основным методом исследования
потоковых процессов. Имитационное моделирование
разбивается на 2 этапа: конструирование
модели реальной логистической системы
и проведение экспериментов на данной
модели. К недостаткам необходимо отнести
высокую стоимость данного метода, модели
ориентированы на конкретные условия
и обычно не тиражируются. Кроме того,
велика возможность ложной имитации.
Приступая
к формированию логистической системы
прежде всего следует перестроить
весь традиционный механизм управления
и выработки управляющих воздействий,
в том числе принятия решений а исполнительном
уровне. Прогрессивность любой логистической
системы выражается в следующем:
1.
Уровень организационного и правового
обеспечения.
2.
Уровень информационно-техниче кого обеспечения.
3.
Качество оперативного управления.
4.
Содержательность экономической базы.
Создание
наиболее эффективной модели управления
предполагает разработку различных
альтернативных моделей логичтической
системы. Процесс логистического управления
материальными и иными потоками позволяет
выполнять определенные действия:
1.
Достаточно точно определять последствия
принимаемых решений в процессе управления
и соответствующие затраты, связанные
с решением логистических задач при четком
обосновании и соблюдении уровня и меры
ответственности конкретного органа управления
и должностного лица;
2.
Осуществлять полноценный комплексный
учет влияния различных воздействующих
факторов как внутреннего так и внешнего
характера с целью расчета и соизмерения
затрат по различным альтернативным вариантам
моделей в соответствии с поставленными
целями и подцелями
3.
Максимально использовать унифицированные
методы решения задач и логистические
процедуры для минимизации затрат, связанных
с моделированием и модулированием логистических
систем управления.
4.
Оптимизировать сравнение фактических
и планируемых результатов решения стратегических
и оперативных задач управления потоковыми
процессами
5.
Совершенствовать методологию и аппарат
моделирования путем улучшения качественных
и количественных параметров в процессе
планирования деятельности логистических
систем и реализации управленческих решений.
Тема
7. Логистический
менеджмент
7.1.
Организационно-правов е
обеспечение логистических
систем управления представляет
собой совокупность
правовых норм, актов
инструкций, которые
устанавливают систему
взаимных связей между
элементами, этапами
и средствами управленческого
процесса. Данная система имеет эшелонированную
структуру, многофункциональную направленность,
включает критерии оценок получаемых
результатов и меры персональной ответственности
при решении конкретных логистических
задач.
Выделяют
4 аспекта организационно-правого
обеспечения: государственное,
административное, финансовое,
трудовое.
В
условиях рынка определяющее значение
для хозяйственных структур имеют
принципы самоуправления и адаптации
к окружающей среде. В этой связи логистические
системы помогают организовать процессы
управления производственно-хозяй твенной
деятельностью предприятий и его подразделений,
в том числе путем эффективного использования
действующего юридического и нормативного
права. Они должны выполнить дополнительные
организующие функции и вносить свои аспекты
правого регулирования функциональной
деятельности. Фактор
не только эффективного,
но и формального функционирования
системы. и т.д.................