Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внимание и память

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.05.2012. Год: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………….. 3
ГЛАВА 1. Внимание……….... 5
1.1. Характеристики внимания………………... 5
1.2. Виды внимания………………. 9
1.3. Управление вниманием……………….. 10
ГЛАВА 2. Память………... 12
2.1. Виды памяти……………… 13
2.2. Связь между видами памяти……….. 15
2.3. Процессы памяти……………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….. 23



















ВВЕДЕНИЕ
Изучение законов возникновения психических явлений позволило обнаружить неразрывную связь этих явлений с устройством и работой головного мозга.
Психика – это особая форма отражения действительности. В психических явлениях отражаются не только внешние свойства, но их внутренние, скрытые качества. Познавательные действия всегда включены в общий ход жизни человека, в его деятельность и общение с другими людьми. Психические явления поэтому и возникают, что необходимы для жизни, для деятельности и общения.
Всякая деятельность человека направляется определенными побуждениями – совершаются для достижения определенной цели. Реализация побуждений, воплощение в жизнь того, к чему стремится человек. В выполнении деятельности обязательно участвуют и психические явления, отражающие наше отношение к предметам и событиям внешнего мира.
Психические явления ориентируют и регулируют деятельность, указывают ей цели и отыскивают способы их достижения. Совокупность психологических качеств человека, отличающая его от других людей, составляет его индивидуальность. Формы познания мира, деятельности и общения, свойственные человеку, развиваются постепенно и на протяжении детства, и одновременно с ними складываются индивидуальные психологические качества, формируются свойства личности.
Управляя собственной деятельностью, человек управляет самим собой. В зависимости от того в каких обстоятельствах протекает деятельность какую форму принимают ее отдельные звенья, она требует больших или меньших волевых усилий. Все действия, требующие участия воли, называются произвольными. У взрослого, здорового, бодрствующего человека произвольны все его действия и не нуждаются в управлении.
Произвольные действия, связанные с затратой значительных волевых условий, называются волевыми. Как и вся деятельность в целом управляется волей. Волевое усилие, специально направлено на удержание внимания и памяти.
Память и внимание обеспечивает непрерывность психической жизни человека.























ГЛАВА 1. Внимание
Для того чтобы воспринимать явления необходимо, чтобы оно смогло вызывать ориентировочную реакцию, которая позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Это произвольная и непроизвольная направленность и сосредоточенность на каком-либо объекте и называется вниманием. Без него восприятие невозможно. Природа и сущность внимания вызывают серьезное разногласие в области психологии. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытия нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания связаны с тем, что они не образуются в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обуславливает избирательность, сознательность и полусознательный отбор информации, поступающий через органы чувств.
1.1. Характеристики внимания
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным характеристикам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключаемость, предметность.
Длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче называется устойчивостью. Устойчивость существенно повышается, если человек активно взаимодействует с объектом, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит на него. Чем интересней объект, тем устойчивее будет внимание.
Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.
Концентрация внимания характеризуется сужением сознания, когда другие, актуальные прежде содержания, например, восприятие внешних предметов, из него исчезают. Концентрация предполагает, что выделяемое из окружающего человека явление или предмет являются самыми главными в данный момент. Примером высочайшей концентрации может быть состояние сосредоточенной медитации. Однако это форма возможна лишь при условии внутренней свободы и независимости от актуальных внешних и внутренних воздействий.
Пример силы концентрации внимания: в 1794 г. 9-летнему мальчику делали операцию, чтобы удалить опухоль. Обезболивающих не было и мальчика пытались отвлечь, рассказывая ему настолько интересную историю, что впоследствии он утверждал, что совсем не чувствовал боли.
Очень важное свойство памяти, которое необходимо в любой профессии – распределение. Это субъективное ощущение человека, способного удерживать в поле внимания одновременно определенное число разнородных объектов. Распределение, то есть способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы нескольких фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя не одного из них из поля внимания. Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько не связанных между собой дел. Наполеон мог также одновременно диктовать своим секретарям несколько ответственных дипломатических документов. Однако есть основание предполагать, что одновременно протекает только один сознательный вид психической деятельности, а субъективное ощущение совместимости выполнения нескольких дел обусловлено быстрым последовательным переключением с одного вида деятельности на другую. В таких случаях один из видов деятельности настолько автоматизирован, что не требует к себе внимания. Если же такого автоматизма нет, то совмещение невозможно. Например: нетренированного человека идущего по гимнастическому бревну, бесполезно просить решить самую простую арифметическую задачу, в то время как опытный гимнаст легко справляется с распределением внимания, необходимым для соответствующих мыслительных операций.
Распределение внимания, по существу, является обратной стороной переключаемости – скорости перехода от одного вида деятельности к другому. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания.
Переключение может быть произвольным, тогда его скорость – это показатель волевого контроля субъекта над своим восприятием, и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей. Непроизвольное переключение внимания очень часто выглядит как рассеянность. Непревзойденной была рассеянность И. Ньютона. Увидев съеденный другом обед, он удивленно воскликнул: «Однако как мы, философы, рассеянны – оказывается, я уже пообедал». Известный математик Гильберт во время одной из домашних вечеринок, когда собралось множество гостей, пошел переодевать по просьбе жены галстук. Сколько его ни ждали, он так и не появился. Оказалось, сняв галстук, он стал раздеваться дальше и лег спать.
Причина такой рассеянности – бытовые ситуации, которые выводят из сознания контроль за их исполнением и своевременным переключением на другую программу и тем самым дают возможность освободить поле внимания для решения основной научной задачи. Иные особенности у старческой рассеянности (вследствие атеросклероза сосудов головного мозга), которая проявляется в том, что внимание становится неустойчивым и нужны определенные усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то.
К одной из важной характеристике внимания относится объем, то количество однородных стимулов, которые находятся в фокусе внимания человека в данный момент (у взрослого – 4-6 объектов, у ребенка – не более 2-3). Объем внимания зависит от генетических факторов, от возможностей кратковременной памяти, от профессиональных навыков.
Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.
Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но их повторением. Примером может послужить телевизионная реклама, которая в сотый раз привлекает взрослого зрителя, вызывает ориентировочную реакцию и у ребенка и даже (может быть еще в большей степени именно в том случае) если ее содержание совершенно нелепо. Устойчивость – временная характеристика внимания. Предметность и обостренная наблюдательность относятся к важным характеристикам внимания. Предметность дает возможность человеку абстрагироваться от несущественных явлений и выбрать те сигналы, которые лично значимы и актуальны для него на данный момент. Например: можно слушать оркестр и не замечать кашля соседа, смотреть интересный мультфильм и не слышать родительские окрики, читать увлекательный роман и пропустить свою станцию метро. Обостренная наблюдательность – это особенность внимания людей, отличающихся особой пытливостью и профессиональной зоркостью – ученых, художников и людей с творческим мышлением.
1.2. Виды внимания
Внимание классифицируют по трем основным видам: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Особый интерес психологов всегда привлекало произвольное внимание, требующее осознанного самоконтроля и сопровождаемое чувством усилия над собой, в некотором смысле самопринуждением индивида, который в этом случае подавляет свои непроизвольные реакции во имя долга, высших целей, разумной необходимости.
Произвольное внимание в значительной степени и продукт, и условие нашей цивилизации, сделавший необходимым непривлекательный труд – и физический, и умственный. По мнению французского психолога Т. Рибо, до возникновения нашей цивилизации произвольное внимание практически несуществовало. Дикарь со страстью предается охоте, войне, игре, но постоянный труд вызывает у него презрение. А ведь такой труд предполагает резкую конкретную форму произвольного внимания. Даже полуцивилизованные племена чувствуют отвращения к последовательному труду.
Произвольность внимания – качество сугубо человеческое, оно активное (волевое). Человек обладает способностью сосредоточиться на том, что для него обязательно интересно или приятно. До десяти месяцев ребенок способен лишь к непроизвольному вниманию, которое часто называют пассивным или эмоциональным. Блеск ярких предметов, знакомые лица родных заставляют ребенка внешне реагировать на происходящее. Произвольное внимание возникает по мере роста и взросления ребенка в результате его общения со взрослым, в социальном контакте. Произвольное внимание семьи тесным образом связано с речью. Только в 2 – 2,5 года настоятельные требования взрослого способны отчетливо направлять поведения ребенка. Полностью созревание произвольного внимания формируется к 12-16 годам.
Согласно данным Б. Г. Ананьева: Оптимальное объем внимания и наилучшая избираемость формируется у взрослого лишь к 33 годам, максимум переключаемости внимания приходится на 29 лет, наилучшая устойчивость – в 34 года.
Некоторые ученые предполагают, что предрасположенность к произвольному вниманию является одним из факторов социального отбора, так как оно не только условие эффективной работоспособности нашего интеллекта, но и способствует лучшему взаимопониманию людей, предотвращает ненужные конфликты между ними, то есть дает человеку определенные дополнительные шансы для успешной социальной адаптации.
Послепроизвольное внимание формируется в процессе какой-либо деятельности в связи с возникшим к ней интересом. Этот вид внимания является самым длительным и эффективным. В течении долгого времени человек может сохранять целенаправленный интерес и увлеченно, без напряжения и усталости, заниматься делом.
Внимание слушателей в аудитории зависит от динамики, интенсивности речи говорящего, от новизны, актуальности информации для данного человека, соответствия потребностям и эмоциональному настрою и от многих других факторов. Для того чтобы управлять вниманием, необходимо соблюдать ряд условий.
1.3. Управление вниманием
Интерес к происходящему. Утомление часто связано не с физическим истощением, а вследствие недостатка интереса. С помощью волевого усилия человек принуждает себя концентрироваться на том, что его не занимает. Возникает внутренний конфликт и энергия направляется не на объект внимания, а на борьбу с отвлечением.
Монотония. Обнаружилось, что школьники, занимающиеся в классе с гладкими белыми стенами без рисунков и украшений, с матовыми стеклами в окнах, устают быстрее и усваивают предмет хуже, чем в нормальных условиях.
Утомление. В любой ситуации содержательность задания, возможность творческого подхода к его решению поддерживают устойчивость внимания.
Новизна. Может быть организована искусственно, с помощью, например, «конфликта» или противоречия. Этот прием полезен лектору. Парадоксальность вступления заинтересовывает аудиторию и возвращает в нее тех, кто мысленно ее покинул.
Неожиданным может быть юмор и сценография выступления. Чтобы привлечь внимание иногда используются и необычные приемы.
Так в Калифорнийском университете, профессор Ричард Икин, читавший курс по истории биологии, для привлечения внимания студентов гримировался под великих биологов прошлого и рассказывал об их открытиях от первого лица в манере и стиле автора.
Очень интересный способ организации внимания использовал известный математик А. Я. Хинчин. Когда он доходил в курсе лекций по математическому анализу до формулы Ньютона-Лейбница, он всегда начинал изложение этой темы в начале двухчасовой лекции и заканчивал ее к концу первого часа. После этого он говорил слушателям, что у них этот день остался в памяти на всю жизнь. Также он сказал, что он не расположен после доказательства этой замечательной теоремы говорить о менее значительных вещах, и поэтому сегодня продолжения лекции не будет. Все могут идти домой. Такое выделение этой теоремы приводило к тому, что на экзаменах все хорошо ее знали.
ГЛАВА 2. Память
Все что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда – навсегда. Остается как «след» прошедшего, его знак, шифр, образ. Каждый из нас может подтвердить, что повторно воспринимаемое и переживаемое осознается нами именно как повторение «известного», то есть мы готовы утверждать, что это уже было.
Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.
Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле памяти можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Памятью называется запоминание, сохранение и восстановление прошлого опыта. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психической идентичности.
Память обеспечивает непрерывность психической жизни человека - то, что он всегда остается внутренне самим собой, накопление им всех видов знаний, любые формы обучения. Она основана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий (а также и воздействий, поступающих изнутри организма). Мы можем вспомнить и то, что было минуту назад, и события вчерашнего дня, и многое из того, что мы узнали (или что с нами происходило) в далеком прошлом. Многое – но не все. Память человека избирательна.
Принято определять память как процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. В этом смысле можно сравнить работу нашей памяти с компьютером, для которого характерны все эти функции.
Из того, что мы воспринимаем, переживаем, делаем, о чем думаем или что представляем себе, часть вовсе не запоминается, часть хранится в памяти считанные минуты (и даже секунды), а кое-что остается на долгое время, или на всю жизнь. Но из оставшейся информации не все мы можем восстановить по собственному желанию. Наша память обладает своими законами и мы не всегда ею можем управлять.
2.1. Виды памяти
В зависимости от того, что мы запоминаем, различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Двигательная память – это запоминание собственных движений. Оно выражается в виде образования навыков. К этим навыкам относится овладение ходьбой, бегом, ездой на велосипеде или написанием букв. Это результат двигательной памяти. При использовании двигательной памяти нам не нужно специально представлять себе ход действия (такое представление относится уже не к двигательной, а к образной памяти), ноги или руки как бы сами вспоминают, какие движения необходимо выполнить. Двигательная память играет значительную роль при овладении значительными моторными навыками, например, при обучении игре на музыкальном инструменте, в процессе печатания на машинке, вождения автомобиля и т. д.
Эмоциональная память – это память чувств. Она проявляется в том, что, попадая в места, где мы испытывали какие-либо чувства, встречаясь с людьми или предметами, которые эти чувства вызывали, мы их снова испытываем, переживаем. Именно переживаем, а не просто вспоминаем о том, что переживали когда-то (это опять-таки образная память). Этот вид памяти не менее важен для развития внутреннего «я» человека, для формирования его стратегий обучения и поведения, для развития познавательных способностей, для адаптации в окружающей среде.
Образная память фиксирует средства и результаты действий восприятия, образного мышления и воображения, т. е. все виды образов. А это значит, что всегда, когда мы воспринимаем предметы и явления, пользуемся образным мышлением, решая новую задачу, или строим новый образ воображения, в этом участвует образная память. Нам знакомы ее проявления в случаях, когда мы вспоминаем лицо человека, его голос, картину природы, музыкальный мотив и т. п. Образная память отражает результаты восприятия, могут быть зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными, вкусовыми.
Зрительная память – наиболее сильный и в то же время наиболее коварный тип памяти. Потенциал зрительной памяти огромен, но вместе с тем именно она нередко подводит нас, воспроизведя воспринятые образы со значительными искажениями.
Слуховая память направлена на восприятие и анализ слухов. Нам часто приходится рассчитывать только на этот вид памяти, например, при восприятии на слух голоса, музыкальных звуков, иностранной речи. Как правило, слуховая память работает вместе со словесно-логической, например, когда мы воспроизводим в слух лекцию, беседу, телефонный разговор.
У некоторых людей есть особая форма образной памяти – эйдетическая память, отличающаяся фотографической точностью. Эти люди способны представить себе все, что они запомнили, с такой же яркостью, как при реальном восприятии.
Словесно-логическая память - это сохранения мыслей, выраженных словами. Именно мыслей, а не самих слов. Ее обычные проявления это – запоминание понятого нами смысла рассказа, объяснения преподавателя, главы из учебника. Вспоминая о каких-либо событиях, которые мы сами наблюдали, мы тоже пользуемся словесно-логической памятью, если восстанавливаем не «картинку» события, а его общий смысл.
Словесно-логическая память – память, фиксирующая средства, способы и результаты логического мышления – понятия и рассуждения.

2.2. Связь между видами памяти
Разные виды памяти связаны между собой, и почти никогда не «работают» отдельно. При запоминании движений мы пользуемся не только двигательной, но и образной памятью, следуя воспринятому зрительно образу. Часто в этом принимает участие и наша словесно-логическая память, например при воспоминании о том, в какой последовательности должны выполняться движения, какие условия при этом нужно учитывать, чтобы получить желаемый результат.
Эмоциональная память всегда объединена с образной или словесно-логической (или той и другой, вместе взятыми). Для того чтобы пережить «запоминающиеся» чувство, нужно узнать или вспомнить первоначально вызвавшее его событие, человека, ситуацию.
Образная память, связана и с двигательной, и с эмоциональной, но теснее всего – со словесно-логической. В основном запоминается и воспроизводится весь процесс мышления, а в нем образная и логическая сторона всегда переплетаются между собой.
Например, если отвечаешь на экзамене, то главное – вспомнить основное содержание материала. Пересказывая его своими словами, человек пользуется словесно-логической памятью, но только до тех пор, пока излагает правила и выводы. Как только нужно перейти к примерам, к словесно-логической присоединяется образная память. Эта память позволяет вспомнить точную формулировку, приведенную в тексте учебника (зрительная память) или услышанную от преподавателя (слуховая память). Двигательная память принимает участие в процессе произнесения слов – ведь когда-то мы запомнили, как они произносятся, а теперь воспроизводим это. Также не обходится в этом случае и без участия эмоциональной памяти. Когда мы впервые знакомимся с материалом и готовимся к экзамену, то что-то в нем заинтересовывает нас, что-то удивляет или веселит, теперь это снова вызывает то же переживание. Даже сама обстановка экзамена (если сдавать его впервые) скорее всего порождает переживания, возникавшие на прежних экзаменах.
2.3. Процессы памяти
Память состоит из трех частей – запоминания, сохранения, и восстановления того, что сохранялось. Каждая из этих частей – процесс, длящийся иногда большее, иногда меньшее время и протекающий по определенным правилам. Поэтому запоминание, сохранение и восстановление называются основными процессами памяти.
Запоминание обычно основано на установлении связей нового опыта, получаемого человеком, с какими-то элементами уже имеющегося у него опыта. Ход и результаты сохранения зависят от количества, содержательности и прочности этих связей. Восстановления того, что хранится в памяти, происходит на основе использования связей, установленных при запоминании.
Непроизвольное запоминание – это запоминание, которое происходит без специальной цели запомнить. Так запоминается большая часть нашего опыта. Запомним ли мы что-либо, а если запомним, то как – подробно ли, четко ли, надолго ли, зависят в этом случае от того, какое место занимают предметы, явления, события в нашей деятельности, что мы делаем по отношению к ним. Лучше всего запоминается то, что имеет для человека большее значение, производит впечатление (т. е. затрагивает наши чувства) и, следовательно, активно воспринимается и обдумывается, служит материалом для воображения.
Все эти действия, объединяют те стороны действительности, которые мы воспринимаем, обдумываем, воссоздаем в воображении, с имеющимся у нас опытом, используемым в качестве средств решения познавательных задач. Установление этих связей и способствует запоминанию.
При произвольном запоминании мы ставим перед собой цель запомнить что-либо и выполняем действия, специально направленные на достижения этой цели – действия запоминания. Задачи, которые решаются при помощи действий запоминания, различаются в зависимости от того, что именно нужно запомнить, т. е. от характера запоминаемого материала, и от того, насколько долго мы намерены хранить его в памяти.
От вида материала зависит, какой вид памяти в основном принимает участие в запоминании.
Средства, используемые в действиях запоминания, те же, что и в действиях восприятия, наглядно-образного и логического мышления. Это – разные формы усвоенных человеком знаний: модели понятия и т.д. Но способы их применения при решении задач на запоминание своеобразны. Человек стремится установить большее количество связей между запоминаемым материалом имеющимися знаниями, так и между разными частями и сторонами самого запоминаемого материала.
Если мы хотим запомнить внешний вид предмета, то не только определяем его форму, цвет, величину и другие свойства, используя сенсорные эталоны, но стараемся тут же вспомнить другие предметы, на которые он похож, сравнить его с ними. Также запоминая содержание рассказа, мы стремимся не только понять, что в нем происходит, но специально выделяем главные события, устанавливаем их последовательность и взаимосвязь.
Наиболее успешным оказывается произвольное запоминание, основанное на установлении смысловых связей между частями запоминаемого материала и между этим материалом и имеющимися знаниями. Это относится к запоминанию, как мыслей, так и образов.
При произвольном запоминании очень важно не только установление связей, но и их закрепление. Способом закрепления является повторение запоминаемого материала.
Если запоминание происходит главным образом путем установления смысловых связей, оно называется смысловым. Запоминание, основанное преимущественно на повторениях, называется механическим. Но как правило при запоминании оказывается необходимым сочетание осмысливания материала и его повторения.
Произвольное запоминание обычно используется при систематическом усвоении знаний в процессе обучения. Запоминание – самый интересный этап, так как в нем возможно применение максимального количества различных методов и упражнений для усовершенствования памяти.
Специально организованное, планомерное произвольное запоминание учащимися учебного материала называется заучиванием. Психологией разработаны наиболее целесообразные конкретные приемы заучивания разных видов материала, основанные на сочетании разных средств и способов запоминания.
Сохранение обеспечивается активным концентрированным восприятием, эффективным запоминанием и рационально организованным повторением.
Материал, который после запоминания хранится в памяти, ожидает разная судьба. Многое забывается, а то, что остается, может измениться до неузнаваемости. Наиболее существенное изменение материала – это его сокращение. Вид этого сохранения зависит от способов запоминания. При смысловом запоминании оно состоит в том, что в памяти остаются только главные мысли, все второстепенное исчезает, отпадает. При механическом запоминании могут остаться лишь отдельные куски, фрагменты.
Восстановление материала, хранящегося в памяти, происходит в двух формах: узнавания и воспроизведения. Узнавание включено во всякое восприятие. Но замечаем мы его лишь в тех случаях, когда вновь встречаемся со знакомыми по прошлому опыту людьми, предметами, ситуациями. Воспроизведение – это восстановление в памяти чего-то отсутствующего в данное время. Как и запоминание, восстановление, бывает непроизвольным и произвольным. Благодаря специальным методам, позволяет быстро и в срок найти в хранилище нашей памяти необходимые данные, т. е. актуализировать информацию. Когда происходит произвольное воспроизведение, нередко приходится пользоваться специальными приемами, направленными на то, чтобы восстановить нужную связь.
Узнать что-либо намного проще, чем воспроизвести. Поэтому в учебной деятельности никогда нельзя контролировать успешность запоминания путем узнавания (листая учебник, узнавать знакомые положения).
Забывание часто является причиной жалобы на собственную память, хотя мы часто, не зная закономерностей забывания, сами провоцируем быстрое забывание. У каждого человека разная память. Одни люди успешно систематизируют информацию и в нужный момент находят требуемый материал. У других вся имеющаяся а наличии огромная информация свалена в кучу, и любая попытка найти быстро требуемое бесперспективна. Упорядочен материал, классифицирован по видам информации, сжат до определенных размеров – значит доступен. Если же он хаотично и бессистемно разбросан в различных уголках памяти, то попытка в стрессовой ситуации что-либо нужное из нее извлечь закончится неудачей. По длительности хранения и прочности закрепления информации выделяют три блока памяти: сенсорный блок или непосредственная память; кратковременная память; долговременная память.
Сенсорная (непосредственная) память связана с органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом, обонянием. Это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим, и информация, находящаяся в сенсорной памяти, сохраняется не более 1,5 с. Кратковременная память действует до тех пор, пока ваше внимание находится в сосредоточенном состоянии, т. е. информация сохраняется в течение ограниченного времени (не более 30 с.).
Накопление опыта связано с долговременной памятью, чья емкость и длительность в принципе безграничны. Существует явное и убедительное различие между памятью на только что случившиеся события и на события далекого прошлого. О первых мы вспоминаем легко и непосредственно, вспомнить которые бывает трудно, для этого требуется иногда много времени.
По мнению многих ученых, в долговреме
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.